Научная статья на тему 'Финансовые технологии на розничном рынке банковских услуг'

Финансовые технологии на розничном рынке банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2655
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИИ / БАНКИ / ФИНТЕХ-КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курманова Диана Асхатовна

За последние годы в секторе финансовых услуг произошли серьезные изменения, вызванные появлением новых технологий. Развитие экономических отношений между субъектами финансового рынка обязывает их находиться в постоянном поиске новых реше-ний, создании и внедрении инновационных технологий в свои продукты и услуги. Процессы взаимодействия в создании банковского продукта, выстраивании долгосрочной стратегии и успешной проектной деятельности переходят в цифровую интерактивную модель взаимо-действия, когда традиционные экономические процессы приобретают новые способы вза-имодействия в цифровой среде. На сформировавшихся рынках появляются финтех-стартапы в таких областях, как обслуживание физических лиц и управление част-ным капиталом, которые выбиваются в лидеры за счет удобных для клиентов решений, не обремененных традиционными системами.Финансовые технологии предполагают не только внешнюю модернизацию банка, но и реструктуризацию большей части внутренней системы работы коммерческих банков во взаимодействии на основе партнерства с создаваемыми на финансовом рынке финтех-ком-паниями, что определяет актуальность темы исследования.Цель научной статьи заключается в мониторинге практики применения финансовых тех-нологий в банковской сфере как наиболее быстроразвивающихся тенденций в банковском деле, что служит основой для прогнозирования направлений развития сферы финансовых услуг в новой цифровой конкурентной среде. Финансовые технологии коренным образом меняют конкурентную среду финансовых институтов и структуру рынков их функционирования, сокращая филиальную сеть банков, число занятых в сфере финансовых услуг, одновременно расширяя их предоставление в режиме реального времени, формируя условия для многофункциональных цифровых бан-ков с низкой базой текущих затрат за счет упрощения традиционных систем. Финтех-сегмент рынка капитала способствует формированию новой бизнес-модели, предлагая пользователям более персонализированный вариант обслуживания в сочетании с более низкими фиксированными затратами и ценовыми параметрами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL TECHNOLOGIES IN THE RETAIL BANKING MARKET

The financial services sector has undergone major changes in recent years as a result of new technologies. The development of economic relations between the subjects of the financial market obliges them to be in constant search of new solutions, the creation and implementation of innovative technologies in their products and services. The processes of interaction in the creation of a banking product, building a long-term strategy and successful project activities are moving into a digital interactive model of interaction, when traditional economic processes acquire new ways of interaction in the digital environment. In emerging markets, FinTech startups are emerging in areas such as servicing individuals and managing private capital, which are becoming leaders due to customer-friendly solutions that are not burdened by traditional systems.Financial technologies involve not only the external modernization of the Bank, but also the restructuring of most of the internal system of commercial banks in cooperation on the basis of partnership with the FinTech companies created in the financial market, which determines the relevance of the research topic.The purpose of the scientific article is to monitor the practice of financial technologies in the banking sector as the fastest growing trends in banking, which serves as the basis for forecasting the directions of development of financial services in the new digital competitive environment. Financial technologies are radically changing the competitive environment of financial institutions and the structure of their functioning markets, reducing the branch network of banks, the number of employees in the financial services sector, while expanding their provision in real time, creating conditions for multifunctional digital banks with a low base of current costs by simplifying traditional systems. The FinTech segment of the capital market contributes to the formation of a new business model, offering users a more personalized service option combined with lower fixed costs and price parameters.

Текст научной работы на тему «Финансовые технологии на розничном рынке банковских услуг»

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Курманова Д. А. Kurmanova D. A.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и налогообложения, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-60-67

ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

За последние годы в секторе финансовых услуг произошли серьезные изменения, вызванные появлением новых технологий. Развитие экономических отношений между субъектами финансового рынка обязывает их находиться в постоянном поиске новых решений, создании и внедрении инновационных технологий в свои продукты и услуги. Процессы взаимодействия в создании банковского продукта, выстраивании долгосрочной стратегии и успешной проектной деятельности переходят в цифровую интерактивную модель взаимодействия, когда традиционные экономические процессы приобретают новые способы взаимодействия в цифровой среде. На сформировавшихся рынках появляются финтех-стартапы в таких областях, как обслуживание физических лиц и управление частным капиталом, которые выбиваются в лидеры за счет удобных для клиентов решений, не обремененных традиционными системами.

Финансовые технологии предполагают не только внешнюю модернизацию банка, но и реструктуризацию большей части внутренней системы работы коммерческих банков во взаимодействии на основе партнерства с создаваемыми на финансовом рынке финтех-ком-паниями, что определяет актуальность темы исследования.

Цель научной статьи заключается в мониторинге практики применения финансовых технологий в банковской сфере как наиболее быстроразвивающихся тенденций в банковском деле, что служит основой для прогнозирования направлений развития сферы финансовых услуг в новой цифровой конкурентной среде.

Финансовые технологии коренным образом меняют конкурентную среду финансовых институтов и структуру рынков их функционирования, сокращая филиальную сеть банков, число занятых в сфере финансовых услуг, одновременно расширяя их предоставление в режиме реального времени, формируя условия для многофункциональных цифровых банков с низкой базой текущих затрат за счет упрощения традиционных систем. Финтех-сегмент рынка капитала способствует формированию новой бизнес-модели, предлагая пользователям более персонализированный вариант обслуживания в сочетании с более низкими фиксированными затратами и ценовыми параметрами.

Ключевые слова: финансовые технологии, финансовые услуги, инновации, банки, фин-тех-компании.

FINANCIAL TECHNOLOGIES IN THE RETAIL BANKING MARKET

The financial services sector has undergone major changes in recent years as a result of new technologies. The development of economic relations between the subjects of the financial market obliges them to be in constant search of new solutions, the creation and implementation of innovative technologies in their products and services. The processes of interaction in the creation of a banking product, building a long-term strategy and successful project activities are moving into a digital interactive model of interaction, when traditional economic processes acquire new ways of interaction in the digital environment. In emerging markets, FinTech startups are emerging

УДК 336.717

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

in areas such as servicing individuals and managing private capital, which are becoming leaders due to customer-friendly solutions that are not burdened by traditional systems.

Financial technologies involve not only the external modernization of the Bank, but also the restructuring of most of the internal system of commercial banks in cooperation on the basis of partnership with the FinTech companies created in the financial market, which determines the relevance of the research topic.

The purpose of the scientific article is to monitor the practice of financial technologies in the banking sector as the fastest growing trends in banking, which serves as the basis for forecasting the directions of development of financial services in the new digital competitive environment.

Financial technologies are radically changing the competitive environment of financial institutions and the structure of their functioning markets, reducing the branch network of banks, the number of employees in the financial services sector, while expanding their provision in real time, creating conditions for multifunctional digital banks with a low base of current costs by simplifying traditional systems. The FinTech segment of the capital market contributes to the formation of a new business model, offering users a more personalized service option combined with lower fixed costs and price parameters.

Key words: financial technologies, financial services, innovations, banks, FinTech-companies.

В банковской сфере происходят огромные изменения, ключевым фактором которых выступает развитие финансовых технологий как современных инноваций на рынке финансовых услуг на базе новых технологий. С позиции потребителя финансовых услуг — это новые приложения, новые продукты, которые предлагаются не только традиционными финансовыми институтами, но также компаниями, развивающими финансовые технологии вне банковской системы, что позволяет предоставлять финансовые услуги одновременно различными независимыми поставщиками услуг.

Финансовые технологии, или финтех (РтТес^), — отрасль, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников на рынке финансовых услуг.

Финансовые технологии демонстрируют рост инвестиций в России несмотря на снижение общего объема инвестиций. По данным экспертов, за 2011-2016 годы инвестиции в финтех-рынок России выросли более чем в десять раз. Порядка 90 % инвестиций в финансовые технологии осуществляются ведущими российскими банками. Более 70 % средств направлено в сферу персональных финансов и финансов малого бизнеса. Общий объем российских инвестиций в финансовые технологии, по данным РВК, оценивается в 0,2 % от мирового уровня [1].

Наиболее востребованными направлениями инноваций на рынке финансовых услуг являются: платежи и денежные переводы, платежные сервисы (более 50 % инвестиций); проекты в сфере кредитования (25 % инвестиций); управление капиталом и операции на финансовых рынках (7 %); страхование (2 %) [2].

Банк России считает наиболее перспективными финансовыми технологиями анализ данных и Big Data, мобильные технологии, искусственный интеллект, роботизацию, биометрию, распределенные реестры, облачные технологии [3].

В области дистанционного банковского обслуживания финтех включает в себя множество интересов, которые на данный момент активно развиваются: цифровые платежи и одноранговые платежи (Peer-to-peer payments); одноранговое кредитование (Peer-to-peer lending); краудфандинг и краудинве-стинг (Equity crowdfunding); риск-менеджмент; анализ Big Data и прогнозное моделирование (Predictive modeling) технологии безопасности (Security tech).

Консалтинговая компания EY полагает, что сектор финансовых технологий развивается глобально с точки зрения занятости, инвестиций и количества финтех-компаний, хотя он еще очень далек от уровня зрелости. Основные инициативы на рынке финансовых технологий можно разделить на следующие группы: стартапы; традиционные

Economy and management ín branches and fíelds of actívíty

финансовые учреждения (банки, страховые организации); технологические или розничные компании, появившиеся в финансовом секторе; сложные стартапы со смешанной структурой собственности.

Консалтинговая и аудиторская компания Deloitte оценила активность российских банков по внедрению новых технологий. Эксперты выбрали 11 инноваций и разделили их на несколько групп: безопасность («умная» идентификация), аналитика (Big Data, личные финансовые помощники) цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата и т.д.), автоматизация (роботы в отделениях), геймификация (игры и квесты для клиентов) и Р2Р-кредитование. В итоге самым продвинутым банком по оценке Deloitte стал Сбербанк (18 баллов), второе место разделили Альфа-банк и Тинькофф Банк (16 баллов). На третьей строчке оказался банк «Открытие» (8 баллов) [4]. В 2017 г. Сбербанк запустил систему «Цифровой индекс Иванова» — показатель, характеризующий уровень цифровизации жизни среднестатистического жителя России. Согласно отчетам, более 95 % операций проводятся в Сбербанке через цифровые каналы и только около 50 % с физическими лицами [5].

Исследование отечественной банковской практики позволило выявить присутствие на рынке ряда тенденций (рисунок 1):

1) активное отраслевое использование информационно-вычислительных технологий, онлайн-сервисов, мобильных приложений способствует усилению конкуренции со стороны финтех-компаний;

2) роботизированные технологии берут на себя работу с массивами данных, его анализом и построением прогнозов;

3) игровые компоненты и визуальная составляющая банковских предложений, программ и процессов становятся значимыми критериями успешности, применяется геймификация;

4) расширяется использование технологии Big Data (Больших Данных) для анализа кредитоспособности, кредитного скоринга и андеррайтинга, производятся монетизация данных и предложение клиенту подходящих именно ему банковских услуг;

5) в связи с активизацией инновационной банковской деятельности повышается роль управления рисками ведения инновационной деятельности.

Эти тенденции напрямую связаны с инновационными технологиями, внедряемыми в финансовом секторе, что приводит к усилению конкуренции в отрасли со стороны фин-тех-компаний, которые нацелены на предоставление разноплановых услуг финансового характера, необходимого качества в максимально короткие сроки и являются едва ли

Рисунок 1. Современные тенденции в развитии банковских инноваций

не главными конкурентами банков в борьбе за клиента. Финтех-компании в отличие от банков обладают более гибкой структурой и, как следствие, мобильностью. Предоставление услуг финтех-компаниями ведется с использованием современных каналов: мобильных приложений, искусственного интеллекта (роботов), социальных сетей и др.

Потребителям финансовых услуг необходима более вариативная ассортиментная линейка, максимально соответствующая требованиям современной жизни, поэтому

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

банки конкурируют за клиентов с финтех-компаниями, способными к более быстрому и целевому предоставлению услуг финансового характера. Этот факт служит подтверждением необходимости активного использования банками передовых инновационных технологий для сохранения лидерства в сегменте финансовых операций. На рисунке 2 представлены данные, отражающие уровень успешности инновационных банковских продуктов и услуг [6].

70 60 50 40 30 20 10

роботизированные геймификация технологии BigData технологии

Рисунок 2. Уровень успешности инновационных банковских продуктов и услуг, % к общему числу [6]

Таким образом, важнейшими особенностями продуктовой стратегии коммерческих банков на современном этапе являются неизбежное следование общемировым тенденциям (развитие финтехнологий, роботизация, геймификация, преобладание технологий Big Data, управление рисками) и неизбежное ориентирование бизнес-технологий на цифровую экономику.

Несмотря на все преимущества, которые предоставляют финансовому миру роботизированные технологии, встает вопрос востребованности финансистов, бухгалтеров и иных категорий банковских служащих. Аналитическая компания My Private Banking прогнозирует, что к 2025 г. под управлением роботов будет находиться 10 % всех средств частных инвесторов, а Сбербанк планирует принимать 80 % решений с опорой на искусственный интеллект уже к 2021 г., тем самым сократив штат своих сотрудников на десятки

тысяч человек. В этих условиях российским высшим учебным заведениям уже сейчас необходимо внести коррективы в планы подготовки соответствующих специалистов с учетом реальной потребности рынка.

Российские банки существенно отстают в применении геймифицированной технологии, связанной с клиентским сектором и выстраиванием устойчивых взаимоотношений, как с пользователями финансовых услуг, так и с самими банковскими сотрудниками. На рисунке 3 представлены сравнительные данные развития отдельных направлений финансовых технологий в банковском секторе России и стран ЕС [6].

Уровень успешности инновационных банковских продуктов и услуг в европейских банках выше: в роботизированных технологиях на 30 %, геймификации — в 2 раза, и лишь в технологии Big Data уровень приблизительно одинаков (71 % и 68 %). Соответственно

Economy and management ín branches and fíelds of actívíty

Рисунок 3. Уровень успешности инновационных банковских продуктов и услуг в России и в Европе, % к общему числу [6]

потенциал развития финансовых технологий на российском финансовом рынке с учетом мирового опыта достаточный (таблица 1).

Перспектива развития финансовых технологий в России связана с решением вопросов организации системного развития и интеграции цифровых технологий в основные сферы жизни общества. По определению Всемирного банка, «цифровая экономика — это новая парадигма ускоренного экономического развития». Цифровые технологии коренным образом меняют личную жизнь человека, бизнес и глобальную экономику. Лидером по

доле цифровой экономики в ВВП среди стран Большой двадцатки является Великобритания (более 12 %), далее Южная Корея (8 %), Китай (7 %). Россия в этом рейтинге занимает лишь 16 место с долей цифровой экономики в ВВП в 2016 г. всего 2,8 %.

В России индекс готовности к цифровой экономике рассчитывается по индексу International Digital Economy and Society Index (I-DESI), применяемому Европейской Комиссией для анализа уровня развития цифровой экономики по странам Европейского союза и 15 государств (включая

Таблица 1. Потенциал развития инновационных банковских продуктов и услуг на финансовом рынке России

Тенденции банковских инноваций Современное состояние Потенциал развития с учетом мирового опыта

Интеграция банков с финтех-ком-паниями Активное развитие, оборот фин-тех-компаний за последние три года вырос на 73 % В рамках развития цифровой экономики (digital economy)

Роботизированные технологии обеспечивают оперативную работу с массивами данных, их анализ и построение прогнозов Первые попытки внедрения автоматизации процессов. Уровень автоматизации — не более 5 % операций (в ряде банков — до 10 %) с применением роботов Замена 37 % операций в банке с применением роботов

Игровые компоненты банковских предложений, программ и процессов (геймификация) Практически не используется С помощью геймификации можно анонсировать цепочку инновационных банковских продуктов и услуг, как делается в банках развитых стран

Расширяется использование технологии Big Data Имеет широкое применение. Более 60 % инновационных банковских продуктов и услуг приходится на этот тренд В рамках развития цифровой экономики (digital economy)

Повышение роли управления рисками ведения инновационной деятельности При внедрении инновационных банковских продуктов и услуг наблюдается высокий уровень риска, что сдерживает их развитие в банках, так как финансовая устойчивость и надежность банковского сектора России невысоки по сравнению с зарубежными банками Радикальная трансформация банковского риск-менеджмента, бухгалтерского учета и аудита, пересмотр системы рейтинговой оценки надежности банков

Россию). Фокусные точки исследования, принятые в мировом сообществе измерения цифровой экономики, включают: инфраструктуру цифровых технологий, развитость услуг связи, хранения и передачи информации, развитие человеческого капитала, «цифровизацию» бизнеса с учетом уровня автоматизации внутренних процессов, информационную безопасность, регу-ляторную среда и барьеры для развития цифровых технологий.

По приведенным фокусным точкам проведено исследование экспертами аналитического центра НАФИ и Фонда «Сколково». Оценка проводилась по выборке, состоящей из 120 компаний «традиционных» отраслей экономики, относящихся к категории крупные и средние, и 120 банков. Результаты

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

оценки индекса готовности к переходу на цифровые технологии по данной выборке представлены на рисунке 4.

Уровень готовности российских компаний к цифровой экономике оценивается как крайне низкий (36 % из 100 %). Среди банков уровень готовности к переходу на новую «цифровую модель» гораздо выше — 68 %.

Результаты оценки индекса готовности к переходу на цифровые технологии банков России и ЕС представлены на рисунке 5.

Уровень готовности к переходу на цифровые технологии банков ЕС выше — 79 %, однако отставание не критичное. Оценка показывает существенный разрыв в двух фокусных точках: человеческий капитал (индекс банков России — 20%, индекс банков ЕС — 47 %, отставание почти

| Банки России

I Прочие компании

120

100

Сводная оценка Развитие каналов Человеческий Использование Интеграция Информационная «Готовность к передачи и капитал Интернета цифровых безопасность

цифровой хранения технологий

экономике» информации в процессе

Рисунок 4. Индекс готовности к переходу на цифровые технологии российских компаний и банков (% от общего числа опрошенных)

Банки России

Банки Европы

Сводная оценка Развитие каналов Человеческий Использование Интеграция Информационная «Готовность к передачи и капитал Интернета цифровых безопасность

цифровой хранения технологий

экономике» информации в процессе

Рисунок 5. Индекс готовности к переходу на цифровые технологии 1-ОЕ81 банков России и ЕС

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

в 2,5 раза); информационная безопасность (индекс банков России — 64 %, индекс банков ЕС — 81 %).

Российскими компаниями и банками недостаточно уделяется внимание обучению сотрудников в области цифровых технологий. В банках России образовательные программы в области цифровых технологий внедрены у 33 % респондентов, в банках Европы — этот показатель составляет 94 %. Менее 10 % традиционных компаний проводили централизованные образовательные программы или оплачивали тренинги и мероприятия по выбору сотрудников.

Достаточно остро встает вопрос системы обеспечения безопасности и надежности новых банковских продуктов и услуг, и усиления информационной безопасности. Ожидается, что рынок кибербезопасности вырастет в 1,65 раза к 2021 г. в сравнении с данными 2016 г. (122,4 млрд долл. США в 2016 г. и 202,3 млрд долл. США в 2021 г.).

Тем не менее, продукты и услуги с технологическими разработками обладают высоким потенциалом роста, что подтверждается исследованием E&Y (рисунок 6) [8].

Вывод

Таким образом, условия функционирования субъектов финансового рынка приводят к определению направлений развития: выстраиванию партнерских отношений между банками и финтех-компаниями, нивелирующих слабые стороны друг друга. В результате сотрудничества в качестве основного преимущества банки получают более комфортную среду для реализации собственного инновационного направления, а также сопутствующие этому снижение операционных затрат, совершенствование персонализированного подхода при реализации продуктов и услуг и совокупное повышение качества обслуживания клиентов.

Технологии реализации модели обслуживания клиентов предусматривают сокращение контактов в традиционной банковской системе с представителями фронт-офиса и перевод на дистанционные каналы, высвобождение персонала и переход в цифровую среду таких параметров, как хранение клиентских данных, доступ к ним, виды компьютерных сетей. Доступность финансовых услуг для потребителей предполагают наличие нескольких каналов продаж: офф-лайн, онлайн, мобильные приложения и др.

Потенциал роста Щ Текущий уровень проникновения услуги среди финтех-пользователей

Рисунок 6. Потенциал роста использования финтех-услуг [8]

Список литературы

1. Национальный доклад об инновациях в России 2017. 118 c. URL: https://www.rvc.ru/ upload/iblock/c64/RVK_innovation_2017.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

2. Курманова Л.Р. Интеллектуальный капитал коммерческих банков // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С.166-173. DOI: 10.12737/22308.

3. Основные направления развития финансовых технологий на период 20182020 гг. URL: https://www.cbr.ru/statichtml/ file/36231/on_fintex_ 2017.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

4. Digital HR 2019. URL: https:// www2deloitte.com (дата обращения: 23.01.2019).

5. Официальный сайт Сбербанка России. URL: www.cbrf.ru (дата обращения: 28.02.2019).

6. Орлова Е.С. Инновационные банковские продукты и услуги // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сб. науч. ст. 4-й Межд. науч.-практ. конф. Курск, 2014. C. 288-290.

7. Российские банки экспериментируют с роботами. URL: http://www.vedomosti.ru/ management/articles/2016/03/15/633536-rossiiskie-banki-eksperimentiruyut-robotami (дата обращения: 28.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Natsional 'nyi doklad ob innovatsiyakh v Rossii 2017 [National Report on Innovations in Russia 2017]. Available at: https://www.rvc.ru/ upload/iblock/c64/RVK_innovation_2017.pdf (accessed: 23.01.2019). [in Russian].

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

2. Kurmanova L.R. Intellektual'nyi kapital kommercheskikh bankov [Intellectual Capital of Commercial Banks]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii — The Living Standard of the Population of the Regions of Russia, 2016, No. 3 (201), pp. 166-173. DOI: 10.12737/22308. [in Russian].

3. Osnovnye napravleniya razvitiya fmansovykh tekhnologii na period 2018-2020 gg. [The Main Directions of Development of Financial Technologies for The Period 20182020]. Available at: https://www.cbr.ru/ statichtml/file/36231/on_fintex_ 2017.pdf (accessed: 23.01.2019). [in Russian].

4. Digital HR 2019. Available at: https:// www2deloitte.com (accessed: 23.01.2019). [in Russian].

5. Official Site of Sberbank of Russia. Available at: www.cbrf.ru (accessed: 28.02.2019). [in Russian].

6. Orlova E.S. Innovatsionnye bankovskie produkty i uslugi [Innovative Banking Products and Services]. Sbornik nauchnykh statei 4-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfe-rentsii «Instituty i mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya: mirovoi opyt i rossiiskaya praktika» [Materials of the 4th International Scientific-Practical Conference «Institutes and Mechanisms of Innovative Development: World Experience and Russian Practice»]. Kursk, 2014, pp. 288-290. [in Russian].

7. Rossiiskie banki eksperimentiruyut s robotami [Russian Banks are Experimenting with Robots]. Available at: http://www.vedo-mosti.ru/management/articles/ 2016/03/15/ 633536-rossiiskie-banki-eksperimentiruyut-robotami (accessed: 28.02.2019). [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.