УДК 336.741.2 ББК 65.826
Инновационный платежный сервис: понятие и компоненты Innovative payment service: the concept and components
Александра Михайловна Погосян
аспирант Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации [email protected] Alexandra M. Pogosyan Ph.D. candidate, Department of management Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: [email protected] Аннотация: Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, представляющее собой глобальное явление, сделало возможным использование инновационных продуктов в сфере розничных платежей (платежных сервисов) в России. Например, система мобильных платежей предоставила потребителям возможность оплаты товаров и услуг с помощью мобильных устройств, также сподвигнув производителей и продавцов к созданию новых бизнес моделей.
В данной статье осуществлялось изучение сущности платежного сервиса и его составляющих. Помимо необходимости рассмотрения множества интерпретаций понятия «платежный сервис», существует проблема определения платежных инноваций, быстрыми темпами появляющихся на рынке и изменяющих «платежный ландшафт», их классификации. Проблема определения видов платежных сервисов связана с тем, что они базируются на разной инфраструктуре перевода денежных средств и услугах провайдеров (операторов), оперируют деньгами разной природы (депозитными или электронными), имеют организационно сложную структуру и «требуют» разных технологических возможностей от потребителей.
В результате анализа выявлено, что составляющими платежного сервиса как продукта являются платежные инструменты, системы электронного доступа, устройства электронного доступа. При наличии инновационного компонента в составе сервиса его можно рассматривать как инновационный.
Понимание сущности инновационного платежного сервиса необходимо для построения имитационной модели распространения платежных сервисов. Вопросы, связанные с их классификацией и использованием потребителями, могут быть интересны регулятору, кредитным организациям, другим финансовым учреждениям, поставщикам платежных услуг, а также исследователям.
Ключевые слова: платежные технологии, законодательство о национальной платежной системе, платежная услуга, платежный сервис, инновационный платежный сервис, традиционные средства платежа, электронные деньги, платежный инструмент, системы электронного доступа, устройства доступа.
Abstract: The progress of information and communication technologies as a global phenomenon has made the usage of innovative products in retail payments (payment services) possible in Russia. For example, the system of mobile payments enabled consumers to pay for goods and services via mobile devices, also mobilized manufacturers and sellers to create new business models.
This article analyze the essence of the payment service and its components.
Besides the necessity to consider multiple interpretations of the payment service, there is the problem to identify the payment innovation, rapidly emerging in the market and changing payments landscape, and its categories. The challenge of determining the types of payment service is related to the fact that they are based on various fund transfer infrastructure, provider services, operate different types of money (deposit or electronic), have complex structure and require different technological capacities from consumers.
The analysis revealed that the components of the payment service as a product are payment instruments, electronic access systems, electronic access devices. If the service have an innovative component it can be considered as innovative one.
Understanding the essence of innovative payment service is necessary for developing a simulating payment services adoption model. Issues relating to the categories and usage of payment service may be interesting to the regulatory authorities, banks and other financial institutions, payment service providers and also to researchers.
Keywords: payment technologies, the national payment system legislation, payment service, an innovative payment service, the traditional means of payment, electronic money, payment instrument, electronic access systems, an access devices.
Рынок безналичных платежей характеризуется постоянным ростом. В частности, с момента объединения в 1966 году нескольких американских банков в ассоциацию Interbank Card Association неуклонно увеличиваются количество и сумма транзакций международной платежной системы (МПС) MasterCard. В соответствии с данными последнего годового отчета компании объем транзакций в долларах США (англ. Gross Dollar Volume - GDV) по пластиковым картам и другим платежным продуктам в общемировом масштабе вырос на 10% в 2014 году и на 1% в 2015 году, в Европе - на 6% и 9% соответственно. При этом совокупный объем вознаграждения за обработку данных, исчисляемый исходя их количества транзакций (англ. data processing revenue), по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 4,345 млн. долл. США [16].
Еще более высокие значения демонстрирует и многолетний конкурент MasterCard - МПС Visa, по данным годового отчета которой за 2015 год совокупный объем вознаграждения составил 5,552 млн. долл. США [20].
Объем безналичных платежей на российском рынке увеличивается в связи изменениями в предпочтениях потребителей в способах оплаты товаров и услуг. Согласно проведенному MasterCard опросу, оплачивали покупки исключительно безналичным способом в 2015 году 15% россиян (11% в 2014
году). Доля активных пользователей банковских карт достигла 59%, увеличившись на 13% по сравнению с предыдущим годом [13].
Данная тенденция делает крайне важным исследование содержания ключевого понятия рынка безналичных расчетов - «платежный сервис».
Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Закон о НПС) [1] не содержит понятия платежного сервиса, и в его содержании сохраняются известные противоречия. В отечественной литературе принято рассматривать платежный сервис в терминах, содержащихся в законодательстве - «платежная услуга» и «услуга платежной инфраструктуры» (Таблица 1).
Платежные сервисы
Платежные услуги Услуги платежной инфраструктуры
-приема денежных средств, -операционные,
-перевода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств, -клиринговые,
-почтового денежного перевода. -расчетные.
Таблица 1. Платежный сервис как совокупность услуг платежной инфраструктуры и платежных услуг в категориях перевода денежных средств.
В п. 17 ст. 3 Закона о НПС определено три типа платежных услуг: услуга приема денежных средств; услуга перевода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств; услуга почтового денежного перевода. Помимо платежных услуг, Закон о НГС определяет понятие услуг платежной инфраструктуры, к которым отнесены операционные, платежные клиринговые и расчетные услуги.
Исторически сложилось, что розничные банковские платежные услуги
развивались во многом благодаря продвижению на рынок продуктов, предлагаемых банкам специализированными организациями (провайдерами платежных сервисов - ПСР) как «платежные сервисы» или «продукты». Приобретая такой платежный сервис, банк, с одной стороны, приобретал предоставление соответствующей услуги со стороны провайдера ПСР, а с другой - возможность посредством инфраструктуры провайдера ПСР предоставить своим клиентам услугу, например, денежного перевода, с набором определенных потребительских свойств, удобных и выгодных клиенту. Исходя из описанной хронологии П.А. Тамаров рассматривает платежный сервис как особое сочетание платежных и инфраструктурных услуг, обладающих определенным уровнем потребительского спроса и продвигаемых на рынке как бизнес-продукт.
Зарубежный дискурс обсуждаемого понятия во многом отличен от представленного. Термин «payment service», в наиболее «влиятельных» законодательных актах в сфере, в частности, в актах UK Payment Service Regulator, во второй Директиве о платежных сервисах (англ. Payment Service Directive PSD II) рассматривается как синонимичный понятию «платежная услуга» в российском законодательстве. Стоит отметить, что новая PSD II была принята Европейским парламентом в октябре 2015 года и Европейским Советом министров в ноябре 2015 года. PSD II направлена на усиление защиты интересов потребителей, повышение безопасности оплаты услуг и содействие инновациям в рамках Европейского Союза [14].
Содействие инновациям в числе целей новой директивы появилось не случайно, ведь «инновационность» (англ. innovativeness) является доминирующим трендом развития платежных услуг в России и за рубежом.
Инновация считается функцией развития информационных технологий. Безусловно, наличие инноваций присуще производству самого распространенного средства платежа - банкнот [7], но на рынке появляются все новые и новые инструменты оплаты товаров и услуг, перевода денежных средств. Необходимо подчеркнуть, что критерий этот равно присутствует и в
теоретическом осмыслении, и в бизнес-практике. Так, МПС Visa в 2016 году открыла инновационный центр Visa Dubai Innovation Center (Объединенные Арабские Эмираты). Новый центр объединяет технических специалистов, финансовые учреждения и разработчиков с целью совместного создания программного обеспечения для платежных систем и электронной коммерции нового поколения.
Изучению процесса распространения инноваций в платежной сфере посвящены многие работы российских и зарубежных ученых. В частности, А.В. Трачуком, Г.В. Корниловым [8] исследовались факторы, влияющие на распространение безналичных платежей на розничном рынке. Развивающая индустрия определяет и круг приоритетных вопросов для законодателей. Консалтинговая компания Capgemini и The Royal Bank of Scotland в своем ежегодном отчете о развитии индустрии платежей World Payment Report 2015 рассмотрели существующие законодательные акты и инициативы на предмет целей регулирования. Среди целей были выделены стандартизация, управление рисками, защита конкуренции и др., но особо была выделена ориентация на инновации. Согласно данному исследованию, более 50% рассмотренных актов прямо или косвенно способствуют инновациям в сфере платежных технологий [21].
В этом контексте представляется правильным говорить не о платежном сервисе вообще, а именно об инновационном платежном сервисе как драйвере всего рынка безналичных платежей.
Что же такое инновационный платежный сервис? Каковы критерии отличия и ключевые компоненты инновационного платежной сервиса?
Посмотрев на платежный рынок как на инновационную среду, мы убедимся, что имплементация инноваций на нем не имеет глобальных отличий. Во всякий момент времени на рынке присутствует сегмент малого удельного веса, в котором потребителю предлагаются товары и сервисы, базирующиеся на недавно появившихся, непривычных технологиях. Не все такие технологии получают развитие в будущем, но некоторые обитатели инновационного
сегмента тиражируются и определяют облик рынка впоследствии.
Например, звуко- и видеозапись на оптических дисках активно развивались по линейке «CD-DVD-BlueRay» вплоть до начала 2000-годов. Для начала века BlueRay не только выглядела, но и действительно была инновационным товаром. А сегодня BlueRay практически вытеснена технологиями удаленного доступа вроде Smart TV. Кому придет в голову покупать дорогостоящие проигрыватели и диски, если телевизор имеет доступ в Интернет, позволяет зайти в видеотеку Sony Enterteiment и за 100 рублей скачать в аренду новый фильм в HD-качестве?
Точно также развиваются и платежные сервисы. В период с середины до конца 1990-х годов в разных странах появилось большое количество таких карточных продуктов, как электронные деньги, многие из которых уже не используются или утратили свое значение. Один из примеров — электронные деньги на базе смарт-карт (англ. card-based), объединенных с дебетовыми картами ведущего международного бренда. Данные карты принимались большинством банкоматов. Несмотря на эти преимущества, карты «электронные деньги» имели некоторые недостатки. На сохраняемую на карте сумму не начислялись проценты, а в случае потери карты деньги безвозвратно пропадали. Предприятия торговли должны были устанавливать специальные электронные терминалы для принятия карт, и эти затраты не всегда окупались. Предприятия, принимающие карту, оказывались в невыгодном положении по отношению к другим платежным инструментам. Кроме того, карта «электронные деньги» не принималась к оплате в большинстве точек продаж, где она имела бы явное преимущество - удобство использования - над монетами1. Вследствие вышеназванных причин использование и принятие карты оставались на низком уровне [12].
Доступ через мобильные устройства сейчас бурно завоевывает рынок. По данным обзора PricewaterhouseCoopers рост степени использования мобильного
1 К примеру, такие точки продажи, как счетчики платы за парковку и билетные или торговые автоматы, где потребители должны опустить необходимое количество монет и где нет альтернативы денежной наличности.
телефона в настоящее время превышает 100% в развивающихся странах, таких как Бразилия (141 телефон на 100 человек), а также Южно-Африканская Республика, Индия, Китай с уровнями использования смартфона 90%, 84,6% и 76% соответственно [19]. В связи с этим интернет-магазины и провайдеры платежных услуг быстро развивают новые концепции платежных бизнес-структур, основанных на мобильной инфраструктуре.
Интересно, что мобильные телефоны стали средством привлечения клиентов для банков и увеличения охвата населения банковскими услугами на рынках стран Африки, где традиционный банкинг охватывает около 40% населения, по сравнению с 90-процентным использованием смартфонов. Эти страны имеют один филиал банка и один банкомат на 10000 человек. Тем не менее, для того же числа людей существует 9000 мобильных телефонов. Таким образом, для местных банков использовать традиционные модели доставки не выгодно. Мобильные устройства снижают затраты на обслуживание клиентов от 50% до 70%, что делает возможным предложить финансовые услуги для не имеющего доступа к ним населению [18].
В состав инновационного сегмента рынка платежных услуг правомерно включать только те сервисы, которые базируются на новых, недавно появившихся технологиях, представляются коммерчески реализуемыми и занимают малую долю актуального рынка. Известный принцип Парето применим и в теории инноваций - сегмент, занимающий менее 20% актуального рынка, имплементирует технологии, которые определяют не менее 80% будущих продаж [3]. Нет никаких оснований полагать, что это соотношение не может быть приложено и к рынку платежных услуг.
Инновации в платежных сервисах многообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.
Руководство Осло [2] определяет различие между процессами и продуктами, связанными с инновациями. Ориентированная на процессы структура сосредоточена на операционной деятельности, области платежного процесса, где инновации обычно видят только поставщики платежных услуг
(PSP). Даная группа инноваций включает в себя, например, инновационные методы в области процессинга платежей, облегчающие инициирование платежа или ускоряют передачу информации по новым каналам связи.
В исследовании рассматривается связанная с продуктами структура, относящаяся к интуитивно понятным потребителю особенностям инновации. Данная структура основывается на рассмотрении действий потребителя, т.е. выявлении групп продуктов на основе схожести их использования.
Определить инновационный платежный сервис и список существующих сервисов весьма затруднительно. В частности при попытке Банка международных расчетов собрать соответствующие сведения от центральных банков, в общей сложности 30 банков сообщили о 122 инновациях в розничных платежах, при этом каждый банк назвал от 1 до 12 инноваций. Количество и характер ответов варьировались не только по причине различного уровня развития инноваций в каждой стране, но также по причине несовпадения мнения отдельных центральных банков-респондентов о значимости различных инноваций.
При попытке «разложить» платежный сервис на составляющие, были выявлены три основных компонента [4]:
- платежные инструменты,
- системы электронного доступа,
- устройства электронного доступа, где:
Платежный инструмент — это набор инструкций и технологических процессов, которые используются для того, чтобы осуществить обмен стоимостью (средством платежа). Различают традиционные и новые платежные инструменты [3]. Традиционные платежные инструменты осуществляют передачу информации в электронной форме, обуславливающую обмен традиционным средством платежа, а новые платежные инструменты - обмен традиционным или новым средством платежа.
Устройства электронного доступа оперируют депозитными деньгами клиентов, размещенными на бессрочных или транзакционных счетах в
кредитных институтах. Расчеты производятся перевода денежных средств по счетам на основании предварительно отданного приказа в системе электронного доступа.
Само наличие вышеперечисленных составляющих, конечно, не зависит от «меры инновационности» платежного сервиса. Но, как представляется, применительно к нему можно говорить о «признаке инновационности» - то есть о наличии инновационного компонента в одной или нескольких составляющих сервиса, обладающей свойствами новизны, технологичности и коммерческой реализуемости. Составляющие и возможные варианты (традиционные или инновационные) компонентов перечислены в Таблице 2.
Устройства электронного доступа
Платежные инструменты Системы электронного доступа
Традиционные Традиционные Традиционные
платежные системы электронного устройства
инструменты: доступа электронного
• Дебетовые • Интернет- доступа:
инструменты (Дебетовые приложение (эмитента, • Персональный
карты, дебетовые эквайера, провайдера компьютер,
трансферты), платежных услуг, • Терминал,
• Кредитные агрегатора, интернет- • Банкомат,
инструменты магазина), • РОS.
(Кредитные карты, • SMS, Инновационные
кредитные трансферты), • Дистанционный устройства
• Операции прямого банкинг, электронного
дебетования. • Дебетовые и доступа:
Инновационные кредитные карты, • Мобильное
платежные адаптированные для устройство,
инструменты: платежей в Интернете, • m-POS,
• Виртуальные счета • Электронные • NFC,
/ кошельки, чеки. технологии QR, NS,
• Продукты с Инновационные • Биометрия.
предоплаченной системы электронного
стоимостью, доступа:
• Денежные • Мобильное
суррогаты, приложение,
• Электронный • API для доступа к
биллинг, платежным услугам.
• Платежи с
обращением к счету
мобильного оператора.
Таблица 2. Инновационность компонентов платежной услуги [15]
Традиционные платежные инструменты, указанные в таблице, обеспечивают обмен традиционным средством платежа - депозитными деньгами - денежными средствами, хранящимися на транзакционных или текущих счетах в кредитных институтах. Основная инновация, общая для этих инструментов, состоит в использовании платежных порталов и электронной почты для коммуникации между платежными провайдерами и потребителями [4]. То есть для доступа к традиционным платежным инструментам могут использоваться системы электронного доступа, такие как мобильное приложение, и устройства доступа, что в совокупности сделает сервис инновационным.
Инновационные платежные инструменты обеспечивают обмен новым средством платежа — электронными деньгами. По определению Комитета по платежным и расчетным системам электронные деньги - это денежная стоимость, которая хранится в электронном виде на различных носителях, например, чиповых картах или жестком диске персонального компьютера и может передаваться с одного носителя на другой в пунктах продаж или через
компьютерные сети [22].
Стоит заметить, что в большинстве традиционных и инновационных платежных инструментах средством платежа выступают депозитные деньги, в некоторых случаях одни и те же инновационные инструменты могут использовать разные средства платежа. Тем не менее, использование электронных денег в качестве нового средства платежа является одной из наиболее важных платежных инноваций последних лет - новизна проявляется в особенностях эмиссии и обращения электронных денег.
Рассматривая группу инновационных платежных инструментов, следует обратить внимание на электронные кошельки, объем платежей через которые прогнозируется PricewaterhouseCoopers в объеме 130 млрд. долл. В 2020 году [18]. Это более чем в 12 раз превышает объемы в 2013 года. В третьем квартале 2014 года в России количество активных кошельков VISA Qiwi Wallet достигло 16,5 млн., в третьем квартале 2013 года - 15 млн. Через систему ежедневно проходит 650 тыс. транзакций, средний чек по транзакции составляет 800 рублей [11].
Также опыт использования предоплаченных карт в некоторых странах оказался весьма успешным. Например, в Гонгконге в 2010 году в обращении находилось 20 млн. предоплаченных карт Octopus, с их участием совершалось 11 млн. операций в день. Эксперты особо отмечают быстрый рост операций по переводу денежных средств в сегменте P2P через небанковских провайдеров платежных услуг - т.е. многоцелевых предоплаченных продуктов на основе дистанционного доступа к серверу провайдера платежных услуг. В отличие от прежних денежных переводов (например, Western Union) новые компании обеспечивают возможность перевода денег лицам, не имеющим банковских счетов, через Интернет с использованием персональных компьютеров или мобильных телефонов. Лидером среди небанковских платежных организаций в США и других странах стала компания PayPal. В 2011 г. компанией было открыто 110 млн. платежных счетов для физических лиц, что свидетельствует о росте в 20 раз по сравнению с 2005 годом [10].
Доступ к традиционным и рассмотренным выше инновационным платежным инструментам предоставляется через перечисленные в таблице системы электронного доступа.
Среди устройств доступа особое внимание следует уделить бесконтактным технологиям и биометрическим технологиям, часто являющимся дополнением к уже существующему устройству доступа, такому как платежная карта или мобильный телефон. Тем не менее, они выделены в отдельную группу устройств доступа из-за добавочной ценности, очевидной для пользователей, поскольку обеспечивают быструю обработку платежей за счет их ускоренного инициирования.
Техническую составляющую бесконтактного взаимодействия обеспечивают в этом случае радиоканалы «коммуникаций ближнего поля» -технологии NFC (англ. NearFieldCommunication), либо информация, полученная посредством сканирования изображения с использованием технологии «быстрого отклика», так называемого кода QR (англ. -QuickResponse), либо информация, переданная посредством обмена звуковыми сигналами по технологии NS «ближнего звука» (англ. - NearSound) [5].
Интересно, что собранная Nielsen статистика использования средств мобильных платежей со смартфонов и планшетов свидетельствует о том, что во втором квартале 2014 года одним из лидирующих способов оплаты счета со смарт-фонов и планшетов было предъявление или сканирование QR-кодов.
Технология NFC набирает также популярность в развивающихся странах из-за своей безопасности, универсальности и удобства. Эта технология используется в основном для бесконтактных мобильных платежей, она также приспособлена к картам. NFC становится все более распространенной в таких странах, как Индия, Нигерия, Южная Африка и Китай, хотя темпы ее внедрения были медленными главным образом из-за слабой инфраструктуры.
Биометрические технологии в системе бесконтактных платежей представляют собой технологический процесс, осуществляющий идентификацию клиентов, производящих платеж по биометрическим
параметрам, таким как: рисунки на подушечках пальцев, на ладонях, ритм сердца.
Одно из перечисленных в таблице устройств доступа mPOS-эквайринг (Square, SumUp, ibox, LifePay, и т.д.) стало одним из лидеров в мире по объему инвестиций в 2015 году. Драйверы роста следующие: принцип работы сервиса легче всего объяснить потенциальному потребителю и воспользоваться им, он одновременно привлекает как базу МСБ-клиентов, так и клиентов-физлиц, легко связывает новые возможности онлайн платежей с привычной инфраструктурой оффлайн, имеет очень низкую цену за привлечения клиентов.
Стоит отметить, что рассмотренные инновации в розничных платежах сподвигнули производителей и продавцов на создание новых бизнес моделей. Например, система мобильных платежей предоставила потребителям возможность оплаты товаров и услуг с помощью мобильных устройств -появились электронные рынки или площадки е-торговли, системы взаимодействия при производстве и распределении товаров и услуг [9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие хотя бы одного инновационного компонента в одной из трех составляющих платежного сервиса делает его инновационным.
Заключение
Анализ тенденций развития розничных платежных услуг показывает, что сфера розничных платежей находится в процессе эволюционных изменений. Инновации начинают использоваться обширными группами населения, бизнес -структурами и государственными организациями, а также существенно влияют на работу финансовых учреждений и операторов платежных услуг. Изучение процессов, происходящих в розничном платежном обороте развитых стран, может представить значительный интерес для российских банков, внебанковских организаций и монетарных властей.
Платежный сервис - сложная категория, следовательно, чтобы определить его «инновационность», необходим анализ его составляющих. Наличие хотя бы одного инновационного компонента в одной из трех
определённых в данной статье составляющих платежного сервиса делает его инновационным.
Принятие платёжных инноваций потребителями следует анализировать исходя из состава платежного сервиса. Определение компонентов инновационного платежного сервиса, представленное в настоящем исследовании, является важнейшей предпосылкой для построения имитационной модели распространения и принятия платежных сервисов. Однако описание такой модели лежит за пределами краткой журнальной статьи.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Организация экономического сотрудничества и развития. Статистическое бюро европейских сообществ. 2010. 107 с.
3. Игнатьев А. П., Смирнова З. В. Использование моделей Парето при формировании инновационной деятельности телекоммуникационной компании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2009. № 15. С. 138-143.
4. Кочергин, Д.А. Электронные деньги: Учебник. М. : Маркет ДС. ЦИПСиР, 2016. 424 с.
5. Николаева, Ю. Инновации в платежных инструментах НПС России. Анализ тенденций развития к 2020 году // Финансы, денежное обращение и кредит. 2014. № 3. С. 235-239.
6. Тамаров, П. А. Развитие розничных платежных услуг: от платежных сервисов к услугам платежной системы / П. А. Тамаров, М. А. Михайлова // Деньги и кредит. 2012. № 9. С. 31-39.
7. Трачук А.В., Корнилов Г.В. Динамика процессов внедрения
инноваций в области производства банкнот. Деньги и кредит. 2013. № 9. С. 3-9.
8. Трачук А.В., Корнилов Г.В. Анализ факторов, влияющих на распространение безналичных платежей на розничном рынке. Вестник Финансового университета. 2013. № 4 (76). С. 6-19.
9. Трачук А.В., Линдер Н.В. Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды. Эффективное антикризисное управление. 2015. № 2. С. 58-71.
10. Усоскин В.М. Розничные платежи в современной экономике // Деньги и кредит . 2013 . № 7. С. 10-18.
11. Деньги будущего, обзор Life.SREDA, 2015. URL: https://roem.ru/06-03-2015/187009/mpos-trends/ (дата обращения: 19.10.2016).
12. Инновации в розничных платежах. Центральный банк Российской Федерации, // Платежные и расчетные системы. Международный опыт. 2014. №. 43. С. 1-84.
13. Исследование MasterIndex от MasterCard: динамика и тенденции распространения различных способов оплаты. Engagement Berou. 2016. URL: http://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/mastercard-платежные-инновации-востребованы/ (дата обращения: 19.10.2016).
14. EY 2016 Regulatory agenda updates. The revised Payment Services Directive (PSD II) What you need to know, 2016. 8 p.
15. Innovations in retail payments. CPSS. BIS. Basel. 2012. 84 р.
16. MasterCard annual report 2015. 50 Years of Shaping the Future. MasterCard, 2016. 102 p.
17. Payment aspects of financial inclusion. Committee on Payments and Market Infrastructures. World Bank Group. Bank of International Settlements. 2016. 84 p.
18. PricewaterhouseCoopers. Emerging Markets. Driving the payments transformation. PwC. 2016. 36 p.
19. PricewaterhouseCoopers. Financial services legislation: Remaining relevant in the digital age. PwC & PwC Legal LLP. 2016. 48 p.
20. Visa Annual Report 2015. 2015. 163 c.
21. World Payments Report 2015: Capgemini: The Royal Bank of Scotland. 2015. 60 c.
22. Retail payments in selected countries: a comparative study. CPSS. BIS. Basel. September 1999. 82 c.