Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
результаты обучения / педагогическая компетенция / здоровьесбережение / безопасность / ядро высшего педагогического образования / competence / pedagogical competence / student / pedagogical university / health care / safety / Core of Higher Pedagogical Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федюнина Алена Сергеевна, Югова Елена Анатольевна

В статье представлен анализ изменений требований к результатам обучения выпускников педагогического вуза через призму ФГОС и Профстандартов, показана их взаимосвязь в рамках перехода на ядро высшего педагогического образования. Изменения нормативных документов, определяющих результаты освоение образовательных программ, предполагают решение ряда задач по внедрению и апробации единой модели высшего образования на практике. Предметом анализа является динамика трансформации требований к результатам освоения образовательных программ, отраженных в представленных в ФГОС компетенциях, связанных со здоровьесбережением и безопасностью при обучении бакалавров педагогического образования. Целью статьи является раскрытие содержания требований к результатам обучения, отраженных в представленных во ФГОС компетенциях здоровьесберегающего модуля при переходе на «...ядро высшего педагогического образования...». Основу исследования составляют методы сравнительно-сопоставительный и аналитический. Результаты работы заключаются в раскрытии требований к результатам освоения образовательной программы подготовки отраженных в представленных во ФГОС компетенциях здоровьесберегающего модуля (на примере универсальных компетенций), сделан прогноз на содержание дальнейшего профессионального обучения. Сформулированы выводы о положительных изменениях и негативных последствиях в системе высшего педагогического образования. Область применения результатов. Результаты анализа возможны для использования педагогическими вузами при формировании рабочих программ дисциплин учебного плана и оценочных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федюнина Алена Сергеевна, Югова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of changes in the requirements for the learning outcomes of graduates of a pedagogical university through the prism of the Federal State Educational Standard and Professional Standards, and shows their relationship within the framework of the transition to the core of higher pedagogical education. Changes in regulatory documents that determine the results of mastering educational programs involve solving a number of problems in introducing and testing a unified model of higher education in practice. The subject of the analysis is the dynamics of transformation of requirements for the results of mastering educational programs, reflected in the competencies presented in the Federal State Educational Standard, related to health and safety in the training of bachelors of pedagogical education. The purpose of the article is to reveal the content of the requirements for learning outcomes reflected in the competencies of the health-saving module presented in the Federal State Educational Standard during the transition to the core of higher pedagogical education...”. The research is based on comparative and analytical methods. The results of the work consist in revealing the requirements for the results of mastering the educational training program reflected in the competencies of the health-preserving module presented in the Federal State Educational Standard (using the example of universal competencies), and a forecast was made for the content of further professional training. Conclusions are formulated about positive changes and negative consequences in the system of higher pedagogical education. Scope of application of the results. The results of the analysis can be used by pedagogical universities in the formation of work programs for curriculum disciplines and assessment materials.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Ларионов, В.Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / В.Г. Ларионов, Е.Н. Шереметьева, Л.А. Горшкова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2021. - № 2,- С. 61-69

11. Федулова, К.А. Компьютерное моделирование как метатехнология осуществления информационно-цифровой подготовки студентов профессионально-педагогического вуза / К.А. Федулова // Современная высшая школа: инновационный аспект.-2021. - Т. 13. -№ 4 (54).-С. 42-48

12. Федулова, К.А. Содержательно-деятельностный компонент готовности к компьютерному моделированию студентов профессионально-педагогического вуза / К.А. Федулова, Б.Н. Гузанов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2019. -№ 5 (138). - С. 78-85

13. Dalinger, V.A. Mutual integration of information and mathematical training for engineers in the digitization era / V.A. Dalinger // J. Sib. Fed. Univ.Humanit. soc. sci.-2021. - №14(9) - P. 1399-1419

14. Janakiraman, S.L. New by Learning, Effectiveness of digital games in producing environmentally friendly attitudes and behaviors: A mixed methods study / S.L. Janakiraman 11 Computers & Education. - 2021. - Vol. 160. - №104043. - P. 27-70

15. OECD. Recommendation of the Council on Children in the Digital Environment. Paris: OECD. - 2021. - URL: https://legalinstruments.oecd.org/en /instruments/OECD-LEGAL-0389%20 (дата обращения: 29.09.2023)

16. Schleicher, A. PISA 2018. / A. Schleicher. Insights and Interpretations. Paris: OECD. - 2019. - URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018 %20Insights%20and%20Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 10.10.2023)

17. Webber, S. Information Literacy: Conceptions, Context and the Formation of a Discipline / S. Webber, B. Johnston 11 Journal oflnformationLiteracy.-2017. - Vol. 11. -No 1. -P. 156-183

Педагогика

УДК 378.2

соискатель научной степени Федюнина Алена Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); доктор педагогических наук, доцент Югова Елена Анатольевна Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЯДРО ВЫСШЕГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ изменений требований к результатам обучения выпускниковпедагогического вуза через призму ФГОС и Профстандартов, показана их взаимосвязь в рамках перехода на ядро высшего педагогического образования. Изменения нормативных документов, определяющих результаты освоение образовательных программ, предполагают решение ряда задач по внедрению и апробации единой моделивысшего образования на практике. Предметом анализа является динамика трансформации требований к результатам освоения образовательных программ, отраженных в представленных в ФГОС компетенциях, связанных со здоровьесбережением и безопасностью при обучении бакалавров педагогического образования. Целью статьи является раскрытие содержания требований к результатам обучения, отраженных в представленных во ФГОС компетенцияхздоровьесберегающегомодуля при переходе на «...ядро высшего педагогического образования...». Основу исследования составляют методы сравнительно-сопоставительный и аналитический. Результаты работы заключаются в раскрытии требований к результатам освоения образовательной программы подготовки отраженных в представленных во ФГОС компетенциях здоровьесберегающего модуля (на примере универсальных компетенций), сделан прогноз на содержание дальнейшего профессионального обучения. Сформулированы выводы о положительных изменениях и негативных последствиях в системе высшего педагогическогообразования. Область применения результатов. Результаты анализавозможны для использования педагогическими вузамипри формировании рабочих программ дисциплин учебного плана и оценочных материалов.

Ключевые слова: результаты обучения, педагогическая компетенция, здоровьесбережение, безопасность, ядро высшего педагогического образования.

Annotation. The article presents an analysis of changes in the requirements for the learning outcomes of graduates of a pedagogical university through the prism of the Federal State Educational Standard and Professional Standards, and shows their relationship within the framework of the transition to the core of higher pedagogical education. Changes in regulatory documents that determine the results of mastering educational programs involve solving a number of problems in introducing and testing a unified model of higher education in practice. The subject of the analysis is the dynamics of transformation of requirements for the results of mastering educational programs, reflected in the competencies presented in the Federal State Educational Standard, related to health and safety in the training of bachelors of pedagogical education. The purpose of the article is to reveal the content of the requirements for learning outcomes reflected in the competencies of the health-saving module presented in the Federal State Educational Standard during the transition to "... the core of higher pedagogical education...". The research is based on comparative and analytical methods. The results of the work consist in revealing the requirements for the results of mastering the educational training program reflected in the competencies of the health-preserving module presented in the Federal State Educational Standard (using the example of universal competencies), and a forecast was made for the content of further professional training. Conclusions are formulated about positive changes and negative consequences in the system of higher pedagogical education. Scope of application of the results. The results of the analysis can be used by pedagogical universities in the formation of work programs for curriculum disciplines and assessment materials.

Key words: competence, pedagogical competence, student, pedagogical university, health care, safety, Core of Higher Pedagogical Education.

Введение. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») (далее - («Ядро высшего педагогического образования») от 25 ноября 2021 г. нацелены на усиление единообразия образовательного пространства подготовки будущих учителей. В документе представлены индикаторы по всем группам компетенций, определены модули, включающие в себя логично связанные и объединённые общими компетенциями учебные дисциплины. В связи с этим перед педагогами, методологами и научно-педагогическим сообществом в целом встала задача поиска методик

формирования и оценивания уровня сформированностиопределенных в стандартах компетенций. Также возникает необходимость определения вклада каждого модуля и учебной дисциплины в процесс формирования компетенций, поскольку требования к результатам освоения образовательных программ распространяются на каждую из них.

Проблемы формирования и оценки компетенций по направлению безопасности здорового образа жизни описаны в работах Ерохиной Е.Л., Воронина Д.М., Ворониной Е.Г., Трубиной Л.А., Сиренко Ю.С. [2, 5, 6].

Отсутствие четких, измеримых критериев оценивания, алгоритмов отбора заданий для оценки сформированностикомпетенций у студентов вузов создают серьезные затруднения для педагогов в конструировании образовательного процесса.

Данная проблематика предполагает постановку следующих задач:

1) осуществить анализ изменений требованийк освоению образовательной программывыпускника педагогического вуза в контексте переходов с одного ФГОС ВОна другой;

2) уточнить понятие «компетенция» и раскрыть содержательные элементы профессиональной подготовки через описание результатов в рабочих программа дисциплин программах по модулю здоровьесбережение.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим трансформацию компетенций разных поколений ФГОС ВО на примере универсальных компетенций, относящихся к здоровьесберегающему модулю в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (рис. 1).

ОК-11 готов использовать основные методы защиты от возможных

последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии

современного информационного общества, сознавать опасности в угрозы.

возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования

информационной безопасности, в том числе защиты государственной

тайны

/\ ОК-9 способностью использовать приемы оказания первой помощи, метода защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

I

Рисунок 1. Трансформация компетенций во ФГОС третьего поколения

Предполагаем следующий шаг в разработке ФГОС ВО будет связан с преемственностью не только условиям рынка труда, отраженном в профессиональном стандарте педагога, но с личностными, метапредметными и предметными результатами образования основной средней школы и магистерскими программами подготовки по педагогическим направлениям. Презентация проекта «Система ФГОС 4.0 основные параметры» предполагает дифференциацию унивесальных компетенций в логике Бакалавриат-Специалитет-Магистратура.

ФГОС ВО 3++ компетенции универсальные и общепрофессиональные включены в образовательные программы в полном объеме. Профессиональные в свою очередь подразделены на обязательные и рекомендуемые ПК (устанавливаемые ПООП) и ПК, устанавливаемыеорганизацией.

ФГОС ВО 4.0 ориентируется на обеспечение преемственности и согласованности между основной средней школой, высшим образованием и профессиональной подготовкой педагогов. Это позволяет создать систему, где личностные, метапредметные и предметные результаты обучения студентов в высшем учебном заведении соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога и образовательной программы основной школы.

Презентация проекта «Система ФГОС 4.0 основные параметры» предполагает дифференциацию универсальных компетенций на разных уровнях образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. Это позволяет учесть специфику каждой программы и глубже развивать универсальные навыки и компетенции студентов.

ФГОС ВО 3++ включает в себя как универсальные и общепрофессиональные компетенции, так и профессиональные компетенции. При этом профессиональные компетенции делятся на обязательные и рекомендуемые, которые определяются учебным планом и организацией обучения.

Разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов, изменения программ учебных дисциплин, совершенствование системы оценивания результатов обучения - это важные шаги для перехода к новой парадигме отечественного образования. Это позволяет адаптировать образовательные программы к изменяющимся требованиям рынка труда и развивать у студентов не только академические знания, но и практические навыки и компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Наконец, важно отметить, что определение компетенций может варьироваться в зависимости от автора и их субъективного опыта. Однако в целом компетенции рассматриваются не только как часть учебного плана, но и как основа образовательного процесса, объединяющая содержание и цели обучения. Это позволяет студентам развивать разносторонние навыки и готовиться к успешной профессиональной карьере.

Разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов, изменения программ учебных дисциплин, совершенствование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения и др., является необходимым условием для перехода к новой парадигме отечественного образования, с возможным переходом на автономную самостоятельную систему без включения в Болонское соглашения.

На основе выполненного анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что структурно-содержательное наполнение компетенций каждым автором понимается по-разному, в зависимости от субъективного опыта.

Из данного определения можно прийти к выводу о том, что компетенции рассматриваются не как части учебного плана, а его основа, объединяющая содержание образовательного процесса.

Необходимо отметить, что перечень универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, находятся в динамичном состоянии. Актуализируют и изменяют компетенции в соответствии с изменениями социальной сферы.

Рассмотрим трансформацию компетенций разных поколений ФГОС ВО на примере универсальных компетенций, относящихся к здоровьесберегающему модулю в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Предполагаем следующий шаг в разработке ФГОС ВО будет связан с преемственностью не только условиям рынка труда, отраженном в проф. стандарте педагога, но и с образовательными результатами основной средней школы и магистерскими программами подготовки педагогических специальностей.

В соответствии с методическими рекомендациям («Ядро высшего педагогического образования») компетенция представляет собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и ценностей, необходимую для эффективной профессиональной и социальной деятельности, а также для личностного развития выпускников. Они обязаны овладеть этой компетенцией и продемонстрировать ее после завершения части или всей образовательной программы [5].

Ядро высшего педагогического образования, здоровьесберегающего модуля, включает в себя комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни у обучающихся. Этот модуль охватывает не только физическое здоровье, но и психическое, социальное и духовное благополучие, может включать следующие основные элементы:

1. Медико-биологические аспекты здоровьесберегающего образования: основы физиологии, биохимии, гигиены, физической реабилитации, основы психологии и медицинские аспекты здорового образа жизни.

2. Педагогические аспекты здоровьесбережения: методика преподавания здоровьесберегающих дисциплин, планирование здоровьесберегающих мероприятий, разработка программ здоровьесберегающего образования.

3. Социально-психологические аспекты здоровьесбережения: формирование здоровьесберегающего поведения, развитие личностных качеств, осознание важности здоровья для полноценной жизни.

4. Организационно-методические аспекты реализации здоровьесберегающего модуля: планирование и проведение здоровьесберегающих мероприятий, контроль качества образовательного процесса в области здоровья.

При внедрении здоровьесберегающего модуля в образование возникают определенные проблемы, связанные с распределением нагрузки на преподавательский состав. Некоторые из этих проблем включают в себя:

1. Дополнительное время и усилия: Внедрение нового модуля требует от преподавателей дополнительных времени и усилий для освоения новых материалов, разработки учебных программ, адаптации методик обучения и проведения дополнительных мероприятий.

2. Недостаток специализированных навыков.

3. Увеличение рабочей нагрузки: добавление нового модуля может привести к увеличению рабочей нагрузки и временным перегрузкам у преподавателей, особенно в начальный период внедрения новых программ.

4. Обеспечение поддержки и ресурсов.

Согласно определению, компетенция включается в себя ЗУНы, помимо этого способности, то есть свойства личности и ценности, которые в большей степени относятся к психологическим характеристикам. Также важно отметить, акцентировано внимание на последующем развитии выпускника, тем самым подчеркивается важность универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые направлены в большей степени не на предметно-содержательную составляющую образования, а на способы добывания и работы с этим содержанием.

Также следует отметить впервые в качестве не рекомендованных, а обязательных компонентов образовательных программ включены модули учебно-исследовательский и проектный, воспитательный.

Создание единого унифицированного образовательного пространства при реализации образовательных программ бакалавриата по педагогическим направлениям подготовки представлено блочно-модульной структурой.

В документе представлено примерное планирование учебных дисциплин и практик, а также помодульное распределение формируемых компетенций.

В частности, здоровьесберегающий модуль охватывает пять дисциплин (Возрастная анатомия и физиология, Основы медицинских знаний, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура и спорт, Элективные курсы по физической культуре и спорту), направленных на формирование УК-7, УК-8, ОПК-3.

Мы проанализировали учебные планы и образовательные программы через реализациюздоровьесберегающего модуля четырех образовательных организаций высшего образования: ЮУрГГПУ, ТГПУ, Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная организация высшего образования Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Учебные дисциплины Компетенции

ФГБОУ ВО РГППУ (ф) нтгс пи География и экономика Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья УК-7

Основы медицинских знаний УК-8, ОПК-3

Безопасность жизнедеятельности УК-8

Физическая культура и спорт УК-7

Элективные курсы по физической культуре и спорту УК-7

ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет Экономика и география Возрастная анатомия, физиология и гигиена УК-8 ОПК-8

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни УК-8, УК-6 ОПК-8

Безопасность жизнедеятельности УК-8, ОПК-8 УК-6

Физическая культура УК-7 ОПК-7

Элективные курсы по физической культуре и спорту УК-7 ОПК-7

ФГБОУ ВО "Томский государственный Педагогический университет" Биология и География Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья УК-7

Основы медицинских знаний УК-8, ОПК-3

Безопасность жизнедеятельности УК-8

Физическая культура и спорт УК-7

Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту УК-7

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» Биология и Безопасность жизнедеятельности Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья УК-7, ПК-7

Основы медицинский знаний УК-8

Безопасность жизнедеятельности УК-8, ПК-7

Физическая культура и спорт УК-7

Элективные курсы по физической культуре и спорту УК-7

Существует существенные различия в отношении группирования компетенций. При изучении программ учебных дисциплин, во всех четырех ВУЗах, было обнаружено, что сами компетенции в форме результатов описаны в виде «знать», «уметь», «владеть». Более того конкретные индикаторы объединены, в общий текст и не раскрываются по отдельности, даже в виде ЗУН. Возникает вопрос вклада конкретной дисциплины в формировании компетенций всего модуля.

Выводы. Переход от Болонской системы на Ядро ВПО усложняется бюрократическими сложностями, необходимо быстро переориентироваться и реформировать имеющиеся подходы в системе высшего образования. На данный момент можем зафиксировать несколько проблем в обучении при освоении студентами педагогического вуза здоровьесберегающего модуля:

Во-первых, разработанные рекомендации при раскрытии индикаторов компетенций не описывают их критериально понятными, они достаточно обтекаемо, абстрактно сформулированы, что затрудняет процессы формирования и оценивания самих компетенций;

Во-вторых, на данном этапе нет указаний на помодульную высшего образования уровня бакалавриат с результатами СОО, СПО, и магистратуры. Стоит отметить, блок компетенций, связанных со здоровьесбережением в ФГОС 44.04.01 практически не предусмотрен [4, 5].

В-третьих, одной из задач, решаемых внедрением «ядерных программ», является обеспечение равного высокого качества подготовки педагогических кадров. Сама идея заключается не в абсолютно одинаковых программах, а установление единых минимальных требований к содержанию и результатам подготовки кадров.

В-четвертых, уже сейчас на практике происходит неравномерное распределение нагрузки в течение учебного года на профессорско-преподавательский состав, так как большинство дисциплин, включенных в «ядро» реализуются в нечетных семестрах (например, весь здоровьесберегательный модуль). Возникает проблема высокой нагрузки в начале учебного года и практически ее полное отсутствие во втором.

В-пятых,часть, разрабатываемая профессорско-педагогическим составом сведена к минимуму (21%)в результате это ведет к унификации программ подготовки и возникают сложности с созданием отличительной уникальной и привлекательной для абитуриентов образовательной программы. С одной стороны, процесс унификации позволяет представить объективную картину уровня подготовки бакалавровпедагогического образованияв разных регионах, сравнить и дать точечные рекомендациипо совершенствованию образовательного процесса. С другой стороны, мы можем столкнуться с проблемой, когда студент, занимая бюджетное место в ВУЗе, может очень быстро перейти в другой, более привлекательный по ряду причин, не связанных с качеством образования: климат, инфраструктура региона и т.д. Процесс перехода существенно облегчается, так как разница в учебных планахминимальна. При этом рычагов повышения привлекательности за счет уникальных образовательных программ практически не предусмотрено.

Для преодоления этих проблем важно предоставить преподавателям достаточные ресурсы, включая профессиональную поддержку, дополнительное обучение и время для адаптации к новым требованиям. Также необходимо обеспечить четкую инструкцию и руководство для распределения нагрузки на преподавательский состав и разумное управление рабочим процессом для смягчения возможных перегрузок, обеспечению достаточных ресурсов, усилению мониторинга и оценки, а также адаптации здоровьесберегающих программ к конкретным культурным и социальным условиям.

Литература:

1. Болотов,В.А. Аккредитация вузов: порядки и беспорядки / В.А.Болотов // Образовательная политика, 2019. -№1-2. - С. 77-78. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/akkreditatsiya-vuzov-poryadki-i-besporyadki (дата обращения: 02.06.2023)

2. Воронин, Д.М. Разработка образовательной программы согласно формированию «Ядра высшего педагогического образования» и унификации образовательных программ высшего педагогического образования / Д.М. Воронин, Е.Г.Воронина, О.В.Коротков // Проблемы современного педагогического образования, 2021. - №72-4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razrabotka-obrazovatelnoy-programmy-soglasno-formirovaniyu-yadra-vysshegO" pedagogicheskogo-obrazovaniya-i-unifikatsii (дата обращения: 12.07.2023)

3. Ерохина,Л.Ю. Использование заданий аналитического характера в формировании компетенций студентов / Л.Ю. Ерохина, А.С. Федюнина // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN418.pdf (дата обращения: 20.04.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лагода, О.А. Формирующее оценивание как условие реализации ФГОС / О.А. Лагода, Т.В. Литвинова // Вестник науки и образования, 2017. -URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2017/VN027/formiruyushchee.pdf (дата обращения: 20.03.2023)

5. Сиренко, Ю.С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы / Ю.С. Сиренко // Наука и школа, 2022. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vnedrenie-yadra-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-perspektivah-upravleniya" prepodavaniya-i-metodicheskoy-raboty(flaTa обращения: 17.05.2023)

6. Трубина, Л.А. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» / Л.А. Трубина, Е.Л. Ерохина // Наука и школа, 2022. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soderzhanie-i-novye-formy-organizatsii-predmetno-metodicheskoy-podgotovki-v-usloviyah" vnedreniya-yadra-pedagogicheskogo(flaTa обращения: 11.05.2023)

7. Федюнин, В.А. Формирование готовности вести здоровый образ жизни у обучающихся / В.А. Федюнин // Современный ученый, 2020. - № 4. - С. 64-68. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45743010 (дата обращения: 10.07.2023)

8. Югова, Е.А. Разработка структуры и содержания смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов / Е.А. Югова // Педагогическое образование в России, 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razrabotka-struktury-i-soderzhaniya-smysloobrazuyuschih-konstruktov-zdorovogo-obraza-zhizni" studentov (дата обращения: 02.06.2023)

9. Efimova, V.M. То the question of the life safety and health protection competencies formation of future teachers in the distance learning conditions [Modern problems of science and education] / V.M. Efimova, A.A. Makaricheva. - 2020. - № 1. -URL: https://s.science-education.ru/pdf/2021/l/30471.pdf (accessed May 24, 2023)

10. Nedelyaeva, A.V. New educational technology in the course "life safety" for foreign students [Modern problems of science and education] / A.V. Nedelyaeva, N.N. Sheromova. - 2016. - № 6 - P. 373-373

11. Osipov, A.M. Buropathology and paper pressure in Russian education / A.M. Osipov 11 Bulletin of the RUDN. Series: Sociology, 2020. - № 4, Vol. 20. URL:https://www.re searchgate.net/publication/348012889_Bureaupathology_and_paper_pressing_in_the_Russian_education (accessed April 27,2023)

12. Pazenko, E.A. Standardization of pedagogical education in Russia and professional development of teachers. In: Glukhykh, E.V. (ed.) National priorities of modern Russian education: problems and prospects: Proceedings of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 120th anniversary of Higher Education and the 110th anniversary of pedagogical education in the Far East / E.A. Pazenko 11 Ussuriysk, Far Eastern Federal University, 2019. - P. 64-70

13. Tagaeva, E.A. Formation of ict competences of students of a pedagogical university under conditions of digitalization of education [Modern problems of science and education] / E.A. Tagaeva, E.A. Bakulina, O.A. Bakaeva, Z.A. Kasko 11 Federal State Budgetary Educational Institution, 2020. - № 1. - URL: https://s.science-education.ru/pdf/2020/l/29531.pdf (accessed May 19,2023)

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Фролова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сергеева Валерия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Троилова Юлия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ В XX

ВЕКЕ

Аннотация. В статье авторы анализируют развитие профессионального мировоззрения российского учителя на протяжении XX века через призму теорий влияния отечественной педагогической публицистики. Авторы определяют педагогическую публицистику как единицу научно-творческого публицистического жанра, предметом которой являются педагогическая действительность и процессы, протекающие в образовании. Выявлено, что педагогическая публицистика отражает амбивалентную связь с процессом развития профессионального мировоззрения учителя. С одной стороны, педагогическая публицистика выступает инструментом формирования профессионального мировоззрения учителя, а с другой - пространством его репрезентации. В статье авторы раскрывают сущность профессионального мировоззрения учителя как интегративное единство мировоззренческих компонентов, функционалов, сфер и форм. XX век в истории России характеризуется высокой событийной интенсивностью, что оказало влияние на трансформационные процессы в мировоззрении общества. Авторы выявляют несколько ключевых мировоззренческих «переходов» в профессиональном мировоззрении учителя. На каждом этапе трансформации мировоззренческих парадигм педагогическая публицистика оказывала характерное влияние. Периоды развития теории влияния СМИ на мировоззрение личности и общественное сознание не тождественно самому процессу их реального влияния. В рамках классических теорий влияния СМИ авторы обнаруживают, что развитие влияния педагогической публицистики на профессиональное мировоззрение является неоднородным процессом. В период XX века влияние педагогической публицистики на профессиональное мировоззрение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.