Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ФОРМИРОВАНИЮ «ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ФОРМИРОВАНИЮ «ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДРО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / УНИФИКАЦИЯ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Воронина Екатерина Геннадиевна, Коротков Олег Владимирович

С целью унификации высшего педагогического образования в Российской Федерации был предложен проект «Ядра высшего педагогического образования». Согласно данному проекту все образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование должны иметь модульную структуру, направленную на формирование конкретных компетенций и компетентностей. Каждый модуль должен содержать обязательную и вариативную часть, большинство модулей также подразумевают наличие практической подготовки. Данный проект является очень актуальным, поскольку в Российской Федерации наблюдается острый дефицит педагогических кадров, а унификация образовательного процесса позволит значительно повысить его качество. В нашей работе мы представляем модель образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия, которая выполнена согласно требованиям «ядра высшего педагогического образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Воронина Екатерина Геннадиевна, Коротков Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND METHODOLOGY OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE COURSE "THE SURROUNDING WORLD"

In order to unify higher pedagogical education in the Russian Federation, the project "Cores of Higher pedagogical education" was proposed. According to this project, all educational programs in the field of training 44.03.01 and 44.03.05 Pedagogical education should have a modular structure aimed at the formation of specific competencies and competencies. Each module should contain a mandatory and variable part, most modules also imply the presence of practical training. This project is very relevant because there is an acute shortage of teaching staff in the Russian Federation, and the unification of the educational process will significantly improve its quality. In our work, we present a model of an educational program in the field of training 44.03.05 Pedagogical education, Biology and Chemistry profiles, which is performed according to the requirements of the "core of higher pedagogical education".

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ФОРМИРОВАНИЮ «ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры физвоспитания Воронина Екатерина Геннадиевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ФОРМИРОВАНИЮ «ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. С целью унификации высшего педагогического образования в Российской Федерации был предложен проект «Ядра высшего педагогического образования». Согласно данному проекту все образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование должны иметь модульную структуру, направленную на формирование конкретных компетенций и компетентностей. Каждый модуль должен содержать обязательную и вариативную часть, большинство модулей также подразумевают наличие практической подготовки. Данный проект является очень актуальным, поскольку в Российской Федерации наблюдается острый дефицит педагогических кадров, а унификация образовательного процесса позволит значительно повысить его качество. В нашей работе мы представляем модель образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия, которая выполнена согласно требованиям «ядра высшего педагогического образования».

Ключевые слова: ядро, педагогическое образование, высшее образование, компетенции, унификация, качество.

Annotation. In order to unify higher pedagogical education in the Russian Federation, the project "Cores of Higher pedagogical education" was proposed. According to this project, all educational programs in the field of training 44.03.01 and 44.03.05 Pedagogical education should have a modular structure aimed at the formation of specific competencies and competencies. Each module should contain a mandatory and variable part, most modules also imply the presence of practical training. This project is very relevant because there is an acute shortage of teaching staff in the Russian Federation, and the unification of the educational process will significantly improve its quality. In our work, we present a model of an educational program in the field of training 44.03.05 Pedagogical education, Biology and Chemistry profiles, which is performed according to the requirements of the "core of higher pedagogical education".

Keywords: core, pedagogical education, higher education, competencies, unification, quality.

Введение. Реформация системы высшего образования в Российской Федерации проходит уже довольно длительный промежуток времени [5] и приобретает затяжной характер [7]. На данный процесс влияют множество факторов: цифровизация экономики и образования [8], требования к показателям рейтинга университетов, национальные проекты, федеральные проекты, образовательные и глобальные тренды [2]. В ноябре 2021 года на уровне Министерства Просвещения был разработан проект унификации подходов к структуре и содержанию высшего педагогического образования, который получил название «ядро педагогического образования». В данном документе изложены основные требования к подготовке кадров по образовательным программам бакалавриата в области педагогического образования.

На данный момент наблюдается большое разнообразие и вариативность образовательных программ высшего педагогического образования [6], что не приводит к единым результатам освоения образовательных программ [3]. Более 200 университетов ведут подготовку кадров в области педагогического образования. Решение о формировании единых блоков компетенций [4] позволит значительно унифицировать и оптимизировать процесс подготовки будущих учителей [10].

Единая структура программ подготовки предполагает единое содержание, состоящее из семи модулей. Также предполагается определенное сохранение академических свобод ВУЗов, которое выражается в возможности университета формировать вариативную часть образовательной программы в объеме 21%. Единое содержание программ подготовки предусматривает формирование единого образовательного и воспитательного концепта для университетов, которые готовят кадры для системы образования. Основными положениями являются: комптентностный подход при разработке образовательных программ, четкая преемственность обязательной части программы и части, которую формируют участники образовательного процесса; фундаментальная подготовка педагога, которая базируется на единстве теоретической и практической компоненты [9]; учет эмпирического опыта при реализации образовательных программ подготовки педагогов [12], важным элементом также выступает формирование проектного мышления [8] и умения работать с проектами и в проектах для обучающихся [3].

Цель исследования - разработать основную образовательную программу по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия на базе ядра педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия разработана на основании закона «Об образовании в РФ», приказами Министерства образования и науки №301, 1383, 636, ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профстандарта «Педагог», Устава ГГТУ, проекта основных требований к подготовке педагогических кадров к их структуре и содержанию.

Данная программа носит инновационный характер, поскольку направлена на развитие выбранного ядра компетенций у будущих учителей биологии и химии, особенностью данной образовательной программы является выделение soft skills педагога.

Стандартно образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, а также факультативов. Обязательная часть состоит из восьми модулей, каждый из которых дополнен практиками и вариативными дисциплинами в разделе факультативы. Особенностью программы является наличия практикума по проектной деятельности в течении всего периода обучения. В ходе изучения данной дисциплины, обучающиеся работают над межпредметными образовательными проектами в командах и внедряют эти проекты в практику, изучая эффект от их внедрения. В общей сложности за период обучения каждый студент принимает участие в разработке и реализации 5-7 проектов. Данный элемент образовательной программы позволяет нам качественно сформировать необходимые гибкие навыки.

Социально-гуманитарный модуль содержит четыре основных дисциплины, которые предполагают изучение истории, философии, нормативно-правовой базы и финансовой грамотности, а также имеют возможность пройти факультатив «Компетентность педагога в условиях цифровой экономики»

Коммуникативно-цифровой модуль содержит три основных дисциплины, учебную практику и факультативную дисциплину. В данном модуле будущие учителя изучают иностранные языки, русский язык и культуру речи, технологии цифрового образования, проходят учебную технологическую практику, а также имеют возможность изучать факультативную дисциплину «Профессиональная коммуникация в сети интернет».

Здоровьесберегающий модуль содержит четыре дисциплины, элективный курс по физической культуре и спорту, также у обучающихся есть возможность изучить факультативную дисциплину «Современные здоровьесберегающие технологии».

Психолого-педагогический модуль состоит из трех основных дисциплин, которые позволяют изучить основные положения педагогики, психологии, а также особенности работы с детьми имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья, также модуль содержит объемную педагогическую практику, также есть возможность изучать факультативную дисциплину «Психологические особенности обучения с применением дистанционных образовательных технологий».

Модуль воспитательной деятельности содержит четыре дисциплины, которые позволяют освоить основы межэтнических, межконфессиональных отношений, изучить основы психологии, технологии организации воспитательных практик и вожатской деятельности. Данный модуль также сопровождается объемной практикой и дает возможность изучить факультативную дисциплину «Практикум по вожатской деятельности и классному руководству».

Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности состоит из двух основных дисциплин, которые раскрывают суть научно-исследовательской и проектной деятельности учителя, а также обучает математической обработке результатов научных исследований и проектов. Также этот модуль сопровождается практиками: научно-исследовательской работой и учебной технологической практикой.

Предметно-методический модуль по биологии содержит в структуре девять дисциплин, которые позволяют обучающимся изучить основные положения ботаники, зоологии, цитологии, генетики, экологии, анатомии и физиологии, гистологии, а также методику преподавания биологии. В данный модуль включены объемные практики, как научные, так и педагогические.

Предметно-методический модуль по химии представляет собой симбиоз девяти дисциплин и двух объемных практик. Студенты в этом модуле изучают общую, неорганическую, органическую, аналитическую, физическую и коллоидную, биологическую, прикладную химии, знакомятся с биогеохимией и методикой проведения химических экспериментов, естественно, изучая методику преподавания химии.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из двух модулей и двух блоков элективных дисциплин. Предметно-содержательный модуль по биологии предполагает изучение дисциплин, обучающих подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии, механизмам проведения учебного биологического эксперимента, молекулярной биологии, основам биотехнологии, теории эволюции, учение о биосфере и микробиологии. Также предусмотрена научно-исследовательская практика.

Предметно-содержательный модуль по химии содержит дисциплины, обучающие решению расчетных задач в школьном курсе химии, изучающие механизмы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по химии и международным исследованиям естественнонаучной грамотности, а также общую химию и биохимические основы природопользования. Предусмотрена научно-исследовательская практика.

Первый блок элективных дисциплин содержит на выбор несколько вариантов: изучать мониторинг окружающей среды, либо механизмы организации научно-исследовательской и проектной деятельности по биологии и химии в школе или внеурочную деятельность по биологии и химии в школе.

Второй блок элективных дисциплин также содержит три варианта на выбор: изучать методику преподавания биологии обучающимся с особыми образовательными потребностями, либо методику преподавания химии обучающимся с особыми образовательными потребностями или особенности методики преподавания химии и биологии для одаренных детей.

Завершается программа государственной итоговой аттестацией, которая состоит из защиты выпускной квалификационной работы и междисциплинарного итогового экзамена.

Формирование единой модели образовательной программы для обучающихся по направлению подготовки педагогическое образование открывает широкие возможности для сетевого взаимодействия педагогических университетов всей страны и дает возможность значительно повысить академическую мобильность обучающихся [1]. При переводе из одного образовательного учреждения не возникнет больших проблем с перезачетом или переаттестацией результатов обучения по педагогическим специальностям [7].

Особенностью разработанной образовательной программы также стал акцент на качественное формирование soft skills у обучающихся. Формирование гибких компетенций производится путем разработки и реализации междисциплинарных образовательных проектов в команде, на протяжении всего периода обучения с постепенным их усложнением. В идеале на выходе должен выйти стартап, на базе которого пишется выпускная квалификационная работа.

Выводы. В ходе проделанной работы нами была разработана модель образовательной программы, которая основана на методических рекомендациях о ядре педагогического образования, с соблюдением всех выдвигаемых к образовательным программам требованиям. Особенностью программы является акцентированное развитие soft skills у обучающихся. Основные усилия направлены на развитие коммуникационной составляющей, работе в команде над образовательными проектами. Продуктом данного исследования стала образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия.

Перспективы дальнейших исследований: проверка гипотезы о том, что в ходе обучения по данной программе происходит более качественное формирование запланированных к освоению компетенций.

Литература:

1. Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки обучающихся по образовательным программам естественнонаучной и математической направленности педагогического вуза // Преподаватель XXI век, 2019. - №1-1. [Электронный ресурс]: https://cyberieninka.m/artide/n/o-fimdamentalnosti-predmetaoy-podgotovki-obuchayuschihsya-po-obrazovatelnym-programmam-estestvennonauchnoy-i-matematicheskoy (дата обращения: 11.12.2021).

2. Воронин Д.М. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования / Д.М. Воронин, О.С. Мишина, О.А. Завальцева // Перспективы науки и образования, №5 (35). - 2018. - С. 18-26.

3. Воронин Д.М. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Д.М. Воронин, Г.В. Егорова, О.В. Хотулёва // Перспективы науки и образования, №2 (38). - 2019. - С. 155-167.

4. Воронин Д.М. Основные компетенции преподавателя в смешанном обучении глазами студента / Д.М. Воронин, А.Н. Нечаев // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. № 69. - Часть 1. - С. 129-132.

5. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Киселёва И.В. Модернизация программ высшего педагогического образования / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021 - Вып. 73 - Ч. 1.

- С. 98-101.

6. Воронин Д. М., Воронина Е. Г., Чайченко М. В. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021 - Вып. 73 - Ч. 1

- С. 101-104.

7. Ло Ваньци, Болотова Е.Л. Управление совместными образовательными программами в области педагогики: опыт китайских вузов // Преподаватель XXI век. - 2021. - №2-1. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/upravleme-sovmestaymi-obrazovatelnymi-programmami-v-oblasti-pedagogiki-opyt-kitayskih-vuzov (дата обращения: 11.12.2021).

8. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2021. - №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-proektirovaniya-osnovnyh-professionalnyh-obrazovatelnyh-programm-buduschih-pedagogov (дата обращения: 11.12.2021).

9. Макарова Н.С., Черненко Е.В. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2020. - №4 (29). [Электронный ресурс]: https://cyberieninka.m/artide/n/strategiya-prakticheskoy-podgotovki-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 11.12.2021).

10. Медведева О.А., Храброва В.Е. Проектирование основной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с учётом требований ФГОС во нового поколения и профессионального стандарта // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2019. - №1. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmy-po-napravleniyu-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-s (дата обращения: 11.12.2021).

11. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; НИУ ВШЭ, Ин-т образования. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. - 343 с. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин).

12. Шкерина Т.А., Кухар М.А., Старосветская Н.А. Особенности проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "педагогическое образование" с учетом квалификационных запросов работодателей // Ped.Rev., 2021. - №5 (39). [Электронный ресурс]: https://cyberieninka.m/artide/n/osobennosti-proektirovamya-obrazovatelnyh-programm-bakalavriata-po-napravleniyu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-uchetom (дата обращения: 11.12.2021).

Педагогика

УДК 372.851

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Гайдаров Даниял Раджидинович

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Назаров Александр Давидович

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Мухидинова Магомед Госенгаджиевич

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Аннотация. Для экспертного уровня владения методами исследования функциональных и других причинно-следственных зависимостей, и умения успешно применять их на практике при решении различных прикладных математических задач математики необходимо уметь применять математический инструментарий. В содержательной части этого инструментария можно включить точные определения фундаментальных математических понятий и умение выяснять: ограниченность, монотонность, четность и нечетность и периодичность функции; какова область значений функции, его нулевые и экстремальные значения и т.д. В рамках нашего исследования мы приводим анализ формулировок некоторых свойств функций по различным учебным пособиям и приводим примеры ограниченности сферы их применения и даем некоторые уточнения некоторых формулировок.

Ключевые слова: функция, период, предел функции, непрерывность функции в точке, методика преподавания математики, прикладные аспекты математических задач, точность и строгость в математике, ЕГЭ.

Annotation. For an expert level of proficiency in the methods of investigating functional and other cause-and-effect dependencies, and the ability to successfully apply them in practice when solving various applied mathematical problems of mathematics, it is necessary to be able to use mathematical tools. In a substantial part of this in-strumental you can enable accurate determination of the fundamental mathematical concepts and the ability to find out boundedness, monotony, parity, and odd parity and periodicity of the function; what is the range of values of the function, its zero and the extreme values, etc. In our study we present an analysis of the wording of some properties of functions on the various tutorials and the examples of limited scope and give some udachne-ing some of the wording.

Keywords: function, period, limit of function, continuity of function at a point, methods of teaching mathematics, applied aspects of mathematical problems, accuracy and rigor in mathematics, USE. mathematical concepts and the ability to find out boundedness, monotony, parity, and odd parity and periodicity of the function; what is the range of values of the function, its zero and the extreme values, etc. In our study we present an analysis of the wording of some properties of functions on the various tutorials and the examples of limited scope and give some udachne-ing some of the wording.

Введение. Функциональная зависимость, как известно определяется как правило согласно которого каждому аргументу х из области определения этой зависимости, ставится в соответствие единственное значение величины функции y из области его изменения функции.

В рамках нашего исследования мы приводим: методологический анализ формулировки некоторых определений свойств функций в различных пособиях [1-6, 8]; разбор шаблонных примеров и соответствующие контрпримеры; уточнение исследуемых определений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.