учет данных категорий имеет решающее значение в создании всякой композиции. С тех пор, как «художественное оформление» стало именоваться «дизайном» прошло не так уж много времени, что дает нам основание некоторые результаты труда дизайнера также считать художественными произведениями, произведениями дизайна.
С некоторых пор художественность как главное условие профессионализма художника даже в России стала ассоциироваться с результатом деятельности с сфере арт-индустрии. «Мы выражаем в картинах мысли, мечты, желания. Мы используем картины, чтобы давать заказы и предупреждения, чтобы приглашать и запрещать, чтобы выражать чувства и давать деловые сообщения. Мы провоцируем, льстим, утешаем, напоминаем, объясняем, шокируем, - всё это, применяя картины. Одним словом, мы используем иллюстрированный язык», (т.н. digital - дигитальная изоманипуляция)». [8, С. 71] Эта цитата, взятая из выступления Б. Шаасфорта (Нидерланды), весьма характерна для нашего времени, когда нередко истинное знание и компетенции оставлены за скобками профессионального подхода к созданию произведения искусства, в том числе, и в учебном процессе.
Безусловно, ориентиры и критерии художественности полезно иметь каждому учащемуся, даже если он не стремится стать профессиональным художником. Лишь вооружившись ими, он сможет распознавать произведение искусства там, где его никто не ожидает, или не находить его там, где люди надеются с ним встретиться. Этот культурный (и гражданский) опыт позволит не только противостоять псевдоискусству, но и обучить распознавать художественные ценности, воспитывая своих детей и учеников. Постоянное обогащение собственного визуального опыта на образцах, прошедших проверку временем - насущная задача всякого художника. Это стремление необходимо и серьезному зрителю. Автор уверен: настоящий педагог-художник является таковым зрителем, способным осмысленно воспринимать и трактовать увиденное, благодаря, в том числе, изучению такой дисциплины как «Композиция».
Литература:
1. Рейнольс Дж. Речи. Мастера искусства об искусстве. - М., 1967. - Т. 3.
2. Чистяков. Теоретик и педагог. - М.: Изд-во АХ СССР, 1953.
3. Дейнека А. Учитесь рисовать. - М.: Советский художник, 1961.
4. Словарь терминов изобразительного искусства. - М.: Советский художник, 1965.
5. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. - сб. Проблемы композиции. - М.: Изобразительное искусство, 2000. - 290 с.
6. А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. - Сост. Виноградов И.А. - М.:2001.
7. Мне осталось дописать небо. Федотов А.М. Каталог. - Сост. Давыдова Т.А.-Хабаровск, 2019.
8. Ветрова И.Б. Неформальная композиция. От образа к творчеству. Учебное пособие. - М.: Ижица, 2004.
Педагогика
УДК 378.6
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры физвоспитания Воронина Екатерина Геннадиевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доцент кафедры спортивных игр и гимнастики Киселева Ирина Вадимовна
Московский государственный областной университет (г. Мытищи)
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная работа описывает новые условия ведения образовательного процесса и раскрывает алгоритм модернизации системы высшего педагогического образования. В нашей работе мы попытались среагировать на основные тренды и вызовы и на основе их анализа сформировать схему внедрения новых средств и инструментов для обучения будущих педагогов. Для примера описана схема модернизации образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки Биология. Химия. Данная программа сформирована на базе запросов стейкхолдеров, который был сформирован с помощью социологического исследования. Учтена необходимость включения практикоориентированного и проектного обучения, потребности педагогов в изучении алгоритмов заданий международных исследований, подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена, а также широкого применения кейсов и цифровых инструментов для повышения качества образования.
Ключевые слова: образование, цифровизация, гибкие компетенции, практикоориентированное обучение, проектное обучение.
Annotation. This work describes the new conditions of the educational process and reveals the algorithm of modernization of the system of higher pedagogical education. In our work, we tried to react to the main trends and challenges and, based on their analysis, form a scheme for the introduction of new tools and tools for teaching future teachers. For example, the scheme of modernization of the educational program in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education, profiles: Biology and chemistry. This program is formed on the basis of the stakeholders' requests, which was formed with the help of a sociological study. It considers the need to include practice-oriented and project-based learning, the needs of teachers in studying algorithms for international research tasks, preparing students for the unified state exam, as well as the widespread use of case studies and digital tools to improve the quality of education.
Keywords: education, digitalization, flexible competencies, practice-oriented learning, project-based learning.
Введение. Внедрение цифровой экономики, глобальные и частные тренды в современном обществе, пандемия SARS-19, а также новые вызовы и риски формируют необходимость существенной модернизации образовательного процесса [11]. Для того чтобы качество образовательного процесса было на высоком уровне необходимо учитывать и реагировать на множество факторов [1]. Анализ международных исследований PISA показывает, что уровень наших педагогов в решении и обучении решению практикоориентированных задач невысок [2]. При том, что показатели другого международного исследования PIRLS, которое проводится для начальных классов, значительно выше, соответственно есть какой-то переломный момент в обучении, когда наши ученики начинают уступать в уровне компетенций свои сверстникам из других стан [6]. Большинство исследователей высказывают мнение, что данный момент связан с приктикооринтированным и субъектоориентированным обучением в странах, которые превосходят нас по показателям международного исследования PISA. Также большое значение исследователи придают выполнению междисциплинарных и межпредметных проектов, которые очень эффективно развивают компетенции обучающихся [12].
Соответственно, существует проблема необходимости повышения качества образовательного процесса [5], которую можно разложить на отдельные элементы: кадровое обеспечение образовательной программы, методология обучения, учебно-методическое обеспечение, инфраструктурные возможности образовательной организации, а также управление образовательным процессом программы [13].
В данной работе мы предложим схему модернизации образовательных программ педагогического образования, на примере образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Биология. Химия».
Цель работы: разработать схему модернизации образовательной программы по направлению подготовки педагогическое образование.
Задачи работы:
1. Проанализировать современные образовательные тренды.
2. Разработать схему оптимизации образовательной программы по направлению подготовки педагогическое образование, профили: Биология. Химия.
Изложение основного материала статьи. Проведя анализ исследований в области образовательных трендов, можем отметить те, которые на наш взгляд очень сильно влияют на качество образовательного процесса.
Цифровизация образовательного процесса подразумевает не только использование электронных носителей информации. Данный тренд предполагает использование цифровой системы управления образовательным процессом, цифровой документооборот, использование современного предметного программного обеспечения, использование в обучении систем дополненной и виртуальной реальности, а также профессиональных цифровых баз данных [4]. В свою очередь данный тренд повышает требования к языковым компетенциям обучающихся, поскольку профессиональные информационные базы используют английский язык как основной [10].
Практикоориентированное обучение подразумевает привлечение к разработке основной образовательной программы представителей работодателя (в данном случае это директора образовательных учреждений), которые объективно понимают какие компетенции потребуются от учителя в школе. Также данный тренд подразумевает использование кейсовых и проектных технологий в образовательном процессе. Практические кейсы позволяют значительно повысить практикоориентированность образовательного процесса, включить элементы геймификации и командную работу, а также совершенствовать гибкие навыки обучающихся в коммуникации [8]. Междисциплинарные и межпредметные проекты позволяют обучающимся самостоятельно создавать свой продукт и результат, работая в команде, а также в дальнейшем оценить эффективность разработанного проекта в практической деятельности [3].
Сетевое взаимодействие. Предполагает реализацию образовательной программы несколькими вузами-партнерами, когда обучающийся часть образовательного процесса проходит в одном вузе, другую часть - в ином вузе-партнере. Одним их элементов такого взаимодействия может выступать виртуальная академическая мобильность, в ходе которой обучающиеся осваивают учебные дисциплины не менее семестра в вузе-партнере с использованием дистанционных образовательных технологий [3].
Использование образовательных платформ, онлайн курсов и разработок ведущих университетов мира. Данный тренд подразумевает использование электронных образовательных ресурсов ведущих университетов мира, находящихся в открытом доступе. Такие ресурсы можно найти на Coursera и на отечественной платформе Открытое образование, также существует большое количество более мелких агрегаторов [7].
Использование инновационных форм проведения занятий. В связи с тем, что психологический тип обучающегося за последние годы значительно изменился, изменились и объемы информации, которые обучающийся может получить самостоятельно, роль преподавателя высшей школы сильно изменилась. Соответственно, все обучение в современной высшей школе должно строится на интерактивном взаимодействии обучающихся между собой, обучающихся с преподавателями, менторами, коучами, стейкхолдерами и работодателями [10].
Индивидуальные траектории обучения. Для полноценной реализации образовательного процесса и повышения его качества каждый обучающийся должен иметь право выстроить свою образовательную траекторию, а соответственно иметь возможность широкого выбора осваиваемых дисциплин, а также возможности прохождения стажировок в вузах-партнерах и образовательных организациях [3].
На базе данных трендов мы трансформировали образовательную программу 44.03.05 направление подготовки Педагогическое образование, профили подготовки: Биология. Химия. Обязательная часть образовательной программы состоит из 10 модулей: социально-гуманитарного, коммуникативного, здоровьесберегающего, введения в информационные технологии, психолого-педагогического, методического, предметных модулей по биологии и химии, практик и государственной итоговой аттестации. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, состоит из 7 модулей: предметно-содержательные модули по биологии и химии, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, элективные модули, практика и факультативные дисциплины.
Особенными дисциплинами, введенными в социально-гуманитарный блок, являются «Профессиональная компетентность педагога в условиях цифровой экономики» и «Экономика и финансовая грамотность», которые формируют на практике компетенции, необходимые как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности с широчайшим набором используемых цифровых технологий обучения. Итогом прохождения обеих дисциплин является создание обучающимися практического проекта в команде.
В коммуникативном модуле заложена особенная дисциплина «Лидерство и командообразование», которая позволяет сформировать лидерские и коммуникативные компетенции у обучающихся.
В психолого-педагогическом модуле стоит выделить дисциплину «Технологии инклюзивного образования», в которой обучающиеся изучают методологию обучения детей с особыми образовательными потребностями, предполагается широкое использование цифровых технологий в образовательном процессе.
В методическом модуле особое место занимает использование интерактивных методов обучения, проектного обучения и решения кейсов, часть занятий проводят работодатели. Студенты самостоятельно проводят занятия, мастер-классы, мозговые штурмы, квесты с обучающимися школ.
Модуль «Введение в информационные технологии» рассматривает механизмы использования искусственного интеллекта и информационно-коммуникационных систем в образовательном процессе.
В предметных модулях по биологии и химии очень активно используются цифровые технологии: технологии дополненной и виртуальной реальности, 3D моделирование, цифровые базы данных, также активно используются для самостоятельной работы открытые ресурсы Московского государственного университета имени Ломоносова, часть занятий проводится профессорами ведущих российских университетов.
Блок практик носит яркую практикоориентированную направленность: обучающиеся проходят 2232 часа учебных и производственных практик. Наибольшая часть практик проходит непосредственно в образовательных организациях, где
студенты применяют инновационные образовательные технологии в практической деятельности под чутким руководством работодателей. Блок практик включает технологическую, тьюторскую и педагогическую практику. После окончания практик большинство обучающихся устраиваются на работу в образовательные организации, где ее проходили.
Все выпускные квалификационные работы содержат несколько обязательных элементов: разработка образовательного проекта, результаты его практического внедрения в образовательный процесс и статистическая обработка результатов внедрения проекта в образовательный процесс. Соответственно все работы практикоориентированы и содержат собственные разработки и практическое внедрение этих разработок в образовательный процесс.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, основная особенность состоит в больших возможностях выбора индивидуальной образовательной траектории. Здесь мы даем возможность прохождения учебных дисциплин не только в нашем университете, но и в университетах-партнерах, также есть возможность пройти онлайн курсы ведущих университетов мира. В 2020/2021 учебном году возможностью виртуальной академической мобильности воспользовались 30% обучающихся на очной форме, пройдя дисциплины в зарубежных вузах-партнерах.
Предметно-содержательные модули по биологии и химии выстроены на основании запроса работодателей, с использованием виртуальной и дополненной реальности, цифровых лабораторных, использованием результатов научных исследований. Также в плане содержаться дисциплины, направленные на подготовку обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ, а также международным исследования PISA, что потом реализовывается в практической деятельности учителя.
Факультативные дисциплины позволяют желающим углубить свои знания в отдельных областях биологии и химии.
Анализируя, те изменения, которые были внесены в образовательную программу в соответствии с образовательными трендами, подведем итоги по пунктам.
Цифровизация образовательного процесса в нашем случае состоит из большого количества элементов: внедрение системы Битрикс 24 в управление образовательным процессом, использование 1С документооборота, полная цифровизация внутреннего документооборота на факультете, создание электронных баз данных по всем видам деятельности факультета, полная прозрачность посещаемости и успеваемости обучающихся. Вторым аспектом цифровизации выступает широкое использование современного оборудования, программного обеспечения, баз данных, онлайн ресурсов и цифровых баз научных исследований в образовательном процессе.
В программе максимально реализуется принцип практикоориентированного обучения, идет активное привлечение работодателей в разработку и реализацию образовательного процесса. Широко используются технологии кейс-обучения и проектного обучения, особое место занимают междисциплинарные и межпредметные командные проекты, реализуемые в практической деятельности.
В рамках сетевого взаимодействия обучающиеся имеют возможность часть образовательной программы проходить в вузах партнерах, наиболее масштабным партнером по количеству обмена обучающимися на данный момент является Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова.
Использование образовательных платформ, онлайн курсов и разработок ведущих университетов мира заняло прочное место в нашем образовательном процессе. Наиболее часто используются материалы Московского государственного университета имени М. Ломоносова.
Широко применяются инновационные формы проведения занятий: квизы, мозговые штурмы, мировые кафе, аквариумы, стратегические сессии, кейс-поединки, квесты, деловые игры и многие другие. Образовательный процесс строится на интерактивном взаимодействии обучающихся между собой, обучающихся с преподавателями, менторами, коучами, стейкхолдерами и работодателями.
Нашим обучающимся доступны индивидуальные траектории обучения, которые реализуются в формируемой участниками образовательных отношений. Студенты имеют богатый выбор элективных дисциплин и онлайн курсов. Также доступны факультативные дисциплины из разных предметных отраслей биологии и химии.
Выводы. В ходе анализа современных образовательных трендов мы отобрали основные, которые имеют наибольшее влияние на качество образовательного процесса в педагогическом образовании: цифровизация образовательного процесса, принцип практикоориентированного обучения, принцип сетевого взаимодействия, использование образовательных платформ, онлайн курсов и разработок ведущих университетов мира, используются инновационные формы проведения занятий, принцип индивидуализации образовательной траектории.
В ходе исследования была значительно модифицирована образовательная программа по направлению подготовки педагогическое образование, профили: Биология. Химия, в ходе трансформации были использованы все обозначенные образовательные тренды, были внедрены восемь новых учебных дисциплин и два вида практики.
Литература:
1. Автионова Н.И., Геворгян А.Э., Гребенников О.В. Повышение качества подготовки будущих педагогов к планированию и организации воспитательного процесса в школе // Вестник Адыгейского государственного университета. -Серия 3: Педагогика и психология. - 2021. - №2 (278). [Электронный ресурс]: https://cyberienmka.ru/artide/n/povyshenie-kachestva-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-planirovaniyu-i-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-v-shkole (дата обращения: 11.11.2021).
2. Воронин Д.М. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования / Д.М. Воронин, О.С. Мишина, О.А. Завальцева // Перспективы науки и образования, №5 (35). - 2018. - С. 18-26.
3. Воронин Д.М. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Д.М. Воронин, Г.В. Егорова, О.В. Хотулёва // Перспективы науки и образования, №2 (38). - 2019. - С. 155-167.
4. Воронин Д.М. Основные тренды в системе образования / Д.М. Воронин, И.В. Киселева, Е.Г. Воронина // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. № 69. - Часть 1. - С. 126-129.
5. Воронин Д.М. Управление образовательной организацией в условиях цифровизации // Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина, О.М. Чиханова // Современные здоровьесберегающие технологии, №1. - 2021. - С. 31-38.
6. Курзаева Л.В., Барынина М.В., Якунина Е.К. К вопросу о трансформации системы профессиональной подготовки учителей в условиях развития сквозных технологий (на примере виртуальной и дополненной реальности) // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №3. [Электронный ресурс]: https://cyberienmka.m/artide/n/k-voprosu-o-transformatsii-sistemy-professionalnoy-podgotovki-uchiteley-v-usloviyah-razvitiya-skvoznyh-tehnologiy-na-primere (дата обращения: 11.11.2021).
7. Маркеев А.И., Цукерблат Д.М. Педагогический инструментарий развития компетенций будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - №3. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-razvitiya-kompetentsiy-buduschego-spetsialista (дата обращения: 11.11.2021).
8. Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. - 2019. - №5. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskie-modeli-smeshannogo-obucheniya-v-vuze-obobschenie-opyta-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-praktiki (дата обращения: 25.11.2021).
9. Сердюкова Е.Я., Яковенко Т.В. Диверсификация как тенденция обновления профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - №2 (42). [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-kak-tendentsiya-obnovleniya-professionalno-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.11.2021).
10. Voronin D.M., Koloskova T.A. Astafieva O.A. Innovative Master's program "Digital Pedagogy" / SHS Web of Conferences 113, 00031 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00031.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300031
11. Voronin D.M., Nechaev A.V., Voronina E.G. Learning with the use of distance learning technologies or what digital tools should a teacher possess? / SHS Web of Conferences 113, 00032 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00032.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300032
12. Voronin D.M., Chaychenko M.F., Voronina E.G. Model for implementing project-based learning at a regional university / SHS Web of Conferences 87, 00010 (2020) [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/ shsconf/pdf/2020/15/shsconf_ictp2020_00010.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/ 20208700010
13. Voronin D.M., Zavaltseva O.A., Khotuleva O.V. Blended learning in the master's program / SHS Web of Conferences 87, 00008 (2020) [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2020/15/shsconf_ictp2020_00008.pdf Дата обращения: 11.11.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700008
Педагогика
УДК 37.07
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);
преподаватель кафедры физвоспитания Воронина Екатерина Геннадиевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);
кандидат педагогических наук, доцент Чайченко Мария Владимировна
Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Качество образовательного процесса в образовательной организации является основой формирования ее имиджа и бренда. Кроме того, показатели качества образовательного процесса сильно влияют на рейтинги образовательных организаций, которые на данный момент являются основой для оценки деятельности ее руководителя. В данной работе мы раскрываем дополнительные факторы, которые значительно влияют на качество образовательного процесса. В работе обозначены факторы, возможно, не первой важности, но те, которые помогают выйти образовательной организации на новый качественный уровень образовательного процесса.
Ключевые слова: факторы, качество, образовательный процесс, инновации.
Annotation. The quality of the educational process in an educational organization is the basis for the formation of its image and brand. In addition, the quality indicators of the educational process strongly influence the ratings of educational organizations, which at the moment are the basis for evaluating the activities of its head. In this paper, we reveal additional factors that significantly affect the quality of the educational process. The paper identifies factors, perhaps not of the first importance, but those that help an educational organization to reach a new qualitative level of the educational process. Keywords: factors, quality, educational process, innovation.
Введение. На данный момент все большее внимание уделяется качеству образовательного процесса, поскольку это прямой выход на создание бренда образовательной организации и ее рейтинга. Существуют основные критерии, которые формируют качество образовательного процесса, к которым относятся: кадровый потенциал, методы преподавания, учебно-методическое обеспечение и инфраструктура, но при этом есть элементы входящие в данные группы, которые недостаточно обозначены в научных работах, которым, возможно, не придают особого значения. При всем этом их влияние на качество образовательного процесса является очень значимым.
Изложение основного материала статьи. Выделяя факторы, которые влияют на качество образовательного процесса авторы выделяют несколько групп.
Кадровое обеспечение включает в себя: квалификация в области преподаваемой дисциплины, педагогическое мастерство, научная деятельность в области преподаваемой дисциплины, новаторство и личностные качества педагога.
Методы обучения содержат следующие компоненты: связь обучения с практикой, связь с предыдущими дисциплинами, деловые игры (работа в команде), индивидуализацию обучения, современные методы контроля знаний.
Учебно-методическое обеспечение содержит следующие элементы: наличие ГОСов, качественные учебные планы, оптимальные программы дисциплин, наличие методических указаний, учебников и учебных пособий, стандарты по изучаемым дисциплинам, наличие комплекта материалов для самостоятельной работы студентов.
Инфраструктура предполагает следующие элементы: лабораторная база, аудиторный фонд, библиотечный фонд, компьютерные и мультимедийные классы, читальные залы, спортивный комплекс, базы отдыха (в том числе летние спортивные лагеря), комбинат питания, общежития.
Цель исследования: определить дополнительные факторы, влияющие на качество образовательного процесса. В результате нашего исследования были получены факторы менее крупного масштаба, но имеющие непосредственное влияние на качество образовательного процесса.
Способность оценивать достижения обучающихся. Одним из наиболее весомых факторов, которые влияют на качество образовательного процесса выступает фактор объективной оценки компетенций обучающихся. Данный фактор в первую очередь дает возможность обучающемуся сформировать ожидания от процесса обучения, во-вторых дает возможность предыдущие знания обучающихся, в-третьих выступают в роли мотивационного инструмента в постановке задач на