Научная статья на тему 'Трансформация профессий бухгалтера и аудитора под влиянием «Фактора информатизации»'

Трансформация профессий бухгалтера и аудитора под влиянием «Фактора информатизации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕР / АУДИТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACCOUNTANT / AUDITOR / PROFESSIONAL STANDARD / TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / GENERALIZED LABOR FUNCTION / LABOR FUNCTION / QUALIFICATION LEVEL / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булыга Роман Петрович

В статье представлены результаты исследования, проведенного в Департаменте учета, анализа и аудита Финансового университета для ответа на вопрос: в какой мере функции в области учета и аудита, осуществляемые в настоящее время человеком, подвержены «фактору информатизации» и могут быть заменены работой компьютеров? В качестве объекта исследования выбраны трудовые функции, содержащиеся в основных профессиональных стандартах Российской Федерации в области учета и аудита. По результатам исследования сделан вывод о том, что влияние «фактора информатизации» на функции в области учета и аудита будет обусловливать трансформацию профессии в сторону ее интеллектуализации, выработки профессионального суждения на основании анализа большого массива данных, подготавливаемых с помощью IT-инструментов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Transformation of Accountancy under the Influence of Information Technology

The article presents the results of the research conducted by the Accounting, Analysis and Audit Department of the Financial University under the Government of the Russian Federation in order to answer the following question: to what extent the functions implemented now by a human are subject to “information technology factor” and can be fulfilled and further replaced by computers? The subject of the research is the labor functions stated in the basic professional standards of the Russian Federation for accountants and auditors. On the basis of the research the authors conclude that the influence of information technology on the accounting and audit functions will result in intellectualization of the profession and the use of larger data arrays compiled by IT tools and programs to make professional judgment.

Текст научной работы на тему «Трансформация профессий бухгалтера и аудитора под влиянием «Фактора информатизации»»

авторское мнение. дискуссии

УДК 657

трансформация профессий бухгалтера и аудитора под влиянием «фактора информатизации»

БУЛЫГА РОМАН ПЕТРОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия RBulyga@fa.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного в Департаменте учета, анализа и аудита Финансового университета для ответа на вопрос: в какой мере функции в области учета и аудита, осуществляемые в настоящее время человеком, подвержены «фактору информатизации» и могут быть заменены работой компьютеров? В качестве объекта исследования выбраны трудовые функции, содержащиеся в основных профессиональных стандартах Российской Федерации в области учета и аудита. По результатам исследования сделан вывод о том, что влияние «фактора информатизации» на функции в области учета и аудита будет обусловливать трансформацию профессии в сторону ее интеллектуализации, выработки профессионального суждения на основании анализа большого массива данных, подготавливаемых с помощью IT-инструментов и программ.

ключевые слова: бухгалтер; аудитор; профессиональный стандарт; вид профессиональной деятельности; обобщенная трудовая функция; трудовая функция; уровень квалификации; информатизация; информационные технологии.

About the Transformation of Accountancy under the influence of information technology

BULYGA R. P.,

Ph.D., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Accounting, Analysis and Audit Department, Financial

University, Moscow, Russia

RBulyga@fa.ru

abstract

The article presents the results of the research conducted by the Accounting, Analysis and Audit Department of the Financial University under the Government of the Russian Federation in order to answer the following question: to what extent the functions implemented now by a human are subject to "information technology factor" and can be fulfilled and further replaced by computers? The subject of the research is the labor functions stated in the basic professional standards of the Russian Federation for accountants and auditors. On the basis of the research the authors conclude that the influence of information technology on the accounting and audit functions will result in intellectualization of the profession and the use of larger data arrays compiled by IT tools and programs to make professional judgment.

Keywords: accountant; auditor; professional standard; type of professional activity; generalized labor function; labor function; qualification level; information technology.

В последнее время все чаще стала высказываться мысль о том, что в ближайшие годы бухгалтеры перестанут быть нужны рынку и эта профессия исчезнет. «Смерть» бухгалтерского учета связывают с внедрением электронного документооборота. Так, например, первый заместитель министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко на прошедшем 23.09.2016 Московском финансовом форуме заявила, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий [1]. По мнению Т.Г. Нестеренко, на российском рынке труда в настоящее время наблюдается переизбыток бухгалтеров, а бурный рост развития технологий даст возможность заменить труд человека работой компьютеров [2].

Но каков в реальности масштаб проблемы и так ли бесповоротно болен пациент, что его смерть неизбежна?

С одной стороны, действительно, в настоящее время, в период после мирового экономического кризиса, многие виды деятельности и профессии (в том числе, профессии бухгалтера и аудитора) находятся в фазе завершения своего развития как социального института индустриальной эпохи. Об этом автор и сам неоднократно говорил в своих исследованиях (см.: [3-7]). По законам теории трансформации систем [8] из этой третьей точки разрыва в фазе завершения вида деятельности для профессий бухгалтера и аудитора есть два принципиальных пути выхода:

1) учитывая новые условия внешней среды, кардинально изменить саму концепцию учета и аудита, что фактически означает вновь вступление в фазу формирования нового учета и аудита информационного века;

2) придерживаться устоявшихся классических канонов, осуществляя косметические реформы в бухгалтерском учете и аудиторской деятельности, с большим риском прекратить существование как самостоятельной профессии (быть поглощенными или размытыми в других профессиях).

Да, по законам теории трансформации систем «умирание» профессий — вполне вероятный итог эволюции, подтверждаемый немалыми историческими примерами. Но он имеет место

лишь тогда, когда профессия не реагирует или неадекватно реагирует на изменения «внешней среды», если она не готова к кардинальным изменениям, трансформации под влиянием новых обстоятельств деятельности.

Полномасштабный анализ всех факторов, влияющих на профессии бухгалтера и аудитора, весьма многогранен. В данной статье автор хотел бы остановиться лишь на одном аспекте, наиболее активно обсуждаемом в последнее время.

В Департаменте учета, анализа и аудита Финансового университета было проведено исследование с целью объективно ответить на вопрос: в какой мере функции в области учета и аудита, осуществляемые в настоящее время человеком, подвержены «фактору информатизации» и могут быть заменены работой компьютеров?

В качестве объекта исследования выбраны положения двух основных профессиональных стандартов в области учета и аудита («Бухгалтер» и «Аудитор»). В настоящее время в данной сфере деятельности приняты и действуют пять профессиональных стандартов: «Аудитор», «Бухгалтер», «Внутренний аудитор», «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», «Специалист по финансовому консультированию»1.

Профессиональные стандарты выбраны в качестве объекта исследования в связи с тем, что именно в них в наиболее полном и структурированном виде представлена вся система функций, осуществляемых специалистом (в данном случае бухгалтером и аудитором). Законодательной основой процесса разработки профессиональных стандартов выступают положения

1 См.: Профессиональный стандарт «Аудитор» // приказ Ми-

нистерства труда и социальной защиты Российской Федера-

ции от 19.10.2015 № 728н; Профессиональный стандарт «Бухгалтер» // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н; Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 № 398н; Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2015 № 236н; Профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию» // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2015 № 167н.

ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации2. В соответствии с указанной статьей под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты разрабатываются по виду профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности представляет собой совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Содержательная часть профессионального стандарта строится в разрезе обобщенных трудовых функций, входящих в состав вида деятельности. Обобщенная трудовая функция — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе или бизнес-процессе. Трудовая функция представляет собой систему трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. При этом трудовым действием называется процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача3.

Проведенное в Департаменте учета, анализа и аудита Финансового университета исследование заключалось в вынесении экспертных суждений в отношении каждой конкретной содержащейся в профессиональном стандарте трудовой функции по вопросу: может ли данная функция без ущерба качественного ее выполнения быть полностью переданной от человека компьютеру? У каждого эксперта было только два варианта ответа: «да» = 1 (100% возможности передачи функции) или «нет» = 0 (0% возможности передачи функции).

2 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).

3 См.: Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов // постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (в ред. от 13.05.2016); Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 № 170н; Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н.

При проведении исследования в отношении профессионального стандарта «Бухгалтер» эксперты исходили из того, что в сущностном содержании бухгалтерский учет относится к профессиональному виду деятельности4, связанному с формированием документированной систематизированной информации об объектах и составлением на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности5.

Количественные результаты анализа профессионального стандарта «Бухгалтер» на уровне отдельных трудовых функций представлены в табл. 1.

Результаты качественного анализа профессионального стандарта «Бухгалтер» по обобщенным трудовым функциям и уровням квалификации даны в табл. 2.

Аудит, в отличие от других обобщенных трудовых функций, представляет собой одновременно как профессиональную деятельность специально для этого аттестованных специалистов — физических лиц, так и предпринимательскую (экономическую) деятельность6 по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами7.

В табл. 3 представлены количественные результаты анализа профессионального стандарта «Аудитор» на уровне отдельных трудовых функций.

Результаты качественного анализа профессионального стандарта «Аудитор» по обобщенным трудовым функциям и уровням квалификации даны в табл. 4.

4 Под субъектами профессиональной деятельности понимаются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность [см.: О саморегулируемых организациях, ст. 2: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)].

5 О бухгалтерском учете, ст. 1: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016).

6 Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность [см.: О саморегулируемых организациях, ст. 2: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)].

7 Об аудиторской деятельности, ст. 1: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).

Таблица 1

Степень влияния «фактора информатизации» на объем выполняемых функций бухгалтера: анализ на уровне отдельных трудовых функций (профессиональный стандарт «Бухгалтер»)

№ п/п наименование функции да = 1 / нет = 0

1 ведение бухгалтерского учета 19/23

1.1 Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта 8/9

1.1.1 Составление (оформление) первичных учетных документов 0

1.1.2 Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта 0

1.1.3 Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы 1

1.1.4 Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов 0

1.1.5 Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой 0

1.1.6 Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов 0

1.1.7 Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив 0

1.1.8 Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации 0

1.1.9 Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта 0

1.2 денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни 4/5

1.2.1 Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей 1

1.2.2 Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета 0

1.2.3 Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств 0

1.2.4 Составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта 0

1.2.5 Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей 0

1.3 итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни 7/9

1.3.1 Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета 0

1.3.2 Контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета 0

1.3.3 Подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги 0

1.3.4 Подготовка пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок 1

1.3.5 Предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации 0

Продолжение табл. 1

№ п/п Наименование функции Да = 1 / нет = 0

1.3.6 Систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период 0

1.3.7 Передача регистров бухгалтерского учета в архив 1

1.3.8 Изготовление и предоставление по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета 0

1.3.9 Отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета 0

2 Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта 24/52

2.1 Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности 8/12

2.1.1 Организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета 0

2.1.2 Планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета 0

2.1.3 Координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета 0

2.1.4 Контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета 0

2.1.5 Обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки 0

2.1.6 Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности 0

2.1.7 Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности 0

2.1.8 Формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах 1

2.1.9 Обеспечение подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности 1

2.1.10 Обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок) 1

2.1.11 Обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив 1

2.1.12 Организация передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки 0

2.2 Составление консолидированной финансовой отчетности 4/10

2.2.1 Проверка качества информации, представленной головной (материнской) организации по совместной деятельности зависимыми и дочерними организациями для целей составления консолидированной финансовой отчетности 1

2.2.2 Выполнение процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями 1

2.2.3 Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности 0

2.2.4 Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей в отчетах, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности 0

2.2.5 Подготовка примечаний (пояснений) к консолидированной финансовой отчетности 1

2.2.6 Обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности для подписания 0

2.2.7 Обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки 1

Продолжение табл. 1

№ п/п наименование функции да = 1 / нет = 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2.8 Обеспечение проведения внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности, достоверности и обоснованности информации, представляемой руководству головной (материнской) организации группы организаций 1

2.2.9 Обеспечение сохранности консолидированной финансовой отчетности до ее передачи в архив 1

2.2.10 Организация передачи консолидированной финансовой отчетности в архив в установленные сроки 0

2.3 внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 2/5

2.3.1 Организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта 1

2.3.2 Проверка обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей; проверка качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 1

2.3.3 Проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета) 0

2.3.4 Контроль соблюдения процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 1

2.3.5 Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля экономического субъекта, организация их хранения и передачи в архив в установленные сроки 0

2.4 ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование 6/11

2.4.1 Организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте 0

2.4.2 Организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности 0

2.4.3 Обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки 0

2.4.4 Координация процесса ведения налогового учета, составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте 0

2.4.5 Контроль ведения налогового учета и составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте 0

2.4.6 Обеспечение необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок) 1

2.4.7 Организация налогового планирования в экономическом субъекте 1

2.4.8 Формирование налоговой политики экономического субъекта 1

2.4.9 Проверка качества налоговой отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении налогового учета) 0

2.4.10 Контроль соблюдения требований налоговой политики в процессе осуществления экономическим субъектом (его обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности 1

2.4.11 Обеспечение сохранности документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующей их передачи в архив 1

2.5 Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками 4/14

2.5.1 Организация работ по финансовому анализу экономического субъекта 1

Окончание табл. 1

№ п/п Наименование функции Да = 1 / нет = 0

2.5.2 Планирование работ по анализу финансового состояния экономического субъекта 0

2.5.3 Координация и контроль выполнения работ по анализу финансового состояния экономического субъекта 0

2.5.4 Организация хранения документов по финансовому анализу 1

2.5.5 Организация бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте 1

2.5.6 Координация и контроль выполнения работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте 0

2.5.7 Разработка финансовой политики экономического субъекта, определение и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости 1

2.5.8 Составление финансовых планов, бюджетов и смет экономического субъекта 0

2.5.9 Представление финансовых планов, бюджетов и смет руководителю или иному уполномоченному органу управления экономического субъекта для утверждения 1

2.5.10 Руководство работой по управлению финансами, исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта 1

2.5.11 Осуществление анализа и оценки финансовых рисков, разработка мер по их минимизации 1

2.5.12 Составление отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществление контроля за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов 1

2.5.13 Участие в разработке планов продаж продукции (работ, услуг), затрат на производство и подготовка предложений по повышению рентабельности производства, снижению издержек производства и обращения 1

2.5.14 Организация хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в экономическом субъекте 1

Таблица 2 Степень влияния «фактора информатизации» на объем выполняемых функций бухгалтера: анализ по обобщенным трудовым функциям и уровням квалификации (профессиональный стандарт «Бухгалтер»)

№ п/п Наименование обобщенных трудовых функций и уровни квалификации Доля функций, чувствительных к «фактору информатизации»

Количество %

1 Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5: бухгалтер, служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом) 19/23 82,6

1.1 Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта 8/9 88,9

1.2 Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни 4/5 80,0

1.3 Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни 7/9 77,8

2 Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6: главный бухгалтер) 24/52 46,2

Окончание табл. 2

№ п/п наименование обобщенных трудовых функций и уровни квалификации доля функций, чувствительных к «фактору информатизации»

количество %

2.1 Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности 8/12 66,7

2.2 Составление консолидированной финансовой отчетности 4/10 40,0

2.3 Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 2/5 40,0

2.4 Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование 6/11 54,5

2.5 Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками 4/14 28,6

итого 43/75 57,3

Таблица 3 Степень влияния «фактора информатизации» на объем выполняемых функций бухгалтера: анализ на уровне отдельных трудовых функций (профессиональный стандарт «Аудитор»)

№ п/п наименование функции да = 1 / нет = 0

1 осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 7/9

1.1 выполнение отдельных поручений для целей аудиторского задания и оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 3/4

1.1.1 Поиск аналитической информации 0

1.1.2 Систематизация информации 0

1.1.3 Выполнение отдельных операций для целей аудиторского задания и оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

1.1.4 Оформление и копирование документации 0

1.2 выполнение аудиторских процедур (действий), осуществление отдельных операций при оказании сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 4/5

1.2.1 Ознакомление с информацией о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля 1

1.2.2 Выполнение отдельных аудиторских процедур (действий) 0

1.2.3 Выполнение операций при оказании сопутствующих аудиту услуг 0

1.2.4 Выполнение операций при оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 0

1.2.5 Документирование результатов выполненных аудиторских процедур и полученных аудиторских доказательств 0

2 выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 11/28

2.1 выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 7/13

Продолжение табл. 3

№ п/п Наименование функции Да = 1 / нет = 0

2.1.1 Изучение и анализ деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля 1

2.1.2 Планирование своей работы в рамках общего плана и программы аудита 0

2.1.3 Анализ рисков в объеме, необходимом для выполнения аудиторского задания в части, относящейся к своей работе 1

2.1.4 Отбор элементов для проведения аудиторских процедур (аудиторской выборки) и анализ его результатов 0

2.1.5 Выполнение аудиторских процедур (действий) 0

2.1.6 Оценка полученных аудиторских доказательств и иной информации 1

2.1.7 Изучение и анализ задания и особенностей его выполнения при оказании сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

2.1.8 Планирование своей работы при оказании сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 0

2.1.9 Анализ рисков при оказании сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

2.1.10 Выполнение операций при оказании сопутствующих аудиту услуг 0

2.1.11 Выполнение операций при оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 0

2.1.12 Формирование выводов в соответствии с целями выполнения аудиторского задания или оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в части, относящейся к своей работе 1

2.1.13 Документирование в части, относящейся к своей работе 0

2.2 Организация работы и надзор за участниками аудиторской группы 4/15

2.2.1 Изучение и анализ деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля 1

2.2.2 Подготовка плана и программы аудита 0

2.2.3 Анализ рисков в части, относящейся к своей работе и работе участников аудиторской группы 1

2.2.4 Поручение, разъяснение и координация работы участников аудиторской группы 1

2.2.5 Решение организационных вопросов в отношении работы участников аудиторской группы 1

2.2.6 Инструктаж участников аудиторской группы перед выполнением аудиторского задания, оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

2.2.7 Выбор аудиторских процедур и действий, уместных для выполнения конкретного аудиторского задания 1

2.2.8 Определение подхода к выбору методов отбора элементов, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств 1

2.2.9 Обучение лиц, осуществляющих вспомогательные функции, в процессе выполнения аудиторского задания, оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

2.2.10 Наблюдение за ходом выполнения участниками аудиторской группы аудиторского задания, оказанием ими прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

2.2.11 Решение вопросов участников аудиторской группы, связанных с выполнением аудиторского задания, оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в пределах своей компетенции 1

Продолжение табл. 3

№ п/п наименование функции да = 1 / нет = 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2.12 Выявление в ходе выполнения аудиторского задания, оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, вопросов, требующих рассмотрения руководителем аудиторского задания 0

2.2.13 Оценка навыков и профессиональной компетенции каждого участника аудиторской группы 0

2.2.14 Анализ соответствия выполненной участниками аудиторской группы работы запланированному подходу к выполнению аудиторского задания, оценка качества выполнения работы и ее документирования 1

2.2.15 Взаимодействие с руководителем аудиторского задания по вопросам его выполнения и контроля 0

3 Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий 8/30

3.1 Руководство выполнением аудиторского задания и оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 4/19

3.1.1 Изучение и анализ деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля 1

3.1.2 Оценка рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и иных значимых рисков, связанных с выполнением аудиторского задания, управление этими рисками 1

3.1.3 Оценка соблюдения требований независимости в отношении аудиторского задания, контроль их соблюдения участниками аудиторской группы 1

3.1.4 Установление уровней существенности по конкретному заданию 0

3.1.5 Разработка и утверждение общего подхода к выполнению аудиторского задания 1

3.1.6 Общий надзор за выполнением аудиторского задания, координация и контроль работы участников аудиторской группы и осуществляющего надзор лица в спорных и сложных ситуациях 1

3.1.7 Оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (или иной итоговой информации) в целом 0

3.1.8 Оценка надежности аудиторских доказательств, разумности заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица 1

3.1.9 Планирование оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

3.1.10 Контроль и общий надзор за оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

3.1.11 Решение сложных и спорных вопросов, возникающих при выполнении аудиторского задания, оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в пределах своей компетенции 1

3.1.12 Консультирование участников аудиторской группы, организация и контроль получения консультаций по нерешенным сложным и спорным вопросам, связанным с выполнением аудиторского задания, оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, с другими лицами аудиторской организации 1

3.1.13 Обучение лиц, осуществляющих надзор, и других участников аудиторской группы в ходе выполнения аудиторского задания или оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в случае необходимости 1

3.1.14 Формирование выводов в соответствии с целями выполнения аудиторского задания или оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

3.1.15 Формирование итоговых документов по результатам выполнения аудиторского задания -аудиторского заключения и/или отчета (письменной информации) или иной предметной информации, итоговых документов по результатам оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

авторское мнение. дискуссии

Продолжение табл. 3

№ п/п наименование функции да = 1 / нет = 0

3.1.16 Документирование в части, относящейся к своей работе 0

3.1.17 Определение объема документации по аудиторскому заданию в целом или оказанию прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и организация формирования по ним архива 0

3.1.18 Взаимодействие, проведение переговоров с представителями аудируемого лица (лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту или прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью), сообщение им информации по итогам выполнения аудиторского задания 1

3.1.19 Взаимодействие с лицом, осуществляющим обзорную проверку выполнения аудиторского задания 1

3.2 Проведение обзорных проверок качества выполнения аудиторских заданий, в которых данное лицо не принимало участия 4/11

3.2.1 Оценка соблюдения участниками аудиторской группы независимости в отношении аудиторского задания 1

3.2.2 Оценка значимых рисков и существенности и выполняемых в связи с этим процедур 0

3.2.3 Оценка необходимости получения участниками аудиторской группы консультаций по сложным или спорным вопросам, их проведения и выводов по их итогам 1

3.2.4 Оценка значимости исправленных и неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита 0

3.2.5 Оценка обстоятельств, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства аудируемого лица, представителей собственника или иных лиц 1

3.2.6 Оценка соответствия выбранных для анализа рабочих документов участников аудиторской группы выполненной работе 1

3.2.7 Обзор бухгалтерской (финансовой) отчетности или иной предметной информации 0

3.2.8 Анализ выводов, формирующих основу аудиторского заключения или иного отчета по результатам выполнения аудиторского задания 1

3.2.9 Обсуждение хода выполнения аудиторского задания с его руководителем и консультирование (в той степени, в которой не будет нарушена объективность) 1

3.2.10 Подготовка рекомендаций (предложений) по устранению нарушений и недостатков, выявленных при обзорной проверке качества выполнения аудиторского задания 1

3.2.11 Документирование проведенной обзорной проверки качества выполнения аудиторского задания 0

4 Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 4/17

4.1 контроль соблюдения аудиторской организацией и ее работниками правил независимости и принципов этики при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 2/5

4.1.1 Систематизация информации в отношении соблюдения правил независимости аудиторской организацией и ее работниками 0

4.1.2 Оценка соблюдения правил независимости в конкретных случаях 1

4.1.3 Выявление и оценка обстоятельств и отношений, создающих угрозы независимости, совершение действий и принятие мер для их устранения или минимизации 1

4.1.4 Разъяснение работникам аудиторской организации правил независимости и принципов этики и консультирование по этим вопросам 1

4.1.5 Документирование процедур, связанных с оценкой и контролем соблюдения правил независимости и принципов этики, и их результатов 0

Продолжение табл. 3

№ п/п Наименование функции Да = 1 / нет = 0

4.2 Консультирование работников аудиторской организации или работников индивидуального аудитора (далее — «аудиторская организация») по сложным и спорным вопросам при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1/3

4.2.1 Разъяснение положений нормативных правовых актов в различных областях деятельности, связанных с аудиторской деятельностью, и их практического применения 1

4.2.2 Выработка рекомендаций по решению сложных и спорных вопросов и ситуаций 1

4.2.3 Документирование проведенных консультаций 0

4.3 Мониторинг внутренней системы контроля качества услуг аудиторской организации 1/9

4.3.1 Планирование проведения мониторинга внутренней системы контроля качества услуг 1

4.3.2 Оценка соблюдения аудиторской организацией требований нормативных правовых актов по аудиторской деятельности 1

4.3.3 Выборочная инспекция завершенных аудиторских заданий 1

4.3.4 Координация деятельности лиц, проводящих обзорные проверки качества выполнения аудиторских заданий 1

4.3.5 Выявление и оценка недостатков внутренней системы контроля качества услуг 1

4.3.6 Разработка предложений о мерах по устранению недостатков внутренней системы контроля качества и ее улучшению 1

4.3.7 Разъяснение работникам аудиторской организации процедур и результатов мониторинга внутренней системы контроля качества услуг 1

4.3.8 Работа с жалобами и претензиями, предъявляемыми к аудиторской организации 1

4.3.9 Документирование процедур и результатов мониторинга внутренней системы контроля качества услуг 0

5 Методическое обеспечение аудиторской деятельности 4/13

5.1 Разработка и актуализация внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации 1/5

5.1.1 Разработка внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации 1

5.1.2 Своевременное внесение необходимых изменений и дополнений во внутренние организационно-распорядительные документы аудиторской организации, регламентирующие аудиторскую деятельность в организации 1

5.1.3 Доведение до сведения работников внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации, и разъяснение их применения 1

5.1.4 Внедрение и апробация положений внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации 1

5.1.5 Организация обмена информацией с работниками по вопросам применения на практике внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации 0

5.2 Разъяснение работникам аудиторской организации законодательства об аудиторской деятельности и его практического применения 1/3

Продолжение табл. 3

№ п/п Наименование функции Да = 1 / нет = 0

5.2.1 Доведение до сведения работников аудиторской организации требований нормативных правовых актов по аудиторской деятельности 0

5.2.2 Мониторинг изменений нормативных правовых актов по аудиторской деятельности 1

5.2.3 Разъяснение работникам аудиторской организации применения нормативных правовых актов по аудиторской деятельности и консультирование по этим вопросам 1

5.3 Обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации 2/5

5.3.1 Анализ и оценка потребностей работников аудиторской организации в обучении по конкретным направлениям 1

5.3.2 Планирование обучения и повышения квалификации работников аудиторской организации 0

5.3.3 Обучение работников аудиторской организации применению на практике внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации 1

5.3.4 Организация обучения и/или обучение работников аудиторской организации по направлениям и вопросам в соответствии с потребностями аудиторской организации (в пределах своей компетенции) 1

5.3.5 Контроль прохождения работниками аудиторской организации обучения и повышения квалификации 0

6 Руководство подразделением аудиторской организации 2/13

6.1 Планирование и организация работы подразделения аудиторской организации 1/5

6.1.1 Разработка плана работы подразделения в рамках общей политики и стратегии аудиторской организации 1

6.1.2 Распределение работы между работниками подразделения 0

6.1.3 Организация выполнения работниками плана работы подразделения 1

6.1.4 Анализ и оценка выполнения подразделением плана работы с учетом общей политики и стратегии аудиторской организации 1

6.1.5 Взаимодействие с руководством аудиторской организации по вопросам планирования и организации работы подразделения 1

6.2 Текущее управление и контроль деятельности подразделения аудиторской организации 1/8

6.2.1 Координация выполнения работниками подразделения аудиторских заданий и оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1

6.2.2 Проведение (организация проведения) процедур по принятию нового клиента или продолжению сотрудничества (в случае руководства подразделением, занимающимся непосредственно аудиторской деятельностью) 0

6.2.3 Проведение переговоров с существующими или будущими клиентами аудиторской организации по заданию руководителя организации 1

6.2.4 Решение сложных вопросов в пределах своей компетенции, консультирование работников подразделения в рамках задач подразделения 1

6.2.5 Контроль выполнения аудиторских заданий и иных проектов работниками подразделения 1

6.2.6 Оценка деятельности работников подразделения 1

6.2.7 Выполнение отдельных заданий руководителя организации для целей деятельности аудиторской организации 1

6.2.8 Проведение совещаний по вопросам деятельности подразделения 1

Окончание табл. 3

№ п/п Наименование функции Да = 1 / нет = 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Руководство аудиторской организацией 2/24

7.1 Планирование деятельности и обеспечение развития аудиторской организации 1/7

7.1.1 Определение целей и разработка стратегии развития аудиторской организации 1

7.1.2 Анализ и оценка общей ситуации и тенденций на рынке аудиторских услуг, внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность аудиторской организации 1

7.1.3 Оценка рисков в деятельности аудиторской организации и разработка системы управления ими 1

7.1.4 Планирование деятельности аудиторской организации и ресурсов для ее осуществления

7.1.5 Определение потребностей в привлечении новых или оптимизации имеющихся ресурсов и их реализация на практике, определение приоритетов 1

7.1.6 Анализ эффективности деятельности организации и разработка мер по ее оптимизации 1

7.1.7 Обеспечение ресурсов (финансовых, трудовых, материально-технических) для дальнейшего развития аудиторской организации и повышения качества оказания услуг 1

7.2 Управление ресурсами аудиторской организации 1/12

7.2.1 Организация деятельности работников аудиторской организации (управление персоналом) 1

7.2.2 Организация материально-технического обеспечения деятельности аудиторской организации и ее работников 1

7.2.3 Организация основных производственных процессов (управление ими), работы и взаимодействия всех подразделений организации 1

7.2.4 Руководство аттестацией, профессиональным обучением и повышением квалификации работников, поддержание профессионального роста работников аудиторской организации 1

7.2.5 Долгосрочное и краткосрочное бюджетирование, организация подготовки и утверждение финансовых и бухгалтерских документов организации 1

7.2.6 Управление текущей деятельностью организации 1

7.2.7 Координация и контроль реализации различных направлений деятельности и проектов аудиторской организации, расходования ресурсов 1

7.2.8 Контроль организации профессионального обучения работников

7.2.9 Контроль разработки принципов и процедур, составляющих систему контроля качества услуг, и своевременного внесения изменений в них 1

7.2.10 Своевременное выявление и решение проблем функционирования системы контроля качества услуг 1

7.2.11 Контроль применения на практике принципов и процедур системы контроля качества услуг 1

7.2.12 Поддержание культуры производства, ориентированной на качество оказываемых услуг 1

7.3 Поддержание сотрудничества с организациями, государственными органами и их представителями, иными лицами для целей деятельности аудиторской организации 0/5

7.3.1 Действия от имени аудиторской организации, в том числе подписание аудиторского заключения 1

7.3.2 Установление деловых связей и организация сотрудничества с организациями, государственными органами и их представителями, иными лицами, взаимодействие с собственниками аудиторской организации 1

7.3.3 Организация работы по заключению договоров в аудиторской организации 1

7.3.4 Представление и защита интересов организации в органах государственной власти, саморегулируемых организациях, иных учреждениях, организация подготовки и представления отчетности 1

7.3.5 Обеспечение условий для прохождения аудиторской организацией и ее работниками внешнего контроля качества и иных проверок в отношении осуществляемой аудиторской деятельности 1

Таблица 4

Степень влияния «фактора информатизации» на объем выполняемых функций бухгалтера: анализ по обобщенным трудовым функциям и уровням квалификации (профессиональный стандарт «Аудитор»)

№ п/п Наименование обобщенных трудовых функций и уровни квалификации Доля функций, чувствительных к «фактору информатизации»

Количество %

1 Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (уровень квалификации 4: помощник аудитора, ассистент аудитора, специалист) 7/9 77,8

1.1 Выполнение отдельных поручений для целей аудиторского задания и оказания прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 3/4 75,0

1.2 Выполнение аудиторских процедур (действий), осуществление отдельных операций при оказании сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 4/5 80,0

2 Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью (уровень квалификации 6: аудитор, эксперт) 11/28 39,3

2.1 Выполнение аудиторских процедур (действий) и оказание сопутствующих аудиту и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 7/13 53,8

2.2 Организация работы и надзор за участниками аудиторской группы 4/15 26,7

3 Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий (Уровеньквалификации 7: старший аудитор, ведущий аудитор, руководитель проекта, менеджер проекта) 8/30 26,7

3.1 Руководство выполнением аудиторского задания и оказанием прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 4/19 21,1

3.2 Проведение обзорных проверок качества выполнения аудиторских заданий, в которых данное лицо не принимало участия 4/11 36,4

4 Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью [уровень квалификации 7: аудитор-контролер, контролер качества, старший (ведущий) контролер, специалист (менеджер) по управлению рисками] 4/17 23,5

4.1 Контроль соблюдения аудиторской организацией и ее работниками правил независимости и принципов этики при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 2/5 40,0

4.2 Консультирование работников аудиторской организации или работников индивидуального аудитора (далее - «аудиторская организация») по сложным и спорным вопросам при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1/3 33,3

4.3 Мониторинг внутренней системы контроля качества услуг аудиторской организации 1/9 11,1

5 Методическое обеспечение аудиторской деятельности [уровень квалификации 7: аудитор-методолог, методолог, старший (ведущий) методолог] 4/13 30,8

5.1 Разработка и актуализация внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации 1/5 20,0

5.2 Разъяснение работникам аудиторской организации законодательства об аудиторской деятельности и его практического применения 1/3 33,3

5.3 Обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации 2/5 40,0

Окончание табл. 4

№ п/п Наименование обобщенных трудовых функций и уровни квалификации Доля функций, чувствительных к «фактору информатизации»

Количество %

6 Руководство подразделением аудиторской организации (уровень квалификации 7: начальник отдела, руководитель департамента) 2/13 15,4

6.1 Планирование и организация работы подразделения аудиторской организации 1/5 20,0

6.2 Текущее управление и контроль деятельности подразделения аудиторской организации 1/8 12,5

7 Руководство аудиторской организацией [уровень квалификации 8: директор, генеральный директор, управляющий (исполнительный) директор (партнер)] 2/24 8,3

7.1 Планирование деятельности и обеспечение развития аудиторской организации 1/7 14,3

7.2 Управление ресурсами аудиторской организации 1/12 8,3

7.3 Поддержание сотрудничества с организациями, государственными органами и их представителями, иными лицами для целей деятельности аудиторской организации 0/5 0,0

Таким образом, систематизируя и обобщая все данные, полученные Департаментом учета, анализа и аудита Финансового университета в ходе исследования, можно сделать следующие выводы в отношении будущего профессии бухгалтера и аудитора на обозримую перспективу (табл. 5).

Степень влияния «фактора информатизации» обратно пропорциональна уровню квалификации специалиста в области учета и аудита, а

также его положению в «табеле о рангах» профессии.

Наиболее чувствительными к «фактору информатизации» (подверженными замещению 1Т-инструментами и программами) являются функции в области учета и аудита, связанные с выполнением типовых, повторяющихся (шаблонных) операций.

Функции в области учета и аудита, связанные с принятием управленческих решений,

№ п/п Тип выполняемых функций в области учета и аудита Наименование должностей Уровень квалификации Доля функций, чувствительных к «фактору информатизации», %

1 Выполнение вспомогательных функций Ассистент (помощник) аудитора, служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом 4-5 Свыше 80

2 Выполнение самостоятельных функций исполнителя (под контролем) Бухгалтер, аудитор, эксперт 6 50-80

3 Выполнение самостоятельных функций исполнителя Бухгалтер, старший (ведущий) аудитор 6 40-50

Таблица 5

Степень влияния «фактора информатизации» на объем выполняемых функций в области учета и аудита в зависимости от уровня квалификации

Окончание табл. 5

№ п/п Тип выполняемых функций в области учета и аудита Наименование должностей Уровень квалификации Доля функций, чувствительных к «фактору информатизации», %

4 Выполнение контрольных, методологических и консультационных функций в группе Старший бухгалтер, аудитор-контролер качества, аудитор-методолог, аудитор-консультант, руководитель (менеджер) проекта 7 30-40

5 Выполнение контрольных функций и организационных функций в рамках структурного подразделения Главный бухгалтер, начальник отдела (департамента) аудиторской фирмы 7 10-25

6 Руководство организацией Директор, генеральный директор, управляющий (исполнительный) директор (партнер) аудиторской фирмы 8 До 10

профессиональным суждением, малочувствительны к «фактору информатизации».

Таким образом, влияние «фактора информатизации» на функции в области учета и аудита будет обусловливать трансформацию профессии в сторону ее интеллектуализации, выработки профессионального суждения на основании анализа большого массива данных, подготавливаемых с помощью ГГ-инструментов и программ.

Профессии бухгалтера и аудитора не исчезнут, а кардинально трансформируются. В новый век информационных технологий они возьмут с собой интеллектуалов — аналитиков, умеющих работать с большими объемами данных и оперативно принимать профессиональные решения. «Статистам» и «счетоводам» в профессиях бухгалтера и аудитора будущего места практически не останется.

Литература

1. Пятинский А. 7 причин, почему профессии бухгалтер не суждено умереть. URL: http://dailymoneyexpert. ru/mneniya/2016/09/26/7-prichin-pochemu-professii-buxgalter-ne-suzhdeno-umeret-11516. html#ixzz4VSEyhAYp (дата обращения: 05.10.2016).

2. Профессия бухгалтера скоро исчезнет? URL: http://ppt.ru/news/137220 (дата обращения: 05.10.2016).

3. Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография / под ред. Р.П. Булыги. М.: Юнити-Дана, 2013. 263 с.

4. Булыга Р.П. Аудит бизнеса: учеб. для магистров. М.: Юнити-Дана, 2017. 263 с.

5. Булыга Р.П. Аудит бизнеса как основное научно-образовательное направление Финансового университета в области аудиторской деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3. С. 7-13.

6. Булыга Р.П. Аудит бизнеса как стратегическое направление развития аудиторской деятельности // Аудитор. 2013. № 8. С. 36-43.

7. Bulyga R.P. Business Audit: The New Concept of the XXI Century. World Applied Sciences Journal, 2014, no. 29 (5), pp. 619-622.

8. Land G. Grow or Die: The Unifying Principle of Transformation. New York, John Wiley & Sons, 1973.

References

1. Piatinskii A. 7 prichin, pochemu professii bukhgalter ne suzhdeno umeret' [The Seven Reasons why Accounting Profession won't Die]. URL: http://dailymoneyexpert.ru/mneniya/2016/09/26/7-prichin-pochemu-professii-buxgalter-ne-suzhdeno-umeret-11516.html#ixzz4VSEyhAYp (accessed: 05.10.2016) (in Russian).

2. Professiia bukhgaltera skoro ischeznet? [Is Accounting Profession about to Dissapear?]. URL: http://ppt. ru/news/137220 (accessed: 05.10.2016) (in Russian).

3. Bulyga R.P., Mel'nik M.V. Audit biznesa. Praktika i problemy razvitiia: monografiia / pod red. R.P. Bulygi [Audit of Business: Practices and Problems of Development: monograph, edited by R. Bulyga]. Moscow, Iuniti-Dana — Unity-Dana, 2013, 263 p. (in Russian).

4. Bulyga R.P. Audit biznesa: ucheb. dlia magistrov [Audit of Business: Manual for Master Degree Students]. Moscow, Iuniti-Dana — Unity-Dana, 2017, 263 p. (in Russian).

5. Bulyga R.P. Audit biznesa kak osnovnoe nauchno-obrazovatel'noe napravlenie Finansovogo universiteta v oblasti auditorskoi deiatel'nosti [Audit of Business as a Main Scientific and Educational Direction of the Financial University in Auditing]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia — Economics and Management: Problems and Solutions, 2014, no. 3, pp. 7-13 (in Russian).

6. Bulyga R.P. Audit biznesa kak strategicheskoe napravlenie razvitiia auditorskoi deiatel'nost [Audit of Business as a Strategic Direction in the Development of Auditing]. Auditor — Auditor, 2013, no. 8, pp. 36-43 (in Russian).

7. Bulyga R.P. Business Audit: The New Concept of the XXI Century. World Applied Sciences Journal, 2014, no. 29 (5), pp. 619-622.

8. Land G. Grow or Die: The Unifying Principle of Transformation. New York, John Wiley & Sons, 1973.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Magister

Аудит бизнеса

Булыга Р. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б90 Аудит бизнеса: учебник для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит», «Менеджмент» / Р. П. Булыга. М.: Юнити-Дана, 2017. 263 с. (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-02932-0

Агентство CIP РГБ

Учебник формирует комплексное представление о современном состоянии, трендах и перспективах развития аудита как вида профессиональной деятельности. Даны характеристика аудиторских стандартов, классификация и описание услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Рассмотрены модели регулирования аудиторской деятельности и системы контроля качества аудита в экономически развитых странах в посткризисный период. Анализируются Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также перспективы и проблемы перехода Российской Федерации на прямое применение международных стандартов аудита. Предложена научно обоснованная концепция реформирования и новая парадигма аудита XXI в., на базе которой формулируется определение аудита бизнеса, а также инновационные направления деятельности аудиторов. Даны методические рекомендации по проведению аудита интеллектуального капитала, аудита эффективности бизнес-процессов, организации стратегического аудита и его отдельных направлений: инвестиционного и маркетингового аудита. Основной материал учебника дополнен приложениями, содержащими информацию методического, аналитического и справочного характера.

Для магистров, аспирантов, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, преподавателей, руководящего персонала аудиторских фирм и саморегулируемых организаций аудиторов. Представляет интерес для представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, в круг обязанностей которых входят вопросы регулирования аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.