Научная статья на тему 'Международные стандарты аудита: характеристика и применение профессиональными аудиторами'

Международные стандарты аудита: характеристика и применение профессиональными аудиторами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2711
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА (МСА) / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "АУДИТОР"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемаева С.А., Жильцова Ю.В., Козменкова С.В.

Предмет и тема. В декабре 2014 г. были внесены изменения в ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», статью 7, в соответствии с которой «Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников…» [1]. Однако на тот момент официальный перевод международных стандартов аудита (МСА) на территории РФ отсутствовал. Между тем, признание МСА на территории РФ могло произойти только при условии утверждения Минфином России такого перевода на русский язык. Для этого в 2015 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации № 576 [2], а в 2016 г. приказ Министерства финансов Российской Федерации № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [3]. Несколько ранее Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Аудитор» [4], регулирующий и развивающий аудиторскую деятельность. Таким образом, в связи с признанием на территории РФ действия МСА раздел трудовых действий «Необходимые знания» ранее принятого профессионального стандарта «Аудитор» объективно нуждается в дополнении и новой редакции. Цели и задачи. Целью статьи является исследование признанных на территории РФ международных стандартов аудита в контексте развития аудиторской деятельности и профессионального стандарта «Аудитор». Методология. В процессе исследования были применены методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция. Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о важности профессиональной подготовки аудиторов на основе международных стандартов аудита и корректировки профессионального стандарта «Аудитор». Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике аудита бухгалтерской финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций. Выводы и значимость. Сделан вывод о важности в процессе профессиональной подготовки аудиторов, повышения их квалификации изучения именно официального перевода МСА на русский язык, а также научной дискуссии о порядке практического применения того или иного стандарта ввиду сложности их структуры и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты аудита: характеристика и применение профессиональными аудиторами»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 4 (2017) 28-37 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Аудиторская деятельность

ISSN 2079-6714 (Print)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ АУДИТОРАМИ

Светлана Анатольевна КЕМАЕВА", Юлия Валерьевна ЖИЛЬЦОВА", Светлана Вячеславовна КОЗМЕНКОВА1^

а кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

ь доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

с доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 01.02.2017 Одобрена 10.02.2017

Ключевые слова:

международные стандарты аудита (МСА),

профессиональный стандарт «Аудитор»

Аннотация

Предмет и тема. В декабре 2014 г. были внесены изменения в Ф3-307 «Об аудиторской деятельности», статью 7, в соответствии с которой «Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников...» [1]. Однако на тот момент официальный перевод международных стандартов аудита (МСА) на территории РФ отсутствовал. Между тем, признание МСА на территории РФ могло произойти только при условии утверждения Минфином России такого перевода на русский язык. Для этого в 2015 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации № 576 [2], а в 2016 г. - приказ Министерства финансов Российской Федерации № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [3]. Несколько ранее Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Аудитор» [4], регулирующий и развивающий аудиторскую деятельность. Таким образом, в связи с признанием на территории РФ действия МСА раздел трудовых действий «Необходимые знания» ранее принятого профессионального стандарта «Аудитор» объективно нуждается в дополнении и новой редакции. Цели и задачи. Целью статьи является исследование признанных на территории РФ международных стандартов аудита в контексте развития аудиторской деятельности и профессионального стандарта «Аудитор».

Методология. В процессе исследования были применены методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.

Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о важности профессиональной подготовки аудиторов на основе международных стандартов аудита и корректировки профессионального стандарта «Аудитор».

Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике аудита бухгалтерской финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций.

Выводы и значимость. Сделан вывод о важности в процессе профессиональной подготовки аудиторов, повышения их квалификации изучения именно официального перевода МСА на русский язык, а также научной дискуссии о порядке практического применения того или иного стандарта ввиду сложности их структуры и содержания.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

На территории Российской Федерации в 20142016 гг. был принят, изменен и дополнен ряд законодательных и нормативных документов, в соответствии с которыми аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита [1-4]. Считается, что внедрение международных стандартов аудита (МСА) в различных странах может способствовать информационному

взаимодействию аудиторов и бизнес-сообщества, повышению престижа аудиторской профессии, повышению качества аудиторских услуг.

Вопросам классификации МСА, их сравнительной характеристики с российскими

стандартами аудиторской деятельности (ФСАД), проблемам и перспективам внедрения в практику российского аудита международных стандартов

посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых и практиков: А. Аренса и Дж. Лоббека [5], Р. Адамса [6], РА. Алборова и С.М. Концевой [7, 8], К.А. Гайдарова [9],

A.А. Василенко и А.Н. Кизилова [10], С.В. Козменковой, С.А. Кемаевой, Е.А. Мизиковского [11, 12], Г.С. Клычовой [13, 14], М.В. Мельник и В.Я. Соколова [15], М.Л. Макальской и Н.И. Ковалевой [16], Т.Ю. Серебряковой [17], Т.Б. Турищевой [18]. Тем не менее, данная тема остается актуальной и крайне важной, поэтому продолжает рассматриваться в научных кругах и профессиональном сообществе.

Так, профессор М.В. Мельник и профессор

B.Я. Соколов отмечают, что для дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности, необходимо, с одной стороны, усилить взаимодействие аудиторов с представителями руководства аудируемых лиц, а с другой стороны, с пользователями аудируемой отчетности [15]. Большинство пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности интересует не только наличие существенных искажений в этой отчетности, но также и непрерывность деятельности организаций, оценка аудиторами рисков в наиболее сложных ситуациях, системы внутреннего контроля, методики выборочных проверок, взаимодействие между аудиторами -аудируемыми лицами - экспертами, внутренними и внешними аудиторами, методика аудиторских проверок отдельных сегментов и другие проблемные вопросы.

Поправки, внесенные в Закон об аудиторской деятельности, свидетельствуют о внедрении на территории РФ международных стандартов аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников [1]. При этом могут также применяться стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, если они:

1) определяют дополнительные требования к аудиторским процедурам, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить международным стандартам аудита;

3) не создаваот препятствий осуществлению ауд и т о р с к и м и о р г а н и з а ц и я м и ,

индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов - членов указанной саморегулируемой организации аудиторов [1].

Согласно Постановлению Правительства РФ № 576, в состав документов, содержащих международные стандарты аудита, вводимые в действие на территории РФ, входят следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:

• международные стандарты контроля качества;

• международные стандарты аудита финансовой информации;

• международные отчеты о практике аудита финансовой информации;

• международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;

• международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность;

• международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;

• иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита и изменений к ним [2].

Официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык выполняет Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».

В табл. 1 и 2 нами представлены основные требования стандартов первой и второй группы, вводимых в действие с 01.01.2017.

В свою очередь международные стандарты второй группы можно подразделить на подгруппы (с учетом официального перевода на русский язык):

— общие принципы и ответственность (General principles and Responsibilities);

— оценка рисков и связанные с этим действия (Assessment and Response to Assessed Risks);

— аудиторские доказательства (Audit Evidence);

— использование работы третьих лиц (Using the Work of Others) [17, с. 18-26].

Вторая группа стандартов изучалась и рассматривалась специалистами в области аудиторской деятельности и аудиторами постоянно на протяжении последних двадцати лет, поскольку действовавшие в России Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) были разработаны на основе МСА.

Содержание Международных стандартов включает последовательность действий аудиторов, в том числе множество нюансов, увязанных с конкретными пунктами других стандартов, требования которых должны быть исполнены в том или ином случае [18].

Например, при оценке информации, полученной и используемой в качестве аудиторских доказательств, аудитору необходимо изучить МСА 500, который устанавливает обязанности аудитора по разработке и выполнению аудиторских процедур, на основании которых должны быть получены надлежащие и достаточные аудиторские доказательства, позволяющие сделать обоснованные выводы при формировании аудиторского заключения.

Построение аудиторской выборки осуществляется для того, чтобы получить выводы в отношении всей совокупности на основании тестирования отобранных элементов генеральной совокупности (МСА 530).

В стандартах аудита МСА 501-550 рассматриваются правила и порядок получения и анализа аудиторских доказательств в различных случаях [9].

Практически в каждом МСА раскрываются особенности аудита малых предприятий и организаций государственного сектора, приводятся поясняющие содержание стандартов материалы, рекомендуемые аудиторские процедуры.

Международные стандарты, раскрывающие особенности аудита финансовых инструментов, проведения обзорных проверок, выполнения сопутствующих аудиту услуг и заданий, обеспечивающих уверенность, являются, на наш взгляд, еще более сложными для восприятия и практического применения аудиторами. К ним относятся следующие стандарты аудита:

— МОПА 1000 «Международный отчет о практике аудита - Особенности аудита финансовых инструментов»;

— МСОП 2400 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»;

— МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»;

— МСЗОУ 3000 «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»;

— МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»;

— МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»;

— МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»;

— МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»;

— МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

— МССУ 4410 «Задания по компиляции» [3].

Таким образом, аудиторскому сообществу предстоит большая работа по дальнейшему изучению и внедрению в практическую деятельность международных стандартов аудита.

Актуальность процедуры перехода российских аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими своей профессиональной деятельности на Международные стандарты аудита (далее - МСА) после их официального опубликования в конце 2016 г. не вызывает сомнений.

Сложности восприятия практикующими аудиторами содержания и требований МСА, как отмечают специалисты в области аудита, затруднит на первых этапах их применение, использование соответствующей терминологии, выбор объектов аудита, восприятие официального перевода (текста) [17].

В настоящее время профессиональные стандарты стали неотъемлемой частью трудовых отношений

в России, но вызывают массу вопросов как со стороны работодателей, так и со стороны работников различных сфер трудовой деятельности.

Министерство труда и социального развития РФ является разработчиком пакета документов, которые формируют национальный реестр профессиональных стандартов. На официальном сайте Минтруда представлены:

— реестр профессиональных стандартов - 804 наименования различных профессий;

— реестр областей и видов профессиональной деятельности - 40 наименований;

— реестр трудовых функций - 11 542 наименования;

— реестр советов по профессиональным квалификациям - 22 наименования [19].

Специалисты Минтруда России продолжают работу по расширению и обновлению данного пакета документов.

Действовавший ранее Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) включал в себя документы, которые были разработаны еще в Советском Союзе, начиная с 1984 г.

Безусловно, в настоящее время возникла необходимость обновить реестр профессий для быстро изменяющихся реалий ХХ1 в.

В Трудовой кодекс Российской Федерации [20], как в основополагающий документ в области трудового права, летом 2016 г. были внесены поправки, которые сделали применение профессиональных стандартов обязательными для всех работодателей, хотя предполагалось, что для начала профессиональные стандарты будут «обкатаны» в организациях с государственным участием, а уже потом получат самое широкое применение.

Как следствие, на разных уровнях развернулась дискуссия о необходимости и возможности применения этих документов на практике, о реализации контроля со стороны государства. Работодатели, кадровики, юристы отмечают, что, с одной стороны, идея разработки и внедрения профессиональных стандартов в России имеет благие намерения, так как сегодня уровень специалистов различных сфер деятельности значительно упал, но, с другой стороны, малому

бизнесу в условиях кризиса негде изыскать дополнительные источники для переобучения, например, сотрудников бухгалтерии, службы внутреннего контроля, как и всех других административных работников. Общее мнение участников дискуссии таково, что профстандарты обязательно должны быть утверждены для специалистов, работающих в отраслях с повышенной опасностью: химическая промышленность, судовождение, пилотирование летательных аппаратов, строительство и эксплуатация атомных станций и т.д. Также окончательно не решен вопрос осуществления контроля за обязательным применением профстандартов в компаниях, но предполагается, что компании будут платить штрафы за каждого работника от 30 до 50 тыс. руб.

Специалисты в области образования справедливо отмечают, что введение системы национального реестра профессиональных стандартов направлено на поддержку сферы образовательных услуг и должно лечь в основу разработки современных образовательных стандартов в части определения направлений подготовки бакалавров и магистров высшего профессионального образования, а также формирования профессиональных компетенций выпускников вузов.

В соответствии с ч. 2 ст. 264 п. 1 подп. 23 Налогового кодекса Российской Федерации расходы работодателя на профессиональное обучение и переобучение работников учитываются в составе прочих расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а для работника, проходящего обучение и переобучение за свой счет, предусмотрены социальные налоговые вычеты ч. 2 ст. 219 п. 1 подп. 2 Налогового кодекса Российской Федерации [21].

Таким образом, со стороны государства есть о пр е де ле нная подде р жка в области профессионального роста, в том числе аудиторов, с целью повышения качества аудиторских услуг.

Содержание понятия «профессиональный стандарт» определяет в России Трудовой кодекс Российской Федерации как характеристику квалификации, необходимой работнику для о с ущ е с тв ле ни я о пр е д е л е н но го в ид а профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 1 ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации) [20].

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в трудовой договор в обязательном порядке должна включаться трудовая функиия (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требования, указанным в квалификационных справочниках, или соотве тствующим положе ниям профессиональных стандартов» (Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 57, ч. 2, абз. 3) [20].

Специальным законом в сфере аудита от 29.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что право на занятие аудиторской деятельностью получают лица, получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов [1].

В свою очередь описание профессиональных качеств, которые нужны работнику для участия в аудиторской деятельности и осуществления прочих услуг в сфере аудита определены профессиональным стандартом «Аудитор», утвержденным приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н и вступившим в силу 06.12.2015.

Стандарт включает 4 раздела и распределяет между специалистами в области аудита обобщенные трудовые функции, а также содержит перечень трудовых действий, требования к образованию, необходимым знаниям, условия допуска к работе.

Стандарт, кроме перечисленных положений, содержит наименования должностей, начиная от помощника бухгалтера и аудитора до руководителя аудиторской компании [4]. Следовательно, содержание стандарта «Аудитор» объемнее, чем его наименование.

Профессиональный стандарт «Аудитор» коррелирует также с содержанием стандартов аудиторской деятельности.

Так, согласно ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности», международные стандарты аудиторской деятельности лежат в основе осуществления аудиторской деятельности в России, тем самым достигается качество предоставления аудиторских услуг [1].

Все субъекты аудиторский деятельности обязаны применять положения профессионального стандарта «Аудитор» с 01.07.2016.

Однако некоторая часть аудиторских компаний и аудиторов считает, что нет необходимости в обязательном применении профстандарта, так как аудиторская деятельность в России -специфическая сфера, которая изначально требовала от аудитора наличия высшего профессионального образования по направлениям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и (или) «Финансы и кредит», опыта работы, квалификационного аттестата, а далее -переобучения по программам повышения квалификации, то есть аттестат аудитора автоматически подтверждает соответствие работника профессиональному стандарту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время даже запланированы изменения самой формы аттестата аудитора в соответствии с введенным профессиональным стандартом.

Кроме того, профессиональные стандарты могут найти и более широкую сферу применения. Они могут и должны применяться в качестве основы для формирования и переработки должностных инструкций компаний с целью детализации конкретных требований к работнику, профессиональных задач и формирования ответственности в аудиторской деятельности.

На практике часто аудиторам приходится совмещать несколько трудовых функций из-за отсутствия необходимого специалиста или по воле руководителя. Четкое указание в профстандарте и должностной инструкции трудовых функций в соответствии с занимаемой должностью позволит работнику претендовать на доплату за совмещение профессий (должностей), согласно ч. 1, ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерции, при этом ч. 2 той же статьи не ограничивает размер доплаты, а определяет ее по письменному соглашению работодателя и работника с учетом содержания и объема дополнительной работы [20].

Профессиональный стандарт «Аудитор» должен также использоваться для разработки и

обновления содержания дополнительных образовательных программ курсов повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, так как в настоящее время во главу каждой обучающей программы ставится компентностный подход, который реализуется через приобретение, так называемых, ЗУН (знаний, умений, навыков), следовательно, программы должны быть переработаны, прежде всего, в части практических заданий для слушателей.

По нашему мнению, проблемные вопросы, связанные с внедрением профессионального стандарта «Аудитор», также следует рассматривать в рамках программ повышения квалификации; в результате действующие аудиторы будут понимать цели и задачи процесса, направленного на повышение качества аудиторских услуг, а также соответствие норм профессионального стандарта «Аудитор» положениям международных стандартов аудита (МСА).

Таблица 1

Общая характеристика международных стандартов аудита контроля качества

Название

Назначение

Основные требования

Ключевые слова

Международные стандарты контроля качества International Standards on Qualiti Control (ISQCs)

МСА (МСКК) 1

Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг

Устанавливает обязанности каждой аудиторской организации в области системы ее контроля качества в отношении аудита финансовой отчетности, обзорных проверок финансовой отчетности, а также заданий, обеспечивающих уверенность, и сопутствующих услуг

Контроль качества, аудит, обзорные проверки финансовой отчетности, прочие задания, обеспечивающие уверенность, задания по оказанию сопутствующих услуг

Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 192н [3] Таблица 2

Международные стандарты, содержащие общий порядок выполнения аудита (МСА 200-620)

Название Цели Основные требования Ключевые слова

Стандарты 200-299 Общие принципы и ответственность (Generalprinciples and Responsibilities)

МСА 200 Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА Определяются основные обязанности и цели независимого аудитора при аудите финансовой отчетности, разъясняются характер и объем аудиторских процедур, сфера применения, роль и структура МСА Назначение аудита, подлежащая аудиту финансовая отчетность, разумная уверенность

МСА 240 Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности Определяются обязанности аудитора в отношении рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности и изучении событий после отчетной даты Недобросовестные действия, риск существенного искажения отчетности, риск необнаружения, профессиональный скептицизм, процедуры оценки рисков

МСА 250 Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности Рассмотрение аудитором соблюдения законов и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности и оценка последствий их несоблюдения, информирование о несоблюдении законов и нормативных актов Соблюдение законов и нормативных актов, ответственность аудитора, оценка последствий несоблюдения нормативных актов аудируемым лицом

МСА 265 Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководство о недостатках в системе внутреннего контроля, которые выявил аудитор при проведении аудита финансовой отчетности; понимание системы внутреннего контроля в части, касающейся проводимого аудита Недостатки системы внутреннего контроля (значительные и прочие), средства контроля, письменное сообщение, информирование о недостатках СВК

Стандарты 300-499 Оценка рисков и связанные с этим действия (Assessment and Response to Assessed Risks)

МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности Определяются обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности в отношении повторных аудиторских заданий. Отдельно Общая стратегия аудита, работы по планированию, план аудита, предварительная работа, руководство, контроль и обзорная

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 4 (2017) 28-37 and Non-Profit Organizations

представлены дополнительные замечания, относящиеся к аудиторскому заданию, выполняемому впервые проверка

МСА 315 Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения Выявляются и оцениваются риски существенного искажения, как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибок, на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок, посредством изучения организации и ее окружения, включая систему внутреннего контроля (СВК) Предпосылки, бизнес-риски, процедуры оценки рисков, значительный риск существенного искажения, компоненты СВК, контрольная среда, контрольные действия, мониторинг средств контроля и др.

МСА 320 Существенность при планировании и проведении аудита Определяются обязанности аудитора по применению принципа существенности при планировании и проведении аудита финансовой отчетности, при оценке влияния на аудит выявленных искажений, а также влияния неисправленных искажений на финансовую отчетность Существенность, пересмотр существенности, существенность и аудиторский риск, профессиональное суждение, контрольные показатели

МСА 330 Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски Определяются обязанности аудитора по разработке и проведению процедур в отношении рисков существенного искажения, выявленных и оцененных аудитором с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств путем разработки и проведения соответствующих аудиторских процедур Процедуры проверки по существу, детальные тесты видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации, аналитические процедуры проверки по существу, тестирование средств контроля

МСА 402 Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации Раскрываются обязанности аудитора по сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств, выявления и оценки рисков существенного искажения в случаях, когда аудируемое лицо (организация-пользователь) пользуется услугами одной или более обслуживающих организаций по различным бизнес-процессам Обслуживающая организация, организация-пользователь, дополнительные средства контроля, описание СВК, характер услуг, отчет обслуживающей организации

МСА 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Определяются обязанности аудитора по оценке влияния выявленных искажений на аудит и неисправленных искажений, если такие имеются, на финансовую отчетность Искажения, неисправленные искажения, накопление и анализ выявленных искажений, информирование об искажениях и их исправление, совокупность выявленных искажений, их характер, переоценка существенности, оценка воздействия неисправленных искажений на финансовую отчетность

Стандарты 500-599 Аудиторские доказательства (Audit Evidence)

МСА 500 Аудиторские доказательства Разработка и выполнение аудиторских процедур таким образом, чтобы определить состав аудиторских доказательств при проведении аудита финансовой отчетности, установление обязанностей аудитора по сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств для обоснованных выводов, являющихся основанием для аудиторского мнения Аудиторские доказательства, данные бухгалтерского учета, надлежащий характер аудиторских доказательств, их достаточность, эксперт руководства, отбор элементов тестирования, процедуры получения аудиторских доказательств, инспектирование, наблююдение, внешнее подтверждение, пересчет, запрос, аналитические процедуры, источники аудиторских доказательств, несоответствие в аудиторских доказательствах

МСА 501 Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях Рассмотрение отдельных вопросов при получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении определенных аспектов, касающихся Инвентаризация запасов, подтверждение, претензии и судебные разбирательства, письменные заявления,

34 http://buh-izdat.ru/journals/accounting-in-budgetary/

материальных запасов, претензий и судебных разбирательств с участием организации, а также информации по сегментам при проведении аудита финансовой отчетности информация по сегментам, понимание методов, применяемых руководством

МСА 505 Внешние подтверждения Устанавливается порядок использования аудитором процедур внешнего подтверждения для целей получения аудиторских доказательств в соответствии с МСА 330 и МСА 500 Внешнее подтверждение, запрос о позитивном подтверждении, запрос о негативном подтверждении, отсутствие ответа подтверждающей стороны, расхождения в информации, процедуры внешнего подтверждения, отказ руководства о подтверждении информации

МСА 520 Аналитические процедуры Установить обязанности аудитора в отношении аналитических процедур в качестве процедур проверки по существу, связанных с получением уместных и надежных аудиторских доказательств. Разработать и провести аналитические процедуры ближе к окончанию аудита, что будет способствовать формированию аудитора общего вывода относительно соответствия финансовой отчетности пониманию аудитора организации Аналитические процедуры проверки по существу, соответствие аналитических процедур определенным предпосылкам, степень уверенности, решение о целесообразности аналитических процедур, сопоставимость, доступность и уместность информации финансового и нефинансового характера

МСА 530 Аудиторская выборка Использование аудитором статистической и нестатистической выборки при формировании аудиторской выборки и отборе ее элементов, тестирования средств контроля и детального тестирования по существу, а также при оценке результатов аудиторской выборки. Разработка и выполнение аудиторских процедур, направленных на получение достаточных надлежащих аудиторских доказательств, которые позволят сделать обоснованные выводы для последующего выражения аудиторского мнения чтобы обеспечить разумную основу для формирования выводов о генеральной совокупности, из которой делалась случайная выборка Аудиторская выборка, способы отбора элементов для тестирования, генеральная совокупность, риск выборки, риск, не связанный с выборкой, аномалия, элемент выборки, статистическая выборка, нестатистическая выборка, стратификация, допустимое искажение, допустимая норма отклонения, подход к выборке, ее объем, экстраполяция искажений, оценка результатов аудиторской выборки

МСА 550 Связанные стороны Устанавливаются обязанности аудитора в связи с взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами в ходе аудита финансовой отчетности, определяются риски существенного искажения финансовой отчетности в связи с взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами Связанные стороны, операции между связанными сторонами, концепция достоверного представления, концепция соответствия, оценка рисков и сопутствующих действий, связанные стороны, оказывающие решающее влияние, организации специального назначения, выступающие в качестве связанных сторон

МСА 560 События после отчетной даты Устанавливаются обязанности аудитора в отношении событий после отчетной даты, требующих корректировки или раскрытия информации в финансовой отчетности. В рамках многих концепций подготовки финансовой отчетности обычно выделяются события двух типов: события, свидетельствующие об обстоятельствах, которые существовали на отчетную дату; события, свидетельствующие об обстоятельствах, которые возникли после отчетной даты События после отчетной даты, отчетная дата, дата утверждения финансовой отчетности, дата аудиторского заключения, дата выпуска финансовой отчетности

_Стандарты 600-699 Использование работы третьих лиц (Using the Work of Others)_

МСА 610 Использование работы Устанавливаются обязанности внешнего Внешний аудитор, служба

внутренних аудиторов аудитора в случае использования работы внутреннего аудита,

внутренних аудиторов при получении использование работы службы

аудиторских доказательств, внутреннего аудита

либо привлечении их к непосредственному участию в аудите при условии осуществления руководства, надзора

_и проверки работы внешним аудитором

МСА 620 Использование работы Определяются обязанности аудитора

эксперта, аудитора в связи с использованием работы

физического лица или организации, обладающих знаниями и опытом в какой-либо области, отличной от бухгалтерского учета или аудита, когда эта работа используется для содействия аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств. При этом аудитор несет единоличную ответственность

_за выраженное мнение аудитора_

Источник: составлено авторами на основе приказа Минфина России № 192н [3]

Список литературы

1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 29.12.2008 № 307.

2. Положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации: утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576.

3. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор»: приказ Минтруда России от 19.10.2015 № 728н.

5. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1995. 560 с.

6. Адамс Р. Основы аудита / пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 398 с.

7. Алборов Р.А. Проблемы развития методологии, метода и методики аудита. / Р.А. Алборов, С.М. Концевая, С.В. Козменкова // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 36. С. 47-60.

8. Алборов Р.А. Практический аудит (курс лекций): учебное пособие / Р.А. Алборов, С.М. Концевая. М.: Дело и Сервис, 2011. 301 с.

9. Гайдаров К.А. Сравнение Федеральных стандартов аудиторской деятельности и МСА. Аудиторские доказательства // Аудитор. 2014. № 11. С. 36-42.

10. Василенко А.А., Кизилов А.Н. Применение международных стандартов аудита в России: терминологический аспект // Аудит. 2016. № 4-5. С. 14-19.

11. Козменкова С.В. Аудит: проблемные вопросы и пути развития. / С.В. Козменкова, С.А. Кемаева // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 2. С. 46-57.

12. Мизиковский Е.А. Анализ аудиторских стандартов третьего поколения. / Е.А. Мизиковский, С.В. Козменкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1. Ч. 1. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Лобачевского, 2012. С. 226-229.

13. Клычова Г.С. Методика проверки отдельного сегмента аудита // Сб. трудов по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. «Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством». Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 49-52.

Эксперт аудитора, квалификация эксперта, эксперт руководства, соглашение с экспертом, указание на эксперта аудитора в аудиторском заключении, внешний эксперт аудитора, внутренний эксперт аудитора, информационное взаимодействие, конфиденциальность

14. Клычова Г.С. Аудит: учеб. пособие в 2-х томах. Т. 1. / Г.С. Клычова, Ж.Г. Леонтьева, А.Р. Закирова, А.С. Клычова, Е.В. Заугарова. Казань: Изд-во ООО «Центр инновационных технологий», 2014. 416 с.

15. МельникМ.В., Соколов В.Я. Будущее аудита. Встреча со специалистами Совета по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) // Аудиторские ведомости. 2015. № 11. С. 62-75.

16. Макальская М.Л. Международные стандарты аудита: учебное пособие / М.Л. Макальская, Н И. Ковалева. М.: Дело и Сервис, 2014. 112 с.

17. Серебрякова Т.Ю. Международные стандарты аудита как объект исследования // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 4. С. 37-50.

18. Турищева Т.Б. Внедрение международных стандартов аудита в России // Аудитор. 2015. № 12. С. 12-17.

19. Министерство труда и социальной защиты РФ.иЯЪ: http://www.rosmintrud.ru/

20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.