У.А. Старшова, U.A. Starshova,
кандидат юридических наук, Candidate of Law Sciences,
доцент, доцент кафедры the Associate Professor of constitutional
конституционного права right of Saratov State Law Academy
имени профессора И. Е. Фарбера Starshova@yahoo.com
Саратовской государственной -S1
юридической академии х
в
DOI: 1
f ц
§
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО Ц
ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК f
В КОНСТИТУЦИЮ РФ 2020 ГОДА в
Ц f
Аннотация: поправки, внесенные в Конституцию РФ 2020 года, усилили |
социальную функцию нашей страны. Принцип социального государства, закрепленный g
в ст. 7 Конституции РФ, получил развитие и наполнился реальным содержанием. °
В статье подробно рассматриваются конституционные гарантии социального ,о
государства в его новой концепции в свете поправок в Конституцию 2020 года. f
"о
Ключевые слова: социальное государство, поправки в Конституцию России, -н достойный труд, детство, право на образование. -
S
т
TRANSFORMATION OF THE PRINCIPLE g
OF THE SOCIAL STATE IN TERMS OF THE AMENDMENTS f TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION §
IN 2020 КК
в
х
Abstract: the amendments to the Constitution of the Russian Federation (in 2020) have " strengthened the social function of our state. The principle of the social state (the article 7 ^ of the Constitution of the Russian Federation) was developed and filled with real content. | The article describes a new concept of constitutional guarantees of the social state in terms p
of the amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020. p
p
Keywords: social state, the amendments to the Constitution of the Russian Federation, §
decent work, childhood, the right to education. .¡3
f
Закон Российской Федерации о поправке в Конституцию, 139
который граждане нашей страны утвердили в июле 2021 года, поми- ^
мо иных фундаментальных проблем, затронул и некоторые гаран- >
тии реализации закрепленного в ст. 7 Конституции России 1993 года f
принципа социального государства. Данная социальная основа кон- g
ституционного строя приобрела иное содержание, наполненное ре- f альными конституционными гарантиями. В настоящее время формируется новая концепция реализации социального государства, начало которой положил Президент Российской Федерации в Послании
Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года, озвучив основные, ключевые задачи государства: всемерная поддержка семьи, детства, повышение уровня здравоохранения и доступность медицинской помощи, решение проблемы бедности [1]. В обращении Президента РФ к Федеральному Собранию 15 января 2020 года все эти идеи трансформировались и были предложены в качестве основополагающих поправок в Конституцию Российской Федерации [2].
Сегодня необходимость создания государственной доктрины (концепции) реализации социального государства строится на достижении реальной цели - социальное благополучие граждан. В основу современной концепции ложатся такие условия, как устойчивый экономический рост и стабильность, взаимное доверие человека, общества, государства, рост доходов и уровня жизни каждого. Данные дефиниции закрепляются в Законе РФ о поправке к Конституции РФ „о № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов го организации и функционирования публичной власти» [3].
В основу современной концепции социального государства легли а следующие конституционные гарантии его реализации: § ■ дети, их воспитание и развитие становятся одной из ос-§ новных целей государственной политики Российской Федерации. 2 Государством обеспечивается приоритет семейного воспитания, при
невозможности такового государство берет на себя обязанности ро-5 „ „
— дителей в отношении детей;
§ ■с целью заботы о защите и реализации трудовых прав человека с
§ и гражданина на конституционном уровне закрепляется гарантия § минимального размера оплаты труда, который приравнивается к ве-^ личине прожиточного минимума;
■ обеспечение взаимного доверия государства и общества, со-о циальное партнерство, экономическая, политическая и социальная ^ солидарность.
С В настоящее время социальное государство выходит за рамки просто основы конституционного строя, а становится некой концепцией теоретического и прикладного характера, насыщается реальным содержанием и реализацией. (V Многие ученые говорят и о конституционализации социальной ® политики России. Например, Ю.И. Скуратов пишет о том, что это ^ сложный политико-правовой процесс, обеспечивающий рост влияния Конституции России на социальную сферу [4, с. 55]. В связи с внесенными поправками в Конституцию РФ такое влияние стало более реальным. Так, в Конституцию России были внесены изменения, одобренные всенародно, в том числе в отношении минимального размера
140
оплаты труда. Действительно, МРОТ должен зависеть от уровня прожиточного минимума, закрепление данной нормы на конституционном уровне обеспечит данный принцип реальными гарантиями. Принятие Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации Международной организацией труда (МОТ) 10 июня ■§§
2008 г. дало понимание того, что необходим комплексный подход к Л
"в"
обеспечению права на достойный и справедливый труд. В ч. 2 ст. 7 |
Конституции РФ установлена одна из гарантий реализации социаль- .с
ного государства - минимальный размер оплаты труда. *
Однако в ст. 37 Конституции РФ нет положения, закрепляющего | „ с
именно право на достойный труд, что позволяет сделать вывод о не- *
обходимости совершенствования и развития обозначенной нормы. §
В России действует Программа сотрудничества между Российской §
Федерацией и МОТ на 2014-2021 гг. [5]. Официальная статистика та- |
кова, что в России экономические изменения, связанные с пандемией 3
COVID-19, затронули 6,7 млн человек. Необходимость содействия ^
занятости населения, обеспечение рабочими местами и достойной за- 3
работной платой - приоритетная цель нашего государства. Указанная д
Программа сформулировала определенные приоритеты взаимодей- Ю
ствия Российской Федерации и МОТ: 5!
■ формирование сферы труда, непосредственно ориентированной 33
на человека; 3
01
■ приоритет систем коллективных договоров; §
■ главный фактор обеспечения достойного труда - безопасность » и здоровые условия труда; Л
■ расширение занятости и повышение производительности труда. 5 В Российской Федерации также действует государственная
Программа «Содействие занятости населения» [6]. Она предполагает ®
обеспечение и реализацию права граждан на защиту от безработицы, ^
повышение производительности труда и т.п. Ю
Советский Союз впервые в Конституции СССР 1977 г. в ст. 53 § закрепил обязанность государства по защите семьи и детства. Данная
обязанность выражалась в выплате пособий и льгот, создании раз- 141
личных детских учреждений. ^
Защита семьи, материнства, детства в Российской Федерации ^
С
- это определенная система мер, которые осуществляются государ- з ственными и общественными институтами (федеральными органами § государственной власти, органами власти субъектов РФ, некоммерче- § скими организациями, профсоюзами и т.п.). В Российской Федерации разработана определенная система принципов и мер, которые в совокупности и составляют государственную семейную политику. Данные
меры и принципы направленны на поддержку семьи, создание условии для ее защиты и функционирования. Государственная поддержка материнства и детства предполагает определенные меры защиты данных категории граждан и создание условий для гармоничного развития ребенка [7-10].
После одобрения большинством граждан России Основной Закон нашей страны был дополнен статьей 67 (1). Часть 4 этой статьи закрепляет, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». „о Одной из новелл является положение, закрепленное в п. «ж (1)» го ч. 1 ст. 72, предусматривающее, что институт брака и семьи представляет собой союз мужчины и женщины, что призвано отразить а сформированные социальные ценности, цель которых сохранение § и развитие человеческого рода. Развитие семьи и семейных отноше-§ ний всегда строилось на давно существующих в России традициях. 2 В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что большая много— поколенная семья в традиционной российской семейной культуре § всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные ^ взаимосвязи между несколькими поколениями родственников [11]. § Конституционный Суд РФ пояснил, что поскольку одно из пред-^ назначений семьи - рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к вопросам демографического и социального о характера в области семейных отношений в Российской Федерации ^ лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что со-С гласуется со статьями 7 и 38 Конституции РФ и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах 142 и Конвенции о защите прав человека и основных свобод [12]. Сегодня это положение закреплено и в Конституции Российской Федерации, (V что придало ему наивысшую юридическую силу, данный принцип ® становится конституционным.
^ Реализация положений Конституции РФ, обращенных на семейные ценности, вопросы детства и его защиты, неизбежно потребуют внесения изменений в Семейный кодекс РФ, так как семейное законодательство играет важную роль в регулировании соответствующих правоотношений.
■о № X
О
е |
№ с
5
Дети рассматриваются в нашей стране как категория, требующая особой заботы и защиты, что, с одной стороны, предопределяет круг прав, который является элементом конституционно-правового статуса именно несовершеннолетних, а с другой стороны - круг обязанностей, возлагаемых на других субъектов права в отношении детей. Одним из таких наиболее распространенных прав является право на образование.
Право на образование достаточно разработано в юридической
литературе [13-15]. а
Понимание права на образование, сформированное еще совет- X
ским ученым И.Е. Фарбером, актуально и сегодня. Так, под правом *
на образование он понимал «субъективное право каждого гражда- §
нина, которое он использует в различных формах обучения за счет §
государства» [16, с. 98]. х
Право на образование закрепляется и гарантируется Конституцией 3
Российской Федерации (ст. 43) и законодательством. Так, Федеральный ^
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской 3
Федерации» с последующими изменениями и дополнениями [17]
признает образование приоритетным направлением. 0
Данный закон закрепил принципы государственной политики 5!
в области образования. Это и недопустимость какой бы то ни было *
дискриминации, и гарантированность каждому права на образование, §
и свобода выбора получения образования согласно склонностям и по- §
требностям человека, и многое другое. ™
Сегодня по инициативе Президента РФ сделан упор на воспи- л
тательную составляющую образования. Президентом России была 5
с
внесена законодательная инициатива, призванная укрепить воспитательную составляющую отечественной образовательной системы. ® В июле 2020 г. был принят Федеральный закон «О
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» Ю по вопросам воспитания обучающихся. §
Закон содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы. 143
Таким образом, заложенная в статье 7 Конституции России ^ 1993 года основа конституционного строя - социальное государство - сегодня формируется в определенную концепцию в контексте кон- § ституционных поправок и получает новый вектор развития. Однако, § на взгляд автора, внесенные поправки в Конституцию РФ необходимо § более детально развивать в отраслевом законодательстве. Так, реализация положений ст. 75(1) Конституции РФ, касаемых повышения благосостояния граждан, требует дальнейшего осмысления и за-
п
■а
крепления различных гарантии реализации заявленного принципа. Основными тенденциями и перспективами развития социального государства следует считать социальное благополучие всех членов общества, достойные оплата и условия труда, приоритет образования и качественное здравоохранение.
Список литературы:
1. Послание Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г.
- URL: http:// www.kremlin.ru
2. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию 15 января 2020 г.
- URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. - URL: http:// www.consultant.ru
4. Конституционная концепция социального государства : коллективная монография / под ред. Ю.И. Скуратова. - М.: Изд-во РГСУ, 2018.
■Е 5. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и
S МОТ на 2014-2021 гг. - URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/bc/28/ ^ Программа%20сотрудничества%20между%20РФ%20и%20М0Т%202021-^ 2024.%20RUS.%20FINAL.pdf
g 6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
со «Содействие занятости населения» : постановление Правительства РФ 2 от 15 апреля 2014 г. № 298 (с изм. и доп.). - URL: https://base.garant. С ru/70643476/
7. Нечаева, А.М. Реализация конституционного принципа защиты семьи 2 государством / А.М. Нечаева // Советская юстиция. - 1979. - № 21. ¡5 8. Паластина, С.Я. Конституция СССР и законодательство о браке и се-
мье / С.Я. Паластина // Правоведение. - 1978. - № 4. О 9. Косова, О.Ю. О конституционном принципе защиты семьи государ-
ством / О.Ю. Косова // Государство и право. - 1997. - № 3.
10. Аверкина, Н.А. Конституционные основы государственной защиты § материнства, детства и семьи в Российской Федерации / Н.А. Аверкина // 00
144
Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. статей. - Саратов,
^ 2003. - Вып. 4.
11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // Собр. законодательства „ Рос. Федерации. - 2014. - № 35, ст. 4811.
СЧ 12. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской
® Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании ^ регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации : заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З // Рос. газ. - 2020. - 17 марта.
13. Витрук, Н.В. Правовой статус личности в СССР / Н.В. Витрук. - М., 1985.
14. Дольникова, Л.А. Классовое содержание права на образование / Л.А. Дольникова// Проблемы конституционного права : межвуз. научн. сборник. Вып. 3. - Саратов, 1979. - С. 98-104.
15. Путило, Н.В. Основы правового регулирования социальных прав : g автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Н.В. Путило. - М., 1999. g
16. Фарбер, И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве / 1g И.Е. Фарбер. - Саратов, 1974. g
17. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон g от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (последняя редакция). - URL: http://www. g consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ I
— — — Ц
I
* n
ц
и
n
Р Ф
145
X А
•а Е