Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ 2020 ГОДА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальное государство / поправки в Конституцию России / достойный труд / детство / право на образование / social state / the amendments to the Constitution of the Russian Federation / decent work / childhood / the right to education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — У.А. Старшова

поправки, внесенные в Конституцию РФ 2020 года, усилили социальную функцию нашей страны. Принцип социального государства, закрепленный в ст. 7 Конституции РФ, получил развитие и наполнился реальным содержанием. В статье подробно рассматриваются конституционные гарантии социального государства в его новой концепции в свете поправок в Конституцию 2020 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PRINCIPLE OF THE SOCIAL STATE IN TERMS OF THE AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020

the amendments to the Constitution of the Russian Federation (in 2020) have strengthened the social function of our state. The principle of the social state (the article 7 of the Constitution of the Russian Federation) was developed and filled with real content. The article describes a new concept of constitutional guarantees of the social state in terms of the amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ 2020 ГОДА»

У.А. Старшова, U.A. Starshova,

кандидат юридических наук, Candidate of Law Sciences,

доцент, доцент кафедры the Associate Professor of constitutional

конституционного права right of Saratov State Law Academy

имени профессора И. Е. Фарбера Starshova@yahoo.com

Саратовской государственной -S1

юридической академии х

в

DOI: 1

f ц

§

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОГО Ц

ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК f

В КОНСТИТУЦИЮ РФ 2020 ГОДА в

Ц f

Аннотация: поправки, внесенные в Конституцию РФ 2020 года, усилили |

социальную функцию нашей страны. Принцип социального государства, закрепленный g

в ст. 7 Конституции РФ, получил развитие и наполнился реальным содержанием. °

В статье подробно рассматриваются конституционные гарантии социального ,о

государства в его новой концепции в свете поправок в Конституцию 2020 года. f

Ключевые слова: социальное государство, поправки в Конституцию России, -н достойный труд, детство, право на образование. -

S

т

TRANSFORMATION OF THE PRINCIPLE g

OF THE SOCIAL STATE IN TERMS OF THE AMENDMENTS f TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION §

IN 2020 КК

в

х

Abstract: the amendments to the Constitution of the Russian Federation (in 2020) have " strengthened the social function of our state. The principle of the social state (the article 7 ^ of the Constitution of the Russian Federation) was developed and filled with real content. | The article describes a new concept of constitutional guarantees of the social state in terms p

of the amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020. p

p

Keywords: social state, the amendments to the Constitution of the Russian Federation, §

decent work, childhood, the right to education. .¡3

f

Закон Российской Федерации о поправке в Конституцию, 139

который граждане нашей страны утвердили в июле 2021 года, поми- ^

мо иных фундаментальных проблем, затронул и некоторые гаран- >

тии реализации закрепленного в ст. 7 Конституции России 1993 года f

принципа социального государства. Данная социальная основа кон- g

ституционного строя приобрела иное содержание, наполненное ре- f альными конституционными гарантиями. В настоящее время формируется новая концепция реализации социального государства, начало которой положил Президент Российской Федерации в Послании

Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года, озвучив основные, ключевые задачи государства: всемерная поддержка семьи, детства, повышение уровня здравоохранения и доступность медицинской помощи, решение проблемы бедности [1]. В обращении Президента РФ к Федеральному Собранию 15 января 2020 года все эти идеи трансформировались и были предложены в качестве основополагающих поправок в Конституцию Российской Федерации [2].

Сегодня необходимость создания государственной доктрины (концепции) реализации социального государства строится на достижении реальной цели - социальное благополучие граждан. В основу современной концепции ложатся такие условия, как устойчивый экономический рост и стабильность, взаимное доверие человека, общества, государства, рост доходов и уровня жизни каждого. Данные дефиниции закрепляются в Законе РФ о поправке к Конституции РФ „о № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов го организации и функционирования публичной власти» [3].

В основу современной концепции социального государства легли а следующие конституционные гарантии его реализации: § ■ дети, их воспитание и развитие становятся одной из ос-§ новных целей государственной политики Российской Федерации. 2 Государством обеспечивается приоритет семейного воспитания, при

невозможности такового государство берет на себя обязанности ро-5 „ „

— дителей в отношении детей;

§ ■с целью заботы о защите и реализации трудовых прав человека с

§ и гражданина на конституционном уровне закрепляется гарантия § минимального размера оплаты труда, который приравнивается к ве-^ личине прожиточного минимума;

■ обеспечение взаимного доверия государства и общества, со-о циальное партнерство, экономическая, политическая и социальная ^ солидарность.

С В настоящее время социальное государство выходит за рамки просто основы конституционного строя, а становится некой концепцией теоретического и прикладного характера, насыщается реальным содержанием и реализацией. (V Многие ученые говорят и о конституционализации социальной ® политики России. Например, Ю.И. Скуратов пишет о том, что это ^ сложный политико-правовой процесс, обеспечивающий рост влияния Конституции России на социальную сферу [4, с. 55]. В связи с внесенными поправками в Конституцию РФ такое влияние стало более реальным. Так, в Конституцию России были внесены изменения, одобренные всенародно, в том числе в отношении минимального размера

140

оплаты труда. Действительно, МРОТ должен зависеть от уровня прожиточного минимума, закрепление данной нормы на конституционном уровне обеспечит данный принцип реальными гарантиями. Принятие Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации Международной организацией труда (МОТ) 10 июня ■§§

2008 г. дало понимание того, что необходим комплексный подход к Л

"в"

обеспечению права на достойный и справедливый труд. В ч. 2 ст. 7 |

Конституции РФ установлена одна из гарантий реализации социаль- .с

ного государства - минимальный размер оплаты труда. *

Однако в ст. 37 Конституции РФ нет положения, закрепляющего | „ с

именно право на достойный труд, что позволяет сделать вывод о не- *

обходимости совершенствования и развития обозначенной нормы. §

В России действует Программа сотрудничества между Российской §

Федерацией и МОТ на 2014-2021 гг. [5]. Официальная статистика та- |

кова, что в России экономические изменения, связанные с пандемией 3

COVID-19, затронули 6,7 млн человек. Необходимость содействия ^

занятости населения, обеспечение рабочими местами и достойной за- 3

работной платой - приоритетная цель нашего государства. Указанная д

Программа сформулировала определенные приоритеты взаимодей- Ю

ствия Российской Федерации и МОТ: 5!

■ формирование сферы труда, непосредственно ориентированной 33

на человека; 3

01

■ приоритет систем коллективных договоров; §

■ главный фактор обеспечения достойного труда - безопасность » и здоровые условия труда; Л

■ расширение занятости и повышение производительности труда. 5 В Российской Федерации также действует государственная

Программа «Содействие занятости населения» [6]. Она предполагает ®

обеспечение и реализацию права граждан на защиту от безработицы, ^

повышение производительности труда и т.п. Ю

Советский Союз впервые в Конституции СССР 1977 г. в ст. 53 § закрепил обязанность государства по защите семьи и детства. Данная

обязанность выражалась в выплате пособий и льгот, создании раз- 141

личных детских учреждений. ^

Защита семьи, материнства, детства в Российской Федерации ^

С

- это определенная система мер, которые осуществляются государ- з ственными и общественными институтами (федеральными органами § государственной власти, органами власти субъектов РФ, некоммерче- § скими организациями, профсоюзами и т.п.). В Российской Федерации разработана определенная система принципов и мер, которые в совокупности и составляют государственную семейную политику. Данные

меры и принципы направленны на поддержку семьи, создание условии для ее защиты и функционирования. Государственная поддержка материнства и детства предполагает определенные меры защиты данных категории граждан и создание условий для гармоничного развития ребенка [7-10].

После одобрения большинством граждан России Основной Закон нашей страны был дополнен статьей 67 (1). Часть 4 этой статьи закрепляет, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». „о Одной из новелл является положение, закрепленное в п. «ж (1)» го ч. 1 ст. 72, предусматривающее, что институт брака и семьи представляет собой союз мужчины и женщины, что призвано отразить а сформированные социальные ценности, цель которых сохранение § и развитие человеческого рода. Развитие семьи и семейных отноше-§ ний всегда строилось на давно существующих в России традициях. 2 В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что большая много— поколенная семья в традиционной российской семейной культуре § всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные ^ взаимосвязи между несколькими поколениями родственников [11]. § Конституционный Суд РФ пояснил, что поскольку одно из пред-^ назначений семьи - рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к вопросам демографического и социального о характера в области семейных отношений в Российской Федерации ^ лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что со-С гласуется со статьями 7 и 38 Конституции РФ и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах 142 и Конвенции о защите прав человека и основных свобод [12]. Сегодня это положение закреплено и в Конституции Российской Федерации, (V что придало ему наивысшую юридическую силу, данный принцип ® становится конституционным.

^ Реализация положений Конституции РФ, обращенных на семейные ценности, вопросы детства и его защиты, неизбежно потребуют внесения изменений в Семейный кодекс РФ, так как семейное законодательство играет важную роль в регулировании соответствующих правоотношений.

■о № X

О

е |

№ с

5

Дети рассматриваются в нашей стране как категория, требующая особой заботы и защиты, что, с одной стороны, предопределяет круг прав, который является элементом конституционно-правового статуса именно несовершеннолетних, а с другой стороны - круг обязанностей, возлагаемых на других субъектов права в отношении детей. Одним из таких наиболее распространенных прав является право на образование.

Право на образование достаточно разработано в юридической

литературе [13-15]. а

Понимание права на образование, сформированное еще совет- X

ским ученым И.Е. Фарбером, актуально и сегодня. Так, под правом *

на образование он понимал «субъективное право каждого гражда- §

нина, которое он использует в различных формах обучения за счет §

государства» [16, с. 98]. х

Право на образование закрепляется и гарантируется Конституцией 3

Российской Федерации (ст. 43) и законодательством. Так, Федеральный ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской 3

Федерации» с последующими изменениями и дополнениями [17]

признает образование приоритетным направлением. 0

Данный закон закрепил принципы государственной политики 5!

в области образования. Это и недопустимость какой бы то ни было *

дискриминации, и гарантированность каждому права на образование, §

и свобода выбора получения образования согласно склонностям и по- §

требностям человека, и многое другое. ™

Сегодня по инициативе Президента РФ сделан упор на воспи- л

тательную составляющую образования. Президентом России была 5

с

внесена законодательная инициатива, призванная укрепить воспитательную составляющую отечественной образовательной системы. ® В июле 2020 г. был принят Федеральный закон «О

в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» Ю по вопросам воспитания обучающихся. §

Закон содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы. 143

Таким образом, заложенная в статье 7 Конституции России ^ 1993 года основа конституционного строя - социальное государство - сегодня формируется в определенную концепцию в контексте кон- § ституционных поправок и получает новый вектор развития. Однако, § на взгляд автора, внесенные поправки в Конституцию РФ необходимо § более детально развивать в отраслевом законодательстве. Так, реализация положений ст. 75(1) Конституции РФ, касаемых повышения благосостояния граждан, требует дальнейшего осмысления и за-

п

■а

крепления различных гарантии реализации заявленного принципа. Основными тенденциями и перспективами развития социального государства следует считать социальное благополучие всех членов общества, достойные оплата и условия труда, приоритет образования и качественное здравоохранение.

Список литературы:

1. Послание Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г.

- URL: http:// www.kremlin.ru

2. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию 15 января 2020 г.

- URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. - URL: http:// www.consultant.ru

4. Конституционная концепция социального государства : коллективная монография / под ред. Ю.И. Скуратова. - М.: Изд-во РГСУ, 2018.

■Е 5. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и

S МОТ на 2014-2021 гг. - URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/bc/28/ ^ Программа%20сотрудничества%20между%20РФ%20и%20М0Т%202021-^ 2024.%20RUS.%20FINAL.pdf

g 6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации

со «Содействие занятости населения» : постановление Правительства РФ 2 от 15 апреля 2014 г. № 298 (с изм. и доп.). - URL: https://base.garant. С ru/70643476/

7. Нечаева, А.М. Реализация конституционного принципа защиты семьи 2 государством / А.М. Нечаева // Советская юстиция. - 1979. - № 21. ¡5 8. Паластина, С.Я. Конституция СССР и законодательство о браке и се-

мье / С.Я. Паластина // Правоведение. - 1978. - № 4. О 9. Косова, О.Ю. О конституционном принципе защиты семьи государ-

ством / О.Ю. Косова // Государство и право. - 1997. - № 3.

10. Аверкина, Н.А. Конституционные основы государственной защиты § материнства, детства и семьи в Российской Федерации / Н.А. Аверкина // 00

144

Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. статей. - Саратов,

^ 2003. - Вып. 4.

11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // Собр. законодательства „ Рос. Федерации. - 2014. - № 35, ст. 4811.

СЧ 12. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской

® Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании ^ регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации : заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З // Рос. газ. - 2020. - 17 марта.

13. Витрук, Н.В. Правовой статус личности в СССР / Н.В. Витрук. - М., 1985.

14. Дольникова, Л.А. Классовое содержание права на образование / Л.А. Дольникова// Проблемы конституционного права : межвуз. научн. сборник. Вып. 3. - Саратов, 1979. - С. 98-104.

15. Путило, Н.В. Основы правового регулирования социальных прав : g автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Н.В. Путило. - М., 1999. g

16. Фарбер, И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве / 1g И.Е. Фарбер. - Саратов, 1974. g

17. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон g от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (последняя редакция). - URL: http://www. g consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ I

— — — Ц

I

* n

ц

и

n

Р Ф

145

X А

•а Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.