УДК 070 Б01 10.24411/1999-5407-2020-10205
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЗРИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ И ПОЛИТИЗАЦИИ
ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Е. Е. Корнилова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт-Петербург
А. А. Ревенко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва
Статья посвящена исследованию телевидения как основного источника информации. Авторами дан анализ исследований рейтингов, проводимых с целью выявления предпочтений телезрителей, что способствует установлению взаимодействия с ними. Установлены основные закономерности формирования телевизионной аудитории и ее предпочтения в способах потребления контента. Проанализированы процессы перераспределения аудитории между федеральными и нишевыми ТВ-каналами. Авторами изучено влияние сети Интернет как основного конкурента, на развитие телевизионной аудитории, на ее предпочтения и методы потребления контента. Уделяется внимание технологиям, охватывающим различные сферы телевизионной отрасли: видео по запросу, отложенный просмотр, SmartTVи пр. Определены проблемы и перспективы развития современных измерений телевизионной и интернет-аудитории.
Ключевые слова: телевидение, телесмотрение, телезритель, видео по запросу, SmartTV, телеконтент.
Телевидение представляет собой великое культурное и техническое открытие ХХ века, обладая мощной воздействующей и идеологической силой, является информатором и просветителем, собеседником и советчиком, пропагандистом-агитатором и средством развлечения. Одной из главных задач в борьбе за влияние в обществе является борьба за внимание телезрителей как самой массовой аудитории.
Регулярные исследования телевизионной аудитории проводятся с целью выявления рейтингов и предпочтений, а также установления взаимодействия со зрителями. Так, представленные компанией Mediascope данные за 2018 год показывают, что объем телесмотрения в России продолжает расти: 99 % россиян, проживающих в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек в возрасте от 4 лет, хотя бы раз в месяц включают телевизор, 68 % - обращаются к телепросмотру ежедневно [20].
Вместе с тем, отмечаются разнонаправленные процессы - увеличение времени телесмотрения и сокращение среднесуточной аудитории телевидения, то есть охвата, что обусловлено не только развитием телевизионной отрасли, но и поведением самого телезрителя. Так, например, регулярный просмотр телепередач объясним ростом количества тематических каналов, многолетней привычкой к ежедневному телепросмотру, работой телевизора в фоновом режиме. Кроме того, смотрение телевизионного контента является пассивным, не требующим дополнительных затрат, наиболее доступным способом проведения досуга и отдыха, что делает его популярным, особенно среди населения 50+, отличающегося в большей степени консерватизмом взглядов на политическую и экономическую ситуацию в стране и мире, а также некомпетентностью в пользовании новейшими технологиями с целью получения новостной информации или
видео по запросу. Таким образом, следует отметить, что снижение телесмотрения нельзя назвать стремительным.
Аналитические показатели 2018 года демонстрируют несколько иную картину распределения приоритетов российской аудитории: во-первых, количество пользователей интернета увеличивается за счет аудитории старше 65 лет, во-вторых, заметно растет уровень вовлеченности в телесмотрение молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Телевидение, вопреки неблагоприятным прогнозам, основанным на конкуренции с новейшими СМК, удерживает лидерские позиции в системе масс-медиа. При этом отмечается снижение объема слушания радио, в условиях сокращения интереса к печатным СМИ, однако высокие показатели чтения печатных книг демонстрируют молодые люди в возрасте 16-19 лет и граждане старше 65, к тому же значительно увеличилась распространенность электронных книг, а также выросла популярность посещения театров на фоне снижения кассовых сборов кинотеатров.
Оснащенность домов россиян техническими средствами для потребления медиаконтента представлена следующими техническими устройствами: в тройку самых популярных входят телевизор (98 %), смартфон (90 %) и ноутбук/компьютер (80 %). Активность пользования мобильными телефонами растет среди людей 60-64 лет, а смартфонов - среди людей от 16 до 39 [9].
Перераспределение аудитории
Дискуссионным представляется ранее неоспариваемое утверждение о том, что телевидение является основным источником получения информации о происходящем в мире. Отмечается постепенное падение степени доверия аудитории к телевизионным программам, выходящим на федеральных каналах. Совокупная доля «Первого», «России-1» и «НТВ» за последних три года снизилась на 32 %, а тематических -выросла. Зритель постепенно, но стабильно, уходит на нишевые каналы, растет аудитория «Спаса», «МузТВ», «МИРа», «Карусели» и пр. Такое перераспределение аудитории обусловлено как формированием цифровых пакетов телевизионных каналов, включением ряда каналов в мультиплексы (тем самым они становятся более доступными), так и демассовизацией аудитории, зарождением недоверия к тому, что и как освещают федеральные каналы, попыткой поиска альтернативных точек зрения, желанием отвлечься от единообразного, порой слишком негативного освещения текущих событий, некачественного контента и пр. Отмечается «старение» телевизионного зрителя, средний возраст которого теперь 55+. Время просмотра во многом зависит именно от возраста зрителя: чем он старше, тем больше времени тратит на просмотр. Происходит снижение телесмотрения экономически активной группой населения. Данный процесс также объясняется развитием интернета и мобильных устройств, которые обеспечивают доступ к различным новым источникам информации и развлечений, в том числе и вне дома.
Согласно исследованиям, именно федеральные каналы, нежели телевидение в целом, теряют молодежную аудиторию быстрее, так как она предпочитает развлекательный или тематический контент, либо принимает телесигнал в фоновом режиме. Однозначно, телевидение не является для молодежи основным источником информации, так как это место занимают доступные независимо от места и времени интернет-ресурсы: ленты новостей, социальные сети и пр. Предпочтения молодежной аудитории в аспекте развлекательного контента сводятся, в основном, к зарубежному кино, сериалам, музыке, которые на нашем телевидении представлены слабо, особенно на федеральных каналах. Среди показанных на отечественном телевидении и получивших популярность сериалов можно выделить такие, как «Шерлок» и «Игра престолов». Но этого недостаточно, чтобы привлечь и удержать молодежь, неудовлетворенные телевизионным контентом,
они обращаются к различным интернет-ресурсам, предоставляющим актуальную информацию и видео по запросу.
Как уже было отмечено, интернет является основным конкурентом телевидения. Глобальная сеть предоставляет своим пользователям альтернативные способы потребления видео-контента. Например, технология «видео по запросу», которая в нашей стране предоставляется интернет-сервисами, чаще попадает к пользователю нелегально, и с каждым годом таких ресурсов становится все больше и больше, несмотря на активную борьбу с «пиратством». Решение данного вопроса представляется возможным в связи с развитием цифрового вещания и предоставления в его рамках дополнительных услуг операторами (видео по запросу, отложенный просмотр). Проблемы быстрой цифровизации отечественного телевидения обусловлены рядом причин - огромными территориями нашей страны, значительными государственными средствами, а также тем, что на данный момент реализован старый цифровой стандарт DVB-T2.
К сервисам, предоставляющим видео по запросу, можно отнести технологию SmartTV, которая совмещает в себе множество преимуществ классического телесмотрения - привычные для телезрителя большой экран, пульт и место просмотра. Преимуществом Smart TV является наличие больших библиотек с контентом. Причем доступ к ним и навигация легче, чем, например, в интернете, который отнимает у пользователя время, а также требует наличия определенных навыков при поиске необходимого контента - решить, что посмотреть, сформулировать запрос, найти требуемый контент в хорошем качестве, а при невозможности смотреть он-лайн - скачать. Видео по запросу позволяет сохранить доминирующую привычку пассивного потребления, во многом объясняющую преобладание телевизионного контента над тем, который предоставляет Сеть. Способ потребления видео по запросу посредством использования Smart TV прост и понятен возрастному зрителю, испытывающему трудности в осваивании компьютера и интернета. Недостаток Smart TV заключается в том, что многие приложения взимают плату за доступ к некоторым видам контента. Чаще всего это популярные фильмы и сериалы, в частности, «новинки». Но в целом Smart TV предполагает удобный поиск, наличие рекомендательных сервисов и релевантности предложений. Например, многие приложения структурируют программы по жанрам, создают подборки, способствующие активации просмотра подходящего контента для определенной ситуации или компании: «Для всей семьи», «Классика зарубежного кино», «Новинки» и пр.
Как было отмечено, рейтинги нишевых телеканалов растут на фоне общего падения телесмотрения, это способствует увеличению спроса, а значит и количество тематических каналов растет, особенно за счет привлечения молодежной аудитории. Наиболее популярными становятся те, которые специализируются на спорте, туризме и путешествиях, кинофильмах и сериалах, а так же популярностью пользуются детские и познавательные каналы. Американские исследователи аудитории телевидения А. Л. Пресс и М. Л. Ваун считают, что «появление кабельных технологий в конце сетевой эры коренным образом изменило способы, с помощью которых контент становится социально важным». Описывая переход от многоканальности к постсетевой эре авторы отмечают, что появление такого количества новых сетей и нишевых каналов коренным образом изменило интересы аудитории, культурные реалии, распределение рекламных средств, а следовательно и экономику телевизионной индустрии, так как «культурная значимость любого контента перестает напрямую коррелироваться с функцией размера аудитории, а производители больше не ограничиваются созданием контента, который обращается к «множеству социальных типов сразу» [18. С. 43].
Все вышесказанное обусловило проведение эмпирического исследования отношения аудитории к телевидению, ее потребностей и предпочтений относительно типичных ситуаций просмотра, жанров и содержания.
Исследование аудитории телевидения
Вопросам телевизионных предпочтений зрителей посвящены работы А. В. Шарикова [15, 16], В. Г. Громаковой, А. О. Поповой, С. А. Морозовой [2], В. Т. Третьякова [14], И. А. Полуэхтовой [12] и др. Влиянию технологического прогресса и интернета на телевидение и его аудиторию уделяют внимание такие исследователи, как М. В. Ливсон [3, 4, 5], Е. И. Афанасьева [1], Б. Н. Лозовский [7], И. А. Полуэхтова [13], А. О. Павлов [10], М. Н. Лукьянова [8], Е. Л. Вартанова [23], М. М. Лукина, М. А. Крашенинникова, А. В. Замков [19], М. И. Макеенко, А. В. Вырковский, С. С. Смирнов [22], Г. Г. Щепилова [17], К. О. Полевая [11] и мн. др.
Метод исследования - анкетирование. Всего было опрошено около двух тысяч реципиентов, проживающих в различных регионах страны. Репрезентативность результатов обеспечена заданной дифференциацией аудитории: респондентами выступили представители различных возрастных групп и родов деятельности. Большинству опрошенных доступно кабельное/спутниковое и эфирное телевидение (в среднем - 50 каналов).
Согласно данным, отраженным в таблице № 1, около 60 % всех респондентов ежедневно включают телевизор. Около 70 % опрошенных также ежедневно используют интернет для получения информации, новостей, в том числе и в телевизионном формате, 45 % из них смотрят фильмы и сериалы, используя сервисы, предоставляющие видео по запросу.
Вообще не выходят в интернет: не читают, не слушают и не смотрят новости -9,7 %; не общаются в социальных сетях - 19,5 %; не слушают музыку и аудиокниги - 27,1 %; не смотрят кино - 20 % и т.д. А вот отказываются от просмотра телевизора всего 8 %. Таким образом, в совокупности около 90 % опрошенных смотрят телевизор или телевизионные программы и видео по запросу в интернете, что подтверждает данные о росте телевизионной аудитории. Мы видим, что значительный процент реципиентов предпочитает получать телевизионный контент по интернету, тем самым увеличивая необходимость расширения зон влияния отечественных телеканалов в Сети. Эта деятельность ими уже ведется - развивается он-лайн вещание, некоторые передачи и фильмы размещается исключительно на сайте канала, другие - на популярных видео ресурсах, внедряется технология «второй экран», в эфире рекламируются собственные интернет-площадки, в том числе платные.
Таблица 1
Очень часто (больше двух часов в день) Иногда (меньше часа в день) Редко (несколько раз в неделю) Очень редко (несколько раз в месяц) Никогда Другое
Смотрите телевизор 40,8 % 20,9 % 17,3 % 12 % 7,9 % 1 %
Слушаете радио 9,2 % 15,4 % 32,5 % 26,8 % 15,8 % 0,4 %
Читаете газеты 6,9 % 14,4 % 20, 2 % 33,5 % 24,5 % 0,5 %
Читаете журналы 5,9 % 10,1 % 23,4 % 41 % 18,6 % 1,1 %
Читаете книги 25,4 % 29,6 % 15,3 % 21,7 % 6,9 % 1/,1 %
Смотрите фильмы 32,5 % 27,7 % 20,4 % 17,8 % 1,6 % 0 %
Смотрите сериалы 21,6 % 24,3 % 13 % 20 % 19,5 % 1,6 %
Читаете новости, слушаете радио, смотрите ТВ 45,9 % 25,4 % 15,7 % 3,2 % 9,7 % 0 %
Общаетесь в социальных сетях 49,2 % 17,8 % 6,5 % 7 % 19,5 % 0 %
Просматриваете видео 31,6 % 31,6 % 12,8 % 11,8 % 12,3 % 0 %
В Интернете Скачиваете и слушаете музыку и аудиокниги 26,6 % 23,9 % 6,9 % 14,9 % 27,1 % 0,5 %
Работаете (развитие ресурс, рассылки, поиск информации, чтение проф. литературы, письма и пр.) 43,8 % 21,1 % 9,2 % 5,9 % 19,5 % 0,5 %
Смотрите фильмы/ сериалы 26,6 % 19,7 % 15,4 % 18,1 % 20,2 % 0 %
Другое 57,1 % 14,3 % 14,3 % 14,3 % 0 % 0 %
Аудитория выбирает телевидение, в основном, потому что оно позволяет совмещать просмотр с другими делами (21,7 %), следить за событиями в стране и мире (15,8 %), а также просто в доступе (9,6 %) и предоставляет большой выбор каналов (8,8 %). Интересно отметить, что предпочтение телевидению «по привычке» отдает всего 7,7 % респондентов.
20,7 % смотрят телевизор на кухне, 11,7 % совмещают телепросмотр (в фоновом режиме) с бытовыми делами. Для некоторых респондентов потребление телевизионного контента является способом общения с семьей (12,9 %), что подчеркивают реализацию организационной, социализирующей и рекреационной функций телевидения, а также в одиночестве (15,3 %), таким образом проводя досуг, отдыхая и развлекаясь.
Решающую роль в выборе телевизионного контента играет интерес к определенной теме, программе, ведущему (37,2 %) и любимый канал (18,7 %). Такой целенаправленный выбор говорит о том, что зритель заинтересован в предлагаемом продукте, имеет свои предпочтения, смотрит именно эту/эти программу/программы, канал или ведущего, включает телевизор в определенное время, следит за развитием событий, судьбами героев, интересуется предлагаемыми темами, дискуссиями, то есть он стабилен, постоянен на
протяжении долгого времени и остается верен своим предпочтениям. Именно такой зритель обеспечивает стабильный рейтинг телепередачи, соответственно, и нахождение в эфирной сетке.
Жанровые предпочтения телезрителей и функции телевидения
Распределение предпочтений по жанрам представлено на диаграмме:
Что Вы предпочитаете смотреть по телевтору?
Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать вывод, что значительное число политических ток-шоу на отечественном телевидении, появившихся в последние три года, привел к спаду интереса аудитории к телесмотрению федеральных каналов в целом. Многие зрители принципиально отказываются от данного формата, так как он их не интересует, не вызывает доверия, агрессивен, манипулирует общественным мнением, формирует неверное представление о проблемах в мире и стране и т.д. Зритель сожалеет о напрасно потраченном времени, его отталкивает негативная подача ведущих и экспертов, отсутствие культуры общения, не устраивает односторонность точек зрения, а также повторяемость тем, сводящихся к формированию в общественном сознании образа «внешнего врага России». Интересно отметить, что практически одинаково распределились проценты между теми, кто воспринимает политические ток-шоу как информацию (24 %), и теми, кто воспринимает их как манипуляцию (22,6 %). Успешно в рейтинговом отношении начавший свою историю жанр политического ток-шоу имел хорошие перспективы развития, однако со временем качество данного формата стало снижаться, сводиться к скандальности и сенсационности, избыточности присутствия в эфире.
В развлекательном сегменте популярность таких программ, как «Дом-2», «Пусть говорят», «Детектор лжи», «Прямой эфир» и т.п., по мнению респондентов, обусловлена тем, что людям нравится следить за развитием скандальных событий, подглядывать за жизнью других (47,4 %), они испытывают необходимость отвлечься от реальной жизни с ее проблемами (17,8 %), а также им нравится осознавать, что у других тоже есть сложности (15,5 %). Ряд респондентов отметили, что рейтинги таких программ обеспечивают герои, которые, во-первых, желают посмеяться над другими, утвердиться в том, что они умней, уличить в тех или иных пороках и неблаговидных поступках и намерениях, а во-вторых, с низким культурным и интеллектуальным уровнем развития, поднимающие самооценку самого зрителя. Таким образом, можно говорить о том, что в обществе, с одной стороны, преобладает негативное отношение к подобного
рода контенту, а с другой, вопреки этому мнению, - происходит рост популярности данных программ, в которых как медиаперсоны и звезды шоу-бизнеса, так и обычные люди выясняют отношения, проявляют бурные эмоции, показывают свой характер и сущность.
Предпочтения большинства респондентов свидетельствуют о том, что на отечественном ТВ развлекательная функция преобладает над просветительской, что подтверждается рейтингом передач: в незначительной мере представлен качественный контент о культуре, истории, искусстве, а также любой другой, способствующий духовному развитию аудитории, которую на данный момент больше интересуют «скандалы, интриги, расследования» и пр. Возможно, к причинам возникновения такой ситуации можно, например, отнести неизбежное «воспитание» зрителя. Телевидение -это дуальный феномен, который не только отражает действительность, но и формирует ее. А современный зритель в прямом смысле рос во время реалити-шоу, формирование его личности, ментальности, допустимости, шаблонов поведения и нравственности происходило под влиянием того, что он ежедневно наблюдал на экране.
Таким образом, одна из гипотез нашего исследования, состоящая в том, что телевидение в полной мере не выполняет просветительскую функцию, нашла свое подтверждение в ходе опроса. Современная российская действительность, отягощенная финансовыми и бытовыми проблемами, особенно в регионах, приводит людей к необходимости искать способы отвлечься, испытать яркие эмоции, пусть и негативные. Возможно, так в современном мире осуществляется «катарсис аудитории», о котором говорил еще Аристотель, анализируя роль театральной драмы в жизни народа.
Изменилось ли телевидение?
77 % респондентов считают, что телевидение изменилось за последние пять лет. На их взгляд, оно стало актуальнее, интереснее и разнообразнее, появилось больше зарубежных фильмов, качественных сериалов. Напротив, 18,9 % отметили изменения в худшую сторону из-за чрезмерной политизации, установки на стандартизацию взглядов, безусловной ориентации на массовую аудиторию, отсутствия оригинальных форматов, малой доли программ просветительского характера, низкого профессионализма, обилия недостоверной информации и пр.
Отмеченные респондентами негативные факторы, затрагивающие содержательные аспекты российского телевидения, в процентном отношении таковы: много рекламы (17,2 %), примитивность передач (15,2 %), чрезмерное количество политики, скандалов (13,1 %), насилия (12,6 %), преобладание развлекательной функции над информационной и просветительской (10,3 %), отсутствие альтернативных точек зрения в освещении событий (9,1 %). Стоит отметить, негативизация телевизионного контента, в частности новостей, - явление, присущие не только российской действительности. В 2018 году английская газета «TheGuardian» опубликовала статью Стивена Пинкера «СМИ преувеличивают негативные новости. Это искажение имеет последствия». Автор считает, что «новости стали более негативными с течением времени, а новостные каналы во всем мире становятся все мрачнее и мрачнее. Они полны историй о войне, терроризме, преступности, загрязнении окружающей среды, неравенстве, злоупотреблении наркотиками и угнетении. Обложки журналов предупреждают нас о грядущих анархиях, эпидемиях, эпидемиях, коллапсах и «кризисах» (сельское хозяйство, здравоохранение, пенсионное обеспечение, благосостояние, энергетика, дефицит и пр.). Мы никогда не видим журналиста, говорящего в камеру: «Я в прямом эфире из страны, где не началась война»... Сегодня миллиарды смартфонов превратили большую часть населения мира в криминальных репортеров и военных корреспондентов» [21].
Значительная часть опрошенных (27,5 %) осознает, что они сами влияют на формирование телевизионного контента. Тем не менее, процент и тех, кто считает, что этими процессами управляет власть посредством осуществляемой ею политики, немного больше (28,3 %). Не меньшая роль в формировании концепции вещания, по мнению людей, принадлежит руководителям каналов (25,8 %). Очевидно, что российский зритель, спустя три десятилетия, наконец-то отказывается от безоговорочной веры в «телевизионное слово», критично воспринимает информацию, способен подвергать анализу и ставить под сомнение предлагаемый контент. Ведет ли это к потере потенциальной аудитории, которая может уйти в поиске альтернативных источников информации в интернет, покажет время.
Для того чтобы иметь основания строить прогнозы в данном направлении, нами был предложен вопрос «Считаете ли вы, что ТВ манипулирует Вашим мнением, влияет на Вас лично?». Треть респондентов продемонстрировали высокую уверенность в том, что на них невозможно повлиять, а их мнением манипулировать (30,3 %), 26 % опрошенных отметили, что прислушиваются к мнению только тех ведущих и гостей программ, которых уважают. Согласны с тем, что телевидение формирует их сознание, отношение к тем или иным событиям и людям, - почти 16 %. Здесь следует обратиться к теории массового общества У. Липпмана, сформулированной еще в 30-40-е гг. XX века. Согласно ей, средний человек не может иметь представление обо всем происходящем в мире, поэтому вынужден обращаться за информацией к масс-медиа, которые, используя стереотипы и односторонний взгляд на вещи, формируют усредненную картину мира, в которой человек и функционирует. Уязвленность его сознания и влияние СМК приводят к тому, что человек попадает в зависимость от прессы [6. С. 106]. Реализация настоящей теории массового общества в той или иной мере происходит и в современном мире, в частности, на отечественном телевидении.
Вместе с тем, стоит отметить, что зритель не рассчитывает на кардинальные перемены в отношении телевизионного контента, способов его подачи и объективности. На вопрос «Если на определенном канале Вам была бы гарантирована 100-процентная достоверность информации, без манипуляций, сглаживания, замалчивания, интерпретации фактов и пр., сколько Вы были бы готовы платить за подключение к такому каналу?» 58,6 % ответили, что не готовы платить. Многие из них объяснили свою позицию тем, что данная ситуация невозможна, другие подчеркнули, что информация должна быть именно такой и они не понимают, зачем надо за объективность платить. Средняя сумма, которую все-таки готовы платить ответившие положительно (39,2 %) на поставленный вопрос, составляет 500 рублей в месяц.
Топ-менеджеры телевизионных каналов объясняют существующую ситуацию тем, что аудитория не готова к новым форматам, а они, в свою очередь, не готовы идти на риски, которые грозят потерей рейтингов, а следовательно, рекламодателей и средств для эффективного функционирования и развития. Тем не менее, невозможно долго игнорировать все более нарастающие недовольство и недоверие аудитории, так как «уход» зрителей с каналов в интернет неизбежен в сложившейся ситуации, что в любом случае ведет к экономической нестабильности телевизионной отрасли. Телевидение -мощнейшая технология, обладающая эффективными и до сих пор непревзойденными методами влияния на аудиторию. Каким будет это влияние - решать, к сожалению, не зрителям. Но одно поколение сменяет другое, аудитория растет и развивается, ее способности к анализу возрастают (кстати, в том числе и благодаря возможностям, предоставляемым интернетом), а значит, новый зритель не только более требовательный и избирательный, но и более устойчивый ко всякому влиянию.
Если раньше гарантией более или менее стабильного телепросмотра могло служить простое наличие телевизора, то сейчас, в период развития новых технологий, телевидению
приходится бороться за телезрителя, даже в условиях домашнего потребления масс-медиа. Представляются необходимыми пересмотр взаимодействия с аудиторией, поиск новых путей, а также трансформация вещательных концепций и бизнес-моделей каналов. Телевидение должно направить силы на позиционирования себя как современного медиа, а не контента «для тех, кому за...».
Сегодня уже задействованы различные средства распространения телеконтента: спутниковое, кабельное, эфирное и интернет-вещание, а также все варианты доступа к нему (линейное вещание, видео по запросу, отложенный просмотр и пр.) и способы его потребления (через мобильные устройства, телевизоры, ноутбуки, компьютеры и пр.). Однако кроме технического внедрения новейших средств связи, обеспечивающих распространение телевизионного сигнала, должны наступить перемены в его содержании. Также представляется необходимым совершенствование методов исследования телевизионной аудитории, объективность результатов которых являются не только отражением потребностей аудитории, но и основной валютой на рекламном и медиа рынках.
Исследования телевизионной аудитории
В настоящее время ряд причин препятствуют развитию методик медиаизмерений и переходу на новые, что связано с ограничениями технического, финансового и юридического аспектов. В данной отрасли должны вестись разработки стратегий медиаизмерений, учитывающих меняющийся ландшафт данной отрасли, который заключается в изменении запросов зрителей, в размывании аудитории между эфирным телевидением и прочими источниками, а также в мультиэкранности, которая значительно влияет на модели взаимодействия медиапотребителя с контентом, например, вне дома. Важным толчком в развитии телеизмерений должны служить различия в потреблении разных поколений.
Таким образом, вещателям необходимы такие методики исследования аудитории, которые будут не только более достоверными, но и ориентированными на новейшие способы получения и распространения контента. Телевидение переживает значительные трансформации, которые скажутся на его дальнейшем функционировании и жизнеспособности. Изменение потребностей и предпочтений современного телезрителя играют важную роль в данном процессе. Телевидению не следует играть на низменных интересах аудитории, дабы получить средства рекламодателей, оно, представляя качественный контент, должно просвещать, образовывать, развивать зрителя, обеспечивать досуг, демонстрируя лучшие образцы мировой и отечественной культуры, искусства, кино- и программного производства.
Несмотря ни на что, телевидение по-прежнему является лидирующим источником информации для большинства россиян. Оно стало, по сути, главным каналом прямого общения власти и народа, потому что никакая социальная политика не даст желаемых результатов, если не заручиться поддержкой телевидения.
Список литературы
1. Афанасьева, Е. И. Умрет ли телевидение во времена digital? // Современные СМИ и медиарынок : сборник научных трудов в честь профессора Е. Е. Корниловой / под ред. проф. А Д. Кривоносова. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. 138 с. С. 25-32.
2. Громакова, А. В., Попова, А. О., Морозова, С. А. Предпочтения телевизионной аудитории в выборе новостных передач // Экономика и социум. 2015. №6-2 (19). С. 662-666.
3. Ливсон, М. В. Анализ инновационных инструментов привлечения аудитории средств массовой информации на примере телевидения // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2017. № 1. С. 70-78.
4. Ливсон, M. В. Неэфирное телевидение как перспективное направление развития телевизионного бизнеса // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2016. № 3. С. 107-114.
5. Ливсон, M. В. Фрагментация телевизионной аудитории под воздействием цифровизации средств массовой информации // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 5. С. 131-140.
6. Липпман, У Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. M.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
7. Лозовский, Б. Н. Журналистика в «текучей современности» медиа // Современные СMИ и медиарынок : сборник научных трудов в честь профессора Е. Е. Корниловой / под ред. проф. А. Д. Кривоносова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 138 с. С. 71-79.
8. Лукьвнова, M. Н. Взаимодействие телевидения и Интернета в ракурсе обратной связи с аудиторией // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018. № 3. С. 100-108.
9. Mедиапотребление в России в 2018 году. Доклад исследовательского центра компании «Делойт» в СНГ. M., 2019. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ ru/Documents/research-center/media-consumption-in-russia-2018-ru.pdf (дата обращения: 16.02.2019).
10. Павлов, А. О. Оценка состояния и перспектив развития телевидения в условиях доминирования Интернета // Mедиаэкономика 21 века. 2018. № 3. С. 28-31.
11. Полевая, К. О. Роль и место телевидения и Интернета в медиапотреблении россиян // Академия педагогических наук Новация. 2019. № 2. С. 93-98.
12. Полуэхтова, И. А. Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Mедиаскоп. 2018. № 4. С. 8.
13. Полуэхтова, И. А. Телевидение и его аудитория в эпоху интернета. M.: Изд-во M^ имени M. В. Ломоносова. 2018. 402 с.
14. Третьяков, В. Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. M.: Ладомир. 2015. 664 с.
15. Шариков, А. В. О взаимосвязи телевизионных предпочтений и ценностных ориентаций россиян: опыт эмпирического исследования // Наука телевидения. 2014. № 11. С. 301-323.
16. Шариков, А. В. О взаимосвязи телевизионных предпочтений и ценностных ориентаций россиян: опыт эмпирического исследования // Наука телевидения. 2016. № 12.4. С. 53-87.
17. Щепилова, Г. Г. Телевидение за пределами телевидения // Цифровые трансформации СMИ: региональный, национальный и глобальный аспекты. 2018. 255 с. С. 253-254.
18. Andrea L. Press, Michael L. Wayne, International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Reference Work, 2-nd Edition. New York: Macmillan Company and Free Press, 2015. С. 43.
19. Lukina, M. M., Krasheninnikova, M. A., Zamkov, A. V. Intelligent robotic agents for digital media // Digital transformation of mass media: regional, national and global aspects. 2018. 255 с. С. 76-77.
20. Mediascope опубликовала отчет по исследованию объема зрительской аудитории за 2018 год // Исследовательская компания Mediascope. URL: https://mediascope.net/ news/1024611/ (дата обращения: 05.05.2019).
21. Steven Pinker, S. The media exaggerates negative news.This distortion has consequences//TheGuardian,17/02/2018.URL:https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/ feb/17/steven-pinker-media-negative-news (дата обращения: 05.05.2019).
22. Vartanova, E. L., Vyrkovsky, A. V., Smirnov, S. S., Makeenko, M. I. The russian media industry in ten years: industrial forecasts // Westminster Papers in Communication and Culture 2016. T. 11. № 1. C. 65-84.
23. Vartanova, E. L. The concept of media system: Is it relevant for the digital world? // Digital transformation of mass media: regional, national and global aspects. 2018. 255 c. C. 22-23.
TRANSFORMATION OF VIEWERS ' PREFERENCES IN CONDITIONS OF INTENSIVE DEVELOPMENT OF INTERNET TECHNOLOGIES AND POLITICIZATION OF TELEVISION
E. E. Kornilova
Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, [email protected]
A. A. Revenko
Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Moscow, [email protected]
The article is devoted to the study of television as the main source of information. The authors analyze the research ratings conducted to identify the preferences of viewers, which contributes to the establishment of interaction with them. The basic laws of formation of television audience and its preferences in ways of content consumption and genres are revealed. The processes of redistribution of TV audience between Federal and niche channels are analyzed. The authors conducted their own analysis of the preferences of the television audience on the basis of the empirical method of research - questioning. About 2 thousand recipients living in different regions of the country took part in the survey. The representativeness of the results is ensured by a given audience differentiation: the respondents were representatives of various age groups and types of activity, who mostly have cable / satellite and terrestrial television (approximately 50 channels). The article also discusses the current state and trends in the development of television, the degree of implementation of various functions ofjournalism, as well as changes that have occurred over the past five years in relation to television content and methods of its presentation. The authors studied the influence of the Internet as the main competitor on the development of television audience, its preferences and methods of content consumption. The need to expand the zones of influence of domestic TV channels in the Network is emphasized andjustified. Attention is paid to technologies covering various areas of the television industry - video on demand, delayed viewing, Smart TV, etc. The problems andprospects of development of modern measurements of television and Internet audience are defined.
Key words: TV, TV viewing, viewer, video on demand, Smart TV, TV content.
References
1. Afanas'eva, E. I. (2019) Umret li televidenie vo vremena digital? [Will television die in the digital age?], in: Sovremennyie SMI i mediaryinok : sbornik nauchnyih trudov v chest professora E. E. Kornilovoy [Modern media and media market: collection of scientific works in honor of Professor E. E. Kornilova]. SPbGEU, SPb, pp. 25-32. (In Russ.).
2. Gromakova, A. V., Popova, A. O. and Morozova, S. A. (2015) Predpochteniya televizionnoj auditorii v vybore novostnyh peredach [Preferences of the television audience in
the selection of news programs], in: Ekonomika i socium [Economy and society], no. 6-2 (19), pp. 662-666. (In Russ.).
3. Livson, M. V. (2017) Analiz innovacionnyh instrumentov privlecheniya auditorii sredstv massovoj informacii na primere televideniya [Analysis of innovative tools to attract the audience of mass media on the example of television], in: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemypoligrafii i izdatel'skogo dela [News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing], no. 1, pp. 70-78. (In Russ.).
4. Livson, M. V. (2016) Neefirnoe televidenie kak perspektivnoe napravlenie razvitiya televizionnogo biznesa [Non-broadcast television as a promising direction for the development of television business], in: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela [News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing], no. 3, pp. 107-114. (In Russ.).
5. Livson, M. V. (2015) Fragmentaciya televizionnoj auditorii pod vozdejstviem cifrovizacii sredstv massovoj informacii [Fragmentation of television audience under the influence of digitalization of mass media], in: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela [News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing], no. 5, pp. 131-140. (In Russ.).
6. Lippman, U. (2004) Obshchestvennoe mnenie [Public opinion]. Institute of the Public opinion Foundation', M., 384 p. (In Russ.).
7. Lozovskij, B.N. (2019) Zhurnalistika v «tekuchej sovremennosti» media [Journalism in "fluid modernity" media], in: Sovremennye SMI i mediarynok : sbornik nauchnyh trudov v chest'professora E. E. Kornilovoj [Modern media and media market: collection of scientific works in honor of Professor E. E. Kornilova]. SPbGEU, SPb, pp. 71-79. (In Russ.).
8. Luk'yanova, M. N. (2018) Vzaimodejstvie televideniya i Interneta v rakurse obratnoj svyazi s auditoriej [Interaction of television and the Internet in the perspective of feedback from the audience], in: Vestnik Adygejskogogosudarstvennogo universiteta, seria 1: Regionovedenie: Filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya [Bulletin of the Adygeya state University, Series 1: regional Studies: Philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies], no. 3, pp. 100-108. (In Russ.).
9. Mediapotreblenie v Rossii v 2018 godu. Doklad issledovatelskogo tsentra kompanii «Deloyt» v SNG (2019) [Media consumption in Russia in 2018. Report of the research center of the company "Deloitte" in the CIS]. Moscow, avilable at: https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/media-consumption-in-russia-2018-ru. pdf, accessed 16.02.2019. (In Russ.).
10. Pavlov, A. O. (2018) Ocenka sostoyaniya i perspektiv razvitiya televideniya v usloviyah dominirovaniya Interneta [Assessment of the state and prospects of television development in the conditions of Internet dominance], in: Mediaekonomika 21 veka [Media Economics of the 21st century], no. 3, pp. 28-31. (In Russ.).
11. Polevaya, K. O. (2019) Rol' i mesto televideniya i Interneta v mediapotreblenii rossiyan [The role and place of television and the Internet in the media consumption of Russians], in: Akademiyapedagogicheskih naukNovaciya [Academy of pedagogical Sciences Novation], no. 2, pp. 93-98. (In Russ.).
12. Poluekhtova, I. A. (2018) Dinamika motivacionnoj struktury telepotrebleniya rossiyan [Dynamics of the motivational structure of telephoneline of Russians], in: Mediaskop, no. 4, p. 8. (In Russ.).
13. Poluekhtova, I. A. (2018) Televidenie i ego auditoriya v epohu interneta [Television and its audience in the Internet age], MGU name of M. V. Lomonosov, M., 402 p. (In Russ.).
14. Tret'yakov, V. T. (2015) Teoriya televideniya. TV kak neoyazychestvo i kak karnaval [Theory of television. TV as neo-paganism and as the carnival], Ladomir, M., 664 p. (In Russ.).
15. Sharikov, A. V. (2014) O vzaimosvyazi televizionnyh predpochtenij i cennostnyh orientacij rossiyan: opyt empiricheskogo issledovaniya [On the relationship of television preferences and value orientations of Russians: the experience of empirical research], in: Nauka televideniya [Science of television], no. 11, pp. 301-323. (In Russ.).
16. Sharikov, A. V. (2016) O vzaimosvyazi televizionnyh predpochtenij i cennostnyh orientacij rossiyan: opyt empiricheskogo issledovaniya [On the relationship of television preferences and value orientations of Russians: the experience of empirical research], in: Nauka televideniya [Science of television], no. 12.4, pp. 53-87. (In Russ.).
17. Shchepilova, G. G. (2018) Televidenie za predelami televideniya [Television beyond television], in: Cifrovye transformacii SMI: regional'nyj, nacional'nyj i global'nyj aspekty [Digital media transformations: regional, national and global aspects], pp. 253-254. (In Russ.).
18. Andrea L. Press and Michael L. Wayne (2015) International Encyclopedia of the Social & Be-havioral Sciences. Reference Work, 2-nd Edition, USA, New York, Macmillan Company and Free Press, p. 43.
19. Lukina, M. M., Krasheninnikova, M. A. and Zamkov, A. V. (2018) Intelligent robotic agents for digital media, in: Digital transformation of mass media: regional, national and global aspects. 255 p., pp. 76-77.
20. Mediascope published a report on the study of the volume of the audience for 2018, available at: https://mediascope.net/news/1024611/, accessed 05.05.2019.
21. Steven Pinker S. The media exaggerates negative news.This distortion has consequences, in: The Guardian, 17/02/2018, available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/ feb/17/steven-pinker-media-negative-news, accessed 05.05.2019.
22. Vartanova, E. L., Vyrkovsky, A. V., Smirnov, S. S. and Makeenko, M. I. (2016) The russian media industry in ten years: industrial forecasts, in: Westminster Papers in Communication and Culture. Vol. 11, no. 1, pp. 65-84.
23. Vartanova, E. L. (2018) The concept of media system: Is it relevant for the digital world? In: Digital transformation of mass media: regional, national and global aspects. 255 p., pp. 22-23.
Корнилова Евгения Евгеньевна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Ревенко Анастасия Андреевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель Высшей школы (факультета) телевидения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.