Научная статья на тему 'Оценка качества услуг цифрового телевидения на основе квалиметрических и статистических методов'

Оценка качества услуг цифрового телевидения на основе квалиметрических и статистических методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ / DIGITAL TELEVISION / QUALITY OF SERVICES / DEGREE OF SATISFACTION OF VIEWERS / INTEGRAL INDICATOR / CORRELATION AND REGRESSION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Кузовков Дмитрий Валентинович, Журавлева Софья Дмитриевна

В условиях цифровизации российской экономики и трансформации телезрителя из пассивной роли в активного производителя телевизионного контента необходимо совершенствование оценки качества услуг цифрового телевидения на основе учета степени удовлетворения и зрительских предпочтений. Предлагаемая система интегральной оценки и моделирования качества услуг цифрового телевидения на основе социологического обследования телезрителей дает возможность комплексно измерить качество телевизионных услуг по множеству параметров и обеспечить информационной базой процесс управления качеством телевизионных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Кузовков Дмитрий Валентинович, Журавлева Софья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the quality of digital television services on the basis of qualimetric and statistical methods

In the context of the digitalization of the Russian economy and the transformation of the viewer from a passive role to an active producer of television content, it is necessary to improve the assessment of the quality of digital television services based on the degree of satisfaction and audience preferences. The proposed system of integrated assessment and modeling of the quality of digital television services on the basis of a sociological survey of viewers makes it possible to comprehensively measure the quality of television services on a variety of parameters and provide an information base for the process of quality management of television services.

Текст научной работы на тему «Оценка качества услуг цифрового телевидения на основе квалиметрических и статистических методов»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 4 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кузовкова Т.А., Кузовков Д.В., Журавлева С.Д. Оценка качества услуг цифрового телевидения на основе квалиметрических и статистических методов // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №4. С. 6579. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/418005.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 621.391

Оценка качества услуг цифрового телевидения на основе квалиметрических и статистических методов

Кузовкова Татьяна Алексеевна

профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика связи», Московский технический университет связи и информатики, 111024, Россия, г. Москва, Авиамоторная ул., дом 8А,

е-mail: tkuzovkova@me.com

Кузовков Дмитрий Валентинович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика связи» Московский технический университет связи и информатики, 111024, Россия, г. Москва, Авиамоторная ул., дом 8А,

е-mail: kuz_dim@mail.ru

Журавлева Софья Дмитриевна

Магистрант,

Московский технический университет связи и информатики, 111024, Россия, г. Москва, Авиамоторная ул., дом 8А,

е-mail: jouravleva.sophia@yandex. ru

Аннотация. В условиях цифровизации российской экономики и трансформации телезрителя из пассивной роли в активного производителя телевизионного контента необходимо совершенствование оценки качества услуг цифрового телевидения на основе учета степени удовлетворения и зрительских предпочтений. Предлагаемая система интегральной оценки и моделирования качества услуг цифрового телевидения на основе социологического обследования телезрителей дает возможность комплексно измерить качество телевизионных услуг

по множеству параметров и обеспечить информационной базой процесс управления качеством телевизионных услуг.

Ключевые слова: цифровое телевидение; качество услуг; степень удовлетворенности телезрителей; интегральный показатель; корреляционно-регрессионная модель.

Целенаправленное внедрение цифрового телевидения на всей территории Российской Федерации направлено на повышение качества телевизионных услуг и удовлетворение кардинально изменившихся потребностей пользователей по различным его параметрам [1; 2]. Цифровое телевидение имеет целый ряд преимуществ по сравнению с аналоговым телевидением как в техническом плане, так и экономическом и социальном (рис. 1).

* Составлено авторами

Рис. 1. Преимущества цифрового телевидения по сравнению с аналоговым телевидением*

Повышение помехоустойчивости трактов передачи и записи телевизионных сигналов, создание телевизионных систем с новыми стандартами разложения информации - телевидение высокой четкости, способствуют прямому росту качества изображения и звука. Использование интерактивных телевизионных систем дает возможность зрителю воздействовать на передаваемую программу, создавать архив и запись передач с последующим просмотром в удобное время, передача в одном сигнале различной информации - создавать электронные телепрограммы и электронный телеконтент, т. е. повышает качество телевизионных услуг по социально-экономическим и психологическим параметрам [3; 4]. Цифровое телевидение имеет также весомую социальную направленность для граждан с ограниченными возможностями.

Для завоевания зрительской аудитории и повышения качества телевизионных услуг компании телерадиовещания и связи предлагают пользователям новое цифровое оборудование и интерактивные программы, имеющие как количественный, так и качественные аспекты эффективности внедрения [1; 3; 5]. К первым относятся технологические и конвергентные возможности более высокой четкости изображения, увеличения числа телевизионных программ (каналов) и совмещения оборудования: цифрового телевизора, компьютера и сети Интернет. Ко вторым относятся качественные возможности выбора телепрограмм по категориям зрителей, способам просмотра (мобильный телефон, телевизор, компьютер, сеть Интернет), дистанционного управления временем и жанром просмотра, использования функций записи и отложенного просмотра, игрового сервиса.

Анализ преимуществ цифрового телевидения показывает существенное расширение параметров качества телевизионных услуг и необходимость совершенствования методов оценки качества телевизионного контента с учетом мнений зрителей [6; 7; 4].

В настоящее время анализ телевизионного контента осуществляется с помощью мониторинговых инструментов [3; 2; 8; 9]. В ходе мониторинга телевизионного и аудио контента осуществляется технический контроль его записи, работы телевизионных каналов, контроль контента вещательных СМИ правительственными ведомствами, анализ рейтингов и отслеживание конкуренции, верификация рекламы. Контроль телевизионного контента позволяет отслеживать сюжеты на основании заданных параметров в режиме реального времени, одновременно просматривать несколько ТВ каналов на одном экране, оценивать качество транслируемых телепрограмм, а также контролировать рекламу путем отслеживания и регистрации появления в телеэфире, оценки соответствия видео- и радиоматериалов действующему законодательству, оценки качества приема телевизионного сигнала на определенной территории.

Традиционно качество телевизионного контента оценивается с помощью установления рейтингов программ, каналов, производителей [3]. Хотя показатель рейтинга телевизионных программ или передач отражает мнение зрителей, но он характеризует количество зрителей, находящихся у экрана телевизора, т.е. имеет скорее количественную, а не качественную природу. При всех достоинствах рейтингового метода такой мониторинг не решает проблемы объективного измерения качества телевизионных услуг и обратной связи между потребителем и производителем телевизионного контента. То есть в мониторинге телевизионного контента преобладает организационно-технический характер в ущерб качественному с отсутствием измерения качества услуг на основе мнений потребителей.

Формирование средств обратной связи между потребителем и производителем телевизионного контента на качественной основе в условиях цифрового развития и существенной трансформации экономики, рынков, взаимоотношений участников рынка дает телекомпаниям и регулирующим органам надежный инструмент

управления телевизионным контентом на основе качества услуг цифрового телевещания.

Для рекламодателей при прогнозировании дальнейшего развития телевизионной рекламы важно учитывать не только научно-технические тенденции развития инфраструктуры инфокоммуникаций, масштабы развития каналов телевещания, но и тенденции развития мирового информационного общества и трансформацию рыночных взаимоотношений участников рынка услуг телевизионного контента в условиях цифровой экономики.

Множественность проявлений параметров качества услуг ЦТВ по социально-психологическим категориям зрительских предпочтений и степени удовлетворенности потребителей диктуют необходимость использования качественных методов экспертной оценки, квалиметрии, статистических методов построения многофакторных моделей [7; 10].

Проведенный анализ особенностей телевизионного контента, условий и факторов развития телевидения и рекламы, существующей системы взаимодействия участников рынка свидетельствует о необходимости повышения качества услуг цифрового телевидения (ЦТВ) на основе совершенствование понятия и методики оценки качества. В условиях изменения роли потребителя цифрового телевизионного контента трансформируются и показатели качество его услуг.

Поскольку под качеством понимают «совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции» [11, с. 354], то показатель качества услуг цифрового телевидения должен отражать степень восприятия зрителем информации телепередачи, т.е. содержательную оценку телевизионного контента, а также удобство пользования услугой, уровень ее технологичности и ценности для потребителя, возможности воздействовать на наполняемость контента как по времени, так и по содержанию. Следует также иметь в виду тесную связь понятий удовлетворенности и лояльности потребителей [12] и

необходимость измерения удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000

[13].

По мнению авторов качество услуг цифрового телевидения представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность удовлетворять пользователей по ценности содержащейся в телевизионном контенте информации, времени его потребления, предпочтительности выбора его производителя. Поэтому уровень качества услуг ЦТВ является комплексным показателем, отражающим уровень удовлетворенности потребителей по параметрам зрительских предпочтений: содержание, структура, время передачи, возможность выбора телеканала и др. В связи с этим нами предложен подход к изучению и оценке качества услуг телевизионного контента по степени удовлетворенности пользователей цифрового телевидения на основе совокупности частных параметров зрительских предпочтений методом экспертного оценивания в баллах [7; 8; 9; 10].

Предлагаемая система частных, обобщающих и интегрального показателя качества услуг ЦТВ позволяет комплексно оценить качество телевизионных услуг с точки зрения потребительской ценности и зрительских предпочтений и должна строиться с учетом целей и задач системы управления телевизионным контентом (рис. 2).

* Составлено авторами

Рис. 2. Цель и задачи комплексной оценки качества услуг цифрового телевидения с точки зрения потребительской ценности и зрительских предпочтений*

В условиях цифрового развития информационного общества следует учитывать все возрастающие возможности цифрового телевидения по интеграции телевизионного оборудования с инфокоммуникационными технологиями, сетями, платформами, способствующие применению создаваемого самим телезрителем контента ЦТВ для бизнеса в области образовательных и развлекательных программ. Компоненты интегрального показателя степени удовлетворенности потребителей услугами ЦТВ представлены на рис. 3.

Предлагаемая система частных показателей включает 4 обобщающих показателя качества услуг ЦТВ по видам зрительских предпочтений, входящих в

состав интегрального показателя степени удовлетворенности потребителей услугами цифрового телевидения:

Зсод - содержание (ценность) контента ЦТВ, характеризующее тип (жанр) и характер телепрограмм, количество каналов и ассортимент телепередач, содержание программ для разных категорий пользователей, удовлетворяющих различные запросы телезрителей;

Зупр - выбор производителя (провайдера) и управление контентом, раскрывающий потребительскую ценность телевизионного контента по возможности выбора поставщика контента, воздействия зрителя на программу телепередачи и управления контентом путем создания архива и записи передачи, которая в наибольшей степени соответствует запросам телезрителя по качеству и содержанию контента;

Зудоб - время и удобство пользования услугами ЦТВ, отражающие выбор времени просмотра телепередач, возможность просмотра телепередач зрителями в удобное время (видео по запросу), наличие передач и средств воспроизведения видео для людей с ограниченными возможностями;

Зрекл - рекламное наполнение, характеризующее ассортимент и содержание рекламы, частоту рекламных роликов в течение одной телепередачи, характер воздействия рекламы на здоровье потребителя.

* Составлено авторами

Рис. 3. Компоненты предлагаемого интегрального показателя степени удовлетворенности потребителей услугами цифрового телевидения

Для оценки интегрального коэффициента удовлетворенности потребителей услугами ЦТВ используется метод сведения частных показателей с помощью средней арифметической [8, С. 334]:

Куд. тв = (Зсод + Зупр + Зудоб + Зрекл)/4. (1)

Предложенный методический подход дает возможность количественно измерить степень удовлетворенности потребителей услугами ЦТВ с учетом мнений и предпочтений телезрителей по регионам страны, сопоставить качество услуг при различных цифровых системах и выявить факторы повышения качества услуг телевидения.

Полученные в ходе социологического обследования телезрителей данные служат исходной базой многофакторного моделирования коэффициента удовлетворенности потребителей услугами ЦТВ. Для прогнозирования качества услуг цифрового телевидения на кратко и среднесрочный период целесообразно применить корреляционно-регрессионный анализ [8, С. 188 - 202] и построить модель зависимости удовлетворенности телезрителей от основных факторов, представленных на рисунке 2:

Куд. тв = Г (Зсод, Зупр, Зудоб, Зрекл). (2)

В результате расчета параметров линейной регрессии была получена модель зависимости коэффициента удовлетворенности потребителей контентом цифрового телевидения от факторов, отражающих зрительские предпочтения по параметрам телевизионного контента, времени просмотра телевизионных и рекламных передач и возможности оказывать воздействие на контент:

^уд. тв = 0,423 + 0,316 Зсод + 0,237 Зупр + + 0,203 Зудоб + 0,024 Зрекл. (3)

Коэффициент множественной корреляции для модели составил Я = 0,954, коэффициент множественной детерминации Я2=0,916, свидетельствующие о высокой степени обусловленности вариации результативного показателя вариацией вошедших в модель факторов зрительских предпочтений, а также значимости результатов моделирования. Анализ частных коэффициентов эластичности указывает на доминирующее влияние зрительских предпочтений по содержанию телеконтента и возможности управлять им (соответственно 0,542 и 0,403). Эти же факторы обуславливают более двух третей вариации результативного показателя.

Как следует из моделей множественной регрессии уровня удовлетворенности потребителей услугами ЦТВ по факторам зрительских предпочтений на качество услуг оказывают положительное влияние все факторы, но один - весьма низкое. Это свидетельствует об отрицательном воздействии рекламного наполнения телевизионного контента на качество телевизионных услуг ЦТВ и необходимости формирования управленческих средств по более высокому положительному влиянию рекламы на степень удовлетворенности потребителей.

По результатам моделирования можно конкретизировать влияние различных факторов на результативный показатель, спрогнозировать их величину с учетом выявленных резервов и разработать управленческие решения по повышению качества услуг цифрового телевидения.

Литература

1. Богомолова Н.Н. Современная социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 220 с.

2. Гриненко Е.Н. Интегральная оценка качества аудивизуальных программ в цифровых телевизионных системах с компрессией данных: автореферат. - Санкт-Петербург, СПбГУКиТ. - 2015. - 20 с.

3. Бойченко И.В. О качестве ТВ-контента и лояльности телезрителей // Век качества. - 2007. - № 1. - С. 85 - 87.

4. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М., 2013. - 142 с.

5. Розанова Н.Н. Роль средств массовой коммуникации в процессе формирования репутации власти (на уровне региона) // Век качества. - 2014. - № 1. - С. 50 - 53.

6. Кузовкова Т.А., Котлер М.О. Оценка международного опыта внедрения цифрового телевидения и проблемы его реализации в России // T-Comm-Телекоммуникации и транспорт. - 2013. - Т. 7. - № 12. - С. 64 - 68.

7. Кузовкова Т.А., Журавлева С.Д. Совершенствование методов оценки качества услуг цифрового телевидения // В кн.: «Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом», сб. материалов (тезисов) XLII Международной конференции РАЕН. - М.: Изд-во: ЗАО «НИРИТ». -2018. - С. 111 - 113.

8. Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И. Статистика инфокоммуникаций. Учебник для вузов / Под ред. Профессора Т.А. Кузовковой. -М.: Горячая линия -Телеком, 2015. - 554 с.

9. Кузовкова Т.А., Володина Е.Е., Кухаренко Е.Г. Экономика отрасли инфокоммуникаций. Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 190 с.

10. Кузовкова Т.А., Кузовков Д.В., Кузовков А.Д. Качественные методы оценки эффективности инноваций и развития инфокоммуникаций: Монография. - М.: ООО «ИД Медиа Паблишер», 2016. - 171 с.

11. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. - М.: Ось - 89, 2007. - 384 с.

12. Бойченко И.В. Анализ структуры и факторов повышения качества телевизионного контента // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2010. -№ 12. - С. 65 - 67.

13. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000: 2000 // Н. Хилл, Б. Сельф, Г. Роше - М.: Издательский дом "Технологии", 2004. - 192 с.

Assessment of the quality of digital television services on the basis of qualimetric and statistical methods

Kuzovkova Tatiana Alekseevna

Professor, Doctor of Economics, Professor of the Department "Economics of communication", Moscow technical University of communications and Informatics, 111024, Russia, Moscow, Aviamotornaya str., 8A,

е-mail: tkuzovkova@me.com

Kuzovkov Dmitry Valentinovich

Candidate of economic Sciences, associate Professor of "Economics of communication" Moscow technical University of communications and Informatics, 111024, Russia, Moscow, Aviamotornaya str., 8A,

е-mail:kuz_dim@mail. ru

Zhuravleva Sofya Dmitrievna

Master's student,

Moscow technical University of communications and Informatics, 111024, Russia, Moscow, Aviamotornaya str., 8A, е-mail: jouravleva.sophia@yandex. ru

Abstract. In the context of the digitalization of the Russian economy and the transformation of the viewer from a passive role to an active producer of television content, it is necessary to improve the assessment of the quality of digital television services based on the degree of satisfaction and audience preferences. The proposed system of integrated assessment and modeling of the quality of digital television services on the basis of a sociological survey of viewers makes it possible to comprehensively measure the quality of television services on a variety of parameters and provide an information base for the process of quality management of television services.

Key words: digital television; quality of services; degree of satisfaction of viewers; integral indicator; correlation and regression model.

References

1. Bogomolova N.N. Sovremennaya social'naya psixologiya pechati, radio i televideniya [Modern social psychology of press, radio and television]. - Moscow: Moscow state University Publ., 2007. - 220 p.

2. Grinenko E.N. Integral'naya ocenka kachestva audivizual'ny'x programm v cifrovy'x televizionny'x sistemax s kompressiej danny'x: avtoreferat [Integrated assessment of the quality of audio-visual programs in digital television systems with data compression: abstract]. - Saint-Petersburg, Spbgukit. - 2015. - 20 p.

3. Boychenko I.V. Analiz struktury' i faktorov povy'sheniya kachestva televizionnogo kontenta [Analysis of the structure and factors of improving the quality of television content] // T-Comm: Telekommunikacii i transport [T-Comm: telecommunications and transport]. - 2010. - № 12. - pp. 65 - 67.

4. Televidenie v Rossii. Sostoyanie, tendencii i perspektivy' razvitiya. Otraslevoj doklad Federal'nogo agentstva po pechati i massovy'm kommunikaciyam / Pod red. E.L. Vartanovoj [Television in Russia. Status, trends and prospects. Branch report of the Federal Agency for press and mass communications / ed. E.L. Vartanova]. - Moscow: 2013. - 142 p.

5. Rosanova N.N. Rol' sredstv massovoj kommunikacii v processe formirovaniya reputacii vlasti (na urovne regiona) [The role of mass media in the process of forming the reputation of power (at the regional level)] // Vek kachestva [Century of quality]. - 2014. - № 1. - pp. 50 - 53.

6. Kuzovkova T.A., Kotler M.O. Ocenka mezhdunarodnogo opy'ta vnedreniya cifrovogo televideniya i problemy' ego realizacii v Rossii [Evaluation of international experience in the implementation of digital television and its implementation in Russia] // T-Comm: Telekommunikacii i transport [T-Comm-telecommunications and transport]. -2013. - Vol. 7. - № 12. - pp. 64 - 68.

7. Kuzovkova T.A., Zhuravleva S.D. Sovershenstvovanie metodov ocenki kachestva uslug cifrovogo televideniya [Improvement of methods for assessing the quality of digital

television services] / «Mobil'ny'j biznes: perspektivy' razvitiya i realizacii sistem radiosvyazi v Rossii i za rubezhom». Sbornik materialov (tezisov) XLII Mezhdunarodnoj konferencii RAEN ["Mobile business: prospects of development and implementation of radio communication systems in Russia and abroad", collection of materials (theses) of the XLII international conference of RAEN]. - M.: Publishing house: JSC "NIRIT". - 2018. -pp. 111 - 113.

8. Kuzovkova T.A., Salutina T.Y., Sharavova O.I. Statistika infokommunikacij [Statistics of Infocommunications. Textbook for high schools / Under the editorship of Professor T.A. Kuzovkova]. - Moscow: Hot line-Telecom, 2015. - 554 p.

9. Kuzovkova T.A., Volodina E.E., Kukharenko E.G. E'konomika otrasli infokommunikacij pconomy of Infocommunications industry. Textbook for universities]. - Moscow: Hot line - Telecom, 2014. - 190 p.

10. Kuzovkova T.A., Kuzovkov, D.V., Kuzovkov, A.D. Kachestvenny'e metody' ocenki e'ffektivnosti innovacij i razvitiya infokommunikacij: Monografiya [Qualitative methods for evaluating the effectiveness of innovations and development of information and communication technologies: Monograph]. - Moscow: LLC "ID Media publisher", 2016. - 171 p.

11. Fomin V.N. Kvalimetriya. Upravlenie kachestvom. Sertifikaciya: Uchebnoe posobie [Qualimetry. Quality management. Certification: a Training manual]. - Moscow: OS ' - 89, 2007. - 384 p.

12. Boychenko I.V. O kachestve TV-kontenta i loyal'nosti telezritelej [On the quality of TV content and loyalty of viewers]. // Vek kachestva ^ent^ry of quality]. -2007. - № 1. - pp. 85 - 87.

13. Izmerenie udovletvorennosti potrebitelya po standartu ISO 9000: 2000 [Measuring customer satisfaction according to ISO 9000: 2000] // N. Hill, B. Self, G. Roche, Moscow: Publishing House "Technologies", 2004. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.