Научная статья на тему 'Необходимость управления качеством услуг телевизионного контента с целью повышения степени удовлетворенности телезрителей'

Необходимость управления качеством услуг телевизионного контента с целью повышения степени удовлетворенности телезрителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойченко И. В.

Рассмотрены вопросы необходимости управления качеством услуг телевизионного контента в условиях информатизации общества. Дано обоснование необходимости повышения качества телевизионного контента и совершенствование взаимодействия производителей и потребителей телевизионного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойченко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость управления качеством услуг телевизионного контента с целью повышения степени удовлетворенности телезрителей»

Необходимость управления качеством услуг телевизионного контента с целью повышения степени удовлетворенности телезрителей

Рассмотрены вопросы необходимости управления качеством услуг телевизионного контента в условиях информатизации общества. Дано обоснование необходимости повышения качества телевизионного контента и совершенствование взаимодействия производителей и потребителей телевизионного контента.

Бойченко И.В.,

к.э.н., доцент кафедры организации производства,

аудита и бухгалтерского учета

Все возрастающая роль информатизации, высокая скорость внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы производства и жизнедеятельности людей, значительная роль телевидения в формировании мировоззрения и информированности населения

оказывают существенное влияние на темпы социально-экономического развития и рыночную структуру, организацию экономических отношений и взаимодействие участников рынка информационных

продуктов и услуг, а также предъявляемые пользователями требования к их качеству [4]. Являясь частью информационного контента, услуги телевизионного контента отличаются высокой степенью доступности и проникновения в социально-экономическую жизнь граждан, оказывая различного характера воздействие на их мировоззрение, культуру, образовательный уровень, что предопределяет настоятельную необходимость совершенствования организационно-экономических отношений и системы управления качеством услуг телевизионного контента [6].

В современных условиях происходит радикальное изменение роли потребителя, а именно переход от роли пассивного пользователя к активной роли участника бизнес-процессов производства и потребления информационных продуктов. При этом требования потребителей контента постоянно увеличиваются и становятся более сложными как по отношению к качеству услуг и их информационному наполнению, так и технологическим возможностям.

Важнейшей составляющей информационного сектора экономики являются средства массовой информации, среди которых самым значимым выступает телевидение.

Телевидение — одно из величайших явлений XXI в., объединившее в себе передовые достижения журналистики, искусства, научно-технической мысли, экономики, социальной и психологической науки. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира человека и фактором производства, а телевидение превратилось в мощный общественный институт [1].

Телевидение, как и другие СМИ, отражает политические, социальные, экономические интересы тех, кто господствует в обществе, т.е. функция телевидения двойственна. С одной стороны, продуктовая политика телевизионного контента формируется под влиянием общественной системы, политических интересов правительства. С другой стороны, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействует на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения.

Актуальность рассматриваемой проблемы в докладе, обусловлена:

• во-первых, формированием в условиях информатизации общества новой услуги информационного характера — контента, требующего научного обоснования его сущностных характеристик, классификации и особенностей функционирования;

• во-вторых, недостаточной проработкой на методическом и практическом уровне вопросов оценки качества услуг телевизионного контента, взаимодействия участников рынка этих услуг, учета мнений телезрителей при формировании телевизионного контента;

• в-третьих, необходимостью совершенствования организационно-экономического механизма взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента с целью более полного удовлетворения потребностей телезрителей в содержании, спектре и качестве услуг

Являясь частью информационного контента, услуги телевизионного контента отличаются высокой степенью доступности и проникновения в социально-экономическую жизнь граждан, оказывая воздействие различного характера на их мировоззрение, культуру, образовательный уровень, что предопределяет настоятельную необходимость совершенствования организационно-экономических отношений и системы управления качеством услуг телевизионного контента.

В период формирования информационного общества происходит радикальное изменение роли потребителя, а именно переход от роли пассивного пользователя к активной роли участника процессов производства и потребления информационных продуктов, в том числе телевизионного контента. При этом требования потребителей контента постоянно увеличиваются и становятся более сложными как по отношению к качеству услуг и их информационному наполнению, так и по технологическим возможностям, что предопределяет настоятельную необходимость совершенствования организационно-экономических отношений и системы управления качеством услуг телевизионного контента [2].

Исходя из актуальности проблемы, основной целью управления качеством услуг телевизионного контента является разработка методического подхода к оценке качества услуг телевизионного контента на основе измерения зрительских предпочтений. В первую очередь, это относится к моделированию степени удовлетворенности телезрителей, а также совершенствованию механизма взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента на основе учета качества обслуживания потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• выявить сущность и значение информатизации, информации и контента в информационном обществе;

• выявить особенности телевизионного контента и обосновать необходимость совершенствования взаимоотношений между производителями и потребителями его услуг для повышения качества обслуживания пользователей телевизионного контента;

• дать характеристику структуры потребителей услуг телевизионного контента и оценить зрительские предпочтения по его параметрам;

14

T-Comm, #12-2011

• смоделировать уровень удовлетворенности телезрителей на основе факторов, выявленных в ходе единовременного обследования;

• разработать элементы организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей с учетом качества услуг телевизионного контента.

В результате проведенной систематизации понятийного аппарата информационного общества и процессов информатизации, анализа сущности и свойств информации, а также влияния масштабов информатизации на удовлетворение возрастающих информационных потребностей общества, нами определено местоположение контента в иерархии элементов информационного общества, как специфического информационного ресурса [3].

Нами проведена систематизация наиболее часто используемых в настоящее время видов и форм контента. Распространенные в настоящее время определения и характеристики контента раскрывают лишь содержательную сторону информационного продукта. Однако суть контента состоит не только в информационном наполнении, но и в способе его производства и реализации, состоящем в веерном (циркулярном) принципе распространения одновременно множеству потребителей.

Анализ состояния и тенденций развития индустрии телевизионного контента по техническим, качественным и экономическим параметрам, структуры рынка услуг телевидения во взаимосвязи с рыночной ситуацией в сфере телерадиовещания и телекоммуникационного оборудования позволил определить цели и задачи развития телевизионного контента, а также средства и механизмы их реализации [3].

Нами установлено, что для улучшения качества, доступности, спектра и доли высокотехнологичных услуг телевизионного контента, сбалансированности рынка и интеграции российской индустрии телевизионного контента в мировое информационное пространство, большое значение имеют организационно-экономические средства измерения и управления качеством услуг телевизионного контента и механизмы взаимодействия участников рынка услуг.

Для выявления причин и факторов, сдерживающих развитие рынка услуг телевизионного контента, был использован исследовательский прием формирования бизнес-идеи с помощью ряда проблемо-содержащих компонентов. Этот прием позволил установить не только сдерживающие барьеры, стимулирующие предпосылки и ожидаемые эффекты, но и обосновать насущные организационно-экономические задачи, решение которых должно способствовать развитию сбалансированного рынка услуг телевизионного контента.

С целью получения адекватной происходящим инфокоммуника-ционным процессам модели экономических отношений всех участников рынка телевизионного контента необходимо решение, в первую очередь, задач измерения качества услуг телевизионного контента, во вторую — обоснования механизма взаимодействия их производителей и потребителей.

К главным участникам рынка услуг телевизионного контента со стороны предложения относятся телекомпании, являющиеся поставщиками программного продукта (программ телерадиовещания), операторы связи, осуществляющие передачу, распространение и трансляцию телепрограмм, владеющие приемно-передающим оборудованием, распределительной сетью связи и вещания, и доводящие телерадиопрограммы, рекламу и другую информацию до пользователей. А со стороны спроса потребители услуг — население и деловой сектор национальной экономики.

При наличии цифровых систем приема и передачи телевизионного сигнала операторы кабельного телевидения или связи могут играть роль провайдеров услуг контента; дополнять телепрограммы, формируя интерактивный канал связи с потребителем и целевыми

аудиториями. Выполнение функций оператора связи и провайдера инфокоммуникационных услуг может выполнять и телестудия, и телекомпания, имеющие свое передающее оборудование и арендующее каналы связи.

Проведенный содержательный анализ организационно-экономических отношений в сфере производства и реализации услуги телевизионного контента позволил установить наличие четырех компонентов, составляющих сущность этого продукта и влияющих на формирование рыночного пространства их производства и потребления: телевизионная — услуга по созданию телевизионных программ и передач; телекоммуникационная (транспортная) - услуга по передаче, распространению, трансляции и доставке телепрограмм; информационная — услуга по поиску информации в базе данных передач и информационному обслуживанию терминала потребителя; программная — услуга по обеспечению совместной работы технических инфокоммуникационных средств организации интерактивного канала связи с потребителем или группой пользователей.

Выделенные составляющие позволяют идентифицировать участников процесса создания и реализации телевизионного контента, набор предоставляемых услуг и модель экономических отношений на рынке услуг телевизионного контента.

При этом научно-технологический прогресс в сфере телевидения и инфокоммуникаций создает возможности принципиально изменить процесс взаимоотношений в сфере телевизионного контента в направлении, во-первых, ориентации на клиента, приобретающего активную роль в формировании индивидуальных или групповых услуг телевизионного контента, во-вторых, включения потребителя услуг телевизионного контента в механизм управления его качеством [1]. На основании вышесказанного нами разработана модель механизма взаимодействия производителей и потребителей услуг телевизионного контента с учетом качества обслуживания.

Как вытекает из сказанного, уровень качества обслуживания потребителей телевизионного контента влияет на степень их удовлетворенности. Проведенный анализ сущности услуги телевизионного контента показал, что его качество представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность удовлетворять пользователей по ценности содержащейся в телевизионном контенте информации, времени его потребления, предпочтительности выбора его производителя.

Литература

1. Богомолова Н.Н. Современная социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 220 с.

2. Бойченко И.В. Разработка организационно-экономического механизма взаимодействия производителей и потребителей услуг телевизионного контента //Проблемы экономики. — М., 2006, №4 (11). — С. 29-32.

3. Бойченко И.В. Механизм взаимодействия производителей и потребителей телевизионного контента и оценка качества его услуг.// Вестник университета ГУУ — М., 2007. — №6(9). — С.342-347.

4. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуникационные технологии и информационная экономика. — М.: Издательство "Палеотип", 2005. — 268 с.

5. Менеджмент в телекоммуникациях / Под ред. Н.П. Резниковой, Е.В. Деминой. — М.: Эко-трендз, 2005. — 392 с.

6. Диссертация Бойченко И.В. Методический аппарат оценки качества услуг телевизионного контента и его использования в механизме взаимодействия их производителей и потребителей. — М.: МТУСИ, 2008. — 347с.

7. Бойченко И.В. Обоснование необходимости взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента. // Спец. Выпуск "Технологии информационного общества" часть 3. — М., 2009. — С.60-62.

Т-Сотт, #12-2011

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.