Обоснование необходимости взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента
Бойченко И.В., МТУСИ
Глобальное развитие информационной индустрии, конвергенция систем, сетей, услуг связи и информатики, активное влияние информационных технологий на социальный и экономический потенциал общества диктуют настоятельную потребность в изменении существующего положения на рынке услуг контента, а именно во взаимодействии рыночных механизмов для повышения конкурентоспособности производителей и распространителей контента на потребительском рынке.
Для обоснования средств и механизма развития рынка услуг телевизионного контента с учетом взаимоотношений его участников необходимо оценить состояние и тенденции развития индустрии телевизионного контента, а также выявить условия и факторы, воздействующие на темпы его производства.
Индустрия телевизионного контента объединяет в себе не только его создателей — телевизионные и телерадиокомпании, но и контент-провайдеров, и операторов связи, распространяющих, передающих и доставляющих пользователям телевизионный контент ("IV-контент). Таким образом, индустрия телевизионного контента включает производство телевизионного контента и инфраструктуру его распространения и потребления.
Для оценки состояния и развития индустрии телевизионного контента нами использованы официальные данные статистической отчетности Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, характеристики развития рынка услуг контента и телерадиовещания, концепции развития телевидения, средств массовой информации и информатизации [1, 2, 4].
Масштабность программ информатизации, высокая скорость внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы производства и жизнедеятельности людей, значительная роль телевидения в формировании мировоззрения и информированности населения оказывают существенное влияние на темпы социально-экономического развития и рыночную структуру, организацию экономических отношений и взаимодействие участников рынка информационных продуктов и услуг, а также предъявляемые пользователями требования к качеству контента. Являясь частью информационного контента, телевизионные услуги отличаются высокой степенью доступности и проникновения в социально-экономическую жизнь граждан, оказывая воздействие различного характера на их мировоззрение, культуру, образовательный уровень, что предопределяет настоятельную необходимость совершенствования организационно-экономических отношений и системы управления качеством услуг телевизионного контента.
В период формирования информационного общества происходит радикальное изменение роли потребителя, а именно переход от роли пассивного пользователя к активной роли участника бизнес-процессов производства и потребления информационных продуктов, в том числе телевизионного контента [4]. При этом требования потребителей контента постоянно увеличиваются и становятся более сложными как по отношению к качеству услуг и их информаци-
онному наполнению, так и технологическим возможностям. Вместе с тем экономическая теория в рыночных условиях хозяйствования пока еще мало уделяет внимания вопросам экономического взаимодействия между владельцами и потребителями особого продукта — контента, распространяемого множеству пользователей с помощью средств связи.
Разрыв логической цепочки производитель-потребитель, отсутствие обратной связи в системе управления телевизионным контентом, несбалансированность экономических отношений между участниками рынка его услуг обусловливают замедление темпов прогрессивного развития индустрии контента, низкое качество услуг и рост неудовлетворенности пользователей содержанием телевизионного контента, в котором весомую роль играет рекламная составляющая.
Формирование информационного общества и стремительно развивающийся научно-технический прогресс порождают целый ряд технических, организационных, экономических и правовых проблем в сфере контента. Особое место среди перечисленных проблем занимает конвергенция информационных технологий и средств телекоммуникаций на цифровой основе, которая даёт возможность не только создавать и передавать, но и хранить, накапливать, перераспределять, преобразовывать и даже переформатировать информацию. Конвергенция связи и информатики обусловила создание специфического продукта, предлагаемого множеству потребителей — "контента" [1 ].
Своеобразие производства и потребления контента, обладающего специфическими чертами информационных ресурсов, диктует необходимость научно-методологического и прикладного решения задач управления организационно-экономическими отношениями на рынке услуг контента с учетом взаимодействия всех участников и качества оказываемых услуг.
Суть контента в, нашем понимании, состоит не только в информационном наполнении, но и в способе его производства и реализации, состоящем в веерном (циркулярном) принципе распространения одновременно множеству потребителей. Предложенное определение контента позволяет раскрыть характер продукта, процессы его создания, способы распространения и потребления, что дает возможность усовершенствовать модель взаимоотношений участников рынка услуг контента и актуализировать в ней проблему обратной связи потребителя с производителем на основе оценки качества услуг [5].
Для получения адекватной происходящим инфокоммуникацион-ным процессам модели экономических отношений всех участников рынка телевизионного контента, в первую очередь, необходимо решение задач измерения качества услуг телевизионного контента.
В условиях цифровых систем приема и передачи телевизионного сигнала операторы кабельного телевидения или связи могут выполнять роль провайдеров услуг контента, дополняющих телепрограммы, и инфокоммуникационных услуг, формируя интерактивный канал связи с потребителем и целевые аудитории. Выполнение функций оператора связи и провайдера инфокоммуникационных услуг может выполнять и телестудия, и телекомпания, имеющие свое передающее оборудование и арендующее каналы связи.
Проведенный содержательный анализ организационно-эконо-
мических отношений в сфере производства и реализации услуги телевизионного контента позволил установить наличие четырех компонентов, составляющих сущность этого продукта и влияющих на формирование рыночного пространства их производства и потребления: телевизионная — услуга по созданию телевизионных программ и передач; телекоммуникационная (транспортная) — услуга по передаче, распространению, трансляции и доставке телепрограмм; информационная — услуга по поиску информации в базе данных передач и информационному обслуживанию терминала потребителя; программная — услуга по обеспечению совместной работы технических инфокоммуникационных средств организации интерактивного канала связи с потребителем или группой пользователей [4].
Сочетание всех компонентов телевизионного контента позволяет создать комплексную услугу мультисервисного и интерактивного характера, отличающуюся высоким качеством и технологичностью и удовлетворяющую пользователя по множеству параметров. Кроме того, выделенные составляющие позволяют идентифицировать участников процесса создания и реализации телевизионного контента, набор предоставляемых услуг и модель экономических отношений на рынке услуг телевизионного контента.
При этом, научно-технологический прогресс в сфере телевидения и инфокоммуникаций создает возможности принципиально изменить процесс взаимоотношений в сфере телевизионного контента в направлении, во-первых, ориентации на клиента, приобретающего активную роль в формировании индивидуальных или групповых услуг телевизионного контента, во-вторых, включения потребителя услуг телевизионного контента в механизм управления его качеством.
Предлагаемая нами модель механизма взаимодействия производителей и потребителей услуг телевизионного контента с учетом качества обслуживания учитывает ориентацию на клиента и адресность услуг, без разрыва цепочки между всеми участниками рынка и предполагает включение потребителя в систему управления качеством услуг телевизионного контента посредством изучения мнений телезрителей. В модели реализуется принцип обратной связи между производителями и потребителями услуг телевизионного контента, которых целесообразно рассматривать в качестве управляющей системы в сфере производства и потребления услуг телевизионного контента. Данная модель является основой совершенствования организационно-экономического взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента с учетом зрительских предпочтений, что предусматривает разработку методического аппарата оценки качества его услуг.
В современных условиях в телевизионном бизнесе сложилась практика оценки зрителями рейтинга телепередач и телепрограмм. Хотя показатель рейтинга телепередач отражает мнение зрителей, он характеризует только количество зрителей у экрана телевизора и его суть имеет скорее количественную, а не качественную природу. По нашему мнению, показатель качества услуг телевизионного контента должен отражать степень восприятия зрителем информации, предоставляемой телепередачей, т.е. содержательную оценку контента, а также удобство пользования услугой, уровень ее технологичности и ценности для потребителя.
Анализ сущности услуги телевизионного контента показал, что его качество представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность удовлетворять пользователей по ценности содержащейся в телевизионном контенте информации, времени его потребления, предпочтительности выбора его производителя. Поэтому уровень качества обслуживания потребителей телевизионного контента оценивается степенью удовлетворенности телезрителей.
Для изучения удовлетворённости потребителей услугами теле-
визионного контента необходимо точно определить запросы телезрителей и оценить относительную важность этих запросов. Большое значение имеет определение приоритетов (зрительских предпочтений) в телевизионной контент-услуге. Знание этих предпочтений позволит не только оценить удовлетворённость телезрителей, но и выработать меры по ее увеличению путем реализации целевых управляющих воздействий на содержание и другие параметры услуг телевизионного контента.
Оценка запросов потребителя и уровня удовлетворенности телезрителей относится к таким категориям, которые непосредственно количественно измерить нельзя, поэтому для операционализации показателей оценки мнения телезрителей по содержанию, времени просмотра, отношению к телеканалу, рекламе, характеризуемых эмоциональным признаком, предложено использовать Лайкерт-шкалу с пятью вариантами ответов для закрытых вопросов и веерных ответов на открытые вопросы [3].
Анализ полученных в ходе социологического обследования характеристик потребителя телевизионного контента показал, что практически все респонденты выражают большую заинтересованность в качестве телевизионного контента. 85% респондентов выразили желание влиять на качество услуг телевизионного контента путем предоставления своих мнений и предпочтений по различным параметрам телевизионного контента.
Для моделирования удовлетворенности телезрителей нами разработана балльная оценка зрительских предпочтений и уровня удовлетворенности телезрителей, количественно характеризующая качество услуг телевизионного контента.
Совокупность методов и моделей по оценке качества услуг телевизионного контента на основе учета зрительских предпочтений и измерению уровня удовлетворенности телезрителей представляет собой методическое обеспечение управления качеством услуг телевизионного контента. Повышение значений параметров зрительских предпочтений на основе выработки управляющих воздействий по содержанию, выбору телеканалов, времени просмотра и рекламному наполнению телевизионного контента способствует повышению качества услуг, т.е. коэффициента удовлетворенности телезрителей.
Разработанный аппарат измерения качества услуг с учетом мнения пользователей по составляющим телевизионного контента и организация процессов регулирования содержания, спектра и качества услуг производителями услуг телевизионного контента с помощью модели удовлетворенности телезрителей дают возможность задействования резервов и модернизации параметров качества услуг телевизионного контента.
Предложенная модель оценки качества и услуг телевизионного контента позволяет производителям телевизионного контента не только определить будущую инвестиционную и структурную политику в создании телевизионного продукта, но и создать информационную базу системы управления качеством услуг телевизионного контента на основе формализации обратной связи с потребителями услуг с производителями телевизионного контента.
Литература
1. Валов С.Г., Голышко А.В. Инфокоммуникационные сети будущего: "Контентология" услуг//Вестник связи. — 2003. — № 3.
2. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуникационные технологии и информационная экономика. — М.: Палеотип, 2005. — 268 с.
3. Менеджмент в телекоммуникациях. Под ред. Н.П. Резниковой, Е.В. Деминой. — М.: Эко-трендз, 2005. — 392 с.
4. Рейман ЛД Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций. — М.: Научная книга, 2003. — 272 с.