Научная статья на тему 'Обоснование необходимости взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента'

Обоснование необходимости взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойченко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента»

Обоснование необходимости взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента

Бойченко И.В., МТУСИ

Глобальное развитие информационной индустрии, конвергенция систем, сетей, услуг связи и информатики, активное влияние информационных технологий на социальный и экономический потенциал общества диктуют настоятельную потребность в изменении существующего положения на рынке услуг контента, а именно во взаимодействии рыночных механизмов для повышения конкурентоспособности производителей и распространителей контента на потребительском рынке.

Для обоснования средств и механизма развития рынка услуг телевизионного контента с учетом взаимоотношений его участников необходимо оценить состояние и тенденции развития индустрии телевизионного контента, а также выявить условия и факторы, воздействующие на темпы его производства.

Индустрия телевизионного контента объединяет в себе не только его создателей — телевизионные и телерадиокомпании, но и контент-провайдеров, и операторов связи, распространяющих, передающих и доставляющих пользователям телевизионный контент ("IV-контент). Таким образом, индустрия телевизионного контента включает производство телевизионного контента и инфраструктуру его распространения и потребления.

Для оценки состояния и развития индустрии телевизионного контента нами использованы официальные данные статистической отчетности Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, характеристики развития рынка услуг контента и телерадиовещания, концепции развития телевидения, средств массовой информации и информатизации [1, 2, 4].

Масштабность программ информатизации, высокая скорость внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы производства и жизнедеятельности людей, значительная роль телевидения в формировании мировоззрения и информированности населения оказывают существенное влияние на темпы социально-экономического развития и рыночную структуру, организацию экономических отношений и взаимодействие участников рынка информационных продуктов и услуг, а также предъявляемые пользователями требования к качеству контента. Являясь частью информационного контента, телевизионные услуги отличаются высокой степенью доступности и проникновения в социально-экономическую жизнь граждан, оказывая воздействие различного характера на их мировоззрение, культуру, образовательный уровень, что предопределяет настоятельную необходимость совершенствования организационно-экономических отношений и системы управления качеством услуг телевизионного контента.

В период формирования информационного общества происходит радикальное изменение роли потребителя, а именно переход от роли пассивного пользователя к активной роли участника бизнес-процессов производства и потребления информационных продуктов, в том числе телевизионного контента [4]. При этом требования потребителей контента постоянно увеличиваются и становятся более сложными как по отношению к качеству услуг и их информаци-

онному наполнению, так и технологическим возможностям. Вместе с тем экономическая теория в рыночных условиях хозяйствования пока еще мало уделяет внимания вопросам экономического взаимодействия между владельцами и потребителями особого продукта — контента, распространяемого множеству пользователей с помощью средств связи.

Разрыв логической цепочки производитель-потребитель, отсутствие обратной связи в системе управления телевизионным контентом, несбалансированность экономических отношений между участниками рынка его услуг обусловливают замедление темпов прогрессивного развития индустрии контента, низкое качество услуг и рост неудовлетворенности пользователей содержанием телевизионного контента, в котором весомую роль играет рекламная составляющая.

Формирование информационного общества и стремительно развивающийся научно-технический прогресс порождают целый ряд технических, организационных, экономических и правовых проблем в сфере контента. Особое место среди перечисленных проблем занимает конвергенция информационных технологий и средств телекоммуникаций на цифровой основе, которая даёт возможность не только создавать и передавать, но и хранить, накапливать, перераспределять, преобразовывать и даже переформатировать информацию. Конвергенция связи и информатики обусловила создание специфического продукта, предлагаемого множеству потребителей — "контента" [1 ].

Своеобразие производства и потребления контента, обладающего специфическими чертами информационных ресурсов, диктует необходимость научно-методологического и прикладного решения задач управления организационно-экономическими отношениями на рынке услуг контента с учетом взаимодействия всех участников и качества оказываемых услуг.

Суть контента в, нашем понимании, состоит не только в информационном наполнении, но и в способе его производства и реализации, состоящем в веерном (циркулярном) принципе распространения одновременно множеству потребителей. Предложенное определение контента позволяет раскрыть характер продукта, процессы его создания, способы распространения и потребления, что дает возможность усовершенствовать модель взаимоотношений участников рынка услуг контента и актуализировать в ней проблему обратной связи потребителя с производителем на основе оценки качества услуг [5].

Для получения адекватной происходящим инфокоммуникацион-ным процессам модели экономических отношений всех участников рынка телевизионного контента, в первую очередь, необходимо решение задач измерения качества услуг телевизионного контента.

В условиях цифровых систем приема и передачи телевизионного сигнала операторы кабельного телевидения или связи могут выполнять роль провайдеров услуг контента, дополняющих телепрограммы, и инфокоммуникационных услуг, формируя интерактивный канал связи с потребителем и целевые аудитории. Выполнение функций оператора связи и провайдера инфокоммуникационных услуг может выполнять и телестудия, и телекомпания, имеющие свое передающее оборудование и арендующее каналы связи.

Проведенный содержательный анализ организационно-эконо-

мических отношений в сфере производства и реализации услуги телевизионного контента позволил установить наличие четырех компонентов, составляющих сущность этого продукта и влияющих на формирование рыночного пространства их производства и потребления: телевизионная — услуга по созданию телевизионных программ и передач; телекоммуникационная (транспортная) — услуга по передаче, распространению, трансляции и доставке телепрограмм; информационная — услуга по поиску информации в базе данных передач и информационному обслуживанию терминала потребителя; программная — услуга по обеспечению совместной работы технических инфокоммуникационных средств организации интерактивного канала связи с потребителем или группой пользователей [4].

Сочетание всех компонентов телевизионного контента позволяет создать комплексную услугу мультисервисного и интерактивного характера, отличающуюся высоким качеством и технологичностью и удовлетворяющую пользователя по множеству параметров. Кроме того, выделенные составляющие позволяют идентифицировать участников процесса создания и реализации телевизионного контента, набор предоставляемых услуг и модель экономических отношений на рынке услуг телевизионного контента.

При этом, научно-технологический прогресс в сфере телевидения и инфокоммуникаций создает возможности принципиально изменить процесс взаимоотношений в сфере телевизионного контента в направлении, во-первых, ориентации на клиента, приобретающего активную роль в формировании индивидуальных или групповых услуг телевизионного контента, во-вторых, включения потребителя услуг телевизионного контента в механизм управления его качеством.

Предлагаемая нами модель механизма взаимодействия производителей и потребителей услуг телевизионного контента с учетом качества обслуживания учитывает ориентацию на клиента и адресность услуг, без разрыва цепочки между всеми участниками рынка и предполагает включение потребителя в систему управления качеством услуг телевизионного контента посредством изучения мнений телезрителей. В модели реализуется принцип обратной связи между производителями и потребителями услуг телевизионного контента, которых целесообразно рассматривать в качестве управляющей системы в сфере производства и потребления услуг телевизионного контента. Данная модель является основой совершенствования организационно-экономического взаимодействия участников рынка услуг телевизионного контента с учетом зрительских предпочтений, что предусматривает разработку методического аппарата оценки качества его услуг.

В современных условиях в телевизионном бизнесе сложилась практика оценки зрителями рейтинга телепередач и телепрограмм. Хотя показатель рейтинга телепередач отражает мнение зрителей, он характеризует только количество зрителей у экрана телевизора и его суть имеет скорее количественную, а не качественную природу. По нашему мнению, показатель качества услуг телевизионного контента должен отражать степень восприятия зрителем информации, предоставляемой телепередачей, т.е. содержательную оценку контента, а также удобство пользования услугой, уровень ее технологичности и ценности для потребителя.

Анализ сущности услуги телевизионного контента показал, что его качество представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность удовлетворять пользователей по ценности содержащейся в телевизионном контенте информации, времени его потребления, предпочтительности выбора его производителя. Поэтому уровень качества обслуживания потребителей телевизионного контента оценивается степенью удовлетворенности телезрителей.

Для изучения удовлетворённости потребителей услугами теле-

визионного контента необходимо точно определить запросы телезрителей и оценить относительную важность этих запросов. Большое значение имеет определение приоритетов (зрительских предпочтений) в телевизионной контент-услуге. Знание этих предпочтений позволит не только оценить удовлетворённость телезрителей, но и выработать меры по ее увеличению путем реализации целевых управляющих воздействий на содержание и другие параметры услуг телевизионного контента.

Оценка запросов потребителя и уровня удовлетворенности телезрителей относится к таким категориям, которые непосредственно количественно измерить нельзя, поэтому для операционализации показателей оценки мнения телезрителей по содержанию, времени просмотра, отношению к телеканалу, рекламе, характеризуемых эмоциональным признаком, предложено использовать Лайкерт-шкалу с пятью вариантами ответов для закрытых вопросов и веерных ответов на открытые вопросы [3].

Анализ полученных в ходе социологического обследования характеристик потребителя телевизионного контента показал, что практически все респонденты выражают большую заинтересованность в качестве телевизионного контента. 85% респондентов выразили желание влиять на качество услуг телевизионного контента путем предоставления своих мнений и предпочтений по различным параметрам телевизионного контента.

Для моделирования удовлетворенности телезрителей нами разработана балльная оценка зрительских предпочтений и уровня удовлетворенности телезрителей, количественно характеризующая качество услуг телевизионного контента.

Совокупность методов и моделей по оценке качества услуг телевизионного контента на основе учета зрительских предпочтений и измерению уровня удовлетворенности телезрителей представляет собой методическое обеспечение управления качеством услуг телевизионного контента. Повышение значений параметров зрительских предпочтений на основе выработки управляющих воздействий по содержанию, выбору телеканалов, времени просмотра и рекламному наполнению телевизионного контента способствует повышению качества услуг, т.е. коэффициента удовлетворенности телезрителей.

Разработанный аппарат измерения качества услуг с учетом мнения пользователей по составляющим телевизионного контента и организация процессов регулирования содержания, спектра и качества услуг производителями услуг телевизионного контента с помощью модели удовлетворенности телезрителей дают возможность задействования резервов и модернизации параметров качества услуг телевизионного контента.

Предложенная модель оценки качества и услуг телевизионного контента позволяет производителям телевизионного контента не только определить будущую инвестиционную и структурную политику в создании телевизионного продукта, но и создать информационную базу системы управления качеством услуг телевизионного контента на основе формализации обратной связи с потребителями услуг с производителями телевизионного контента.

Литература

1. Валов С.Г., Голышко А.В. Инфокоммуникационные сети будущего: "Контентология" услуг//Вестник связи. — 2003. — № 3.

2. Васильев В.В., Кузовкова ТА Инфокоммуникационные технологии и информационная экономика. — М.: Палеотип, 2005. — 268 с.

3. Менеджмент в телекоммуникациях. Под ред. Н.П. Резниковой, Е.В. Деминой. — М.: Эко-трендз, 2005. — 392 с.

4. Рейман ЛД Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций. — М.: Научная книга, 2003. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.