УДК 316. 772 (470.324)
Б01: 10.24411/2070-0695-2020-10218
Е. Ю. Красова
Воронежский государственный университет,
Воронеж
СЕРИАЛЫ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ КОНТЕНТЕ И ВОРОНЕЖСКАЯ АУДИТОРИЯ
На основе выявленных российскими учеными тенденций телепотребления в статье анализируются особенности отношения аудитории к многосерийным художественным фильмам. Обобщаются данные авторского социологического исследования массового сознания жителей г. Воронежа. В отличие от всей российской аудитории, воронежские зрители активнее используют Интернет для просмотра сериалов, мотивированы на психологическую разгрузку. Фиксируется несовпадение запросов и предлагаемого телевизионного контента. Ожидания телезрителей связаны с оригинальным и реалистичным сюжетом многосерийного фильма, с минимизацией сцен насилия и девиантного поведения.
Ключевые слова: массовая культура, аудитория, телевизионный контент, телесериал, линейный телепросмотр, нелинейный телепросмотр, кино предпочтения.
Сериальная форма экранного повествования - секвенциальность - стала приметой большого телевидения, ателесериальный просмотр занял прочное место в досуговой практике современных россиян. С учетом зрительских запросов телеканалы перешли на низкобюджетные стратегии программирования («новые сезоны» старых успешных сериалов, режим «нон-стоп» за один день) и утвердилась практика продолжения съёмки непосредственно во время демонстрации сериала [6; 4. С. 41]. Основными тенденциями телепотребления, подтвержденными результатами социологического мониторинга, стали: увеличение объемов просмотра; усиление развлекательной мотивации и фонового характера в режиме совмещения с едой, домашними делами, общением в социальных сетях; обогащение традиционного линейного телепросмотра интерактивными способами потребления контента «по запросу» с использованием компьютера, планшета и смартфона, а также формирование индивидуального телеменю [12. С. 9-10]. В результате телевидение переживает ту же «социализацию», что и другие медиа: обсуждения в социальных сетях, твиттер-аккаунты персонажей и актеров, демотиваторы, красочные тумблеры [6. С. 18].
Поскольку многосерийные художественные фильмы являются ярким проявлением массовизации культуры, то в них описывается жизненный мир человека повседневного, архитепичного [14. С. 105-108], с его непоследовательностью, конфликтностью, использованием эмоционально-сентиментальных механизмов для достижения состояния психологического комфорта. Причем, акцентируя ситуации повседневной жизни, современные сериалы, тем не менее, отличаются нарративной сложностью. Как пишет И. Кушнарева, «Расширяется жанровая палитра, но приглушается мелодраматический момент - акцент переносится с отношений героев на построение сюжета, чтобы новый продукт как можно меньше ассоциировался со скомпрометировавшим себя жанром телевизионного мыла» [6. С. 15].
Полагаем, что попытка доказать гипотезу о присутствии в сериалах той же функции, что и у мифа (гармонизирующей, упорядочивающей коллективную жизнь, соотносящей личное и социальное поведение) [10. С. 341-343], является весьма плодотворной. Так, в сюжетах используется традиционная для мифа тема судьбы, типичны накапливаемые личные истории и сложные характеры главных героев, а темпоральная структура способствует сближению героя и зрителя [3. С. 197-199]. Еще М. Маклюэн писал о возможностях медиа, которые, по мнению автора статьи, мощно реализуются через телесериальный просмотр: «Благодаря переводу непосредственного чувственного опыта в символы можно в любое мгновение пробудить и восстановить из памяти весь мир» [8. С. 32].
С целью выявления особенностей восприятия и оценок многосерийных художественных фильмов жителями г. Воронежа в 2018 г. было проведено социологическое исследование.
В его ходе использовался комплекс прикладных методов: анкетный опрос, контент-анализ, проективные техники. Были также проанализированы вторичные социологические и маркетинговые данные, что позволило сравнить специфику региональной практики сериального медиапотребления с общероссийской. В качестве объекта опроса выступило взрослое население (380 респондентов). Использовался квотно-пропорциональный отбор по признакам пола и возраста. Анализ и обработка полученных данных проводились с помощью программы SPSS Statistics Base 21.0.
Телесериалы в российском вещании занимают 22 % времени и их смотрят примерно четверть зрителей от 18 лет, причем, чем старше, тем больше. В основном это отечественные фильмы [2]. Согласно данным телеизмерений, проведенных Медиаскопом в период 2018-2019-гг., россияне в большей мере сориентированы на тематические каналы, которые специализируются на кино и сериалах. Самые популярные из них - «Дом кино», «Русский роман», «Кино ТВ», «TV 1000 Русское кино», «TV 1000» [9]. Традиционный линейный телепросмотр остается доминирующей практикой: на него приходится 90% от всего телепотребления [1].
Начнем с того, что почти треть жителей г. Воронежа проводят свободное время за просмотром телевизора, сериалов и фильмов онлайн. Это самый высокий показатель из перечня предпочитаемых занятий (чтение книг и журналов, проведение времени в сети, хобби, занятия физкультурой, спортом и др.). Региональная аудитория формируется в русле социокультурной тенденции цифровизации, которая повышает степень свободы выбора и включенности в просмотр [11. С. 56]. В отличие от российских зрителей, только 60% воронежцев используют телевидение, остальные - Интернет. Активность просмотра многосерийных художественных фильмов высока (см. таблицу 1).
Таблица 1
Частота просмотра телесериалов воронежскими зрителями, %
Частота %
Почти каждый день 42,2
Примерно раз в неделю 28,9
Примерно раз в месяц 8,7
Реже, чем раз в месяц 20,0
Другое 0,2
Как видно, в сериальную культуру вовлечено большинство, а относительно пассивных немного. Последние, как правило, уделяют этому время «в командировках», «случайно», «спонтанно, за компанию» и т. п.
Если для большей части населения России характерны два главных мотива обращения к телесериалам - информация и развлечение [13], то у воронежцев, помимо отдыха в свободное время, на второе место по удельному весу вышел психологический фактор. Погружение в сериальную жизнь помогает снять эмоциональное напряжение и отвлечься от сложных проблем повседневности. Этот мотив потеснил желание познать новое и полезное об окружающей жизни.
Отдельно следует отметить, что для участников исследования одинаково привлекательны сериалы с горизонтальной и вертикальной сюжетной организацией, включающие и фабулу сезона, и фабулу серии, а также гибриды. Среди первых назывались «Моя прекрасная няня» и «Ликвидация», среди вторых - «Улицы разбитых фонарей» и «Теория большого взрыва», наконец, горизонтально-вертикальных - «Сверхъестественное» и «Метод».
Определяя структуру кинопредпочтений, ученые-психологи в ходе экспериментов выделили главные векторы привлекательности, назвав их «драматичность» (интеллектуальность), «экстремальность», «фантазийность», «маскулинность», «легкость», «эксцентричность» [5]. Наиболее полный психологический портрет был составлен для зрителей, которые смотрят киноленты легкого, развлекательного жанра, в основном это женщины. Воронежскую аудиторию привлекают в первую очередь жанры детектива и комедии, во вторую - исторические сериалы, драмы и мелодрамы, третье место заняли фантастические жанры. Боевики, триллеры и ужасы предпочитают всего 12 % зрителей.
Необходимо принять во внимание, что многосерийные художественные фильмы выбираются по следующим критериям (см. рисунок 1).
20,0% Г г
15,0% 1
10,0% 5,0% ш ¥- 1 —
0,0% К ■Л в 7
1 2 3 4 5 6 7
* Ряд1 19,4% 17,8% 16,0% 12,9% 10,3% 10,1% 13,5%
1. В сериале затрагиваются острые социальные проблемы - 19,4 %
2. Подобран хороший саундтрек и музыкальное сопровождение - 17,8%
3. В сериале задействованы популярные актеры - 16,0 %
4. Страна-производитель - Россия - 12,9 %
5. Сериал широко рекламировался - 10,3 %
6. Снят известным режиссером - 10,1 %
7. Другое - 13,5 %
Рис. 1. Рейтинг факторов выбора сериалов воронежской аудиторией, %
Самым главным для большинства телезрителей являются социальная направленность киноленты, музыкальное оформление и актерская игра. Упоминалось также отечественное производство фильма в противовес зарубежному. Среди оригинальных высказываний встречались: «мне важен рейтинг», «много визуальных и спецэффектов», «я люблю аниме и крутые мультипликационные сериалы», «интересна политическая тематика» и др. Выделяя суждение о том, что «в сериале затрагиваются острые социальные проблемы», пятая часть аудитории, скорее всего, имела в виду освещение человеческих взаимоотношений и исторических событий, а не противоречивых явлений общества. Показательно, что более половины опрошенных отрицательно относится к демонстрации гомосексуальности, расизма, коррупции, терроризма и самоубийств. Соответственно, больший удельный вес среди качеств киногероев в предпочтениях аудитории заняли ум, неординарность мышления, чувство юмора, харизма и доброта.
Респонденты вспоминали названия последних телесериалов, которые им понравились, и объясняли, чем именно. Чаще всего упоминались следующие: «Великолепный век», «Игра престолов», «Ищейка», «Очень странные дела», «Морские дьяволы», «Полицейский с Рублевки» и некоторые другие. Главные основы привлекательности выглядели так: сюжет (интересный, увлекательный, неожиданный, оригинальный, отражающий злободневные проблемы) - 40 %; игра актеров - 15 %; реалистичность - 15,5 %, позитивность (смешной, веселый) - 12 %.
Чтобы глубже прояснить ситуацию, испытуемым предложили в игровой форме выступить в роли режиссера или сценариста и наметить фабулу телесериала. Суждения были проранжированы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Проективный вопрос: «Если бы Вы были сценаристом или режиссером, что бы Вы захотели показать в созданном Вами сериале?»*
Категория Ранг
Ценности гармоничных взаимоотношений («больше доброты, человечности», «честность, любовь к Родине, к людям», «забота о людях», «уважение к старшим», «сострадание», «что-нибудь доброе, про школу», «актуальным стал бы сериал, объединяющий народы», «жизнь в гармонии с природой и самим собой», «решение проблем мирного характера с окружающим миром», «как правильно выбирать людей для дружбы») 1
Ценности любви, брака и семьи («показать чистую любовь и доказать, что она существует», «верность и преданность», «семейные взаимоотношения», «отношения детей и родителей», «историю человеческих взаимоотношений, рост чувств и духовное развитие», «любовь и высшие человеческие качества») 2
Жизнь простых людей («жизнь простых людей разных статусов, рас, религий, возрастов», «не разделять на богатых и бедных», «жизнь малообеспеченного населения», «злободневную тему жизни простых тружеников на заводах, фабриках, потому что они этого достойны», «полнейшую разруху экономики России, жизнь обычных людей») 3
Реальная жизнь («достоверную и правдивую жизнь, в которой обращается внимание на сегодняшние проблемы», «самобытный уклад жизни народов российского Севера», «жизнь настоящую в сельской местности, безденежье, труд в подсобном хозяйстве», «как прожить на зарплату в 15000 руб., как выживают одинокие пенсионеры», «реальные проблемы современной молодежи», «весь хаос, который происходит в России», «жизнь людей, обреченных на смерть болезнью», «как трудно бывает детям и подросткам, и как они преодолевают трудности») 4
Исторические события («работа советских ученых над созданием атомной бомбы», «о персидском походе полковника Карягина, о мужестве, силе духа русского солдата», «различные исторические эпохи», «исторические новеллы», «связь поколений», «тема поколения 90-х гг.») 5
Профессиональная жизнь («работу медиков», «повседневную жизнь простого учителя, назвал бы его так: «Учителем быть!», «жизнь ученых, научные открытия», «школьные будни про нас», «спортивный характер и гордость за наших спортсменов», «героев, прославляющих нашу страну в различных профессиональных сферах», «жизнь работников в государственной структуре») 6
Другое («неоднозначность жизни», «то, что запрещено показывать в России», «антиутопию по аналогии с современной Россией», «что-то новое, а не то, что было снято Западом», «высмеивание каких-либо проблем общества») 7
*Использовались оригинальные высказывания респондентов
По-видимому, через сериальное зрелище люди хотели бы восполнить то, чего им не хватает в нестабильной жизни с чрезмерной информативностью и психологическим нагрузками, а именно, внутреннюю согласованность. Ее базой являются общечеловеческие ценности и нравственные нормы. Отсюда и упор на гармоничность отношений, любовь и семью, справедливость и гордость. По существу, менее пятой части опрошенных удовлетворены транслируемой по телевидению сериальной продукцией. Остальные назвали причины недовольства (см. таблицу 3). Таблица 3 Факторы недовольства телесериальным показом, %
Что именно не устраивает в телесериалах %
Однотипность сюжетов 29,7
Неправдоподобность жизни героев 19,6
Большое количество сцен с насилием, алкоголем и наркотиками 16,5
Слабость игры актеров 14,0
Безысходность, отсутствие жизнеутверждающих идей 6,7
Другое («плохое качество постановки, съемки»; «в РФ нет нормальных сериалов»; «идиотизм персонажей»; «российские сериалы - это отвратительность»; «они жутко скучные, и вопросы раскрываются глупым образом, создается впечатление впустую потраченного времени»; «они тупые» и др.) 4,5
Очевидно, что основные претензии направлены на конструирование сюжета, степень реалистичности и чрезмерность демонстрации агрессии и девиантного поведения героев. Воронежская аудитория сериалов, по сути, высказала рекомендации кинопрокатчикам по совершенствованию показа. По мнению респондентов, в нем не хватает реалистичных, призывающих к добру кинолент, апеллирующих к мышлению, посвященных тому,
как справляться с жизненными трудностями. Учитывая такие оценки, трудно согласиться с категоричными выводами О. Ю. Липай, которая, анализируя социокультурную динамику аудитории телевидения, пишет об утрате людьми системного характера своих ценностей, социальной адекватности и культурной компетентности, то есть о «культурной коррозии» [7. С. 104].
Социологи и культурологи, маркетологи и практики киноискусства высказывают неоднозначные оценки как организации современного российского телевизионного контента, так и восприятия сериальной продукции российскими зрителями. Проведенное социологическое исследование позволило выявить специфику региональной аудитории. Обобщая картину, можно предположить, что кардинальным для всех полученных данных является несоответствие запросов и предлагаемого контента. Несмотря на высокую активность обращения к телесериалам, реализуемую установку на отдых, развлечение и психологическую разгрузку, аудитория критически относится к тому, что демонстрируется по телевидению. Главными качественными элементами усовершенствованных кинолент в оценках большинства зрителей могли бы стать достоверность, правдивое отражение жизни; глубина сюжета, который дает возможность поразмышлять; гуманистическая направленность разворачивающихся в сериале событий и действий персонажей.
Список литературы
1. Аудитория российского телевидения // Total View. URL: https://www.totalview.ru/auditoriya-rossijjskogo-televideniya/ (дата обращения: 15.04.2020).
2. Бурнаева О., Курдоглян Л. Телеаудитория: показатели и тренды в сезоне 18/19 // Mediascope. URL: https://mcdiascopc.net/upload/iblock/8c5/WCM_29%2()Yiaa.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
3. Вархотов Т., Костылев П. Семейные и религиозные ценности в мире сериала «Сверхъестественное» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3 (37). С. 191-216.
4. Захарченко Н. А. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2017. № 2. С. 36-42.
5. Кубрик Т. А., Гребенщикова Н. Д., Павлова Т. А. Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №4. С. 5-15.
6. Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // Логос. 2013. № 3 (93). С. 9-20.
7. Липай О. Ю. Динамика аудитории современного телевидения // Вестник Москов. гос. унта культуры и искусства. 2011. № 4 (42). С. 101-104.
8. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
9. Mediascope: суммарная доля тематических телеканалов продолжает расти // Телеспутник. URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/mediascope-summarnaya-dolya-tematicheskikh-telekanalov-prodolzhaet-rasti/ (дата обращения: 15.04.2020).
10. Мелихова Н. Н. Мифологический нарратив мелодраматического сериала // Вестник Казанского технолог, ун-та. 2014. Вып. 6. Т. 17. С. 341-346.
11. Назаров М. М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социол. исслед. 2018. №8. С. 54-64.
12. Овчинская Е. В. Практики телепотребления россиян в условиях социокультурных изменений: автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2017. 24 с.
13. Полуэхтова И. А. Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 15.04.2020).
14. Челидзе Е. И. Массовая культура в эпоху постмодернизма // Гуманитарные и социальные науки. 2011. №3. С. 101-110.
ímiR-: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2020. № 2 (36)
TV SERIES IN TV CONTENT AND THERE VORONEZH AUDIENCE
Krasova E. Y., Voronezh State University, Voronezh, [email protected]
By the end of the second decade of the 21st century, the organization of television content and the practice of serial tele-consumption have undergone significant changes. Based on the results of sociological monitoring, this article analyzes the main trends in television consumption by Russians: an increase in viewing volumes and its interactivity, an intensification in the background nature, priorities for entertaining motivation and Russian tv serial production. As an elements of mass culture, tv series on the one hand talk about everyday life, and on the other, are characterized by narrative complexity.
The article presents the results of the author's study of mass consciousness of Voronezh citizens. The peculiarities of audience attitude to the tv series have been analyzed. As methods used: secondary data analysis, questionnaire survey, content analysis of open questions, projective techniques. Ihe survey involved 380 respondents selected by quota-proportional sampling. Analysis and processing of the obtained data was carried out using the SPSS Statistics Base 21.0 program.
The basic conclusions are as follows. The degree of involvement of Voronezh viewers in tv series culture is high. They are motivated to recreation, entertainment and psychological relief. The most attractive genres are detective stories and comedies. When choosing a tv series, the social orientation of the film, music and acting are taken into account. Most of respondents dissatisfied the serial films (the same type of plot, the implausibility of the lives of heroes, a demonstration of violence). Requests do not match suggested content. Through a series spectacle, people would like to make up for something that they do not have enough in an unstable life with excessive information and psychological stress, namely, internal consistency. Its base is universal values and moral standards. Hence the emphasis on harmonious relations, love and family, justice and pride.
Key words: mass culture, audience, TV content, tv series, linear TV viewing, non-linear TV viewing, kinorabotoy.
References
1. Auditoriya rossiyskogo televideniya (2017). [The audience of Russian television]. Total View [Total View], available at: https://www.totalview.ru/auditoriya-rossijjskogo-televideniya, accessed: 15.04.2020. (In Russ.).
2. Burnaeva, O. & Kurdoglian, L. (2019). Teleauditoriya: pokazateli i trendy v sezone 18/19 [Television audience: indicators and trends in the 18/19 season]. Mediascope [Mediascope], available at: https://mediascope.net/upload/iblock/8c5/WCM_29%20may.pdf, accessed: 15.04.2020. (In Russ.).
3. Varkhotov, T. & Kostylev, P. (2019). Semeynye i religioznye tsennosti v mire seriala «Sverkh"estestvennoe» [Family and religious values in the world of the series "Supernatural"]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad], 3 (37), pp. 191-216. (In Russ.).
4. Zakharchenko, N. A. (2017). Printsip serial'nosti kak sposob organizatsii sovremennogo televizionnogo kontenta [The principle of seriality as a way of organizing modern television content]. Vestnik Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volzhsky University. V. N. Tatishchev], 2, pp. 36-42. (In Russ.).
5. Kubrik, T. A., Grebenshchikova, N. D. & Pavlova, T. A. (2017). Psikhologicheskiy portret sovremennogo kinozritelya: struktura i svyazi kinopredpochteniy [Psychological portrait of a modern cinema viewer: structure and relations of film preferences]. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental Psychology], Vol. 10, 4, pp. 5-15. (In Russ.).
6. Kushnareva, I. (2013). Kak nas priuchili k serialam [How we were accustomed to series]. Logos [Logos], 3 (93), pp. 9-20. (In Russ.).
7. Lipay, O. Yu. (2011). Dinamika auditorii sovremennogo televideniya [The dynamics of the audience of modern television]. VestnikMoskov. gos. un-ta kul'tury i iskusstva [Moscow Herald. state University of culture and art], 4 (42), pp. 101-104. (In Russ.).
8. Maklyuen, M. (2003). Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding the media: the external expansion of man], Zhukovsky: ""CANON-Prcss-Ts". "Kuchkovo Field". 464 p. (In Russ.).
9. Mediascope: summarnaya dolya tematicheskikh telekanalov prodolzhaet rasti (2019). [Mediascope: the total share of thematic TV channels continues to grow]. Telesputnik [Telesputnik], available at: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/mediascope-summarnaya-dolya-tematicheskikh-telekanalov-prodolzhaet-rasti/, accessed: 15.04.2020. (In Russ.).
10. Melikhova, N. N. (2014). Mifologicheskiy narrativ melodramaticheskogo seríala [Mythological narrative of the melodramatic series]. Vesinik Kazanskogo tekhnolog. un-ta [Bulletin of Kazan technologist, un-that], Issue 6, t. 17, pp. 341-346. (In Russ.).
11. Nazarov, M. M. (2018). Sovremennaya mediasreda: raznoobrazie i fragmentatsiya [Modern media environment: diversity and fragmentation], Sotsiologicheskie issledovaniva [Sociological studies], 8, pp. 54-64. (In Russ.).
12. Ovchinskaya, E. V. (2017). Praktiki telepotrebleniya rossivan v usloviyakh sotsiokul'turnykh izmeneniy [The practice of television consumption of Russians in the context of socio-cultural changes]: author, dis. Cand. sociol. sciences. Moscow, 24 p. (In Russ.).
13. Poluekhtova, I. A. (2018). Dinamika motivatsionnoy struktury telepotrebleniya rossiyan [Dynamics of Motivational Frame of Russians' TV Consumption], Mediaskop [MediaScope], 4, available at: http://www.mediascope.ru/2508, accessed: 15.04.2020. (In Russ.).
14. Chelidze, E. I. (2011). Massovaya kul'tura v epokhu postmodernizma [Mass culture in the era of postmodernism]. Gumanitarne i sotsial 'ne nauki [Humanitarian and social sciences], 3, pp. 101-110. (In Russ.).
Красова Елена Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью, рекламы и дизайна. Воронежский государственный университет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Красова Е. Ю. Сериалы в телевизионном контенте и воронежская аудитория // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 174-180. DOI: 10.24411/2070-0695-202010218.
Krasova Е. Y. TV series in TV content and there Voronezh audience // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 2 (36), pp. 174-180. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10218.