Научная статья на тему 'Трансформация правовой системы России в условиях глобализации'

Трансформация правовой системы России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
931
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация правовой системы России в условиях глобализации»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

В.А. Хвалеев

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В конце XX века правовые системы мира столкнулись с новым для себя процессом глобализации как многоплановым и внутренне противоречивым процессом интеграции в мировых системах - экономической, социальной и правовой [1, с. 10]. Происходят уничтожение и примитивизация многих мировых культур, наблюдается необратимый процесс «усреднения», обезличивания индивидуумов, объединение их в некие жесткие рамки единообразными нормами и правилами, потеря этническими группами своей самобытности, делигитимация правовых норм, универсализация и унификация правовых укладов. Неизбежным результатом происходящих гло-бализационных процессов становится стандартизация не только культуры в ее обширном понимании, но и уничтожаются границы между правовыми семьями, правовыми системами, подрываются традиционные правовые ценности и нормативы. Как следствие процесса глобализации мы наблюдаем искусственно навязанное, вынужденное восприятие правовыми системами «международных правил, модельных законов, кодексов, директив, резолюций, рекомендаций, диктуемых «сильной стороной» [2, с. 168-169, 174]. Устанавливается «новый мировой порядок», предполагающий нивелировку народов, государств, культур и обществ по американской ат-лантистской либерально-демократической модели с универсализацией философских, юридических, культурных и экономических предпосылок, на которых эта модель основана.

По своей сути процесс глобализации не является новым для мирового сообщества. Так, можно согласиться с Н. Биндюковым в том, что глобализация в широком смысле - процесс исторически длительный, прошедший ряд этапов в своем развитии. «Идея общей судьбы людей, их особой родовой идентичности, единения человеческого бытия на Земле существует испокон веков, она зародилась уже, когда человек осознал себя как мыслящее (Homo sapiens) и общественное (Homo politicus) существо. Об этом свидетельствуют древние мифы, поэтические предания, религиозные писания, заветы мудрецов, пророков и философов со времен Античности» [3, с. 67]. Многие исследователи гло-

бализации полагают, что данный процесс с идеологических позиций стал активно развиваться с создания Римского клуба - международной неправительственной организации, выдвинувшей в конце 60-х гг. XX века программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений, экологические катастрофы, истощение природных ресурсов, борьба с нищетой и т.д. Данная организация возникла по инициативе бизнесмена и ученого-экономиста А. Печчеи в 1968 г. Одной из целей программы действий Клуба было стимулирование и установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации.

Что касается права, то идея создания единого правового поля тоже не является новой. Еще в 1900 году Э. Ламбер, выступая на Международном конгрессе сравнительного права, проходившем в Париже в рамках Всемирной выставки, предложил разработать так называемое вселенское право, основываясь на сравнительном анализе национальных правовых систем. Последующие мировые войны практически исключили такую возможность, но в сфере глобали-зационных процессов нового тысячелетия предложение Э. Ламбера не столь утопично [4, с. 42]. Однако сегодня процесс глобальных изменений достиг неконтролируемых масштабов и движется к своему апогею, а следовательно, изучение возможностей права в упорядочении общественных отношений, в том числе и тенденций глобализации, является наиболее актуальным.

На протяжении нескольких лет тенденции глобализации являются предметом многих теоретических и прикладных исследований отечественных ученых, но, к сожалению, долгое время в научной литературе мы сталкивались с восприятием глобализации в ее упрощенном проявлении, как процесса интеграции в экономической и политической сферах, реже -в культурной, а понятие глобализации в праве оставалось как бы «за бортом» научно-исследовательской мысли. Сегодня все больше научных исследований посвящено процессу глобализации во всех его аспектах, однако анализ происходящих транс-

формаций права и правовых систем не нашел должного освещения в литературе. Глобализация в праве влечет за собой создание единого мирового правового пространства, стирает границы между правовыми системами, ведет к установлению неолиберального глобального права, по своей сути, неототалитарного.

Феномен глобализации, безусловно, сложен, многогранен и вызывает беспрецедентную противоречивость оценок и мнений. Споры не утихают среди политиков, экономистов, философов, юристов, социологов, как в обыденном общении, так и на уровне научной общественности. Процесс глобализации имеет как созидательную, так и разрушительную тенденции, что позволяет относиться к интеграционным тенденциям либо положительно, либо отрицательно, но никак не нейтрально. Практически все исследователи воспринимают глобализацию как новую форму колонизации народов, критикуют глобализацию за новый расизм, новый социал-дарвинизм, а также за разрушение суверенитета национального государства, за навязывание определенной модели правопонимания, выгодной корпорации ТНК-США-НАТО. Глобализация, по сути, возвращает нас к «войне всех против всех», к состоянию, где «человек человеку - волк». Как сказал бывший председатель КНР Цзян Цзэминь: «Глобализация -это конкуренция, затрагивающая весь мир... В этой конкуренции словно плывешь против течения, или возьмешь верх, или тебя унесет волна» [5, с. 218].

Общепризнано также, что глобализация имеет как негативные, так и позитивные характеристики, к которым относятся: ускорение внедрения и распространение технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, более эффективное решение глобальных проблем человечества, возможность обеспечения более высокого уровня жизни человечества и т.п. Некоторые исследователи определяют глобализацию как объективный, не зависящий от человека ход развития цивилизации. Сторонники такой точки зрения полагают, что «глобализация - это исторически естественный и объективный процесс поступательной интеграции экономики, социально-политической и духовно-культурной сфер общественной жизни на нашей планете, обусловленный прогрессом производительных сил, техники, информационных технологий и закономерностями обобществления производства и труда» [6, с. 73]. Одним словом, «глобализация - закономерное, даже неизбежное следствие мирового прогресса» [7, с. 24]. Однако следует отметить, что позитивные результаты процессов глобализации сомнительны, а негативные очевидны. Рассмотрим подробнее процесс трансформации правовой системы

под влиянием вызовов глобализации, с учетом как позитивных, так и негативных ее проявлений.

Правовая система занимает ведущее место в ряду общественных систем. Процесс глобализации в правовой сфере характеризуется своей обширностью, так как захватывает все структурные элементы правовой системы общества, как статические, так и динамические. Кроме того, правовая сфера подвержена процессу глобализации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. В теории государства и права разработано общепринятое определение правовой системы как конкретно-исторической совокупности права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Правовая система имеет социально-историческую природу, она выражает правовую политику определенного государства, отражает в себе индивидуальные свойства отдельного народа, его менталитет. В основе критериев классификации правовых систем лежит ряд признаков, основным из которых является дихотомический, включающий в себя религиозно-этическую и культурно-историческую традиции. Процесс беспрецедентной глобализации, происходящий сегодня повсеместно, предполагает трансформацию самобытных правовых культур, разрушение границ между правовыми системами, делегитимацию традиционных правовых ценностей и норм. Это приводит к формированию новой, общемировой системы правовых норм, организующих и обеспечивающих глобальное межгосударственное взаимодействие и взаимопроникновение в различных сферах жизни современного общества и государства. Все это ведет к возникновению качественно новой наднациональной глобальной правовой системы, которая, скрываясь за единением правовых культур, по сути является их нивелировкой. Кроме того, процесс глобализации ведет к возможности доминирования одних наций и культур над другими и подавлению «слабых», в результате чего перестанет существовать система современного международного права. В связи с этим стал даже использоваться термин «юридическая экспансия» [8].

Нормативный компонент правовой системы является «начальным звеном в механизме правового регулирования общественных отношений, поэтому он одним из первых (вслед за правовой идеологией правящих кругов) подвергся трансформациям, вызванным происходящими в мире процессами» [9, с. 10]. В первую очередь, это выразилось в возрастании роли права как регулятора нового миропорядка, придания ему роли главного инструмента управления процессами жизни общества. В результате этого зачастую у граждан возникает установка, в соответствии с которой право - единственная цен-

ность, а все неправовые ориентиры общественной жизни вытекают только из сущности права, в том числе и нормы нравственности, справедливости, представления о добре и зле. Такая точка зрения приводит к разрушению иерархии ценностей, гипер-трофированности ценности права.

Наиболее уязвимым элементом правовой системы в условиях глобализации является правосознание. Помимо появления идеологии «глобализма», глобализация признает основной целью жизни каждого человека только лишь стремление к успеху и материальному достатку, эгоцентризм и индивидуализм. Правосознание российского общества сегодня можно обозначить как «недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся или "незрелое". В целом оно отличается фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью» [10, с. 466-467]. Фрагментарность правосознания обусловлена разрывом единого духовно-правового пространства, выразившегося в отрицании господствовавших ранее правовых ценностей и в отсутствии комплекса новых, поддержанных сложившимся общесоциальным консенсусом. Противоречивость правосознания вызвана заимствованием неадаптируемых правовых ценностей зарубежной правовой культуры, что затрудняет понимание и усвоение права населением. Радикальность правосознания российского общества обусловлена нетерпением его членов ощутить немедленное улучшение своего положения, что влечет социальную напряженность [10, с. 467].

Всемирные цивилизационные закономерности приводят к установлению либеральной системы права, фундаментальной основой которой является концепция «прав человека». Признание и защита прав и свобод человека стали основным ориентиром прогрессивного развития всего мирового сообщества. А. Дугин подчеркивает: «Концепция "прав человека" представляет собой применение принципов индивидуалистической философии к правовой системе. Неявно она противостоит иным юридическим моделям, в которых акцент падает на государственные инстанции, социальные, национальные и религиозные коллективы. Абсолютизация правовых систем, основанных на теории "прав человека", будет с необходимостью сопровождать глобализацию либерального миропорядка и мондиализацию мира под эгидой атлантизма» [11]. В России преобладают юридические нормы, закрепляющие права граждан по отношению к нормам, фиксирующим их обязанности. В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» только семь статей из сорока семи посвящены обязанностям граждан.

Процесс установления нового мирового порядка ведет к изменению взаимодействия внутригосударственного и международного права, выражаю-

щегося в поглощении первого последним. В Российской Федерации процесс интернационализации, или гомогенизации, права нашел свое отражение в п. 4. ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Кроме того, появляется система новых моностандартов. Происходит повсеместная стандартизация законодательства, правовых институтов, правовых ценностей и т.д. В результате основными и, по сути, единственными правовыми институтами станут международные институты нового, упрощенного и более эффективного образца, так называемые «мировые императивы». Фактически будет существовать «мировое правительство», возглавляемое представителями «американской элиты» и диктующее (навязывающее) свои, выгодные для нее, условия общественной жизни.

Еще одна тенденция глобализации в правовой системе - гуманизация законодательства. Одним из этапов процесса гуманизации российского законодательства является начавшаяся в 1991 году судебная реформа. Данные изменения в первую очередь коснулись уголовного процесса. Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленный на обеспечение приоритета прав личности, по мнению многих правоведов, далеко не идеален: в нем содержатся явные пробелы, односторонние подходы, несогласованность правовых предписаний и другие недостатки [12, с. 39]. Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса есть яркий пример слепого заимствования процессуальных норм США, без учета российской самобытности. Гуманизация законодательства имеет своей целью наиболее полное обеспечение комплекса прав и свобод человека и его защиту, однако правосознание граждан России еще не готово к такому восприятию процесса гуманизации права. Примером может являться введение в России моратория на смертную казнь. «Светлая идея законодательной отмены "государственного убийства" в нынешних российских условиях станет официальной санкцией на бессудное лишение жизни сотен тысяч людей. Ведь первый институт международного гуманитарного права - право на жизнь» [13, с. 164]. Гуманизация законодательства, частые амнистии и институт помилования привели в России к росту преступности, к деформации правосознания граждан, к формированию у людей чувства вседозволенности и безнаказанности за совершенные противоправные деяния, усилению тенденций правового нигилизма и негативизма.

Процесс глобализации проявляется также в расширении предмета правового регулирования, выразившегося, во-первых, в образовании новых отраслей права, правовых институтов, а во-вторых -в усложнении уже существующих. Кроме того, процесс расширения предмета правового регулирования сопровождается «углублением правового регулирования общественных отношений, более полным, конкретным и всесторонним их регламентированием... Тенденция расширения и углубления правового регулирования общественных отношений повлекла существенное увеличение количества нормативно-правовых актов на всех уровнях российского законодательства: федеральном, региональном и муниципальном» [14, с. 277].

Процесс интернационализации права приводит к созданию наднациональной глобальной правовой системы, о которой А.С. Пиголкин пишет, что «в нее включаются, во-первых, международное право... во-вторых, национальные системы права, в которых экономические и социально-гуманитарные компоненты неуклонно возрастают... в-третьих, новые, постепенно порождающиеся нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения не связанных напрямую с государственными границами международных, межрегиональных экономических анклавов, многих хозяйственных субъектов (корпораций, объединений, трансграничных финансовых, банковских и иных подразделений)» [15, с. 39]. Тенденции формирования открытого общества приводят к возникновению новой глобальной международно-правовой доктрины, суть которой заключается в отказе от идеи равной суверенности государств и признании того, что любое национальное право архаично, следовательно, законность в масштабе определенного государства требует коррекции международными правовыми контролирующими организациями.

Итак, новое планетарное право будет весьма специфическим и, развиваясь из концепции либерализма, очевидно, в какой-то момент приобретет черты тоталитаризма нового типа в планетарном масштабе. Как подчеркивает А. Дугин, «сочетая нормативы "прав человека" (предпосылку об "индивидууме как мере вещей") с потребностями управления гигантскими человеческими массивами довольно ограниченной кратополитической элитой (мировым правительством), новое право будет представлять собой довольно противоречивую тоталитарную модель, своего рода "глобальную либеральную диктатуру"» [11].

Современный мир находится в стадии перехода к новому состоянию, поскольку на сегодняшний день более или менее гомогенная глобальная цивилизация отсутствует, хотя невозможно отрицать тенденции к образованию некоего глобального сооб-

щества, в рамках которого границы между его сегментами радикально трансформируются и которое можно именовать «мегаобществом» [16, с. 37-51]. Пока контуры будущих принципов всеобщей наднациональной организации человечества только начинают очерчиваться. Что собой будет являть процесс глобализации - действительное объединение правовых культур и решение кардинальных вековых (или вновь возникающих, обостряющихся) проблем общественной жизни или же уничтожение и бана-лизацию правовых систем - покажет время. Сейчас же в России мы наблюдаем всего лишь первые результаты захватившей нас всеохватывающей глобализации, выразившиеся в разрушении СССР, криминализации экономической, социальной и политической систем, деформации правосознания, в которое начали проникать и активно доминировать чуждые и агрессивные идеологии. В результате процесса глобализации наше государство утратило монополию на защиту прав своих граждан, и решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства. Кроме того, нашу страну захлестнули терроризм, незаконная миграция, проституция и наркотики, деградация общественного сознания, высмеивание принципов морали и нравственности и т.д.

Трансформация правовой системы в России возможна и необходима, нельзя отказываться от достижений глобализации. Однако, анализируя влияние процесса глобализации на правовую систему страны, следует отметить, что наша страна, безусловно, не может и не должна оградиться от глобализирующегося мира, но в реформируемой России в первую очередь необходимо принять во внимание отечественную культурную традицию, учитывающую особенности менталитета русского человека. Как полагает М.М. Тоненкова: «Быстрая и практически насильственная глобализация общественной жизни в России требует от современного россиянина слишком быстрого изменения общественного сознания в пользу западных критериев. Для России это малоприемлемый вариант, так как ее менталитет не соответствует идее глобализации в западной форме» [17, с. 13].

Если мы хотим сохранить «русскую цивилизацию» с системой исторически сложившихся ценностей, то надо не разрушать устои, а объединяться для достижения всеобщего блага, на котором и основано Российское православное государство. Модернизация российской правовой системы должна происходить с учетом соблюдения таких принципов, как преемственность, учет особенностей российской правовой культуры. Это означает возвращение к российской правовой ментальности, определение культурной идентичности, подчеркивание уникальности

культур, установление культурной автономии, легитимацию традиционных правовых ценностей и норм. Современной культурной ситуации в мире должны быть присущи не только усиленный диалог культур, но и их взаимопроникновение, которое может быть описано такими понятиями, как диффузия, заимствование, конвергенция, интеграция, сближение, ассимиляция, творческое взаимодействие и др., но никак не усреднение или уничтожение. Только в этом случае можно ожидать позитивных последствий от трансформации правовой системы России в условиях глобализации.

Литература

1. Поленина С.В. Право и глобализация // Правовая система России в условиях глобализации. М., 2005.

2. Тихомиров Ю.А. Интернационализация национального права // Московский юридический форум: Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2004.

3. Биндюков Н. Мир. Политическая составляющая эпохи глобализации и Россия // Диалог-ОД. 2002. № 12.

4. Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства // Российская юстиция. 2007. № 12.

5. Ян Жуй-ши. Реализация принципа беспристрастности и справедливости: реформа системы правосудия Китая в условиях глобализации // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век». По материалам выступлений. М., 2003.

6. Лопата П. Глобализм - главная угроза безо-

пасности России и мира // Диалог. 2004. № 2.

7. Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М.: Научная книга, 2005.

8. Тверякова Е.А. Юридическая экспансия: теоретико-историческое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

9. Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М., 2006.

10. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. М., 2006.

11. Дугин А. Евразийский путь как национальная идея // evrazia.org

12. Зажицкий В.И. О некоторых направлениях совершенствования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2002.

13. Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998.

14. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. М., 2006.

15. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пигол-кин. М., 2004.

16. Кувалдин В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития. 2002. № 2.

17. Тоненкова М.М. Духовные крылья России. Социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России. М.: Амрита-Русь, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.