Научная статья на тему 'Системная модернизация России в аспекте развития правового государства'

Системная модернизация России в аспекте развития правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попадейкин В. В.

правовая культура, правовое государство, политическая экономика, мораль и экономика, правосознание, гуманитарное образование, глобальные риски

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная модернизация России в аспекте развития правового государства»

Попадейкин В.В.

д.ю.н., доцент, руководитель Московского филиала Международной академии наук экологии и безопасности

жизнедеятельности

СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: правовая культура, правовое государство, политическая экономика, мораль и экономика, правосознание, гуманитарное образование, глобальные риски.

Международное сообщество, включая Россию, в начале XXI века находится в центре беспрецедентных и масштабных отрицательных экономических, политических и технологических вызовов. Распад СССР, становление и развитие капитализма в России привело к краху прежнего глобального порядка в мире и становлению новых перспектив международного и регионального сотрудничества. В своем докладе на международном форуме в Кембридже 11 мая 2017 г. директор Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте, Президент Вольного экономического общества России С. Д. Бодрунов отметил, что «глобализация в новом веке - чем дальше, тем больше - оборачивается своей темной стороной, и пронизывающие ее противоречия ведут к нарастанию глобальных проблем, «локальных» и «ассиметричных» войн, локализаций и одновременно имперских интенций. Борьба за лидерство в грядущей технологической революции разворачивается на фоне значительного обострения противоречий между а) тенденцией под флагом глобализации установить гегемонию транснационального капитала немногих стран, и б) тенденцией к защите национальных экономических, политических и этнокультурных интересов. Это борьба обостряется»1. В свете изложенного перед российской экономикой встает сложная задача модернизации страны с учетом решения проблем нового индустриального развития и формирования постиндустриального общества.

Факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в РФ, много. При этом в условиях развития капиталистических отношений и их усложнения в свете обострения технологических противоречий в отношении производства в современных процессах «технологической революции» все большее значение приобретает право, являющееся необходимым инструментом управления противоречивым и вместе с тем единым миром. Сегодня в обществе проблема реализации прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в социальных отношениях, но не лидирует в экономической сфере технологической революции начала XXI века в России и за рубежом.

Частная собственность в принципе разрушает патриархальные ценности (традиции) и приводит к необходимости выработки обществом новых ценностей. Недавно лидирующие этические и моральные инструменты переживают нелегкие времена, и в противовес им формируются другие. Л. Мамфорд в своей книге «Миф машины» пишет, что «капиталистическая система ценностей, по сути, превратила пять из семи смертных грехов христианства - гордыню, зависть, скупость, алчность и похоть - в положительные общественные добродетели, видя в них непременные побуждения ко всякого рода хозяйственной деятельности; а главные добродетели, начиная с любви и смирения, были отвергнуты как «вредящие делу» - не считая тех случаев, когда они делали рабочий класс более послушным и покорным хладнокровной эксплуатации» .

В условиях либерально-демократических реформ в России, к сожалению, сохраняются многие опасные правовые традиции русской интеллигенции, которые были подробно освещены авторами «Вех»3 еще в начале XX века. Лидеры новой индустриализации легко отвергают уголовное право, административное право. Конституционное и гражданское право рассматривают только как неотъемлемое право частной собственности. Вслед за Л.Н. Толстым русская техническая интеллигенция вновь отрицает необходимость внедрения права в общественные отношения всех субъектов либерально-демократических реформ в России, выделяя научно-технические и экономические приоритеты. Принципиально отвергают формирование правосознания на всех уровнях воспитания и образования молодежи. Строгое нормирование и четкое определение законных прав и обязанностей отвергались и отвергаются интеллигенцией по различным причинам: во имя Веры, Свободы пролетариата, Научно-технического прогресса, Перестройки, Рыночной экономики, Свободы торговли на международном уровне и т. д.

Между тем серьезные угрозы международной и региональной безопасности жизнедеятельности, с которыми сталкивается и ещё долго будет сталкиваться человечество, далеко не сводятся к естественным и антропогенным

1 Бодрунов С. Д. Новое индустриальное общество второго поколения: дисконтенты глобализации и будущее ноосферной цивилизации (открытая лекция, 11 мая 2017 г., Кэмбридж ) // По ту сторону глобализации: потенциал Евразии. Международный форум. Кембридж, 11-13 мая 2017 года / Мат. Международного форума / Под общ. ред. С. Д. Бодрунова. - СПб.: ИНИР, 2017. - С. 6.

2 Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. - М.: Логос, 2001. - С. 361-362.

3 Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой; Предисл. В. Шелохаева. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 462 с.

опасным и вредным факторам. Они включают также крайнее злоупотребление правом, коррупцию, неадекватное реальности стремление к неограниченной свободе предпринимательства, расширению производства товаров и услуг без границ, нарушения международных договоров (контрактов) и т.д.1

Новая система социально-экономических отношений общества и бизнеса в гораздо большей степени управляется рыночными либерально-экономическими процессами (на основе дерегуляции экономических и природоохранных процессов) и экономическими показателями, чем нормами права, экологической (технической, комплексной, национальной и др.) безопасности и требует пристального внимания к созданию новых форм взаимодействия общества -государства и бизнеса, требующего от посредников специальной научно-технической, психологической и юридической подготовки. На наш взгляд, наибольшую опасность сегодня представляет тенденция части западных политиков и экономистов-либералов подвергать сомнению традиционные представления о семье, взаимоотношения старшего и молодого поколения, нерушимости традиционных ценностей во имя расширения международного разделения труда в условиях глобализации2. Все это происходит на фоне ослабления роли ООН, включая ЮНЕСКО, в деле сохранения интеграции государств в духе лучших мировых традиций, приоритета духовных ценностей.

Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития государства. Одним из фундаментальных основ соблюдения прав человека является эффективная и справедливая судебная система с учетом особенностей развития государства.

Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. В разработанной ЮНЕСКО «Дорожной карте осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития» подчеркивается, что «решение серьезных проблем, связанных с устойчивым развитием, не может быть обеспечено исключительно за счет политических договоренностей, мер финансового стимулирования и технологических решений. Для этого требуется радикально изменить наш менталитет и принципы правосознания, лежащие в основе наших действий, пересмотреть отношение к окружающим нас людям, а также взаимоотношения с экосистемами, обеспечивающими нашу жизнедеятельность. Для построения более справедливого, мирного и устойчивого мирового сообщества каждый отдельный человек и каждое общество должны быть вооружены знаниями, навыками и ценностными ориентирами, а также обладать четким пониманием того, как добиться подобных изменений»3.

Реализация данного направления требует постановки новых задач для формирования правосознания общества в сфере правового регулирования социальной и экономической жизни общества. Моисеев Н.Н. в своей статье «О необходимых чертах цивилизации будущего» утверждал: «Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания и новый опыт вносят свой вклад, и идет непрерывная трансформация наших взглядов на нас самих, на окружающий мир и на наше место в нем. Но, как и в каждом из природных процессов, бывают периоды коренной перестройки самих основ эволюционного процесса развития человека, поворотные моменты антропогенеза. Я думаю, что мы как раз и подходим к одному из таких поворотных моментов. Но угадать будущее нам не дано. Тем не менее, кое-что из будущего мы представляем достаточно отчетливо. Так, мы уверены, что необходимо появится система новых табу и возникнет необходимость новых знаний. Но этого всего заведомо недостаточно»4. Необходимо ещё наличие «человеческого в человеке», которое воспитывается в рамках формирования «правосознания»5 в рамках правового государства.

1 См.: Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. - М., 2010. - С. 18; Копылов М.Н., Нгу-ен К.Т. Современные подходы к экосистемному управлению // Евразийский юридический журнал. - М., 2013. - № 4 (59). - С. 8286; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: учебное пособие. - М., 1994. - 304 с.; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. Пределы роста: 30 лет спустя. - М., 2012. - 358 с.; Митрович Б.Т. Рекламационное право и рекламации по нарушениям контрактов. - М., 1997. - 512 с.; Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности / Попадейкин В.В., Чернышова Т.В., Чорбин-ский С.И. и др. - М., 1997. - 87 с.; Право и культура: монография / Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. - М., 2002. -423 с.; Руководящие принципы по предотвращению, готовности к и действиям при химических авариях: Руководство для государственных органов промышленности, персонала и прочих заинтересованных сторон по выработке стратегии и формированию программ предотвращения, готовности к и действиям при авариях с опасными веществами / Директорат окружающей среды, Организация экономического сотрудничества и развития. - М.: Организация научных исследований и разработок «Индустриальный риск», 1992. - 291 с.; Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М., 2003. - 584 с.

2 См., например: Дугин А.Г. Геополитика России. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2012. - 424 с.; Дугин А.Г. Четвертый Путь. Введение в Четвертую Политическую Теорию. - М.: Академический проект, 2014. - 688 с.

3 Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития: выдержки // Вестник экологического образования в России. 2016. - № 1, январь - март. - С. 18.

4 Экология, охрана природы, экологическая безопасность. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - С. 6.

5 Нарциссова С.Ю. Аргументация как фактор смыслообразования в обучении // NOTA BENE: Психология и психотехника (электронный журнал). 2012. - № 1. - С. 165-195. - http://e-notabene.ru/psp/article_126.html; Нарциссова С.Ю., Пок М.В. Аргументы в защиту правовых гарантий родителей на воспитание детей в рамках традиционных ценностей // Психология и психотехника. 2015. - № 12(87). DOI: 10.7256/2070-8955.2015.12.16975. - С. 1270-1277; Нарциссова С.Ю. Психология аргументации правовых решений и мнений о взаимодействии в киберпространстве: Монография. - М.: Академия МНЭПУ, 2015. - 207 с.; Нарциссова С.Ю. Когнитивный стиль и содержательные показатели аргументов // Психология и психотехника. 2011. - № 2(29). - С. 50-62; Нарциссова С.Ю. Когнитивно-стилевые аспекты аргументации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. - № 2. - С. 180187; Нарциссова С.Ю. Психология безопасной коммуникации: монография. - М.: МНЭПУ, 2016. - 267с.; Нарциссова С.Ю. Куликова С.В. Когнитивная аналитика социального пространства информационной среды // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития: сборник научных трудов. - М.: МЭСИ, 2014. - С. 174-181; Нарциссова С.Ю. Аргументативный дискурс в обучении (психосемиотический подход) // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ч. 1 / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - С. 67-75; Нарциссова С.Ю. Аргументация, дискурс и индивидуализация образования // Психология и психотехника. 2011. - № 9(36). - С. 60-70.

В ходе модернизации гражданин Российской Федерации способен и должен усвоить моральные, этические и правовые понятия, которые сейчас в сознании молодого поколения («эффект 90-х годов) укрепились как бесполезные или даже вредные, такие как справедливость, жалость, взаимовыручка, необходимость защиты слабого («ответственность за третье лицо» вызывает у многих современников только улыбку), совесть, мораль, законность, правопорядок. «Только руководствуясь представлениями о нравственном и безнравственном, человек может поступать по совести. Сформированное правосознание не позволит человеку обмануть, украсть, нагрубить, лицемерить, поскольку оно базируется на нравственных нормах чуткого отношения к людям, осознании долга и справедливости. Дать оценку поступку, мотивам, образу жизни человека с точки зрения соответствия моральным образцам может только развитое нравственное и правовое сознание. Юрист, а тем более специалист другой сферы, не обладающий правосознанием, не будет задумываться о моральной обоснованности гражданских или уголовно-процессуальных норм, он не нуждается и в собственной нравственной безупречности, живя в безнравственном обществе, в обществе, где превозносятся лишь законы

рынка»1

Выход из создавшегося кризиса технической интеллигенции России возможен, если она, несмотря на все политические, экономические и правовые трудности, препятствия и возможные негативные риски, создаст либеральную правовую модель государственного развития, специфичную для России, отвечающую лучшим традициям русской либеральной правовой мысли, рассмотренных в трудах: Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, П.И. Нов-городцева, Б.А. Кистяковского и С.И. Гессена2. Работы этих авторов наиболее полно формулируют лучшие традиции либеральной правовой мысли: государство - мораль - справедливость - общество - личность (субъект). Чтобы это произошло, от правоведов и политиков потребуется разработать принципиально новую концепцию правового государства и стратегию устойчивого развития России, понятную и приемлемую для большинства «простых» граждан -«бедных» и «богатых», «лириков» и «физиков». Данный процесс трансформации классического правового либерализма в либерализм современного правового российского государства в условиях глобализации крайне сложен и противоречив, но другого пути модернизации российского общества нет.

Наиболее полно данной традиции русского правового либерализма в условиях глобализации соответствует ли-бертарно-юридическая концепция3. Правовые позиции Б.Н. Чичерина, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, П.И. Нов-городцева, Б.А. Кистяковского и С.И. Гессена объединяет принцип формального равенства, который включает: абстрактно-формальную всеобщность нормы и меры равенства; свободы и справедливости.

К сожалению, именно справедливость в духе лучших традиций русского правового либерализма в лице В.С. Соловьева вызывает наиболее бурный протест со стороны демократически настроенной технической интеллигенции («физиков от экономики»), включая политическую оппозицию, которые утверждают, что наиболее опасное явление в социальной системе (по принципу - рынок решит «все») - государственная защита интересов наиболее незащищенных слоев населения и реализация справедливости правоохранительными органами (следственными органами, прокуратурой и судом).

В условиях глобализации и господства технократии особое значение приобретает актуальная для сегодняшней России позиция Б.Н. Чичерина о том, что разграничение правовых и нравственных явлений автоматически НЕ санкционирует несправедливые позитивные законы, а также полностью исключает нравственность из правового (юридического) мышления. Сочетание права и морали в плане традиций русского либерализма не противоречит современным представлениям о праве в России и за рубежом. Столкнувшись с «злоупотреблением» права немецкие правоведы уже к концу ХХ века разработали ряд законов, направленных на защиту нравственности и справедливости, в определенной степени ограничивающих право частной собственности. Таким образом, вырабатываются действенные механизмы стабилизации общества в условиях абсолютизации права на частную собственность, неограниченное материальное производство и индивидуальную экономическую свободу. Успешная правовая деятельность возможна лишь в том случае, если субъект права будет придерживаться морально-культурных ценностей (традиционных для русского общества), с одной стороны, а с другой - сумеет их преодолеть в интересах научно-технического прогресса и благополучия России. Возможности для реализации рассматриваемого принципа заложены, прежде всего, в методологической схеме правовой защиты субъектов управленческой деятельности, т.к. «... власть возможна лишь в мире, в котором сочетается случайность и необходимость, хаос и порядок. Именно тяга к порядку в основном оправдывает осуществление руководства как такового»4. Можно сказать, что огромный правовой опыт, накопленный русскими либералами в ходе либерально-демократических реформ в России, которые охватывают более столетия русской истории, может и должен быть учтен при определении вектора развития и модернизации системы государственного управления новой России.

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., провозгласила в первой статье документа: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Более шестидесяти лет в десятках конвенций мировое сообщество пытается раскрыть и определить основополагающий принцип прав человека - достоинство, присущее от рождения каждому человеку. Как показали события второй половины XX и начала XXI века (распад СССР, локальные войны и вооруженные конфликты в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и т.д.; кризис миграционной политики Европейского союза в 2015 г.), данный

1 Попадейкин В.В., Ойцев А.А., Филиппов В.В., Нарциссова С.Ю. Формирование правосознания студентов непрофильных вузов // Lex Russica. 2014. - № 8. - С. 986-993.

2 Валицкий А. Философия права русского либерализма. - М.: Мысль, 2012. - 567 с.

3 Право и культура: монография / Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. - М.: РУДН, 2002. - 423 с.

4 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.: АСТ, 2003. - С. 699.

принцип просто игнорируется рядом политиков ведущих мировых держав. Отмечая политические и экономические трудности реализации принципа о достоинстве человека, следует подчеркнуть, что переход к свободному обществу и соблюдению прав человека представляет собой многофакторное явление, интегрирующее политику, право, экономику, культуру, религию, самобытность и традиции народов, населяющих нашу планету. Преувеличение или преуменьшение обществом значения одного из этих факторов, провозглашение ложных или искаженных целей и задач в сфере защиты прав человека может привести к гуманитарным катастрофам, межэтническим и межконфессиональным столкновениям, приводящим государства к распаду, а их граждан - к гибели.

Пути преодоления «разброда и шатания» в умах и душах современной российской молодежи подробно рассмотрены в трудах Моисеева Н.Н., Степанова С.А.1 В свете изложенного в ходе модернизации России должны быть раскрыты и наполнены правовым смыслом актуальные вопросы развития личности в РФ в условиях цивилизационных разломов, чему могут содействовать обсуждение и изучение следующих тем:

• экологическая безопасность как общечеловеческая ценность и гарант международной безопасности;

• устойчивое развитие и моральные запреты как основа правовой системы и формирования «правового закона» Э. Канта;

• причины нарушения прав человека в мире и как это может отразиться на экологических ценностях;

• традиционные семейные ценности и историческая необходимость правового определения степени допустимости их трансформации в новых социально-экономических условиях;

• формы «злоупотребления правом» и развитие негативных последствий правового нигилизма;

• возможен ли синтез гуманитарного и технического мировоззрения в рамках новой экологической цивилизации;

• определение оптимального объёма правовых знаний для школьников, включая философию права; теорию, историю государства и права (политических учений); конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, экологическое право и др.

Необходимо отметить, что перспективы модернизации и развития российского права во многом зависят от освоения духовного смысла отечественного правового менталитета и правосознания россиян. Российский правовой менталитет, правовое сознание россиян объективно складывались в течение длительного исторического периода, проверялись, корректировались временем. Правовая система, правопорядок и отечественное законодательство должны создаваться с учетом российского правосознания и правовой ментальности.

Для решения поставленных вопросов необходимо расширить гуманитарные аспекты подготовки бакалавров и магистров в высших учебных заведениях в свете устойчивого развития мирового сообщества и становления общих принципов и концепций «мирового права безопасности техносферы» в условиях глобализации и либерализации международных отношений. При этом необходимо широкое развитие и внедрение в образовательный процесс принципов гуманитаризации и экологизации политики, экономики и высшего инженерно-технического образования как интеллектуального обеспечения перехода России на путь устойчивого и справедливого развития. Формирование мировоззрения и правосознания российской молодежи должно строиться в свете лучших достижений теории и истории государства и права России. В ходе обучения школьники и студенты всех специальностей соответственно должны усвоить традиционные ценности российских и зарубежных ученых, таких как Н.Н. Моисеев, Н.Н. Иноземцев, Г.Б. Клейнер и многих других.

Настоящее дело русской интеллигенции в ходе модернизации России состоит в донесении гуманитарных знаний до молодежи, ее воспитании в лучших традициях русской философской и правовой мысли, направленной на объединение народов мира, дружбу и справедливое развитие мирового сообщества в целом на основе философии и этики И. Канта и А. Швейцера, а также на формирование социокультурного подхода в правоведении нового российского общества. Выпускники всех специальностей (особенно экологи и экономисты) вузов должны освоить бессмертные идеи русских правовых традиций, изложенных в трудах известных правоведов, историков и философов второй половины XIX - начала ХХ веков, как В.И. Сергеевич, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов, М.К. Любарский, М.Ф. Владимирский-Буданов и другие.

1 Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: МНЭПУ, 1997. - С. 233-251; Моисеев Н.Н. Новая планета. Методологические посылки для разработки цивилизационной парадигмы наступающего века // Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. - М.: МНЭПУ, 1997. - 272 с.; Попадейкин В.В., Ой-цев А.А., Филиппов В.В., Нарциссова С.Ю. Формирование правосознания студентов непрофильных вузов // Lex Russica. 2014. -№ 8. - С. 986-993; Степанов С.А. Экология и устойчивое развитие // Вестник экологического образования в России. 2014. - Т. 2, № 72. - С. 37-38; Степанов С.А. Педагогическое обеспечение экологического развития России // Вестник экологического образования в России. - М., 2014. - Т. 2, № 72. - С. 4-8; Степанов С.А. Россия в век глобализации: проблемы идентификации, путей развития и перестройки образования для устойчивого развития: Монография. - М.: МНЭПУ, 2013. - 720 с.; Степанов С.А. Наследие Н. Моисеева в философии экологии и экологической педагогике // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. -№ 1-2. - С. 207-211; Степанов С.А. Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н. Моисеева // Вестник экологического образования в России. - М., 2011. - № 4 (62). - С. 9-12; Степанов С.А. Десятилетие ООН образования для устойчивого развития завершается, а задачи экологического образования в России усложняются // Вестник экологического образования в России. - М., 2014. - Т. 4, № 74. - С. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.