Правовая политика в сфере экономики как одна из наиболее важных разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества, в условиях современных преобразований призвана играть особую роль в современной России. Целями правовой политики российского государства в сфере экономики, в конечном итоге, являются те ценности (благосостояние, право на достойное существование, экономическая безопасность, правовой порядок, справедливость, равенство и законность), которыми общество может обладать, и которые получают воплощение в идеологии нашего государства как правового, социального и федеративного государства, а также защита этих ценностей.
В связи с особой важностью политики в сфере экономики государством предусмотрен целый комплекс мер, направленных на разрешение вопросов, возникающих в связи с отклонениями от намеченных целей, в том числе включающей и меры по охране от преступных посягательств в экономической сфере. Правовая политика в сфере борьбы с экономическими правонарушениями обусловлена экономической политикой, но является разновидностью уголовной политики, это направление деятельности государства, связанное с разработкой и реализацией стратегии и тактики в сфере борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
Представляется, что правовая политика в сфере борьбы с экономическими правонарушениями должна быть гибкой, в ее рамках должно постоянно обновляться законодательство. Однако в настоящее время это затруднено в связи с тем, что отсутствуют единые подходы по отношению к экономическим правонарушениям. Различаются правонарушения в сфере неофициальной, нелегальной, теневой экономики, в сфере внешнеэкономической деятельности. В разные периоды государство то усиливает ответственность за экономические преступления и правонарушения, то объявляет курс на их либерализацию, декриминализацию и детеневизацию. В результате в деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с экономическими правонарушениями, возникают противоречия. Правоохранительные органы дублируют друг друга, ряд приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности не охватываются правоохранительными средствами, принимаемые правоохранительными органами меры по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, носят разрозненный, несистемный характер. Объяснить это можно, отчасти несогласованностью науки уголовного права, исследований в сфере экономики, и законодательства, отсутствием координации и взаимодействия контролирующих органов в сфере экономики и деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими правонарушениями, однако главная причина кроется в отсутствии единой правовой политики в сфере борьбы с экономическими правонарушениями.
Итак, правовая политика в сфере борьбы с экономическими нарушениями выступает одной из главных составляющих экономической безопасности, которая в свою очередь должна становиться базисом разработки государственной экономической политики.
И. В. Ткачев
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Многие изменения, происходящие в последние время в культурной, политической, экономической, социальной сферах, объясняются процессами мировой интеграции и унификации. В научной среде одним из самых популярных в связи с этим стал термин «глобализация». Повышенный научный интерес к проблемам глобализации объясняется сложностью и противоречивостью происходящих во всем мире процессов, их малоизученностью и непредсказуемостью. Казалось бы, с начала девяностых годов прошлого века, когда и в России стал активно использоваться данный термин для объяснения многих происходящих изменений, прошло уже достаточно времени, чтобы понять и раскрыть его смысл, значение, изучить дальнейшие перспективы. Но до сих пор появляются все новые и новые работы, посвященные феномену глобализации, по-разному интерпретирующие его суть и последствия. Как отмечает Н.Н. Федосеева, «несмотря на довольно длительный период научного изучения данного феномена отечественными и зарубежными авто-
Вестник ТГПИ
рами, вопрос о самом понятии и содержании глобализации до сих пор остается весьма спорным и неопределенным»1.
Как представляется, важнейшим направлением глобализации на сегодняшний момент является национальная правовая система. Однако правовая глобализация в большинстве случаев остается без должного внимания. Между тем, именно правовая глобализация во многом предопределяет поведение всего общества, она во многом зависит от экономической и политической интеграции, но и сама оказывает заметное воздействие на эти и иные сферы. Это сложный механизм взаимозависимости, исследование которого поможет глубже проникнуть в суть анализируемого явления, предсказать его последствия и способы управленческого воздействия.
В науке до сих пор наблюдается противопоставление двух основных точек зрения. Одни говорят о неизбежности и позитивном характере глобализационных процессов, другие видят в них угрозу и крах государственного устройства, указывают на необходимость осуществления защитных мероприятий. Некоторые даже доказывают, что глобализация вовсе не является объективным явлением, а выступает человеческим творением, позволяющим установить мировое господство и контролировать весь мир.
Такие противоречивые заявления необходимо рассматривать с позиции «золотой середины». Исключить участие государства в глобализации - значит изолировать его от внешнего мира, что невозможно. Полностью довериться тезису о безоговорочном подчинении государства и общества происходящим интеграционным процессам, о неизбежности и необходимости интернационализации - тоже нельзя. И первое, и второе - крайности, не учитывающие всех положительных и отрицательных последствий глобализации.
Неизбежным для России является то, что она - необходимый и полноправный участник глобализации. Однако роль этого участника пока сводиться только к необходимости приспосабливаться и подстраиваться к уже имеющимся правилам поведения. Такая тактика может привести к нивелированию национальных традиций и обычаев, к подрыву суверенитета. Поэтому нельзя отвергать глобализацию, нужно лишь оградить страну от возможных разрушающих последствий. А таковые уже наблюдаются в духовной, нравственной, культурной сферах.
Экономические процессы испытывают на себе самое мощное воздействие глобализации. И это неудивительно, ведь глобализация как раз и началась в данной области. А интенсивность ее процессов во многом обуславливалась последними достижениями в области науки и техники. Развитие современных способов обмена данными, появление электронных СМИ ускорили интеграцию в других областях. Развитие торговли, товарно-денежных отношений заставляют иметь надежные юридические гарантии в каждом государстве, участвующем во внешней торговле. Поэтому глобализация сильно сказывается на частном праве. Так, при разработке последней версии Гражданского кодекса в России появились новые юридические институты - договор коммерческой концессии, финансирования под уступку денежного требования, агентирование и др. Система юридических лиц обрела стройность и схожесть с аналогичными институтами за рубежом.
Внешнеэкономическое сотрудничество является мощным фактором, влекущим за собой динамизм в правовых отношениях. Участники предпринимательской деятельности сталкиваются с неурегулированными вопросами. Они все часто испытывают потребность в надежной юридической защите, в правовых гарантиях. Обнаруживающиеся пробелы и проблемы в действующем законодательстве чаще всего решаются путем рецепции различных зарубежных институтов и норм без учета специфики российской правовой традиции и правового сознания. Отсюда и наблюдаются глубинные противоречия, кризис правовой культуры и расцвет нигилистических настроений. В науке даже появился специальный термин - юридическая экспансия2, которым обозначается неконтролируемое разрушительное проникновение инородных правил и норм в национальную правовую систему.
Глобализация экономики, политики, культуры требует использования универсальных юридических механизмов. Появляется необходимость использовать общий юридический язык, общие нормы и институты. Наблюдается сближение различных правовых систем, их взаимопроникновение друг в друга. Так, в российской правовой системе, традиционно относящейся к романо-германской правовой семье, сейчас прослеживаются явные признаки, свойственные странам англосаксонской правовой семьи. Достаточно внимательно проанализировать последнюю судебную реформу и оценить современное состояние судебного механизма и можно легко обнаружить признаки судебного правотворчества, указать на повышение роли и значения актов судебной власти.
1 Федосеева Н.Н. Глобализация как общенаучный феномен: проблемы определения // Международное публичное и частное право. 2009. № 1. С. 32.
2 Тверякова Е.А. Юридическая экспансия: теоретико-историческое исследование: автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.
На страницах научных изданий стали часто прослеживаться высказывания о судебных решениях как самостоятельных источниках права. Некоторые авторы указывают на необходимость и важность интерпретационных, конкретизирующих, правотворческих актов суда, на общеобязательность норм, содержащихся в судебных решениях.
Рассматривая последствия глобализации, многие отмечают денационализацию и десувере-низацию государства. Для глобализации характерна идеализация демократии, стремление к правовому государству, к всемерной защите прав и свобод человека и гражданина. На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего плохого. Однако глобализация заставляет абсолютно все страны соответствовать данным требованиям. Наблюдаются случаи насильственного изменения политического режима, до конца неосознаваемой трансформации правосознания и правовой культуры. С одной стороны, демократия, как единственный возможный в условиях объединения политический режим, предполагает широкие границы свободы, вседозволенности, плюрализма. С другой стороны, неограниченная свобода и вседозволенность конфликтует с потребностью в сохранении государственной власти. В итоге даже в европейских странах, по сути, устанавливается иной режим, при котором демократия является лишь внешней оболочкой. Тайные формы тотального контроля за всеми сферами жизни человека, продиктованные необходимостью обеспечить общественную и государственную безопасность, наблюдаются во многих демократических странах. В итоге под внешним видом демократии скрывается режим полицейского государства.
Глобализация неизбежно затрагивает и правовые отношения в обществе, трансформирует национальную правовую систему. Несмотря на то, что глобализация имеет положительные аспекты, она способна разрушающе воздействовать на независимость государства, на культурную среду, национальную самобытность. Экономическая интеграция способна поставить под удар систему национальной безопасности. История уже знает примеры, когда в отдельных странах свергалась власть и менялся политический режим, неугодный для деятельности транснациональных корпораций. Существенные изменения наблюдаются и в отношении к праву и правовым идеалам, под воздействием совершенно иной системы ценностей развиваются нигилистские настроения, снижается уровень правосознания и правовой культуры.
Таким образом, правовая глобализация представляет собой процесс создания единых юридических норм, на основе которых будут развиваться отношения не только между странами, но и между физическими и юридическими лицами разных государств. Правовая глобализация должна рассматриваться общемировой тенденцией к сближению правовых систем, к выработке единой основы для функционирования общественных отношений в юридической плоскости. Для этого необходим единый юридический инструментарий, на роль которого все чаще избираются западные правовые институты. Так как процессы правовой глобализации затрагивают государственный суверенитет, оказывают влияние на правосознание и правовую культуру, в целях сохранения национальной самобытности, национальной культуры, обеспечения безопасности необходимо предупреждать негативное воздействие тотальной унификации, контролировать процессы правовой глобализации.
А. В. Цеев
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИЗАЦИИ ВЛАСТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Европейская гуманистическая культура привнесла в сокровищницу мировой мысли понятие личности, естественных, неотчуждаемых прав человека, правового государства, гражданского общества и свободы личности, которые можно объединить под общим политико-правовым понятием «принцип гуманизма». Принцип гуманизма означает такую установку и ценность социального мышления, в рамках которой человек, позиционируется как личность, а его права и свободы позиционируются в качестве цели государственного бытия.
Как известно, гуманизм возник задолго до появления идеи европейского гуманизма, сущность которого сводится к идее автономности и универсальности человека, порожденная либеральной философией. Понимание гуманизма как человеколюбия является более распространенным и характерно для многих не европейских культур. Например, многие суждения Конфуция