Научная статья на тему 'Конституционная реформа в России в контексте правовой глобализации'

Конституционная реформа в России в контексте правовой глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАЦИЯ / ПОЛИТИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / РЕФОРМА. / GLOBALISATION / THE STATE / THE LEGISLATION / THE CONSTITUTION / INTERNATIONAL LAW / THE NATION / A POLICY / THE LOW / HUMAN RIGHTS / LEGAL NIHILISM / LEGAL SYSTEMS / REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щетинин С. А.

В статье рассмотрен правовой аспект процесса глобализации. Автор наряду с положительными характеристиками правовой глобализации приводит ее негативные, а также малоизученные характеристики. Он избегает однозначной трактовки повсеместной универсализации правовых ценностей в контексте анализа реально существующих общественных отношений, а также конституционного и отраслевого законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REFORM IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF LEGAL GLOBALIZATION

In article the low aspect of process of globalisation is considered. Along with positive characteristics of low globalisation the author also in detail stops on its negative characteristics. The author warns against unequivocal treatment universal legal values in a context of the analysis of real-life public relations, and also the constitutional and branch legislation of Russia

Текст научной работы на тему «Конституционная реформа в России в контексте правовой глобализации»

С.А. Щетинин

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрен правовой аспект процесса глобализации. Автор наряду с положительными характеристиками правовой глобализации приводит ее негативные, а также малоизученные характеристики. Он избегает однозначной трактовки повсеместной универсализации правовых ценностей в контексте анализа реально существующих общественных отношений, а также конституционного и отраслевого законодательства России.

Ключевые слова: глобализация, государство, законодательство, конституция, международное право, нация, политика, право, права человека, правовой нигилизм, правовые системы, реформа.

В настоящее время в мире идет интенсивный процесс сближения правовых систем государств, который, в частности, можно наблюдать на примере Европы. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы: какие могут быть пределы такого сближения и как необходимо оценивать данный процесс. Традиционное мнение о том, что заимствование зарубежного правового опыта не должно приводить к нивелированию национальных особенностей правовых систем отдельных государств, не является реальным обоснованием какого-либо регулирования процесса глобализации в области национальных правовых систем. Надо сказать, что правовая глобализация есть часть общего процесса глобализации в различных сферах общественных отношений и наряду с общими признаками, присущими данному явлению, обладает своими особыми свойствами.

Одни исследователи названных проблем считают глобализацию явлением исключительно позитивным, другие - настроены скептически и критикуют. Некоторые авторы определяют процессы глобализации как стихийные и неизбежные или как целенаправленные, другие говорят о сочетании различных тенденций.

Наиболее интенсивно процессы глобализации протекают в сфере экономики, проявляясь в активном формировании единого мирового экономического пространства. Все плюсы и минусы такой интеграции мы в настоящее время наблюдаем, однако аналогичные процессы наблюдаются и в других сферах общественной жизни, в том числе в праве, и это все чаще становится темой самостоятельных исследований. Можно сказать, что мировые интеграционные процессы неизбежно влекут и интеграцию правовую, которую традиционно определяют как процесс формирования новой, общемировой системы правовых норм, организующих и обеспечивающих глобальное межгосударственное взаимодействие в различных сферах жизни современного общества. Следует учитывать, что характер правовой интеграции определяется, с одной стороны, участием государств в делах мирового сообщества, а с другой - степенью восприятия странами различных аспектов права других государств.

Следует отметить и тот факт, что правовая глобализация - это во многом самостоятельный и независящий от экономических процессов феномен, который можно объяснять и ростом численности населения, и ухудшением экологической ситуации в мировом масштабе, и появлением глобальных проблем современности. Поэтому становится все более популярной точка зрения, согласно которой решение данных проблем невозможно без глобальных нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих не только широкое международное сотрудничество в области права, но и синхронность институциональных нововведений в политике различных государств. При этом утверждение, что «параллельно с углублением правовой глобализации наблюдается устойчивый поиск механизмов сочетания универсальных ценностей с национальными особенностями»*, остается достаточно спорным, не имеющим под собой прочной основы, что вызывает реальные опасения.

Глобализация уже создала качественно новую ситуацию межгосударственной интеграции, когда стало возможным образование таких международных сообществ, как Евросоюз, и появились достаточно благоприятные условия для создания единой надгосударственной конституции. В этом отношении показателен тот факт, что, несмотря на многочисленные попытки принятия, единая европейская конституция так и не получила на сегодняшний момент права на существование.

Развитие и признание общих правовых концепций, общих принципов, стандартов, различных демократических институтов, введение единых юридических понятий, приведение норм национального законодательства в соответствие с каким-либо стандартом и следование ему в последующей нормотворческой деятельности, как и многие другие направления интернационализации права, вызывают противодействие со стороны отдельных государств и не в последнюю очередь - из-за попыток наиболее развитых стран навязать другим государствам свою волю.

Последние события в мире показали скрытую сущность многочисленных так называемых «международных договоров и соглашений». Стали очевидными и заинтересованные в них стороны и степень их реальной действенности в случаях возникновения тех ли иных разногласий между государствами. Надо отметить, что «международное правосудие» очень «избирательно» по своей сути. Поэтому тот факт, что целые отрасли международного права формируются именно как «глобальные», а не как производные от национального права, не выглядит таким уж однозначным. Однако формирование таких отраслей, как, например, международное морское или космическое право, на наш взгляд, можно только приветствовать. И если консолидация усилий всех государств, в том числе и на уровне международного права, для борьбы с международным терроризмом или, например, разрушительными последствиями мирового экономического кризиса, может быть рассмотрена как необходимая, то приведение к единому общему знаменателю достаточно разных по многим показателям правовых систем по всем направлениям вызывает определенные и вполне обоснованные сомнения.

Нельзя обойти вниманием еще одну очень серьезную проблему. Как отмечают многие авторы, непрекращающийся рост правового нигилизма в России обусловлен как внутренними противоречиями, порожденными происходящими в стране и не всег-да удачными реформами и традиционным недоверием народа к действующей власти, так и внешними воздействиями процессов неолиберальной глобализации. Следует помнить, что под влиянием процесса глобализации может происходить и девальвация традиционных правовых ценностей, что приводит к определенной потере правовой ориентации и формированию правового нигилизма.

Важность рассматриваемой проблемы подтверж-дает и тот факт, что одна из основных задач молодой России - построение реального правового государства - так и осталась перспективой очень далекого будущего. Как и двадцать лет назад, открыто процветает коррупция чиновников практически всех уровней, население не верит в «правый» и независимый суд, снижается уровень доверия россиян к правоохранительной системе в целом и отдельным ее сотрудникам, в частности. Конституционный тезис о правах и свободах личности в качестве высшей ценности так и остался тезисом. Данная юридическая конструкция существует только в конституционной теории, и наше государство еще больше отдалилось от воплощения этой «либеральной мечты», чем, например, в начале процесса перестройки, а сама целесообразность конституционного оформления первичности прав индивида по отношению к государству как подвергалась, так и продолжает подвергаться сомнениями со стороны целого ряда ученых, которые не относят себя к «продемократическому» лагерю.

Кроме того, анализируя проблему признания прав и свобод человека в качестве высшей ценности в ее международном срезе, многие авторы совершенно справедливо утверждают, что современная реальность заключается в том, что существует серьезное противоречие между установлением принципов правовой демократии во внутригосударственных отношениях и диктатом силы в отношениях межгосударственных. Одновременно демократические ценности, в том числе права и свободы как высшая ценность, становятся средством геополитического воздействия на «несогласных».

Некоторые ученые, анализируя другую важную составляющую данной проблемы, отмечают серьезное снижение значения нравственных ориентиров и ценностей патриотизма, а также указывают на то, что в результате повсеместной «вестернизации» некоторые юридические ритуалы и символы вообще лишаются реального культурного смысла, национального содержания и не способны оказывать ожидаемого воздействия на правовое сознание и деятельность субъектов и участников юридической деятельности. В качестве предпосылки и следствия этого выступает распространяющийся правовой нигилизм среди граждан и даже среди профессиональных юристов.

Вследствие этого и ряда других факторов в российском обществе все большее развитие получают внеправовые практики. Поэтому интерес к изучению и анализу процессов индивидуального и общественного мировоззрения, в частности, изменению отношения наших граждан к праву как социальному регулятору, вполне обоснован. Таким образом, проблема правового нигилизма как следствия деформации правосознания и правовой культуры вновь становится актуальной.

Как мы уже отмечали, необходимость системного исследования правовых ценностей, реализующихся в принципах правового нигилизма в России, обусловлена особенностями либерального реформирования законодательства в условиях перехода России на «демократический» путь развития, выразившимися в противоречиях между «новыми» правовыми нормами и этатистскими тенденциями в государственном устройстве и массовом сознании. Следовательно, различные проявления правового нигилизма, влекущие за собой некомпетентность лиц, находящихся на государственной службе, низкий уровень профессионализма, неумение разобраться в конкретных жизненных ситуациях и дать им правильную правовую оценку, является результатом серьезного расхождения между социальноправовой реальностью и действующим законодательством.

Таким образом, уровень правового нигилизма со времени начала «официальной» борьбы не только не снизился, но даже стал расти. В связи с этим напомним, что российская традиция правопонимания

всегда характеризовалась откровенным пренебрежением к юридическому формализму и притязанием на «сверхправовые» и «надправовые» духовно-нравственные формы реализации справедливости, чего нельзя не учитывать. Полагаем, что в России традиционно существовало некое юридическое отчуждение государства и общества в лице его граж-дан. Государство в лице его элиты нередко пренебрегает правовыми интересами граждан, а они, в свою очередь, стараются любыми способами игнорировать правовые требования государства. Можно сказать, что в этих условиях Конституция Российской Федерации, если рассматривать ее именно как акт, исходящий от государственной власти, в конечном итоге еще более отдалила верховную власть от обычных граждан. Тот факт, что Конституция России формально принималась на всенародном голосовании, не может ввести нас в заблуждение, т.к. очевидно, что участие граждан в создании Основного закона, учитывая тот момент времени, в который он принимался, было минимальным и малозначительным.

Настало время, когда необходимо объективно оценить восемнадцать лет «нового конституционализма» в России и, сделав необходимые выводы, приступить к более глобальной реформе всего конституционного законодательства и самого текста Конституции, в частности. Конечно, никто не хочет повторения ситуации конца 80-х годов, продлившейся до 1993 года, когда действующий на тот период текст Конституции РСФСР подвергся редакции, включающей в себя несколько сотен поправок. Однако и отложенные надолго изменения текста Конституции в условиях возрастающей правовой глобализации не являются, по нашему мнению, выходом из сложившейся ситуации. В настоящее время можно констатировать, что все необходимые предпосылки для конституционной реформы существуют. Данная реформа, на наш взгляд, должна затронуть не только конституционное и отраслевое законодательство, но и сам текст Основного закона.

* См.: Арутюнян Г.Г. Правовая глобализация и некоторые тенденции развития конституционализма // Глобализация, государство, право. XXI век. По материалам выступлений. М., 2004. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.