Научная статья на тему 'Прогностический анализ влияния глобализации на трансформацию норм международного права в российскую правовую систему'

Прогностический анализ влияния глобализации на трансформацию норм международного права в российскую правовую систему Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА / RIGHT TRANSFORMATION / ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА / STAGES OF A TRANSFORMATIONAL CYCLE / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / NATIONAL LEGAL SYSTEM / РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / RUSSIAN LEGAL SYSTEM / УГРОЗЫ И РИСКИ / THREATS AND RISKS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / STATE SOVEREIGNTY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВООБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / LEGAL IDEOLOGY / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / LAW ENFORCEMENT / RIGHT EDUCATION / RIGHT REALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамиров Карэн Владимирович

Статья посвящена прогностической характеристике преобразований российской правовой системы под влиянием глобализационных процессов. Автор исследует различные формы трансформации в праве и моделирует их применительно к отечественной правовой системе. Конец ХХ-начало ХХІ века это время трансформации мира в глобализационных началах, и такая трансформация кардинальным образом повлияла на все сферы жизни человека политическую, экономическую, культурную, идеологическую, академическую, информационную. Одна из самых актуальных проблем глобализации заключается в трансформации государственно-правового пространства, что связано с процессом интеграции правовых систем. Процесс правовой глобализации активизирует внедрение и реализацию международных и европейских правовых стандартов в законотворческой, правореализационной и правоприменительной деятельности. Возрастает роль и значение норм, принципов и прецедентов международного права, международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Современная правовая система Российской Федерации находится на этапе интоформации обретения новой целостности и устойчивости, впитывает преимущества глобализации и противостоит глобальным вызовам и угрозам. В условиях глобализации решающее значение приобретает определение приоритетов стратегии национальной правовой политики, основанной на юридическом прогнозировании и моделировании правовых явлений и процессов. Залогом совершенствования отечественной правовой системы является обоснование, разработка и принятие Концепции правовой политики в условиях глобализации, в которой должны быть обозначены направления модернизации всех компонентов правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREDICTIVE ANALYSIS OF INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON TRANSFORMATION OF RULES OF INTERNATIONAL LAW IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM

Article is devoted to the predictive characteristic of transformations of the Russian legal system under the influence of globalization processes. The author investigates various forms of transformation in the right and models them in relation to domestic legal system. The end the XX-beginning of the XXIst century is time of transformation of the world at the globalization beginnings, and such transformation has radically affected all spheres of human life political, economic, cultural, ideological, academic, information. One of the most current problems of globalization consists in transformation of state and legal space that is connected with process of integration of legal systems. Process of legal globalization intensifies introduction and implementation of the international and European legal standards in legislative, right realizable and law-enforcement activity. The role and value of norms, the principles and precedents of international law, the international treaties ratified by the Russian Federation increases. The modern legal system of the Russian Federation is at an intoformation stage findings of new integrity and stability, absorbs advantages of globalization and resists to global challenges and threats. In the conditions of globalization the crucial importance gets definition of priorities of strategy of the national legal policy based on legal forecasting and modeling of the legal phenomena and processes. Justification, development and adoption of the Concept of legal policy in the conditions of globalization in which the directions of modernization of all components of legal system have to be designated is the key to improvement of domestic legal system.

Текст научной работы на тему «Прогностический анализ влияния глобализации на трансформацию норм международного права в российскую правовую систему»

УДК 340.12

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В РОССИЙСКУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ

© 2017

Агамиров Карэн Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, сектор теории права и государства Институт государства и права Российской академии наук (119019, Россия, Москва, ул. Знаменка, д. 10, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена прогностической характеристике преобразований российской правовой системы под влиянием глобализационных процессов. Автор исследует различные формы трансформации в праве и моделирует их применительно к отечественной правовой системе. Конец ХХ-начало ХХ1 века - это время трансформации мира в глобализационных началах, и такая трансформация кардинальным образом повлияла на все сферы жизни человека - политическую, экономическую, культурную, идеологическую, академическую, информационную. Одна из самых актуальных проблем глобализации заключается в трансформации государственно-правового пространства, что связано с процессом интеграции правовых систем. Процесс правовой глобализации активизирует внедрение и реализацию международных и европейских правовых стандартов в законотворческой, правореализационной и правоприменительной деятельности. Возрастает роль и значение норм, принципов и прецедентов международного права, международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Современная правовая система Российской Федерации находится на этапе интоформации - обретения новой целостности и устойчивости, впитывает преимущества глобализации и противостоит глобальным вызовам и угрозам. В условиях глобализации решающее значение приобретает определение приоритетов стратегии национальной правовой политики, основанной на юридическом прогнозировании и моделировании правовых явлений и процессов. Залогом совершенствования отечественной правовой системы является обоснование, разработка и принятие Концепции правовой политики в условиях глобализации, в которой должны быть обозначены направления модернизации всех компонентов правовой системы.

Ключевые слова: глобализация, трансформация права, этапы трансформационного цикла, международное право, национальная правовая система, российская правовая система, угрозы и риски, государственный суверенитет, правовая политика, правообразование, правовая идеология, законотворчество, правореализация, правоприменение.

THE PREDICTIVE ANALYSIS OF INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON TRANSFORMATION OF RULES OF INTERNATIONAL LAW IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM

© 2017

Agamirov Karen Vladimirovich, candidate of Law Sciences, associate professor, sector of the theory of the right and state

Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences (119019, Russia, Moscow, Znamenka, 10, e-mail: [email protected])

Abstract. Article is devoted to the predictive characteristic of transformations of the Russian legal system under the influence of globalization processes. The author investigates various forms of transformation in the right and models them in relation to domestic legal system. The end the XX-beginning of the XXIst century is time of transformation of the world at the globalization beginnings, and such transformation has radically affected all spheres of human life - political, economic, cultural, ideological, academic, information. One of the most current problems of globalization consists in transformation of state and legal space that is connected with process of integration of legal systems. Process of legal globalization intensifies introduction and implementation of the international and European legal standards in legislative, right realizable and law-enforcement activity. The role and value of norms, the principles and precedents of international law, the international treaties ratified by the Russian Federation increases. The modern legal system of the Russian Federation is at an intoforma-tion stage - findings of new integrity and stability, absorbs advantages of globalization and resists to global challenges and threats. In the conditions of globalization the crucial importance gets definition of priorities of strategy of the national legal policy based on legal forecasting and modeling of the legal phenomena and processes. Justification, development and adoption of the Concept of legal policy in the conditions of globalization in which the directions of modernization of all components of legal system have to be designated is the key to improvement of domestic legal system.

Keywords: globalization, right transformation, stages of a transformational cycle, international law, national legal system, Russian legal system, threats and risks, state sovereignty, legal policy, right education, legal ideology, lawmaking, right realization, law enforcement.

Трансформация (от лат. йагайогтаНо - превращение) - преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо. В парадигмальном поле трансформация этимологически означает коренные изменения, которым подвергаются сущность и содержание явлений под влиянием различных факторов, имеющих как внутренний, так и внешний характер. Поскольку большинство явлений, в частности правовых, являются синкретическими, они, соответственно содержат в себе синтетические атрибуты.

Конец ХХ-начало ХХ1 века - это время трансформации мира в глобализационных началах, и такая трансформация кардинальным образом повлияла на все сферы жизни человека - политическую, экономическую, культурную, идеологическую, академическую, информационную. Одна из самых актуальных проблем глобализации заключается в трансформации государственно-правового пространства, что связано с процессом интеграции правовых систем [1, с. 142-143]. Трансформация,

наряду с рецепцией и отсылкой, является основным способом имплементации как понятия более широкого по содержанию, включающего в себя специальную законодательную процедуру преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права [2, с. 12].

Трансформация права может происходить непосредственно, что предполагает применение норм международного права в рамках национального тогда, когда это вытекает из норм, закрепленных в Конституции или иных нормативных правовых актах, которые предусматривают приоритет норм международного права над нормами национального права и их включение во внутреннее право. Такую форму трансформации называют прямой трансформацией (инкорпорацией). Прямая трансформация может также предусматриваться лишь для общепризнанных норм международного права (Австрия, Португалия, ФРГ) или определенным образом заключенных международных договоров (Испания).

Существует и другая форма - опосредованная трансформация - принятие законодательным органом государства нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму. Так, ст. 53 Конституции Французской Республики предусматривает, что мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международному устройству, договоры и соглашения, касающиеся финансов государства, изменяющие положения законодательного характера, относящиеся к гражданскому статусу лиц, к уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона. Они вступают в силу только после ратификации или одобрения. Любая уступка, обмен, присоединение территории недействительны без согласия ее населения [3].

Таким образом, если прямая трансформация норм международного права автоматически влечет такие же изменения и в национальной правовой системе, то в случае применения опосредованной трансформации для внесения изменений в рамках национальной правовой системы необходимо принятие соответствующего нормативного правового акта.

Можно выделить также следующие формы трансформации норм международного права в национальное. Генеральная трансформация заключается в установлении государством в национальном праве общей нормы, которая придает международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного согласования на их применение иным способом [4, с. 16; 5, с. 18-19].

Опыт функционирования национальных правовых систем демонстрирует, что для эффективной трансформации национального права под воздействием гло-бализационных процессов используют как прямую, так и опосредованную трансформацию. Этот процесс является достаточно сложным и противоречивым. Трансформация может отражаться на преобразовании самых разных компонентов правовой системы, и степень преобразований зависит от множества факторов, определяющих особенности этих компонентов. Если одни из них являются приспособленными к изменениям, то другие достаточно консервативные и, соответственно, менее гибкие для переноса норм и принципов международного права в национальное законодательство [6, с. 52].

Основываясь на этапах трансформационного цикла, а именно:

1) непосредственной трансформации;

2) интерформации;

3) интоформации;

4) посттрансформационного состояния [7, с. 31],

можно вывести, что современная правовая система

Российской Федерации находится на этапе интоформа-ции - обретения новой целостности и устойчивости, впитывает преимущества глобализации и противостоит глобальным вызовам и угрозам. На данном этапе определяющими в правовой системе являются глобализационные трансформации в ее внутренних (координация между частями) и внешних (взаимодействие с политической, экономической, духовной системами и другими правовыми системами - национальными, межгосударственными и международной) связях. Этап интерформации трансформационного цикла отечественной правовой системы характеризуется тем, что правовая система, имея открытый характер, отражает отдельные проявления правовой глобализации и правовой интеграции в форме правовой адаптации, гармонизации, унификации, обеспечивая использование международно-правового опы-448

та во благо, а не во вред [8, с. 134]. В этой связи прогнозирование глобализационных процессов для выявления и предупреждения рисков, оказывающих воздействие на российскую правовую систему, диктует необходимость разработки и принятия Стратегии развития правовой системы в условиях глобализации, основанной на установлении баланса во взаимоотношениях с международными организациями и торгово-экономических связях.

Глобализационные процессы влияют, прежде всего, на функциональные составляющие российской правовой системы, а именно: законотворчество, правореали-зацию, правоприменение, юридическую деятельность, юридическую практику, - сложные явления, обусловленные соответствующими политическими, экономическими, социальными, этическими, религиозными, философскими факторами, и как формальный, так и содержательный аспекты нормативных правовых актов, учитывают специфику глобализационных процессов.

В современных условиях развития государственности в Российской Федерации существенно интенсифицируется процесс реформирования и обновления национальной законодательной базы. Он обусловлен трансформационным периодом развития общества и усложнением общественных отношений, что требует не только совершенствования нормативных правовых актов, но и активизации научных исследований проблем формирования права, правообразования, законотворчества и реализации права.

Развитие и совершенствование законодательной базы любого государства напрямую связано с правооб-разованием, которое представляет собой сложный социальный институт (процесс) создания права как системы общеобязательных норм, которые находят свое проявление в правовом сознании и правовой культуре всего населения и отдельных граждан.

Переориентация личности на преимущественно духовные ценности будет способствовать отмиранию понятия государственного принуждения и возникновению к концу XXI в. принуждения общественного (принуждения гражданского общества), основанного на нравственном самоконтроле и интеллектуальной доминанте. Подобная тенденция в зарождающемся глобальном гражданском обществе дает основание прогнозировать к началу XXII в. зарождение информационного измерения ценностей и информационного производства, что приведет к значительному возрастанию интеллектуального потенциала личности, определяющим ее место в информационном пространстве [9, с. 249].

Процесс правовой глобализации активизирует внедрение и реализацию международных и европейских правовых стандартов в законотворческой, правореали-зационной и правоприменительной деятельности, прежде всего, правоохранительной, правозащитной, судебной. Возрастает роль и значение норм, принципов и прецедентов международного права, международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Существенно усиливается влияние на правоприменительную практику международных и европейских правовых институтов. Ведущую роль в трансформации правоприменительной деятельности в национальной правовой системе играют Совет Европы, ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ, практика Европейского суда по правам человека, деятельность Венецианской комиссии, Генеральной дирекции по правам человека и верховенства права Совета Европы.

Законотворчество в условиях глобализации трансформируется, прежде всего, в направлении распространения ее социальной базы, то есть все большее количество субъектов принимает активное и непосредственное участие в этом процессе. Он видоизменяется и под влиянием того, что в правовом поле появляются новые проблемы, решение которых требует правового регулирования на национальном и наднациональном уровнях. Решение неотложных вопросов экологии, безопасно-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

сти, информации, демографии требует усиления взаимодействия между сферами правового регулирования. Глобализация диктует необходимость иного взгляда на процесс законотворчества и принципы регулирования современных социальных процессов. Должен произойти этический поворот в международных отношениях, в основу которых следует положить этические принципы человеческого бытия: справедливость, свободу, равноправие, консенсус, плюрализм. Нельзя в правовом поле игнорировать традиции, ментальность народов и навязывать единые юридические нормы. Закон может эффективно функционировать в том случае, если он является легитимным, то есть признанным населением. Нелегитимный закон может быть реализован только с помощью насилия.

Модернизация институциональной составляющей правовой системы - правового статуса субъекта права - обусловлена тем, что именно человек и различные объединения граждан (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации, социальные общности - нации, народы, государство в целом), наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями, выступают реальными элементами правовой системы. Повышенное внимание к указанному аспекту обусловлено тем, что на протяжении второй половины ХХ-начала XXI веков в социальном и правовом бытии человека произошли и продолжают происходить значительные изменения, влияющие на его особенности как субъекта правовой системы [10, с. 145].

В условиях глобализации трансформация национальной правовой системы обусловливает существенные изменения в такой важнейшей сфере, как права и свободы человека и гражданина, вследствие чего современный этап развития российского общества и государства может быть охарактеризован как трансформационный, для которого характерным является стремление к созданию гражданского общества и обеспечению максимальной реализации гражданских прав и свобод. Вследствие активизации человека как индивидуального субъекта правовой системы происходят качественные изменения в ее институциональной составляющей, а именно:

а) возрастает интенсивность деловой активности индивидуальных субъектов правовой системы, что способствует увеличению зон действия права и расширению границ правового пространства;

б) актуализируются различные виды правовых статусов личности: граждан, иностранцев, лиц без гражданства, усиливаются противоречия в сфере конституционного и отраслевых правовых статусов личности (политико-правовом, социально-экономическом, социально-правовом, культурно-правовом и пр.);

в) по мере развития международного права и межгосударственных отношений увеличивается объем прав и обязанностей индивида, возрастает его роль на международной арене;

г) отмечается тенденция расширения объема прав и свобод человека и углубления их содержания.

Указанные тенденции не являются исчерпывающими, а классические права и свободы человека и гражданина в ближайшем будущем получат новое измерение в глобальном информационном пространстве [11, с. 55].

Изменения в круге прав и свобод человека и гражданина сказываются не только на институциональной, но и на других подсистемах и национальной правовой системе в целом. Ключевым, фундаментальным приоритетом и, одновременно, критерием развития национальной правовой системы становится обеспечение и защита основных прав человека.

Глобализация влияет и на другие субъекты правовой системы, в частности, на социальные организации и сообщества, прежде всего, государство, общественные организации, территориальные общины, народы, нации, этносы, которые, в свою очередь, оказывают воздей-

ствие на дальнейшее функционирование и развитие правовой системы, а именно: возрастают роль и значение гражданского общества и общественных организаций (как международных, так и национальных), являющихся активными субъектами национальной правовой системы, соответственно усиливается их роль в формировании правовой политики и законотворческого процесса.

В условиях глобализации роль национального государства как субъекта правовой системы трансформируется в направлении усиления ответственности публичной власти и ее должностных лиц перед обществом и гражданами, права которых нарушены, формирования и внедрения механизмов контроля за функционированием исполнительной власти со стороны гражданского общества через институты парламентской и прямой демократии. Наряду с этим наблюдается перераспределение функций государства на национальном, наднациональном и субнациональном уровнях. За ним сохраняются центральные позиции в преодолении проблем поддержания мира, стабильности, безопасности и развития, в том числе по таким направлениям, как:

- борьба с международным терроризмом и трансграничной преступностью;

- предоставление социальных услуг;

- регулирование рынка;

- контроль над добычей природных ресурсов;

- регулирование миграционных процессов;

- решение межэтнических проблем.

Государство является гарантом прав граждан и основным субъектом ответственности перед ним, прежде всего, за соблюдение его прав и свобод, обеспечение безопасности и благосостояния. В конечном итоге правовая глобализация активизирует переход от патерналистского государства к его регулятивной модели, от государства-опекуна к государству-партнеру.

Влияние глобализационных процессов на национальную правовую систему сказывается также на нормативной составляющей правовой системы, что обусловливает существенные изменения на уровне правовых принципов, норм, институтов и отраслей права и законодательства. Именно в нормативной подсистеме глобализация в качестве процесса усиления взаимодействия и взаимозависимости наиболее четко проявляется в интеграции всех ее составляющих: норм, принципов и нормативных правовых актов, правовой интернационализации и правовой стандартизации. Глобализация детерминирует и ускоряет интеграцию правовых систем, их подсистем и элементов и тем самым актуализирует гармонизацию, унификацию, адаптацию, имплемента-цию, стандартизацию, универсализацию, интернационализацию права.

Глобализационные трансформации нормативно-правовой основы в разной степени проявляются в отраслях национального права: в одних они проступают достаточно отчетливо, в других - находятся на стадии формирования, и излишняя спешка в деле установления универсальных для всех стран норм может обернуться негативными последствиями, если государство при отсутствии реальной возможности исполнять соответствующие обязанности станет перекладывать часть бремени на граждан, которые не заинтересованы или не готовы исполнять соответствующие требования [12, с. 40].

В современный период в системе источников национального права возрастает роль такого источника, как судебный прецедент. В романо-германской правовой семье появилась тенденция фактического [13, с. 1582], а частично и юридического признания прецедента как источника права, причем не только на уровне национальных правовых систем, но и в масштабе общеевропейского права (права Европейского союза). В то же время и закон (устав), будучи основным источником романо-германского права, усиливает свое влияние в англосаксонских странах и играет в них все более значимую роль. Так, двумя основными источниками правовой

системы США являются сегодня судебный прецедент и законодательство. Аналогичные трансформации происходят в структуре источников традиционной и религиозной правовых систем, в которых укрепляют свои позиции законы, унифицированные правовые нормы и нормативные договоры.

Глобализационные трансформации нормативной подсистемы обусловлены:

1) стремлением Российской Федерации к более активному участию в международных и межгосударственных организациях и заключению многосторонних и двусторонних соглашений;

2) активизацией процессов адаптации, гармонизации, унификации, аппроксимации, имплементации права;

3) необходимостью создания действенного правового механизма защиты национальных интересов от глобальных вызовов и угроз.

Большинство изменений в отраслях, подотраслях, институтах и нормах национальной системы права и законодательства происходят под влиянием международных объединений, таких как ЕС, ВТО, МВФ, ВТО, ПАСЕ ОСУР, Венецианская комиссия, Европейский суд по правам человека, роль и значение которых в условиях глобализации значительно возрастают. Следует согласиться с тезисом о том, что основой глобализацион-ных трансформаций нормативной подсистемы является эволюция правовой политики в направлении признания приоритета принципов международного права, отражающая стратегическое направление государственно-правового развития Российской Федерации [14, с. 276].

Воздействуя практически на все элементы правовой системы, глобализация влечет за собой трансформацию правовой идеологии и правового сознания, которые, в свою очередь, играют существенную роль в функционировании и развитии правовой системы [15, с. 37]. В условиях глобализации существенно возрастает значение идеологических факторов правового развития, в которых, в частности, прослеживается противостояние либеральной и патриотической правовой идеологии, идеологий глобализма и антиглобализма, следствием чего становится трансформация национальных правовых идеологий и формирование общих основ правовых идеологий международной и внутригосударственных правовых систем.

Именно в условиях глобализации возникает насущная потребность формирования общенациональной правовой идеологии, которая в содержательном и функциональном аспектах подчинена принципу верховенства права, гарантирует и защищает права человека, обеспечивает эффективность законодательства, способствует формированию целостной и динамичной национальной правовой системы, достижению структурно-функционального единства ее элементов, модернизации правовой системы и государства, защищает национальные интересы, гарантирует оптимальное функционирование и взаимодействие правового государства и гражданского общества, предоставляет действенные правовые средства предупреждения вызовов, рисков и угроз, обусловленных глобализацией, содействует укреплению международного авторитета, позиционирует Российскую Федерацию как цивилизованное европейское государство в глобальном правовом пространстве.

Трансформация общенациональной правовой идеологии взаимосвязана с соответствующей правовой политикой, которая способна выступать мощным фактором развития национальной правовой системы и оптимизации взаимоотношений гражданского общества и государства. Правовая политика является важным компонентом процессов демократической трансформации в условиях глобализации общественных отношений в целом и формирования и функционирования эффективной правовой системы, в частности. Она определяет стратегические цели и задачи трансформации правовой системы. 450

В современных условиях, когда необходимость в децентрализации многих функций государственной власти и развитии местного самоуправления не вызывает сомнений, становится вполне очевидным, что результативное упорядочения правовых и связанных с ними иных отношений на региональном уровне возможно только в рамках правовой политики. Она способна эффективно регулировать также межнациональные отношения, особенно в регионах, где тесно переплетаются и взаимодействуют интересы многих наций, народностей, отдельных групп населения и время от времени возникают противоречия и конфликты. Ведь именно от проводимой национальной политики зависят развитие человеческого потенциала и повышение уровня жизни [16, с. 73]. В целом же правовая политика государства должна строиться с учетом рисков и угроз глобализации в направлении правового обеспечения национальных интересов страны [17, с. 32].

В обобщенном виде правовая политика - система стержневых правовых идей, принципов, концепций и теорий, заложенных в основание правовой деятельности государства, которые фиксируют степень взаимных обязанностей и ответственности государства и личности. Социальные цели правовой политики определяют ее как необходимый компонент государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и обеспечения политического курса страны, санкционированного волей народа и его политических лидеров, что находит свое выражение в деятельности властных структур и существует наряду с такими видами государственной политики, как экономическая, культурная, социальная, национальная, научно-техническая, финансовая. Как особая форма выражения государственной политики и средство осуществления преобразований в обществе, правовая политика направлена на обеспечение надлежащего функционирования гражданского общества и политической системы и является способом легализации, закрепления и осуществления определенного политического курса страны.

Главная задача правовой политики - нормативно-правовое обеспечение проводимых в государстве реформ с учетом как диктуемой глобализацией унификации правовых систем государств в единую систему, так и необходимости сохранения основной конструкции внутригосударственной системы права. Для решения этой двуединой задачи составляются прогнозы и устанавливаются рамки направления процесса в нужное русло с целью достижения максимального эффекта и минимизации негативных последствий глобализации [18, с. 186-187].

При определении приоритетов формирования и совершенствования правовой политики современного российского государства представляется перспективным выделение следующих прогностических направлений.

1. Достижение такого состояния развития отечественной правовой системы, при котором право станет особым механизмом, призванным реализовывать и поддерживать непрерывный характер функционирования общества и государства в заданных параметрах.

2. Обеспечение защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации.

3. Адаптация российского законодательства к международным стандартам. При этом необходимо обеспечить не только его соответствие aquis communautaire (правовой концепции в системе правовых норм Европейского союза), но и действенный механизм реализации. В этой связи выделяются два аспекта адаптации национального законодательства: формальный, предполагающий его приведение в соответствие с aquis communautaire, и практический, который заключается в создании условий, необходимых для применения адаптированного законодательства.

4.Учет принципа историзма в формировании правовой базы российской государственности, т.е. обеспече-

ние постепенности и непрерывности процессов, происходящих в обществе, которое накапливает определенные традиции, имеющие непосредственное отношение к организации правовых форм деятельности всех ветвей власти.

5. Совершенствование политики в сфере правоприменительной деятельности и надзора за исполнением законов и других нормативных правовых актов.

6. Повышение уровня правосознания и правовой культуры личности, должностных лиц государственных органов и гражданского общества в целом, преодоление правового нигилизма и других проявлений деформации правового сознания.

Таким образом, правовая политика является следствием правовой модернизации и результатом поиска государством новых схем управления правовой жизнью с целью реализации принципов законности, равенства и справедливости.

Правовая модернизация включает в себя консти-туционализацию права - совершенствование правовой системы на основе уважения прав и свобод человека и гражданина и создание действенной системы разделения властей; обновление и дифференциацию правовой системы в результате преобразования модели экономического развития; гуманизацию уголовной политики и рационализацию исполнения наказаний; оптимизацию гражданского, уголовного и административного судопроизводства; профессионализацию юридической науки и юридического образования [19, с. 13].

Можно сделать вывод, что поскольку права и свободы человека признаны в Конституции высшей ценностью, то главным критерием правовой политики в сфере модернизации правовой системы и всего модернизаци-онного курса государства следует признать направленность на их обеспечение, какую бы инновационную сферу общественных отношений это не затрагивало [20, с. 49].

Глобализация правовой системы затрагивает ряд проблемных вопросов, связанных с суверенитетом государства. По сфере распространения на общественные отношения (сфере влияния) можно выделить экономический и политический суверенитет. Суверенитет является политико-правовым явлением, но разграничение экономической и политической составляющих суверенитета свидетельствует о возможности государства:

а) обеспечивать экономическую безопасность и конкурентоспособность на мировой арене (экономический суверенитет);

б) принимать реальное участие в формировании мировой политики и гарантировать независимость в принятии как внутриполитических, так и внешнеполитических решений (политический суверенитет).

Различают также суверенитет государства, народный суверенитет и суверенитет нации. Современная концепция национального суверенитета рассматривает его как полновластие нации, ее политическую свободу, право и реальную возможность определять характер своей национальной жизни, в том числе политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Национальный суверенитет обеспечивается прежде всего государственностью, комплексом конституционных прав и нормативных правовых актов, а также традициями и неписаными правилами поведения. Существенную роль играют демократические гарантии - социальные, экономические, политические, культурные.

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что материальный аспект суверенитета, даже при условии его полной потери, не является определяющим и не детерминирует потерю суверенитета как такового. В определенной степени можно говорить об уменьшении возможностей для осуществления всей полноты суверенитета. В качестве свойства, признака, принципа и главной предпосылки международной правосубъектности госу-

дарства он не просто сохраняется, но и в соответствующих условиях вновь активно проявляется и утверждается, ибо в реальности государственный суверенитет по природе и характеру является как материальным, так и формально-юридическим феноменом. Сравнительно самостоятельное и стабильное формально-юридическое свойство государственного суверенитета так или иначе дополняется его изменчивой и динамичной материальной стороной. Именно в этом случае можно говорить о полнокровном, а не о «урезанном» государственном суверенитете, сводящемся к той или иной его стороне [21, с. 196].

Трансформации, которым подвергается государственный суверенитет под влиянием глобализации, разделяют на формальные и содержательные. Однако довольно часто утверждение о «размывании», «ограничении» или вообще «исчезновении» государственного суверенитета являются преувеличенными и преждевременными. Государство, защищая национальные ценности и интересы, не противопоставляет себя мировому сообществу, а способствует взаимодействию с ним и созданию глобально-системной целостности, сочетающей интересы всех национальных государств [22, с. 146].

Нормы международного права действуют на территории государства только с его согласия посредством ратификации международно-правовых актов. Государство, обеспечивая достаточный уровень жизни своего населения, вводит определенные ограничения и контролирует соблюдение гражданами установленных требований. Государство соединено с каждым членом гражданского общества устойчивой правовой связью -гражданством или подданством, которой не наделена ни одна международная организация. Следует согласиться с мнением о том, что в условиях глобализации важно сохранить и укрепить российскую национальную государственно-правовую систему, что не означает противопоставления российских национальных интересов и ценностей интересам и ценностям других стран. Напротив, укрепление национальных государственно-правовых систем способствует созданию глобальной системной целостности, в которой сочетаются взаимные интересы всех национальных государств для совместного выживания и развития человеческого сообщества [23; 24].

Количество межгосударственных и негосударственных международных организаций возрастает, но ни одно из национальных государств не может быть принуждено к участию в деятельности той или иной международной структуры. Каждое из них на основе собственных политико-правовых и духовно-нравственных ориентиров самостоятельно решает вопрос в отношении как ратификации международного нормативного правового акта, так и заключения международного соглашения и вступления в состав международной организации. Соответственно, национальное государство устанавливает международно-правовые рамки для своего законодательства исключительно по собственной воле. Речь идет о том, что, вступив в международное сообщество и взяв на себя обязательство соблюдать установленные им правила, государство не должно ни под каким предлогом нарушать их. Если же противоречия стали непреодолимыми, то следует принять решение о выходе из международной организации.

Именно поэтому глобализацию не следует воспринимать как абсолютно неподконтрольный процесс, ущемляющий интересы национального государства и неумолимо трансформирующий его суверенитет в над-государственный. Каждое отдельное государство заботится в первую очередь о благополучии своих граждан и использует для этого все возможные средства, и никакие изменения в пределах государственного суверенитета как неотчуждаемого юридического свойства независимого государства, утверждающего его политико-правовую самостоятельность, не могут происходить без вы-

раженного согласия на это самого государства.

Вообще же, глобализация и национальная идентичность являются взаимопроникающими понятиями. Более того, национальная идентичность в современном мире является одной из главных составляющих глобализации. Ведь она вбирает в себя такие понятия, как история, культура, язык, т.е. именно те категории, которые по сути своей являются глобальными [25, с. 153].

Различают два метода ограничения суверенитета -добровольный и принудительный. Первый используется при образовании несколькими государствами новой политической общности с отказом от некоторых прав в интересах наднациональных властных структур. В качестве примера можно привести создание европейскими странами высокоорганизованной системы «взаимного вмешательства во внутренние дела друг друга». Принудительное ограничение суверенитета национального государства наблюдается тогда, когда для урегулирования его внутренних конфликтов другое государство (коалиция государств) реализует силовое пресечение злоупотребления суверенитетом в т.н. распадающихся государствах [26, с. 92-100].

Именно принудительное ограничение суверенитета является сегодня наиболее проблемным вопросом, так как определить правомерность вмешательства во внутренние дела другого государства чрезвычайно сложно, и оно может и должно происходить лишь в исключительных случаях под контролем ООН.

Государственная территория представляет собой минимальное геополитическое пространство государства, зону наиболее важных национальных интересов. После Второй мировой войны принцип нерушимости государственных границ был объявлен основой международных отношений. Однако, превратившись, казалось бы, в незыблемую международно-правовую норму, принцип территориальной целостности стал разрушаться изнутри. Несмотря на то, что данный принцип имеет всеобщее признание, происходит его нарушение нетрадиционным «глобалистическим» способом. Более того, прозрачность и размытость границ нередко устраивают сами государства, которые заинтересованы в размещении иностранных инвестиций. Политический характер государственной территории определяется уже не только внутриполитическими факторами, такими как политическая организованность социума, степень этнической гомогенности и гражданской интегрированности, но и другими показателями. Являясь полем активности не только национальных, но и транснациональных акторов, следовательно, и зоной рубежной коммуникативности, государственная территория все чаще трансформируется в смешанное геополитическое пространство, в котором присутствуют элементы как тотальности, так и плюралистичности, причем соотношение между ними периодически меняется.

Вследствие глобализационных процессов создаются новые государственные структуры и совершенствуется механизм уже существующих, упорядочивается нормативно-правовая база их деятельности. Публичная власть обеспечивает незыблемость государственного строя и бесперебойность функционирования аппарата государственного управления. Она должна быть легальной и легитимной, единой и неделимой в пределах государства и осуществляться путем рационального распределения властных полномочий. Легитимность власти означает поддержку большинством населения и гарантирует устойчивость суверенного государства. Глобализация выстраивает над современным национальным государством транснациональные своды, и ее неизменный спутник - локализация/фрагментация - приумножает центры эффективных властных решений, открывая субнациональные (региональные) горизонты.

Залогом совершенствования отечественной правовой системы является обоснование, разработка и принятие Концепции правовой политики в условиях глобали-452

зации, в которой должны быть обозначены направления модернизации всех компонентов правовой системы, установления оптимального баланса между ними и соотношения ее интегративных и коммуникативных функций с целью, с одной стороны, гармонизации мировых, европейских и национальных правовых стандартов, принципов, институтов и норм, и с другой - противостояния глобальным вызовам и угрозам и защиты национальных интересов.

В условиях глобализации решающее значение приобретает определение приоритетов стратегии национальной правовой политики, основанной на юридическом прогнозировании и моделировании правовых явлений и процессов [27-30]. В условиях геополитической напряженности и наличия угроз региональной политической, экономической и социальной стабильности эффективность стратегии правового развития наряду с утверждением и распространением либеральной правовой идеологии, подчиненной в содержательном и функциональном аспектах принципу верховенства права, детерминируется также способностью формировать действенные юридические механизмы защиты национальных интересов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лысенко В.В., Сандуца Г.И. Интернационализация права на образование в условиях глобализации // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 140-147.

2. Алферова Е.В. Вызовы глобализации и право: исследования российских правоведов (обзор) // В сборнике: Право в условиях глобализации: новые научные подходы и практики. Сборник научных трудов. Сер. «Правоведение» РАН. ИНИОН. Центр. социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; Отв. ред. Алферова Е.В. М., 2016. С. 8-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Электронный ресурс. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/ constitution7constitution_russe_version_aout2009.pdf (дата обращения: 25.09.2017).

4. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 11-18.

5. Бидова Б.Б., Ганаева Е.Э. Анализ развития права в России в условиях глобализации // Вестник Ессен-тукского института управления, бизнеса и права. 2016. № 13. С. 17-20.

6. Зарамышева Д.А., Казановская Ю.А. Соотношение национального и международного права в условиях глобализации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-7. С. 51-54.

7. Бгашев М.В. К вопросу о циклическом развитии трансформационной экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2009. № 1. С. 29-34.

8. Клюева Ю.О. Глобализация права: проблемные вопросы и перспективы // В сборнике: Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем. III Московский юридический форум. Х Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 4 ч. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. С. 133-135.

9. Макуев Р.Х. Методологическое значение учета факторов глобализации в исследовании государства и права // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 6. С. 245-251.

10. Маковецкий И.А. Глобализация в праве // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 2. С. 144-146.

11. Удовика Л.Г. Направления модернизации правовой системы Украины в условиях глобализации // Материалы Международной научно-практической конференции, 7 декабря 2012 г., Екатеринбург. В двух частях. Часть первая. Екатеринбург, 2012. С. 51-61._

12. Киселева Т.М. Отдельные аспекты глобализа- дения. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. 400 с. ции в конституционном праве // В сборнике: Проблемы

правопонимания и правоприменения в прошлом, на- Статья поступила в редакцию 25.10.2017 стоящем и будущем цивилизации. Сборник статей Статья принята к публикации 26.12.2017 Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Том 1. Минск, 2016. С. 38-40.

13. Шадченко Н.Ю., Рамих А.А. К вопросу о влиянии процессов глобализации на систему прав и свобод человека // Экономика и социум. 2017. № 4. С. 1580-1582.

14. Чернова Э.Р., Юсупова А.Э. Сущность процесса глобализации и ее влияние на развитие права // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 10. С. 274-276.

15. Ваулин И.А. Взаимодействие источников процессуального права с международными нормами права в процессе правовой глобализации // Вестник Евразийской академии административных наук. 2017. № 2. С. 34-38.

16. Иглин А.В. Государство в условиях глобализации: экономика, политика, право // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 6. С. 65-74.

17. Косырева О.А. Основные проблемы государства и права в условиях глобализации // Молодые ученые.

2016. № 7. С. 31-33.

18. Богданов А.А. Глобализация в области права: современное состояние и перспективы // Вестник магистратуры. 2016. № 12-2. С. 184-187.

19. Саломатин А.Ю. Пионерско-демократическая модель модернизации: создание уникальной государственно-политической системы в США (к компаративистской постановке проблемы) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 4. С. 11-19.

20. Скворцова, Ю.В. Правовая политика Российского государства в сфере модернизации правовой системы России // Вестник Пермского университета: Серия «Юридические науки». 2011. № 1. С. 46-49.

21. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С. 186-197.

22. Пименова А.С. Влияние процесса глобализации на развитие права в современном мире // В сборнике: Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Воронеж,

2017. С. 145-148.

23. Дураев Т.А., Тюменева Н.В. Влияние глобализации на государственно-правовую систему России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3. С. 144.

24. Дубянская Г.Ю. Глобализация и развитие как императивы XXI века и шансы России // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. М.В. Кулакова, М.Н. Осьмовой. М., 2001. С. 125-143.

25. Ахмедова Э.М., Ахмедова З.М. Право на национальную идентичность в условиях глобализации современного общества // В сборнике: Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Часть 6. Пермь, 2016. С. 152-153.

26. Пастухова Н.Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее // Вопросы истории. 2007. № 8. С. 92100.

27. Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. М.: Юркомпани, 2015. 408 с.

28. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фундамент развития правовой системы. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. 380 с.

29. Агамиров К.В. Прогностические проблемы совершенствования правовой системы, законотворчества и социального механизма правореализации. М.: Юрлитинформ, 2016. 352 с.

30. Агамиров К.В. Прогнозирование правового пове-_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.