Научная статья на тему 'Трансформация правосознания в условиях информатизации общественных отношений в РФ: стратегии развития'

Трансформация правосознания в условиях информатизации общественных отношений в РФ: стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
801
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / ПРАВА ГРАЖДАН / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗАКОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Ольга Александровна, Яценко Ольга Васильевна

Статья посвящена правовому осмыслению информационно-коммуникационных технологий в современном обществе, которые вносят новые формы влияния на правосознание граждан. Показано, как информационные технологии могут формировать правосознание граждан и что не всегда данное влияние является положительным. В статье также рассмотрены вопросы трансформации правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация правосознания в условиях информатизации общественных отношений в РФ: стратегии развития»

O.A. АНДРЕЕВА, O.B. ЯЦЕНКО

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена правовому осмыслению информационно-коммуникационных технологий в современном обществе, которые вносят новые формы влияния на правосознание граждан. Показано, как информационные технологии могут фор -

мировать правосознание граждан и что не всегда данное влияние является положительным. В статье также рассмотрены вопросы трансформации правосознания.

Информационно-коммуникационные технологии, правосознание, правовая культура, конституционные гарантии, права граждан, конституционный строй, коммуникативная среда, информационное право, информационное пространство, законность.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают все большее влияние на все сферы человеческого бытия посредством создания новых моделей сетевых связей, что в результате приводит к изменениям системы организации его управления. A.A. Хапай пишет: «Процессы становления информационного общества, развития информационных технологий определяющим образом влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности» [1], поэтому способны привести к возникновению различных рисков в этой сфере. Обеспечению информационной безопасности во всем мире уделяется повышенное внимание, что подтверждается принятием ряда международных правовых документов (например, Окинавская хартия глобального информационного общества, Декларация принципов информационного общества, итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в декабре 2003 г. в Женеве, ноябре 2005 г. в Тунисе, Стратегия развития информационного общества в РФ, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и ряд и других нормативных правовых актов.). В них установлены условия, необходимые для развития информационной инфраструктуры, их правовые гарантии, обеспечение и защита, связанная с реализацией конституционного права на получение информации и пользование ею.

В информационном обществе возрастает роль права как механизма регулирования общественных отношений, связанных как с доступом к информации, так и с взаимодействиями людей в этом процессе, что создаёт необходимость их регулирования, а следовательно, осмысления правовым сознанием. Кроме того, в условиях всеобщей информатизации повышается значение информированности населения по различным вопросам, реализации и защиты их прав, то есть возрастает роль правовых механизмов и рычагов в решении как социально-экономических, культурных, так и других проблем жизнеобеспечения людей.

В ст. 29 Конституции РФ наряду с правом на сво-боду мысли и слова провозглашается право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, то есть гарантируется свобода массовой информации. Включение свободы массовой

информации в конституционно-правовой контекст ставит проблему соотношения ее с другими правами и свободами. Реализация конституционных прав в информационной сфере включает доступ к получению информации, использование ее в своих интересах, осуществление не запрещённой законом деятельности с ней, включая защиту персональных данных, обеспечение личной безопасности и т.д. Целями информационного общества являются также упрочение государственности, создание условий для достижения общественного согласия и духовного развития.

Правосознание как форма общественного сознания формируется на основе правовых принципов, правовой культуры, правовых идеологии и психологии, сложившихся в течение длительной истории государства и права. И. А. Ильин пишет, что «человек может обойтись без права в его истинном и глубоком значении; он будет его заменять различного рода суррогатами: произвольными велениями, выработанными душевными механизмами, привычками, дремучими традициями, страхом, хитростью, обманом и настойчивостью, наглостью» [2]. В этом смысле правовая информация может способствовать незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, его политической, экономической и социальной стабильности, обеспечению законности и правопорядка.

Правовая культура в современном интегрированном мире не определяется территориальными границами одного государства, так как они легко пересекаются глобальными телесетями. Постоянно идёт процесс интернационализации и взаимообогащения различными культурными ценностями; одновременно возникают возможности для создания различных виртуальных объединений. Все это создаёт другую информационную реальность, которую считают виртуальной, но она оказывает серьёзнейшее влияние на экономику и правовую сферу, а динамика показателей её развития позволяет рассчитывать на серьёзные изменения в правосознании и правовой культуре не только отдельных государств, но и всего информационного сообщества.

Правосознание активно взаимодействует с право -вой культурой, оказывая влияние на социальную и правовую жизнь общества. Будучи более инертным составляющим элементом правовой системы, оно

отражает социальные изменения, но позднее, чем право и система социальных, экономических, политических отношений. Информационные потоки оказывают различное влияние на жизнь, сознание, деятельность людей, восприятие ими реальности, поэтому актуальными становятся обеспечение конституционных гарантий прав граждан на информационно-коммуникационную доступность, создание адекватной их многообразным запросам массмедий-ной и массово-коммуникативной среды.

К функциям правосознания в информационном обществе можно отнести:

- коммуникативную, обеспечивающую общение между субъектами путем использования информационно-телекоммуникационных технологий, с целью передачи правовой информации и получения знаний о правовой действительности. Информация способствует диалогу и взаимопониманию людей, опосредует человеческое общение. «Общение является средством, с помощью которого взаимодействуют общественное, индивидуальное, групповое правосознание людей» [3];

- информирования с целью взаимодействия человека с обществом на основе правовой информации, передачи знаний и практического опыта в правовой сфере;

- познавательную как концентрацию юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии «правовые знания», их синтез, производство, представление, хранение и передача во времени. Правовая действительность находит отражение в

общественном и индивидуальном сознании человека, который вольно или невольно ориентируется на нравственные, религиозные, политические и другие критерии, давая правовую оценку современному информационному пространству. Процесс информатизации современного общества необратим и развивается с большой скоростью, что становится основанием для формирования новых правоотношений, которые пока остаются неурегулированными, что приводит к возрастанию роли формирования правосознания.

С переходом к информационному обществу наряду с традиционными, воздействующими на правосознание факторами появляются новые, связанные со стремительным развитием и совершенствованием разно о бразных информацио нно -те леко ммуника-ционных технологий. В информационном обществе к факторам, воздействующим на правосознание, относят межличностное общение, правовое воспитание, которые переносятся в виртуальное пространство либо дублируются в сети Интернет, что значительно усиливает их влияние на правовую культуру [4].

Главными направлениями воздействия правовой культуры на социальную действительность являются её функции:

- отражательная, заключающаяся в том, что правовая культура отражает существующую правовую реальность, связанную с правовой культурой;

- моделирования, формирующая поведение субъектов права, предлагая или навязывая им традиционные или инновационные модели поведения и правовой культуры;

- селективная, посредством которой любое явление правовой действительности проходит через право -вую культуру, осуществляющую отбор тех или иных правовых норм, институтов, правоотношений, соответствующих определенному обществу;

- генетическая, обусловливающая взаимосвязь правовой культуры, правовой реальности, их отражение в информационном пространстве;

- регулятивная как механизм подчинения поведения и деятельности субъектов права, основанный не только на правовых нормах, но и на правовых ценностях;

- правовой идентификации, заключающаяся в том, что правовая культура, консервируя сложившиеся правоотношения, не даёт им возможности преобразоваться из одного типа в другой;

- правовой социализации, способствующая выработке определённых социально-право вых характеристик субъектов права и др.

Такой подход к пониманию правовой культуры позволяет отличать её от правосознания, которое состоит из правовой идеологии и правовой психологии, то есть структура правовой культуры - это её внутреннее строение, включающее любое правовое явление, участвующее в осуществлении функций права.

В данном контексте большое значение приобретает информационное право, представляющее собой отрасль права со своими правилами и законами. Как полагает профессор Шатийон, «формирующееся в современных условиях право цифрового управления встречается с большой долей непонимания и право -вого нигилизма. Большое множество юристов ещё не прошло переподготовку в цифровой сфере. И люди о цифровом управлении, об электронном управлении имеют очень слабое представление» [5]. Право цифрового управления, о котором говорит профессор, представляет собой свод правовых норм, которые используются государственной администрацией в сетях относительно информационных машин и программ. Это право применяется администрацией в отношении пользователей или различных лиц и организаций, заключивших с ней договор, и основывается на нормах и протоколах, обеспечивающих возможность взаимного распознавания, безопасность, взаимное подключение и открытость программ. Такое право будет всегда находиться в состоя -нии формирования, зависеть от технических инноваций, а процесс его становления как крепкого, регламентированного права на данный момент находится на одной из первых ступеней развития в России.

Фундаментальной задачей в процессе формирования информационного права, правосознания и правовой культуры является постоянная адаптация к развивающимся средствам массовой информации. Следует обратить внимание на то, что большинство правовых правил закрепляются благодаря такому но -сителю, как бумага, но как будет развиваться техника или технология, предсказать нельзя, и развитие новых носителей и новых средств массовой информации продолжает оставаться императивным факто -ром нестабильности. Информационное право должно включать в себя нестабильность как один из прин-

ципов, поскольку динамика развития информационных технологий определяет его. В связи с этим необходимы:

- нормативное закрепление понятия электронного документа и порядка его оборота;

- перечня государственных услуг;

- формирование нормативно-правовой базы предоставления информации;

- реализация юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере;

- надлежащее обеспечение информационной безопасности;

- мониторинг и актуализация законодательства в информационной сфере.

В современных условиях место информационного права в системе российского права до конца не определено. Однако существует множество мнений о самостоятельности отрасли информационного права и отрасли информационного законодательства. Законодательство в области обеспечения информационной безопасности выделяется в качестве подотрасли информационного законодательства с учётом определения самостоятельности предмета и комплексности применяемых методов правового регулирования. Появляются предложения о необходимости разработки сводного кодифицированного законодательного акта как высшей формы систематизации законодательства, регулирующего общественные отношения в информационной сфере, что особенно важно в целях совершенствования правового обеспечения информационной безопасности.

И.А. Ильин отмечает необходимость «приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности, лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души... Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права» [6]. Следовательно, в условиях современного информационного пространства, законодательство, его регулирующее, должно быть направлено на обеспечение соблюдения конституционного права каждого человека «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (см: п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.).

Право на доступ к информации изначально рассматривается как составляющая политических прав человека и гражданина. Развитие этого права ведёт к появлению совершенно иных проблем, связанных с изменением государственного управления и его нового элемента - электронного государства. При этом современные государства сами инициируют принятие законодательства, регулирующего право на доступ к информации и, более того, начинают воздействовать на те государства, которые ещё не сформировали соответствующую нормативную базу. Нельзя сказать, что подходы иностранного законодательства и практика к пониманию права на доступ к информации единообразны. В некоторых странах

под названным правом понимается доступ только граждан или органов публичной власти, но в большинстве стран каждый субъект имеет право доступа к информации. При этом к публичным органам относятся все структуры, которые финансируются за счёт бюджета и выполняют управленческие функции в интересах общества.

В современной России, как и во всем мире, идет процесс информатизации общественных отношений, что оказывает влияние на правосознание и отражается в поведении, установках и оценках граждан как действующего законодательства, так и гарантированных прав и свобод в целом. На уровне отдельного человека эти процессы затрагивают различные сферы духовной жизни, включая познавательную, в основе которой лежит эмпирический правовой опыт, правовые представления, правовое мышление и оценочную функцию, включающую правовые эмоции, чувства, переживания, в которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности. Правовые ценности и ценностные ориентации, получившие рефлексивное обоснование, формируют мотивационно-воле-вую установку правосознания, выступают мотивом правового поведения, проявляющегося в способности самоконтроля и саморегулирования своего поведения.

В связи с этим актуальным становится анализ сложных и динамичных изменений, происходящих в правосознании при переходе к обществу нового типа, основанному на информационных технологиях, так как одним из приоритетных источников получения правовой информации и способом взаимодействия между людьми становятся информационно-телекоммуникационные технологии. Учитывая, каким серьезным изменениям подверглось и продолжает подвергаться современное общество, исследование феномена правовой действительности как основы право -сознания приобретает актуальность и ставит перед правовой наукой серьезные теоретические задачи.

Для определения конкретных направлений право -вой политики в сфере регулирования общественных отношений в информационном праве необходимо исследовать влияние законодательства на изменения, происходящие в информационном обществе. Эти изменения оказывают существенное влияние на правосознание, на теорию права и правовое регулирование отношений в современном обществе. Наравне с положительным воздействием они несут новые вызовы и угрозы, связанные с процессом деформации правосознания.

Правовая действительность находит отражение в общественном и индивидуальном сознании человека, который вольно или невольно ориентируется на нравственные, религиозные, политические и другие критерии, давая правовую оценку современному информационному пространству. Процесс информатизации современного общества необратим и развивается с большой скоростью, что становится основанием для формирования новых правоотношений, которые, в свою очередь, могут оставаться неурегулированными, что приводит к возрастанию роли правосознания.

С переходом к информационному обществу наряду с традиционными факторами, воздействующими на правосознание, появляются новые, связанные со стремительным развитием и совершенствованием разнообразных информационно-телекоммуникационных технологий. В информационном обществе факторы, воздействующие на правосознание, включают межличностное общение, правовое воспитание, которые переносятся в виртуальное пространство либо дублируются в сети Интернет, что значительно усиливает их влияние на правовую культуру.

Анализ теоретико-правовой литературы показал, что большинство работ, как правило, посвящены рассмотрению либо феномену правосознания, правовой культуры, информационного права, внедрения информационных технологий в правовую сферу, либо имеют узкую направленность на изучение какого-то вопроса, так или иначе соотносящегося с проблематикой правосознания, информационной сферы и их взаимосвязи. В связи с этим можно сделать вывод о том, что избранная тема еще не в полной мере является предметом самостоятельного исследования в российской юридической науке. Однако отдельные аспекты правосознания в информационном праве все же представлены в трудах ученых-правоведов.

В настоящее время информация определяет управление общественными процессами, поэтому возрастает ее роль во всех областях общественной жизни. Но параллельно с этим растет и уровень деструктивного влияния средств массовой информации на правосознание граждан, информация оказывает не только положительное влияние, связанное с ее увеличением, но и негативное воздействие, требующее теоретико-правового анализа.

Анализ проблем деструктивного воздействия средств массовой информации на правосознание и правовую культуру показывает, что необходим комплексный подход к указанной проблеме, поскольку использование информационных технологий может быть сопряжено с социально-психическим воздействием и опосредованным физическим деструктивным влиянием, результатом которого может стать достижение публично нелегитимных и противоправных целей. Следует отметить, что до настоящего времени не сложилось единого теоретико-правового понятия деструктивного воздействия средств массовой информации на правосознание, хотя в научной литературе присутствует анализ отдельных сфер негативного воздействия информации на сознание общества.

Позитивное правосознание формирует систему социальной ориентации личности, что делает возможным её отождествление с общепризнанными ценностями жизни и культуры, в свою очередь, неразвитое или деформированное правосознание приводит к правовому нигилизму, который становится причиной правонарушений и других антиобщественных аномалий. Борьбу с деструктивным воздействием информационного пространства в первую очередь должно осуществлять государство, которое постепенно адаптируется к изменениям, происходящим в информацио нно м-про странстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хапай A.A. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: инновационные подходы реализации на современном этапе //Теория и практика общественного развития. 2015.№ 17.

2. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

3. Кузьмин Ю.А. Смыслонесущие функции право -сознания //Вестник Чувашского университета. 2009. № 3.

4. Бачило И.Л. Государственно-правовое регулирование информационной деятельности в Российской Федерации //Массовые информационные процессы в современной России / отв. ред. A.B. Шевченко. М., 2002.

5. Информационное общество: правовые вопросы социальных и демократических процессов в условиях использования информационных технологий (ежегодныйтеоретический семинар). 06.02.2011.

6. Ильин И.А. Аксиомы власти // Новый мир. 1990. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.