8.АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РУСЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Ларин Александр Александрович, к.ю.н. доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета.
Место работы: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Контакты автора: E-mail: [email protected]
Петухова Анастасия Васильевна, ассистент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета.
Место работы: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». Контакты автора: E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья представляет собой анализ изменений, происходящих в праве
и государственном управлении в связи с построением в России информационного общества.
Рост значения информационно-интеллектуальных ресурсов, метаморфозы правосознания и другие, рассмотренные в статье причины, по мнению авторов, ведут к формированию новой информационной парадигмы развития права.
Ключевые слова: развитие права, право и информационное общество, информационная парадигма развития права.
GENERAL TRENDS OF LAW AND PUBLIC ADMINISTRATION DEVELOPMENT IN CONNECTION WITH FORMATION OF INFORMATION-ORIENTED SOCIETY IN RUSSIA
Larin Alexander Aleksandrovich, candidate of legal science, associate professor, Chair of Constitutional and Administrative Law, Faculty of Law.
Place of employment: State Educational Institution of Higher Vocational Education "Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky".
Contacts of the author: E-mail: [email protected]
Petukhova Anastasiya Vasilievna, assistant, Chair of Civil Law and Procedure, Faculty of Law.
Place of employment: State Educational Institution of Higher Vocational Education "Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky".
Contacts of the author: E-mail: [email protected]
Annotation. This article represents the analysis of changes, taking place in law and public administration due to the genesis of information-oriented society in Russia. Increase of significance of information and intellectual resources, changes in legal awareness and other reasons
described in the article according to the authors opinion lead to the formation of a new information paradigm in law development.
Keywords: law development, law and information-oriented society, information paradigm in law development.
Развитие информационных технологий заставляет научное сообщество все чаще задаваться вопросом о причинах подобных процессов и их влиянии на право. Несмотря на важность изучения подобного рода явлений, в современной юриспруденции отсутствуют фундаментальные исследования тех закономерностей, которые определяют развитие права в условиях информатизации всех сторон жизни современного российского общества.
Появление интеллектуально-информационных ресурсов стало новой тенденцией развития общества. Человеком уже освоены материальные ресурсы, энергия и сырье, однако не до конца выявлены пока законы сохранения или приумножения интеллектуальноинформационных ресурсов, важнейшим из которых для общества является право. Одной из теорий, пытающихся объяснить происходящий в настоящее время качественный переход, проявляющий себя, в том ч и сле , и в правовой плоскости, является теория постиндустриального общества, которая подчеркивает п е реход от производства материальных благ к производству информации. На основе развития постиндустриальной концепции позднее появилась теория информационного общества. В целом она, как и постиндустриальная доктрина, лежит в русле того направления европейской философии, в котором эволюцию человечества принято рассматривать сквозь призму прогресса знания. Пик ее популярности пришелся на начало 70-х годов, когда многие западные социологи согласились с выводом, что в новых условиях "культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, а производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества"1. Рассмотрим, каким образом выводы этой теории можно использовать для объяснения явлений, происходящих в современном нам российском государстве и праве.
По мнению авторов теории информационного общества, индустриальный период, характеризующийся акцентом на развитие промышленности, увеличение класса рабочих сменился постиндустриальным периодом, с его ростом занятости в сфере услуг, потребности в профессиональных кадрах, увеличении роли компьютеризации, уровня технического оснащения и т.д.2 Закономерным в этом смысле было появление в
1 Путь в XXI век : Стратег. проблемы и перспективы рос. экономики / [Львов Д. С., Гребенников В. Г., Маневич В. Е.и др.] ; Под рук. Львова Д. С.; Отд-ние экономики Рос. акад. наук, Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика", М.: Экономика, 1999. С. 305
2 В 60-е и 70-е годы ХХ столетия исследования Д. Белла, Е.
Кана, К. Томинаги, Е. Дарендорфа и многих других авторов привели к глубокому осознанию радикально изменившегося характера современного общества, которые большинство исследователей видели в повышении роли науки и беспрецедентных технологических сдвигах. См., например, Белл Д. Грядущее
постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999
индустриальный период марксистской теории экономического детерминизма. Очевидно, что на этапе постиндустриального общества ни один из марксистских факторов производства (земля, труд, капитал) уже не играет роль детерминанты развития государства и права: на первое место выходит информация и знания, а главным приоритетом развития права является повышение эффективности государственно-правовых механизмов за счет использования информационных технологий.
Попытаемся проанализировать основные причины, лежащие в основе перехода к новой «информационной» парадигме развития государства и права, а также главные направления и последствия такого перехода. В целях систематизации условно разделим все причины на группу объективных и группу субъективных факторов.
К объективным причинам информатизации следует отнести процессы усложнения и детализации правового регулирования и расширения сфер государственного управления. Детализация правового регулирования явилась следствием усложнения хозяйственной деятельности. В современном мире все чаще появляются принципиально новые институты и даже отрасли права, что отражает усложнение массива общественных отношений, требующих правового регулирования. С другой стороны, государство берет на себя все больше социальных функций, что ведет к появлению новых сфер государственного управления. Согласно опубликованным в «Статистическом ежегоднике» данным Росстата, в органах государственной власти и местного самоуправления РФ на 1 января 2009 года числились 1,67 млн. человек. Это составляет 1,17 % от всего населения России и 2,37 % от занятых в экономике.3 Для сравнения, к концу 2000 года в стране насчитывалось чуть более 1 млн. управленцев, т.е. можно говорить практически об увеличении в 1,6 раза. Очевидно, что в таких условиях информатизация правового массива и государственного управления являются единственным способом обеспечить эффективное функционирование государственно-правовых механизмов и предотвратить разрастание государственного аппарата.
Другой объективной причиной, исключившей собственность на средства производства из числа основных факторов, определяющих развитие права, стал рост уровня жизни и насыщение рынка развитых стран доступными материальными благами. Если главная задача в индустриальном обществе была приобрести право собственности на землю, средства производства, а главной задачей государства было обеспечить охрану права собственности на них, то сейчас (при постиндустриальном обществе) огромную роль играет приобретение права собственности на нематериальные блага - технологические разработки, секреты производства, патенты и т.д. Как следствие, более быстрыми темпами идет развитие отраслей и институтов права, направленных на охрану нематериальных благ (право интеллектуальной собственности, патентное право, обеспечение безопасного обмена и доступа к информации, электронный документооборот, информационное и образовательное право и другие). Основной до-
3 Николаева Д., Бутрин Д. Кризис не по чину берет. Несмотря на кризис, численность чиновников в России продолжает увеличиваться и бьет исторические рекорды. Газета «Коммерсантъ» № 109 (4164) от 20.06.2009
минантой развития права становится создание правовой базы для внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни, в том числе и в государственное управление.
Так, например, в январе 2002 года было утверждено Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 15.08.2006) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010)»4. Основной ее целью является продвижение компьютерной грамотности среди населения, обеспечение максимально эффективного участия гражданского общества в государственных вопросах через сеть Интернет, снижения издержек при реализации правительственных задач, повышения уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти и т.д. С учетом развития технологий становится возможным внедрение «электронного правительства», что позволит сделать максимально эффективным взаимодействие между различными ведомствами, государственными органами и гражданами.
В отличие от процесса производства, существовавшего в XIX веке, основу которого составляли земля, труд, капитал, сегодня эти факторы не играют прежней роли, а их место заняла информация. В силу исторических особенностей развития Россия ускоренными темпами прошла указанные стадии и сейчас стоит на пороге постиндустриального общества и информатизации государства и права. В свое время Карл Маркс говорил, что более развитая страна указывает менее развитой черты ее собственного будущего5. Этот тезис, на наш взгляд, не утратил своего значения и сегодня. Главная задача для развития экономики сейчас -выращивание квалифицированных кадров, оснащение производства по последним технологиям, модернизация ускоренными темпами. Эта задача ставится, потому, что уже достигнуто определенное насыщение рынка простейшими машинами, созданными в индустриальную эпоху, происходит усложнение технологий, развитие нанотехнологий, изучение новых объектов. Так Президент РФ в своём выступлении на II Международном форуме по нанотехнологиям отметил, что экономическое благополучие должно базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были. Государством в этом направлении принят целый ряд системных решений, в частности утверждена программа развития наноиндустрии в России до 2015 года, создана госкорпорация «Роснанотех», сформулированы приоритеты технологического развития России. Эти меры должны обеспечить качественные преобразования в экономике и социальной сфере, без которых, по мнению Д.А. Медведева, невозможно успешное развитие нанотехнологий. До 2015 года на эти цели будет выделено 318 миллиардов рублей, объём продаж продукции российской наноиндустрии должен достичь 900 миллиардов рублей.6
В условиях современной действительности, с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, юриспруденция все больше отходит от классовой характеристики права к признанию его средством общественного согласия, социального компромисса, выразителем интересов общества в целом. Классовая природа права занимает второстепенное положение.
4 Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 531
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.
6 http://www.kremlin.ru/news/5673
Переход к демократии, курс на построение социального государства, дает возможность взглянуть на право с качественно иной точки зрения. Принципиально важным является построение законодательного массива с точки зрения приоритета интересов человека, например, предоставление большей свободы для производителя, работника, предпринимателя.
К субъективным причинам смены парадигмы правового развития, по мнению авторов, следует отнести метаморфозы в правосознании, вызванные повышением среднего уровня образования населения и доступности информации. Уменьшается доля физического труда и растет потребность в наличии умственного высококвалифицированного и творческого труда, постоянно растет значение образования. По данным Министерства образования количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн. 640 тысяч. Относительные статистические показатели на 10000 человек свидетельствуют о значительном увеличении числа студентов. Если в 1990 г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. -уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн. 151 тыс. (т.е. наблюдается рост почти в три раза).7
Постиндустриальное общество характеризуется значительно более высоким уровнем правосознания, чем индустриальное. Изменения в уровне правосознания не могут не отразиться на методах правового регулирования, прежде всего на системе стимулирования. В постиндустриальную эпоху право стремится создать такие условия, чтобы каждый добровольно исполнял законы, развивал сферы производства, необходимые для всего общества. Если для индустриальной эпохи был характерен всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества и преобладание императивного метода правового регулирования, то в постиндустриальную эпоху возрастает роль диспозитивного метода дающего возможность сторонам правоотношений самим определять пути достижения поставленных целей, устанавливать права и обязанности с помощью договора, соглашения вместо жесткого императива, не оставляющего возможности выбора вариантов. В современном мире прослеживаются тенденции к обеспечению максимальной свободы личности, удовлетворении ее духовных и материальных потребностей. Во главе стоит человек, его потребности и интересы.
Право принципиально направлено на изменение методов правового регулирования, появления методов, стимулирующих выбор максимально необходимой, выгодной для государства модели поведения. Для этого используются методы дозволения, стимулы, рекомендации, поощрения (общедозволительный метод). Эффективность законодательства вовсе не связывается напрямую с жесткой регламентацией отношений, властным приказом, с усилением воздействия государства своими специфическими, властнопринудительными методами на хозяйственные структуры, личность, объединения людей.
7 Статистика высшего образования по материалам сайта http://stat.edu.ru/
Следует признать, что диспозитивное регулирование в целом является более эффективным и требует меньше ресурсов, как финансовых, так и управленческих. Однако очевидно, что возрастание значения договорных отношений, методов стимулирования, поощрения не вытесняют применение таких традиционных, используемых в первую очередь в публичном праве методов, как запрет, позитивный императив, властное указание. Ограничение, запрет, твердая обязанность нужны в законодательстве, и задача заключается в том, чтобы найти их оптимальное соотношение с общедозволительным регулированием, как более тонким и гибким механизмом руководства страной, правового обеспечения преобразования российского общества8.
Другим субъективным фактором, в том числе и влияющим на правосознание, является рост доступности правового массива и массива судебной практики за счет использования информационных технологий. Практически все законодательные и судебные органы имеют свою страницу в сети Интернет, где размещены нормативные акты и акты правоприменения, что, безусловно, сказывается на информированности граждан и на реальной доступности правовой информации. Свобода и доступность информации приводят к растущему участию граждан в обсуждении законопроектов и их политической активности в целом. Информационные технологии становятся серьезным инструментом, который может коренным образом изменить существующие демократические институты. Все более возрастает роль сети Интернет как средства политической агитации, всерьез обсуждаются перспективы дистанционного голосования через сеть Интернет, большинство политиков и некоторые первые лица государства открывают свои блоги во всемирной сети.
Тенденции, которые мы обнаружили в своем исследовании, появились только на рубеже XX-XXI века. Россия проходит путь к информационному обществу в рамках постиндустриализма еще очень осторожно. Это обусловлено неразвитостью технологической базы, отсутствием должной модернизированной системы и компьютерного оснащения, знаний в данной области. Однако игнорировать современные тенденции было бы непростительной ошибкой. Задача современной науки состоит в том, чтобы исследовать существующие тенденции и давать им правовую и научную оценку.
Список литературы:
1. Иноземцев В.Л.Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие для студентов вузов. М.Логос.2000.с.303
2. Араб-Оглы Э.: Рецензия на книгу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное . Опыт социального прогнозирования// Свободная мысль-XXI. 2000. № 12.с.60-70
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.с.124
4. http://www.kremlin.ru/news/5673 (дата обращения 01.11.2009)
5.http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttyp е=2& Field=A (дата обращения 01.11.2009)
8 Теория государства и права. / Под ред. Пиголкина А.С. Горо-дец, 2003. С. 52
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья посвящена анализу изменений, происходящих в праве и государственном управлении в связи с построением в Российской Федерации информационного общества.
В статье авторами исследуются основные причины, лежащие в основе перехода к новой «информационной» парадигме развития государства и права, а также главные направления и последствия такого перехода. Среди причин, определяющих качественно новый этап развития государства и права, выделены и проанализированы объективные причины (процессы усложнения и детализации правового регулирования и расширения сфер государственного управления, рост уровня жизни и насыщение рынка развитых стран доступными материальными благами) и субъективные причины (метаморфозы в правосознании, вызванные повышением среднего уровня образования населения и доступности информации, рост доступности правового массива и массива судебной практики за счет использования иформационных технологий и др.).
Заявленная в статье проблематика обладает актуальностью, новизной, теоретической и практической значимостью. Она может выступать предметом научных дискуссий. Статья по содержанию и форме соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и может быть рекомендована к публикации.
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Горбатова М. К.