Научная статья на тему 'Становление теории информационного общества'

Становление теории информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2145
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория права информационное право правовая информация информационное общество / theory of law right of information legal information information society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амиржан Камила Жантайкызы

Рассматривается развитие и становление информационного общества, а также возрастание значимости права на информацию. Определяется сущность права на информацию. Анализируется зарубежный опыт реализации права на получение информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF THE THEORY OF INFORMATION SOCIETY

In this paper is to be considered the formation and development of information society in the increasing meaning of the right of information. Determined the essence of the right to information. The article analyzes the international experience of the realizing the right to information.

Текст научной работы на тему «Становление теории информационного общества»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 51-54.

УДК 340

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ESTABLISHMENT OF THE THEORY OF INFORMATION SOCIETY К. Ж. АМИРЖАН (K. ZH. AMIRZHAN)

Рассматривается развитие и становление информационного общества, а также возрастание значимости права на информацию. Определяется сущность права на информацию. Анализируется зарубежный опыт реализации права на получение информации.

Ключевые слова: теория права; информационное право; правовая информация; информационное общество.

In this paper is to be considered the formation and development of information society in the increasing meaning of the right of information. Determined the essence of the right to information. The article analyzes the international experience of the realizing the right to information.

Key words: theory of law; right of information; legal information; information society.

Информация - это единственный ресурс, который в ходе эволюции человеческого общества не уменьшается, а постоянно увеличивается. Информация существовала всегда. Однако со второй половины ХХ в. с развитием средств вычислительной техники, связи и телекоммуникации её роль значительно возросла. Происходит становление информационного общества. Всё это способствует активному изучению информационных процессов. Категория «информация» стала использоваться во многих науках как естественного, так и гуманитарного профиля, позволила по-новому взглянуть на положения той или иной теории [1].

Информационная теория повлияла на юриспруденцию, в том числе и на теорию права. Термин «информация» был введён в юридическую науку в конце 60-х гг. в связи с попытками применения достижений кибернетики и информационных технологий для анализа информационно-правовых процессов [2]. Изучение правовой информации как одной из её разновидностей, первые попытки определения сущности понятия «правовая информация» были предприняты в конце 60-х гг. прошлого века. Позднее стали появляться и другие работы, раскрывающие специфику права как носителя информации,

особенности правовой информации, компьютерного и информационного права. Широкое использование термина «информация» в юриспруденции позволило А. Б. Венгерову говорить об информационном подходе к праву [3].

Таким образом, информация и всё, что связано с ней, имеет широкий и продолжающий расширяться спектр воздействия на общественную жизнь. Полагаем, что повышение значимости права на доступ к информации во многом обусловлено тем, что оно рассматривается в качестве одного из важнейших политических и личных прав человека и гражданина.

Необходимо отметить, что в современной науке нет единого мнения относительно сущности права на доступ к информации. Представляется возможным выделить широкий и узкий подходы определения сущности данного права.

Широкий подход отождествляет право на доступ с правом на информацию и не проводит между ними каких-либо терминологических или смысловых различий [4].

Узкий подход обосновывает самостоятельность права на доступ к информации. При этом право на доступ - это лишь отдельное правомочие права на информацию [5] (наряду с правомочиями на произведение,

© Амиржан К. Ж., 2014

51

К. Ж. Амиржан

распространение информации, на тайну и др.) [6] или право на доступ имеет статус самостоятельного права наряду с традиционными информационными правами личности (свобода мысли, слова, печати).

В современных реалиях более правильно и научно обоснованно говорить о самостоятельности права личности на доступ к информации, при этом понимая его как гарантированную государством меру дозволенного поведения, состоящую в возможности человека (гражданина) искать и получать от государственных органов, общественных объединений, организаций и других определённых в законе субъектов сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах в любой форме (устной, письменной, электронной и др.).

Право на доступ к информации по-разному закрепляется в правовых актах. Например, в международных документах данное право не упоминалось до 2000 г. [7], закреплялось только право на информацию в составе свободы мнений и убеждений. В Европе же, наоборот, правовые акты в сфере информатизации обеспечивают реализацию именно права на доступ к официальной информации. В национальных правовых системах зарубежных государств право на доступ закрепляется в Конституциях (Бельгия, Швеция, Румыния, Эстония и др.) и в специальных законах (Швеция, США, Франция, Великобритания, Бельгия, Япония и др. [8]).

В Российской Федерации нормы, регулирующие право на доступ, содержатся в соответствующих статьях следующих законодательных актов: «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (27 июля 2006 г.), «О безопасности» (28 декабря 2010 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (9 февраля 2009 г.) и др.

Из вышеизложенного следует, что определения «информация», «право на информацию» тесно корреспондируются с понятием «информационное общество».

Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. Термин «информационное общество» ввёл Ю. Хаяши, профессор Токийского тех-

нологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества являются также М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас,

Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др. [9].

Контуры информационного общества были обрисованы в отчётах, представленных японскому правительству рядом организаций, таких как Агентство экономического планирования, Институт разработки использования компьютеров, Совет по структуре промышленности [10].

Одним из первых исследователей, пытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И. Масуда, автор труда «Информационное общество как постиндустриальное общество» [11]. Он рассматривал этот тип общественного устройства преимущественно в экономическом контексте, согласно которому новые технологии должны были привести к серьёзным положительным социальным преобразованиям. По его мнению, в условиях формирования информационного общества будут происходить изменения сущности самого производства, продукт которого станет более «информационно ёмким». Он писал, что «...производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [12].

И. Масуда, уделяет особое внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, выдвигая концепцию о бесклассовости и бесконфликтности данного вида общественного устройства - «это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом» [13].

Такие учёные, как З. Бжезинский, Д. Белла, Э. Тоффлер, определяли информационное общество как разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие «как смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого, информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд как основа индустриального общества

52

Становление теории информационного общества

уступают место информации и знаниям в информационном обществе [14].

Интерес вызывает позиция российского учёного Л. Г. Мельника, который даёт следующее определение рассматриваемого феномена: «Постиндустриальным (информационным) обществом может быть названа социально-экономическая формация, в которой производство и потребление информации составляют основу экономической системы и социальной стратификации общества» [15]. Особая позиция по анализируемому вопросу у проф. В. Л. Иноземцева, которая заключается в том, что признаки информационного общества в эпоху постиндустриализма появляются не сразу, а на третьей стадии его развития, которую автор относит к 90-м гг. ХХ в.

На сегодняшний день в России существует стратегия развития информационного общества, в соответствии с ней информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [16]. Но хотя Россия и имеет огромный потенциал инновационного роста в виде развитой системы образования и научного сектора, она всё же пока отстаёт от многих стран мира по важнейшим индикаторам информационного общества. Разработка «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утверждённой Президентом РФ 7 февраля, нацелена на преодоление этого отставания [17]. Стратегия исходит из того, что для достижения этой цели необходимо соединить усилия органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Определены конкретные задачи, на которые должны быть направлены усилия указанных субъектов:

- создание информационной инфраструктуры;

- повышение качества образования и медицинского обслуживания, подготовка квалифицированных кадров для данной сферы;

- оснащение учебных заведений и других организаций соответствующей техникой и т. д.

«Стратегия» содержит контрольные значения показателей развития информационного общества в РФ на период до 2015 г. В частно -сти уровень доступности населению базовых услуг должен составить 100 %, доля отечест-

венных товаров и услуг в объёме внутреннего рынка информационных технологий должна быть более 50 %, наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет - не менее чем в 75 % домашних хозяйств (семей). Кроме того, планируется перевести в электронную форму 100 % библиотечных и музейных каталогов, до 70 % компьютеризировать документооборот государственных и муниципальных учреждений, перевести на информационные технологии многие другие процессы [18].

Разработчики «Стратегии» считают, что её реализация позволит нашей стране к 2015 г. в рейтингах развития информационного общества войти в двадцатку ведущих стран мира и достигнуть таких целей:

- повышение качества жизни граждан;

- обеспечение конкурентоспособности России;

- развитие экономической, социальнополитической, культурной и духовной сфер жизни общества;

- совершенствование системы государственного и муниципального управления.

Надо отметить, что в связи с расширением информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы.

Как видим, в информационном обществе на первое место выходит производство услуг. Учёный Т. Парсонс, рассматривая общество как сеть взаимообменивающих четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической, - полагает, что в информационном обществе

53

К. Ж. Амиржан

к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы - телекоммуникационная и образовательная. Телекоммуникационную нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики, она далеко выходит за эти рамки. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус «непосредственного члена» общества, без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологией или символических культурных систем [19]. Так же и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

«Информационный взрыв» вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не может не отразиться на изменениях в отношении собственности. Американские учёные Р. Коуз и А. Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определённого вида ресурса. В классической форме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект [20].

В современной экономике, характеризуемой наукоёмкостью, непрерывными

структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает. Можно даже сказать, что знание становится и силой, и богатством, а следовательно, контроль над информацией даёт реальную власть как в экономической, так и в политической жизни. Э. Тоффлер пишет, что «в прошлом, труд, капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей» [21].

В заключение следует сказать, что понятие «информационное общество» прочно вошло в жизнь многих стран. Характерным для информационного общества является возрастание значимости информации, прав на доступ к ней, с одной стороны, и на защиту конфиденциальной информации - с другой.

1. См.: Червяковский А. В. Информационная функция права : монография. - Омск, 2007. - С. 3.

2. См.: Вопросы кибернетики и права. - М., 1967. С. 88 ; Проблемы правовой кибернетики : материалы симпозиума. - М., 1968. - С. 18.

3. См.: Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления: (теоретические вопросы). - М., 1978. - С. 5.

4. См.: ТиновицкаяИ. Д. Право на информацию и механизм его реализации // Законодательные проблемы информатизации общества : Труды ВНИИСЗ. - М., 1992. - Вып. 52. - С. 29-41.

5. См.: Монахов В. Н. Государственно-правовые вопросы информационного обслуживания граждан в СССР: (Конституционный аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1983. - С. 8.

6. Там же. - С. 9.

7. Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (г. Женева, 2003) // Право знать: история, теория, практика. - 2004. -№ 1. - С. 85.

8. Там же. - С. 86.

9. См.: Информационное право : учебное пособие / Г. Л. Акопов. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - С. 23.

10. Там же.

11. Masuda Y. The Informational Society as PostIndustrial Society. World Future Society. - 1981. - P. 33.

12. Ibid. - P. 29.

13. Ibid. - P. 46.

14. См.: Копылов В. А. Информационное право. -М., 2002. - С. 21.

15. Мельник Л. Г. Предпосылки формирования информационного общества // Мельник Л. Г. Социально-экономические проблемы информационного общества. - Сумы : Университетская книга, 2005. - С. 43.

16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. - 2008. - 16 февр. - С. 16.

17. Кононова Е. Н. Информационное общество:

теория и проблемы становления в России. -URL: http://www.gosbook.ru/document/25128/

25161/preview.

18. Там же.

19. См.: Информационное право. - С. 23.

20. См.: Политология: краткий словарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - С. 105.

21. См.: Тоффлер Э. Прогнозы и предпосылки. -М., 1983. - С. 10.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.