Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики'

Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2201
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ДИАЛОГ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И СМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золина Галина Дмитриевна

Статья посвящена основным аспектам формирования информационной политики России на современном этапе. Анализируются и определяются такие концептуальные понятия, как информационное общество, информационная безопасность, информационная политика, информационное обеспечение; исследуются различные подходы к изучению информационной политики; выделяются и описываются признаки и основные концепции информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики»

УДК 316.77 ББК 60.524.224.1 З-79

Золина Г.Д. Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена основным аспектам формирования информационной политики России на современном этапе. Анализируются и определяются такие концептуальные понятия, как информационное общество, информационная безопасность, информационная политика, информационное обеспечение; исследуются различные подходы к изучению информационной политики; выделяются и описываются признаки и основные концепции информационного общества.

Ключевые слова:

Информационное общество, медийное пространство, информационная война, диалог между государством и СМИ, информационное обеспечение, информационные технологии, роль информации в жизни общества, единое информационное пространство, доступность информации.

Если государство не уделяет особого внимания информационной сфере и не проводит целенаправленной информационной политики, ему будет сложно претендовать на достойное место в мировом сообществе, поэтому формирование эффективной информационной политики в индустриально развитых странах признано приоритетной государственной задачей.

В Российской Федерации государственная информационная политика на современном этапе также является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики страны, а построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество является долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики России. Причины такого явления заключаются в стремительном развитии российского общества как информационного, в глобализации медийного пространства, в наступлении эпохи информационных войн и информационного противостояния в борьбе за умы, за влияние на сознание и поведение общества.

В настоящее время в России разработаны Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Государственная информационная политика России в соответствии с Концепцией государственной информационной политики преследует следующие цели:

1) развитие гражданского общества;

2) обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ, властью и обществом;

3) признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;

4) ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

5) повышение доверия общества к власти;

6) налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, в основе государственной информационной политики должен лежать национальный интерес России. Содержательная сторона государственной информационной политики заключается в следующем:

1) соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;

2) информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

3) развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

4) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Существуют различные определения понятия «государственная информационная политика». Но чаще всего под ней понимают «особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленную на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями»; или «инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах». И тогда основная функция государственной информационной политики заключается в «способности и возможности субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества»[1: 38].

Такое понимание государственной информационной политики позволило ученым сделать вывод, что существует два подхода в исследовании государственной информационной политики [2: 337]:

1) содержательный: изучение приоритетной тематики и государственной

идеологии;

2) технологический: изучение информационных технологий государственного управления.

Принципы и положения информационной политики формулируются и развиваются на основе понятия «информационное общество». Несмотря на то, что в современной научной литературе не дается четкого определения понятия информационного общества, данный термин получил распространение не только в научных исследованиях, но и на уровне официальных документов, таких как Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г., Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы. Само понятие стало формулироваться в середине ХХ века. Исследователи [3: 28] выделяют несколько этапов становления концепции информационного общества.

Первый этап относится к середине ХХ века, когда началось осмысление того, что технологические факторы развития начинают превалировать над политическими и

социальными. Считается, что истоки концепции информационного общества лежат в теоретических положениях доктрин постиндустриализма. Исследования этого времени в основном посвящены необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения информации и результатам их использования в экономической сфере. Обусловлено это было бурным развитием информационных технологий, повлекшим за собой революционные изменения на мировом рынке. Гуманитарные аспекты формирования нового общества, в частности социальные проблемы, стали активно изучаться лишь в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество. В этот период информация стала рассматриваться как ресурс, имеющий экономическую ценность.

Второй период развития идеи информационного общества датируется серединой 60-х до конца 80-х годов ХХ века. Его условно можно назвать футурологическим, поскольку речь в исследованиях велась в основном о будущем типе общества. Данный этап связан с именами таких ученых, как Д. Белл, З. Бжезинский, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц, М. Маклюэн, Э. Тоффлер и др.

Автором теории постиндустриального общества является американский социолог Д. Белл, который разделяет историю человеческого общества на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Существенной чертой постиндустриальной стадии является, по мнению Д. Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных, прежде всего, с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Поэтому знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом.

Концепция постиндустриального общества предполагает снижение роли материального производства и опережающее развитие сектора услуг и информации. В начале 1960-х годов среди сторонников теории постиндустриального общества выделились исследователи, рассматривающие информацию как движущий ресурс развития современного общества. Фактически одновременно в Японии и США был введен в научный оборот термин «информационное общество», положивший начало одноименной теории. Теория информационного общества начала разрабатываться в трудах таких авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц. Темпы развития информационных технологий, по мнению сторонников этой концепции, переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние или стадию информационного общества.

Основная характеристика информационного общества заключается в том, что «...производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [4: 29].

Развитие новых информационных технологий привело к дискуссии о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. Представлена она взглядами Маршалла Маклюэна (Канада), Элвина Тоффлера (США), Т.Стоуньера (Англия).

М. Маклюэн рассматривает информационные технологии как решающий фактор формирования социально-экономической основы нового общества. Он подчеркивает тенденцию усиления роли средств массовой коммуникации в информационном обществе.

Э. Тоффлер рассматривает тенденции развития общественных систем, и в частности - информационной, использует фактический материал о новых технологиях, которые спустя двадцать лет легли в основу уже не только концепций, но и реальных рабочих планов и программ построения информационного общества.

Т.Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные

информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим, следует всеми силами развивать, в первую очередь, информационную отрасль.

Третий этап в развитии идей информационного общества приходится на рубеж 1980-90-х годов ХХ века. Они выражены в исследованиях Питера Дракера (США) и Мануэля Кастельса. Центральное место в концепции П.Дракера занимает идея перехода от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и общества.

М. Кастельс [5: 608]:, исходя из положения, согласно которому информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через различные преграды и границы, рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Он предлагает свою концепцию «информационального общества» (Informational Society). По его мнению, «информациональное общество» строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали «фундаментальными источниками производительности и власти».

В работах российских ученых, исследующих концепции информационного общества и развития информационной цивилизации (В.Л. Иноземцев, А.И. Ракитов, Р.Ф. Абдеев, С.А. Дятлов, О.С. Сухарев), отмечается, что главной целью информационного общества является обеспечение правовых и социальных гарантий того, что каждый гражданин общества сможет получить всю необходимую для решения насущных проблем информацию. Основными критериями информационного общества определяются количество и качество имеющейся в обработке информации, ее эффективная передача и переработка, а также доступность информации для каждого человека, которая достигается снижением ее стоимости в результате развития и своевременного внедрения новых телекоммуникационных технологий.

В отечественных исследованиях [6: 15] выделяются следующие признаки нового общества:

1) формирование единого информационного пространства;

2) углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов;

3) становление и в дальнейшем доминирование в экономике стран, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

4) повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда.

Особое внимание уделяется вопросам информационной безопасности личности, общества и государства и создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации. Концепция информационного общества стала основой внутренней и внешней политики многих развитых государств.

Ярким свидетельством этого явления стал ряд событий. Во-первых, в июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был принят «План действий: Европейский путь к информационному обществу» (Europe's Way to the Information Society. An Action Plan) [7: 12], предусматривающий такие основные направления деятельности Европейского Союза, как создание нормативно-правовой базы; развитие информационных и телекоммуникационных сетей, классификация основных услуг, стандартизация

оборудования; изучение различных социальных и культурных аспектов информационного общества; защита социальных, общественных и культурных ценностей; пропаганда концепции формирования информационного общества среди населения с целью заручиться общественной поддержкой.

После принятия данного документа во многих государствах (Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Япония, Индия, страны Юго-Восточной Азии и другие) началась разработка и реализация национальных концепций развития информационного общества.

Кроме того, в 1995 году Европейской комиссией была принята директива о либерализации кабельного телевидения, разрешающая кабельным операторам использовать кабельные сети не только для вещания телепрограмм, но и для оказания телекоммуникационных услуг. В 1996 году были приняты директивы о либерализации мобильной связи и о разрешении конкуренции в голосовой телефонии. Эти документы послужили основой для распространения информационных услуг, ранее предоставлявшихся исключительно традиционными СМИ.

Июль 2000 года ознаменовался подписанием восемью ведущими мировыми державами Хартии о глобальном информационном обмене. В том же году в ЕС была принята программа «e - Europe», основной целью которой стало создание условий универсального доступа к Интернету, повышение качества и расширение перечня Интернет-услуг.

Активным участником процесса формирования информационного общества является и Россия. В стране создаются и внедряются новейшие информационные и телекоммуникационные технологии, используются уникальные информационные ресурсы, естественным образом формируется культура, порождаемая информационной эпохой.

В последнее время наблюдается динамичное развитие российской информационной сети Интернет. По оценкам различных независимых исследовательских агентств (в частности, ВЦИОМ), на сегодняшний день Интернетом пользуется уже более четверти россиян. Из них 5% используют ресурсы глобальной сети ежедневно, еще 8% делают это несколько раз в неделю, 6% - несколько раз в месяц, 4% - эпизодически. Быстро растет количество российских Web-сайтов, большой популярностью в стране пользуется бесплатное программное обеспечение (27%), компьютерные игры (22,7%) и развлечения (22,5%).

В стране активно формируется рынок электронной информационной продукции и услуг, быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа, что является отражением развития информационного общества в России и эффективной государственной информационной политики.

Примечания:

1. Информационная политика: учебник / под общ. ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. 460 с.

2. Кравченко Н.П. Правовые аспекты региональной информационной политики // Слово. Нравственность. Закон. Ч. 2. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2009. С. 336-344.

3. Кузина К.А. Роль СМИ в формировании имиджа Каспийского региона: дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2008. 195 с.; Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983. 488 р.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 316 с.

5. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1997. № 4. С. 28-39.

6. Улла Скиден. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество // Информационное общество. 1999. № 4. С. 56-73.

7. Интернет в России: стратегические данные и социальный состав пользователей / Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ. URL: http : //www . e-government . ru/pub/stat/985431649.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.