Научная статья УДК 343.985.8
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -90-95 NIION: 2003-0059-1/23-556 MOSURED: 77/27-003-2023-01-755
Трансформация подходов к формированию профессионального правосознания у сотрудников оперативных подразделений
Михаил Сергеевич Десятов
Омская академия МВД России, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрено профессиональное правосознание сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов в силу повышенной конспирации оперативно-розыскной деятельности. Это обусловлено тем, что в условиях негласности правоприменительной деятельности правосознание оперативных сотрудников формируется и развивается по принципиально иным алгоритмам, нежели у иных категорий правоприменителей. Этому способствуют особенности оперативно-розыскного законодательства, наличие ограниченного круга лиц, посвященных в оперативно-розыскной процесс и способных его контролировать и ограничивать. При этом существующие подходы к подготовке сотрудников оперативных подразделений существенно устарели и требуют коренных изменений в части трансформации ведомственной системы подготовки кадров для МВД России. Предложен авторский подход к таким изменениям, обоснована потребность в них.
Ключевые слова: профессиональное правосознание, оперативно-розыскная деятельность, оперативный сотрудник, образовательная организация
Для цитирования: Десятов М. С. Трансформация подходов к формированию профессионального правосознания у сотрудников оперативных подразделений // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 90-95. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-90-95.
Original article
Transformation of approaches to the formation of professional legal awareness among employees of operational units
Mikhail S. Desyatov
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia, [email protected]
Abstract. The professional legal awareness of employees of operational units of law enforcement agencies due to the increased secrecy of operational investigative activities is considered. This is due to the fact that in the conditions of secrecy of law enforcement activities, the legal consciousness of operational employees is formed and develops according to fundamentally different algorithms than those of other categories of law enforcement officers. This is facilitated by the peculiarities of operational-search legislation, the presence of a limited circle of persons who are privy to the operational-search process and are able to control and limit it. At the same time, the existing approaches to the training of employees of operational units are significantly outdated and require fundamental changes in terms of the transformation of the departmental training system for the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author's approach to such changes is proposed, the need for them is justified.
Keywords: professional legal consciousness, operational-search activity, operational officer, educational organization
For citation: Desyatov M. S. Transformation of approaches to the formation of professional legal awareness among employees of operational units. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):90-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-90-95.
Попадая в условия правовой неопределенности, сотрудник (руководитель) оперативного подразделения (ОРО) воспринимает исходную информацию, которая требует правового анализа и оценки, исходя из собственных представлений о должном. Принятие правоприменительного решения основывается, преж-
© Десятов М. С., 2023
де всего, на его правосознании, от уровня развития которого во многом зависит эффективность конкретных действий и мероприятий в условиях разрешения индивидуальной правовой ситуации. Несмотря на то, что проблемы правосознания достаточно давно изучаются представителями различных на-
JURISPRUDENCE
учных направлений [1; 2; 5; 6; 10; 11], данная проблематика в оперативно-розыскной сфере остается практически не исследованной, в то время, как результаты проведенного исследования свидетельствуют о потребности изучения вопросов, связанных с правосознанием сотрудников (руководителей) оперативных подразделений.
Видится, что причин тому несколько, коротко остановимся на них.
Во-первых, правоприменительная деятельность субъектов ОРД осуществляется, как правило, в условиях негласности, обусловленной потребностью сохранения в тайне процесса проведения ОРМ в рамках оперативной проверки или разработки. Это обстоятельство обусловливает наличие ограниченного круга должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функции в оперативно-розыскной сфере и исключает возможность ознакомления иных лиц, в том числе являющихся объектами ОРМ. В таких условиях правосознание сотрудника (руководителя) оперативного подразделения (ОРО) является фактически ограничительным механизмом, позволяющим анализировать и оценивать ту или иную ситуацию с позиции права без участия третьих лиц.
Во-вторых, оперативно-розыскное законодательство, в отличие от смежного с ним уголовно-процессуального, не содержит четких процедур проведения ОРМ, что позволяет субъектам ОРД самостоятельно принимать решения в случаях, неоговоренных нормативными правовыми актами. Полагаем, правосознание сотрудника (руководителя) оперативного подразделения (ОРО) имеет важное значение при наличии пробелов в законодательстве, возможности неоднозначного толкования норм права и т. д.
В-третьих, одной из особенностей оперативно-розыскного правоприменения является привлечение лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, факт участия которых в правоприменительном процессе является государственной тайной. Таким образом, законность выполнения поручений (заданий) такими лицами находится под контролем конкретного сотрудника (руководителя) оперативного подразделения (ОРО) и во многом от уровня развития именно его правосознания зависит правомерность действий конфидента. Более того, конфиденты, будучи, как правило, ранее судимыми, также обладают собственным правосознанием, которое имеет ряд отличительных черт от правосознания правопримени-
теля, а оперативно-розыскные правоотношения с их участием представляются неотъемлемой частью оперативно-розыскного процесса.
Представляется, что формирование профессионального правосознания сотрудников (руководителей) оперативных подразделений (ОРО) представляет собой сложный комплекс мероприятий, направленных на создание субъективной модели морально-нравственного и этико-правового поведения правоприменителей, объективированной в их действиях и принимаемых решениях. Создание такой модели поведения может осуществляться на протяжении весьма длительного периода времени, что предопределяет потребность исследования вопросов, связанных с этапами (стадиями) данного процесса.
В. К. Колпаков связывал процесс формирования правосознания с вытеснением из него идей и понятий, сформировавшихся под влиянием обыденной (искаженной) информации, и предлагал два этапа формирования профессионального правосознания: 1) формирование узкопрофессионального правосознания у сотрудников, проходящих специальную подготовку на соответствующие должности оперативного состава ОВД (обучение в высших учебных заведениях МВД России); 2) формирование узкопрофессионального правосознания у сотрудников, уже назначенных на такие должности и реализующих свои полномочия в сфере ОРД [4].
Небесспорным представляется мнение О. В. Пе-ресадиной о том, что профессиональное правосознание правоприменителей преимущественно формируется в процессе юридической деятельности его носителей [8]. Данная позиция небезосновательна, однако, на наш взгляд, исключает весьма важный аспект формирования правосознания любого правоприменителя, в том числе в оперативно-розыскной сфере. Дело в том, что процесс формирования и развития правосознания неминуемо проходит различные стадии, каждая из которых характеризуется наличием особенностей. Условно их можно разделить на первоначальные и последующие, где первоначальные характеризуются формированием первичных элементов профессионального правосознания, а последующие — закреплением или развитием этих элементов.
На наш взгляд, первоначальные элементы актуальны в процессе обучения будущего оперативного сотрудника, последующие — в ходе практической
деятельности на начальном этапе. Безусловно, собственно правоприменительная деятельность сотрудника (руководителя) оперативного подразделения (ОРО) существенным образом влияет на его правосознание, но, как показало проведенное исследование, приблизительно только первые полгода самостоятельной профессиональной деятельности это воздействие носит формирующий характер (на это обстоятельство указали 86,1 % опрошенных), в дальнейшем имеет место в большей степени корректирующее влияние на профессиональное правосознание. Сотрудник (руководитель) оперативного подразделения, приступая к исполнению служебных обязанностей, уже имеет определенные представления о должном поведении, о балансе законного и противозаконного, морального и аморального. Возможно, его правовые установки далеки от требуемых, но даже в идеальном или не полностью сформированном состоянии, они уже существуют, оказывая влияние на его мировосприятие и формирование мнения о происходящем вокруг.
Полагаем, что речь о формировании профессионального сознания необходимо вести на ранних стадиях подготовки рассматриваемой категории правоприменителей, когда обыденное правосознание трансформируется в профессиональное в процессе изучения юридических дисциплин, получения первоначальных профессиональных знаний, освоения первичных умений и навыков оперативно-розыскной деятельности. Представляется, что в настоящее время эта проблема стоит как никогда остро в свете происходящих изменений в сфере профессионального обучения сотрудников оперативных подразделений.
Проведенное нами исследование показало существенный «перекос» в подготовке будущих правоприменителей в обозначенной сфере с высшего образования на первоначальную профессиональную подготовку. Требования современной правоприменительной практики таковы: в короткий срок необходимы специалисты, способные по своим личностным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи. Образовательные организации, традиционно воспринимаемые как «стабильный поставщик» профессиональных кадров, в настоящее время не удовлетворяют потребности в своевременном комплектовании молодыми специалистами оперативных подразделений — количество выпускников образовательных организаций высшего образования не спо-
собно восполнить «некомплект» правоохранительных органов. В результате основной упор в решении этой проблемы делается не на качество подготовки специалиста, а на время или даже скорость его подготовки. Столь экстенсивный путь подготовки профессиональных кадров, на наш взгляд, негативно влияет на стадийность формирования профессионального правосознания будущего правоприменителя. Так, согласно статистическим данным ГУУР МВД России в 2015-2021 гг. доля выпускников образовательных организаций высшего образования системы МВД России составляла в среднем по России 28,9 % (доля выпускников очной формы обучения — 18,7 %). В 2021 г. доля выпускников высших учебных заведений составила 27,3 % (очная форма обучения — 18,1 %). В отдельных регионах количество выпускников не превышает 20 %, например, в Сахалинской области (0,0 %), Иркутской области (2,0 %), Забайкальском крае (4,3 %), Ивановской области (9,3 %), Астраханской области (10,0 %), Пензенской области (11,1 %), Вологодской области (11,5 %), Новосибирской области (12,7 %), Республике Марий Эл (13,0 %), Владимирской области (13,2 %), Астраханской области (13,9 %), Ульяновской области (14,8 %), Томской области (15,3 %) и др.1.
Кроме того, значительный рост числа неуком-лектованных должностей также негативно влияет на формирование вновь принимаемых сотрудников оперативных подразделений. Так, например, в настоящее время отмечается стабильный рост кадрового некомплекта в подразделениях уголовного розыска и в целом по России в 2021 г. он составил в среднем 12,5 %, а в отдельных регионах этот показатель значительно превысил средние значения, например, в Еврейской автономной области (28,2 %), Забайкальском ЛУ на транспорте (26,6 %), Республике Марий Эл (22,5 %), Ненецком АО (21,1 %), Приморском крае (21,1 %), г. Севастополе (20,5 %), Магаданской области (20,4 %), в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (20,3 %), Республике Ингушетия (19,7 %), УТ по СЗФО (19,0 %), Сахалинской области (18,9 %), УТ по Дальневосточному федеральному округу (17,6 %), УТ по Центральному федеральному округу (16,8%), Новосибирской обла-
1 Для анализа использованы статистические данные за 2015-2021 гг. по форме 1-К, предоставленные ГУУР МВД России.
JURISPRUDENCE
сти (16,2 %) и т. д. Кроме того, следует отметить, что в официальных данных учитываются только неукомплектованные должности, в то время как фактическое невыполнение служебных обязанностей по различным причинам (отпуск, болезнь, командировка и пр.) создает дополнительную нагрузку на остальных сотрудников.
Вызывает обеспокоенность ситуация, связанная с увольнением выпускников в течение первого года службы после выпуска из образовательной организации. Например, с 2017 г. уволилось 914 выпускников, в том числе 626 (68 %) на первом году службы [9].
Действительно, в течение 4-5 лет подготовки к практической деятельности в образовательной организации высшего образования будущий оперуполномоченный не только изучает общеюридические и специальные дисциплины, он постепенно формируется как профессионал, сориентированный на решение задач не только наиболее оптимальным с точки зрения оперативно-розыскной тактики, но и законным, а также морально-этически приемлемым способом. Кроме того, он перманентно готовится к правоприменительной деятельности в агрессивной экстремальной среде, в условиях, сопряженных с необходимостью быстрого принятия различных решений, от правильности которых зависит не только достижение поставленной цели борьбы с преступностью, но и личная безопасность конкретных лиц.
Думается, что «форсирование» закономерных процессов создания «правильных» правовых идеалов и ориентиров у будущих сотрудников оперативных подразделений не только деформирует уже устоявшиеся представления о допустимом с различных позиций поведении, но и создает предпосылки к формированию искаженного правосознания, которое в процессе правоприменения, не только не может развиваться в заданном общественно приемлемом русле, но и служит основой для формирования аналогичных деформированных представлений о праве у других участников оперативно-розыскных правоотношений, в том числе вновь принимаемых на службу оперативных сотрудников. При этом нами не оспаривается мнение о том, что первоначальная профессиональная подготовка в настоящее время необходима и в известной степени незаменима.
Однако, на наш взгляд, подготовка высококвалифицированных сотрудников оперативных подразделений, имеющих весьма широкие, а, порой, исклю-
чительные полномочия в области правоприменения, не должна ограничиваться периодом 4-6 месяцев. Думается, что формирование профессионального правосознания сотрудника (а в дальнейшем, возможно, руководителя оперативного подразделения) неминуемо связано с изменением существующих подходов к профессиональному обучению, в рамках которого происходит формирование:
♦ системы научных правовых знаний;
♦ знаний основных предписаний права и правильного их понимания;
♦ уважения к праву, законам, законности и правопорядку;
♦ навыков и умений применения правовых знаний на практике; способности и готовности согласовывать поведение и практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
♦ устойчивого личностного неприятия нарушений норм права.
Сформированная в процессе юридического образования совокупность указанных компонентов правосознания обеспечивает психологическую установку личности на активное применение правовых знаний в жизни и профессиональной деятельности. Педагогическое взаимодействие в ходе формирования правосознания включает как накопление правовых знаний, так и превращение этих знаний в личные убеждения [7].
Названный подход предполагает прохождение будущим специалистом определенных стадий, каждая из которых характеризуется как содержательными, так и временными параметрами. Представляется, что таких стадий четыре.
I стадия «Предварительное формирование ценностных (правовых) ориентиров, получение общеюридических знаний».
На наш взгляд, формирование правосознания профессионального юриста должно начинаться с азов юриспруденции, этики, психологии и пр., однако этот процесс напрямую не связан с будущей профессией. Получаемые знания, умения и навыки носят универсальный общеюридический характер и не имеют специфики, обусловленной необходимостью решения в будущем профессиональных задач в области оперативно-розыскной деятельности. На наш взгляд, назрела потребность кардинального изменения ведомственной образовательной системы МВД России, которое заключается в следующем:
а) поступление в образовательную организацию не должно увязываться с началом службы в органах внутренних дел; б) в рамках рассматриваемого этапа (1 курс) обучающиеся должны проходить подготовку как «гражданские» студенты; в) принятие присяги и заключение контракта о службе должно осуществляться лишь по окончании рассматриваемого этапа. На первый взгляд, такой подход ограничивает возможности обучения и вовлечения обучающихся в условия несения службы. Однако, на наш взгляд, именно в этот период обучающиеся физически, психологически и морально не готовы к роли сотрудника ОВД, привлечение их к выполнению обязанностей в таком качестве не эффективно и не целесообразно, а в некоторых случаях — опасно (например, привлечение к охране общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий). Кроме того, обучение в этот период способствует устойчивому формированию осознанного выбора в продолжении обучения в ведомственной образовательной организации или его прекращения. Не основным, но значимым, является также экономический фактор — обучение в таком формате позволит существенно сократить расходы, связанные с обеспечением обучающихся как сотрудников ОВД (денежное довольствие, вещевое обеспечение, социальные гарантии).
II стадия «Формирование представления об основных институтах и категориях оперативно-розыскного права, уголовного права, уголовного процесса, криминалистики. Формирование профессиональных знаний и умений в области оперативно-розыскной деятельности».
Эта стадия по времени сопоставима с обучением на 2-3 курсах и сопряжена с фактическим началом службы в МВД России и принятием присяги. Предполагается, что в отведенное время будущие оперативные сотрудники будут углубленно изучать только учебные дисциплины профессионального цикла. Одновременно с этим с ними должна проводиться воспитательная работа, психологические тренинги и мастер-классы, направленные на формирование профессионального правосознания в духе уважения профессиональных ценностей и традиций выбранной профессии, «такое воспитывающее обучение в процессе юридического образования предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослуш-
ного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, правовую культуру, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания» [3].
III стадия «Закрепление умений осуществления оперативно-розыскной деятельности».
По времени данная стадия совпадает с обучением на четвертом курсе. В рамках данной стадии предполагается проведение практики в оперативных подразделениях, призванной закрепить полученные профессиональные знания и умения и экстраполировать первичные правовые предустановки с теоретического уровня на практический. Формирование профессионального правосознания на данном этапе происходит в тесном переплетении с реальным оперативно-розыскным процессом.
IV стадия «Формирование устойчивые навыков осуществления оперативно-розыскной деятельности».
Данная стадия отличается от предыдущей тем, что связана уже не с обучением, а с началом самостоятельного выполнения профессиональных обязанностей, сопряженного с закреплением наставника из числа наиболее опытных оперативных сотрудников и руководителей оперативных подразделений.
Разумеется, предложенный подход на данном этапе развития системы подготовки кадров весьма теоретизирован, требует глубокого всестороннего осмысления и проработки. Вместе с тем, озвученные идеи, в случае их реализации, будут, на наш взгляд, способствовать закреплению на практике профессионального высококвалифицированного кадрового ядра, сотрудники которого будут не только осознавать себя как профессионалов, но и стремиться к саморазвитию в профессиональном русле.
Список источников
1. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2006.
2. Гранин А. Ф. Убеждение и принуждение в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Киев, 1973.
3. Климентов В. Л. Развитие правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2. С. 209.
4. Колпаков В. К. Совершенствование правосознания оперативных работников как средство повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности // Проблемы повышения эффективности деятельности оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в современных условиях: сб. науч. тр. Киев, 1985. С. 42.
5. Кудрявцев В. Н. Правосознание юриста. Советская юстиция. 1974. № 10. С. 3-5.
6. Никитин В. Б. О структуре правосознания // Человек и общество. Л., 1973. С. 133.
7. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-81.
8. Пересадина О. В. Правовая идеология профессионального правосознания: теоретико-правовой анализ // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 4. С. 56.
9. Письмо ГУРЛС МВД России от 18 ноября 2022 г. № 1/13258 «О направлении информации».
10. Сафронов В. В. Правосознание гражданина: дисс. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.
11. Тапчанян Н. М. Правосознание и правовая культура: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 1999.
References
1. Bayniyazov R. S. Legal awareness and legal mentality in Russia: autoref. diss. ... doct. jurid. M., 2006.
2. Granin A. F. Persuasion and coercion in law enforcement activities of internal affairs bodies. Kiev, 1973.
3. Klimentov V. L. Development of legal awareness and legal culture in the process of legal education // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 2. P. 209.
4. Kolpakov V. K. Improving the legal awareness of operational workers as a means of increasing the efficiency of operational investigative activities // Problems of improving the efficiency of operational investigative apparatus of internal affairs bodies in modern conditions: collection of scientific tr. Kiev, 1985. P. 42.
5. Kudryavtsev V. N. Legal awareness of a lawyer. Soviet justice. 1974. No. 10. P. 3-5.
6. Nikitin V. B. On the structure of legal consciousness // Man and society. L., 1973. P. 133.
7. Pevtsova E. A. Modern definitive approaches to legal culture and legal consciousness // Journal of Russian Law. 2004. No. 3. P. 70-81.
8. Transplantina O. V. Legal ideology of professional legal consciousness: theoretical and legal analysis // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 4. P. 56.
9. Letter of the MIA of Russia dated November 18, 2022 No. 1/13258 «On the direction of information».
10. Safronov V. V. Legal consciousness of a citizen: diss. ... cand. jurid. sciences'. Krasnoyarsk, 2004.
11. Tapchanyan N. M. Legal awareness and legal culture: abstract. diss. ... cand. jurid. M., 1999.
Информация об авторе
М. С. Десятов — первый заместитель начальника Омской академии МВД России (по учебной работе), доктор юридических наук, доцент, почетный сотрудник МВД России.
Information about the author
M. S. Desyatov — First Deputy Head of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (for academic work), Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Honorary Officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 12.01.2023; одобрена после рецензирования 31.01.2023; принята к публикации 13.02.2023.
The article was submitted 12.01.2023; approved after reviewing 31.01.2023; accepted for publication 13.02.2023.