Научная статья на тему 'Трансформация партийной системы российского общества в контексте интересов гражданского общества'

Трансформация партийной системы российского общества в контексте интересов гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
603
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОГЕРЕНТНОСТЬ / PARTY SYSTEM / RUSSIAN SOCIETY / CIVIL SOCIETY / TRANSFORMATION / COHERENTNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафонова Айгуль Мусаевна

Статья посвящена одной самых важнейших проблем современной политической реальности российского общества исследованию основных направлений трансформации партийной системы постсоветского периода сквозь призму интересов гражданского общества, построение которого во многом определяется эффективностью процесса партийного строительства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация партийной системы российского общества в контексте интересов гражданского общества»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Сафонова Айгуль Мусаевна, соискатель кафедры политологии и

этнополитики

Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Ростов-на-Дону, Россия zahraamar@rambler. ru

Статья посвящена одной самых важнейших проблем современной политической реальности российского общества - исследованию основных направлений трансформации партийной системы постсоветского периода сквозь призму интересов гражданского общества, построение которого во многом определяется эффективностью процесса партийного строительства в России.

Ключевые слова: партийная система; российское общество; гражданское общество; трансформация; когерентность.

Aigul Safonova, applicant for the department of political science and ethnopolitics

North-Caucasus Academy of Public Administration,

Rostov-on-Don, Russia zahraamar@rambler. ru

The article is devoted one the most major problems of modern political reality of Russian society - to research of basic directions transformation of the party system of postsovetskogo period through the prism of interests of civil society the construction of which is in a great deal determined efficiency of process of party building in Russia.

Keywords: party system; Russian society; civil society; transformation; coherentness.

Логика российской политической модернизации требует развитого и устойчивого гражданского общества в стране. Без полноценного формирования этого компонента современной демократии становится невозможным и действенное социально-экономическое развитие, поскольку экономическая, политическая и гражданская сферы образуют систему, элементы которой находятся в сложном и тесном взаимодействии.

В современном обществе государственная власть, если ее взять в отрыве от негосударственных политических структур и организаций, не способна полноценно осуществлять те функции, которые возлагаются на нее обществом. Поэтому развитие взаимодействия гражданского общества и государства в современной России предопределяется развитием, как самого гражданского общества, так и тех его структур и институтов, которые обеспечивают политическое и функциональное представительство в политическом процессе. В настоящее время это взаимодействие представляет собой сложный и противоречивый процесс формирования и развития, как гражданского общества, так и государственных структур [1].

В демократическом обществе гражданам свойственно придерживаться различных взглядов и убеждений. Соответственно этому разнообразию формируется спектр политических партий и организаций, где обычно на левом фланге - защитники социального равенства, на правом - поборники либеральных концепций, причем по программным заявлениям партий их идеологические позиции нередко слабо различимы. Подобная структура политического пространства представляет собой результат длительного развития общества и государства, когда с течением времени от поколения к поколению совершенствуются правовые и политические инструменты установления гражданского согласия на основе баланса интересов различных социальных групп.

Современная Россия находится только в начале этого пути. Процессы становления гражданского общества сопряжены с глубокими противоречиями, обусловленными, с одной стороны, слабой готовностью самого общества активно воздействовать на эти процессы, с другой, стремлением властных структур поставить их под свой контроль [2]. Формирование партийной системы в России началось в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. Сложилось новое партийное законодательство, образовались группы интересов, состоялось несколько циклов избирательных компаний. Однако по-прежнему дискуссионным остается вопрос о соответствии российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам [3].

Как полагает Г.Л.Кертман, на исходе ХХ в. «институциональный дизайн» российской политики и государственности подвергся тотальной модернизации. Отечественная политическая культура, адаптируясь к новой институциональной ситуации, вырабатывала континуум установок и интерпретационных схем, простирающийся от безоговорочного принятия инноваций до категорического их отторжения [4].

В результате политической трансформации 1990-х годов в стране сложились несовершенные, не всегда эффективно действующие, но все же функционально конструктивные элементы гражданского общества: реальностью стали политический и идеологический плюрализм, многопартийность, свобода мысли и слова, свобода деятельности общественных объединений; право на получение, передачу и распространение информации. Ценности и принципы гражданского общества постепенно проникали в общество и сознание образованных слоев населения [5].

В конце 1990-х гг., перед самим приходом В.В.Путина к власти, не только российская экономика перешла на траекторию роста. Политическая система РФ в этот момент также находилась на пути к консолидации и показывала, как с исторической, так и со сравнительной точек зрения, значимые результаты. Хаотичные 1990-е заложили основу для впечатляющего экономического скачка, а зачастую анархические политические процессы ельцинского периода привели,

в конце концов, к возникновению ряда институтов, организаций и процедур, которые, по крайней мере, с точки зрения демократической теории, были достойны сохранения и дальнейшего развития. К этим результатам, достигнутым к концу девяностых, можно причислить: 1. относительно плюралистический спектр более или менее независимых от правительства (т.е. Кремля) электронных и печатных СМИ, 2. ряд протопартий с большим или меньшим укоренением хотя бы в некоторых регионах, 3. все еще хрупкое и часто неэффективное гражданское общество, самосознание которого, однако, росло с каждым годом, 4. растущий профессионализм в формировании и работе обеих палат российского парламента, а также 5. еще слаборазвитый и зачастую противоречивый, но уже существующий в своих основных чертах федерализм.

В результате этих тенденций к концу последнего десятилетия прошлого века образовалась относительно открытая общественная атмосфера. Хотя западные новые веяния воспринимались с определенным скепсисом, все же хорошо известные в Западной Европе или Северной Америке конфликты между государством и личностью, центром и провинцией, федеральной, региональной и местной властью, трудом и капиталом, церковью и обществом, а также споры партий различного спектра решались ежедневно скорее с растущей, нежели со снижающейся открытостью и все более компетентно. Складывалось впечатление, что Россия медленно, но упорно преобразовывается в полиархическое государство, т.е. в страну, которой «правят многие», где существуют конкурирующие общественные модели, а противостояние интересов различных социальных групп решается с возрастающим подключением активных слоев населения [6].

В 1990-е гг. российское государство фактически не проводило активной политики поощрения партийного строительства. Недоверие первого президента России Б.Н.Ельцина к партиям и разочарование от неудачных для Кремля парламентских выборов 1993 и 1995 гг. стали серьезными, хотя и субъективными препятствиями для формирования такой политики. Поэтому в 1990-е годы партийная система была неконсолидированной [7]. С середины

1990-х гг. собственные политические организации, «партии власти», начал создавать правящий слой российской бюрократии. Стимулом к партийному строительству служило новое предвыборное законодательство, согласно которому половина депутатского корпуса нижней палаты парламента избиралась по партийным спискам. Появившиеся в результате образования представляли собой совокупность клиентел, верхушки которых объединялись вокруг центральной исполнительной власти по иерархическому принципу [8].

В результате в 2001 г. в России было зарегистрировано 59 политических партий, 35 политических организаций и 104 политических движения. При этом, согласно опросу фонда «Общественное мнение» в 2001 г., 52% граждан были убеждены, что политические партии приносят стране больше вреда, чем пользы; 17% опрошенных заявили, что партии ставят своей целью добиться не народного, а собственного благополучия; 16% не нравилось, что партии «грызутся между собой»; 11% были убеждены в том, что на партии тратится много бюджетных денег. Каждый десятый опрошенный считал, что борьба за власть между партиями мешает исполнительной власти и угрожает общественной стабильности. То есть, несмотря на определенные усилия Кремля выстроить в России цивилизованное гражданское общество, где партии должны играть роль основного инструмента политического общения между властью и обществом, народ не понимал, зачем это нужно. На вопрос ВЦИОМ «Сколько партий нужно России?» 34% россиян отвечали: «Нужна одна сильная правящая партия» (41% опрошенных, впрочем, высказался за конкуренцию двух-трех партий) [9].

В 2000 г. в первом ежегодном послании к Федеральному Собранию новый Президент РФ В.В. Путин подверг российскую партийную систему довольно резкой критике и призвал законодателей ускорить работу над новым законом о политических партиях. Стимулом к реформе политических партий стали негативные сигналы, полученные правящей группой в ходе общероссийской избирательной кампании 1999 г., показавшей, что на исход общероссийских политических процессов пытались влиять региональные группировки, интересы

которых не совпадали с интересами Кремля. По итогам этой кампании многие члены правящей группы стали испытывать желание привнести в политическую жизнь больше «определенности, ясности и предсказуемости».

В этом послании к Федеральному Собранию, как и в последующих публичных высказываниях на тему партийного строительства, В.В. Путин последовательно высказывался за «плюрализм и конкуренцию политических партий: сильная власть заинтересована в сильных соперниках. «Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства» (2000 г.) «Партии должны учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа» (2004 г.) Президент говорил о необходимости «развития партий как институтов, связывающих власть и общество», поскольку «только повседневная связь государства и общества, которую могут и должны обеспечить крупные партии, способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок (2003 г.)

Когда В.В. Путин пришел к власти, перед ним стояла задача выбора магистрального курса развития страны. Было решено изменить курс, который проводился Б.Н.Ельциным. В Кремле это называлось «остановить революцию». По оценке О.Крыштановской, В.В.Путин со своими коллегами считали, что лучшим вариантом для России был бы «Андроповской» путь. Он заключался в том, чтобы удержать политическую власть, сохранить каркас государства в неизменном виде при руководящей роли КПСС и начать экономические реформы для того, чтобы дать новый импульс экономике и остановить распад страны. Так и в 2000 г. «командой» Путина была разработана целая система мер, направленных, прежде всего, на восстановление каркаса государства, на восстановление субординации институтов. Это не были какие-то произвольные политические реформы. Они были совершенно целенаправленны и продуманы. Самое главное, что надо было сделать, исходя из этих задач, - ликвидировать альтернативные центры власти, которые, глазами этих людей, которые пришли к власти, создавали хаос в политике [10].

Кто были этими альтернативными центрами власти? Во-первых, это губернаторы. Во-вторых - олигархи, которые, мало того, что могли назначать министров или влиять на состав Совета безопасности, практически подчинили себе Государственную Думу. Третья опасность - политические партии, которые оказались на тот момент в оппозиции и резко критиковали Кремль. Четвертая опасность - независимые СМИ. Против каждого из этих врагов была направлена определенная программа действий. Летом 2000 г. принимается пакет законов, по которым создавались семь федеральных округов. Губернаторы были изгнаны из Совета Федерации, а в 2003 г. они лишились права избираться населением. Сформировался социальный заказ на силовиков и Путин привел их к власти. До Путина доля силовиков в структурах власти была не более 13%. Уже к 2003 году их стало 25%. К февралю 2008 года их уже было 42% среди федеральной элиты [11]. Недаром составной частью изменений в общественном мнении стало растущее отождествление В. Путина с «силовиками». По данным Левада-центра, в сентябре 2004 г. «силовики» оказались на первом месте среди других общественных групп, политические связи с которыми приписывались действующему Президенту (39%). Второе место со значительным отрывом поделили бюрократия и средний класс. На третьем месте оказались «олигархи» (18%) и «простые люди» (17%). «Силовики» стали единственной группой, которая укрепляет свои связи с В. Путиным в общественном мнении [12].

На эти обстоятельства обращает внимание и политолог А.Рябов. По его оценке, начиная с 2000 г. в стране в негативную для демократического движения сторону стала меняться общая политическая ситуация. Одной из главных целей первого президентства Путина стала консолидация разных групп и слоев элиты на основе совместной защиты возникшего в результате перемен 1990-х гг. общественного строя, присущих ему социальных и властных отношений. Президент предложил и новые правила игры для элит, соответствовавшие новым задачам. Они были сформулированы главой государства на встрече с ведущими предпринимателями страны («олигархами») в мае 2000 г. Суть его предложений состояла в том, что в обмен на преференции в продолжении и развитии бизнеса,

предпринимателям предлагалось отказаться от попыток вмешательства в процесс принятия политических решений. Эти новые правила игры были приняты предпринимательским классом. Те же, кто не хотел согласиться с ними, под давлением властей оказались вынуждены покинуть пределы страны в обстановке позитивной в целом реакции крупнейшего бизнеса (Б.Березовский и В.Гусинский) [13].

Таким образом, все более отчетливо проявлялась тенденция укрепления федеральной власти. При этом Администрация Президента и слившаяся с ней исполнительная власть все больше подминали под себя законодательную и судебную ветви власти, региональные власти, бизнес, средства массовой информации [14].

Все современные демократии на Западе — это демократии, созданные политическими партиями. Фундаментом партийной демократии служат три основных политических института: представительное устройство власти;

всеобщее избирательное право и политические партии. Важнейшей характеристикой политического процесса является наличие альтернатив и возможности выбора между ними на политическом рынке. Предлагая альтернативные программы и кандидатов, партии позволяют обществу выбирать между различными вариантами будущего, которое они обязуются воплотить в случае победы. Политики от победившей партии, занимая ключевые позиции в государственных структурах в качестве доверенных лиц общества, интегрируют таким образом общество и государство. Выступая универсальным посредником между ними, партии сообщают легитимность власти и одновременно решают проблему контроля общества за тем, чтобы некоторое необходимое ограничение государством свободы граждан не подвергало опасности те права и свободы, защита которых является его основным предназначением [15].

Многопартийность в России едва ли обладает самостоятельным потенциалом демократизации, ибо сама является зависимой переменной "квазидемократической" политической системы и функционально направлена на консервацию ее промежуточного состояния между электоральной демократией и

"полиархией". В отсутствии массового среднего класса, поддерживаемых обществом партий и независимого от власти местного самоуправления, составляющего на Западе низовые структуры самоорганизации общества, перспективы демократического транзита России связаны скорее с внешними факторами и наличием в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в укоренении демократических практик, чем непосредственно с многопартийностью [16].

Суть политических изменений с 2000 г. можно также обозначить как ослабление всех конституционных демократических институтов: обеих палат парламента, политических партий, правительства, СМИ и других с последующей заменой их субститутами, в роли которых выступают Администрация Президента, Госсовет, многочисленные другие советы при президенте, полпреды и другие. В отличие от полноценной партийной системы, отношения между партиями и властью стали носить «перевернутый» характер (Ю.Коргунюк): не партии берут под свой контроль законодательную и исполнительную власть, а беспартийная бюрократия через созданные «сверху» псевдополитические организации подчиняет себе парламент.

По оценке В.Гельмана, в 2000-е годы российская партийная политика развивалась под воздействием двух взаимосвязанных тенденций: а)

нарастающего доминирования «партии власти» на трех уровнях: парламентском, электоральном и региональном, б) резкого ослабления политической оппозиции, как левой, так и либеральной [17]. «Партия власти» существенно выросла и укрепилась, но не изменила своего «чиновничьего» характера. Партийный плюрализм скорее ослаб, чем укрепился. Все это постепенно исключало гражданское общество. Для его институтов, отстраивающих жизнь общества «снизу», подчиняясь насущным импульсам и потребностям, не оставалось места. Ведь эти импульсы и потребности могут расходиться с планами государства (и лидера страны, «государя» - от которого слово «государство» производно), а если позволить им оформиться организационно, они обретут способность ограничивать неопределенно широкие возможности государства по управлению

страной. Между тем, сохранялась риторика власти в адрес гражданского общества, преследующая определенные цели, прежде всего, установление обратной связи с реформируемым обществом.

Одним из последствий «опустошения» политического ландшафта после парламентско-президентских выборов 2003-2004 гг. стало сокращение разнообразия сил, присутствующих в российской политике. Политическая система «упрощается», предложение на политическом рынке сокращается, и политический спектр становится более примитивным. Политические действия Кремля стали все больше определяться «агентами» административной системы (прежде всего, силовыми ведомствами), а в политической стилистике появились ноты «чрезвычайщины» и политического традиционализма. Шло размывание идеологических основ биполяризации по линии отношения к коммунистической идеологии и советскому прошлому, полюс власти усиливался, а полюс оппозиции - слабел [18].

Дальнейшее изменение партийной конфигурации в 2005-2007 гг. также не отвечало интересам гражданского общества. Процесс «партизации» российской политики был налицо, но в то же время уровень партийной конкуренции заметно упал. Российская партийная система все меньше соответствовала интересам гражданского общества. Между тем, это общество продолжало жить и развиваться. Специфика гражданского общества в России заключалась в том, что его становление происходило в условиях продолжающейся политической трансформации. Поскольку политическая и экономическая элиты не изъявляют особой готовности стимулировать становление гражданского общества, а средний класс не может это сделать вследствие своей малочисленности, основная тяжесть в этом плане падает на плечи «базового» и «нижнего» (т. е. наиболее многочисленных) социальных слоев.

При отсутствии свободной конкуренции на политическом поле между партиями политическая система гражданского общества не может развиваться. Политический ресурс монополизируется государственной бюрократией в целях увековечивания ее господства над обществом. Законодательство же не создает

достаточных препятствий для использования бюрократией так называемого «административного ресурса» на выборах в органы власти всех ступеней. Подавление оппозиции приводит к тому, что выборы превращаются в утверждение населением кандидата, предложенного управленческими элитами. Это стимулирует апатию населения, нежелание участвовать в политической жизни страны, превращает людей из граждан в подданных.

И все же у российской партийно-политической системы есть позитивные возможности эволюции. Недаром Р. Даль убежден, что «демократическая идея не утратит своей привлекательности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии» [19].

Исходя из вышесказанного, сформулируем выводы. Развитие

взаимодействия гражданского общества и государства в современной России предопределяется развитием, как самого гражданского общества, так и тех его структур и институтов, которые обеспечивают политическое и функциональное представительство в политическом процессе. В настоящее время это взаимодействие представляет собой сложный и противоречивый процесс формирования и развития, как гражданского общества, так и государственных структур.

В целом трансформация российской партийной системы в рамках современного политического пространства свидетельствует, что перед Россией по-прежнему стоит проблема адаптации «заимствованных» в 1990-е гг. политических институтов к существующим социальным условиям. Современная Россия, переживающая переход к полиархии, нуждается в постепенном расширении партийного плюрализма, росте конкуренции на политическом поле, в повышении роли партий в политической жизни. Однако сегодня налицо доминирующая роль государственных структур, органов власти в партийном строительстве, в конкретной деятельности партий, проявляющейся не только в формировании их правового пространства, но и в электоральной работе партий.

В то же время, несмотря на значительные трудности и сложности объективного и субъективного характера, процесс партийного строительства и формирования партийной системы в России постепенно развивается, происходит дальнейшая структуризация гражданского общества. Представители образованных слоев и городской культуры все более активно осваивают возможности свободной самоорганизации, учатся отвечать за свою собственную жизнь и предъявлять требования к государственной власти. Постепенно повышается эффективность институтов формирующегося гражданского общества в контексте их расширяющегося взаимодействия, как с партийной системой, так и структурами государства.

Вместе с тем, становление партий как полноценного института гражданского общества и политической системы - дело не одного поколения. Оно должно сопровождаться встречными процессами, связанными с укреплением институтов гражданского общества и государства. Только тогда политические партии смогут превратиться из «громоотвода» политической энергии общества в эффективный «проводник» от гражданского общества к государству.

Литература

1. Ананьева М.К. Многопартийность в становлении и развитии гражданского общества в современной России. Автореф. ...канд. полит. наук. Саратов, 2009.

2. Шмидт Д. Какое гражданское общество существует в России//Рго et Contra. 2006, № 1, С. 6-10.

3. Сафаров М. Реформа партийной системы в России сквозь призму демократии и федерализма//Казанский федералист, 2006, № 1-2.

4. Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре//Полис, 2007, № 1, С. 120.

5. Руденкин В.Н. Гражданское общество в условиях политической трансформации России: субъектное и структурное измерения. Автореф. дисс. ...докт. полит. наук, Екатеринбург, 2002.

6. Умланд А. Постсоветская Россия между демократией и авторитаризмом: критика сравнения ельцинского и путинского периодов из исторической перспективы// Без темы. - 2009. - № 1(11). - С. 6-7.

7. Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии//Полис, 2008, № 5, С. 135.

8. Коргунюк Ю. Партийное строительство в России// www.partinform.ru/

9. Зырянов С.Г. Парадоксы российского партийного строительства//ЧиновникЪ. Uapa.ru/2002/4/

10. Крыштановская О. Российская элита на

переходе//www.polit.ru/lectures/2008/06/02/

11. Там же.

12. Зудин А. Партии и общественное мнение в «системе Путина»//политком.

Ру.

13. Рябов А. Демократическое движение в современной России: истоки состояние причины////www. Ryzkov. Ru/

14. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Указ. соч., С. 166-167.

15. Кулик А.Н. Партийная демократия для России: встреча с будущим или ушедший поезд?//http://www.ecsocman.edu.ru/data/822/685/1219/024Kulik.pdf

16. Там же.

17. Гельман В. Трансформация российской партийной системы//www. polit. ru/lectures/2008/03/14/gelman/

18. Зудин А.Ю. Партии и общественное мнение в «системе Путина»

19. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. С.404.

Рецензент:

Понеделков А.В., доктор политических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.