Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / КРИЗИС / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / КОРОНАВИРУС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафаев Т. З.

В работе представлено научное исследование по современному состоянию и перспективам функционирования и развития отечественной сферы услуг в условиях сильных возмущающих негативных факторов, возникших для отрасли с первого квартала 2020 г. и не прекращающихся к окончанию 2022 г. Рассмотрены вопросы существенных отличий рисков для отечественных компаний сферы услуг в 2022 г. относительно ситуации 2020-2021 гг., а также сделаны некоторые прогнозы о рисках ближайших лет с рекомендациями их сглаживания на уровне возможностей предпринимателей и управленцев компаний сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустафаев Т. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF RUSSIAN SERVICE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF A NEW NORMALITY

The paper presents a scientific study on the current state and prospects for the functioning and development of the domestic service sector in the face of strong disturbing negative factors that have arisen for the industry since the first quarter of 2020 and will not stop by the end of 2022. The issues of significant differences in risks for domestic service companies in 2022 relative to the situation in 2020-2021 are considered, and some forecasts are made about the risks of the coming years with recommendations for smoothing them at the level of capabilities of entrepreneurs and managers of service companies.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ

НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ

Т.З. Мустафаев, аспирант

Пятигорский государственный университет

(Россия, г. Пятигорск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-45-47

Аннотация. В работе представлено научное исследование по современному состоянию и перспективам функционирования и развития отечественной сферы услуг в условиях сильных возмущающих негативных факторов, возникших для отрасли с первого квартала 2020 г. и не прекращающихся к окончанию 2022 г. Рассмотрены вопросы существенных отличий рисков для отечественных компаний сферы услуг в 2022 г. относительно ситуации 2020-2021 гг., а также сделаны некоторые прогнозы о рисках ближайших лет с рекомендациями их сглаживания на уровне возможностей предпринимателей и управленцев компаний сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, кризис, нестабильность, коронавирус, региональная экономика.

Введение. Возникшие реалии новой нормальности 2020-2022 гг. для сферы услуг всех стран мира, в т.ч. и России, стали с одной стороны неожиданными, а с другой стороны до сих пор непонятными по механизмам устранения проблем в их последующем функционировании. До января 2020 г. формулировалось как мейнст-рим экономической мысли и практики, что сфера услуг есть базис постиндустриальной экономики, а значит никакого спада и тем более краха её невозможно, если конечно не рассматривать совсем уж сценарии формата апокалипсиса. Январь и особенно февраль 2020 г. показал значительную ошибочность данных мнений. И если 2021 г. давал для сектора экономики сферы услуг надежды на скорое восстановление после удара по ней событий 2020 г., в т.ч. благодаря массовой вакцинации от ко-ронавируса, то с 24.02.2022 г. начавшаяся трансформация структуры мировой экономики показала, что основные удары по данному сегменту экономической деятельности ещё впереди.

Результаты исследования. Проведенное исследование как на базе кабинетного, так и на базе полевого исследования, в т.ч. с использованием ведущих мировых статистических баз и выводов аналитиков и ответственных лиц говорит, что результатам происходящих процессов в последние 3

года в среднем население большинства стран мира к окончанию 2022 г. становится ощутимо беднее, чем в период окончания 2019 г. Результирующей этой ситуации становится снижение населением затрат на сфере услуг, считающими не базисными. Исключение в ряде случаев составляет ГГ-сфера. В этом плане решение руководства России в начале 2010-х гг. фактически сделать больший упор на развитие промышленного сектора и сферы АПК, в ущерб ускоренному развитию сферы услуг дал о себе знать в начале 2020-х гг. в виде более низких темпов проседания ВВП относительно тех стран, где поступили иначе [1; 2].

Несомненно, эпидемия коронавируса и последующие беспрецедентные санкции от стран коллективного Запада стали ощутимым ударом по всей отрасли сферы услуг России, существенно изменившим как условия труда на них, так и формат потребления их продукцию (услуги), усилив в первую очередь форматы бесконтактного онлайн взаимодействия. В то же время данная ситуация стала фактором для ускорения трансформации в этом виде бизнеса, а также и в целом в социально-экономической сфере страны. В качестве примера стоит отметить результаты деятельности компании, работающей с брендом общественного питания «Вкусно и

точка», которая в ноябре 2022 г. получила выручку большую, чем её предшественник годом ранее.

При этом ситуацию на начало декабря 2022 г. сложно в целом назвать близкой к идеальной. После ухода мировых лидеров сферы услуг из России, только в сегменте общественного питания более 220 тысяч её бывших сотрудников не могут пока трудоустроиться. Проблемы возникали и продолжают возникать и в иных сегмента экономики сферы услуг, - так доходы от кинопроката в российских кинотеатрах в

2022 г. просели относительно предыдущего года на 42%, а относительно докорона-вирусного 2019 г. и вовсе на 57%. Подобные цифры сказываются и на работе тор-гово-развлекательных центров России, одних из основных поставщиков в настоящее время услуг сферы услуг, с прогнозом закрытия до половины данных зданий в

2023 г.

В рамках проведенного репрезентативного исследования социологической группой ФОМ было однозначно выявлено, что с 2020 г. темп работы коллективов компаний сферы услуг значительно вырос. «Во многом это произошло за счет перехода на удаленку и активного внедрения онлайн-инструментов» [3, с. 23]. Несмотря на то, что в 2022 г. формат перевода работников на удаленную форму работы как форму противодействия коронавируса сошел на нет, на многих предприятиях, в т.ч. по настоятельной просьбе непосредственно его работников, данный формат был частично сохранен. В рамках трудового законодательства России в эти годы впервые в истории была введена дефиниция смешанной формы нахождения на рабочем месте, тогда как ранее было возможно лишь заключение трудового соглашения по формату либо очного участия, либо удаленного. Новый формат до сих пор не регламентирован, так что в настоящий момент работодатели пока имеют все возможности здесь для формирования оптимальной для себя структуры организации труда в новых условиях.

В качестве антикризисных мер, компании из данного вида экономической деятельности, помимо индивидуальных спо-

собов адаптации к кризисным ситуациям, формировавшимся в процессе появления таких ситуаций использовали в этот период и стандартные кейсы, среди которых выделяют: микроскальпинг бюджетов/ отказ от ряда трат, с сомнительной экономической эффективностью; сокращение сотрудников/ зарплат/ трудочасов, переформатирование подхода к оплаты труда; проработка вопросов с изменением затрат на аренду производственных, представительских и административных помещений компании; усиление контактной деятельности с клиентами компаний, на предмет психологического понимания нестабильности внешней среды для национальной и мировой экономики в целом в определенный промежуток времени; сокращение в целом объемов помещений компаний, в т.ч. в связи с усилением перехода в формат онлайн-торговли [3, с. 57-62].

Несомненно, не все сферы экономики услуг смогут осуществлять свою деятельность удаленно, - и здравоохранение, и жилищно-коммунальные услуги и многое иное в большей степени это работа для офлайна, хотя и здесь ещё до пандемии внедрялись такие проекты, к примеру, как телемедицина, особенно для удаленных районов и сельской местности.

Формат же риск-менеджмента компаний сферы услуг России в 2022 г. радикально отличалась от того, что был в 20202021 гг. В отличии от тех лет в стране не только происходил спад экономики, а также убыль населения, но и параллельно с этим, был радикальный исход с рынка представителей компаний из недружественных стран, с одновременным входом на этот рынок компаний от стран дружественных, с более слабыми конкурентными преимуществами. Соответственно участвовать в процессе освоения имеющих объемов потребностей рынка услуг стало отечественным игрокам значительно легче. Полученный опыт в период пандемии по работе сотрудников вне стен офисов позволили в 2022 г. оставить часть ценного персонала на работе, из тех лиц, что решили «временно» покинуть страну. Кроме того, в 2022 г., в отличии от 20202021 гг. в стране в целом не происходили

тотальных карантинных закрытий на длительный период работы компаний, а значит работу компаний можно было выстраивать более планомерно.

Заключение. Формулируя предварительные прогнозы рисков ближайших лет в экономике сфере услуг можно сказать, что общая ситуация будет видимо несколько ухудшаться, однако доля отечественного сегмента в этом виде экономической деятельности будет увеличиваться. Кроме того, увеличатся и возможности для

Данными возможностям воспользуются те из предпринимателей и управленцев компаний сферы услуг России, кто будет более системно подходить к работе по данному направлению, в т.ч. через кооперацию работы с государственными и частично государственными структурами, в т.ч. Министерства экономического развития и Российским экспортным центром, каждое из которых сильно заинтересовано в поддержании и повышении эффективности в работы компаний сферы услуг.

выхода на рынке дружественных стран.

Библиографический список

1. Еделев Д.А., Татуев А.А. Функциональная роль промышленности в развитии национальной экономики // Современная научная мысль. - 2013. - № 6. - С. 129-137.

2. Татуев А.А., Керефов А.А. Современная российская специфика производства валового регионального продукта // Kant. - 2011. - № 2. - С. 36-37.

3. Ослон А.А., Петренко Е.С., Кот Ю.А., Богомолова Е.В., Никифорова Е.А. На пути к антихрупкости: как компании переживают коронавирус. - М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ), 2022. - 264 с.

TRANSFORMATION OF RUSSIAN SERVICE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF A

NEW NORMALITY

T.Z. Mustafaev, Postgraduate Student Pyatigorsk State University (Russia, Pyatigorsk)

Abstract. The paper presents a scientific study on the current state and prospects for the functioning and development of the domestic service sector in the face of strong disturbing negative factors that have arisen for the industry since the first quarter of 2020 and will not stop by the end of 2022. The issues of significant differences in risks for domestic service companies in 2022 relative to the situation in 2020-2021 are considered, and some forecasts are made about the risks of the coming years with recommendations for smoothing them at the level of capabilities of entrepreneurs and managers of service companies.

Keywords: service sector, crisis, instability, coronavirus, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.