Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COVID-19 / ОГРАНИЧЕНИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Александра Владимировна

В 2020 г. мировое сообщество столкнулось с серьезной проблемой - пандемией COVID-19. Она оказала и продолжает оказывать негативное влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, однако особенно сильный удар нанесен по сегменту малого и среднего предпринимательства. Перед руководством страны и отдельных регионов встает вопрос, какие меры поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо реализовать, чтобы процент закрытия компаний не стал катастрофическим. В данном исследовании выявлены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ на современном этапе, приведена иллюстрирующая их статистика, а также предложены конкретные мероприятия по улучшению сложившейся ситуации. Особый акцент необходимо сделать на применении инновационных и цифровых инструментов, которые выступают ключевыми факторами успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING PROBLEMS AND DEVELOPING RECOMMENDATIONS FOR SUPPORTING SMALLAND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING THE COVID-19 PANDEMIC

In 2020, the world community is faced with a serious problem - the COVID-19 pandemic. It has had and continues to have a negative impact on all spheres of the socio-economic life of society, but a particularly strong blow has been struck on the segment of small and medium-sized businesses.Before the leadership of the country and individual regions, the question arises: what measures to support small and medium-sized businesses need to be implemented so that the percentage of company closings does not become catastrophic.In this study, we identified the main problems of the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation at the present stage, presented statistics illustrating them, and also proposed specific measures to improve the current situation. Particular emphasis needs to be placed on the use of innovative and digital tools, which are key success factors.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2021, №4 http://www.agequal.ru/pdf/2021/AGE QUALITY 4 2021.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Новикова А.В. Выявление проблем и разработка рекомендаций по поддержке малого и среднего бизнеса в период пандемии COVID-19 // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. №4. С. 127-138. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/421007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.4

Выявление проблем и разработка рекомендаций по поддержке малого и среднего бизнеса в период пандемии СОУГО-19

Новикова Александра Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры « Отраслевая экономика», ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»,

241035, Россия, Брянская область, г. Брянск, бульвар 50лет Октября, 7

avnovikova2010@gmail. сот

В 2020 г. мировое сообщество столкнулось с серьезной проблемой -пандемией СОУГО-19. Она оказала и продолжает оказывать негативное влияние на все сферы социально -экономической жизни общества, однако особенно сильный удар нанесен по сегменту малого и среднего предпринимательства. Перед руководством страны и отдельных регионов встает вопрос, какие меры поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо реализовать, чтобы процент закрытия компаний не стал катастрофическим. В данном исследовании выявлены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ на современном этапе, приведена иллюстрирующая их статистика, а также предложены конкретные мероприятия по улучшению сложившейся ситуации. Особый акцент необходимо сделать на применении инновационных и цифровых инструментов, которые выступают ключевыми факторами успеха.

Ключевые слова: СОУГО-19; ограничения; малый и средний бизнес; инструменты поддержки; современные информационные технологии; взаимодействие с государством.

Актуальность исследования заключается в значительном влиянии пандемии на глобальную и региональную экономику [1, 2]. Введение режима самоизоляции весной 2020 г. привело к остановке многих предприятий и закрытию общественных мест. Более того, летом 2021 г. в связи с ростом

заболеваемости власти Москвы, Подмосковья и ряда других регионов ввели ограничения в части прекращения деятельности фудкортов, детских комнат, досуговых объектов, в период с 02:00 до 06:00 запрещена работа кафе и ресторанов за исключением обслуживания на вынос и доставки. Кроме того, не менее 30% сотрудников было рекомендовано перевести на удаленный режим работы.

Сегодня практически все отрасли ощутили влияние пандемии, однако тяжелее всего переживают данный период владельцы объектов малого и среднего предпринимательства (МСП) [3]. Особенно сложно приходится сфере услуг, магазинам непродовольственных товаров, общепиту. Только по оценкам рестораторов, в марте 2020 г. их обороты упали на 30-90%. В туриндустрии падение составило 90%. В России временно приостановили работу около 40% торговых точек, а в Москве - более 70%.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, еще 10 апреля 2020 г. в России было 5,74 млн микропредприятий (годовая выручка - до 120 млн руб., число работников - не более 15 человек), а 10 августа - уже на 387 000 меньше. МСП составляет пятую часть экономики России, поэтому можно рассчитать, что даже при таком сокращении малый бизнес уходит в минус как минимум на 0,9% ВВП, то есть почти на 1 трлн руб.

Исследование базируется на статистических материалах и опросах субъектов МСП. В результате их анализа были обобщены следующие существующие и потенциальные изменения на предприятиях малого и среднего бизнеса в период пандемии:

- снижение спроса на товары и услуги;

- тотальный переход в онлайн;

- сокращение объемов офлайн услуг и торговли;

- падение рынка в связи с неуверенностью бизнеса и, как следствие, сокращение производства;

- более тщательный отбор поставщиков;

- сокращение бюджетов в ближайший год;

- смена приоритетов на HR-рынке и снижение уровня занятости;

- закрытие компаний.

Рассмотрим выявленные в деятельности МСП тенденции более подробно.

Приостановка работы и закрытие большого количества компаний напрямую влияет на спрос ввиду снижения доходов населения. Также произошла переориентация спроса с офлайн на доставку. Локальные изменения происходят на фоне общероссийских: растет цена на доллар и евро, падают курсы акций на мировых биржах, увеличивается цена на золото. Усугубляет ситуацию и пришедшийся на период пандемии экономический кризис, вызванный, в том числе, падением цен на нефть.

Также огромную роль в сокращении масштабов бизнеса сыграл человеческий фактор: в начале эпидемии наблюдался резкий спад спроса на китайские товары ввиду недостаточной информированности об условиях заражения вирусом. Данная особенность позволила мелким российским ритейлерам увеличить рыночный охват, а в условиях постепенного возврата доверия к крупнейшей китайской платформе AliExpress они столкнулись с необходимостью разрабатывать маркетинговые кампании по удержанию клиентов.

Локдаун создал спрос на доставку всех типов товаров на дом. При этом крупные онлайн-магазины от этого только выиграли: Ozon за первый квартал 2020 г. повысил выручку на 88% относительно аналогичного периода 2019 г., Wildberries - на 95%, Яндекс.Еда и Лавка - на 42%. В то же время локальные ресторанные бизнесы, перешедшие на доставку, смогли только покрыть свои расходы, что привело к закрытию значительного числа малых и средних предприятий.

Можно утверждать, что успех крупных платформ, которые следуют мировому тренду сокращения транзакционных издержек, представляет угрозу

развитию МСП. С одной стороны, малый бизнес освобождается от необходимости содержать склад, разрабатывать логистику и т.д., с другой -платформа заинтересована в нем только с точки зрения формирования новой товарной категории, чтобы расширить круг потенциальных покупателей. Однако с течением времени на его место придет тот продавец, который готов работать с меньшей маржой, и далее процесс носит итерационный характер.

За период самоизоляции многие компании постарались переориентировать свою деятельность на онлайн-формат, ввиду чего значительно повысился спрос на обучающие услуги (курсы различной направленности, изучение иностранных языков, частично - фитнес-центры). За первый квартал 2020 г. ЕёТесИ-компании показали прирост выручки: Бкуеп§ -на 29%, БкШЬох - на 289%, «Нетология-групп» - на 53%, 18ргт§ - на 35%, причем последняя компания представляет решения для организации учебного процесса в онлайн-формате, в том числе для школ и вузов.

В случае если эпидемия СОУГО-19 затянется на продолжительное время, некоторые владельцы могут быть вынуждены закрыть свои предприятия навсегда. Адаптация сектора МСП к новым условиям происходит стремительно: более половины бизнесов полностью перешли на удаленку (рис. 1). Данные приведены согласно опросу Ассоциации коммуникационных агентств России АКАР.

Приостановили работу на время эпидемии

15,2

Полностью перешли на удаленку

51,4

Частично перешли на удаленку

25,3

Ничего не изменилось

8,1

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Изменения организационной структуры компаний среднего бизнеса в период коронавируса, % [4].

Эпидемия коронавируса существенно повлияла на работу российских поставщиков товаров. Из соображений безопасности по всему миру в 2020 г. было отменено более 400 коммерческих выставок, в десяти из которых участие отечественных производителей должен был организовывать Российский экспортный центр. Заметно усложнилась транспортировка и даже процесс заключения сделок, так как многие сейчас вынуждены общаться с партнерами с помощью видеосвязи. Кроме того, заморозка бюджетов ожидается по всем непрофильным направлениям, кроме цифровизации [5].

Сокращение производства приводит к высвобождению работников: уровень безработицы в России за три квартала 2020 г. превысил показатель предыдущего года на 1,8%. Конкурентная среда стимулирует кандидатов повышать свою квалификацию и осваивать новые навыки, поэтому после того, как пандемия коронавируса в России закончится, рынок труда будет заполнен более квалифицированными работниками. Как минимум, многие освоят навык удаленной работы.

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 4 (2021) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru [email protected]

Ввиду новой волны коронавируса в ближайшие месяцы потерять свое дело рискует едва ли не каждый второй предприниматель. Для тех компаний, которые смогут удержаться в бизнесе, ожидается резкое падение доходов (рис. 2, 3).

Прочие персональные услуги Дополнительное образование

Спорт, отдых, развлечения 58

Рестораны, кафе, общепит 55

Вспомогательные услуги для бизнеса 48

Туристические агентства и туроператоры Творческая деятельность (искусство, организация развлечений)

83

34

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 2. Падение выручки на предприятиях малого бизнеса в период коронавируса, по данным анализа банка «Точка», % [6].

Такси 60

Торговля бытовыми товарами 38

Аренда и управление недвижимым имуществом 27

Медицина и здравоохранение 32

Деятельность по уходу 53

Розничная торговля 41

Деятельность в области фотографии 47

Производство текстильных изделий 35

Торговля автотранспортными средствами 45

Ветеринарная деятельность 26

Производство бумаги 27

Прокат и аренда предметов личного пользования 64

Животноводство 26

Производство прочих готовых изделий 34

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 3. Падение выручки на предприятиях среднего бизнеса в период коронавируса, по данным анализа банка «Точка», % [6].

Таким образом, малым и средним предприятиям в России необходимо адаптироваться к кризисным явлениям - падению спроса, активизации крупных компаний, смене клиентских предпочтений и увеличению влияния ГГ-технологий на ведение бизнеса [7].

Несмотря на негативные последствия пандемии МСП обладают рядом конкурентных преимуществ, позволяющих им успешно функционировать:

- небольшие компании лучше используют цифровые инструменты,

- легче перевести сотрудников на удаленку при необходимости,

- лояльность местных покупателей,

- быстрая реакция на изменения внешней среды,

- сравнительно небольшое время для переобучения или повышения квалификации сотрудников.

По результатам проведенного анализа предлагается использовать следующие мероприятия по повышению устойчивости МСП (рис. 4).

Рис. 4. Предложения по повышению устойчивости МСП.

Источник: составлено автором.

Таким образом, предлагается рассмотреть пути выхода из кризисной ситуации в трех направлениях: IT и персонал, диверсификация и взаимодействие с государством.

Одним из предложений является изменение организационной структуры компаний путем перевода работников на удаленную работу. В 2020 г. активно развивались компании, предлагающие решения для технической организации удаленки: ZOOM, Skype, Discord, GoogleMeets. Опыт показал, что на дистанционную работу стоит перевести максимальное число работников для улучшения их координации.

Диверсификация деятельности МСП предполагает ориентацию на принципиально новые продукты и услуги: выпуск продукции первой необходимости, освоение онлайн-продаж, создание обучающих курсов.

Немаловажное значение отводится и взаимодействию с государством, которое разработало эффективные инструменты поддержки МСП на 20202021 гг.:

- мораторий на банкротство и проверки бизнеса;

- кредитные каникулы и беспроцентные кредиты;

- льготы по налогу на прибыль (не учитываются субсидии, полученные из бюджета на преодоление последствий COVID-19);

- изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ * в части упрощения закупочных процедур и уменьшения размера обеспечения контракта;

- право на отсрочку выкупных платежей на срок от 6 месяцев до одного года в случае приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества,

- поддержка системообразующих предприятий.

* О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

Особое внимание владельцам бизнеса стоит уделить переходу на оптимальный режим налогообложения ввиду отмены с 01.01.2021 Единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), ставка которого составляла 15%. Своевременный переход на альтернативные системы налогообложения поможет сократить затраты на налоговые выплаты и повысить финансовую устойчивость субъектов МСП.

Однако достижение устойчивой конкурентной позиции прежде всего должно опираться на активную деятельность в сфере оптимизации управления, организации производства или оказания услуг и работу с современными IT-технологиями в контексте снижения затрат, ускорения производственного цикла и использования возможностей удаленной работы [8]. Так, предлагается в компаниях, оказывающих вспомогательные услуги для бизнеса, осуществляющих деятельность в области IT, digital и творчества, а также торговли бытовыми товарами, внедрять проектное управление на базе подхода Agile и его фреймфорков Scrum, SAFe, LeSS и Nexus.

По нашему мнению, в сложившейся сложной экономической ситуации наиболее успешно будет развиваться IT-бизнес [9]. Он является самым перспективным и дает гарантию роста и развития. Также данный вид бизнеса имеет преимущество в том, что не требует оплаты аренды, и сотрудники могут работать удаленно из дома. За истекший год даже самые консервативные покупатели убедились, что приобретать товары и получать многие услуги можно не выходя из дома, с использованием современных информационных технологий. Например, большинство учреждений культуры и искусства (кинотеатры, музеи, театры) находятся в процессе разработки или уже создали свои виртуальные платформы в интернете, которые посещает большое количество пользователей, что подтверждает их востребованность.

Итак, в ситуации очередной волны пандемии государству необходимо разработать и реализовать оптимальный комплекс мер по поддержке малого и среднего бизнеса [10-12]. Причем делать это нужно оперативно, поскольку

предприятия МСП не способны долго выживать под влиянием факторов неблагоприятной среды. Не стоит забывать, что развитие малого бизнеса обеспечивает благоприятные условия для оздоровления экономики страны в целом и отдельных регионов, развивает конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, способствует совершенствованию структуры производства, расширяет потребительский сектор, увеличивает налоговые платежи в бюджет. Кроме того, развитие МСП позволяет решить ряд социальных проблем, обеспечить рост реальных доходов и уровня занятости населения, что имеет важное значение в условиях пандемии.

1. Fernandes N. Economic Effects of Coronavirus Outbreak (COVID-19) on the World Economy (March 22, 2020) // IESE Business School Working Paper No. WP-1240-E, Available at http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3557504.

2. Mokter H. The effect of the Covid-19 on sharing economy activities (January 20, 2021) // Journal of Cleaner Production Volume 280, Part 1. - URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.124782.

3. Донован П. Экономика страха: как коронавирус изменит бизнес и потребителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/biznes/395525-ekonomika-straha-kak-koronavirus-izmenit-biznes-i-potrebiteley (дата обращения: 28.05.2021).

4. Ассоциация Коммуникационных Агентств России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akarussia.ru (дата обращения 09.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шпиленок А.Ю. Цифровизация как новый вектор экономического роста в России / А.Ю. Шпиленок, С.П. Новиков // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды: сборник статей II Всероссийской научно -практической конференции (г. Брянск, 07 июня 2019 г.) [Электронный ресурс]. - Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2019. - 696 с. - С. 665-

Список литературы

6. АО «Точка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rko.tochka.com (дата обращения: 30.05.2020).

7. Исайченкова В.В., Новикова А.В. Цифровизация как инструмент повышения эффективности бизнес -процессов / В.В. Исайченкова, А.В. Новикова // Modern Economy Success. 2019. № 3. С. 141-144.

8. Исайченкова В.В. Обеспечение повышения конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях цифровой экономики // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. № 2. С. 91-105. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/219007.pdf (доступ свободный).

9. Новиков С.П., Новикова А.В. Анализ влияния факторов современной бизнес-среды на развитие российского рынка IT-дистрибуции / С.П. Новиков, А.В. Новикова // Логистика - бизнес - инновации: материалы Восьмой Всероссийской научно-практической конференция (Брянск, 15 мая 2018 г.) [Электронный ресурс] / под ред. Н.И. Коченковой, Е.И. Сорокиной, - Брянск.: БГТУ, 2018. - 302 с. - С. 285-287.

10. Мхитарян Ю.И. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. № 1. С. 8-18. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/119001.pdf (доступ свободный).

11. Мхитарян Ю.И. Проблемы повышения эффективности государственных программ Российской Федерации // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. № 1. С. 7-19. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/118001.pdf (доступ свободный).

12. Мхитарян Ю.И. Стратегические приоритеты антикризисной политики // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. № 2. С. 9-19. -Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2020/220001.pdf (доступ свободный).

Identifying problems and developing recommendations for supporting smalland medium-sized businesses during the COVID-19 pandemic

Novikova Alexandra Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of economics, organization of production, management, Federal state budgetary educational institution of higher education

Bryansk State Technical University, 241035, Bryansk region, Bryansk, boulevard 50 years of October, 7

avnovikova2010@gmail. com

In 2020, the world community is faced with a serious problem - the COVID-19 pandemic. It has had and continues to have a negative impact on all spheres of the socio-economic life of society, but a particularly strong blow has been struck on the segment of small and medium-sized businesses.Before the leadership of the country and individual regions, the question arises: what measures to support small and medium-sized businesses need to be implemented so that the percentage of company closings does not become catastrophic.In this study, we identified the main problems of the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation at the present stage, presented statistics illustrating them, and also proposed specific measures to improve the current situation. Particular emphasis needs to be placed on the use of innovative and digital tools, which are key success factors.

Keywords: COVID-19; restrictions; small and medium businesses; support tools; modern information technologies; interaction with the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.