ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ СОУГО-19 НА МАЛЫЙ БИЗНЕС И.Н. Смирнова, студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-3-93-96
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие на пути развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19. Приводятся исследования, позволяющие оценить эффективность господдержки. Также рассматриваются положительные и отрицательные стороны воздействия коронавирусной инфекции на малый бизнес.
Ключевые слова: малый бизнес, пандемия, государственная поддержка, цифровые технологии, кризис.
На сегодняшний день вопрос о влиянии пандемии на малый бизнес является приоритетным. Именно малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость для того, чтобы подстраиваться под изменения, возникающие на рынке. Он служит препятствием монополизму, тем самым создавая конкуренцию и предоставляя потребителям широкий выбор товаров и услуг. Кроме этого, он обеспечивает гражданам трудоустройство, способствует внедрению цифровых технологий и укрепляет экономическое положение небольших городов и сельских поселений.
С распространением коронавирусной инфекции многое изменилось. Пострадало большинство отраслей экономики. Потребители стали вынуждены экономить, в результате чего можно было наблюдать падение спроса, а предпринимателям пришлось менять режим работы или вовсе закрывать бизнес на неопределённый срок, оказываясь в кризисной ситуации [1].
Одной из проблем, которая возникла у представителей малого бизнеса, стало отсутствие необходимого денежного запаса, позволяющего платить заработную и арендную плату, налог на имущество, коммунальные платежи. Поэтому у предприятий не было возможности осуществлять свою деятельность более трех месяцев без поддержки государства [2].
Так, через несколько месяцев после введения карантина, было проведено исследование в рамках Доклада-2020 бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Российской Федерации. Были опрошены компании, вошедшие в перечень наиболее пострадавших отраслей. Мониторинг «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса» проводится Институтом Уполномоченного с начала апреля 2020 года на регулярной основе. Данный мониторинг проведен 19 мая 2020 года и показал следующие результаты.
Смогли ли вы воспользоваться льготами, предоставляемыми
государством?
25,87
17,05
2,17
39,02
да, воспользовался
планирую обратиться
не нуждаюсь в такой поддержке
обращался, но отказали
Рис. Степень удовлетворенности предпринимателей малого бизнеса в предоставляемых
государством льготах [3]
Еще один опрос, проводимый в рамках данного исследования, касается оценки действий Федерального Правительства и показал, что мерами по поддержке малого бизнеса в условиях пандемии COVID-19 остались довольными всего 27,8% предпринимателей [3].
Анализируя полученные данные, можно сказать, что малым предприятиям было недостаточно той поддержки, которую им оказывало государство. Стоит отметить, что проблемы связаны и с тем, что всего 66 кодов ОКВЭД из 161 включенных в список отраслей могли рассчитывать на поддержку от государства [3]. В мае 2020 года доля предпринимателей, которым было отказано в получении кредита, составляла 17% (рис.). Таким образом, в неопределенном положении оказались и без того неокрепшие малые предприятия, не имеющие мощной финансовой подушки.
Из вышеизложенного следует, что попытки государственного содействия пострадавшим от коронавирусной инфекции предприятиям применялись не эффективно и не имели практической значимости. Есть вероятность, что те предприятия, которые закрылись во время карантина, после снятия всех ограничений уже не смогут восстановить свою деятельность и функционировать как прежде. Однако не стоит забывать, что малый бизнес является генера-
тором инноваций, и даже из такого сложного положения предпринимательство способно выйти, продолжая развивать экономику.
За довольно короткий срок предпринимателям пришлось столкнуться с разного рода трудностями, например, в срочном порядке налаживать технологический уклад компании, ведь приобретение товаров и услуг начало осуществляться в большей степени онлайн. Появилась необходимость разработки веб-сайта и веб-приложения, внедрения сервисов доставки. Цифровое обслуживание оказалось высоко оценено потребителями, которые готовы и в дальнейшем продолжать использовать его, поэтому сейчас особенно актуально развивать онлайн-деятельность. Таким образом, пандемия выявила слабые и сильные стороны малого бизнеса и дала представление, на каких позициях нужно сосредоточить усилия. Благодаря этому возникает возможность трансформации экономики, что означает начало нового экономического цикла. Уже в первые три месяца 2021 года малому и среднему бизнесу удалось заключить договоры с крупнейшими заказчиками на сумму, большую на 12%, чем в прошлом году, сообщает пресс-служба Корпорации МСП (входит в группу ВЭБ.РФ) [4].
Подводя итоги, можно сказать, что стратегию, чтобы минимизировать убытки успешное функционирование малого биз- и в дальнейшем выйти на новый уровень неса является необходимым условием для развития малого бизнеса. В противном экономического роста. Предприниматели случае компания может не выдержать кон-должны быть готовыми к возникновению куренцию и потерять свою рентабель-различных проблем, должны уметь под- ность. страиваться под текущую ситуацию, меняя
Библиографический список
1. Малый бизнес в России. Малое предпринимательство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России#.D0.92.D1.8B.D1.80.D1. 83.D1.87.D0.BA.D0.B0_.D0.BC.D0.B0.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B1.D0.B8.D0.B7.D0 .BD.D0.B5.D1.81.D0.B0_.D1.80.D1.83.D1.85.D0.BD.D1.83.D0.BB.D0.B0_.D0.BD.D0.B0_2.2 C8_.D1.82.D1.80.D0.BB.D0.BD_.D1.80.D1.83.D0.B1.D0.BB.D0.B5.D0.B9
2. Назарова Е.В. Экономическая активность малого бизнеса в условиях пандемии // Общество: политика, экономика, право. - 2021. - №1 (90). - С. 55-60.
3. Ежегодный Доклад-2020 бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Российской Федерации по итогам деятельности правозащитного института уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ. Мониторинг «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (Дата обращения 29.04.2021)
4. Малый бизнес заключил контракты с крупнейшими заказчиками на 880 млрд рублей с начала года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/msp/11157875
5. Никонов И. А. Влияние пандемии коронавируса на малый и средний бизнес / И.А. Никонов, С.М. Корунов // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Междунар. научно-практич. конф. (г. Екатеринбург, апрель 2020 г.). - 2020. - Т. 1. - С. 204-208.
6. Боркова Е.А. Организационные аспекты реализации государственной политики устойчивого развития // Креативная экономика. - 2020. - Т. 14. №4. - С. 431-444.
7. Хойхина С.И. Восстановление малого бизнеса после пандемии COVID-19 / Хойхи-на С.И., Версоцкий Р.Р. // Научные труды Северо-Западного института управления РАН-ХиГС. - 2020. - Т. 11. №4 (46). - С. 256-260.
8. Образцова О.И. Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? / Образцова О.И., Чепуренко А.Ю. // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - №3. - С. 71-95.
9. Шаронина Л.В. Анализ состояния малого бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. - №1 (128). - С. 27-30.
10. Столбова О. Г. Малый бизнес в Российской Федерации после пандемии COVID-19 // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2020. - Т. 11. №4 (46). - С. 221-226.
11. Аванесян Э. А. Оценка воздействия COVID-19 на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства // Kant. - 2020. - №4 (37). - С. 15-19.
12. Козырев А. В. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11. №2. - С. 267-284.
13. Боркова Е.А., Шистеров П.И., Войлоков А.И. Развитие розничной торговли на современном этапе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2019. - №2. - С. 25-33.
IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON SMALL BUSINESSES I.N. Smirnova, Student
Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. This article discusses the problems that arise in the development of small businesses in the Russian Federation in the context of the COVID-19 pandemic. Research is being conducted to assess the effectiveness of state support. The positive and negative aspects of the impact of coronavirus infection on small businesses are considered.
Keywords: small business, pandemic, government support, digital technologies, crisis.