Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ КАМЧАТКИ В 2000‑е гг.'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ КАМЧАТКИ В 2000‑е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Камчатский край / образ жизни / сельское поселение / межселённая территория / реформы 2000‑х гг. / Kamchatski krai / mode of life / settlement / inter-settlement territories / reforms of 2000‑s.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алина Игоревна Кириллова

В статье анализируются проблемы и социально-экономические особенности развития удалённых от ПетропавловскаКамчатского населённых пунктов края, повлиявшие на трансформацию образа жизни населения. Центральное место занимают изменения в административном статусе и инфраструктуре под влиянием реформ, особенно в транспортной логистике региона. Специфическими чертами транспортной сферы на территории Камчатки являются: отсутствие регулярного сообщения, кроме авиационного, труднодоступность для пассажирои грузоперевозок, удорожание стоимости перевозок, наличие условного монополиста в транспортной инфраструктуре края, что усугубляет экономические и демографические проблемы. В статье делается вывод, что в результате реформы — превращения части населённых пунктов в межселённые территории — произошла примитивизация трудовой занятости в поселениях, что в совокупности с другими факторами привело к интенсивной миграции молодёжи. Но оставшееся там население покидать эти территории не намерено, что требует специфических действий со стороны региональных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFESTYLE TRANSFORMATION OF THE POPULATION OF THE PERIPHERAL SETTLEMENTS OF KAMCHATKA IN THE 2000s

The article analyzes the problems and socio-economic features of the development of remote from Petropavlovsk-Kamchatsky settlements, which influenced the transformation of the population’s lifestyle. Changes in administrative status and infrastructure under the influence of reforms, especially in the transport logistics of the region, are Central. Specific features of the transport sector on the territory of Kamchatka are: the lack of regular communication, except for aviation, inaccessibility for passenger and cargo transportation, the increase in the cost of transportation, the presence of a conditional monopoly in the transport infrastructure of the region, which exacerbates economic and demographic problems. The article concludes that as a result of the reform — the transformation of part of settlements into inter-settlement territories — there was a primitivization of labor employment in settlements, which together with other factors led to intensive outmigration of young people. But the remaining population does not intend to leave these territories, which requires specific actions from the regional authorities.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ КАМЧАТКИ В 2000‑е гг.»

УДК 330.59(571.66)"200"

DOI 10.24411/9999-056А-2020-10019

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ КАМЧАТКИ В 2000- е гг.

Алина Игоревна Кириллова,

кандидат исторических наук, доцент, Камчатский государственный университет им. Виту-са Беринга, г. Петропавловск-Камчатский. E-mail: [email protected]

В статье анализируются проблемы и социально-экономические особенности развития удалённых от Петропавловска-Камчатского населённых пунктов края, повлиявшие на трансформацию образа жизни населения. Центральное место занимают изменения в административном статусе и инфраструктуре под влиянием реформ, особенно в транспортной логистике региона. Специфическими чертами транспортной сферы на территории Камчатки являются: отсутствие регулярного сообщения, кроме авиационного, труднодоступ-ность для пассажиро- и грузоперевозок, удорожание стоимости перевозок, наличие условного монополиста в транспортной инфраструктуре края, что усугубляет экономические и демографические проблемы. В статье делается вывод, что в результате реформы — превращения части населённых пунктов в межселённые территории — произошла примитивизация трудовой занятости в поселениях, что в совокупности с другими факторами привело к интенсивной миграции молодёжи. Но оставшееся там население покидать эти территории не намерено, что требует специфических действий со стороны региональных властей.

Ключевые слова: Камчатский край, образ жизни, сельское поселение, меж-селённая территория, реформы 2000-х гг.

LIFESTYLE TRANSFORMATION OF THE POPULATION OF THE PERIPHERAL SETTLEMENTS OF KAMCHATKA IN THE 2000s

Alina Kirillova, Kamchatka State University named after Vitus Bering, Petropavlovsk-Kamchatski, Russia. E-mail: [email protected]

The article analyzes the problems and socio-economic features of the development of remote from Petropavlovsk-Kamchatsky settlements, which influenced the transformation of the population's lifestyle. Changes in administrative status

and infrastructure under the influence of reforms, especially in the transport logistics of the region, are Central. Specific features of the transport sector on the territory of Kamchatka are: the lack of regular communication, except for aviation, inaccessibility for passenger and cargo transportation, the increase in the cost of transportation, the presence of a conditional monopoly in the transport infrastructure of the region, which exacerbates economic and demographic problems. The article concludes that as a result of the reform — the transformation of part of settlements into inter-settlement territories — there was a primitivization of labor employment in settlements, which together with other factors led to intensive outmigration of young people. But the remaining population does not intend to leave these territories, which requires specific actions from the regional authorities.

Key words: Kamchatski krai, mode of life, settlement, inter-settlement territories, reforms of 2000-s.

К началу 2000-х гг. Камчатская область и Корякский автономный округ развивались под влиянием радикальных реформ 1990-х гг. Так, была проведена частичная приватизация транспортной отрасли: часть авиаперевозчиков стала полностью частной, у Камчатского авиапредприятия появились частные акционеры; автобусные перевозки также стали в значительной мере частными, водный транспорт практически прекратил своё функционирование. Энергоснабжение также стало частным. В руках государства оставалось снабжение водой и водоотведение. Торговля и производство пищевых и промышленных товаров, а также сельское хозяйство региона стали частными (в результате приватизации или создания новых предприятий уже на основе частного капитала). Продукция дотационных оленеводческих предприятий, дорогостоящего земледелия и животноводства в экстремальных зонах оказалась неконкурентоспособной, и предприятия разорялись, испытывали трудности в выплате зарплаты. Стремительный рост цен и инфляция усугубляли экономический кризис.

В 2000—2010-х гг. дальнейшие преобразования, затронувшие образ жизни населения на севере полуострова, продолжились. В 2007 г. в рамках укрупнения регионов Корякский автономный округ был объединён с Камчатской областью, сформирован Камчатский край. Это повлекло за собой трансформацию системы управления, частичное сокращение рабочих мест на севере. В описываемый период продолжается оптимизация систем образования, здравоохранения (основанная на количестве обслуживаемого контингента), органов управления, правоохранительных органов, надзорных организаций (служб санитарно-эпидемического надзора и др.). Все они предоставляли рабочие места на удалённых от столицы края территориях.

Несмотря на создание ТОСЭР «Камчатка» в 2015—2016 гг., удалённые северные территории под прямое действие реализуемых мероприятий не попадают. Традиционная отрасль сельского хозяйства Севера — оленеводство — распространена не на тех территориях края, которые входят в зоны активного экономического развития. Переход в 2000-х гг. на программный подход реализации государственной политики привёл к тому, что решение срочных и форс-мажорных ситуаций оказался затруднён тем, что механизм перераспределения денежных потоков внутри целевых программ достаточно сложен. При реализации в крае ФЦП «Жилище» и КЦП на её основе для ремонта повреждённого дома в с. Аянка [6] и строительства нового взамен аварийного приходится предпринимать ряд мер по созданию дочерних подпрограмм.

В 2000-х гг. Камчатский край является демографически депрессивным регионом, что подтверждают официальные данные: в 2000 г. общая численность населения составляла 372,3 тыс. чел., в 2018 г. — 315,5 тыс. чел. (с учётом потоков миграций) [9]. При значительной площади края уровень урбанизации достаточно высок — 78—80%, причём три населённых пункта, имеющие статус городов, — Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилю-чинск — сосредоточены в юго-восточной части полуострова, и расстояния между ними не превышают 50 км. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, численность населения до 2036 г. расти не будет и составит 315,1 тыс. чел. [9]. Сельское население края на территории рассредоточено и проживает в небольших по численности населённых пунктах. Самым крупным сельским поселением является Мильковское, где, по официальным данным, проживают 8451 чел., в эту цифру входят и жителя сёл Шаромы, Пущино, Долиновка и Кирганик (дачный посёлок, где разрешено оформлять прописку) [7].

На территории бывшего Корякского автономного округа (существовал до 1 июля 2007 г.) самым крупным населённым пунктом является городской округ «посёлок Палана» — 2920 чел. [8]. Официально Палана не обладала статусом города, но, являясь столицей Корякского автономного округа, имела присущую городу инфраструктуру. В позднесоветский период (1980-е гг.) там существовал кинотеатр, в 1990-е гг. он был закрыт, но возобновил свою работу в 2000-х гг. Все эти годы в Палане активно функционировал Дом культуры, сохранялось несколько средних профессиональных учебных заведений, включая педагогический колледж. Другие сельские населённые пункты значительно меньше, в некоторых численность жителей не достигает и 300 чел. Особенностью расположения здешних населённых пунктов является их удалённость как от регионального центра (например, с. Мильково в 309 км от столицы края, а Палана — в 760 км), так и друг от друга; составные части единого Мильковского сельского поселения

расположены также на достаточных расстояниях: с. Кирганик — в 20 км от Мильково, с. Пущино — в 70 км по прямой и 77 км по трассе, с. Шаро-мы — в 53 км, а Долиновка — в 67 км.

Камчатский край в целом отличается особой транспортной логистикой: шоссейные и грунтовые дороги есть только в южных и центральных муниципальных районах Камчатки: Елизовском, Усть-Большерецком, Усть-Камчатском, Мильковском и Быстринском. В Соболевский район ведёт платная автотрасса, преимущественно используемая ОАО «Газпром», иногда разрешено движение частного транспорта, но не общественного. В Тигиль-ский район в зимний период (декабрь — март) прокладывается автозимник, применяемый для транспортировки грузов и проезда частного транспорта. Для официальных пассажирских перевозок он непригоден, и его использование сопряжено с большими рисками. Остальные муниципальные районы — Алеутский (на Командорских островах), Карагинский, Олюторский, Пенжинский и Тигильский — не имеют прямого постоянного наземного пассажирского сообщения ни между собой, ни с краевым центром.

Учитывая данные транспортные особенности Камчатского края, необходимо поддержание и развитие иных видов транспорта. Речной и морской транспорт также не решают проблемы: в крае нет крупных и полностью судоходных рек (исключение: части рек Камчатка и Большая, но обе расположены в районах с наличием шоссейных и грунтовых дорог). Морское сообщение с Командорскими островами зависит от высоты волн и состояния вод Тихого океана, который более чем в 60% случаев препятствует мелкому неприбрежному судоходству. Таким образом, воздушный транспорт — единственный вид сообщения для 5 из 11 муниципальных районов и единственный доступный для организованных пассажирских перевозок ещё для двух районов (Соболевского и Тигильского).

Исходя из нашего описания, 7 из 11 районов края нуждаются в авиационном транспорте. Конкурентами АО «КАП» могут выступать ООО «Витязь-Аэро» и ООО «Вертикаль-Т», однако эти предприятия в своём авиационном парке имеют только вертолёты и являются полностью коммерческими, не получающими дотации от государства, поэтому для них организация авиаперевозок населения является невыгодной. Стоимость 1 вертолёто-часа для малого вертолёта Robinson-44 на 3 пассажира — 40—45 тыс. руб. [3], а Ми-8 на 15—20 пассажиров — 120—150 тыс. руб. Таким образом, полёт в с. Карага до Петропавловска-Камчатского длительностью примерно 4,5 часа на вертолёте Robinson-44 обойдётся в 180 тыс. руб., то есть 60 тыс. руб. на 1 чел. Заметим, что средняя зарплата оленетехника 3-го разряда в Карагинском совхозе — 38,5 тыс. руб. (без налогов и вычетов за организацию питания в табуне), в других сферах — не намного выше, в 2019 г. реальная средняя заработная плата составляла 40—45 тыс. руб. [11].

На вертолёте Ми-8 на 15 пассажиров стоимость перелёта одного человека составит 36 тыс. руб., и это только в один конец. Расчёт показывает, что при таких расценках регулярное сообщение северных сёл с краевым центром вертолётным транспортом экономически невыгодно, так как у ООО «<Витязь-Аэро» и ООО «Вертикаль-Т» просто не найдётся достаточного количества клиентов для организации хотя бы одного рейса в неделю туда и обратно.

Иная ситуация благодаря дотациям из краевого бюджета складывается у АО «КАП». По этой причине именно данное предприятие является ведущим транспортным агентом края в сфере воздушного сообщения, и его можно условно считать монополистом в сфере пассажирских перевозок в регионе. Субсидированные тарифы стали ответом властей на кризис перевозок начала 2000-х гг., их введение было важной реформой отрасли.

Дороговизна транспортных услуг, даже при субсидированных тарифах, приводит к тому, что значительная часть жителей удалённых северных территорий края за пределами своих мест обитания бывает крайне редко. По большей части работники бюджетной сферы и военнослужащие, которым полностью компенсируется проезд к месту проведения отпуска, могут себе позволить выехать за пределы сёл и районов, а также полуострова. В самой ментальное™ жителей укоренилось название Петро-павловска-Камчатского «город», изредка «столица». Приехавшие из удалённых посёлков первокурсники испытывают сложности в адаптации: для них краевой центр является огромным городом, пользование автобусным транспортом — непривычным, а протяжённость города более 15 км вдоль бухты — некомфортной.

Миграции населения края осложнены и имеют два ярко выраженных вектора: за пределы полуострова и внутри региона с северных и центральных частей в юго-восточную часть полуострова, то есть в города и прилегающие к ним посёлки. Производственной инфраструктуры в прилегающих к городам посёлках практически нет, трудоспособное население ездит на работу на предприятия, расположенные в городских поселениях. В пределах самих муниципальных районов трудоспособное молодое население тяготеет к переселению в административные центры, где есть места для потенциального трудоустройства и элементы базовой бытовой инфраструктуры. Не менее важным фактором миграций между районными центрами и сёлами одного района становится необходимость приобретения товаров: в малых сёлах ассортимент магазинов достаточно скромен. Приобретение бытовой техники (даже мелкой, например, утюга) можно осуществить только в райцентрах, где есть минимальный выбор. Сходная ситуация складывается и в вопросе покупки редких медикаментов. По этой причине поездки за покупками в районные центры в 2000-х гг. становятся одной из реалий жизни населения удалённых территорий.

В 2000-х гг. при переходе к программно-целевому подходу реализации региональной политики и укрупнению населённых пунктов в крае появились межселённые территории. Согласно официальным определениям, закреплённым в Федеральном законодательстве РФ, «межселённая территория—территория, находящаяся вне границ поселений» [10]. По данным переписи 2010 г., в Камчатском крае есть две таких территории [4], однако фактически в 2018 г. после упразднения ряда посёлков в Карагинском, Пенжинском, Усть-Большерецком и других районах на полуострове имеется пять межселённых территорий, упоминаемых и учтённых даже в Вики-педии [1]. К неучтённым и не имеющим правового статуса можно отнести два вида заселённых территорий: производственные посёлки при рудниках (Горячий Ключ в Быстринском районе) и мелкие территории традиционного природопользования, так называемые «рыбалки», где коренное население ведёт натуральное хозяйство.

В межселённых территориях отсутствуют предприятия, пункты связи, медицинские учреждения. Фактически нормативно-правовыми актами там детально регулируется только селитебная территория, а местами работы с официальным заработком могут служить только службы энергоснабжения. Централизованное водоотведение и системы канализационных стоков там, как и во многих малых сёлах, отсутствуют [5]. Магазины являются местом, где люди могут работать и получать зарплату наличными. Они присутствуют и в межселённых территориях, работая как с наличным расчётом, так и по записи «в долг».

Выше уже отмечалась тенденция объединения нескольких, иногда достаточно удалённых сёл, в одно сельское поселение. Так, в Мильковском районе при наличии 8 населённых пунктов официально находится 2 сельских поселения — Мильковское и Атласовское. Похожая ситуация наблюдается в Соболевском районе и на других северных территориях полуострова. Экономическая жизнь и социальная инфраструктура этих укрупнённых сельских поселений также подлежит унификации, что приводит к сокращению рабочих мест (прежде всего, речь идёт об учителях, медиках, работниках предприятий связи, органов местного самоуправления), оставляя основным видом экономической активности самозанятость. В с. Шаромы, расположенном в 53 км по трассе от Мильково, отсутствуют своя постоянно действующая амбулатория, отделения банка и другие важные для жизни современного человека объекты социальной инфраструктуры. Врач из Мильково приезжает в среднем один раз в 2—3 дня. Аналогичная ситуация в медицинском обслуживании наблюдается и в Анавгае (25 км от Эссо, районного центра Быстринского района): амбулатория работает с перебоями, скорая помощь (реанимобиль и бригада медиков) приезжают из Эссо. Потенциальными местами работы населения в официальных посёлках Камчатского

края традиционно являются предприятия сферы обслуживания и самозанятость. Предприятия бюджетной сферы при их сокращении и оптимизации предоставляют все меньшее количество рабочих мест. Работа в бюджетной сфере на удалённых территориях является статусной, считается относительно престижной. Главными мотивами трудоустройства в такие организации становятся социальные гарантии, предоставляющие возможность выезда за пределы муниципальных районов в отпуск. Работа в сфере торговли за счёт получения заработной платы наличными средствами также считается достаточно престижной.

Самозанятость в посёлках и межселённых территориях Камчатского края самим населением зачастую понимается как добыча и переработка природных ресурсов. В то же время незначительное превышение выделенных квот, неверно оформленные документы или их отсутствие из-за трудностей в получении (например, нет доказательств принадлежности к числу КМНС) приводит к тому, что такая деятельность трактуется как браконьерство. Отсутствие легальных возможностей заработка приводит к примитивизации быта и возвращению ряда традиционных занятий (собирательство ягод и грибов на продажу, изготовление сувенирной продукции). Однако покупатели находятся лишь в расположенных вдоль туристических маршрутов посёлках Мильково, Анавгай, Эссо. В северной части полуострова, где нет устойчивого турпотока, единственной возможностью выживания населения остаётся крайне ограниченное подсобное хозяйство (в силу того, что северные районы Камчатского края располагаются в субарктической климатической зоне), перепродажа продукции рыбного промысла (вяленая рыба, икра) и охоты.

Основным источником поступления денежной массы в удалённые северные населённые пункты и межселённые территории становятся социальные выплаты от государства (пособия по безработице, материнский капитал, детские пособия и пенсионные выплаты). Именно на эти деньги в существующих магазинах население и приобретает товары первой необходимости: хлеб, консервы, топливо для моторных лодок, сети и одежду (бродни, охотничьи плащи, рукавицы). Доход семей также сильно зависит от того, трудоустроен ли кто-либо из членов семьи. В оленеводческих предприятиях на выпасе оленей обычно работают мужчины: один табун обслуживают, как правило, 6—8 пастухов и только 1—2 чумработницы, поэтому вариантов для трудоустройства женщин намного меньше. Работа осуществляется вахтовым методом, причём из заработной платы производятся вычеты за питание.

В целом экономическая жизнь на межселённых территориях и в удалённых посёлках достаточно примитивна и мало отличается от той, которая существовала на этих территориях в начале XX в. Значительной

массе населения выживать помогают государственные дотации и выплаты. Как и в других районах полуострова, там наблюдается старение населения за счёт снижения рождаемости и оттока молодёжи. Однако о закрытии межселённых территорий и малочисленных посёлков, а также о вывозе людей речь не идёт. Многие местные жители, по заявлению губернатора Камчатского края В.И. Илюхина, не стремятся покидать «насиженные и обжитые места» [2], поэтому правительство края и дальше планирует оказывать населению посильную помощь.

В целом продолжившиеся реформы 2000-х гг., направленные на оптимизацию бюджетных структур, а также на сокращение населённых пунктов, изменение их социальной инфраструктуры, сокращение («оптимизацию») количества школ, амбулаторий, отделений почтовой связи и т.д., продолжали деформировать сферу труда жителей камчатской периферии, приводя к примитивизации образа жизни. Внедрения в быт новых технологий практически не происходило. Из-за дороговизны транспортных услуг с северных территорий произошёл отток молодого и трудоспособного населения, но в основном в пределах районов. В межселённых территориях снизился оборот наличных денег, упала покупательная способность населения, что являлось одним их главных факторов изменения образа жизни в сторону его деградации. В жизни населения северных территорий растёт роль подсобных хозяйств и охоты, рыболовства и собирательства. Проект ТОСЭР «Камчатка» оказывает лишь косвенное влияние, так как оленеводческие и рыболовецкие хозяйства в него не включены, что ограничивает возможности развития бизнеса на севере края.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Административно-территориальное деление Камчатского края. URL: https:// ги.ш1Ыресйа.о^/ш1Ы/Административно-территориальное_деление_Камчатско-го_края (дата обращения: 24.02.2019).

2. Встреча В.И. Илюхина с молодёжью Камчатского края, 25.01.2018 г., г. Петропавловск-Камчатский // Стенограмма автора.

3. Заплатили 60 тыс. руб. за вертолётную экскурсию на Камчатке. Стоило ли это того? URL: https://zen.yandex.ru/media/travelmaniac/zaplatili-60-tysrub-za-vertoletnuiu-ekskursiiu-na-kamchatke-stoilo-li-eto-togo-5d6681219c944600ad32de54 (дата обращения: 20.02.2020).

4. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Численность и размещение населения. 10. Число муниципальных образований и межселённых территорий по субъектам РФ. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol1/pub-01-10.pdf (дата обращения: 24.02.2019).

5. Материалы полевого науч.-исслед. лагеря «Этнолингвистика», 18—24 августа 2018 г., Быстринский район. КамГУ им. Витуса Беринга // Личный архив автора.

6. На севере Камчатки из-за аномальной жары дал крен многоквартирный дом. URL: https://www.kam24.ru/news/main/20190711/69377.html (дата обращения: 14.04.2020).

7. Официальная страница Мильковского сельского поселения. URL: https://kamgov. ru/mmr/milkovo (дата обращения: 03.04.2020).

8. Официальная страница городского округа «посёлок Палана». URL: https://palana. kamgov.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).

9. Численность населения Камчатского края. URL: http://kamstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/ kamstat/ru /statistics/population/ (дата обращения: 24.02.2019).

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/mezhselennaya_ territoriya/ (дата обращения: 24.02.2019).

11. Цены и уровень жизни на Камчатке в 2019 г. URL: https://ultramodern-home. ru/2018/11/ceny-uroven-zhizni-i-zarplaty-na-kamchatke-v-2019/ (дата обращения: 20.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.