Научная статья на тему 'Новые материалы по распространению домового Passer domesticus и полевого Passer montanus воробьёв на севере Камчатского края'

Новые материалы по распространению домового Passer domesticus и полевого Passer montanus воробьёв на севере Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Лобков Евгений Георгиевич

Второе издание. Первая публикация: Лобков Е.Г. 2010. Новые материалы по распространению домового Passer domesticus и полевого Passer montanus воробьёв на севере Камчатского края // Биология и охрана птиц Камчатки 9: 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые материалы по распространению домового Passer domesticus и полевого Passer montanus воробьёв на севере Камчатского края»

21 июня были крупные птенцы. Колония эта систематически разоряется рыбаками.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1333: 3305-3311

Новые материалы по распространению домового Passer domesticus и полевого Passer montanus воробьёв на севере Камчатского края

Е.Г.Лобков

Второе издание. Первая публикация в 2010*

Как известно (Лобков 1986, 2002) полевой Passer montanus и домовый Passer domesticus воробьи на Камчатке — виды интродуцирован-ные, причём история становления и динамики их популяций совершенно разные. Полевой воробей попал на Камчатку случайно: в мае 1979 года он был завезён теплоходом из Находки в Петропавловск -Камчатский, откуда к 1996 году экспансией распространился по всему полуострову Камчатка на юг до посёлка Озерновский, посёлка Паужет-ка и мыса Лопатка, на север до посёлков Палана и Оссора и, кроме того, проник на Командорские острова (Лобков 2002, 2003).

Домовый воробей впервые появился на Камчатке в результате преднамеренной интродукции: в 1981 году его завезли из Москвы в город Елизово. Кроме того, несколько лет спустя (в 1983 году), домовых воробьёв завезли в посёлок Тиличики на юге Корякского нагорья (Лобков 2002, 2003). Откуда привезли домовых воробьёв на север Камчатки, выяснить не удалось. Таким образом, у домового воробья возникло два «центра» расселения, изолированные один от другого расстоянием во многие сотни километров. Поразительно, но микропопуляция домового воробья на юге Камчатки до сих пор (в течение вот уже 29 лет!) так и не вышла в своём распространении на гнездовании за пределы города Елизово и его самых ближайших окрестностей. Первый залёт молодых птиц в Петропавловск-Камчатский на расстояние до 30 км от Елизово отмечен 6 сентября 2008. При этом население домового воробья в Ели-зове процветает, численность его растёт, и к началу 2000-х годов он потеснил полевого воробья и значительно превысил в этом городе уровень его численности (Лобков 2002). Причину такого территориального консерватизма домового воробья мы видим в том, что все населённые

* Лобков Е.Г. 2010. Новые материалы по распространению домового Passer domesticus и полевого Passer montanus воробьёв на севере Камчатского края IIБиология и охрана птиц Камчатки 9: 70-73.

пункты на юге Камчатки уже заняты полевым воробьём, и домовый при попытках расселения испытывает сильный пресс конкурентных отношений (Лобков 2002, 2003). В апреле 2009 года мы наблюдали домовых воробьёв в посёлке Усть-Хайрюзово, но это оказались залётные особи, так как летом 2010 года при специальном обследовании в этом посёлке домовых воробьёв не оказалось (Ф.В.Казанский, устн. сообщ.). В ближайших к Усть-Хайрюзово населённых пунктах, обследованных нами (Тигиль и Ковран на севере, Крутогорово, Устьевое и Соболево на юге), размножаются только полевые воробьи.

«Центр» расселения домовых воробьёв на севере Камчатки возник вне ареала полевого воробья (до этих мест полевые воробьи к тому времени ещё не добрались), поэтому представляет большой интерес проследить, как же развивалась ситуация на севере Камчатки дальше.

Материалы, собранные нами в 2008 году в населённых пунктах Карагинского и Олюторского районов и в 2009 году в Пенжинском районе, иллюстрируют экспансию домового воробья в течение последних 26 лет и его территориальные отношения с полевым воробьём на границе контакта их ареалов на севере полуострова Камчатка.

Судьба интродуцентов представляет большой интерес не только с орнитологической, но с общебиологической точки зрения, поскольку речь идёт о слабо изученных процессах закрепления и темпах становления новых популяций.

Материал и методика

С 16 июля по 14 августа 2008 по программе мониторинга месторождений полезных ископаемых, разрабатываемых ЗАО «Корякгеолдобыча», нам довелось побывать в населённых пунктах Оссора (Карагинский район), Корф и Тиличики (Олюторский район) и в трёх базовых посёлках в границах освоения Сейнав-Галь-моэнавского платинового узла. Платиновое месторождение расположено на юге Корякского нагорья в бассейнах рек Левтыринываям и Ветвей (бассейн нижнего течения реки Вывенка). В крупных посёлках мы провели учёты птиц маршрутным методом по основным улицам в подходящей по условиям полосе обнаружения шириной от 30 до 100 м. В последующем пересчитывали данные на плотность размещения птиц в парах на 1 км2. На производственных базах горнодобывающего предприятия учёты произвели сплошным обследованием каждой из урбанизированных территорий. Кроме того, при поддержке главы Олюторского муниципального района В.С.Бондарева, мы произвели телефонный опрос глав сельских муниципальных образований Олюторского района — населённых пунктов Вывенка, Хаи-лино, Пахачи, Апука и Ачайваям. У каждого выяснили, в частности, наличие в сёлах домовых воробьёв и год их появления. В 2009 году в рамках разработки Территориальной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Камчатки мы обследовали бассейн Пенжины (8 июня — 10 июля), включая все населённые пункты, кроме посёлков Парень и п. Таловка. В дополнение к нашим данным произвели опрос местных жителей посёлков Манилы, Каменское, Ок-лан, Слаутное и Аянка, а также работников гидрометеостанции (ГМС) «Верхнее Пенжино» в отношении встреч с воробьями в прежние годы. Наконец, в ноябре 2009

года мы получили фотографию, сделанную районным охотоведом Пенжинского района А.Стасевым и подтвердившую факт залёта полевого воробья в Каменское.

В результате составили карту распространения воробьёв на севере Камчатки по состоянию на 2009 год (см. рисунок).

Расселение домовых воробьёв на севере Камчатки в течение последних 26 лет

Прежде всего, нам удалось выяснить, что домовых воробьёв в посёлок Тиличики завезли не в 1988-1989 годах, как мы предполагали исходя из собранной ранее информации (Лобков 2002, 2003), а несколько раньше — в 1983 году. Тогда в больших объёмах в контейнерах сюда завозили горохово-овсяную смесь, которую высевали в целях подкормки крупного рогатого скота. Воробьи прижились на животноводческой ферме и отсюда распространились сначала по Тиличикам, а потом (1992 год) заселили посёлок Корф. Уже в 1993 году их залёты зафиксированы в посёлке Вывенка, а в 1997 - в Оссоре (Лобков 2002).

Распространение домового Passer domesticus (1) и полевого Passer montanus (2) воробьёв на Камчатке по состоянию на 2009 год; 3 — населённые пункты, где известно совместное обитание обоих видов; 4 — посёлки, в которых зарегистрированы попытки размножения домовых воробьёв, но их закрепления пока не произошло; 5 — залёты домовых воробьёв; 6 — залёты полевых воробьёв.

Жители Вывенки неоднократно замечали домовых воробьёв на плашкоутах, курсировавших между этим селом и Корфом. Оба населённых пункта расположены на морском побережье в заливе Корфа, расстояние между ними относительно невелико (примерно 37 км), и для домовых воробьёв не было преград проникнуть в Вывенку. Размножающаяся группировка сложилась здесь уже в 1995-1997 годах.

Село Пахачи также расположено на морском берегу, но значительно севернее, в Олюторском заливе, более чем в 170 км от посёлка Корф по прямой. Местные жители этого посёлка вспоминают, что домовые воробьи появились здесь в 1999-2000 годах.

Ещё чуть севернее (в 27 км от Пахачи) расположен посёлок Апука. Точный год появления воробьёв здесь не зафиксировали, но в 2004 году их было около 50 особей. Потом из-за сильных морозов в течение 2 лет число воробьёв сократилось почти вдвое. Но затем их численность опять возросла и в настоящее время составляет 100-150 особей.

В 2004 году домовых воробьёв нашли и в селе Ачайваям, расположенном примерно в 78 км вверх по реке от посёлка Апука. Сейчас они здесь размножаются, но численность невелика.

В посёлке Хаилино, который расположен всего в 72 км от Тиличи-ков, но в глубине суши на юге Корякского нагорья, воробьёв также заметили только в 2005 году. Видимо, вдоль морского побережья воробьи распространяются быстрее, чем в глубинных районах суши.

Морское побережье, кстати, было одним из важнейших путей расселения и полевых воробьёв на полуострове Камчатка в годы их экспансии.

Летом 2008 года мы обнаружили молодых и взрослых домовых воробьёв (их численность соответствовала примерно 2-3 выводкам) в базовом производственном посёлке ЗАО «Корякгеолдобыча» на реке Лев-тыринываям (в 90-100 км вглубь суши от посёлка Тиличики).

Таким образом, домовые воробьи заселили к настоящему времени, по сути, все населённые пункты, расположенные на Корякском нагорье в границах Камчатского края.

Характер расселения домовых воробьёв в континентальных районах Корякии напоминает недавнюю экспансию полевых воробьёв, произошедшую на полуострове Камчатка. Домовые воробьи заселяли посёлок за посёлком, где никто из птиц не мог составить им конкуренцию за места размножения и кормовые ресурсы, за исключением якутской белой Motacilla alba ocularis, а на морском побережье ещё и камчатской M. lugens трясогузок. Трясогузки, в свою очередь, не выдерживали конкуренции, и их численность с появлением воробьёв в каждом из населённых пунктов Камчатки непременно сокращалась (Лобков 2002). То же происходит и в Корякии. Поскольку количество населённых пунктов в континентальных районах невелико, и размещаются

они на большом расстоянии один от другого, то масштабы (площадь освоенной территории за 26 лет) и темп расширения ареала у домовых воробьёв оказались несколько меньшими, чем у полевого воробья на Камчатке.

Залёты и попытки закрепления воробьёв в населённых пунктах в бассейне Пенжины

По данным на 2009 год, ни домовые, ни полевые воробьи в бассейне Пенжины регулярно не гнездятся. Мы не нашли их в 2008-2009 годах ни в одном из населённых пунктов Пенжинского района. Однако попытки размножения воробьёв здесь были. И, судя по всему, это были домовые воробьи. Согласно опросной информации, собранной у местных жителей, размножение домовых воробьёв происходили примерно в одно и то же время в разных селениях. Так, в посёлке Каменское домовые воробьи стайкой из 6-8 особей появились осенью на рубеже конца 1990-х и начала 2000-х годов. Они успешно размножались под крышами зданий в течение нескольких лет, в результате чего их численность возросла до 15-20 особей. Последний раз размножение произошло в 2005 году на животноводческой ферме, где воробьи жили вместе с сизыми голубями Columba livia. После этого домовые воробьи исчезли и более не появлялись.

Примерно в это же время домовые воробьи числом до 8 особей появились в посёлке Аянка, где также успешно размножались в течение 2-3 лет, но потом исчезли.

В конце 1990-х годов несколько домовых воробьёв осенью появились на территории ГМС «Верхнее Пенжино», сотрудники подкармливали их и держали в помещении, боясь воздействия на птиц экстремальных холодов, но всех птиц съели кошки.

Местные жители полагают, что домовые воробьи появились на реке Пенжине в годы активного завоза в населённые пункты района (19951997) комбикормов, либо залетели из Магаданской области. Мы не отвергаем этих вариантов, но с учётом собранной нами новой информации о распространении домовых воробьёв в континентальных районах Корякии, более вероятно, что они залетели со стороны Корякского нагорья. Быть может, именно отсюда они попали и на реку Анадырь, где также появились в 1990-х годах (Архипов и др. 2008; Томкович 2008).

В бассейне Пенжины появляются не только домовые, но и полевые воробьи. В ноябре 2009 года залёт полевого воробья в Каменское был подтверждён фотографией. Птица исчезла бесследно, и никаких иных встреч в последующем (включая 2010 год) не отмечено. Морские суда в ноябре на Пенжину не приходят, так что, скорее всего, полевой воробей залетел сюда самостоятельно со стороны западного побережья Камчатки, где этот вид в населённых пунктах вполне обычен.

Контакт ар е алов поле вого и домового вор обьё в на се ве р е пол уостр ова Камчатка и коне ц экспансии поле в ых вор обьё в вдоль восточного побе р е жья Камчатки

Расселение домовых воробьёв в континентальных районах Коря-кии продолжалось (и продолжается) в направлении прежде всего тех населённых пунктов, где нет полевых воробьёв. Как только произошёл контакт их ареалов вблизи Камчатского перешейка на восточном побережье полуострова Камчатка, темпы расселения каждого из этих двух видов воробьёв путём проникновения одного в ареал другого в этом районе заметно сократились.

Полевой воробей достиг посёлка Оссора в 1996 году. С момента его появления на полуострове Камчатка к тому времени прошло всего 17 лет. Темп расселения вдоль полуострова, таким образом, был очень высоким (Лобков 2002). Но достигнув Оссоры, вид с тех пор (в течение вот уже 12 лет) так и не проник ещё севернее в Корякское нагорье, хотя расстояние здесь относительно невелико. Причину мы видим в том, что к моменту, когда полевой воробей достиг северных районов Камчатки, в населённых пунктах Корякского нагорья уже обосновался домовый воробей. Можно предполагать, что экспансия полевых воробьёв, наблюдавшаяся нами в течение 17 лет, закончилась у северных пределов полуострова вследствие их контакта с домовыми воробьями.

Действительно, домовый воробей, в свою очередь, проник в посёлок Оссора в конце 1990-х годов (в 1997 году был зарегистрирован первый залёт), когда численность полевых воробьёв была ещё невысока. И потому, на наш взгляд, успешно закрепился здесь. Проник ли он ещё южнее (в посёлки Карага Ивашка), нам неизвестно. В Усть-Камчатске его определённо нет, здесь процветает популяция полевого воробья, как показали наши наблюдения 2006 года.

Теперь Оссора стал ещё одним населённым пунктом на Камчатке (в дополнение к Елизово), где известно совместное обитание обоих видов воробьёв. Причём полевые воробьи, в общем, предпочитают здесь окраину села с невысокими частными постройками, а домовые — центральную часть с многоэтажными и производственными строениями, хотя мы находили их гнёзда, устроенные и в соседних одноэтажных зданиях. 13 августа 2008 соотношение их численности было близко к равному: плотность населения домового воробья составила 42.8, а полевого — 37.1 пар/км2. Доля этих видов в населении птиц Оссоры составила 24.6 и 21.3%, соответственно.

Что касается северо-западного побережья Камчатки, то здесь ситуация иная. Полевые воробьи обычны в Палане (ситуация в Рекинни-ках нам неизвестна). Их проникновению ещё севернее в сторону Пен-жины домовые воробьи «не мешают», поэтому пока незанятые населённые пункты в бассейне Пенжины с одинаковой степенью вероятности

могут быть заселены либо домовыми, либо полевыми воробьями. И кто из них окажется первым — покажет время.

Литератур а

Архипов В.Ю., Коблик Е.А., Редькин Я.А., Кондрашов Ф.А. 2008. Птицы окрестностей озера Красное (Южная Чукотка) // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 49: 159-183. Лобков Е.Г. 1986. Гнездящиеся птицы Камчатки. Владивосток: 1-304. Лобков Е.Г. 2002. Становление и динамика популяций интродуцированных на Камчатке полевого Passer montanus и домового Passer domesticus воробьёв // Биология и охрана птиц Камчатки 4: 93-99. Лобков Е.Г. 2003. Птицы Камчатки (география, экология, стратегия охраны). Дис. в

виде науч. докл. ... докт. биол. наук. М.: 1-60. Томкович П.С. 2008. Птицы верхнего течения реки Анадырь (Чукотка) // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 49: 101-158.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1333: 3311-3317

Особенности населения птиц ельников верхней части бореально-лесного пояса Буреинского заповедника

М.Ф.Бисеров, Е.А.Медведева

Второе издание. Первая публикация в 2015*

Познанию особенностей населения птиц Буреинского нагорья по-свящён целый ряд работ. Часть из них касается населения птиц большинства экосистем неморально-лесной зоны нагорья (Колбин и др. 1994; Антонов, Парилов 2010; Аверин и др. 2012). Для экосистем боре-ально-лесной зоны нагорья население птиц наиболее исследовано в районах, приуроченных к западным макросклонам Буреинского хребта, северная часть которого известна под названием Дуссе-Алинь (Би-серов 2003, 2007, 2014; Воронов 2000). Население птиц восточных макросклонов Буреинского хребта исследовано менее полно (Брунов и др. 1988; Воронов 2000). В ряду экосистем бореально-лесного пояса Буре-инского нагорья одним из наименее изученных является население птиц ельников верхнего подпояса.

Результаты многолетних работ по изучению населения птиц Буреинского заповедника, территория которого расположена на западных

* Бисеров М.Ф., Медведева Е.А. 2015. Особенности населения птиц ельников верхней части бореально-лесного пояса Буреинского заповедника II Охрана природной среды и эколого-биологическое образование: сб. материалов международ. науч.-практ. конф. Елабуга: 88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.