СООБЩЕНИЯ REPORTS
УДК 372.8
А. И. Кириллова, В. О. Елизарова
ПОЛЕВОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛАГЕРЬ «ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ»:
ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье представлены итоги деятельности ПНИЛ «Землепроходец» (организаторы ФГБОУ ВО «КамГУ имени Витуса Беринга», КРОМО «Гордость» и ОКМНС «ЯЯР») в 2016-2017 гг. Авторы описывают деятельность и первые научные результаты лагеря, опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов-участников лагеря.
Ключевые слова: молодежный лагерь, история повседневности, Мильково, Мильковский район, Камчатский край.
A. I. Kirillova, V. О. Yelizarova
SCIENTIFIC-RESEARCH FIELD CAMP "ZEMLEPROKHODETS": ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS
Annotation. The article presents the results of the activity of the SRFC "Zemleprokhodets" (the initiators of which are FSBEE HE "Vitus Bering Kamchatka State University", KRPYO "Gordost" and OINP "YaYaR") in 2016-2017. The authors describe the activity and first scientific results of the camp, the experience of organizing the participant-students' research.
Key words: youth camp, history of everyday routine, Milkovo, Milkovsky district, the Kamchatka krai.
Проведение научных исследований — трудоемкий и сложный процесс, требующий как материальных затрат, так и привлечения человеческого ресурса. Привлечение молодежи к научным исследованиям и вовлечение ее в инновационный процесс — одна из важнейших задач современного высшего образования. Одним из вариантов вовлечения студентов в процесс является организация и проведение молодежных полевых лагерей.
Вторая смена полевого научно-исследовательского лагеря «Землепроходец», прошедшая с 03 по 12 июля 2017 г., стала логическим продолжением первой, — прошедшей в 2016 г. С целью углубленного изучения самого густонаселенного сельского района полуострова: по данным переписи 2010 г. все сельское население полуострова составило 72 929 чел., а население Мильковского муниципального района — 10 585 чел. [4]. Таким образом, для проведения современных антропологических исследований жизни сельского населения полуострова он является од-
ним из самых благоприятных и репрезентативных.
Современное состояние государственной национальной политики и быстрое снижение численности сельского населения на Камчатке ведет к необходимости обращения к историческому прошлому и опыту реализации государством мер по развитию и укреплению сел и деревень на полуострове. Так, в ХХ в. в советский период (с 1926 г. по 1991 г.) численность сельского населения выросла в разы, причем, как за счет миграционной политики, так и естественного прироста населения. Важной вехой в истории локальных территорий и локальных этнических общностей стали те изменения, что произошли под влиянием советской власти. Одним из способов преодоления так называемой «демографической ямы» стало создание особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития [5] и в частности ТОСЭР «Камчатка», приоритетным направлением в котором является туризм.
СООБЩЕНИЯ А. И. Кириллова, В. О. Елизарова
В качестве основного метода для проведения студенческих исследований был избран проектный, так как он позволяет участникам изучать выбранную тему по избранной ими индивидуальной траектории и в итоге предполагает публичное представление и защиту подготовленных проектов [1].
Цель полевого научно-исследовательского лагеря «Землепроходец»: организация работы полевой школы-лагеря современных антропологических исследований для проведения теоретического и практического обучения методам, необходимым для изучения особенностей социально-экономического развития населенных пунктов и территорий (с. Мильково и Мильковский район), а также их практическая реализация на местах в рамках студенческих (бакалаврских и магистерских) проектов и представление итогов в статьях и тематических монографиях. Задачи:
• Обучение теории и практике методов прикладной этнологии, социологических и антропологических исследований.
• Организация и проведение мастер-классов по сбору, хранению и камеральной обработке полевых материалов.
• Выявление основных направлений реализации государственной национальной политики и практических мероприятий, направленных на ее реализацию, в исторической ретроспективе.
• Мониторинг традиционных занятий и занятости в них населения районов;
• Выявление актуальных экономических и социальных проблем населения национальных и сельских районов Камчатки.
• Подготовка и публикация статей, монографии по итогам исследования. Тематика проектов 2016 г.:
1) Развитие экономики села Мильково и Мильковского района в ХХ — нач. XXI вв.
2) Досуг жителей села Мильково и Мильковского района в XX — нач. XXI вв.
3) Церковное строительство в селе Мильково и Мильковском районе в XIX — нач. XXI вв.
4) Традиционная культура и ее развитие в селе Мильково и Мильковском районе в XIX — нач. XXI вв.
ПОЛЕВОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛАГЕРЬ...
5) Составление путеводителя на 2-х языках (русский и английский): бытовая сфера.
6) Составление путеводителя на 2-х языках (русский и английский): достопримечательности с. Мильково.
7) Составление путеводителя на 2-х языках (русский и английский): народы Камчатки и их традиции (на примере Мильковского района).
Темы парных и индивидуальных проектов в 2017 г.:
Тема 1. Наиболее значимые предприятия с. Мильково и Мильковского района и их развитие в XX в.
Тема 2. Формирование современного этнического состава с. Мильково и роль миграционных процессов в этом процессе;
Тема 3. История развития туристской инфраструктуры с. Мильково и Мильковского района в XX — нач. XXI в.: музеи и стойбища;
Тема 4. Маркетинговая составляющая предприятий туристской инфраструктуры района и составление маршрута для транзитных туристов в с. Мильково.
Виды исследовательской и поисковой деятельности студентов-участников лагеря:
1. анкетирование жителей с. Мильково по вопросам, связанным с темами проектов;
2. работа по поиску и отбору информации в архиве с. Мильково и фондах Мильковско-го отдела Камчатского объединенного музея;
3. интервьюирование информантов (старожилы села, работники предприятий туристской инфраструктуры, работники администрации с. Мильково);
4. посещение интересующих культурных и туристских объектов, их обследование.
Виды учебной деятельности:
1. посещение мастер-классов по созданию и обработке анкет, их хранению и повторной камеральной обработке (разработчик и ведущий: Кириллова А. И.);
2. посещение кинолекториев по этнои-стории региона (разработчики и ведущие: Кириллова А. И. и Елизарова В. О.);
3. подготовка и защита собственных проектов (научные руководители проектов Кириллова А. И. и Елизарова В. О.).
Виды учебно-досуговой деятельности:
ECONOMICS AND MANAGEMENT A. I. Kirillova,
1. участие в тематических мастер-классах по этнокультурным аспектам (сказки, деятели культуры, традиционные ремесла);
2. участие в подготовке творческой концертной программы по мифам жителей долины р. Камчатки.
Каждый из проектов был снабжен четкими методическими указаниями и схемой отчета. Методические указания содержали примерный перечень вопросов, ответы, на которые позволили бы максимально полно раскрыть изучаемые темы и написать отчет по установленной форме. Итогом каждого из проектов являлась тематическая презентация и письменный отчет. Участникам были заранее озвучены требования к оформлению презентаций и отчетов. В ходе работы над проектами каждый день кураторы научной программы и руководство лагеря осуществляли консультативную помощь участникам, осуществляли стилистическую и орфографическую правку (при необходимости).
В результате проведенных научных исследований студентами было проведены интервью с жителями Мильковского района по тематике проектов и собраны материалы для парно-индивидуальных проектов. В качестве интервьюируемых выступили: сотрудники отделения ККОМ в с. Мильково (научные сотрудники работники административно-хозяйственного комплекса) — 3 чел., работники администрации Мильковского района и Мильковского сельского поселения (глава Мильковского муниципального района — В. К. Войцеховский, глава Мильковского сельского поселения — Н. В. Гарбузюк, Н. М. Шнырева) — 3 чел., старожилы Миль-ковского района — 3 чел., работники учреждений культуры с. Мильково — 2 чел., работники этно-культурного центра РО «Нюл-тэн» — 2 чел. В рамках интервью студенты учились задавать интересующие вопросы, способные помочь в раскрытии индивидуальных тем.
В рамках работы над проектами участники лагеря также получили доступ к хранилищу отделения Камчатского краевого объединенного музея в с. Мильково, участникам были предложены ценные фотоматериалы за 1930—1980-е годы. Фотографии освещают со-
Yelizarova SCIENTIFIC-PESEARCH FIELD CAMP...
бытия жизни с. Мильково и Мильковского района во всех сферах жизни: экономической, культурно-досуговой, образовательной. Особенно полезны фотографии были для проектов, посвященных экономическому развитию и быту жителей Мильково в ХХ в. Также участникам лагеря для работы были предложены материалы (этикетаж и тексты экскурсий) постоянных и временных тематических выставок. Основной трудностью при работе с данными видами источников стало оформление ссылок и верификация источников, на которые опирались составители текстов. Не во всех случаях удалось точно установить источники информации, по этой причине использование данного вида источников должно осуществляться с осторожностью, а предложенные там факты подвергнуты дополнительной проверке. В полевых условиях это оказалось невозможным, и ряд проектов после полевого этапа лагеря нуждался в существенной доработке. Тем не менее, практика работы с музейными фондами является важным этапом в становлении исследователя-гуманитария и способствует формированию компетенций, необходимых для дальнейшей успешной научной работы. Также этот метод практической работы помогает в становлении и развитии этики научных исследований у студентов-авторов проектов.
В результате исследований основными проблемами Мильковского района и сельского поселения были определены [2, 3]:
• отсутствие достаточного количества молодых кадров в социальной сфере;
• слабое развитие инфраструктуры для туризма по различным причинам, включая пассивность самого населения и низкую конкурентоспособность с Быстринским районом;
• высокий уровень браконьерства в районе и нежелание населения осваивать иные, кроме этого, виды деятельности;
• расположение месторождений Агинское и Шануч на территории Быстринского района, а подъездных дорог и ведомственной гостиницы-перевалочного пункта «Геолог» — в с. Мильково, в результате чего транспортировка работников и обслуживание дороги осуществляется
V. O.
СООБЩЕНИЯ А. И. Кириллова, В. О. Елизарова
в Мильковском районе, а основную прибыль от работы предприятий получает бюджет Быстринского муниципального района;
• недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры в селе и районе для «удержания» молодого и трудоспособного населения;
• снижение численности сельского населения, особенно в населенных пунктах, удаленных от районного центра (например, с. Атласово, Лазо, Таёжное).
Следует отметить, что данный перечень проблем является практически универсальным (за исключением разграничения муниципальных районов) для всех сельских муниципальных районов Камчатского края (включая районы Корякского автономного округа).
По сравнению с итогами работы лагеря «Землепроходец» в 2016 г. смена 2017 г. обладала рядом преимуществ:
1) качественный отбор участников: из 17 заявленных кандидатур отобраны были 9 человек;
2) мотивация участников лагеря (в рамках работы лагеря осуществлялся сбор материалов на 2 выпускных квалификационных работы и 1 курсовой проект);
3) подготовительный этап с участниками смены, включая самостоятельную подготовку участников к темам проектов;
4) участие потенциальных участников лагеря в обсуждении тем для парно-индивидуальных заданий;
5) наличие участников, уже имевших опыт работы в полевых научно-исследовательских лагерях и подготовке и защите проектов;
6) готовность респондентов к интервью и анкетированию.
Основными перспективами развития лагеря в 2017-2018 гг. мы видим следующие:
1) смена локации лагеря, несмотря на комфортность с. Мильково и Мильковского района, для проведения компаративных исследований наиболее подходящими являются Быстринский и Усть-Камчатский районы (они сходны с Мильковским районом в тран-
ПОЛЕВОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛАГЕРЬ...
спортной логистике, основных занятиях населения, климате);
2) добавление профилей или замена одного из существующих, например, поисковая работа или археологические исследования;
3) изменение обучающей программы (в соответствии с новыми профилями);
4) увеличение количества смен в течение учебного года, например, за счет выездных или «приуниверситетских» (работа во время зимних каникул на базе фондов государственного архива Камчатского края и фондов Камчатского краевого объединенного музея в сочетании с однодневными выездами в Елизовский район).
Участниками обеих смен лагеря благодаря формату «школа-лагерь» получены навыки в составлении анкет, анкетировании населения в полевых условиях, камеральной обработке полученных данных, подготовке к интервью и интервьюировании респондентов, написании научных текстов, публичной защите проектов, корректному оформлению научного текста и цитированию, оформлению ссылок на полевые материалы. Как отмечают сами участники лагеря, необходимость постоянного контакта с незнакомыми людьми, как в пределах базирования лагеря (участники являются студентами 1-4 курсов факультета филологии и межкультурной коммуникации, социально-экономического факультета из 4-х разных академических групп; некоторые из них до дня заезда в лагерь не были лично знакомы и не общались), так и за его пределами значительно повысила их личные коммуникативные навыки.
В целом, работа лагеря в 2016-2017 гг. может быть оценена положительно. Мы считаем, что работа полевого научно-исследовательского лагеря «Землепроходец» на постоянной основе может быть продолжена и будет полезна университету и региону, а также интересна студентам-участникам. По итогам традиционного анонимного опроса участников лагеря в конце смены опыт работы лагеря был оценен положительно 100 % респондентов, 90 % участников выразили готовность снова поехать в подобный лагерь.
Таким образом, формат полевых научно-исследовательских позволяет привлекать сту-
ECONOMICS AND MANAGEMENT A. I. Kirillova, V. O. Yelizarova SCIENTIFIC-PESEARCH FIELD CAMP...
дентов разных лет обучения к изучению ис- развития и способствовать формированию
тории региона, мониторингу проблем его активной гражданской позиции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беликова Е. В. Метод проектов в образовании // Открытый урок. 1 сентября. — URL:
http://festival.1september.ru/articles/648795/ (дата обращения: 09.08.2016)
2. Беседа с Войцеховским В. К. 06 июля 2017 г. с. Мильково, Администрация Мильковского му-
ниципального района // Полевые материалы Кирилловой А. И., Елизаровой В. О., полевой научно-исследовательский лагерь «Землепроходец» в с. Мильково, 03-12 июля 2017 г.
3. Беседа с Гарбузюк Н. В. 05 июля 2017 г. с. Мильково, Администрация Мильковского муници-
пального района // Полевые материалы Кирилловой А. И., Елизаровой В. О., полевой научно-исследовательский лагерь «Землепроходец» в с. Мильково, 03-12 июля 2017 г.
4. Всероссийская перепись населения 2010. Том 1. Численность и размещение населения. — URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 27.08.2017)
5. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-
экономического развития в Российской Федерации» — URL: https://rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (дата обращения: 28.08.
ОБЗОР ИЗДАНИИ
PUBLICATIONS REVIEW
ИЗДАНИЯ КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА 1-го полугодия 2018 г.
Учебные пособия
Л. А. Баранова
Теория и методика лыжного спорта: учебно-методическое пособие / Л. А. Баранова. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2017. — 290 с. ISBN 978-5-7968-0670-8
Учебно-методическое пособие соответствует стандарту направления подготовки 44.03.01 — «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» (квалификация бакалавр). Содержит описание и иллюстрацию движений, обеспечивающих овладение техники классических и коньковых лыжных ходов. Представлена методика обучения этим ходам, систематизированы возникающие ошибки, а также приведены вопросы и тестовые задания для самоконтроля. Пособие по изучению теории и методики техники лыжных ходов составлены для обучения учащихся общеобразовательных учреждений и занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.