10 ЛЕТ
КАМЧАТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ «УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР»
10th ANNIVERSARY OF KAMCHATKA REGIONAL ASSOCIATION “SCIENTIFIC EDUCATIONAL CENTRE”
УДК 378.1
Ю. О. Новик
О НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
Анализируется опыт создания заинтересованными в научно-образовательной интеграции академическими научными и образовательными учреждениями Камчатского края некоммерческой организации «Камчатская региональная ассоциация „Учебно-научный центр“»; отмечается высокая социальная значимость ее деятельности; высказывается критическое мнение о функциональной ограниченности организационно-правовой формы ассоциации в отношении целей и задач научнообразовательной интеграции.
Ключевые слова: КРАУНЦ, регулирование, координация, научно-образовательная интеграция
Yu. O. Novik
SCIENTIFIC-EDUCATIONAL INTEGRATION IN KAMCHATSKIY KRAI
The article contains the analysis of foundation experience of the non-commercial organization “Kamchatka Regional Association “Scientific-Educational Centre” by the academic research and educational establishments concerned in scientific-educational integration. It emphasizes the social importance of its activities and declares the critical remark about functional restraint of association’s form of legal incorporation structure in respect of scientific-educational integration goals and aims.
Key words: KRASEC, regulation, coordination, scientific-educational integration
Тема интеграции науки и образования не нова для нашего государства. Еще в кризисные 1990-е гг. научно-образовательная интеграция стала лейтмотивом общероссийской дискуссии о доктрине развития государственного сектора науки и была возведена в ранг важнейших принципов научно-технической политики страны. Нынешняя система идеологических доминант концепции модернизации российского образования не исключает принцип интеграции из числа важнейших методов, обеспечивающих развитие научно-технической сферы, хотя и не считает его решающим.
У камчатских ученых слова «наука», «образование», «интеграция» ассоциируются с аббревиатурой КРАУНЦ, соответствующей полному названию некоммерческой организации «Камчатская региональная ассоциация „Учебно-научный центр“».
КРАУНЦ — это пример попытки практического воплощения идеи научно-образовательной интеграции в Камчатской области с начала 2000-х гг. Ассоциация была официально зарегистрирована органами юстиции Камчатской
области в конце января 2001 г.1 и самим фактом своего появления ознаменовала начало «перезагрузки» взаимоотношений между старейшим вузом Камчатской области — Камчатским государственным педагогическим университетам (КГПУ) — и камчатскими учреждениями Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ДВО РАН).
КГПУ (прежнее название — Камчатский государственный педагогический институт) ведет отсчет своей истории с 1956 г. К моменту появления вуза на территории Камчатки уже успешно функционировали пять академических научных подразделений, занимавшихся исследованиями в области вулканологии, геологии, сейсмологии, сельского хозяйства и рыбной промышленности. Однако, контактируя преимущественно с образовательными учреждениями «своего» профиля и областной администрацией, КГПУ вплоть до начала перестройки оставлял без особого внимания факт параллельного сосуществования с ним на территории Камчатской области учреждений РАН.
В годы реформ появились обстоятельства, заставившие каждую из упомянутых сторон внимательно присмотреться друг к другу, а также увидеть наряду с проблемами собственного существования некоторые общие трудности дальнейшего развития: камчатские организации РАН с начала 1990-х гг. оказались в кадровом тупике из-за оттока и старения кадров; КГПУ, поставивший перед собой задачу изменения статуса с педагогического на классический (т. е. многопрофильный), также столкнулся с проблемой нехватки высококвалифицированных кадров для открытия новых специальностей. Таким образом, во многом схожие проблемные ситуации, в которых оказались учреждения науки и высшего образо-
1 С инициативной создания КРАУНЦ выступила пятерка научных организаций Российской академии наук, ее регионального (Дальневосточного) отделения, и одно учреждение высшего профессионального образования: Камчатский государственный педагогический университет (КГПУ), Камчатская опытно-методическая сейсмологическая партия Геофизической службы РАН (КСП ГС РАН), Институт вулканологии ДВО РАН (ИВиС ДВО РАН), Институт вулканической геологии и геохимии ДВО РАН (ИВГГ РАН), Камчатский институт экологии и природопользования ДВО РАН (КИЭП ДВО РАН), Научно-исследовательский геотехнологический Центр ДВО РАН (НИГТЦ ДВО РАН).
вания Камчатской области, вызвали к жизни тенденцию межведомственной научно-образовательной интеграции.
Предваряя дальнейшие выводы и замечания об итогах деятельности КРАУНЦ, необходимо указать на тот факт, что подписанию Учредительного договора некоммерческой организации КРАУНЦ предшествовал довольно длительный период установления и налаживания личных контактов между руководителями КГПУ и камчатских научных учреждений ДВО РАН. Именно поэтому организационная структура Координационного совета (в форме регулярных встреч руководства) появилась раньше, чем появилась сама ассоциация КРАУНЦ. Дальнейшие события показали, что собрания Координационного совета с целью выработки стратегии и тактики совместных действий организаций-членов КРАУНЦ стали со временем не только единственно возможным видом деятельности ассоциации, но даже смыслом ее существования. Думается, что причины возникновения нестандартной ситуации, когда руководящий орган общественной организации становится тождественным в функциональном плане самой организации, необходимо искать не столько во внешних локально-исторических, сколько во внутренних (юридических) обстоятельствах.
На момент создания КРАУНЦ федеральным законодателем уже были выработаны некоторые, связанные с претворением в жизнь, идеи интеграции науки и образования, нормы законодательства. Учредителям предстояло действовать в правовом поле наиболее общих федеральных законов о науке и образовании2, а также в плоскости норм законодательства, определяющего правовой статус образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций РАН3. При выборе организационной формы КРАУНЦ обозначились предпочтения, производные от ведомственной принадлежности интегрирующихся в единое научно-образовательное целое учреждений.
2 Имеются в виду Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».
3 К последней группе относятся нормы бюджетного, налогового и других отраслей законодательства.
Ориентиром для руководства КГПУ в вопросе организационно-правового устройства КРАУНЦ выступили рекомендации Министерства образования и науки РФ от 2001 г. по созданию на базе высших учебных заведений страны университетских комплексов в виде объединения юридических лиц в ассоциацию. Такая организационно-правовая форма совместной деятельности науки и образования, в свою очередь, опиралась на Федеральный закон от 12 января 1999 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Форма ассоциации показалась привлекательной и для руководителей академических научных организаций Камчатской области. Возможно, на выборе организационно-правовой формы будущей межведомственной структуры сказалось то, что сама Российская академия наук функционирует в организационноправовой форме ассоциации.
Практически сразу после создания, вопреки всеобщим ожиданиям, организационная форма КРАУНЦ продемонстрировала по отношению к избравшим ее организациям-участницам внутренние противоречия, производные от вмешательства в область научнообразовательной интеграции отраслевых норм бюджетного и налогового законодательства. Дело в том, что учредители КРАУНЦ, будучи подведомственными бюджетными организациями, изначально заложили в устав ассоциации абсолютно невыполнимое, с точки зрения финансовой дисциплины своих вышестоящих организаций, обязательство своевременного внесения членских взносов и оплаты расходов, связанных с оперативным управлением КРАУНЦ. На протяжении десятилетия ассоциацию спасали от полного финансового краха случайные спонсорские вливания, благо -даря которым все-таки удалось реализовать некоторые планы учредителей КРАУНЦ.
Недостаток ассоциации как организационно-правовой формы и механизма региональной научно-образовательной интеграции также проявился и в ограниченном наборе ее функциональных возможностей. Вопреки названию («Камчатская региональная ассоциация „Учебно-научный центр“»), позволяющему ожидать от руководителей ассоциации вполне оправданных шагов по ее превращению в самостоятельное образовательное учреждение, эти шаги не были сделаны, так как на самом деле не соответствовали истинным намерениям руководства.
Логика устава КРАУНЦ подсказывает, что в своей практической деятельности данная общественная организация должна была держать курс на создание на базе КГПУ интегративных (при поддержке входящих в ее состав организаций-участниц) организационноструктурных и инфраструктурных элементов научно-образовательной деятельности в вузе, а именно создание:
- научно-производственной и кадровой базы вузовской науки и образования (интеграционных профильных кафедр, научно-исследовательских институтов, лабораторий, структурных подразделений сферы научного обслуживания);
- материально-технической базы научно -образовательной деятельности, включая центры коллективного пользования приборами, лабораторным оборудованием и т. п;
- информационной базы, обеспечивающей коллективный доступ пользователей к глобальным системам информации и связи (центров научно-технической информации, библиотек, региональных банков данных по приоритетным и перспективным направлениям НИР и т. п.);
- региональной (в первую очередь вузовской) инфраструктуры инновационной деятельности, включая экономическую систему экспертизы, сертификации, продвижения (трансферта) результатов научных разработок и технологий на рынок научно-образовательных услуг;
- базы учебных, учебно-научных, научных и производственных практик;
- условий для достижения наивысшего качества фундаментальных и прикладных исследований в вузе в ходе выполнения ассоциативными членами КРАУНЦ совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
К этому следует добавить, что КРАУНЦ также, вопреки названию, не имела планов и реальной возможности превратиться в собственно научную организацию, осуществляющую разработки по тем или иным направлениям научно-исследовательской деятельности.
Подлинным смыслом создания КРАУНЦ, таким образом, являлось научно-образовательное взаимодействие ее членов во имя взаимовыгодного (с максимальной выгодой для КГПУ) повышения эффективности уставной деятельности, а именно: проведение фундаментальных научных исследований, подготовка высококвалифицированных специалистов.
Следует ли из всего сказанного, что в претворении политики научно-образовательной интеграции в Камчатском крае можно было обойтись и без КРАУНЦ? Отнюдь нет. Опыт КРАУНЦ чрезвычайно полезен в плане критического переосмысления прошлого и понимания таившихся в нем альтернатив развертывания интеграционных процессов. Своим десятилетним существованием организация подает пример развития научно-образовательной интеграции в Камчатской области по сценарию непрямого или опосредованного взаимодействия академической науки и вузовского образования. Целесообразность создания организационных структур научно-образовательной деятельности, подобных КРАУНЦ, может быть продиктована ситуацией практически полного отсутствия деловых контактов между потенциальными участниками интеграционного процесса (как это было на Камчатке
в начале 2000-х гг.) и острой потребностью субъектов научно-образовательной деятельности в координации совместных действий.
Что касается иных возможных сценариев развития научно-образовательной интеграции в Камчатском крае, то в условиях межведомственной правовой разобщенности наиболее реальным для осуществления, как показали события десятилетней давности, оказался путь прямого (на основе двухсторонних договоров) взаимодействия учреждений науки и образования с целью совместного решения общих проблем развития.
Привлечение ведущих ученых ИВиС, других организаций ДВО РАН к преподаванию в КГПУ позволило вузу расширить спектр образовательных услуг путем открытия новых и востребованных на региональном рынке труда специальностей (табл. 1).
Таблица 1
Перечень специальностей естественнонаучного профиля, открытых в КГПУ (КамГУ, КамГУ им. Витуса Беринга) с начала 2000-х гг.
№ п/п Годы
Название открытой специальности начала подготовки специалистов первого выпуска
1 Прикладная математика и информатика 2001 2006
5 Биология 2001 2006
2 Геофизика 2002 2007
3 Профессиональное образование 2002 2007
4 Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых 2002 2007
6 Прикладная информатика 2005 2010
7 Информатика с дополнительной специальностью (физика) 2008 —
8 Комплексное обеспечение информационной безопасности 2010 —
Для обеспечения преподавания вновь открытых дисциплин в вузе были открыты специализированные кафедры, а также интегративные научно-исследовательские структуры НИИ геофизики, геологии и экологии Камчатки, НИИ региональных гуманитарных проблем, НИЦ информатизации образования, оргструктуры Управления научных исследований и международных связей. Прорывом в «классическое университетское» будущее для камчатского профильного педагогического университета стало открытие в нем специальностей аспирантуры по приоритетным для региона направлениям научной деятельности:
• 2000 г. — «25.00.25 — геоморфология и эволюционная география»;
• 2001 г. — «25.00.10 — геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых»;
• 2009 г. — «03.00.16 — экология».
С 2002 г. в рамках специальностей геологогеографического профиля стали проходить полевые учебно-научные практики будущих специалистов в области наук о Земле. Организаторам не сразу удалось сделать пребывание студентов в поле более или менее комфортным: первая студенческая геодезическая практика прошла на необорудованном полигоне.
Однако уже через год вопрос об организации и проведении практики был вынесен на обсуждение руководства КГПУ (КамГУ) и ИВиС ДВО РАН, которые пришли к единому мнению о взаимной выгоде создания общей базы учебных, учебно-научных, научных и производственных практик. Политическое урегулирование вопроса на высшем уровне завершилось подписанием соответствующих договоров между КГПУ и камчатскими учреждениями ДВО РАН. Схема сотрудничества КГПУ с научными организациями представлена на рисунке.
Сегодня КамГУ им. Витуса Беринга, поддерживая и развивая традицию организации совместных с Камчатским отделением ДВО РАН летних профильных научно-исследовательских лагерей, предоставляет своим студентам и учащейся молодежи города Петропавловска-Камчатского уникальную возможность провести каникулы в красивейших заповедных уголках полуострова на стационарах Научноисследовательского геотехнологического центра ДВО РАН у подножия вулкана Мутновский, Камчатской опытно-методический сейсмологической партии ГС РАН в районе Верхне-Паратунских термальных источников, Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН у подножия вулкана Толбачик, Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Пау-жетский геотермальный стационар). Использование научно-исследовательских полигонов на базе уникальных природных объектов полуострова заметно повышает эффективность подготовки научных кадров.
Научно-образовательная интеграция на Камчатке обрела свою специфику за счет лидерства КГПУ в вопросе подготовки научных и научно-педагогических кадров в полевых условиях. Специалистами Управления научных исследований была разработана и успешно внедрена модель практического закрепления теоретических знаний студентов геологических специальностей в летних профильных научно-исследовательских лагерях, школах-экспедициях, полевых школах для начинающих и состоявшихся ученых. Доброй традицией на Камчатке стало ежегодное проведение при финансовой поддержке Агентства по молодежной политике Камчатской области (Камчатского края) ежегодных естественнонаучных профильных молодежных научноисследовательских лагерей: географического и экологического лагеря-экспедиции «Нату-
ралист», международной вулканологической школы, международного биологического лагеря «ЭкоБиоСфера», эколого-биологической школы «Река Коль», международной биологической школы-экспедиции «Биотерра» и др.
С целью проведения исследований гуманитарного профиля (этнолингвистических, историко-археологических) регулярно организовывались полевая психологическая школа и волонтерский лагерь «Зеленый ЛИС», международный научно-исследовательский психологический лагерь «Наследие», полевые этнолингвистические исследования (табл. 2). Перечисленные формы организации НИР решали и продолжают решать задачи развития научного творчества молодежи, реализации долгосрочных программ сотрудничества академической и вузовской науки.
Опираясь на приведенные факты, можно сделать вывод о том, что в целом научно-образовательная интеграция в Камчатском крае (области) проявила себя как положительная тенденция общественного развития. Она способствовала сплочению научного и педагогического сообществ, укреплению вузовской науки и образования, внесла заметное оживление в деятельность камчатских организаций РАН и ДВО РАН.
Вместе с тем обращение к опыту организации и деятельности КРАУНЦ позволяет увидеть бреши в правовом обеспечении интеграции науки и образования. Законодательство РФ в этой области до сих находится в стадии становления: нет единого кодифицированного федерального акта, устанавливающего правовые механизмы процесса интеграции, отсутствует стройная система взаимосвязанных и согласованных правовых актов, регулирующих общественные отношения.
Десятилетняя история КРАУНЦ доказала, что она имеет отношение исключительно к регулированию общественных отношений в области академической науки и высшего образования, ставшему возможным благодаря деятельности Координационного совета КРАУНЦ. В отличие от регулятивной функции смысл координационной деятельности КРАУНЦ, конечно, в большем — в формировании нового («Камчатка — край науки и образования») и гораздо более привлекательного, чем старый («Камчатка — рыбный цех страны»), имиджа региона.
Порядок взаимодействия КГПУ с научными организациями по поводу использования научно-исследовательских полигонов /стационаров ДВО РАН
Таблица 2
Сводные данные о деятельности летних профильных научно-исследовательских лагерей, школ-экспедиций, полевых школ
№ п/п Место базирования Сроки Участники
Тема НИР реали- зации Состав Годы Количество, чел.
1 2 5 4 5 6 7
Естественнонаучный профиль
Молодежный научно-исследовательский лагерь-экспедиция «Натуралист»
1 Комплексная оценка территории Быстринского района с целью организации устойчивого природопользования (на примере бассейна р. Быстрая — Уксичан) Река Уксичан неподалеку от районного центра Быстринского национального района — с. Эссо 2002- 2011 Студенты-географы 2-4-х курсов физико-математического факультета КамГУ им. Витуса Беринга, школьники г. Петропавловска-Камчатского 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 24 24 24 25 23 20 с/н* 14
Международная молодежная вулканологическая школа
2 Вулканическая активность и ее последствия в районе вулканов Мутновский и Горелый Подножие вулканов Мутновский и Горелый 2003- 2011 (2009) Студенты и аспиранты из России (Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Москва, Санкт-Петербург), США (Университет Аляски, Фэрбенкс; Стенфордский университет; Университет Невады, Лас-Вегас; Помона колледж; Университет Тулса; Пенсильванский государственный университет; Университет Айдахо; Международный университет, Флорида), Канады (Университет МакГилл, Монреаль) 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 43 44 34 24 29 с/н 27
Международный биологический научно-исследовательский лагерь «ЭкоБиоСфера »
3 Изучение свойств радиоактивных предвестников сильных землетрясений 2006- 2011 Студенты и аспиранты из России (Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Москва, Санкт-Петербург), Германии 2006 2007 2008 2009 17 22 с/н 14
Профильная эколого ■биологическая школа «Река Коль»
4 Авифауна как компонент природного комплекса лососевых рек (на примере государственного биологического заказника «Река Коль») 2009- 2011 Школьники, студенты и аспиранты из г. Петропавловска-Камчатского 2009 12
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7
Международная полевая биологическая школа-экспедиция «Биотерра»
5 Биоразнообразие посещаемой территории о. Беринга Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» 2005- 2011 Ежегодно школьники, студенты и аспиранты из России, в разные годы — студенты и аспиранты из стран Западной Европы и США 2005 2006 2007 2008 2009 21 18 18 с/н 12
Летний профильный научно-исследовательский лагерь «Заповедная школа полевой экологии»
6 Экотуризм на ДГУ «Кроноцкий 2009- Студенты 2009 3
Камчатке государственный 2011 из г. Петропавловска-
биосферный Камчатского
заповедник»
Гуманитарный профиль
Полевая психологическая школа «Зеленый ЛИС»
7 Психологические 2006- Ежегодно школьники, 2006 29
особенности 2011 студенты и аспиранты 2007 26
волонтерского из России 2008 с/н
движения (КамГУ им. Витуса Беринга) 2009 26
Международный профильный научно-исследовательский лагерь «Наследие»
8 Этнопсихология Быстринский 2002- Ежегодно школьники, 2002 103
малочисленных природный парк 2011 студенты и аспиранты 2003 108
народов Камчатки из России (КамГУ им. Виту- 2004 87
са Беринга), научные сотруд- 2005 40
ники из Японии (Центр ис- 2006 31
следования культуры айнов, 2007 22
г. Саппоро; Музей северных 2008 с/н
народов, г. Абашири; Центр 2009 40
лингвистических исследова-
ний Коммерческого универ-
ситета, г. Отару)
Диалектологическая экспедиция
9 Этнолингвистика Соболевский, 2003- Ежегодно школьники, 2003 113
народов Камчатки Мильковский 2011 студенты и аспиранты 2004 17
районы из России 2005 19
Камчатского края (КамГУ им. Витуса Беринга) 2007 5
2008 с/н
2009 с/н
Международный профильный научно-исследовательский лагерь-экспедиция «Камчатская вершина»
10 Археология Быстринский 2002- Ежегодно студенты 2002 24
Камчатки природный парк, 2011 из России, в разные годы — 2003 51
Налычевский ученые из США, Японии 2004 62
природный парк, 2005 21
пос. Ключи 2006 23
2007 с/н
2008 20
* с/н — сведений нет.