Научная статья на тему 'История развития образования и науки в мире, России и на Камчатке'

История развития образования и науки в мире, России и на Камчатке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
803
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викулин Александр Васильевич, Надольская Нина Ивановна

Приводится хронология материалов с древнейших времен до настоящего времени, раскрывающих становление и развитие образования и научных школ в мире, России и на Камчатке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Викулин Александр Васильевич, Надольская Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a summary of materials from ancient times until today, which describe formation end evolution of education and of scientific schools in the world, in Russia and in Kamchatka.

Текст научной работы на тему «История развития образования и науки в мире, России и на Камчатке»

УДК 50+53

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В МИРЕ,

РОССИИ И НА КАМЧАТКЕ

А.В. Викулин (ИВиС ДВО РАН),

Н.И. Надольская (КамчатГТУ)

Приводится хронология материалов с древнейших времен до настоящего времени, раскрывающих становление и развитие образования и научных школ в мире, России и на Камчатке.

The article gives a summary of materials from ancient times until today, which describe formation end evolution of education and of scientific schools in the world, in Russia and in Kamchatka.

5 млн лет назад. По одной из общепринятых гипотез, 22 млн лет назад путь развития человека по причинам, недостаточно известным науке, резко изменился по сравнению с развитием других приматов, число которых насчитывало многие десятки. В семействе обезьян выделились представители, интеллектуальные способности которых начали развиваться быстрее, чем у остальных. В достаточной степени условно можно принять, что самым далеким нашим предком является австралопитек, который 5 млн лет назад взял палку и сшиб ею банан (Исаков, 2004б, с. 13).

XIII в. до н. э. Появление первых цивилизаций Востока и начало их интенсивного развития. Достаточно условно можно принять, что первые признаки цивилизованной жизни начались одновременно в нескольких местах: в Месопотамии по берегам рек Тигр и Евфрат, в Египте на берегу Нила, в Индии на реке Ганг и в Китае на реках Хуанхэ и Янцзы. Этапы развития этих цивилизаций во многом были сходны, несмотря на то, что Ближний и Дальний Восток разделены многими тысячами километров морских и сухопутных путей (Исаков, 2004б, с. 16).

VII в. до н. э. В Китае начали активно развиваться физические учения (науки), что впоследствии позволило ему стать одним из двух научных центров мировой цивилизации (Дорфман, 2007а, с. 28; Исаков, 2004а, с. 195-227).

318 г. до н. э. Император Сюань основал первую в Китае Академию, где на постоянной и платной основе работали крупнейшие мыслители того времени со своими учениками. Вряд ли можно сомневаться в том, что зарождение китайской физики было самобытным историческим явлением (Викулин, 2007; Дорфман, 2007а, с. 21-28).

VII-VI вв. до н. э. Фалес Милетский (625-547 гг. до н. э.) - первый из семи мудрецов при афинском архонте Дамасии, родоначальник древнегреческой философии. Учителей не имел, если не считать, что ездил в Египет и жил там у мудрецов. Основатель Милетской философской школы; первый стал вести беседы о природе (Викулин, 2007).

Все последующие древнегреческие и древнеиталийские мыслители имели свои философские школы. С Фалеса принято отсчитывать начало истории метафизики, создаваемой на основе умозрительного метода (Исаков, 2004б, с. 45).

Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.) - самый известный ученик Фалеса; подарил человечеству первую космологическую систему мира и первую гипотезу происхождения жизни (Исаков, 2004б, с. 47-49).

У-ЇЇ вв. до н. э. Ок. 387 г. до н. э. Платоном (428/427-348/347 гг. до н. э.) в Афинах была основана Академия, которая просуществовала около 10 веков и была закрыта в 529 г. императором Юстинианом (482/483-565 гг.) как оплот язычества (Советский ..., 1983, с. 30, 1008, 1564).

Основной проблемой платоновского мироздания стала разработка деталей учения о Вселенной, которую Платон представлял себе как составное веретено с элементами в виде хрустальных сфер, насаженных на одну ось. Творцом небесных сфер, полных гармонии, был всемогущий Бог. Так появился на научном горизонте единый бог - Творец, которого Платон назвал Демиургом (Мастером). Все предыдущие мыслители с их школами, учениками и последователями создали научную базу, воплотившуюся гением Платона в Академии и тем самым позволившую перейти от общих рассуждений к последовательному и планомерному изучению природы (Исаков, 2004б, с. 54-55).

Евдокс Книдский (408-355 гг. до н. э.), ученик Платона, был одним из первых ученых, который развил далее гипотезу Платона. Он разработал модель Солнечной системы, состоящей из 27 концентрических сфер, в центре которых была Земля.

335 г. до н. э. Аристотель (384-322 гг. до н. э.), в течение двадцати лет учившийся в Академии Платона, ставший ее первым учеником, но изгнанный из нее, по словам Аристотеля, за фразу «Платон мне друг, но истина дороже», ставший учителем Александра Македонского, организовал при его поддержке школу в местечке Ликей близ Афин - прообраз будущего Лицея. В этой школе Аристотель реализовал свои замыслы по воспитанию фолософов-естествоиспытателей. Философские беседы велись во время прогулок, что послужило основанием назвать последователей Аристотеля «перипатетиками» («странствующими») (Исаков, 2004б, с. 55-56; Кудрявцев, 1956, с. 36; Советский ..., 1983, с. 75).

Калипп - ученик Аристотеля и младший современник Евдокса - увеличил количество сфер до 57, чтобы имеющиеся экспериментальные данные ввести в рамки развиваемой теории.

II в. н. э. Клавдием Птолемеем (100-178) в окончательном виде создана геоцентрическая система мира с Землей в центре.

Таким образом, в течение шести веков в рамках «планового» академического (научного) подхода гипотетические представления Платона последовательно доводились до завершенной модели. Результат работы говорит сам за себя: созданная модель в виде признанной всеми картины мира просуществовала полторы тысячи лет, вплоть до работ Н. Коперника (1473-1543), И. Кеплера (1571-1630) и Г. Галилея (1564-1642) - создателей современной теории строения Солнечной системы.

Два центра - Древний Китай и античные Греция и Италия - существовали практически в одно и то же время, развивались независимо друг от друга и без взаимного общения. Однако полученные ими научные результаты и найденные оригинальные инженерные решения являются одинаково выдающимися. Способы получения таких результатов являются близкими (создание Академий) и практически «одновременными». Это поразительно, но факт (Дорфман, 2007а, с. 28; Исаков, 2004а, с. 195-227).

III в. до н. э. Птолемеями (царская династия в эллинистическом Египте в 305-30 гг. до н. э.) в Александрии был создан знаменитый Мусейон, в котором обучался и Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.). При создании Мусейон более всего напоминал современную Академию наук и насчитывал более пятидесяти крупнейших научных авторитетов того времени. Когда у них появились последователи и ученики, это учебное заведение стало больше походить на современный университет. В Мусейоне обучались филологии, астрономии, математике, ботанике, зоологии и другим наукам.

Архимед застал этот научно-образовательный центр в зените его славы и научного величия. За несколько десятилетий до Архимеда в Александрии работал Евклид (365-300 гг. до н. э.), написавший только по геометрии тринадцать томов сочинений, которые стали на целых двадцать веков, вплоть до появления трудов Н.И. Лобачевского (1792-1856) и Б. Римана (1826-1866), незыблемыми геометрическими канонами.

III в. н. э. Мусейон был разрушен, просуществовав, таким образом, шесть веков. Но наиболее ценные рукописи сберегли (Исаков, 2004б, с. 58-59; Советская ..., 1983, с. 1076).

III—IV вв. н. э. В Египте (в Александрии) долгое время существовала Абдерская школа (Абдеры - город, где родился Демокрит), которая сохранила, несколько видоизменив, традиции школы Демокрита.

С Абдерской школой были связаны Болос из Менде (III в.) - составитель трактатов, приписываемых Демокриту и Пифагору, и Зосима из Понополиспа (III-IV вв.) - один из основателей алхимии (Джуа, 1966, с. 40, 55).

VII-X вв. Начало VII в. Мусульманская община, возглавляемая Мухаммедом (Могамедом) (ок. 570-632 гг.), захватила власть в Аравии, создав ядро арабского государства. В странах халифата наряду с духовными училищами - медресе вскоре были созданы университеты.

755, 795 и 972 гг. - образование университетов в Кордове, Багдаде и Каире. Влияние духовенства в них было несколько слабее, нежели в образовавшихся впоследствии университетах и колледжах христианской Западной Европы (Дорфман, 2007а, с. 86).

VII—XII вв. Новые научные теории и их техническое воплощение в период раннего средневековья проникали в Европу в основном с Востока. Солнечные часы появились в Англии и Ирландии только в VII в. от арабов - почти на тысячу лет позже, чем в Месопотамии. В Западной Европе научной деятельностью в основном занимались монахи. Первый европейский трактат «Физика» вышел в 1150 г. из-под пера настоятельницы Дзибоденбергского монастыря (Исаков, 2004б, с. 77).

X—XI вв. Арабы ушли из Европы, оставив после себя великолепно сохранившуюся до настоящего времени архитектуру. Влияние арабов на культуру стран Западной Европы значительно. А. Гумбольдт (1769-1859) писал: «Арабы ... частично вывели Европу из состояния одичания, в которое она была погружена в течение двух веков в результате нашествия варварских народов. Арабы снова указали на вечные источники греческой философии; они не только помогли сохранить научную культуру, но расширили и открыли новые пути для исследования природы» (Джуа, 1966, с. 39).

XI—XIII вв. «Средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого начала» (К. Маркс и Ф. Энгельс). На «базе » монастырей образовались первые университеты в странах Западной Европы, которые, по-видимому, сначала возникали по образцу арабских университетов.

1080-1158 гг. Создание первого университета. Университеты раннего Средневековья управлялись самими студентами, которых тогда именовали школярами. Вначале разделение учеников определялось происхождением. Студенческая нация своими силами и средствами нанимала преподавателей, заботилась о помещении, составляла правила, избирала ректора - обязательно студента, непременно богатого и холостого, чтобы семья не мешала многочисленным и весьма серьезным делам. Первое учреждение подобного рода появилось в 1080 г. в Болонье, определив южный тип высших учебных заведений, отличавшихся демократизмом как в организации, так и в управлении. Когда национальное деление сменилось профессиональным, ученическое сообщество стало именоваться университетом (от лат. Universitas - общность). В 1158 г. этот статус впервые получила юридическая школа в Болонье (Грицак, 2006, с. 113).

Появление университетов в Монпелье (1180), Париже (1200), Виченце (1205), Оксфорде (1209), Ареццо (1215), Саламанке (1218), Падуе (1222), Неаполе (1224) и Кембридже (1229).

Самым престижным в Западной Европе считался Парижский университет, основанный духовником короля Робертом Сорбоном на базе интернационального приюта. Впоследствии это учреждение стало называться Сорбонной (Исаков, 2004б, с. 80). Ученые французской столицы в отличие от Болоньи самостоятельно сформировали свой университет в Париже, не ожидая инициативы местных школяров, и тем самым во многом ограничили студенческую вольницу (Грицак, 2006, с. 113).

Первые университеты - это школы под патронатом церкви, часто преобразованные из духовных или монастырских училищ. Корпоративный строй и замкнутость первых университетов мешали им быстро изменяться в соответствии с веяниями времени (Арутюнов, Стрекова, 2003, с. 106; Дорфман, 2007а, с. 85; Платэ, 1999).

Одному из авторов этой статьи довелось побывать летом 2007 г. в г. Саламанка (Испания), который сохранил облик истинно студенческого города до настоящего времени.

1218-2007 гг. Саламанка - город первого университета Испании и одного из самых первых университетов в Европе. В 1218 г. волей короля Леона Альфонса IX все монастырские школы Саламанки, занимавшиеся изучением Библии, канонического права и медицины, были объединены в одну Университетскую школу (Попенченко, Семашко, 2006).

В средние века студенты, успешно закончившие Саламанский университет, заказывали корриду и кровью убитого быка расписывались на стенах своей alma mater. Некоторые из этих надписей, так называемые «виторы» (от лат. victor - победа), расположенные на более чем 10-метровой высоте от поверхности земли, можно увидеть и в настоящее время. Эта традиция расписываться (но только краской), сохранилась и в настоящее время. С помощью таких надписей велась, по сути, хроника университета: «виторы» оповещали о разных торжественных событиях вроде окончания университета, присвоения докторской степени или получения кафедры.

В начале XXI в. в университет Саламанки ежегодно приезжают (не считая туристов), 25-30 тыс. абитуриентов из Испании, стран Европы, Азии, Африки, Америки, включая США. Во время учебного года из 180 тыс. жителей города почти треть составляют студенты и аспиранты (Испания, 2007, с. 190). По этому показателю Саламанку может обогнать разве что российский студенческий Томск, в котором из 0,5 млн человек населения на долю студентов приходится около половины.

Комплекс зданий Саламанского университета расположен рядом с новым и старым кафедральными соборами (с высотой строений до 40-50 метров). Во время их осмотра туристам рассказывают о «страшном» Лиссабонском землетрясении 1 ноября 1755 г., сопровождавшемся сильными колебаниями почвы в течение продолжительного времени (к счастью, без значительных повреждений зданий и без жертв). Конечно, для туристов с Камчатки такая информация была особенно важной (Викулин, Викулина, Аргас, 2007).

Начало XIVв. В странах Западной Европы уже существует 76 университетов.

XIV—XVI вв. Образование университетов в Центральной и Восточной Европе, а именно:

Карлова в Праге (1348), Ягеллонского в Кракове (1364), Венского (1365), Гейдельбергского

(1385), Кельнского (1388) и Йенского (1548) в Германии.

Середина XVв. Изобретение И. Гутенбергом (1406-1468) книгопечатания.

1527 г. В г. Марбург, недалеко от Франкфурта, ландграф Филипп I основал первый в Европе протестанский университет, в котором в 1736-1739 гг. учился М.В. Ломоносов. Этот университет знаменит еще и тем, что он воспитал девять лауреатов Нобелевской премии - больше всех университетов.

1564 г. И. Федоров (1510-1583) напечатал первую книгу в России и на Украине.

1579 г. Польский воевода Стефан Баторий, в 1576 г. ставший королем польско-литовской Речи Посполитой, издал вскоре подтвержденную папой римским жалованную грамоту о преобразовании Вильнюсской коллегии иезуитов, учрежденной девятью годами ранее, в университет под латинским названием Almae (благодетельная) academia et universitas Vinensis - ныне Вильнюсский университет.

XV—начало XVIII вв. Этот период характеризуется двумя фундаментальными социальноэкономическими процессами - загниванием феодальной системы и прогрессом техники цехового кустарно-ремесленного производства в городах. Однако вольные университеты при этом практически не изменились и не откликнулись на происходящие перемены. Поэтому в эпоху гениев, совершивших научную революцию в XVI - начале XVIII вв., главные творцы этой революции делали свои открытия вне стен университетов, будучи учеными-одиночками на королевской службе или членами неформальных научных кружков. У. Гильберт (1544-1603), установивший связь источника магнитного поля с Землей - королевский медик; Ф. Бэкон (1561-1626), родоначальник английского материализма - лорд-канцлер при дворе короля Якова I; И. Кеплер (1571-1630), открывший законы обращения планет вокруг Солнца - сотрудник Парижской королевской обсерватории; У. Гарвей (1578-1657), открывший кровообращение - член Королевской коллегии врачей в Лондоне; И. Ньютон (1643-1727), создавший механику и более чем на 200 лет определивший направление развития всей науки - чиновник Министерства финансов и т. д. (Платэ, 1999).

1632 г. Галилео Галилей (1564-1642) опубликовал знаменитый труд «Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевской и коперниковой», в котором он обращался, по сути, не к университетским ученым, уже давно осмеянным, а по примеру У. Гильберта, к широким кругам интеллигенции, уже привыкшим к чтению популярных лекций и научно-популярной литературы (Дорфман, 2007а, с. 147).

«Общий дух научного преподавания и исследовательской работы, естественно, не мог удовлетворить новые общественные слои, поднимавшиеся с растущим капиталистическим производством и желавшие теоретически осмыслить свою собственную промышленную и техническую деятельность. Резкое выражение такой неудовлетворенности можно неоднократно встретить в

сочинениях трех гигантов XVII в. - Бэкона, Декарта и Галилея» (Дорфман, 2007а, с. 130). Неудивительно, что грандиозный научный переворот XVII в. совершался фактически вне традиционных научных и даже учебных учреждений и нередко вопреки им .

XVII-XVII вв. Начало образования университетов в Новом Свете и США.

1551 и 1553 гг. После открытия университета в Санто-Доминго, учрежденного королевским декретом от 1551 г., открывается университет в Мехико - второй в Новом Свете.

1611 г. В крепости Интрамурос, на месте которой позже возникнет филиппинская столица Манила, испанские миссионеры-доминиканцы основали католический университет Санто-Томас (испанская версия имени Фомы Аквинского) - старейший из ныне существующих в Азии вузов и крупнейшее католическое учебное заведение в мире.

1636 г. Гарвардский университет близ Бостона в Кембридже начинался как колледж, который с 1639 г. носит имя Дж. Гарварда, завещавшего ему капитал. Реорганизован в университет в первой четверти XIX в. В 1979 г. насчитывал 19 тыс. студентов (Советский ..., 1983, с. 275).

XVII в. Характерной особенностью торговли и промышленности являются новые формы их экономической организации. Для увеличения оборотного капитала и уменьшения риска в эту эпоху возникают такие мощные торговые объединения, как английская, французская и нидерландская Ост-Индские компании. Появляются производственные промышленные компании. Эта организационная тенденция проникает и в науку.

1657 г. Во Флоренции создается «Academia dell Cimento» (Академия опыта). Сосредоточение распыленных экспериментальных исследований позволяет оснастить исследовательскую работу флорентийских ученых первоклассным оборудованием.

1662 г. Английским королем учреждается Лондонское королевское общество с прекрасной лабораторией и платной должностью куратора, на которую приглашается блестящий инженер и физик Роберт Гук (1635-1703). Примерно в это же время крупный богач-аристократ, выдающийся физик и химик Роберт Бойль (1627-1691) создает на собственные средства первый в мире научно-исследовательский институт с превосходно оснащенными лабораториями и специальными мастерскими.

1666 г. По инициативе французского министра Кольбера в Париже организуется Королевская академия наук.

1672 г. По инициативе Готфрида Лейбница (1646-1716) создается Брандербургское научное общество (впоследствии Берлинская академия наук), или «Общество для поощрения в Германии искусств и наук» (Дорфман, 2007а, с. 134; Советский ..., 1983, с. 695).

XVII—XVIII вв. Образование первых высших учебных заведений в России.

1687 г. Открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии - своего рода прообраза высшего заведения. Она была открыта для людей «всякого чина, сана и возраста» и готовила высшее духовенство, чиновников государственной службы, переводчиков, преподавателей для немногочисленных школ. Образование по тем временам было достаточно широким: преподавались славянский, древнегреческий, а позже и латинский языки, русская грамматика, поэтика, философия, риторика, физика, богословие и ряд других предметов. Именно здесь обучался М.В. Ломоносов, попавший сюда лишь с помощью обмана. Несмотря на объявленную первоначально все-сословность заведения, в 1728 г. указом синода было предписано «. крестьянских детей . впредь не принимать», и будущему основателю Московского университета пришлось объявить себя сыном холмогорского дворянина (Павловская, 2005).

XVIII в. - век широкого распространения академий. Несмотря на все старания реакционной философии и церкви, в это время получили широкое распространение научные знания и материалистические воззрения. Важную роль здесь сыграли появившиеся в Европе и Америке «Энциклопедии» и различные научно-популярные руководства.

1700 г. Основана Прусская академия наук в Берлине и ряд академий в столицах некоторых немецких королевств и княжеств (Дорфман, 2007а, с. 261).

1724 г. Указом Петра I создается Академия наук в России.

Когда Петр I обдумывал учреждение Академии, он долго сомневался, что создавать: Академию наук или университет? Мысль о создании Академии наук в России высказывалась Петром I еще в 1698-1699 гг. Позднее он посетил Берлинскую академию наук, Марбургский и Оксфордский университеты, Гринвичскую обсерваторию (основанную в 1675 г.), а в 1717 г. был избран членом Парижской академии наук. Петр I обсуждал вопрос о создании Академии

наук с Г. Лейбницем, а переговоры о приглашении иностранных ученых для работы в России были начаты в 1721 г. (Федотов, 2003, с. 127).

Определенность наступила лишь тогда, когда 22 января 1724 г. Петр I представил сенату Проект - документ, в котором впервые в мировой практике развивалась идея создания в едином учреждении, под общим руководством, с общим штатом и бюджетом Академии наук и художеств как исследовательского учреждения, университета и гимназии. Последние были призваны готовить кадры для Академии. В проекте университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, до какого состояния оные дошли, младых людей обучают». Университет был неотъемлемой частью Академии: отсюда она получала пополнение. Таким образом, в России создавалось единое научно-образовательное учреждение, все части которого были тесно связаны (Платэ, 1999).

1724 г. - наше время. Можно утверждать, что Российская академия наук почти за 300 лет существования оправдала надежды своего создателя - Петра I: она всегда стремилась «через новые инвенты совершать и умножать» науки, чтобы «через обучение и расположение оных польза в народе впредь была» (Платэ, 1999).

1726 г. В Санкт-Петербурге, в гимназии при Академии (фактически в первом университете Академии), начинают обучаться студенты. Профессоров пригласили из-за границы. Приехали ученые первой величины: математики и физики Иоганн Бернулли (1667-1748) и его сын Даниил (1700-1782), математик Леонард Эйлер (1707-1783), историк Готлиб Байер (1694-1738), астроном Жозеф Делиль (1688-1768) и др. Со студентами занимались индивидуально. Так были обучены первые русские академики: Степан Петрович Крашенинников (1711-1755), который еще студентом прибыл 14 октября 1737 г. в составе Второй Камчатской экспедиции на Камчатку и написал впоследствии свой капитальный труд «Описание земли Камчатки» (1755), а также Иван Иванович Лепехин (1740-1802), ставший в 1783 г. непременным секретарем Российской академии. Относительно регулярно академический университет работал до 1750-1760 гг., пока его опекал М.В. Ломоносов. После его ухода в 1755 г. в Московский университет (вместе с ним ушли и лучшие профессора) академический университет стал угасать. В 1767 г. он был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков (Платэ, 1999).

1729 г. Открытие Шведской академии наук в Стокгольме (Дорфман, 2007а, с. 261).

1755 г. К середине XVIII в. в России сложились все условия для открытия университета -настоящего, самостоятельного, построенного с учетом западных традиций, но на свой лад. У истоков Московского университета стояли три выдающиеся личности - «дщерь Петрова» императрица Елизавета Петровна, ее фаворит граф Иван Васильевич Шувалов и Михаил Васильевич Ломоносов.

12 января. Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об открытии Московского университета (ныне всемирно известный МГУ). Именно этот день стал отмечаться как день рождения университета, а святая Татиана, которая когда-то в Древнем Риме противостояла жестокости язычников, была объявлена покровительницей студентов и профессоров. В Татьянин день все, молодые и старые, баловни судьбы и неудачники, вновь получали возможность окунуться в неповторимую атмосферу университетского единства (Павловская, 2005).

1755 г. - наше время. Россия за последнее десятилетие проиграла мировым державам по очень многим статьям, кроме, быть может, одной - борьбы за знания. В этом немаловажная заслуга принадлежит именно Московскому государственному университету (Садовничий, 1999).

1773 г. В Санкт-Петербурге создается Горное училище (ныне Горный институт).

1819 г. Создание университета в Санкт-Петербурге.

XIX в., вторая половина. Имели место выдающиеся успехи почти во всех областях естествознания. Резко возросла потребность в инженерах, что привело прежде всего к созданию учебных физических лабораторий при высших учебных заведениях.

1846 г. Открытие студенческой физической лаборатории в Гейдельбергском университете.

1865 г. По инициативе профессора Ф.Ф. Петрушевского (1828-1904) в Петербургском университете создается физический практикум.

1866-1868 гг. Возникают учебные физические лаборатории в Оксфорде, Геттингене и Сорбонне.

1872 г. Некоторые известные германские ученые внесли предложение о создании Государственного института точных наук и точной механики. Данный проект удалось осуществить в 1887-1888 гг, когда известный изобретатель и промышленник Варнер фон Сименс

(1816-1892) пожертвовал на эту цель 500 тыс. марок, а германский рейхстаг ассигновал дополнительные средства.

Созданием такого института фактически обозначено начало новой фазы - срастания науки и промышленности под руководством государства (Дорфман, 2007б, с. 85-89).

Первая половина XX в. Начиная с конца 1917 г., т. е. с момента появления социалистического государства, развитие взаимоотношений науки и общества оказывается существенно различным в социалистических и капиталистических странах.

1909-1911 гг. С целью усиления позиций России на Дальнем Востоке город Петропавловск-Камчатский становится губернским (областным) центром, в котором открывается педагогическое училище.

1914 г. Период Первой мировой войны явился в капиталистических странах логическим продолжением начавшегося задолго до войны срастания работы ученых с деятельностью частных промышленных предприятий. Начиная с 1914 г. промышленное производство во всех воюющих странах было переключено на обслуживание военных действий. Так, к руководству военными физическими исследованиями были привлечены: во Франции - П. Ланжевен (1872-1946), видный ученый и общественный деятель; в Англии - Э. Резерфорд (1871-1937), автор планетарной модели атома; в США - А. Майкельсон (1852-1931) и Р. Милликен (1868-1953), видные физики-экспериментаторы .

1919 г. В Программе Коммунистической партии, принятой VIII съездом в 1919 г., было записано: «Советская власть уже приняла целый ряд мер, направленных к развитию науки и ее сближению с производством: создание сети новых научно-исследовательских институтов, лабораторий, испытательных станций, опытных производств по проверке новых методов и т. д. РКП, поддерживая все эти меры, стремится к их дальнейшему развитию и созданию наиболее благоприятных условий научной работы в связи с поднятием производительных сил страны» (Федотов, 2003, с. 130).

1940-1950 гг. В СССР после Второй мировой войны «атомный проект» по созданию атомной бомбы возглавил И.В. Курчатов (1903-1960), виднейший ученый и общественный деятель СССР (Дорфман, 2007б, с. 218).

Вторая половина XX в. - настоящее время. История учит, что наука шаг за шагом превращается в производительную силу и вплотную подходит к границам техники и инженерии. При этом превращение физики в производительную силу имеет фундаментальное значение и будет играть в последующем главенствующую роль. Все больше усиливается международная кооперация ученых, а иначе просто невозможно проводить исследования, которые становятся все более и более дорогими. Даже самое богатое государство не может себе позволить такие расходы. Примером тому служат работы в области астрономии (по исследованию звезд, галактик и экзопланет), физики высоких энергий (по созданию ускорителей элементарных частиц), освоения космического пространства и др.

1940 г. Группа виднейших ученых Академии наук СССР обратилась в правительство с предложением о создании учебного заведения особого типа, в котором студенты наряду с обучением проводили бы научные эксперименты в исследовательских институтах. Предложение было одобрено.

1943 г. Создается Академия педагогических наук (АПН) РСФСР.

1966 г. В результате преобразования АПН РСФСР создается АПН СССР - высшее научное учреждение, объединяющее выдающихся ученых в области педагогики и деятелей народного образования (Советская ..., 1983, с. 30).

1946-1952 гг. На базе МГУ был создан физико-технический факультет, который в 1952 г. был преобразован в Московский физико-техничекий институт (МФТИ).

1955 г. В СССР осуществляется переход на смешанную форму обучения (в одном классе учатся и девочки, и мальчики).

1957 г. Создается Сибирское отделение Академии наук СССР (СО АН СССР) с центром в Новосибирске, в которое были объединены все организации и учреждения АН СССР, расположенные к востоку от Урала. При организации СО принцип интеграции науки и образования по «системе физтеха» был одним из основополагающих. При создании Новосибирского Академгородка руководствовались тремя правилами: наибольшее число проблем современной науки решается на стыках наук; тесная связь с народным хозяйством; правильное сочетание ученых старшего поколения и молодежи (Платэ, 1999; Федотов, 2003, с. 133).

1957 г. Принимается решение об организации в Петропавловске-Камчатском высшего технического заведения рыбохозяйственного профиля. В этом же году в деревянном здании Школы совершенствования кадров командного плавсостава Камчатского совнархоза открывается учебно-консультационный пункт (УПК) Всесоюзного заочного института рыбной промышленности.

1958-1959 гг. Преобразование УПК Всесоюзного института рыбной промышленности в Камчатский УПК заочного факультета Дальрыбвтуза.

1968-1969 гг. Приняты первые 100 студентов на дневное обучение.

1987 г. Камчатский филиал Дальрыбвтуза превратился в Петропавловск-Камчатское высшее инженерное училище.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 г. Образование Камчатского государственного технического университета (КамчатГТУ). В настоящее время университет размещается в 12 корпусах, имеет Дворец культуры, собственное издательство. В его состав входит колледж, дающий среднее специальное образование по девяти специальностям. В 2004 г. в университете обучалось более 7300 студентов (Гаврилов, 2002).

2006 г. Начало создания в КамчатГТУ технопарка.

1958 г. В Петропавловске-Камчатском открывается Камчатский государственный педагогический институт (КГПИ).

2002 г. В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, камчатская наука, как и наука всей страны, быстро «стареет». В этой связи в КГПИ создается совместно с камчатскими институтами Академии наук Камчатская региональная ассоциация «Учебный научный центр» (КРАУНЦ). В рамках этого объединения на физическом факультете образована новая кафедра «Геология, география и геофизика», одной из главных целей которой является подготовка научных кадров для камчатской науки. В течение нескольких последних лет научными сотрудниками камчатских академических институтов стали первые выпускники этой кафедры, приступившие к решению задач, стоящих перед наукой и Камчатским краем.

2004 г. Приказом ректора в КГПИ создается технопарк.

2005 г. КГПИ преобразуется в Камчатский государственный университет (КамГУ им. Витуса Беринга). С момента его образования в университете стали организовываться корпоративные кафедры, позволяющие готовить кадры по «запросу» предприятий и учреждений региона.

1963 г. При МГУ и Новосибирском университете создаются школы-интернаты, в которые после специальных экзаменов принимаются ученики 9-10-х классов общеобразовательных школ с целью более углубленного изучения физики, математики, химии и биологии. Выпускники этих школ, как правило, легко поступают в шефствующие и другие университеты, затем в аспирантуру и быстро защищают диссертации. За прошедшие десятилетия для многих выпускников камчатских общеобразовательных школ эти специализированные школы послужили хорошим трамплином в науку.

1965 г. В СССР осуществлен переход от 10-летнего обучения к 11-летнему и от 7-летнего незаконченного общего образования к 8-летнему.

1970 г. Создан Дальневосточный научный центр (ДВНЦ), впоследствии преобразованный в Дальневосточное отделение (ДВО) АН СССР с центром во Владивостоке. В него перешли все учреждения СО АН СССР, находившиеся на Дальнем Востоке СССР в городах Владивосток, Хабаровск, Магадан, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и др. Создание ДВО способствовало усилению науки и образования на Дальнем Востоке России.

1990-е гг. В связи с перестройкой из России начался интенсивный отток научно-технических высококвалифицированных кадров, что доказывает высокий уровень сложившейся за последние десятилетия системы получения образования и фундаментальной науки в ССССР и России (Викулин, 2005). Действительно, несмотря на то что ресурсное обеспечение российских вузов в 50 раз меньше, чем европейских университетов, а разрыв с американскими вузами еще выше, российские студенты и школьники до сих пор регулярно занимают призовые места на многочисленных международных олимпиадах. Это оказалось возможным отчасти потому, что выпускники наших школ оказываются по уровню подготовки намного выше, чем их ровесники за рубежом (Арутюнов, Стрекова, 2003, с. 122). Наше преимущество состоит в том, что мы своевременно и мощно используем принцип фундаментальной подготовки.

2000-е гг. Начало реформы образования в России. В общеобразовательных школах введен ЕГЭ - единый государственный экзамен, результаты которого должны учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Отношение к реформе неоднозначное. Чем закончится эксперимент - покажет время.

2005 г. Выступлением 11 января Президента В. В. Путина в Новосибирском Академгородке Россия открывает путь инновационного развития (Викулин, 2GG5).

28 апреля. В Петропавловске-Камчатском по инициативе ИВиС ДВО РАН и КамГУ, а также при поддержке городской администрации прошел научно-практический семинар, посвященный «смотру» инновационного потенциала региона, который оказался достаточно высоким (Место ..., 2GG5).

2008 г. Начало создания корпоративных учебно-научных кафедр в Институте вулканологии и сейсмологии (ИВиС) ДВО РАН и в КамчатГТУ.

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2GG3. - 299 с.

2. Викулин А. В. Инновационный путь развития региона как необходимое и достаточное условие увеличения благосостояния жителей // Вестник КРАУНЦ. Сер. «Науки о Земле». - 2GG5. -№ 5. - С. 10-1б.

3. Викулин А. В. Хроника развития естественнонаучных представлений о ротационных и вихревых движениях // Вестник КамчатГТУ. - 2GG7. - Вып. б. - С. б4-77.

4. Викулин А.В., Викулина С.А., Аргас Л. Новые данные о Лиссабонском землетрясении G1.11.1755 // Вестник КРАУНЦ. Сер. «Науки о Земле». - 2GG7. - № 2. - С. 74-8б.

5. Гаврилов С.В. Начало подготовки специалистов морского и рыбохозяйственного профиля на Камчатке // Вопр. истории рыбной пром-сти Камчатки: Сб. тр. Вып. 5. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2GG2. - С. б-41.

6. Грицак Е.Н. Саламанка. - М.: Вече, 2GG6. - 224 с.

7. Джуа М. История химии. - М.: Мир, 19бб. - 452 с.

8. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. С древнейших времен до конца XVIII века. -М.: ДомКнига, 2007а. - 352 с.

9. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. С начала XIX до середины ХХ вв. - М.: Дом-Книга, 2GG76. - 32G с.

1G. Исаков А.Я. Пионеры цивилизации. - Петропавлоск-Камчатский: Новая книга, 2004а. -232 с.

11. Исаков А.Я. Концепции современного естествознания. Древние цивилизации. Античный период. Эпоха Возрождения. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004б. - 1б5 с.

12. Испания: Путеводитель. - М.: Авангард, 2007. - 240 с.

13. Кудрявцев П.С. История физики. Т. 1. - М.: Учпедгиз, 195б. - 5б4 с.

14. Место и роль города Петропавловска-Камчатского в инновационном развитии Камчатского региона: Материалы науч.-практ. семинара / Под ред. А.В. Викулина. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ, 2005. - 83 с.

15. Павловская А. Именем Татианы // Вокруг света. - 2005. - № 1. - С. 54-б9.

16. Платэ Н.А. Академия наук и развитие образования в России // Вестник РАН. - 1999. -Т. б9.- № 12. - С. 10б3-10б9.

17. Попенченко А., Семашко А. Саламанка - город-университет // Вокруг света. - 200б. -№ 2. - С. 114-129.

18. Садовничий В.А. Слово о Московском университете // Вестник РАН. - 1999. - Т. б9. -№ 12. - С. 1059-1080.

19. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 1б00 с.

20. Федотов С.А. Исследования по вулканологии и сейсмологии, их развитие и значение на Камчатке, история отечественной науки. - Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2003. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.