БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы): распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ.
3. Положение о Федеральной службе по труду и занятости: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324.
4. Отчет о работе территориального органа Федеральной службы по труду и занятости — Государственной инспекции труда в Камчатском крае за 2015 г.
5. Отчет о работе территориального органа Федеральной службы по труду и занятости — Государственной инспекции труда в Камчатском крае за 2016 г.
6. Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Камчатском крае в 2016 году.
7. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. — URL: http:// https://www. rostrud.m/control/reytingi/?ro=545109 (дата обращения: 28.02.2018).
УДК 159.9
А. С. Тарских, Е. В. Этингоф МОТИВАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
Аннотация. В статье анализируется динамика численности учителей в Камчатском крае и ее причины. Рассматривается модель характеристик работы, на ее основе определяются критерии для выявления мотивов учителей к их трудовой деятельности. Формируется мотивационный портрет учителя Камчатского края.
Ключевые слова: учитель, мотив, мотивационный портрет, Камчатка.
A. S. Tarskikh, E. V. Etingof TEACHER'S MOTIVATIONAL PORTRAIT IN THE KAMCHATKA KRAI
Annotation. The dynamics of teachers' number in the Kamchatka krai and its reasons are analyzed in the article. The model of work characteristics is considered, the criteria of determining of the teachers' motives to their labor activity on the basis of this model are defined. The motivational portrait of teacher in the Kamchatka krai are formed.
Key words: teacher, motive, motivational portrait, Kamchatka.
В современных условиях работа учителя лодых специалистов. Статистические данные
становится все менее привлекательной для по Камчатскому краю подтверждают данную
работников, из-за чего снижается приток мо- негативную тенденцию (см. табл. 1) [4, 103].
Таблица 1. — Численность и движение работников общеобразовательных учреждений в Камчатском крае
Наименование показателя 2014 2015 2016
Среднегодовая численность учителей 6906 6948 6966
из них в образовательных учреждениях в муниципальной собственности 5019 4901 4982
Всего прибыло учителей за год 4677 3797 3404
Всего выбыло учителей за год 4307 3786 3497
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях 34515 35070 35369
Численность обучающихся в расчете на одного педагога * 4,998 5,047 5,077
* рассчитано авторами
ECONOMICS AND MANAGEMENT A. S. Tarskikh, E. V. Etingof TEACHER'S MOTIVATIONAL...
Таблица 2. — Обеспеченность некоторых общеобразовательных школ Петропавловск-Камчатского городского округа основным персоналом за 2016 год [6]
Учреждение Численность, чел.
по штатному расписанию фактическое замещение
СШ № З им. А. С. Пушкина 63,17 42
СШ № 10 65 47
СШ № 12 42 28
СШ № 33 143 88
СШ № 46 24,23 18
Согласно данным табл. 1, среднегодовая численность учителей постепенно растет, однако меньшими темпами, чем численность обучающихся. Вследствие этого увеличивается нагрузка на одного педагога. Анализ обеспеченности педагогическими работниками школ Петропавловска-Камчатского говорит о значительном кадровом дефиците (табл. 2). Это говорит о том, что со стороны руководителей становится необходимым более грамотный подход к трудовой мотивации работников сферы образования, основанный на повышении престижности данной профессии и удовлетворении духовных потребностей человека.
Современные руководители часто имеют достаточно смутные представления о мотивации труда, либо пользуются услугами непрофессионалов, презентующих им малоэффективные подходы к трудовой мотивации, использование которых часто приводит к разочарованию в мотивационных методах. В этой связи проблема выбора подхода к трудовой мотивации работников остро встает не только для образовательных учреждений, но и для большинства современных организаций.
Определяя, что движет человеком, побуждая его к продуктивной работе, можно подойти к понятию мотивации труда. Мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить собственные потребности в определенных благах посредством труда, который направлен на достижение целей предприятия.
Для правильной работы мотива труда организация использует стимулирование трудовой деятельности — побуждение работников к более производительному труду при помощи материальных и моральных средств
воздействия. При этом попытки руководителя обеспечить правильное стимулирование своих сотрудников будут безрезультатными, если он не знает потребностей работника [1, 19].
Если мотив в широком смысле слова — это повод к определенному действию человека, вызванный его нуждами и интересами, то мотив труда является побудительной причиной трудовой деятельности человека, вызванной теми потребностями и интересами, удовлетворить которые можно путем получения жизненно необходимых благ с наименьшими материальными и моральными издержками.
С новыми подходами к управлению персоналом формируются новые теории трудовой мотивации, а также выделяются новые тенденции в области мотивации труда. Так как невозможно в большой компании учесть различные вкусы и мнения каждого работника, руководитель стремится создать идеальные условия, приводящие к повышению интегральной производительности. Данные условия подразумевают, что работа должна:
• приводить к определенному результату;
• оцениваться как важная и заслуживающая выполнения;
• давать возможность работнику для ее выполнения принимать самостоятельные решения;
• обеспечивать обратную связь, адекватно оцениваться в зависимости от эффективности деятельности работника;
• приносить справедливое — по мнению работника — вознаграждение.
Работа, построенная в соответствии с данными принципами, обеспечит сотруднику внутреннее удовлетворение — очень мощный мотивационный фактор, способствую-
ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ А. С. Тарских, Е. В. Этингоф МОТИВАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ...
щий повышению качества его работы. Имен- с точки зрения мотивации, представленная на
но на основании данных принципов была рис. 1 [3, 25].
разработана модель характеристик работы
Основные параметры Основные психологиче- Мотивация работника и
рлЬоты —► ские состояния —► результаты работы
Разнообразие умений и навыков; целостность работы; важность работы Ощущение важности работы
Автономия
Ощущение ответственности за результаты
Гордость за успешное завершение работы
Обратная связь
Высокая внутренняя рабочая мотивация;
высокое качество высокое удовлетворение от работы; малое количество прогулов; низкая текучесть кадров
Рис. 1. — Модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма
1. Разнообразие умений и навыков характеризует степень, в которой трудовая деятельность требует разнообразных действий для ее выполнения и которая предусматривает задействование различных талантов и навыков работника, что вызовет у него чувство гордости от ее выполнения. Под целостностью работы понимается ее выполнение от начала и до конца с видимым результатом. Важностью работы называется степень влияния ее выполнения на жизнь или трудовую деятельность других людей в организации или внешнем окружении.
2. Автономия характеризует, в какой степени работа обеспечивает свободу и независимость работника в действиях, используемых для достижения необходимого результата. В случае, когда решения принимаются не самим работником, хорошее выполнение работы не будет рассматриваться им как личный результат.
3. Обратная связь обеспечивает сотруднику получение информации о качестве выполняемой им работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы: обеспечить обратную связь по конечным результатам работы существенно легче, чем
выстраивать ее после каждой выполненной сотрудником операции [3, 27].
Перечисленные выше черты работы наиболее четко предоставляют возможность самореализации работника и осознания им важности собственной профессии. Работа педагога подразумевает именно постоянное развитие и самореализацию. Соответственно, исследование трудовой мотивации в школах было проведено на основании характеристик рассмотренной модели: респондентам были предложены анкеты, включающие 12 вопросов, соотносящихся по содержанию с характеристиками работы Хекмана и Олдхэма (см. табл. 2).
В ходе исследования было опрошено 98 сотрудников пяти образовательных учреждений Петропавловск-Камчатского Городского Округа: 24 преподавателя МБОУ «Средняя Школа № 15», 17 преподавателей МБОУ «Средняя школа № 11», 21 преподаватель МБОУ «Средняя школа № 1», 22 преподавателя МБОУ «Средняя школа № 26» и 14 преподавателей МБОУ «Средняя школа № 41». Предлагаемые респондентам вопросы, а также результаты проведенного опроса в процентном соотношении представлены в табл. 2.
ECONOMICS AND MANAGEMENT A. S. Tarskikh, E. V. Etingof
Таблица 3. — Результаты анкетирования
TEACHER'S MOTIVATIONAL.
Вопрос Структура HTRPTHR %
Да Нет
1.Считаете ли Вы свою работу однообразной? 29 71
2.Считаете ли Вы, что обладаете полезными навыками для Вашей работы? 91 9
З.Замечаете ли Вы видимый результат от проделанной работы? 84 16
4. Считаете ли Вы свою работу значимой для школы? 89 11
5. Считаете ли Вы свою работу значимой для других людей? 89 11
6. Вносите ли Вы какие-либо изменения в рабочую программу? 73 27
7. Считаете ли Вы, что такие изменения помогают достичь лучшего результата? 73 27
8. Получаете ли Вы от руководства оценку качества выполняемой Вами работы? 86 14
9. Стимулирует ли получаемое Вами вознаграждение к труду? 90 10
10. Считаете ли Вы свое вознаграждение достаточным? 68 32
11. Получаете ли Вы стимулирующие надбавки? 94 6
12. Считаете ли Вы прозрачными (понятными) условия получения стимулирующих выплат? 81 19
Согласно данным табл. 3, большая часть сотрудников не считает свою работу однообразной, замечает видимый результат от своей работы, считает свою работу значимой для других людей, а также получает от руководства оценку качества своей деятельности. Большинство опрошенных считают свои навыки полезными для выполняемой ими работы, а саму работу — значимой для школы. Также 73 % респондентов, так или иначе, вносят изменения в рабочие программы, так как считают, что эти изменения помогут достичь лучшего результата.
Почти все опрошенные отметили, что вознаграждение стимулирует их к трудовой деятельности, однако треть из них считает его недостаточным. Стимулирующие надбавки также получает большинство преподавателей, но пятая часть работников школ не до конца понимает условия их получения.
При соотнесении полученных ответов с критериями модели Хекмана и Олдхэма, можно получить следующие результаты (см. рис. 2).
100% 90% 80% 70% 60% 50%
Разнообразие Целостность Важность Автономия Обратная связь
умений и навыков
89%
84%
86%
Рис. 2. — Степень присутствия в школах мотивационных характеристик работы, согласно ответам респондентов
Согласно рисунку 2, наибольшую роль внутренняя, так и со стороны общества —
для преподавателей играет оценка — как значимости их работы: большинство учите-
ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ А. С. Тарских,
лей уверены в том, что их работа приносит пользу окружающим. Наименьшим же значением отличается степень присутствия автономии в работе преподавателей школ: не все опрошенные меняют рабочие программы, в силу недостатка собственного опыта, либо
Согласно рис. 3, фиксированная часть заработной платы в школе устраивает 79 % респондентов. Система стимулирующих надбавок устраивает не всех работников — в некоторой степени на это также влияет то, что не все преподаватели до конца понимают условия получения стимулирующих выплат.
Согласно проведенному исследованию, все приведенные в модели Хекмана и Олдхэма черты работы в достаточной степени отражают мотивы трудовой деятельности преподавателей школ, главным из которых, в конечном итоге, является важность их профессиональной деятельности для социума, а также их самореализация как полезных членов общества.
Е. В. Этингоф МОТИВАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ...
нежелания менять устоявшийся порядок или проявлять инициативу.
На основании вопросов № 9-12 можно выявить мнение сотрудников насчет получаемого ими вознаграждения, а также системы стимулирования в школах (см. рис. 3).
Таким образом, можно заключить, что работа учителя предполагает специфический набор мотивов, и люди, не руководствующиеся в своей деятельности подобными мотивами, не смогут осуществлять деятельность в области образования достаточно качественно. Редкость подобного мотивационного портрета учителей также обусловливает их существующий недостаток в Камчатском крае: все труднее становится руководителям найти людей со столь ярко выраженными мотивами к осуществлению образовательной деятельности.
100%
50%
0%
79%
87%
Фиксированная часть дохода
Система стимулирования
Рис. 3. — Положительная оценка работниками школ эффективности системы вознаграждения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ДанилюкА. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. — Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2015. — 304 с.
2. Иванова Е. П. Современные подходы к мотивации работников аптечного коллектива // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. — 2013. — № 2 — С. 343.
3. Камалтидинова Р. М. Система мотивации как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях / Р. М. Камалтидинова, С. Г. Гунбина. — Ульяновск: УлГТУ, 2014. — 96 с.
4. Камчатский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник / Камчатстат. — Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2017. — 456 с.
5. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С. Оценка удовлетворенности трудом и мотивацией персонала: предпосылки и методика проведения // Мотивация и оплата труда. — 2013. — № 3. — С. 190— 199.
Образовательный портал Петропавловск-Камчатского городского округа. — URL: http://edu. pkgo.ru/School.
СООБЩЕНИЯ REPORTS
УДК 372.8
А. И. Кириллова, В. О. Елизарова
ПОЛЕВОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛАГЕРЬ «ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ»:
ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье представлены итоги деятельности ПНИЛ «Землепроходец» (организаторы ФГБОУ ВО «КамГУ имени Витуса Беринга», КРОМО «Гордость» и ОКМНС «ЯЯР») в 2016-2017 гг. Авторы описывают деятельность и первые научные результаты лагеря, опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов-участников лагеря.
Ключевые слова: молодежный лагерь, история повседневности, Мильково, Мильковский район, Камчатский край.
A. I. Kirillova, V. О. Yelizarova
SCIENTIFIC-RESEARCH FIELD CAMP "ZEMLEPROKHODETS": ACHIEVEMENTS AND PROSPECTS
Annotation. The article presents the results of the activity of the SRFC "Zemleprokhodets" (the initiators of which are FSBEE HE "Vitus Bering Kamchatka State University", KRPYO "Gordost" and OINP "YaYaR") in 2016-2017. The authors describe the activity and first scientific results of the camp, the experience of organizing the participant-students' research.
Key words: youth camp, history of everyday routine, Milkovo, Milkovsky district, the Kamchatka krai.
Проведение научных исследований — трудоемкий и сложный процесс, требующий как материальных затрат, так и привлечения человеческого ресурса. Привлечение молодежи к научным исследованиям и вовлечение ее в инновационный процесс — одна из важнейших задач современного высшего образования. Одним из вариантов вовлечения студентов в процесс является организация и проведение молодежных полевых лагерей.
Вторая смена полевого научно-исследовательского лагеря «Землепроходец», прошедшая с 03 по 12 июля 2017 г., стала логическим продолжением первой, — прошедшей в 2016 г. С целью углубленного изучения самого густонаселенного сельского района полуострова: по данным переписи 2010 г. все сельское население полуострова составило 72 929 чел., а население Мильковского муниципального района — 10 585 чел. [4]. Таким образом, для проведения современных антропологических исследований жизни сельского населения полуострова он является од-
ним из самых благоприятных и репрезентативных.
Современное состояние государственной национальной политики и быстрое снижение численности сельского населения на Камчатке ведет к необходимости обращения к историческому прошлому и опыту реализации государством мер по развитию и укреплению сел и деревень на полуострове. Так, в ХХ в. в советский период (с 1926 г. по 1991 г.) численность сельского населения выросла в разы, причем, как за счет миграционной политики, так и естественного прироста населения. Важной вехой в истории локальных территорий и локальных этнических общностей стали те изменения, что произошли под влиянием советской власти. Одним из способов преодоления так называемой «демографической ямы» стало создание особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития [5] и в частности ТОСЭР «Камчатка», приоритетным направлением в котором является туризм.