Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯВ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ'

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯВ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / EFFECTIVE CONTRACT / LABOR CONTRACT / INCENTIVE PAYMENTS / WAGES / WAGE SYSTEM / EDUCATION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарданова Айсылу Ириковна, Этингоф Елена Владимировна

В статье рассматривается эффективный контракт как инструмент регулирования трудовых отноше- ний в бюджетных учреждениях, его сущность, значение и опыт внедрения в сфере образования Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE CONTRACT AND RESULTS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE SPHERE OF EDUCATION OF THE KAMCHATKA KRAI

The article considers the definition of an effective contract, its essence and significance, as well as experience of its im- plementation in the education of the Kamchatka krai.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯВ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ»

21. Бажов П. П. Уральские сказы. — М.: Зенит, 1993. — 336 с.

22. ЛесковН. С. Левша. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 5 т. — Т. 3. — М.: Правда, 1981.

23. Паккард В. Психоанализ в рекламе // Психология и психоанализ в рекламе: личностно-ори-ентированный подход. — Самара: Бахрах-М, 2001. — С. 415-443.

24. КаварцисМ., Aшворт Г. Эффективный бренд-менеджмент территорий: брендинг европейских городов и регионов. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 459 с.19.

25. Серегина Е. В., Попов Е. В. Формирование успешного бренда как инновационный процесс // Инновации. — 2007. — № 3 (101). — С. 71-73.

26. Ashworth G., Kavaratzis M. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions. — N.-Y.: Edward Elgar Publishing, 2010. — 279 р.

27. Briggs-Myers I., McCaulley M. H., QuenkN. L., Hammer Al. L. Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers-Briggs Type Indicator. — Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1998. — 420 р.

28. Quenk N. L. Essentials of Myers-Briggs Type Indicator Assessment. — N.-Y.: Willey, 2009. — 210 p.

УДК 65.015

А. И. Гарданова, Е. В. Этингоф

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассматривается эффективный контракт как инструмент регулирования трудовых отношений в бюджетных учреждениях, его сущность, значение и опыт внедрения в сфере образования Камчатского края.

Ключевые слова: эффективный контракт, трудовой договор, стимулирующие выплаты, заработная плата, система оплаты труда, сфера образования.

A. I. Gardanova, E. V. Etingof

EFFECTIVE CONTRACT AND RESULTS OF ITS IMPLEMENTATION IN THE SPHERE OF EDUCATION OF THE KAMCHATKA KRAI

The article considers the definition of an effective contract, its essence and significance, as well as experience of its implementation in the education of the Kamchatka krai.

Key words: effective contract, labor contract, incentive payments, wages, wage system, education sector

Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в период с 2012-2018 годы, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, система оплаты труда работников учреждений должна обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям. Однако

такие принципы формирования оплаты труда были зафиксированы в 2001 году в статье 132 Трудового кодекса РФ: «Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда...» [5].

Суть эффективного контракта пытается раскрыть Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.». Эффективный контракт в соответствии с данным документом определяется как «трудовой договор с работником, в котором конкретизи-

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ А. И. Гард

рованы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности с целью назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки» [1].

Но и ранее в «обычном» трудовом договоре согласно ст. 57 ТК РФ «Содержание трудового договора» требовалось указать:

• «трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

• условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

• гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте...».

Реформы в системе оплаты труда работников бюджетных организаций начались еще в 2008 году с отмены Единой тарифной сетки и продолжаются до сих пор. К сожалению, достигнутые результаты этих реформ далеки от заявленных целей. Многие исследователи, руководители и сотрудники бюджетных учреждений не до конца понимают суть внедряемых изменений. Из-за этого, а также отсутствия методических рекомендаций на федеральном уровне, при введении эффективных контрактов в системе образования возникают значительные проблемы.

Если рассматривать понятие эффективного контракта в системе образования, то некоторые авторы считают, что эффективный контракт — это некая версия системы оплаты труда в сфере образования, которая используется с целью сохранения кадрового потенциала, а также повышения престижности и привлекательности работы для потенциальных работников. Четкое понимание и правильное определение задач и целей новой системы оплаты труда — это залог ее успешной реализации.

и, Е. В. Этингоф ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ...

Многие авторы и исследователи отождествляют эффективный контракт с повышением заработной платы, либо считают главным и ключевым его элементом заработную плату.

Отличительной чертой эффективного контракта является то, что в нем детализировано прописаны стимулирующие выплаты за работу. В эффективный контракт включается: наименование выплаты, условие ее получения, показатели и критерии оценки деятельности, а также периодичность и размер выплат.

Таким образом, ключевым критерием введением системы эффективного контракта служит использование в трудовом договоре термина «показатели и критерии оценки эффективности деятельности», при определении которых используется Письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности». На основании Примерных направлений образовательной организацией разрабатываются соответствующие показатели эффективности деятельности педагогических работников и индикаторы, на основании которых будет осуществляться учет результатов деятельности. Механизм и принципы распределения стимулирующей части ФОТ педагогических работников образовательных организаций утверждается на уровне образовательной организации, при этом должна быть обеспечена зависимость размера стимулирующей части ФОТ от результатов деятельности педагогического работника в рамках основной образовательной программы [3].

Согласно графику перевода работников на «эффективный контракт», учреждения должны перейти на данную систему оплаты труда до конца 2018 года. Таким образом, все образовательные учреждения должны перейти на новую систему в срок до 2018 года.

В исследовании используются данные по образовательным учреждениям Камчатского края, находящихся в ведении региональных и муниципальных органов власти. Сюда включаются учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования, среднего профессионального образования. На сегодняшний день в ведении Министерства образования и молодежной политики Камчатского края не находится ни одного образовательного учреждения высшего образования. По результа-

ВЕСТНИК КРАУНЦ

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

№ 1 (31) 2018

105

ECONOMICS AND MANAGEMENT A. I.

там мониторинга перехода образовательных учреждений на систему оплаты труда «эффективный контракт» по Камчатскому краю складывается следующая динамика показателей по итогам работы внедрения, проведенной в 2013-2016 годах. С 5893 педагогическими работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам (новые трудовые договоры). Доля педагогических работников, которые переведены на эффективный контракт, в общем количестве педагогических работников в 2016 году составляет 92,2 %, в том числе:

• педагогических работников дошкольного образования — из 2165 работников переведено на эффективный контракт — 2031 (93,81 %);

• педагогических работников общего образования — из 3334 работников переведено на эффективный контракт — 3123 (93,67 %);

• педагогических работников дополнительного образования детей — из 571 работников переведено на эффективный контракт — 506 (88,61 %);

• педагогических работников среднего профессионального образования — из 321 работников переведено на эффективный контракт — 233 (72,58 %) [3]. Общее количество учреждений, педагогические работники которых переведены на эффективный контракт по состоянию на 31.12.2016 года — 260 из 283 учреждений, при этом доля учреждений, переведенных на эффективный контракт, составляет 91,87 %, в том числе:

• учреждений дошкольного образования — из 116 переведено на эффективный контракт — 111 (95,68 %);

• учреждений общего образования — из 120 переведено на эффективный контракт — 110 (91,66 %);

• учреждений дополнительного образования детей — из 39 переведено на эффективный контракт — 35 (89,74 %);

• учреждений среднего профессионального образования — из 8 переведено на эффективный контракт — 4 (50 %) [3].

На данный момент в Камчатском крае только совсем недавно начался переход к новой системе оплаты в сфере образования, поэтому нельзя с точностью сказать о результа-

va, E. V. Etingof EFFECTIVE CONTRACT...

тах его внедрения, но можно выделить некоторые проблемы, связанных с внедрением данной системы в образовательных учреждениях:

• отсутствие проведения необходимой разъяснительной работы с преподавателями образовательных учреждений, это связано с тем, что не все работники понимают механизм работы системы «эффективный контракт»;

• введение новой системы оплаты труда в организации происходит постепенно, начиная от руководящих органов и далее по уровням управления, тогда, когда должна переходить сразу целиком;

• отсутствуют определения многих терминов, которые упоминаются в программе (например, прописаны направления деятельности преподавателей высшей школы, но что такое «направление деятельности» и т. д. не объяснено);

• многие работники завышают результат своей работы, чтобы достичь желаемого уровня стимулирующих выплат;

• работники образовательных учреждений, могут находиться в условиях нездоровой конкуренции, когда необходимо доказывать собственную состоятельность, не имея четкого представления о результате этих усилий.

По словам Л. Н. Духаниной, председателя Комиссии по развитию науки и образования РФ, некоторые сотрудники не готовы и негативно относятся к переменам, которые вводятся в учреждениях, так как привыкли работать в конкретных условиях. Следовательно, необходимо провести информационные работы по разъяснению среди сотрудников учреждения, чтобы подготовить их к новшествам. Также стоит отметить что школьные учителя меньше удовлетворены зарплатой, чем педагоги детских садов, однако их недовольство связано не с самой системой эффективного контракта, а с нюансами, его сопровождающими. Исследования показывают неоднозначность понимания новой системы оплаты труда как среди руководителей, так и преподавателей. Это объясняется плохой информированностью, непониманием распределения стимулирующих выплат [4, 44].

106

JORNAL COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS OF KRASEC

THE HUMANITIES

№ 1 (31) 2018

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 26.11 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.»

2. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Камчатского края в 2016 году, 2017 г.

3. Ломов А. И. Эффективный контракт и трудовой договор // Экономика и право — 2014.

4. Соколова О. А. Опыт внедрения эффективного контракта // научное периодическое издание. — 2016. — № 11. — С. 43-45.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). — СПС «Консультант-Плюс» (Электронный ресурс).

УДК 65.015

Е. И. Попова

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. Социально-экономические изменения, которые связанны с переходом к рыночной экономике, выявили в сфере физической культуры и спорта много серьезных проблем, в которых выделяется отток квалифицированных специалистов из отрасли, а также неэффективные методы управления персоналом в менеджменте физкуль-турно-спортивных организаций. В статье предоставлены результаты анкетирования тренеров-преподавателей по видам спорта, на основании которых излагаются концептуальные предложения для поднятия эффективности менеджмента организации.

Ключевые слова: спортивная школа, управление персоналом, материальное стимулирование, тренер-преподаватель по виду спорта, менеджмент, финансирование, организационно-управленческая деятельность.

Ye. I. Popova

PERSONNEL PROBLEMS INFLUENCING MANAGEMENT EFFICIENCY IN SPORTS SCHOOLS

Annotation. Socio-economic changes related to the transition to the market economy have revealed many serious problems in the sphere of physical culture and sport, in which an outflow of qualified specialists from the industry, as well as inefficient methods of personnel management in the management of sports and sports organizations are observed. The article presents the results of a questionnaire survey of teacher-trainers in different kind of sports, on the basis of which conceptual proposals for raising the efficiency of the organization management are presented.

Key words: sports school, personnel management, material financing, organizational and management activities.

Концепция развития системы спортивных учебных заведений в Российской Федерации формировалась в течение полувека и оказалась довольно успешной. Система включает 92 % территорий Российской Федерации, связывает приблизительно 5000 учебных заведений разного вида, которые принадлежат

stimulation, a certain kind of sports teacher-trainer, management,

9 ведомственным и спортивным сообществам. Для развития общественного спорта было основано 4000 детско-юношеских спортивных учебных заведений, на сборы спортсменов высокой квалификации 1274 специальных органов, в которых работают приблизительно 65000 специалистов. В спорте высших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.