Научная статья на тему 'Трансформация образа женщины по материалам провинциальной печати 20-х годов ХХ века'

Трансформация образа женщины по материалам провинциальной печати 20-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марченко Елизавета Михайловна

На материалах периодической печати Северного Кавказа рассмотрена трансформация образа женщины как представительницы буржуазного и социалистического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF WOMAN CHARACTER ON THE MATERIAL OF PROVINCIAL PERIODICALS IN 20 YEARS OF XX CENTURY

This article touches upon problems of transformation of woman character as a representative of bourgeois and socialist society based on the material of Northern-Caucasian periodicals.

Текст научной работы на тему «Трансформация образа женщины по материалам провинциальной печати 20-х годов ХХ века»

Е.М. МАРЧЕНКО

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ 20-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: женщина, советская идеология, гендерный стереотип, Северный Кавказ.

На материалах периодической печати Северного Кавказа рассмотрена трансформация образа женщины как представительницы буржуазного и социалистического общества.

EM MARCHENKO TRANSFORMATION OF WOMAN CHARACTER ON THE MATERIAL OF PROVINCIAL PERIODICALS IN 20 YEARS OFXX CENTURY

This article touches upon problems of transformation of woman character as a representative of bourgeois and socialist

society based on the material of Northern-Caucasian periodicals.

Характерные черты каждого народа проявляются в личностных особенностях определенного социального типа, который члены данного общества выбирают в качестве образца. Для китайцев - это мандарин-ученый, для индийцев - аскет, для греков - гражданин - представитель праздного класса, проявляющий склонность к искусствам и философии, в Римской империи - солдат-администратор. Исходя из вышесказанного, учитывая специфику социально-политической обстановки 1917-1928 гг. на Северном Кавказе, мы попытаемся выявить подобный социальный тип женщины, наиболее полно воплощающий идеалы буржуазного общества (на основе анализа материалов таких изданий, как «Ставропольские губернские ведомости», «Прикумский край»), а также социальный тип женщины революционного, социалистического строя (на основе анализа материалов газет «За Власть Советов», «Коммунист», «Терек», «Красная заря»).

Подробно остановимся на первом из указанных типов, наиболее полно воплощенном в образе сестры милосердия. Эта фигура была весьма популярна, широко растиражирована официальной властью и глубоко вжилась в общественное сознание еще со времен Крымской войны. Сама героиня и ее восприятие современниками лучше всего описаны Г. Прозрителевым в очерке «Остался»: «С бесконечной благодарностью смотрел я на наших «сестриц», выбивавшихся из сил, чтобы облегчить наше положение на этой временной стоянке... Боже, сколько теплого и сердечного участия проявляют эти неведомые нам «Христовы странницы», отдавая для нас, случайных для них встречных, все: свою душу, здоровье и самую жизнь» [13, с. 4].

Важным тут является не столько профессиональная принадлежность женщины (в очерке «Тиф» сестринские обязанности берут на себя две молодые учительницы) [3, с. 2], сколько ее соответствие женскому идеалу дореволюционного российского общества: женственность, сострадательность, всепрощение, жертвенность. Следует заметить, что в целях пробуждения патриотических чувств официальная государственная власть в некоторых случаях поощряла своеобразные проявления женской агрессии (Надежда Дурова в Отечественной войне 1812 г., Римма Иванова в Первой мировой) [14, с. 52]. Невзирая на это, в целом дореволюционное общество оставляло подобные поведенческие проявления исключительно мужской прерогативой [16, с. 420].

Пассивность и зависимость - другие характерные черты, дополняющие образ женщины в сознании и печати местного общества. В официальной части газет женщины изредка фигурируют в ипостасях жен, сестер или матерей, обязательно не самостоятельно, а как члена семьи. Например, в приказах военного губернатора о расквартировании, преимущественном праве отбытия за границу, денежном обращении, получении пособий лицам, пострадавшим в борьбе с большевизмом. При этом характерно, что в объявлениях о принятии на работу обычны такие формулировки: «жена полковника Ольга Родникова назначена

писцом по вольному найму» или «определяется дочь старшего мещанина Нина Курпач согласно прошению писцом по вольному найму» и т.п.

В данном случае мы видим женщину в ролях и образах, легитимированных общественным сознанием, находящих отражение в официальной части газет, а также в публицистических и литературных материалах, напечатанных в периодических изданиях, авторами которых по преимуществу являлись мужчины.

С другой стороны, мы можем наблюдать более широкую и активную деятельность женщин, их настойчивое проникновение в различные сферы жизни общества, превращение в субъект социальных отношений. Подобный, выходящий за рамки «официальной версии» образ читается как бы между строк, через различные объявления частного характера, сведения о поступлении на службу, запросы судебных приставов и мировых судей.

Женщины эти деятельны, хорошо образованны. Наиболее часто их профессиональные интересы лежат в сфере медицины и образования (учителя, сестры милосердия, акушерки, оспопрививательницы, фельдшерицы разных профилей). Чуть реже - в области государственной службы и творчества (писцы по вольному найму, «регистраторши», секретари-машинистки, поэтессы, писательницы, певицы, актрисы, балерины).

В условиях, когда женщины все настойчивей выходят на рынок труда, возможность самостоятельного заработка заставляет их быть более внимательными к своим документам, свидетельствующим о получении соответствующего образования или занятии определенной должности, и в случае их потери обращаться в газету для поиска или аннулирования. Большое количество объявлений о пропаже или краже аттестатов и удостоверений позволяют нам выяснить, где женщины приобретали необходимые профессиональные знания и навыки. Следует назвать Ставропольскую Ольгинскую гимназию, акушерско-фельдшерскую школу при Ростовской Николаевской больнице, а также Ставропольский сельскохозяйственный институт и техникум, в которые принимаются «лица мужского и женского пола» [15, с. 4].

Деятельность этих женщин отнюдь не ограничивается призрением и благотворительностью. Имея право частной собственности и, соответственно, -движимое и недвижимое имущество, они проявляют предпринимательскую активность, оформляют полные и неполные доверенности, предъявляют иски должникам посредством мировых судей, совершают значительные капиталовложения, заключают купчие и пр.

Другая чрезвычайно важная сфера жизни общества, на женское присутствие в которой мы имеем лишь косвенное указание в периодической печати указанного периода, - это дело служения Церкви. Так, в цикле статей, посвященных юбилейному торжеству владыки Михаила, Епископа Александровского, Управляющего Ставропольской епархией, встречается поздравление и благодарственное слово от монахинь Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.

Поскольку сообщение фрагментарно и не раскрывает в полной мере специфики женского служения в монастыре, привлечем архивный документ, способствующие более подробному освещению вопроса. Это заявление настоятельницы указанного монастыря председателю Ставропольского Губревкома с просьбой об отмене приказа о закрытии обители.

С пылом и мастерством недюжинного оратора сестра Нина доказывает социальную значимость вверенного ей духовного института, перечисляет сферы деятельности, в которых заняты монахини и послушницы. «Кроме общинного поля каждая келья имеет свой трудовой земельный надел и своими руками возделывают его... в каждой келье шьют башлыки, стегают одеяла, вышивают и шьют белье. Многие работают в живописной мастерской и работают довольно хорошо, хотя и выучились самоучкой. Есть в монастыре отряд сестер милосердия. Посы-

лался он в холерный год по Губернии для ухода за больными. Были монастырские сестры и на войне. Не бывает дня, чтобы по нескольку сестер не брали из монастыря в город для ухода за больными, а особенно сыпно-тифозными, а как ухаживают монастырские сестры за больными знают все городские врачи» [4, л.181-182]. Мы так подробно остановились на этой духовной сфере женской деятельности потому, что для советского периода она становится совершенно нехарактерна, с ней борются, на смену ей приходит антирелигиозная работа.

Для социалистического общества буржуазные представления о женской пассивности и жертвенности были уже неактуальны. Его идеал - делегатка, деятельница женотдела - имела совершенно иные характеристики. «Работницы и крестьянки. постепенно выходят из ограниченного круга семейных интересов и семейных забот на широкую дорогу общественного строительства новой жизни. И в советской пролетарской России выковывается постепенно новая женщина, женщина-борец, женщина-строительница будущего лучшего строя, женщина, освобожденная от вековых предрассудков, освобожденная от узких семейных забот, которые всячески уродовали ее, и физически и нравственно, освобожденная от всяческих социальных и экономических оков» [8, с. 5.].

Готовность к борьбе и непримиримость к классовым врагам - пожалуй, являются ее определяющими качествами. «Этот удар не выбьет оружия из наших рук. Мы в одной руке будем держать молот и ковать счастье и мир всему миру, а другой, держа винтовку наперевес, мы вонзим штык в жирную грудь белой сволочи», - так предлагала ответить Ева П. белогвардейцам на убийства партийных ответработников Лонина и Зенцова [6, с. 1].

В большевистской прессе советская труженица - постоянное действующее лицо. Так как одной из основных своих задач Советы провозгласили решение женского вопроса, это находило обязательное отражение в периодике. Вне зависимости от того, печатным органом какой из структур власти была газета, в ней обязательно была «Страничка труженицы» или «Страница работницы», в которой популярно разъяснялись основные положения марксистского взгляда на «женский вопрос», осуждались «буржуазные равноправки», помещались сообщения о положении женщин в различных странах мира (Германии, Франции, Китая, Индии и Персии), рассказывалось о революционных женских движениях.

Богатство и разнообразие материала советских изданий по интересующей нас проблеме позволяют рассмотреть то, каким образом эта новая героиня выстраивала отношения с «братом-рабочим». С одной стороны, многие традиционные формы построения и регистрации отношений поменялись после принятия советской властью двух декретов. Первый - декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» разрешил вступающим в брак при выборе общей фамилии принять либо фамилию мужа, либо фамилию жены, либо соединить две фамилии вместе - по усмотрению сторон [7, с. 145]. В результате в газетах появились объявления такого типа: «Я, Матильда Муфтиева, заключила брак с товарищем Дубровским и приняла его фамилию Дубровская».

Второй - декрет от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» привел к следующему признанию: «Легкомысленно некоторые сходятся на совместную жизнь и очень часто разводятся. Есть несколько случаев по Ставропольскому округу, когда в год коммунист меняет 3-4 жены. Конечно, ограничений нет в законе о разводе, но каждый должен понимать, что частые разводы говорят о легкомыслии, что страдают при этом дети. Недавно писалось. что один из работников сожительствовал с более чем 20 женщинами. Это отвлекало его от работы, тянуло к растратам и т.п.» [2, с. 2].

При этом следует отметить, что произошедшие изменения восприняли далеко не все члены общества. Поэтому, наверное, едва ли не единственным

моментом, объединяющим газеты старого и нового строя (помимо типографского шрифта), были объявления о расторжении брака. Форма, слог их остается практически неизменным, несмотря на то, что изменяются их авторы. В дореволюционных изданиях - это консистория Ставропольского епархиального совета, в советских публикациях - народные судьи.

Помимо главной советской героини-делегатки на страницах газет всегда есть ее «младшие сестры». Первыми из них были «рабыни Шариата», труженицы Востока: «из темных ущелий Кавказа. наша забитая, порабощенная сестра ингушка, осетинка, персиянка и татарка». Вторыми - крестьянки, «которых чуть не силой приходилось тащить на конференцию, которые с полнейшим недоумением встречали наши выборы, и непременно хотели послать либо зажиточных крестьянок из кулацкой среды, считая их более развитыми и толковыми, либо своих мужей, - эти самые крестьянки по окончании конференции благодарили нас за память о них и просили как можно чаще приезжать, устраивать митинги» [12, с. 5]. Реакция «кавказских сестер» аналогична: «делегатки мусульманки со слезами на глазах благодарили партийных руководителей за их речи. «Вы открыли нам глаза, - говорили они, - теперь мы пойдем к своим и расскажем всем правду и будем вечно благодарить вас» [5, с. 3].

Помимо рассмотренных типичных женских образов, в материалах исследуемых изданий можно рассмотреть другую, нелегитимную женскую фигуру, антигероиню сложившегося строя. Для буржуазного общества - это пугающая женщина-большевичка. Начинает вырисовываться ее портрет на основе довольно безобидных сообщений типа «Интеллигенцию привлекают к работам по очистке улиц, сточных канав. причем распределением работы женщин занимается известная всем в Царицыне пьяница-босячка, под кличкой «Сашка-Трубка». Завершают его леденящая кровь заметка анонимного автора из «Прикумского края» о 12-ти летней сестре красного коменданта города Тамбова. «Скрибись производила следующую ужасную операцию: она некоторым осужденным вливала в горло, уши, нос расплавленное олово» [11, с. 4.]. Образ этот дополняют заметки из местной уголовной хроники с приказом о высылке ряда евреев, причастных к большевизму. Среди них есть и женщина, Дубинская, которая «приехала из Бахмута и распространяла брошюры большевистского содержания» [1, с. 2].

Для советского общества подобным антиподом была контрреволюционерка. Подобное определение оказалось очень емким, под него подходили практически все женщины непролетарского происхождения, иной классовой и идеологической принадлежности. Упоминание указанного типа женщин обычно встречается в довольно трагическом контексте. Например, в списке заложников, расстрелянных Пятигорской окружной Чрезвычайной Комиссией в ответ на убийство партийных активистов Лонина и Зенцова [9, с. 3]. Среди 244 пострадавших - 39 женщин. Социальное происхождение их часто не указывается, но о нем можно судить по именам расстрелянных (Луиза, Розалия, Эмилия, Сте-фанида, Сусанна).

Обвинения против них можно условно разделить на два вида. Первый вид непосредственно связан с контрреволюционной или разведывательной деятельностью обвиняемых (например, № 2 Лукаш Анна Васильевна, агент контрразведки или № 140 Кронидова Феодосия Кузьминична, избиение красноармейцев, их семей и рабочих и выдача советских работников). Второй вид связан с семейным положением и социальной принадлежностью обвиняемых (например, № 238 Щарбетунова Прасковья Никифоровна - жена бывшего офицера, палача помощника пристава, № 228 Кащенкова Елена Николаевна - контрреволюционерка, жена офицера, буржуя, бежавшего за границу, № 215 Миря-кова - крупная спекулянтша, сын сбежал за границу).

Другое подтверждение нашего замечания - заметка, повествующая о не-

достаточно осторожном подборе учащихся в Ставропольский педагогический техникум. «Старший инспектор Соцвоса т.Пересыпкин уведомил администрацию, что: «Дидоренко была ошибочно принята. но идеологии чужда и непригодна как учительница» [10, с. 2].

Для полноты картины необходимо упомянуть другую категорию женщин, не находящую себе места в новой общественной структуре. Это «Христовы невесты», «сестричество», а также бабки-шептухи, которые в лучшем случае переходят всем монастырем в трудовые артели рукодельниц, а в худшем «ходят по селам, агитируют», «входят в доверие» и занимаются «околпачиванием трудящихся путем знахарства и гадания».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что героини и их антиподы буржуазного и революционного общества Северного Кавказа находились в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Смена политического строя приводит к тому, что общество в качестве примера и образца рассматривает тот тип женщины, который при прежнем режиме был антиподом легитимированного.

Литература и источники

1. Аресты // Ставропольские губернские ведомости. 1919. № 32. С. 3.

2. Внимание коммунистическому быту // Власть Советов. 1928. № 53. С. 1.

3. Володин Ф. Тиф / Ф. Володин// Ставропольские губернские ведомости. 1919. № 9. С. 1.

4. ГАСК. Ф.Р.100. Опись № 1. Ед.хр.36.

5. Глаза открылись // Красная Заря. 1920. № 15. С. 5.

6. Ева П. Ответ работниц / П. Ева // Красная заря. 1920. № 11. С. 1.

7. ЗавадскаяЛ.Н. Гендерная экспертиза Российского законодательства / Л.Н. Завадская. СПб., 2005. 387 с.

8. Коммунистическая партия и работница // Красная заря. 1920. 9 сентября. №19. С. 4.

9. Кровь за кровь // Красная заря. 1920. № 12-19. С. 3.

10. Кто учится в Ставропольском педтехникуме? // Власть Советов. 1928. № 58. С. 6.

11. Куда идти дальше? // Прикумский край. 1920. № 12. С. 3.

12. Об окружной конференции // Красная заря. 1920. № 10. С. 2.

13. Прозрителев Г. Остался (из событий на Кавказском фронте 1915г.) / Г. Прозрителев // Ставропольские губернские ведомости. 1919. № 19. С. 2-3.

14. Судавцов Н.Д. Героиня, противопоставившая тевтонской забронированной силе свою великую любящую душу русской женщины / Н.Д. Судавцов // Военно-исторический журнал. 2002. № 3. С. 50-57.

15. Частные объявления // Ставропольские губернские ведомости. 1919. № 34. С. 4.

16. Щербинин П.П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII - начале XX в. / П.П. Щербинин. Тамбов: Юлис, 2004. 405 с.

МАРЧЕНКО ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА родилась в 1984 г. Окончила Ставропольский государственный университет. Аспирантка факультета истории и теории государства и права Северо-Кавказского государственного технического университета. Область научных интересов - гендер, история телесности. Автор 1 научной публикации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.