"Auxiliary workers" of Murmansk fisheries (1860-1930s)
The article deals with the archival materials regarding one of the subjects of the domestic history that has not been thoroughly studied - the history of fishery unions of Murmansk fisheries in the period of Murman colonization in the 1860-1930s. The author carries out the analysis of one of the production categories in its historic dynamics. The social, economic analysis of the category of "auxiliary workers" is carried out. The results of the prerevolutionary sociologic research are given. It is proved that the category of "auxiliary workers" is not an age category, but a professional one.
Key words: Artel, Murman, "auxiliary worker", Pomorye,one's and individual trade unions, Muroblastryba.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)
Н.О. ЛЕНИВИХИНА (Волгоград)
международный женский день в советской России
(на материалах нижневолжского региона 20-х гг. XX в.)
Рассматривается история Международного женского дня (Международного Дня работниц) в Советской России на протяжении 20-х гг. XX в. Анализируются формы и методы внедрения «новых» праздников для пропаганды социальных преобразований и вовлечения женщин в «социалистическое строительство».
Ключевые слова: Международный День работниц, женское движение, делегатки, Нижнее Поволжье.
Женское движение в России имеет достаточно длительную историю. В XVIII в. по повелению Петра I женщины покинули замкнутые пределы семьи, получили возможность свободного светского общения. В течение Х^П-ХГХ вв. происходит становление «женщины нового типа», участницы и активистки
общественной жизни. Женщины разных слоев общества занимаются наукой, литературой, политикой, своей деятельностью способствуют возникновению женского самосознания. Непосредственно начало женского движения в России принято относить к 1859-1904 гг., когда женщины начинают борьбу за получение высшего образования и за возможность профессионального трудоустройства. Зачинательницами движения становятся дворянки (М.В. Трубникова, А.П. Философова, Н.В. Стасова и др.), они создают трудовые ассоциации, магазины женских рукоделий, кружки женского образования, обращаются с петициями о допуске женщин к университетскому образованию. Постепенно их усилия начинают приносить плоды: в Москве и Петербурге появляются так называемые «женские курсы». Женщины, желающие получить образование, обучались также в европейских университетах, откуда в Россию проникали идеи западного феминизма.
следует принимать во внимание особенности положения русских женщин по сравнению с европейскими. После реформы 1861 г. имущественное положение россиянок было достаточно прочным. Женщины обладали правами собственности, занимались предпринимательством, благотворительностью, основывали женские кооперативы, имели возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Главная проблема состояла в условиях семейно-брачных отношений. Основные дискуссии были связаны с правом на развод и раздельное проживание жен с «нелюбимыми» мужьями. Типологической чертой русской общественной и частной жизни в XIX в. было ее «олитературивание», что справедливо и в отношении феминизма. например, роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» дал образец решения личных и семейных проблем, а также способствовал развертыванию сети женских трудовых ассоциаций и «коммун». Идея самостоятельного женского труда призвана была повысить женскую самооценку, вызвать чувство самодостаточности [1].
В 1905 г. возникло движение российских женщин за политические права. создается «Союз равноправия женщин» (СРЖ). Главными требованиями были: немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности; уравнение женщин всех социальных слоев с мужчи-
О Ленивихина Н.О., 2016
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
нами в политических и гражданских правах; допуск женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместное обучение женщин с мужчинами; отмена законов о проституции, унижающих женское достоинство и т. д. Однако практически сразу выявились серьезные идейные расхождения. Лидеры либерального направления провозгласили своими задачами благотворительность, взаимную помощь, просвещение, объединение всех женщин в борьбе за свои права и создание единой женской организации. Представительницы социал-демократического течения выступили против объединения с «дамами-благотворительницами», утверждая, что не может быть ничего общего у работниц и прислуги с «хозяйками» - «буржуазными феминистками».
В связи с общим свертыванием демократических реформ с 1906 г. происходит некоторая деполитизация женского движения в России. Прекратил свое существование СРЖ. Ему на смену была создана «российская лига равноправия женщин» (РЛРЖ). Отделения РЛРЖ в течение 7 лет появились в 50 российских городах. Женские либеральные организации, помимо пропаганды равноправия полов, активно выступали за охрану детства. На их средства было организовано свыше 100 общественных детских садов.
История празднования 8 марта как Дня солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе за равноправие женщин с мужчинами, за мир и демократию начинается в 1910 г. и связана с именем Клары Цеткин, которая предложила проводить его ежегодно. В этот день женщины на своих собраниях, съездах, конференциях выдвигали основные требования: не допустить/прекратить войны, бороться за безопасность и охрану труда, за право женщин на участие в парламентских выборах, за равную с мужчинами зарплату за одинаковую работу, за 8-часовой рабочий день, за защиту матерей и детей, установление минимального уровня зарплаты.
2 марта 1913 г. в России впервые отмечался День работниц - Международный женский день. В рамках движения за мир, зародившегося накануне Первой мировой войны, российские женщины отметили своей первый Международный женский день в первое воскресенье февраля 1913 года. На следующий год в других странах Европы 8 марта женщины провели митинги либо в знак протеста, либо в знак солидарности со своими сестрами [2]. В 1914 г. в России митинги и демонстрации
в этот день прошли в крупных промышленных городах. с началом Первой мировой войны возрастает значение женского труда и, соответственно, женских организаций. В 1915 г. по ходатайству РлРЖ женщины получили возможность работать почтальонами, воспитательницами общественных детских садов, сестрами милосердия. В 1916 г. по инициативе РлРЖ создано Всероссийское женское общество (позже национальный союз женщин), которое выступило с требованием политических прав для женщин. В феврале - марте 1917 г., на волне буржуазно-демократических преобразований, женщины решительно потребовали равноправия. 19 марта 1917 г. состоялась 40-тысячня женская демонстрация под лозунгами «Место женщин в Учредительном собрании!», «Избирательные права женщинам!» и т. д. В результате в мае 1917 г. был принят закон о всеобщем избирательном праве без различия пола. Таким образом, женщины России получили равные с мужчинами избирательные права. уже в мае-августе 1917 г. на выборах в городские и районные думы наряду с мужчинами выдвигались и женщины - кандидатки от кадетской, большевистской и эсеровской партий.
Активность женщин, особенно в связи с мировой войной, разрухой и голодом, их политические успехи были весьма значительными, что вызывало у разного рода политиков желание использовать многомиллионный женский потенциал. В частности, лидеры большевиков заявляли: успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины [3], а также: ...вовсе не случайность, что первый день нашей Февральской революции совпал у нас с женским днем и что в этот день первый толчок к революции был дан массовым уличным выступлением работниц. ...Женский день в России стал первым днем великой революции, которая привела окончательно к свержению самодержавия ... [4]. При этом, стремясь организовать женщин, привлечь к борьбе за коммунизм и к советскому строительству [5], большевики старались скрупулезно регламентировать и направлять женскую активность. Идеологической корректировке подверглась и праздничная обрядность. В отличие от дореволюционных, праздники советской России носили не праздничный, а, скорее, митинговый и, чаще, кампанейский характер. В частности, на протяжении 1920-х гг. День работниц не являлся праздником в современном понимании, а ежегодно проводился в рамках кампании по решению «женского вопроса».
Принимая во внимание, что деятельность всех дореволюционных женских организаций, равно как и их печатных органов, была запрещена декретами большевиков в конце 1917 -начале 1918 г., неудивительно, что в 19181919 гг., во время Гражданской войны, работницы 8 Марта на своих собраниях и митингах, организованных большевиками, выдвигали лозунги «Все - для Красной Армии!», «Все - для фронта!», а после основной работы помогали в госпиталях, шили обмундирование и т. д.
В 1920 г., в условиях интервенции, работницы России обратились с призывом к работницам всех стран объединиться под знаменами III Коминтерна для общей освободительной борьбы. Лозунгом Дня работниц в России в 1920 г. стал призыв к объединению сил трудящихся на трудовом фронте восстановления транспорта и борьбы за хлеб и уголь.
В 1921 г. 2-я Коммунистическая женская конференция постановила отмечать международный День работниц 8 марта ежегодно в память о женской забастовке в Петербурге 8 марта (23 февраля по ст. стилю) 1917 г., послужившей началом Февральской революции. В воззвании ЦК партии в день 8 Марта перед работницами были поставлены задачи: бороться с холодом, голодом и разрухой, налаживать народное хозяйство, разрушенное продолжительной войной. От партийных и советских руководителей требовалось шире привлекать женщин к участию в выборных органах, профессиональных союзах, фабрично-заводских комитетах, советах народного хозяйства, комитетах по улучшению сельского хозяйства и т. д.
К 8 Марта 1921 г. в России было приурочено открытие школ по ликвидации неграмотности, клубов и библиотек-читален, что положило начало кампании по просвещению неграмотных и «отсталых» женских масс. Впервые в праздновании Международного женского дня в 1921 г. широкое участие приняли крестьянки. Для них повсюду в стране прошли в этот день специальные конференции. В ряде городов и сел 8 Марта открылись ясли, детские сады, мастерские.
В данной статье мы проследим эволюцию Международного женского дня на примере Нижнего Поволжья. Уже к началу 1920-х годов утвердился общий сценарий празднования Дня работниц (вариант - трудящихся женщин). День официально назывался «красным», праздничным, но являлся табельным, т. е. рабочим, даже никоим образом не отмечался в
календаре. Праздник предваряли воззвания к трудящимся женщинам, публикуемые в центральной и местной прессе. лозунги указывали направление работы среди женщин, которая будет проводиться в течение года.
Губернские партийные органы направляли соответствующие инструкции, тезисы и примерные сценарии праздника на места и требовали в обязательном порядке отчеты о подготовке и праздновании 8 марта. На местах проводились собрания партийных и советских органов, на которых избирались специальные комиссии, назначались ответственные за каждое мероприятие (лекция, митинг, собрание, спектакль и т. д.). Сценарий праздника обязательно утверждался особым протоколом и прилагался к отчету о проведении праздника.
День 8 Марта в 1922 г. был обозначен как общепролетарский праздник. Его основными лозунгами были объединение трудящихся вокруг РКП(б) и профессиональных союзов, борьба с голодом и женской безработицей. В деревне праздник 8 Марта использовался для привлечения женщин к обучению на сельскохозяйственных курсах. В воззвании цк РкП(б) и центрального отдела по работе среди женщин декларировалось: Это — праздник не одних работниц. Весь пролетариат заинтересован в раскрепощении трудящейся женщины от векового бесправия и потому-то Коммунистический Интернационал призывает всех сознательных рабочих поддерживать требования работниц, помочь добиться тех мероприятий, которые облегчают положение трудящейся женщины и защищают ее права и интересы. В инструкциях и циркулярах определялись конкретные тактические задачи: ...— помощь безработным женщинам,организовывать безработных в промышленные, кустарные артели, готовить артели для огородных работ; — забота об одинокой, неимущей крестьянке, вдове, жене красноармейца, одинокой хозяйке; помощь в организации сельскохозяйственных артелей, яслей; — забота о кормящих матерях и беременных работницах; — помощь трудовой, учащейся молодежи. Борьба с проституцией; — помощь голодному Поволжью [6, л. 3].
В тезисах, разосланных по районам и кантонам Нижнего Поволжья в 1923 г., предлагалось обратить внимание на следующие положения:
Работница проявила свою самодеятельность и большим напряжением отвоевала себе место в производстве.
Под этим основным лозунгом должен праздноваться день 8 марта у нас. Остать-
ся в производстве, для этого поднять свою квалификацию, квалификацию производственную, политическую и культурную.
Улучшение народного хозяйства дает возможность выдвинуть вопрос о коллективизации быта - организации ясель, детдомов, общественных столовок, пошивочных мастерских и проч.
Десятки тысяч безработных женщин должны стать центром внимания. Действительная помощь организация артелей и проч. Повсюду к 8 марта должны быть приняты действительные шаги в деле помощи безработным.
Борьба с проституцией должна быть одним из лозунгов, под которым мы будем праздновать день 8 марта 1923 года [6, л. 5].
основным призывом центральных и местных партийных органов 8 Марта 1923 г. было повышение общественно-политического и культурного уровня и производственной квалификации женщин-тружениц. К этому празднику в 1923 г. была приурочена неделя охраны материнства и младенчества. Также 8 Марта 1923 г. отмечено первыми торжественными выпусками работниц, окончивших школы ликвидации неграмотности.
Интересна при этом попытка анализа информированности населения и особенно молодежи о «новых» праздниках в нижнем Поволжье: Март м-ц пестрел Советскими революционными праздниками и в школах в эти дни не занимались, но, почему должны были праздноваться эти дни, ученики не знали. Объяснить постарались только в ж.д. школе и то только о 12 марте (свержение самодержавия. - Н.Л.). Следует обратить на это внимание [9] (орфография документа сохранена. -Н.Л. ). В 20-е гг. было принято считать датой свержения самодержавия 12 марта/27 февраля 1917 г. (по ст. стилю). «27 февраля - День Великой Русской Революции, в который народ в лице Исполнительного комитета Государственной думы взял власть в свои руки» [7-8].
Празднование 8 Марта 1924 г. прошло в стране под знаком памяти вождя: Помните и выполняйте заветы Ильича о работнице и крестьянке и под лозунгом, которым стали слова В.И. Ленина: Начатое Советской властью дело может быть двинуто вперед только тогда, когда вместо сотен женщин по всей России в нем примут участие миллионы и миллионы женщин.
Впервые в этот день для женщин на два часа сокращается рабочий день. В специальном циркуляре от 3 марта объявлялось: 8 мар-
та Международный женский день (освобождаются от занятия в учреждениях и предприятиях только женщины на 2 ч. раньше).
В международный женский день необходимо созвать женщин и объяснить: а) значение этого дня, б) заветы Ленина о работнице и крестьянке, в) обязанности и права женщины в Советском государстве (затронуть можно вопросы: об участии в новом строительстве, как-то: в Советах, в селькомите-тах взаимопомощи, в школьных советах, потребит. и сельско-хозяйственной кооперации, как воспитывать детей и пр.), ликвидация безграмотности среди женщин [10].
Так как в это время началась кампания за создание «социалистического быта», помимо политических, в 1924 г. среди основных лозунгов были: Долой кухонное рабство! Да здравствует общественное питание!, Работница! Освободись от кухонного гнета! Женщина, как предполагалось, должна была все силы и все свое время посвящать не семье и дому, а общественно полезному труду на производстве и в сельском хозяйстве.
С 1923 г. в отчетах о праздновании 8 марта все чаще отмечается увеличивающаяся активность женщин. они охотно приходят на праздничные собрания, приводят подруг. общий сценарий праздника был стандартным: 1) доклад о международном положении Советского государства; 2) доклад о положении женщин до революции и в настоящее время в России и за рубежом; 3) концерт или спектакль, поставленный силами активисток-делегаток, чаще на «женскую» тему: «Бабья деревня», «Бабий переворот», «Суд над бабкой» и др.
С приветственными обращениями выступали представители партийных органов, профсоюзов, советских и общественных организаций, государственных учреждений, пионеры, поздравляющие матерей. С ответным словом выходили женщины: делегатки, коммунистки и др. Далее торжественная часть праздника продолжалась награждением отличившихся женщин. Денежные средства для чествования женщин в праздник приходили из разных источников: от профсоюзов, общественных организаций, органов исполнительной власти. Во время кампаний к 8 Марта большое внимание партийные и общественные организации уделяли расширению участия женщин в активной общественной деятельности, включающей в себя и работу в делегатских собраниях. наиболее активных делегаток поощряли выдвижением на руководящую работу в партийных, советских и кооперативных учрежде-
ниях и организациях, что обычно приурочивалось к торжественному собранию 8 марта. На праздничных собраниях кроме этого часто проводили торжественный выпуск из школ и кружков по ликвидации неграмотности, а также давали рекомендации в кандидаты и члены партии.
«Женский» праздник в советской стране должен был отвечать политическим и идеологическим требованиям. В специальном циркуляре ЦК РКП(б) от 25 февраля 1924 г. разъяснялось: В кампании «8 марта» должны найти яркое отражение:
1. Местные итоги бытового раскрепощения работницы и крестьянки. Эти итоги должны быть закреплены постановлениями местных советов, профессиональных организаций, кооперации и т.д., об организации новых и укреплении старых яслей, детских домов, садов, консультаций, столовых, праче-шен и проч., приурочивая их открытие, по возможности, к 8-му марта.
2. Конкретное (по известным местному населению примерам) разъяснение значения хозяйственной и культурной смычки деревни с городом, как основного завета т. Ленина.
Одновременно необходимо концентрировать внимание матери-крестьянки на лозунге «Помните тов. Ленина и учите своих детей идти по стопам его».
Желательна организация посвященных дню 8-го марта заседаний волостных и сельских советов совместно с делегатками-крестьянками и с привлечением представителей кооперации, а также открытых заседаний партийных и комсомольских ячеек и пр.
Следует принять меры к взаимному обмену в день 8-го марта делегаций работниц и крестьянок.
Освещение международного значения дня 8-го марта необходимо связать с международным положением Советской Республики и положением рабочего класса и трудящихся масс в капиталистических странах, обращая особое внимание на необходимость помощи германскому пролетариату в его революционной борьбе.
Наконец, следует предварительно возможно полнее осветить в печати значение международного дня работниц и крестьянок и мероприятий по его проведению [11].
Документы архивов позволяют говорить об известной схематичности празднования Международного дня работниц в советской России. Приведем типичный отчет-план проведения праздника в Республике Немцев Поволжья в 1924 г.
Протокол заседания кантонной комиссии по организации и проведению международного женского дня 8 марта от 29 февраля 1924 года.
Слушали: Об организации женщин.
Постановили: Организацию женщин провести 9 марта, причем в 1 ч. дня созвать общее собрание в Палласовке в здании союза «Пищевкус». На этом собрании избрать делегаток исходя из 25 женщин по одной, выделив от делегаток одну в Правление ЕПО, одну в комитет союза Пищевкус, одну в местком союза железнодорожников, одну в кантотде-ление союза Работпрос, одну в школьный совет II ступени и одну в школьный совет железнодорожной школы, одну в Земельную комиссию. Кроме того, распределить всех делегаток по 3 человека политкружкам литературной секции.
Для втягивания женщин в работу женотдела считать необходимым от общего собрания избрать одну представительницу в женотдел.
По окончании двинуться с музыкой в Ней-Галки.
9-го же марта созвать общее собрание женщин в Ней-Галке в 4 часа дня, причем избрать делегаток от 50 человек одну, выделив от делегаток одну в КИК, одну в кантком взаимопомощи, одну в Нарсуд, одну в кантот-деление союза совработников, одну в сельсовет, одну в селькомитет взаимопомощи, одну в школьный совет, и одну в Правление Нардо-ма имени Ленина. Кроме того, всех делегаток прикрепить к немецкому кружку литературной секции и одну избрать в Женотдел. Таким образом создается женотдел при канткоме РКП.Порядок дня:
1) О международном женском дне: докладчица т. Филатова и содокладчик т. Гилль.
2) Организационный: обязанности и права женщин в Советском государстве.
3) Выборы делегаток.
4) Из делегаток избрать представительницу в Совет хозяйственного, профессионального и культурных органов.
5) Избрать представительницу в Женотдел.
6) Разное.
2. Празднование 8 Марта.
а) Приобрести материал для флага и лозунгов.
б) Украсить Нардом имени Ленина.
в) Подготовить спектакль: пьеса «8-ое Марта». И литературно-музыкальный вечер пригласить духовой оркестр.
г) Перед спектаклем на торжественном заседании Сельсовета, Кантпрофсоюзов, РКП/б/ и РКСМ с краткими речами выступают Осипова и Гилль о значении международного дня. Просить кантком РКСМ и предст. профсоюзов выставить для приветствия праздника представительницу от девушек.
3. О проведении по кантону.
Совместно с РКСМ Разработать циркуляр ячейкам о международном дне и послать тезисы и лозунги... (орфография документа сохранена) [12]. Сценарий праздника и темы выступлений не менялись годами.
Часто к Международному Дню работниц приурочивался выпуск делегаток из начальных политшкол. По результатам учебы лучшие делегатки рекомендовались в РкП(б) или для продолжения учебы в губернской совпартшколе, иногда для поступления в вузы Саратова, Москвы.
Вообще все мероприятия, кампании, которые организовывались РкП(б) и советскими органами, призваны были способствовать привлечению женщин и затем повышению их культурного уровня. Так, при подготовке к 8 марта обязательно планировались инсценировки, спектакли с участием делегаток («Бабья деревня», «Суд над самогонщицей» и т. д.), которые проводились с большим энтузиазмом. Из отчета женорга с. Савинка Палласов-ского кантона в марте 1925 г.: Присутствовавшие на торжественном заседании со вниманием отнеслись к поставленным докладам «История международного дня женщин и задачи партии и о воспитании в новой школе». Также заинтересовались выставкой детских работ, устроенной в связи с докладом. После торж. заседания была поставлена пьеса «Бабий выигрыш» в которой участвовали делегатки, бывшие первый раз на сцене и не смотря на это пьеса прошла хорошо. После проведения праздника среди женщин, новый подъем к общественной работе, а вместе с тем и посещение собраний общих и женщин (орфография документа сохранена) [13].
Дни 8 Марта в 1925-1926 гг. в Нижнем Поволжье прошли как широкие кампании по еще большему вовлечению женщин в социалистическое строительство. К ним были приурочены прием женщин-активисток в ряды ВКП (б), выпуск работниц и крестьянок, обучавшихся в школах ликбеза, отчеты делегаток и практиканток, чествование героинь труда и квалифицированных работниц.
В кампании к 8 марта 1925 г. особо обращалось внимание на следующие мероприятия:
Среди работниц: а/ в клубах и общежитиях должны быть организованы «уголки работниц» с соответствующими украшениями, лозунгами и плакатами;
б/ заводские и клубные библиотеки должны к этому дню иметь литературу по вопросам женского рабочего движения, особенно руководящие журналы «Коммунистка» и «Работница»;
в/ стенные газеты должны осветить на своих страницах значение Международного Женского Коммунистического дня /8-е марта/;
г/ приурочивать открытие и закладку новых учреждений: яслей, консультаций, детских комнат при клубах и т. д.
Среди крестьянок. Вся кампания должна быть проведена по линии усиления работы среди крестьянок и батрачек, для чего необходимо приступить:
а/ к более широкой помощи и поддержке крестьянки в ея стремлении стать активным работником советского строительства;
б/ к разъяснению значения крестьянки в агропропаганде, попутно подведя итоги их участия в этой работе;
в/ к разъяснению роли крестьянки в укреплении низового советского аппарата в деревне;
г/ на общих собраниях граждан села принимать постановления о содействии в получении семссуды крестьянкам - беднячкам, о своевременном засеве их наделов силами комитетов;
д/ на конференциях крестьянок ставить вопрос о летних яслях в деревне;
е/в избах - читальнях должна быть соответствующая литература и газеты для крестьянки /журнал «Крестьянка» и специальный номер «Бедноты» Женщина в деревне/;
ж/ в лавках потребительских обществ по возможности должны быть на видном месте прикреплены небольшие вывески: «Обслуживание трудящейся матери и ея ребенка» над полкой соответствующего ассортимента товаров;
з/ следует принять меры к взаимному обмену в день 8 марта делегациями работниц и крестьянок.
Вся эта работа проводится парторганизациями совместно с профсоюзами и РЛКСМ, при привлечении шефов, пионеров, а в деревнях сельской интеллигенции и в первую очередь учительства.
Из кантцентров необходимо в села высылать докладчиков агитаторов, предвари-
тельно проработав с ними основные вопросы доклада на агитсовещаниях канткомов. Для успешного проведения кампании организуется при канкомах и райкомах, под председательством Завженотделов, а где их нет Секретаря Канткома, Комиссии в составе представителей Агитпропа, Уполномоченного СПС, кооперации и Исполкомов, а для райкомов горсоветов.
В Комиссии при ячейках, кроме ячейкового организатора, входит редактор стенной газеты, представители ячейки РЛКСМ, фаб-завкома, месткома и Правления клуба. Такая же комиссия организуется в деревенскихячей-ках с привлечением представителей кооперации, сельсовета и ком. Взаимопомощи. Кроме того, в комиссию вовлекаются в качестве членов активные работницы и крестьянки [14].
По итогам праздничного собрания обязательно принималась резолюция, которая направлялась в обком или губком. Например: Мы женщины с. Харьковки заслушав доклад ... о международном дне женщины отмечаем, что в Советской России женщина стоит в одинаковых правах с мужчиной. И «мы» даем слово принять все зависящие от нас меры чтобы провести данные нам сов. властью права в жизнь. День 8-го марта 1925 года должен быть во всем мире днем солидарности и объединения угнетаемых эксплуатируемых крестьянок и работниц капиталистических стран с крестьянками и работницами Советских Республик. Широкое участие крестьянок С.С.С.Р. в строительстве сов. Республики по пути к коммунизму, будет лучшей поддержкой для борьбы за раскрепощение крестьянки и работницы во всем мире!
Да здравствует международный день женщин 8-го марта!
Да здравствует женщина, свободно защищающая свои и общественные интересы наравне С МУЖЧИНОЙ! [15].
Постепенно, с течением времени, празднование 8 Марта приобретает формальный характер. Документы демонстрируют «снижение» интереса к «женской» специфике. Так, с 1925 г. на места из обкомов и губкомов рассылаются инструкции с указанием провести праздник 8 марта, а лозунги взять из тезисов к 1923-24 гг. Само празднование обретает бытовую семейную окраску. С 1927 г. особых мероприятий в честь 8 Марта не проводится. Кроме общих собраний, митингов или демонстраций, на многих предприятиях устраивались семейные вечера с играми, песнями, танцами, угощением. По селам и деревням устраивались
вечеринки и посиделки с играми, плясками, песнями, что способствовало популяризации праздника. В 1928 г. 8 марта, в Международный день работниц, рабочий день сокращен для работниц на 2 часа.
В то же время, наряду со стандартизацией сценария и формализацией празднования Международного Дня работниц, со второй половины 1920-х гг. в СССР все реже упоминается об особом характере проблем трудящихся женщин. Напротив, все чаще подчеркиваются достижения и, наконец, к 1930-м гг. заявляется об окончательном решении «женского вопроса». Женщины СССР получили гражданские и политические права, в том числе право на труд, право голоса, привлекаются к управленческой деятельности, поэтому, по мнению руководителей партии и государства, уже не нуждаются в особых «женских» структурах, организующих и защищающих их права (например, право на одинаковую с мужчинами зарплату за равный труд и т. д.). Поэтому лозунги к очередному празднику все чаще призывают женские массы не к организации и самостоятельности, а к участию в активном «социалистическом», «стахановском», «коммунистическом» труде, в преобразовании народного хозяйства, коллективизации сельского хозяйства, индустриализации и др. Политическое звучание призывы к женщинам в честь Дня работниц приобретают лишь в кампаниях по «освобождению женщин Востока», «женщины против войны и фашизма» и др.
В 1920-1930-х гг. произошли радикальные изменения в жизни российских женщин. Даже принимая во внимание ошибки, недочеты и перегибы, допущенные в решении «женского вопроса» в СССР, следует признать, что многое было достигнуто. Женщины получили политические и гражданские права. К началу 1930-х гг. наша страна вышла на первое место в мире по уровню образования среди женщин. По данным на середину 1930-х гг., в Советском Союзе на предприятиях и в учреждениях работало свыше 9 миллионов женщин, что составляло 35% общего числа рабочих и служащих. Сложившаяся в СССР традиция ежегодно отмечать Международный день работниц свидетельствовала о трансформации традиционных представлений о роли женщины в семье и обществе, повышала самосознание женских масс.
Международный день солидарности трудящихся женщин постепенно потерял политическую окраску и стал днём всех женщин, одним из немногих неполитических праздников.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
С 1966 г., в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г., Международный женский день стал праздником и нерабочим днем.
Список литературы
1. Ленивихина Н.О. «Женский вопрос» в России: прошлое и современность // Современные гуманитарные проблемы: сб. науч. тр. Вып. 11 / ред-кол. П.В. Анисимов и др. Волгоград: ВА МВД России, 2009. С. 58-65.
2. История дня. URL: http://www.un.org/ru/ events/womensday/history.shtml/.
3. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. // Ленин В.И. ПСС. Т. XXIII. М., 1928. C. 286.
4. Арманд И.ф. Статьи, речи, письма. М., 1975. С. 165.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. 1917-1922. М.: Политиздат, 1983. С. 114.
6. ЦДНИВО - Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 10474. Оп.1. Д.17. Л.3.
7. URL: http://xn--80aaaa0cdsweg0n.xn--p1ai/ article/shapovalov.
8. Кодекс законов о труде издания 1922 г. М.: Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1925. С. 19.
9. ЦДНИВО. Ф. 10474. Оп. 1. Д. 26. Л. 10. 19 марта 1923 г.
10. ЦДНИВО. Ф. 10474. Оп. 1. Д. 34. Л. 14.
11. Там же. Д. 38. Л. 17.
12. Там же. Л. 22.
13. Там же. Л. 22.
14. Там же. Оп. 1. Д. 61.
15. Там же. Д. 45. Л. 6-7.
16. Там же. Д. 61. Л. 29.
* * *
1. Lenivihina N.O. «Zhenskij vopros» v Rossii: proshloe i sovremennost' // Sovremennye gumanitarnye problemy: sb. nauch. tr. Vyp. 11 / redkol. P.V. Anisimov i dr. Volgograd: VA MVD Rossii, 2009. S. 58-65.
2. Istorija dnja. URL: http://www.un.org/ru/ events/womensday/history.shtml/
3. Lenin V.I. Rech' na I Vserossijskom s#ezde rabotnic 19 nojabrja 1918 g. // Lenin V.I. PSS. T. XXIII. M., 1928. C. 286.
4. Armand I.F. Stat'i, rechi, pis'ma. M., 1975. S. 165.
5. KPSS v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov, konferencij i plenumov CK. T. 2. 1917-1922. M.: Politizdat, 1983. S. 114.
6. CDNIVO - Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti. F. 10474. Op.1. D.17. L.3.
7. URL: http://xn--80aaaa0cdsweg0n.xn--p1ai/ article/shapovalov.
8. Kodeks zakonov o trade izdanija 1922 g. M.: Jurid. izd-vo Narkomjusta RSFSR, 1925. S. 19.
9. CDNIVO. F. 10474. Op. 1. D. 26. L. 10. 19 marta 1923 g.
10. CDNIVO. F. 10474. Op. 1. D. 34. L. 14.
11. Tam zhe. D. 38. L. 17.
12. Tam zhe. L. 22.
13. Tam zhe. L. 22.
14. Tam zhe. Op. 1. D. 61.
15. Tam zhe. D. 45. L. 6-7.
16. Tam zhe. D. 61. L. 29.
International Women's Day in Soviet Russia (based on Lower Volga Region materials of the 1920s)
The article deals with the history of the International Women's Day (International Day of Working Women) in Soviet Russia in the 1920s. The forms and methods of implementation of "new" holidays for propaganda of social transformations and involvement of women into "socialistic building" are analyzed in the article.
Key words: International Day of Working Women, women's movement, delegates, Lower Volga Region.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)
е.ю. Болотова, е.а. ковалёва
(Волгоград)
РОЛЬ ВОЛГОГРАДСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ И ДВИЖЕНИЯ ПОРОДНЕННЫХ ГОРОДОВ В 1960-1980-х годах
Анализируются характерные для 1960— 1980-х гг. направления взаимодействия и формы участия молодёжи Волгограда в развитии движения городов-побратимов и народной дипломатии в условиях политики «холодной войны».
Ключевые слова: народная дипломатия, города-побратимы, «холодная война», общества дружбы.
Осознание практического и теоретического опыта развития народной (гражданской) дипломатии требует междисциплинарного подхода к изучению ее проблем. Данное взаимо-
© Болотова Е.Ю., Ковалёва Е.А., 2016