УДК 94(470.44) Н.В. Иевлев
РАБОТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ЖЕНЩИН В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ в 1920 - 1930-е годы
В статье рассматривается деятельность государственных органов по вовлечению женщин в культурную жизнь Нижнего Поволжья в 1920 - 1930-е гг В первую очередь уделяется внимание проблеме ликвидации неграмотности среди женского населения региона. Анализируются формы и методы работы женотделов, делегатских собраний по линии организации школ ликбеза, курсов, культурно-массовых мероприятий.
Ключевые слова: культурная революция, женский вопрос, ликбезы, женотделы, делегатские собрания.
Ы.М 1уву1ву
THE EFFORTS OF AUTHORITIES TO INVOLVE WOMEN IN CULTURAL LIFE IN THE LOWER VOLGA REGION in 1920 - 1930s
The paper deals with efforts of the state authorities to involve women in cultural life in the Lower Volga region in 1920s-1930s. The author pays special attention to the elimination of illiteracy among women. The forms and methods of the work of women departments, delegate meetings, organization of schools to combat illiteracy, cultural events are analysed in the paper.
The key words: cultural revolution, women’s issues, literacy classes, women’s section, delegate meetings.
Пожалуй, сложно найти такую сферу жизни общества, в которой бы женщины нашли большее применение для своих способностей и талантов, чем культура. В 1920 - 1930-е гг. в Советском государстве были предприняты значительные усилия для изменения роли женщины в культурной жизни общества.
Изучение исторического опыта участия женщин в культурной жизни Нижнего Поволжья приобретает особую актуальность. Обращение к прошлому способствует формированию новых способов решения современных проблем женщин. Кроме того, в исследуемый период были сформированы определенные формы и методы работы среди женщин, которые можно взять на вооружение современным общественным организациям и государственным структурам.
Главным препятствием к вовлечению женщин в куль -турную жизнь была неграмотность. Еще в 1919 г. Советское правительство издало Декрет о ликвидации неграмотности, по которому все не умеющие читать граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были учиться [7, с.161]. Так как нельзя было охватить обучением сразу всех неграмотных (не хватало организаторов, учителей, помещений, средств), то устанавливалась определенная очередность в соответствии с классовым происхождением и партийной сознательностью женщин. В первую очередь грамоте обучался женский актив: коммунистки, комсомолки, делегатки, члены Советов, фаб-завкомов, правлений кооперации, комитетов взаимо-помощи. Неграмотные делегатки посещали школы ликбеза вместо прохождения практики в Советах или руководящих органах общественных организаций.
Специфика Нижнего Поволжья заключалась в мно-гонациональности региона (калмыки, немцы, татары, мордва, казаки и др.). Особо дела обстояли в Калмыкии и территориях, где компактно проживали немцы и татары. Здесь в первую очередь обучался актив из женщин местных национальностей.
Основную агитационную и организационную работу по ликвидации неграмотности проводили женотделы. В инструктивном письме женотдела ЦК РКП (б) в 1920 г. указывалось: «Отделы проводят при помощи делегатских собраний самую широкую устную и печатную агитацию среди работниц и крестьянок, выпускают листовки , воззвания, устраивают собрания, как общие, так и по фабрикам и заводам, всюду разъясняют, что безграмотность делает невозможным какое бы то ни было активное участие в общественной, партийной и советской жизни» [3]. Делегатки помогали организовать учет неграмотных, подбирать учителей, обеспечивать школы помещениями и оборудованием. Во время занятий они присматривали за детьми обучающихся женщин.
В городе работа среди делегаток и рабочей массы давала хорошие результаты. Женщины при активной правительственной пропаганде оценили значение научных знаний и не удовлетворялись поверхностным освещением вопросов. Они посещали партийные собрания, школы грамоты и политграмоты.
В уездах на летнее время количество делегатских собраний сокращалось в связи с полевыми работами. Руководство местных партийных органов рассматривало работу среди женщин как неприоритетную задачу. Негативно отражалась на работе также нехватка во-лорганизаторов.
Основная работа среди женщин проводилась на общих собраниях, организуемых по программе Губжен -отдела. Работницы вовлекались в школы грамоты и политграмоты. Проводились кампании по вовлечению в фабзавучи, открываемые при союзах швейно-игольной, металлургической, кожевенной и деревообрабатывающей промышленностей. Проходили беседы в цехах, разрабатывались вопросы, связанные с охраной труда и быта, работницы изучали Кодекс законов о труде. Кроме общих собраний и бесед проводились лекции, осуществлялись инсценировки.
♦
♦
Наиболее активных женщин отправляли на курсы. Проводились двухнедельные курсы по подготовке в вузы, техникумы, курсы счетных работников, ясельных, строительных, дошкольных. В 1929 г. 66 женщин прошли курсы для высших должностных работников, в 1930 г -443 женщины [2]. Благодаря работе курсов по подготовке в вузы и техникумы происходил рост числа женщин с высшим и средним техническим образованием.
Проведение работы с крестьянками в большинстве требовало освещения самых базовых понятий социалистического государства: классовая борьба, диктатура пролетариата, права и быт женщин. Разъясняли вопросы по охране материнства и младенчества, что такое нэп и для чего он нужен, как существовать в условиях нэпа, что требуется от женщин для борьбы с засильем кулака, значение крестьянских комитетов и пр. [6]. Культурно-просветительная работа проводилась в избах-читальнях, в рабочем клубе, при котором были организованы различные кружки. Главной трудностью в ее развертывании была нехватка и неподготовленность организаторов.
В конце 1920 - начале 1930-х гг через делегатские собрания происходила активная работа по приобщению женских масс к колхозному движению. Имели место единичные случаи недовольства женщин, а затем организованные отказы от вступления в колхозы. Однако власти, используя различные методы воздействия, вынуждали женщин вступать в колхозы.
Губженотдел принимал участие в местной печати: в «Партспутнике» печатались руководящие материалы, в «Волго-Донском кооператоре» - статьи по вопросам вовлечения женщин в кооперацию. В газете «Борьба» еженедельно печатался «Уголок работницы и крестьянки », однако он выходил нерегулярно. Основная причина - в недостаточной подготовленности рабкоров и селькоров.
По городам и районам Нижнего Поволжья распространялись журналы «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка». Необходимо отметить, что подписчики на журналы в 1922 - 1923 гг. сталкивались с определенными трудностями: работницы, крестьянки, коллективно подписавшись на журналы, деньги пересылали в совзнаках, которые со временем обесценивались, и в результате журналы до них не доходили. У многих потенциальных подписчиков пропадала охота выписывать журналы [6. Д. 107. Л. 33].
В регионе значительную долю женщин составляли мусульманки, среди которых тоже выделяли делегаток. Специально подготовленные ячейковые организаторы проводили с ними работу путем общих собраний. Ячейковый организатор также вел работу путем индивидуального обхода по домам, так как многих женщин-му-сульманок мужчины не отпускали на собрания.
В Красноармейской волости проживали немки, работа среди них проводилась путем общих собраний, действовал марксистский кружок.
Для работы среди кочевых и полукочевых калмычек единственно рациональным способом были красные кибитки. Штат кибиток комплектовался из калмычек, прошедших специальные курсы, состоял из заведующей, акушерки и технической работницы. Работа кибитки начиналась со школьных навыков приучения к чистоте и опрятности, обучению мыть детей, стирке белья
и т. д. Наряду с этим оказывалась акушерская помощь, осуществлялось лечение детских и женских болезней, проводились беседы и лекции на политические, хозяйственные, медицинские и иные темы [2. Ф. 6983. Оп. 1. Д. 98. Л. 31].
В 1930-е гг. в Калмобласти работало 13 красных кибиток, главная беда которых заключалась в том, что их некем было укомплектовать. Не было сильных культурных работников, акушерок. Проблему составляли бытовые и религиозные пережитки - лизали посуду вместо мытья, не мылись, стягивали девочкам грудь камзолом - все это создавало трудности в жизни калмычек [2. Л. 31]. Женотделы и комитеты по улучшению труда и быта женщин активно боролись с этими вредными обычаями.
В 1929 г начался культпоход за всеобщую грамотность. Центральный Комитет Коммунистической партии был обеспокоен сравнительно слабыми темпами борьбы с неграмотностью среди женщин и призывал к наискорейшему устранению причин, «главным образом, бытового характера, препятствующих работницам и крестьянкам обучаться грамоте» [5, с. 269]. Чтобы облегчить женщинам приобщение к элементарным знаниям, работу пунктов по ликвидации неграмотности перенесли в женские общежития, вводили сменные занятия и приняли ряд других мер.
Работа по ликвидации неграмотности приравнивалась к битве на одном из важнейших фронтов социалистического строительства. Отсюда и военная терминология тех лет - «штаб», «культпоход», «культармеец» -в применении к ликвидации неграмотности. Культар-мейцами были учителя, грамотные рабочие, студенты, учащиеся старших классов, красноармейцы, служащие советских учреждений, агрономы, врачи, инженеры, артисты, грамотные домохозяйки. Силами культармей-цев велась большая агитационная работа среди неграмотных. Костяк «армии» составляли учителя общеобразовательных школ, в основном женщины. Именно на их плечи ложилась наибольшая тяжесть: по совместительству со своей основной работой в школе бесплатно занимались с неграмотными и малограмотными, руководили культармейцами.
Работа по ликвидации неграмотности обычно проходила по следующему сценарию: приходил культармеец, собирал вокруг себя жителей и начинал с ними разговор о проблеме бескультурья, о необходимости с ним бороться. Его слушали, задавали вопросы, потом начинали сами говорить о волнующих проблемах.
Культармейцам приходилось проводить большую разъяснительную работу чтобы многие женщины по -лучили возможность и захотели учиться. Как правило, женщины жаловались на то, что мужья не пускают их учиться, не с кем оставить детей или дома много дел после возвращения с работы [1]. К тому же сами они не понимали, зачем им надо учиться, и не хотели этого.
Организации похода за грамотность помогала массовая периодическая печать, в особенности женские журналы «Работница» и «Крестьянка». Они знакомили читателей с опытом работы лучших преподавателей школ, вскрывали недостатки в деле ликвидации неграмотности. В 1931 г. общество «Долой неграмотность» и журнал «Работница» провели по всей стране массовый смотр работы по ликвидации неграмотности среди
женщин. Журнал «Работница» ввел специальную рубрику «Грамотный, обучи неграмотного!». Материалы, помещавшиеся на страницах журнала, рисовали яркую картину битвы за знания. Одновременно с ликвидацией неграмотности культармейцы повышали уровень политических знаний женщин, расширяли их кругозор, прививали им навыки личной гигиены, знакомили с элементами педагогики [4, с. 171].
Важным событием, когда подводились итоги работы по решению женского вопроса и намечались очередные задачи, было празднование 8 Марта. Каждый год 8 Марта партия выдвигала определенные лозунги, которые нацеливали трудящихся женщин на то, что нужно было делать в данный момент. Когда шла Гражданская война, 8 Марта отмечали под лозунгами: «Все для Красной Армии!», «Все для фронта!». После окончания войны 8 Марта 1921 г. женотдел ЦК РКП (б) выдвинул лозунги, призывающие женщин к борьбе с разрухой, с несознательностью, к привлечению всех работниц к строительству социализма [3. Д. 72. Л. 60]. И в дальнейшем партия выдвигала лозунги, которые определяли ведущее направление в работе среди женщин. В 1933 г. на совещании женработников в ЦИК СССР М.А. Шабу-рова говорила, что в этом году празднование 8 Марта необходимо использовать для разъяснения итогов первой пятилетки и мобилизации работниц на выполнение заданий второй пятилетки [2. Ф. 3316. Оп. 42. Д. 186. Л. 200].
Организаторами празднования 8 Марта были женотделы. Они проводили инструктивные совещания с организаторами о праздновании, выпускали тезисы докладов на торжественных собраниях. Женотделы привлекали к этой кампании Советы, профсоюзы, кооперацию, которые создавали специальные комиссии для этого во всех своих подразделениях. Комиссии из представителей различных организаций создавались и на предприятиях.
Кампания празднования 8 Марта начиналась задолго до этого дня. Созывались открытые партийные и комсомольские собрания с обсуждением женского вопроса. Комиссии по проведению праздника организовывали собрания работниц по вопросам повышения их роли в производстве. Работницам читали лекции об изменении положения женщин в обществе и семье, о материнстве и др. Комиссии создавали женские бригады, которые проверяли выполнение партийных и государственных решений об улучшении положения женщин, помогали организации соревнования между предприятиями по внедрению женского труда. В деревнях проходили заседания Советов совместно с делегатками и представителями кооперации по вопросу повышения роли женщин в посевной кампании.
Все журналы, газеты и стенгазеты посвящались вопросам участия женщин в социалистическом строитель-
стве. По улицам городов и деревень проходили торжественные шествия, парады, проводились стрелковые и физкультурные соревнования женщин [7, с. 181 - 182]. В клубах, красных уголках и избах-читальнях организовывались выставки, показывающие достижения в решении женского вопроса, а также изделий женских кружков и книг о женщинах. Клубы устраивали для женщин экскурсии на предприятия, в детские учреждения, музеи.
Празднование заканчивалось торжественными собраниями. На торжественных заседаниях по ряду организаций проходил выпуск окончивших разного рода кружки, школы ликбеза. Кроме того, в связи с проведением праздника организовывались курсы для работниц и крестьянок, женщин посылали в кооперативный техникум [2. Д. 56. Л. 102 об.]. В этот день тысячи работниц и крестьянок вступали в партию, комсомол, МОПР, РОКК, санитарные дружины, общество «Друг детей» и другие организации. После проведения кампании партийные и профсоюзные организации подводили итоги и намечали мероприятия по исправлению выявленных недостатков.
В целом можно говорить о важной роли государственных органов, характеризуя процесс вовлечения женщин в культурную жизнь Нижнего Поволжья в 1920 -1930-е гг. При непосредственном участии женотделов и делегатских собраний открывались образовательные учреждения, налаживалась культурная жизнь в регионе. Огромную роль сыграла женская печать в распространении грамотности. Женотделы выступали организаторами культурно-массовых мероприятий, самым значимым из которых было празднование 8 Марта.
Ликвидация неграмотности помогла многим женщинам сделать следующий шаг в образовании. Женщины становились инженерами, агрономами, экономистами, врачами и педагогами. Получив высшее образование, некоторые женщины затем становились преподавателями, учеными. Расцветали таланты и способности женщин в области художественного творчества.
1. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 55. Оп. 1. Д. 405. Л. 68.
2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6983. Оп. 1. Д. 98. Л. 182.
3. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 10. Д. 44. Л. 30.
4. Женщины Страны Советов. Краткий исторический очерк. М., 1977.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: в 14 т. М., 1970.Т. 4.
6. Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 99. Л. 4б.
7. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917 -1937). М., 1978.