Научная статья на тему 'Трансформация образа Степана Разина в творчестве В. М. Шукшина'

Трансформация образа Степана Разина в творчестве В. М. Шукшина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
795
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУКШИН / СТЕПАН РАЗИН / «Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ» / “I’VE COME TO GIVE YOU FREEDOM” / SHUKSHIN / STEPHAN RAZIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зубова Ольга Владимировна

Статья посвящена рассмотрению изменения образа Степана Разина в творчестве В.М. Шукшина: анализируются произведения разных лет (1960–1974). Все рассмотренные рассказы и киноповести представлены как своеобразная предыстория романа «Я пришел дать вам волю».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations of Stepan Razin’s Character in V.M. Shukshin’s Work

The article is devoted to the analysis of changes in the portrayal of Stephan Razin's character in Shukshin’s creative works (1960–1974). All considered small stories and film stories are treated as a kind of prehistory to the novel “I've come to give you freedom”.

Текст научной работы на тему «Трансформация образа Степана Разина в творчестве В. М. Шукшина»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 5

О.В. Зубова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СТЕПАНА РАЗИНА В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ШУКШИНА

Статья посвящена рассмотрению изменения образа Степана Разина в творчестве В.М. Шукшина: анализируются произведения разных лет (1960-1974). Все рассмотренные рассказы и киноповести представлены как своеобразная предыстория романа «Я пришел дать вам волю».

Ключевые слова: Шукшин, Степан Разин, «Я пришел дать вам волю».

The article is devoted to the analysis of changes in the portrayal of Stephan Razin's character in Shukshin's creative works (1960-1974). All considered small stories and film stories are treated as a kind of prehistory to the novel "I've come to give you freedom".

Key words: Shukshin, Stephan Razin, "I've come to give you freedom".

В нашем сознании В.М. Шукшин прежде всего ассоциируется с современностью: в своем творчестве он затрагивает насущные проблемы 1960-1970-х гг., осмысливает и переосмысливает действительность, наделяя свои произведения критическим пафосом. Однако Шукшин также интересовался исторической проблематикой, в особенности его привлекала фигура Степана Разина. Интерес к личности Разина появляется у писателя еще в детстве, когда он просил мать узнать слова песни «Из-за острова на стрежень ...» и заучивал их наизусть. Позже, учась во ВГИКе, Шукшин с интересом прочитывает трехтомный сборник документов по истории крестьянской войны, а став профессиональным писателем, читает редкие книги по истории XVII века.

Возникает закономерный вопрос: чем можно объяснить такой интерес Шукшина к этому историческому лицу? Исследователь творчества писателя В.И. Коробов высказывает мысль о прямой связи характера Разина в произведениях Шукшина с характером самого автора.

Интерес к личности Разина значительно повлиял на все творчество писателя. В произведениях разных лет либо появляется образ Разина, либо другие персонажи наделяются различными чертами характера будущего Разина (каким он предстанет в романе «Я пришел

дать вам волю»). Л.А. Аннинский отмечал, что при всей кажущейся несхожести героев Шукшина он писал «один психологический тип»1, изображал единый мир, на одном полюсе которого — «тихий "чудик", робко тыкающийся к людям со своим добром»2, а на другом — герой, мстящий за несправедливость по отношению к себе и другим. В романе Разин объединил черты «чудика» и народного заступника, что обусловило огромную противоречивость его характера.

Образ Степана Разина впервые появляется в рассказе «Стенька Разин» (1960), где фигура народного заступника представлена еще во многом поэтически. Перед нами сильный, талантливый, своенравный человек, которому больше всего дорога справедливость, он великодушен и любит людей. Таким видели его главные герои рассказа — учитель Вадим Захарович и парень Васёка. Уже в этом рассказе звучит один из главных мотивов будущего романа «Я пришел дать вам волю» — мотив души, которая болит за всех людей на земле. Характер Васёки предстает своеобразным отражением характера Разина: он тоже мучительно жалеет людей. В рассказе представлена одна из наиболее драматических сцен из жизни Разина — предательство казаков и пленение героя, над ней и страдает Васёка (примечательно, что мастера в рассказе зовут Васёкой, т.е. Василием, как и Шукшина).

Рассказ «Стенька Разин» наряду с другими был использован при работе над киноповестью «Странные люди» (1969), состоящей из трех новелл, в каждой из которых представлена натура «странного человека». Герои новелл различны как по своему социальному положению, так и по характеру, однако их всех объединяет живая душа.

В следующей киноповести «Печки-лавочки» (1969), главный герой Иван является своеобразным подобием Разина, его характер во многом противоречив (что не было характерно для персонажей предыдущих произведений): он обладает простодушием и доверчивостью «чудика», но вместе с тем огромной эмоциональностью, вспыльчивостью, а также умом и хитростью. С помощью сна Ивана писатель вводит в повесть важный и для будущего романа мотив выбора между долгом перед народом и семейным счастьем (во сне Иван становится грозным атаманом Степаном Разиным, однако это не нравится его жене Нюре, которая старается увести мужа с разгульного пира).

Размышления о роли Разина в русской истории находят отражение в рассказе «Забуксовал» (1971), где имя Разина упоминается лишь в самом конце произведения. Разин в сознании совхозного механика Звягина предстает своеобразным творцом русской судьбы, двигаю-

1 Аннинский Л.А. Тридцатые — семидесятые. Литературно-критические статьи. М., 1978. С. 230.

2 Там же. С. 242.

щим Русь вперед и заставляющим так быстро мчаться птицу-тройку (образ из «Мертвых душ»). В романе «Я пришел дать вам волю» Разин также будет воспринят автором как значительный деятель истории, вместе с царем Алексеем Михайловичем расшатавший «бородатую» Русь, свалить которую позже удалось Петру I. Наиболее близок к романному образу Разина главный герой повести «Калина красная» (1973) Егор Прокудин, в шутку названный отцом Любы Байкаловой разбойником Стенькой Разиным. Свойственные Егору строптивость, своеволие, склонность к неожиданным поступкам — это черты и Разина в будущем романе. Егор ищет смерти, фактически идет на смерть, встретясь с бывшими друзьями. В романе Разин намеренно предаст себя в руки врагов.

Образ Степана Разина появляется также в сатирической повести для театра «Энергичные люди» (1974) (правда, только в песне «Из-за острова на стрежень...»). Основные действующие лица — ненасытные и бесчеловечные, движимые лишь жаждой наживы. Не случайно вольная и удалая песня, которую герои пытаются спеть, «не сладилась — не вышла»3. И Разин лишь упомянут, он важен как контраст жалким и малодушным «энергичным людям».

История создания романа «Я пришел дать вам волю» достаточно необычна. Сохранились три редакции произведения, первая из которых представляет собой литературный сценарий (журнал «Искусство кино», 1968). Характер Разина более прямолинеен и схематичен, чем в окончательной редакции. Герой, не сбиваясь с пути, идет к поставленной им цели, он хладнокровен, жесток к предателям; в припадке безудержного бешенства не только рубит обманувших его стрельцов, но и бьет коня, споткнувшегося и уронившего седока. Разин предстает не как человек, наделенный страстями, а как своеобразное «оружие», направленное против угнетателей. Во второй редакции романа («Сибирские огни», 1971) появляются важнейшие для всего творчества Шукшина темы души, страдающей за всех на свете, и воли, которую Разин подарил людям. Образ Разина уже глубоко неоднозначен, герой становится более эмоциональным, но в то же время и менее уверенным в своей правоте.

В окончательной редакции романа Разин — вполне сложившаяся незаурядная личность. Он обладает природным умом и полководческой хитростью, осознает существование огромной силы — Государства — и пытается с ним бороться (эпизод сжигания бумаг в Астрахани), понимает «отсталость» народа и стремится хитростью привлечь его на свою сторону (Разин уверяет, что с ним плывут царевич Алексей и патриарх Никон). В одном из интервью Шукшин говорил: «В Разине я вижу средоточие национальных особенностей

3 Шукшин В.М. Энергичные люди // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 4 т. М., 2005. Т. 2. С. 500.

русского народа, вместившихся в одну фигуру, в одну душу»4. С таким пониманием героя связана, видимо, и его противоречивость. Добрый и необычайно чуткий по отношению к людям (так, в персидской княжне он видит еще ребенка, к которому надо относиться по-человечески) Степан порой бывает чрезвычайно жесток: ушедших от него стрельцов убивает всех до единого, убивает Куприяна, принесшего весть о казни персами пленных казаков. Этот человек склонен бросаться из одной крайности в другую. Разин практически добровольно идет на смерть, когда отправляется с кучкой казаков к Корниле Яковлеву. Неудача восстания, мысль об оставленных под Симбирском мужиках не дает покоя разинской душе и губит его.

Неординарность личности Разина проявляется не только в его полководческих способностях и жалости к людям, но также в его не характерном для того времени мировоззрении. Необычны для XVII века его взгляды на царскую и церковную власть, с которыми он в глубине души мечтает расправиться. Отношение Разина к церкви нельзя назвать ни атеизмом, ни богоборчеством: он ругает церковь, однако существование Бога как такового не отрицает (совершив великий грех — зарубил саблей женщину, — он неистово замаливает его в Соловецком монастыре). Таким образом, Разин в романе — человек, «разносимый страстями»5.

Шукшин обращался к личности Разина и после романа. В сказке «До третьих петухов» (1974) появляется уже иной, несколько переосмысленный образ народного заступника (Атамана). В основе произведения — поход Ивана за справкой о том, что он умный, и его борьба с чертями. А.П. Герасименко6 отмечает, что три главных персонажа сказки воплощают разные стороны русского национального характера. Иван доверчив и не приспособлен к своему времени, однако в борьбе с чертями проявляет находчивость (это, фактически, трансформированный образ «чудика», научившегося за себя постоять); Атаман воплощает вольнолюбие, смелость, бесшабашность и страстность, однако, в отличие от Разина в романе, он предстает в комичном свете: удало выкрикивает по привычке «Сарынь на кичку», пытается убить помещика Обломова, а когда не получается, унимает душевную боль с помощью вина, оплошно роняет свою шапку (один из символов атаманской власти). Его бесшабашная удаль смиряется

4 Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин — прозаик. М., 1986. С. 161.

5 Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю // Шукшин В.М. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. С. 347.

6 Герасименко А.П. Василий Макарович Шукшин // Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века: Учеб. пособие. М., 2006.

перед силой духа, терпением и истинно народной мудростью Ильи Муромца («Вот и посиди и подумай»7), о которой следующим образом говорит И. Золотусский: «То не мудрость мудреца, которого высмеял в той же сказке автор, то какая-то иная, высокая мудрость опыта, к которой приближался, быть может, реальный Степан Разин и к которой подошел к концу своей жизни Василий Шукшин»8. Действительно, Разин в романе умен и сообразителен, однако народного опыта, народной мудрости (которую воплощает Матвей Иванов в романе «Я пришел дать вам волю») ему не хватало, а перенять ее у крестьянского мудреца он не успел и во многом не смог.

Шукшин пронес образ Степана Разина через всю свою жизнь, начиная с детского увлечения фольклорным Разиным и заканчивая подробнейшим изучением истории восстания. С каждым новым произведением образ Разина изменялся: из опоэтизированного борца за народное счастье в ранних произведениях он превратился в хитрого, умного и смелого полководца, наделённого жалостливой душой, предельно страстного и противоречивого человека, далеко не всегда сдерживающего свои эмоции, и, наконец, предстал в комическом свете. Во многом сопоставляя характер народного вожака со своим собственным, Шукшин в конце жизни пришел к мудрости, недоступной его Разину.

Список литературы

Аннинский Л.А. Путь Василия Шукшина // Аннинский Л.А. Тридцатые —

семидесятые. Литературно-критические статьи. М., 1978. Герасименко А.П. Василий Макарович Шукшин // Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века: Учеб. пособие. М., 2006.

Золотусский И.П. Разин у Шукшина // Золотусский И.П. Очная ставка с

памятью. М., 1983. Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин — прозаик. М., 1986. Шукшин В.М. Печки — лавочки: Киноповесть. Энергичные люди: Сатирическая повесть для театра // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 2005.

Шукшин В.М. Калина красная: Киноповесть. До третьих петухов: Повесть-сказка; Стенька Разин. Степка: Рассказы // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 2005.

Шукшин В.М. Сураз. Забуксовал. Алеша Бесконвойный. Кляуза: Рассказы // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 2005.

7 Шукшин В.М. До третьих петухов // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. С. 126.

8 Золотусский И.П. Разин у Шукшина // Золотусский И.П. Очная ставка с памятью. М., 1983. С. 253.

Шукшин В.М. Странные люди: Киноповесть // Шукшин В.М. Киноповести. М., 1988.

Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю // Искусство кино. 1968. № 5-6. Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю (Степан Разин): Роман // Сибирские огни. 1971. № 1-2.

Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю: Роман // Шукшин В.М. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1975.

Сведения об авторе: Зубова Ольга Владимировна, аспирант кафедры истории русской литературы XX века филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: zubova.olgavlad@yandex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.