Научная статья на тему 'Трансформация образа преподавателя в современной образовательной среде на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся'

Трансформация образа преподавателя в современной образовательной среде на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
довузовское обучение / иностранные учащиеся / образ преподавателя / комфортные условия обучения / pre-university education / foreign students / teacher’s image / comfortable learning conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кременецкая Людмила Сергеевна, Иванова Елена Владимировна

В наши дни образ современного преподавателя высшей школы является одной из актуальных проблем. В связи с переходом на новые стандарты в образовательной сфере предъявляются совершенно иные требования к образу и роли педагога, в том числе и на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся. В данной статье рассматривается профессиональный имидж преподавателя русского языка как иностранного в современном обществе, а также возникающие проблемы, связанные с условиями работы, возрастными, национальными и культурными (этническими) особенностями контингента, обучающегося на подготовительном факультете сегодня. В статье также предпринимается попытка найти компромисс с целью создания комфортных условий как для учащихся, так и для преподавателя, в которых преподаватель имеет возможность качественно выполнять свою работу, а учащиеся в полной мере удовлетворены процессом, а, главное, результатом своего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF A TEACHER IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY PREPARATION OF FOREIGN STUDENTS

Nowadays, the image of a modern high school teacher is one of the urgent problems. In connection with the transition to new standards in the educational sphere, completely different requirements are imposed on the image and role of a teacher, including at the stage of pre-university training of foreign students. This article examines the professional image of a teacher of Russian as a foreign language in modern society, as well as emerging problems related to working conditions, age, national and cultural (ethnic) characteristics of the contingent studying at the Preparatory Faculty today. The article also attempts to find a compromise in order to create comfortable conditions for both students and teachers, in which the teacher has the opportunity to do his job efficiently, and students are fully satisfied with the process, and, most importantly, the result of their training

Текст научной работы на тему «Трансформация образа преподавателя в современной образовательной среде на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся»

Трансформация образа преподавателя в современной образовательной среде на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся

Кременецкая Людмила Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Русский язык для иностранных граждан», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) E-mail: Kremenetskaya.l@mail.ru

Иванова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Русский язык для иностранных граждан», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) E-mail: eivanova53@mail.ru

В наши дни образ современного преподавателя высшей школы является одной из актуальных проблем. В связи с переходом на новые стандарты в образовательной сфере предъявляются совершенно иные требования к образу и роли педагога, в том числе и на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся. В данной статье рассматривается профессиональный имидж преподавателя русского языка как иностранного в современном обществе, а также возникающие проблемы, связанные с условиями работы, возрастными, национальными и культурными (этническими) особенностями контингента, обучающегося на подготовительном факультете сегодня. В статье также предпринимается попытка найти компромисс с целью создания комфортных условий как для учащихся, так и для преподавателя, в которых преподаватель имеет возможность качественно выполнять свою работу, а учащиеся в полной мере удовлетворены процессом, а, главное, результатом своего обучения.

Ключевые слова: довузовское обучение, иностранные учащиеся, образ преподавателя, комфортные условия обучения.

о с

U

см см

Сегодняшняя ситуация в мире диктует нам новые правила и намечает новые тенденции в работе многих специалистов, в том числе и преподавателей. К преподавателю сейчас предъявляются высокие требования, кроме профессионализма в методике и педагогике, преподаватель сегодня должен быть еще более толерантен, дружелюбен и, конечно, технически грамотен.

Ушли навсегда постулаты прошлого, когда авторитет преподавателя был незыблем. Еще 20 лет назад учитель и преподаватель высшей школы был абсолютным авторитетом, априори вызывал уважение и, даже, почитание. Сегодня слова героини известного советского фильма о жизни и работе учителей в вечерней школе «Девушка, не спорьте с учителем, учитель всегда прав» больше не отражают ситуацию в педагогике и обществе. Особенно сложно в век отзывов на работу, жалоб и порталов приходится преподавателям, заставшим работу в советской школе. Очень интересно, что, например, раньше недопустимым считалось прерывание урока «на полуслове», тогда как сейчас четкий time management - обязательное условие комфортной для учащихся работы, так как любая задержка после окончания занятия может восприниматься ими негативно, что, конечно, не воспринимается преподавателями нормальным, так как они, как им видится, готовы совершенно безвозмездно потратить свое личное время ради своих любимых учеников.

Десятилетие назад преподаватель стал инструктором, партнером, помогающим в освоении учебной программы, крайне ценными его личностными качествами были харизма, чувство юмора, эмоциональная мобильность, зачастую учащимися оценивался даже стиль одежды и внешность преподавателя.

Преподаватель сегодня - это «предостави-тель» образовательных услуг, работа которого, наряду с работниками ЖКХ, водителями, дворниками и официантами, постоянно оценивается не только в личном общении, но и в письменных отзывах учащихся, которые при каждой удобной возможности активно выражают свое мнение о качестве работы преподавателей (и даже высказывают свои рекомендации преподавателям) в письмах в деканат и своим кураторам в посольстве.

В современном мире отзывов о качестве предоставляемых услуг также меняется угол зрения многих работников, которые находятся под пристальным вниманием получателя своих услуг. И не всегда в лучшую сторону. Гонясь за положи-

тельным отзывом, работники (водители, менеджеры по продажам, представители клининговых компаний и др.), меняют свое отношение к работе в целях соответствовать ожиданиям клиента любыми способами. В ситуации с преподавателем это может привести к отступлению от базовых принципов и методов работы, а, следовательно, к ухудшению качества оказываемых образовательных услуг.

Особенно непросто обстоит ситуация на этапе довузовской подготовки, когда к преподавателям, работающими с иностранными учащимися, предъявляются дополнительные требования. Например, преподаватель русского языка как иностранного должен обладать высоким уровнем социокультурной компетенции при общении с представителями разных культур [4; 52].

На подготовительных факультетах (отделениях) мы имеем дело с полиэтническими группами, состоящими из 12-13 учащихся, приехавшими из разных стран, имеющими разный темп работы, темперамент, характер, очень разные способности, обладающими разными базовыми знаниями и разным опытом в изучении иностранных языков. Кроме субъективных трудностей, с которыми сталкиваются иностранцы, необходимо помнить об адаптации, которую они проходят, оказавшись в России.

Это новый для них бытовой, психологический и физиологический этап. Они впервые оказываются без поддержки и опеки родителей и других старших родственников, они вынуждены обеспечивать свой быт (готовить, стирать одежду, убирать комнату, делать покупки и т.д.). Они оказываются совсем одни в стране с чужими традициями и языком и часто воспринимают окружающую их действительность либо несерьезно, либо враждебно. Довольно большая нагрузка (8 академических часов в день), большое количество домашнего задания, бытовые трудности, новые погодные условия, отсутствие контроля родителей влекут за собой пропуски занятий, а, следовательно, проблемы, так как зачастую пропущенный материал на чужом языке не может быть освоен самостоятельно [3; 63].

В связи с этим возникает вопрос, кто же он -хороший преподаватель? Настоящий профессионал в этой сфере, пожалуй, одна из самых сложных для оценивания категорий. Если водитель аккуратно вел исправную машину и был вежлив, а пассажир вовремя добрался до места назначения, можно сказать, что его работа выполнена успешно и оценена отлично, если продавец помог подобрать нужный товар, а рабочий по уборке помещений чисто помыл пол, их работа тоже достаточно объективно может быть оценена. Бесспорно, существуют и внешние факторы, и капризные клиенты, но их сотрудничество достаточно краткосрочно, а, следовательно, и его результат более очевиден. Кроме того, необходимо помнить, что вовлеченность потребителя и, главное, прилагаемые им усилия в данных ситуациях минимальны.

В сотрудничестве же преподавателя и учащегося ситуация совсем другая. Здесь за успешный результат ответственны обе стороны, но, зачастую, учащийся воспринимает и оценивает преподавателя лишь с одной стороны (не учитывая свой вклад в процесс обучения и, главное, его результат). Возникают ситуации, когда учащийся сегодня не стремится прилагать никаких усилий (учить новые слова, добросовестно выполнять домашнее задание, активно работать на занятии), перекладывая всю ответственность на преподавателя, желая исключительно получать удовольствие от работы в классе, что, конечно, не способствует успешному и результативному выполнению преподавателем своей работы и, даже, мешает ему. Таким образом, строгий, требовательный преподаватель, заставляющий учащихся ответственно работать может восприниматься как плохой. Им комфортно с лояльным, добрым, понимающим все преподавателем, который не имеет жестких требований. В результате, получая плохую оценку и оказавшись на последних местах в рейтинге факультета, учащийся обижается и винит в этом преподавателя. Результат - негативный отзыв и пострадавшие амбиции обеих сторон. С другой стороны, для ответственных учащихся такие качества преподавателя - это характеристики положительные. Кроме того, нынешняя тенденция к непунктуальности «клиентов» также очень усложняет процесс работы. Учащиеся оскорбляются замечаниями преподавателя на их опоздания и ждут, что он повторит весь пропущенный ими материал, в то время как присутствующие учащиеся раздражаются постоянным повторением одного и того же. Отсутствующие на занятиях по русскому языку иностранные учащиеся также требуют повторения и разъяснения изученного без них материала, что опять вызывает недовольство присутствовавших, тратящих свое драгоценное время на вынужденное повторение, что иногда приводит даже ко внутренним конфликтам между учащимися в группе. Также сложно преподавателю организовывать комфортные условия работы для учащихся в силу их возраста, так как это уже не дети школьного возраста, для которых авторитет взрослого человека более актуален, но это еще и не взрослые учащиеся, которые четко осознают свои цели и прикладывают все усилия для их достижения и получения качественного образования, готовые нести ответственность за результаты своей работы.

Как же преподаватель может соответствовать ожиданиям всех таких разных учащихся, имеющих часто различные установки, преследующих разные цели, находящихся в одной группе весь учебный год, изучая совершенно новый, очень трудный язык, на котором им предстоит освоить в будущем выбранную ими специальность?

Преподавателям (особенно русского языка как иностранного) все труднее на довузовском этапе качественно выполнять свою работу и соответствовать ожиданиям разных учащихся, поддержи-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вать их внимание и заинтересованность во время всего занятия в таких больших группах.

На подготовительном факультете мы имеем дело с иностранными учащимися, которые родились в начале этого века, имеют совсем другие представления о жизни, людях, взаимоотношениях, которые зачастую непонятны преподавателям, давно работающим в этой сфере.

Прежде всего, для комфортной и качественной работы преподавателям следует отойти от всех привычных ранее стереотипов. Тенденция исключительно к товарно-денежным отношениям не должна восприниматься преподавателями как отношение непосредственно к ним. Необходимо сохранить свое лицо и самоуважение, но также важно принять реалии современной жизни. Крайне важно отстаивать свои образовательные цели и не позволять учащимся отклонить свою работу от намеченного образовательного маршрута, быть честным и требовательным, но всегда доброжелательным, терпеливым, вежливым и отзывчивым в рамках конкретного занятия, сохраняя избранный и комфортный для большинства учащихся темп работы. Бесспорно, рекомендовать намного легче, чем реализовывать, но крайне необходимо в самом начале пути определить и проговорить степень ответственности за конечный результат всех участников процесса. Интересной и полезной нам в такой ситуации представляется балльно-рейтинговая система (БРС), которая четко регламентирует успешность учащихся и показывает им в полной мере всю их ответственность за итоговую оценку и свой прогресс.

Данная система оценки знаний может включать в себя набор любых заданий с учетом особенностей конкретного контингента обучаемых, средством которых преподаватель мотивирует иностранных учащихся активнее работать на занятиях и решает возникающие в учебном процессе трудности. Наполненность БРС заданиями должна зависеть от целей и задач обучения и соответствовать рабочей программе. БРС - это многофакторная модель, параметры которой зависят от взаимодействия всех участников учебного процесса, так как введение балльно-рейтинговой системы также существенным образом изменяет и интенсифицирует работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению.

В дополнение к традиционной системе оценивания знаний (экзамену, зачету или дифференцированному зачету) БРС является гибким и эффективным средством ранжирования обучающихся (составления рейтинга успеваемости) по результатам их обучения, которое увеличивает соревновательность в учебном процессе и мотивирует учащихся к достижению более высоких резуль-° татов, так как ставит своей целью непрерывную " оценку качества их работы при освоении конкрет-^ ной образовательной программы [1; 51-55]. Так-^ же данная система дает возможность преподава-Ц телям не учитывать посещаемость учащихся при

выставлении итоговой и промежуточных оценок. Таким образом, видя сразу необходимые контрольные мероприятия, учащийся в большей степени несет ответственность за результат своего обучения.

И еще один важный вопрос - как быть в спорных ситуациях работникам деканата, которые получают жалобы и сталкиваются с недовольством учащихся, на которые они не могут не реагировать, но которые зачастую могут быть крайне субъективными, когда работа преподавателей оценивается по какой-то несуществующей шкале?

По всей видимости, сотрудникам деканата также следует пересмотреть свои привычные взгляды и провести дополнительную разъяснительную работу с преподавателями. Таким образом они смогут быть более уверенными в своем штате и смогут оставаться на стороне преподавателя в большинстве возможных, часто вызванных исключительно субъективным отношением учащихся, конфликтов.

Литература

1. Иванова Е.В., Филипская Т.А. Интенсификация процесса обучения иностранных учащихся русскому языку на этапе довузовской подготовки с помощью балльно-рейтинговой системы //Международное образование и сотрудничество. Сб. научных трудов. Москва, 2018. С. 51-55

2. Иванова Е.В. Балльно-рейтинговая система как способ интенсификации процесса обучения русскому языку учащихся из Китая //Современное педагогическое образование. Москва, 2018.№ 5 С. 83-87

3. Касарова В.Г. К вопросу о мотивации иностранных учащихся (на примере преподавания русского языка как иностранного) // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88-3. С 62-64

4. Кременецкая Л.С. Дополнительные требования к преподавателям, работающим с иностранными учащимися из стран СНГ на этапе довузовской подготовки // Международное образование и сотрудничество. Сб. научных трудов. Москва, 2012. С. 51-55

TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF A TEACHER IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY PREPARATION OF FOREIGN STUDENTS.

Kremenetskaya L.S., Ivanova E.V.

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI)

Nowadays, the image of a modern high school teacher is one of the urgent problems. In connection with the transition to new standards in the educational sphere, completely different requirements are imposed on the image and role of a teacher, including at the stage of pre-university training of foreign students. This article examines the professional image of a teacher of Russian as a foreign language in modern society, as well as emerging problems related to working conditions, age, national and cultural (ethnic) characteristics of the contingent studying at the Preparatory Faculty today. The article also attempts to find a compromise in order to create comfortable con-

ditions for both students and teachers, in which the teacher has the opportunity to do his job efficiently, and students are fully satisfied with the process, and, most importantly, the result of their training.

Keywords: pre-university education, foreign students, teacher's image, comfortable learning conditions.

References

1. Ivanova E.V., Filipskaya T.A. Intensification of the process of teaching Russian to foreign students at the stage of pre-univer-sity training using a point-rating system //International education and cooperation. Moscow, 2018. pp.51-55

2. Ivanova E.V. The point-rating system as a way to intensify the process of teaching Russian to students from China //Modern pedagogical education. Moscow, 2018.No.5 pp. 83-87

3. Kasarova V.G. On the issue of motivation of foreign students (on the example of teaching Russian as a foreign language) // Trends in the development of science and education. 2022. No. 88-3. From

4. Kremenetskaya L.S. Additional requirements for teachers working with foreign students from CIS countries at the stage of pre-university training // International education and cooperation. Moscow, 2012. pp.51-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.