Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ / ОБУЧЕНИЕ ОНЛАЙН / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНОРЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

Данная статья посвящена поиску путей интенсификации процесса онлайн обучения иностранных учащихся русскому языку. Автор определяет ограничения эффективности преподавания, которые существуют в процессе реализации педагогической деятельности с иностранными учащимися у преподавателей подготовительного факультета в дистанционном формате. В то же время, автор статьи отмечает положительные стороны онлайн обучения. Также в работе определяются направления оптимизации учебного процесса в дистанционном формате. Показано, что одним из способов повышения эффективности обучения нам представляется введение на этапе довузовской подготовки балльно-рейтинговой системы для контроля знаний учащихся, которая будет включать в себя контрольные мероприятия, мотивирующие учащихся активнее и эффективнее обучаться на занятиях по русскому языку в целях прохождения аттестации, и как результат, совершенствования коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORKING WITH FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING ONLINE

This article is devoted to the search for ways to intensify the process of online teaching of Russian to foreign students. The author identifies the limitations of teaching efficiency that exist in the process of implementing pedagogical activities with foreign students among teachers of the preparatory faculty in a distance format. At the same time, the author of the article notes the positive aspects of online learning. Also, the work defines the directions of optimization of the educational process in a distance format. It is shown that one of the ways to increase the effectiveness of teaching, we believe, is the introduction at the stage of pre-university preparation of a point-rating system to control the knowledge of students, which will include control measures that motivate students to learn more actively and more effectively in Russian language classes in order to pass certification, and as a result, improving communication skills.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Особенности онлайн работы с иностранными учащимися на этапе довузовской подготовки

Иванова Елена Владимировна,

к.п.н., ст. преподаватель, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) E-mail: [email protected]

Данная статья посвящена поиску путей интенсификации процесса онлайн обучения иностранных учащихся русскому языку. Автор определяет ограничения эффективности преподавания, которые существуют в процессе реализации педагогической деятельности с иностранными учащимися у преподавателей подготовительного факультета в дистанционном формате. В то же время, автор статьи отмечает положительные стороны онлайн обучения. Также в работе определяются направления оптимизации учебного процесса в дистанционном формате. Показано, что одним из способов повышения эффективности обучения нам представляется введение на этапе довузовской подготовки балльно-рейтинговой системы для контроля знаний учащихся, которая будет включать в себя контрольные мероприятия, мотивирующие учащихся активнее и эффективнее обучаться на занятиях по русскому языку в целях прохождения аттестации, и как результат, совершенствования коммуникативных навыков.

Ключевые слова: иностранные учащиеся, довузовская подготовка, обучение русскому языку как иностранному, обучение онлайн, интенсификация процесса обучения, балльно-рейтинговая система.

Опыт преподавания в дистанционном формате в период пандемии позволяет обобщать ряж положений, относительно такого вида организация образовательного процесса.

Достаточно распространенным является мнение о том, что как преподаватели, так и студенты находят в такой работе кроме недостатков массу преимуществ (сокращение затрат, в том числе временных). Однако в сложившейся ситуации существует и масса факторов, усложняющих процесс обучения. Говоря о таких факторах можно отдельно отметить технические проблемы доступа к сети Интернет у многих студентов, а также условий для учебы.

В отличие от прошлого года, когда учащиеся уже в полном объёме владели навыками письма и чтения, владели базовыми знаниями грамматики и имели развитые навыки работы с текстом (так как в первом семестре учились в привычном им режиме), в этом учебном году в условиях дистанционного обучение студенты начали изучать язык с нуля, и для многих их них (особенно для тех, у кого русский язык является первым иностранным языком) этот процесс вызывал существенные трудности. Прежде всего, для многих учащихся изучение иностранного языка онлайн - новый опыт, а изучение русского языка, который является одним из самых трудных языков в мире создавало дополнительные трудности.

Кроме того, дистанционное обучение требует от иностранных учащихся навыков самоорганизации и большой самостоятельной работы. Особенно важным в этой ситуации становится индивидуальный подход и учёт психологических особенностей обучающихся.

Не вызывает сомнения также и факт, что онлайн обучение способствует снижению мотивации к обучению, что заставляет преподавателей искать всё новые возможности активизировать процесс обучения и поддерживать мотивацию иностранных учащихся.

Одним из способов их мотивировать и повысить их успеваемость, а, следовательно, повысить качество усвоения знаний, является подбор индивидуальных заданий.

Ещё одним из способов мотивировать учащихся активнее работать на занятиях по русскому языку является введение на этапе довузовской подготовки балльно-рейтинговой системы, которая может включать в себя набор любых заданий (в том числе творческих, с помощью которых преподаватель активизирует потенциальные возможности учащихся, мотивирует их говорить по-рус-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ски и активнее работать на занятиях), в зависимости от целей и задач (в соответствии с рабочей программой). Отметим, что преподаватель может ориентировать процесс обучения в нужное ему русло, стимулируя учащихся выполнять не очень желанные (из-за особенностей личности будущего студента) задания. Так, например, избегающие выполнения заданий по грамматике иностранные учащиеся, будут более мотивированны к выполнению подобных упражнений в рамках данной системы.

Данный подход устанавливает оценивание результатов обучения иностранного учащегося в рамках учебной дисциплины (в нашем случае -по русскому языку) и является гибким и эффективным средством ранжирования обучающихся по результатам их учебной деятельности в дополнение к экзамену, которое увеличивает соревновательность в учебном процессе и даёт мотивацию к достижению более высоких результатов. Система ставит своей целью непрерывную комплексную оценку качества учебной работы учащихся при освоении образовательной программы. Одними из главных целей введения балльно-рейтинговой являются повышение мотивации учащихся путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы, активизация их самостоятельной работы и повышение уровня организации учебного процесса. Уровень овладения учащимися русским языком может оцениваться по 100-балльной шкале и является экзаменационным рейтинговым баллом. Данная система позволяет учащемуся контролировать свои результаты в течение всего учебного года и иметь возможность дополнительно сдавать свои работы. Важно отметить, что контрольные сроки сдачи всех предложенных контрольных материалов устанавливаются преподавателем и утверждаются заведующим кафедрой.

Если предположить, что учебный план предусматривает, что учащиеся сдают экзамен в конце каждого семестра в качестве вида итоговой аттестации, тогда минимально требуемый балл по русскому языку для получения допуска к сдаче экзамена - 35 (то есть учащиеся должны набрать его в течение семестра, выполняя задания преподавателя (например, контрольные работы, сочинения и написание личных электронных писем (что поможет учащимся преодолеть негативное отношение к письменным работам), презентации, составление диалогов и монологов (подготовка к структурированным публичным выступлениям), чтение и перевод дополнительных текстов (работа с новой информацией), ведение глагольной тетради и т.д.)), а максимальный -50. Тогда минимальный балл, который учащийся должен получить на экзамене - 16. Кроме то-5 го в этой ситуации на первый план выходит ком-§ муникативная составляющая обучения русского му языку, так как учащиеся ограничены в обще-еЗ нии с носителями языка и учащимися из других I стран. [1: 214-218]

Именно поэтому нам представляется необходимым создавать студентам условия для общения с россиянами, представителями стран СНГ и другими иностранными учащимися (так как сейчас особенно очевидна тенденция общения учащихся только с носителями родного языка). Мы предлагаем создавать группы в интернете для возможности у учащихся знакомства и установления учебных и личных контактов. Подобные группы и совместная работа учащихся из разных стран также могут лечь в основу некоторых заданий в данной системе. Нам также представляется необходимым отводить значительное количество академических часов на обучение учащихся письму (как навыку) [2: 86-94].

Как уже отмечалось, наличие значительного количества учебных материалов не повышает эффективности образовательного процесса. К сожалению, данная ситуация значительно усложняет процесс обучения и является причиной увеличения количества аудиторных часов.

Итак, в результате работы над всеми предложенными преподавателем заданиями итоговый балл, представляющий собой сумму семестрового рейтингового балла и балла, полученного на экзамене, переводится в оценку по шкале перевода: 0-50 - «2» неудовлетворительно, 51-69 - «3» удовлетворительно, 70-84 - «4» хорошо, 85-100 -«5» отлично.

Подводя итоги, следует сказать, что введение балльно-рейтинговой системы контроля знаний, критический подбор заданий и учёт особенностей контингента способствуют повышению эффективности обучения иностранных учащихся русскому языку, так как помогают раскрыть их потенциальные возможности и мотивируют их добиваться больших успехов в изучении языка, на котором им предстоит в дальнейшем получить высшее образование.

Литература

1. Касарова В.Г. Речевые ошибки иностранных студентов и их причины. // Гуманитарные науки. - М., 2003. - С. 214-218.

2. Кременецкая Л.С. Проектирование содержания обучения иностранных граждан из стран СНГ на довузовском этапе в техническом вузе. Автореферат дис. ...кандидата педагогический наук / Московский государственный агро-инженерный университет им. В.П. Горячкина. Москва, 2013.

3. Кузенецова Т.Е., Телеш Т.В. Некоторые проблемы обучения иностранных студентов по программам предвузовской подготовки [Текст]. // Актуальные проблемы науки и практики обучения иностранных граждан в российских вузах: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию факультета международного академического сотрудничества. - Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 2009. - С. 112-115.

FEATURES OF WORKING WITH FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING ONLINE

Ivanova E.V.

Moscow automobile and road constraction state technical university (MADI)

This article is devoted to the search for ways to intensify the process of online teaching of Russian to foreign students. The author identifies the limitations of teaching efficiency that exist in the process of implementing pedagogical activities with foreign students among teachers of the preparatory faculty in a distance format. At the same time, the author of the article notes the positive aspects of online learning. Also, the work defines the directions of optimization of the educational process in a distance format. It is shown that one of the ways to increase the effectiveness of teaching, we believe, is the introduction at the stage of pre-university preparation of a point-rating system to control the knowledge of students, which will include control measures that motivate students to learn more actively and more effectively in Russian language classes in order to pass certification, and as a result, improving communication skills.

Keywords: foreign students, pre-university training, teaching Russian as a foreign language, online learning, intensification of the learning process, point-rating system.

References

1. Kasarova V.G. Speech errors of foreign students and their causes // Humanities. - M., 2003. - P. 214-218.

2. Kremenetskaya L.S. Designing the content of training of foreign citizens from the CIS countries at the pre-university stage in a technical university. Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences / V.P. Goryachkin Moscow State Agroengineering University. Moscow, 2013.

3. Kuzenetsova T. E., Telesh T.V. Some problems of teaching foreign students according to pre-university training programs // Actual problems of science and practice of teaching foreign citizens in Russian universities: materials of the regional scientific and practical conference dedicated to the 30th anniversary of the Faculty of International Academic Cooperation. - Tver: TS-TU, 2009. - P. 112-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.