УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
С.В. ДОЛИНА
аспирант кафедры социально-политических наук Московского государственного технического университета гражданской авиации
Е-mail: [email protected] Тел. 8 916 730 89 14
ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье обосновывается, что трансляция ценностей играет важную роль в коммуникации, которая отображает основные социально-нравственные ценности, присущие той или иной стране. Система ценностей является важным системообразующим фактором общества, занимая господствующее положение в сфере морали и права, искусства и религии, политической и всей общественной жизни. С изменением информационно-коммуникативного пространства в системе духовно-нравственных ценностей происходят существенные изменения.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, идеалы, нравственные идеалы, духовнонравственные ценности, информационно-коммуникативное пространство.
Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика отношения к определенному явлению как значимому для него. Анализ отражения ценностей в информационнокоммуникативном пространстве предполагает, прежде всего, выяснение следующих вопросов: во-первых, почему данное явление приобретает ценностный статус; во-вторых, имеют ли ценности индивидуализированный, общий или универсальный характер; в-третьих, как можно классифицировать ценности и, наконец, в-четвертых, какие именно ценности утверждаются с помощью социальной рекламы. Это позволит перейти к компаративному анализу набора ценностей, транслируемых в разных культурных регионах и исследованию их динамики во времени. Ценность реально существующих явлений определяется в сравнении с идеалами, принимаемыми людьми.
Уникальность идеалов - в том, что в каждой жизненной ситуации они осмысливаются заново; индивидуализированный характер личностной системы ценностей обусловлен неповторимостью жизненного пути человека. Вместе с тем - в силу общности условий жизни и видов деятельности групп людей - в ходе аксиологического отбора формируются типические иерархичные
системы ценностей социальных групп и поколений в рамках одной культуры. Различия же в истории становления тех или иных культур, специфика национальных традиций обусловливают наличие характерных особенностей в соответствующих системах ценностей. При этом, в истории всегда сохраняется роль наиболее значимых идеалов (добра, красоты, истины и др.), что придает им характер универсальности и всеобщности. Единство же уникальности и всеобщности в идеалах, в ценностях создает возможность формирования общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности значимы для всех людей, независимо от их социальной, классовой, национально-этнической и любой другой принадлежности. Их бытие, будучи связано с самой природой человека, по мнению многих исследователей, выступает признаком его родовой сущности [1, 2].
Система ценностей является важным системообразующим фактором культуры, занимая господствующее положение в сфере морали и права, искусства и религии, политической и всей культурной жизни. По ее содержанию можно судить об обществе в целом. Освоение системы ценностей, выработка аксиологического отношения к реальности имеет принципиальное
© С.В. Долина
ФИЛОСОФИЯ
значение для социализации личности, для формирования ее мировоззрения, ценностных отношений и ориентации.
Выбор, принятие, освоение ценностей личностью совершается в соответствии, с одной стороны, с потребностями, интересами, нормами общества, к которому она принадлежит, а с другой - с ее собственными потребностями, обусловленными индивидуальным опытом и спецификой социальной микросреды. Выбор ценностей, по сути, означает становление индивидуального отношения к уже существующим разнотипным ценностям. Иными словами, в основе формирования личной системы ценностей - осознание ценностей, существующих в обществе, выбор для себя самых значимых из них, их освоение и соотнесение с уже имеющимися установками и интересами. Выбор ценностей в действительности представляет собой сознательное предпочтение определенных отношений, характеристик, форм деятельности, поведения и отказ от принятия феноменов с противоположными характеристиками, что ведет к формированию убеждений и ценностных ориентаций. Они становятся определяющими факторами индивидуального поведения (совокупности действий) человека; вместе с тем ценностные ориентации подкрепляются и корректируются жизненным опытом, всей совокупностью личных переживаний.
Принятие ценностей способствует усилению интеграции людей в общности разного уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом. Наличие общих ценностных ориентиров способствует общественному согласию граждан, социальных общностей и групп. Утрата же ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей приводит к дезинтеграции общественной жизни. Особый вид ценностей - нормы регулируют поведение, являются средством закрепления выверенных жизнью способов деятельности. Социальные, правовые, моральные нормы, правила и стандарты определяют запреты и предписания, подкрепляются санкциями.
Вместе с тем, существенно, что оценка имеет динамичный характер и зависит как от изменения характера деятельности социального субъекта, так и от объективных условий ее осуществления. Поэтому переоценка ценностей, отказ от старых
и утверждение новых ценностей - естественный процесс, характеризующий развитие общества.
Трансляция ценностей играет важную роль в коммуникации, которая отображает основные культурные ценности, присущие той или иной стране.
Социальная значимость и многообразие ценностей обусловило разработку многочисленных способов их систематизации. Однако до сих пор единой типологии ценностей не существует. Дело в том, что при классификации ценностей используются разные основания. Именно в силу этого существующие подходы не исключают, а скорее дополняют друг друга. Каждый из них позволяет выявить новую грань ценностного отношения человека к миру, а все вместе они обеспечивают всесторонний глубокий анализ всего многообразия ценностей.
Один из родоначальников аксиологии -Г. Риккерт - разделял ценности па шесть классов: логические (в науке), эстетические (в произведениях искусства), мистические, религиозные, нравственные и личностные.
Философ и психолог Г. Мюнстеберг в начале XX века предложил различать два типа ценностей - жизненные (любовь, счастье) и культурные (поэзия, музыка), а в каждом из этих типов - логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
Создатель философской антропологии -М. Шелер - предложил иерархическую типологию ценностей, где от низшего к высшему расположил ценности: чувственные («приятное»); жизненные, или витальные («благородное»); духовные. В этой последней группе он выделил ценности: эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое») и гносеологические («истинное»); религиозные («святое»).
И. Гобри выделял в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро. М. Рокич в основу своей классификации положил характер целеполагания, и выделил два класса ценностей: ценности цели (терминальные) и ценности средства (инструментальные). Важно иметь в виду, однако, условность подобного деления ценностей: в разных отношениях одно и тоже явление может выступать и как средство, и как цель.
Весьма значимой представляется позиция В. Франкла, который рассматривает ценности как
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
смысловые универсалии, сформировавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с ко -торыми человек и общество сталкивались в процессе истории. В связи с этим оказывается, что ценности играют первостепенную роль в осмыслении человеком ситуаций, из которых состоит его жизнь, а значит, и всей жизни.
В отечественной исследовательской литературе основополагающее значение имела типология ценностей в соответствии с представлениями о структуре (сферах) общественной жизни. Так, В.П. Тугаринов, классифицируя ценности, выделил материальные, социально-политические и духовные ценности.
Можно отметить, что в эмпирических исследованиях в основном изучают отношение людей к ценностям либо материальным и духовным, либо материальным, социально-политическим и духовным. Поэтому целесообразным представляется остановиться на характеристике этих классов ценностей.
Духовные ценности - это нравственные, познавательные, эстетические, религиозные идеи, представления, знания. В эту же группу включают общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека.
Особенно значимой представляется типология ценностей, предложенная Б.С. Ерасовым. Согласно его мнению, существуют следующие типы ценностей: 1) витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние; 2) социальные -семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм; 3) политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир; 4) моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям; 5) религиозные - Бог, Священное Писание, вера; 6) эстетические - красота, стиль, гармония.
Моральные ценности, освоение которых предполагает выработку мотивации на доброжелательное отношение и уважение к людям, взаимопомощь, добрые поступки также занима-
ют важное место в социальной рекламе как одной из форм коммуникации современного общества (например, кампания «Я люблю тебя», благотворительные акции). Поскольку нравственные ценности в истории культуры были достаточно тесно связаны с ценностями религиозными, а поддержание морали осуществлялось с помощью религиозных средств, то определенные религиозные ценности находят отражение и в социальной рекламе. И все же дело здесь обстоит несколько сложнее. В наше время в России религиозные ценности пропагандируются достаточно широко, однако преимущественно в опосредованных формах (телевизионные беседы священнослужителей, информация в СМИ о благотворительных делах Церкви, присутствие высших руководителей государства на богослужениях в дни великих христианских праздников). Вместе с тем проводятся и акции, имеющие вполне социальнорекламный характер. Если же поставить вопрос шире, то, видимо, можно говорить об отражении в социальной рекламе мировоззренческих ценностей. Наконец, эстетические ценности представлены в социальной рекламе уже в силу того, что в ней используются художественные средства, более того их роль постоянно усиливается.
По данным социологических исследований наиболее значимые (базовые) ценности современного информационно-коммуникативного пространства для россиян являются:
1) жизнь человека как высшая ценность, самоценность;
2) свобода в современном, либеральном значении этого термина, как реализация социальнопозитивных потребностей и способностей индивида;
3) нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами;
4) общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь;
5) семья, личное счастье, продолжение рода;
6) работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка;
7) благополучие - доходы, комфорт своей жизни, здоровье;
8) инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться;
ФИЛОСОФИЯ
9) традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств;
10) независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям;
11) самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе;
12) авторитетность - способность оказывать влияние на других людей, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы;
13) законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими людьми;
14) вольность как архаичная «свобода от ...» ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности.
Библиографический список
1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996;
2. Ильин В.В. Аксиология. М., 2005
S.V. DOLINA
THE TRANSFORMATION OF MORAL VALUES IN MODERN INFORMATIVE COMMUNICATION SPACE
The article substantiates that the transmission of values plays an important role in communication, which reflects the basic social and moral values inherent in a particular country. The value system is an important factor backbone of society, occupying a dominant position in the sphere of morality and law, art, religion, political and all social life. With the change in information and communication space in the spiritual and moral values there are significant changes.
Key words: value, values, ideals, moral ideals, moral and spiritual values, but an information-communicative space.