Научная статья на тему 'Трансформация моделей подготовки специалистов по организации свободного времени в разные периоды истории Отечества'

Трансформация моделей подготовки специалистов по организации свободного времени в разные периоды истории Отечества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культура / советское общество / культпросветработа / культурно-досуговая деятельность / образование. / Culture / Soviet society / cultural enlightenment / cultural and recreational activities / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архангельский Юрий Евгеньевич

Рассмотрена специфика подготовки специалистов в сфере культуры и искусства в истории культурно-просветительной и культурно-досуговой модели организации свободного времени населения страны в разные периоды общественного устройства российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MODELS OF TRAINING SPECIALISTS ON THE ORGANIZATION OF FREE TIME TO DIFFERENT PERIODS OF THE HISTORY OF HOMELAND

The specifics of the training of specialists in the sphere of culture and art in the history of the cultural, educational and cultural-leisure model of organizing the leisure time of the country»s population in different periods of the social structure of Russian society are considered.

Текст научной работы на тему «Трансформация моделей подготовки специалистов по организации свободного времени в разные периоды истории Отечества»

RAR

УДК 304.4. ББК 77

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ

ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Архангельский Юрий Евгеньевич

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой операторского мастерства Краснодарского государственного института культуры, ул. 40 лет Победы, 33, г. Краснодар, Россия, 350072,

[email protected]

Аннотация

Рассмотрена специфика подготовки специалистов в сфере культуры и искусства в истории культурно-просветительной и культурно-досуговой модели организации свободного времени населения страны в разные периоды общественного устройства российского общества.

Ключевые слова

Культура, советское общество, культпросветработа, культурно-досуговая деятельность, образование.

10

Одной из проблем культурологического образования в современной России является осмысление положительного опыта советского времени.

Подходы к изучению исторического наследия могут быть различные. Выделим один из актуальнейших в данное время аспектов — формирование культурной идентичности. Как теоретические, так и практические шаги, связанные с интенсивным формированием идентичности современного человека, в отечественной науке остаются на сегодняшний день не до конца от-рефлексированными. Без сомнений, культурная идентичность общества и субъектов социальных связей является важнейшим фактором устойчивости и саморегуляции социальной системы. Поэтому одной из первостепенных задач социально-культурной деятельности, деятельно-

сти направленной на сохранение и повышение эффективности социальных связей средствами культуры, видится не только досуговое сопровождение социальной жизни, но, прежде всего, формирование культурной идентичности современного человека.

Деятельность не только культурных институтов (библиотек, клубов, театров, художественных коллективов и пр.), но и учебных как заведений, формирующих общественно значимые качества личности, понимается как процесс социализации через развитие определенных качеств личности, способной выступать в качестве субъекта социальных связей и активного элемента социокультурной реальности.

Социологические и статистические исследования, посвященные ориентации абитуриентов на ту или иную специальность, показыва-

ют, что популярность профессии не всегда совпадает с реальными потребностями отраслей экономики, социальной жизни или культуры общества. Профессиональный выбор, в том числе и абитуриентов культурно-просветительных учебных заведений, чаще связан с пониманием престижа тех или иных специальностей. Это относится как к поступающим, так и их родителям. Общество, находясь на разных стадиях своего развития, генерирует образы престижных профессий. Культура транслирует стереотипы и с их помощью формирует своего рода моду на ту или иную профессию, предопределяющая массовый спрос на соответствующие образовательные услуги. Важнейшим фактором, обуславливающим моду на профессию, всегда остается уровень социальной обеспеченности, включая материальный достаток, ассоциирующийся в общественном сознании с представителями определенных профессий. Не малую роль в становлении общественного мнения играет и государственная политика. Кратко рассмотрим с историко-культурных позиций отдельные аспекты отечественной государственной политики в сфере подготовки специалистов отрасли культуры.

С первых лет советской власти (1918-1920 гг.) в условиях жесточайшего дефицита квалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства РСФСР был поставлен вопрос о необходимости подготовки специалистов разных специальностей. В их числе были политпросветработники. Были сформулированы требования к подобного типа специалистам, речь шла о полифункциональной роли подобных специалистов, о необходимости разработки четких профессиональных требований, объему и содержанию обучения этой профессии, квалификационных характеристик специальностей1. Таким образом, впервые в России был актуализирован вопрос о создании системы подготовки кадров для внешкольного образования и культурно-просветительных учреждений. В 1918 г. в Петроградский институт было зачислено 100 слушателей курсов политпросветработы. Внешкольный отдел Наркомпроса ежегодно организовывал в Москве центральные курсы подготов-

1 Клемантович М. Б. Проблема подготовки кадров политпросветработников на страницах советской печати в 1918-1925 гг. // Труды Ленинградского гос. ин-та культуры. 1969. Т. 20. С. 66-89.

ки инструкторов для библиотек, клубов, школ для взрослых и музеев. Только в 1919 г. было открыто 55 центральных курсов, которые подготовили 6268 человек. Их слушатели принимали участие в проведении агитационных кампаний, коммунистических субботников, в различных формах культурно-просветительной работы. Помимо центральных курсов, на местах открывались курсы губернского, уездного, волостного значения2. Особо актуальной была подготовка кадров культуры для села3.

Такое внимание к отрасли культурного и политического просвещения в молодой Советской Республике, очевидно, было обусловлено успешным опытом агитации в условиях революционной борьбы. С провозглашением советской власти в октябре 1917 г. положительный агитационный опыт масштабируется до уровня государственной политики в сфере народного просвещения и культуры. Новые масштабы агитационной работы, естественно, потребовали и развития системы подготовки кадров. Уже к 1920 гг. направление борьбы с неграмотностью населения переосмысливается в концепцию культурной революции4, целью которой провозглашается воспитание человека нового типа5. И в довоенный период деятельность по формированию новой культурной идентичности советского народа дала свои результаты, что в значительной мере повлияло на ход и итоги Великой Отечественной войны. В послевоенное время вместе с текущими проблемами восстановления народного хозяйства руководству страны приходилось решать и важные идеологические задачи, связанные с противостоянием социалистической и капиталистической политических идеологий. Результатом такой практики была активизация

2 Культурно-просветительная работа в СССР/под ред. Т. А. Ремизовой. — М.: Просвещение, 1974. — С. 70.

3 Найденко М. К. Развитие творческих способностей студентов вузов культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Л., 1989. С. 5.

4 Синявина Н. В. Особенности взглядов советской элиты 1920-1930-х годов на культурную политику России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 136-142.

5 Молостова Е. С. Модели «Нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Вып. 28. С. 168-175.

11

12

деятельности как образовательных, так и общественных организаций.

В 1966 г. Постановлением Совета Министров СССР был создан Краснодарский государственный институт культуры. В первый год его работы на два факультета — культурно-просветительный и библиотечный — было принято 300 человек, 180 на дневное отделение и 120 на заочное (без отрыва от производства). Институт активно развивался, вел большую научно-педагогическую деятельность, открывались новые факультеты, специальности и специализации, из года в год увеличивался набор студентов, открылась аспирантура, докторантура, в которых готовятся специалисты высшей квалификации, как для самого института, так и для учебных заведений Юга России и союзных республик. В 1993 г. институт был преобразован в Краснодарскую государственную академию культуры, а в 1998 г. — в Краснодарский государственный университет культуры и искусств.

Одним из основных показателей престижности любого высшего учебного заведения является количество «поданных заявлений на одно место» на каждую специальность и каждую специализацию. Этот показатель в институте в течение многих лет является достаточно устойчивым и сравнительно высоким. Были периоды (к примеру, 1990 гг.) некоторого спада конкурсных показателей, связанных не столько с привлекательностью университета, сколько с экономическим положением в стране, с уровнем материального достатка многих кубанских семей, с социальной и экономической престижностью тех или иных профессий в новых формирующихся условиях.

Говоря времени перестройки, нельзя обойти стороной коренную трансформацию общественно-политической жизни российского общества. Рушится не только монополия КПСС на идеологию, но и фундаментальная структура идеалов, категориальная основа ценностных отношений, вне которых невозможна социально-культурная деятельность. На смену советским мифам, приходит либеральный миф о естественной общественной регуляции, основанной на индивидуальном стремлении к доходам, в рамках которого не остается места ни историко-культурному наследию, ни народному творчеству. Художественное творчество же, как стремление к воплощению в жизнь эстетических идеалов народа, при-

обретает эфемерную конструкцию сублимации личности и социализации с помощью творчества. В таких условиях видится закономерным падение интереса не только к культурологическому образованию, но и к теоретической рефлексии по поводу культуры. В наиболее радикально настроенных умах созревает концепт отрицания возможности положительного опыта советской эпохи и замены его на «прогрессивные» зарубежные стандарты. Но культура развивается не по мнимым стандартам, а по собственным закономерностям, одной из которой является диалектический синтез традиции и новаций. Как отмечают современные кубанские культурологи «сам концепт «общецивилизационного» развития является бинарным и определяется отношением к иной культурной тенденции, т. е. глобальный концепт «общецивилизационно-го» развития определим только в соотношении с тенденциями регионализации культур»6. Достоинства новации вообще невозможно выявить и оценить вне их соотнесения с укоренившимися традициями. Богатый опыт социально-культурной деятельности, а также потенциал образовательной системы отрасли культуры позволили преодолеть сложный период.

В современных условиях в деятельности социально-культурной деятельности, связанной с организацией и руководством самодеятельным творчеством, можно условно выделить два направления:

• деятельность руководителя конкретного самодеятельного коллектива;

• деятельность организатора художественно-досуговой работы.

К особенностям подготовки таких кадров можно отнести формирование у них функций общих, как для руководителя самодеятельным коллективом, так и для организатора массовой культурно-досуговой работы. К ним относятся функции нравственного воспитания средствами искусства, художественно-эстетического воспитания с помощью различных форм и методов творческой клубной работы, формирование социально-активной личности.

Современное состояние теории и практики культурно-досуговой работы, педагогики и пси-

6 Горлова И. И., Бакуменко Г. В., Коваленко Т. В. История как культурный текст: к вопросу о методе интерпретации символов успеха в культуре // Право и практика. 2017. № 1. С. 186.

хологии позволяют переосмыслить главную задачу формирования личности, иначе расставляет ценностные приоритеты, шире оснащает воспитательную работу методологическим инструментарием, содействуя, тем самым, формированию социально значимого процесса культурной идентичности россиян.

Список литературы

1. Клемантович М. Б. Проблема подготовки кадров политпросветработников на страницах советской печати в 1918-1925 гг. // Труды Ленинградского гос. ин-та культуры. 1969. Т. 20. С. 66-89.

2. Культурно-просветительная работа в СССР/под ред. Т. А. Ремизовой. М.: Просвещение, 1974. 272 с.

3. Найденко М. К. Развитие творческих способностей студентов вузов культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1989. 16 с.

4. Синявина Н. В. Особенности взглядов советской элиты 1920- 1930-х годов на культурную политику России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 136-142.

5. Горлова И. И. и др.История как культурный текст: к вопросу о методе интерпретации символов успеха в культуре//Право и политика. 2017. № 1. С.186.

TRANSFORMATION OF MODELS OF TRAINING SPECIALISTS ON THE ORGANIZATION OF FREE TIME TO DIFFERENT PERIODS OF THE HISTORY

OF HOMELAND

Arkhangelskiy Yury Evgenevich

DSc, prof.,head. Chair of Operational Excellence Krasnodar State Institute of Culture, st. 40 years of Victory, 33, Krasnodar, Russia, 350072,

[email protected]

Аbstract

The specifics of the training of specialists in the sphere of culture and art in the history of the cultural, educational and cultural-leisure model of organizing the leisure time of the country»s population in different periods of the social structure of Russian society are considered. Keywords

Culture, Soviet society, cultural enlightenment, cultural and recreational activities, education.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.