Научная статья на тему 'Трансформация мировоззренческой мысли в трудах Мухаммада Абеда Аль-Джабари: аспекты выявления онтологии сознания востока XX века'

Трансформация мировоззренческой мысли в трудах Мухаммада Абеда Аль-Джабари: аспекты выявления онтологии сознания востока XX века Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ментальность / онтология / сознание / арабская мысль / европейские идеи / рациональность / mentality / ontology / consciousness / Arabic thought / European ideas / rationality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хуссейн Карим Хоссам Абдельрауф

В статье рассмотрены те изменения, которые происходят в мировоззрении арабского общества в XX веке. Изучая вопросы онтологии сознания, можно прийти к выводу о том, что ментальность присуща каждому отдельному народу, поскольку представления о мире у человека не возникают сами по себе, без влияния общей идеологии, существующей в том обществе, в котором он вырос. То есть, особенности рассуждений и мыслей – это не объективная неизменная категория, она подвержена трансформации в зависимости от событий, явлений и процессов, происходящих в социуме. Следовательно, вполне уместно говорить об отличительных чертах отдельного общества, в частности, арабского народа. Долгое время, оставаясь практически неизменным, сознание жителей Востока начинает меняться в результате проникновения в него европейских норм и ценностей в XX веке. Данному вопросу, касающемуся трансформации мировоззренческой мысли, посвящены работы известного марокканского и арабского философа Мухаммеда Абеда Аль-Джабри. В статье проанализированы публикации ученого, что позволяет определить основные характеристика сознания жителей Востока XX века. Необходимость рассмотрения данного вопроса помогает понять особенности мыслей и поведения арабского человека, спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития взаимоотношений в системе «Восток-Запад », и наметить наиболее эффективные и действенные способы контактов между представителями разных цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF WORLD VIEW THOUGHT IN THE WORKS OF MUHAMMAD ABED AL-JABRI: ASPECTS OF IDENTIFYING THE ONTOLOGY OF CONSCIOUSNESS OF THE EASTERN XX CENTURY

The article examines the changes that are taking place in the worldview of Arab society in the 20th century. Studying the issues of the ontology of consciousness, one can come to the conclusion that mentality is inherent in each individual nation, since a person’s ideas about the world do not arise by themselves, without the influence of a common ideology existing in the society in which he grew up. That is, the peculiarities of reasoning and thoughts are not an objective unchangeable category, it is subject to transformation depending on events, phenomena and processes taking place in society. Therefore, it is quite appropriate to talk about the distinctive features of a particular society, in particular, the Arab people. For a long time, remaining practically unchanged, the consciousness of the inhabitants of the East begins to change as a result of the penetration of European norms and values into it in the XX century. The works of the famous Moroccan and Arab philosopher Mohammed Abed Al-Jabri are devoted to this issue concerning the transformation of worldview thought. The article analyzes the publications of the scientist, which allows us to determine the main characteristics of the consciousness of the inhabitants of the East of the XX century. The need to consider this issue helps to understand the peculiarities of the thoughts and behavior of an Arab person, to predict possible options for further development of relations in the East-West system, and to outline the most effective and efficient ways of contacts between representatives of different civilizations.

Текст научной работы на тему «Трансформация мировоззренческой мысли в трудах Мухаммада Абеда Аль-Джабари: аспекты выявления онтологии сознания востока XX века»

Социология № 8 2024

Трансформация мировоззренческой мысли в трудах Мухаммада Абеда Аль-Джабари: аспекты выявления онтологии сознания востока XX века

Хуссейн Карим Хоссам Абдельрауф,

аспирант, Томский государственный университет E-mail: karimmax625@gmail.com

В статье рассмотрены те изменения, которые происходят в мировоззрении арабского общества в XX веке. Изучая вопросы онтологии сознания, можно прийти к выводу о том, что мен-тальность присуща каждому отдельному народу, поскольку представления о мире у человека не возникают сами по себе, без влияния общей идеологии, существующей в том обществе, в котором он вырос. То есть, особенности рассуждений и мыслей - это не объективная неизменная категория, она подвержена трансформации в зависимости от событий, явлений и процессов, происходящих в социуме. Следовательно, вполне уместно говорить об отличительных чертах отдельного общества, в частности, арабского народа. Долгое время, оставаясь практически неизменным, сознание жителей Востока начинает меняться в результате проникновения в него европейских норм и ценностей в XX веке. Данному вопросу, касающемуся трансформации мировоззренческой мысли, посвящены работы известного марокканского и арабского философа Мухаммеда Абеда Аль-Джабри. В статье проанализированы публикации ученого, что позволяет определить основные характеристика сознания жителей Востока XX века. Необходимость рассмотрения данного вопроса помогает понять особенности мыслей и поведения арабского человека, спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития взаимоотношений в системе «Восток-Запад», и наметить наиболее эффективные и действенные способы контактов между представителями разных цивилизаций.

Ключевые слова: ментальность, онтология, сознание, арабская мысль, европейские идеи, рациональность.

ЕпСД

Процесс глобализации, вызванный развитием информационных технологий и характеризующийся усилением взаимодействия между разными цивилизациями, способствует обоюдному проникновению и влиянию друг на друга культур Запада и Востока [2, с. 126-134]. Именно поэтому вопрос изменений состояния арабской мысли, происходящих на протяжении прошлого века и наблюдаемого сегодня, особенно актуален в настоящее время. Изучение и анализ трансформации мировоззрения народов Востока необходим обществу XXI века с целью увеличения возможностей для беспрепятственных контактов и плодотворных взаимоотношений между представителями различных цивилизаций. Данное обстоятельство обусловило выбор темы статьи.

Резкие и быстрые перемены, происходящие в мире, их прямая взаимосвязь с онтологией сознания личности и общества в целом, заставляют сегодня любого мыслящего человека задуматься о последствиях и перспективах дальнейшего развития человечества. Данный вопрос представляет собой серьезную проблему, требующую решения, для этого необходим анализ и изучение особенностей отдельной цивилизации, в том числе и сознания народов Востока.

Для понимания характера изменений арабской мысли, происходящих в результате усиления взаимного влияния Запада и Востока, что является целью нашего исследования, необходимо разобраться в самом понятии разум, под которым понимается высшая степень мыслительного процесса, то есть, способность человека думать и рассуждать творчески, рационально, абстрактно [3]. Онтология сознания отдельно взятого народа и человечества в целом не может оставаться неизменной при трансформации общественных норм и ценностей, следовательно, процессы и события, происходящие в мире прямым образом взаимосвязаны с особенностями мыслей и рассуждений человека и социума, в котором он существует.

В результате развития нейронауки, ученые приходят к выводу о том, что познание окружающего мира реализуется благодаря физиологическим механизмам, происходящим в нервной системе индивида. Но при данном подходе возникает противоречие, представляющее собой проблему, требующую разрешения. Связана она с наличием субъективного и индивидуального в процессе восприятия и интерпретации окружающей действительности, где каждый человек по-своему, с при-

сущей именно ему особенностью, познает явления и события реального мира. Таким образом, целесообразен вопрос: если разум представляет собой физический процесс, который происходит механически по одной и той же схеме и связан именно с физиологией, то почему конечный его результат уникален у каждой отдельной личности?

При попытках разобраться в данной проблеме, невозможно не обратиться к факторам, оказывающим непосредственное влияние на результат мыслительного процесса человека. Одним из основополагающих является социальное окружение, особенности национального мировоззрения, общественные нормы и ценности, в которых живет и формируется личность. Данную группу следует отнести к разряду внешних факторов.

Рассматривая многие практические примеры индивидуального восприятия и познания окружающего мира отдельным человеком, можно выявить общие черты, присущие представителям определенной цивилизации, следовательно, не стоит исключать влияние ментальности на результат мыслительных процессов. Еще только появляясь на свет, ребенок перенимает от окружающих взрослых нормы и правила поведения, установленные в том обществе, в котором проживает его семья. Усвоенные ценности не могут не оказать влияния на особенности человеческого сознания и отношения к окружающей действительности. Помимо места проживания, на характер размышлений человека оказывает влияние и эпоха, в которой находится личность. Следовательно, сознание подвержено трансформации, причем как в пространстве, так и во времени [1, с. 5-10].

Не является исключением и арабская цивилизация, изучая и рассматривая которую не возможно не увидеть общие черты в особенностях представлений и понимания окружающей действительности. На протяжении длительного времени, тянувшегося веками и тысячелетиями, для восточной культуры была свойственна ориентация на прошлое, на существующие обычаи и традиции, передаваемые от одного поколения другому. В отличие от стран Запада, где преобладает линейное, прогрессирующее представление о течении времени, для арабской цивилизации всегда было характерно циклическое понимание движения и развития любого процесса. Данное обстоятельство не могло не отразиться на сознании восточного человека, для которого свойственна иррациональность мышления, находящаяся за пределами разума, противоречащая логике. Для арабского менталитета свойственен поиск решений возникающих проблем в прошлом. Кроме этого, обращаясь к истории, можно наблюдать сосредоточенность и замкнутость восточных обществ на своей культуре. Данные установки, сформировавшиеся в сознании Востока, очень сложно вытеснить или предать забвению, поэтому они, не смотря на все из-

менения современного мира, продолжают сохраняться в мировоззрении арабских народов.

Описанные выше характеристики позволяют раскрыть определенную модель сознания, свойственную восточным обществам. В результате перед нами предстает личность, строго соблюдающая традиции и обычаи прошлого, глубоко уважающая предков и знающая историю и корни своего народа. Несомненно, описанный выше характер сознания необходим любому человеку, он способен положительным образом отразиться на развитии личности, но для возможности практической жизни и деятельности в условиях современного мира, важна такая черта, как стремление к прогрессу, движению вперед, а не беспрерывный взгляд в прошлое. Эти особенности не свойственны арабскому менталитету, но сегодня общество остро нуждается в данных качествах, что заставляет обратиться к вопросу возможной трансформации в наиболее выгодных для человечества условиях.

Подробно вопросом изменения сознания восточных народов занимался один из самых выдающихся деятелей философии и науки XX столетия, оставивших заметный след во многих областях современной арабской культуры, Мухаммед Абед Аль-Джабри. Ученый создал свою концепцию, ориентируясь на различные аспекты истории Востока, его система основана на философии, теологии, политике, этике и других сферах [7].

Обращаясь к вопросам онтологии сознания можно сделать вывод о том, любой объект, попавший в поле изучения человека, при рассмотрении его с одной позиции, позволяет сформировать представление только определенного его свойства. В том случае, если взглянуть на анализируемый предмет с разных углов, то перед исследователем откроется более полная картина. Интеграция наук в процессе изучения того или иного вопроса позволяет взглянуть на проблему с различных позиций, сформировав, таким образом, более широкое представление об объекте.

Именно поэтому при анализе арабского менталитета Мухаммед Абед Аль-Джабри прибегает к рассмотрению истории Востока, ее культуры, политики, экономики в разные эпохи. Хорошо ориентируясь в прошлом, философ находит причинно-следственные связи с нынешним состоянием восточной идеологии, сформировавшейся в обществе XX века. Применяемая практика не была свойственна арабскому миру ранее, но данный подход дал больше возможностей для рационального понимания окружающей действительности, позволяя выдвигать различные гипотезы, выявляя наиболее объективные и жизнеспособные из них, приближаясь, таким образом, к истине [8].

Для понимания особенностей мировоззрения представителей восточной цивилизации необходимо обращение к истории. Человеческое сознание не терпит непонимания, что приводит предста-

вителей Homo sapiens к стремлению объяснить себе явления, процессы и события окружающей его действительности любыми возможными методами. Данное обстоятельство способствовало формированию мифологической картины мира. Древние народы Востока, в частности жители Египта, Месопотамии и других первых государств не могли рационально обосновать, основываясь на научной доказательной базе, происходящие вокруг них явления и процессы.

Постепенно политеистические идеологии сменяются монотеистической картиной мира, основанной на глубоко укоренившихся традициях и обычаях исламской религии. Опирающееся на уважение и почитание накопленного предыдущими поколениями опыта, арабское мировоззрение на протяжении многих веков оставалось практически неизменным, сосредоточенным на своем внутреннем состоянии, обособленным от других культур и цивилизаций. Стремление познать и научно обосновать окружающую действительность, было свойственно арабскому обществу на протяжении всей истории, но происходило оно в основном через призму религиозной картины мира [5].

Таким образом, на Востоке в наибольшей степени мы сталкиваемся с традиционализмом - мировоззрением, которое имеет в своей основе выраженную в традиции практическую мудрость, ее часто считают следствием многовекового доказанного опыта или практического разума. То есть, познание мира арабского человека происходило не при помощи теоретических доказательных идей, а благодаря следованию уже накопленной житейской мудрости.

События прошлого века, те политические, экономические, социальные и иные изменения, новые открытия и изобретения в сфере науки и техники, не могли не отразиться на особенностях мышления арабских народов. Влияние Запада постепенно увеличивается, идеи Возрождения, прогрессивного развития общества, рационального подхода к процессу изучения того или иного объекта, начинают проникать в сознание людей Востока, но они не в состоянии полностью вытеснить укоренившиеся веками нормы и ценности.

Мухаммед Абед Аль-Джабри выдвигает идею о том, что преобразования, требующиеся в арабском и исламском мире, существенным образом связаны с изменением общественного мировоззрения, поэтому основное внимание он обращает на характер и структуру сознания восточного человека. Мир в XX веке изменился настолько, что он уже не может быть прежним, отсюда следует вывод о невозможности жить, опираясь только на традиции и обычаю прошлых столетий. Идеи, пришедшие с Запада, заставили пересмотреть взгляды в отношении схемы «Я-другие», при этом Мухаммед Абед Аль-Джабри говорит не о полном отказе от накопленного предыдущими поколениями опыта, но указывает на важность объективного

понимания передовых европейских идей. Знакомство и изучение рациональных концепций, не зависимо от сферы, к которой они относятся, не станут губительными для арабского мира, а наоборот, позволят по-новому взглянуть на многие процессы, события и явления окружающей действительности. При этом философ говорит не о полном перенимании всех технологий, пришедших от других цивилизаций, а о поиске наиболее эффективного способа взаимодействия арабских традиций и передового европейского опыта, способного самым плодотворным образом повлиять на различные области жизни [11, с. 233-249].

Основываясь на особенностях арабского менталитета, формировавшегося и укрепляющегося в обществе на протяжении многих веков, ученый говорит о необходимости постепенных нововведений и преобразований, которые способны предотвратить шок. Следовательно, необходим плавный и медленный поворот, способствующий укреплению, а не разрушению арабской цивилизации. Обществу Востока важно предоставить время для того, чтобы осознать и принять происходящие изменения. В этом отношении арабскому миру приходится намного сложнее в условиях ускорения ритма происходящих событий, явлений и процессов, наблюдаемых в современную эпоху [10, с. 133-147].

В процессе рассмотрения вопроса рациональности в арабском сознании современного общества, ученый использует критический метод. Он анализирует существующие на момент написания своих работ философские школы и концепции, выявляя возможности для их применения в арабском мире, учитывая условия и особенности восточной цивилизации. Кульминацией трудов Мухаммеда Абеда Аль-Джабри стала знаменитая книга «Арабский разум», в которой он рассмотрел «Структуру арабского разума» и дополнил своей главной публикацией «Критика арабского разума» [12, с. 19-26].

Выводы, к которым приходит ученый в процессе работы над своими трудами, необходимы не только для развития арабского общества, но и человечества в целом. Усиление созидательных контактов между Западом и Востоком имеют большое значение в разных областях.

1. Экономике, установление более тесного взаимопонимания представителей арабской и европейской цивилизаций способно привести к увеличению торговых оборотов.

2. Политическая ситуация в мире, являющаяся на сегодняшний день серьезной проблемой, так же заставляет вернуться к вопросам поиска способов укрепления взаимопонимания между цивилизациями Запада и Востока.

3. Многие социальные конфликты могут быть разрешены при условии налаживания контактов арабского и европейского общества.

4. Культурное и духовно-нравственное обогащение человечества в результате обмена опытом между разными цивилизациями так же способно привести к развитию мирового сообщества [9, с. 71-78].

Практическое применение описанной ученым теории имеет достаточно широкий спектр применения в различных сферах жизни современного общества. Труды Мухаммеда Абеда Аль-Джабри могут быть полезными и использоваться в следующих областях.

1. Культурологам они позволяют познакомиться с особенностями арабской культуры, ее отличительными чертами и выявить наиболее эффективные и перспективные пути ее дальнейшего развития.

2. Историкам данные знания помогают получить информацию о явлениях, процессах и событиях, происходящих в арабском мире в прошлом.

3. Социологи получают возможность сформировать представление об особенностях восточных обществ.

4. Психологи, опираясь на полученную информацию, способны использовать ее во время консультаций с представителями арабской культуры, учитывая характер их менталитета.

5. Педагоги в процессе обучения и воспитания так же имеют возможность опираться на имеющиеся знания о мировоззрении и национальных традициях восточных народов.

Прошел сравнительно небольшой промежуток времени с момента жизни и деятельности Мухаммеда Абеда Аль-Джабри, но тенденции, наблюдаемые в современном мире, подтверждают идеи, отображенные в его публикациях. Интеграция всех процессов, происходящих сегодня, позволяет на достаточно большой скорости передавать любую информацию из одной точки планеты на противоположную территорию, что прямым образом отражается на сознании личности. Данное обстоятельство приводит арабский мир к необходимости изменений и преобразований. Для того чтобы эти перемены происходили безболезненно и несли в себе созидательный, а не разрушительный характер, необходим анализ и учет особенностей традиционных обществ Востока, рассмотрение его структуры, что было осуществлено Мухаммедом Абедой Аль-Джабри.

Таким образом, трансформация сознания современного человека неизбежна в условиях сегодняшней реальности, она касается всех людей, не зависимо от национальной принадлежности, места проживания и т.д. Данное обстоятельство имеет вполне логичное объяснение. Взаимодействие государств, находящихся в разных уголках мира, становится значительно проще и происходит быстрее. Это, в свою очередь приводит к усилению взаимного влияния в экономической, социальной, политической, культурной и в других сферах [4].

Серьезной проблемой, с которой сегодня сталкивается человечество, является поиск наиболее действенных и эффективных способов внедрения инноваций с учетом менталитета и сознания того общества, где осуществляются эти изменения. Для выполнения данной задачи необходим подробный анализ и рассмотрение особенностей мировоззрения цивилизации, в нашем случае арабской. Только при условии понимания способа мышления, характера сознания восточных народов, становится возможным наиболее плодотворно повлиять на особенности восприятия изменений [6, с. 91-95].

Литература

1. Астафьев А.К. Онтология сознания и объективный разум // Серия «Мыслители», Тугари-новские чтения, Выпуск 1 / Материалы научной сессии Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - C. 5-10.

2. Валиахметова Г.Н. Запад - исламский мир: политический контекст активизации диалога цивилизаций / Г.Н. Валиахметова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2013. - № 2 (115). -С.126-134.

3. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. -М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 272 с.

4. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. - М.: Изд. дом Марджани, 2012. - 88 с.

5. Исламский фактор в истории и современности / ин-т востоковедения РАН; отв. ред. В.Я. Белокреницкий, И.В. Зайцев, Н.Ю. Уль-ченко. - М.: Вост, лит., 2011. - 605 с.

6. Киселева О.В., Науметова Ю.Э. Формирование общественного мнения и способы манипулирования им в различных целях // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 6. - С. 91-95.

7. Мухаммед Абед Аль-Джабри. Арабо-ислам-ская философия: современная критика (серия монографий CMES о Ближнем Востоке). 1999. - 152 с.

8. Портрет философа Мохаммеда Абеда аль-Джабри. Критика арабского разума. [Электронный ресурс]. - URL: https://qantara.de/en/ article/portrait-philosopher-mohammed-abed-al-jabri-critique-arab-reason-0 (дата обращения: 23.08.2024).

9. Черникова И.В., Логиновская Ю.В. Глобально-эволюционный подход к сознанию в когнитивной науке// Вестник Том. гос. ун-та. - 2021. -№ 466. - С. 71-78.

10. Чешев В.В. Есть ли у сознания онтологический статус? //Философия науки и техники. - 2023. -Т. 28. - № 1. - С. 133-147.

11. Lachkar Mohammed al-Ghazali's image in al-Jabri's works // Вестник РУДН. Серия: Филосо-

фия. - 2021. - № 2. - С. 233-249. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ al-ghazalis-image-in-al-jabris-works (дата обращения: 23.08.2024). 12. Yesdaulet, Y., Zhamashev, A., & Rysbekova, S. (2020). Мухаммад Абид ал-Жабири и его труд «Критика арабского разума». Вестник КазНУ, Серия Религиоведение. - № 22(2). - С. 1926. [Электронный ресурс]. - URL: https://doi. org/10.26577/ejrs.2020.v22.i2.r3 (дата обращения: 23.08.2024).

TRANSFORMATION OF WORLD VIEW THOUGHT IN THE WORKS OF MUHAMMAD ABED AL-JABRI: ASPECTS OF IDENTIFYING THE ONTOLOGY OF CONSCIOUSNESS OF THE EASTERN XX CENTURY

Hussein K.HA

Tomsk State University

The article examines the changes that are taking place in the world-view of Arab society in the 20th century. Studying the issues of the ontology of consciousness, one can come to the conclusion that mentality is inherent in each individual nation, since a person's ideas about the world do not arise by themselves, without the influence of a common ideology existing in the society in which he grew up. That is, the peculiarities of reasoning and thoughts are not an objective unchangeable category, it is subject to transformation depending on events, phenomena and processes taking place in society. Therefore, it is quite appropriate to talk about the distinctive features of a particular society, in particular, the Arab people. For a long time, remaining practically unchanged, the consciousness of the inhabitants of the East begins to change as a result of the penetration of European norms and values into it in the XX century. The works of the famous Moroccan and Arab philosopher Mohammed Abed Al-Jabri are devoted to this issue concerning the transformation of worldview thought. The article analyzes the publications of the scientist, which allows us to determine the main characteristics of the consciousness of the inhabitants of the East of the XX century. The need to consider this issue helps to understand the peculiarities of the thoughts and behavior of an Arab person, to predict possible options for further development of relations in the East-West system, and to outline the most effective and efficient ways of contacts between representatives of different civilizations.

Keywords: mentality, ontology, consciousness, Arabic thought, European ideas, rationality.

References

1. Astafiev A.K. Ontology of consciousness and objective reason // Series "Thinkers", Tugarinov readings, Issue 1 / Proceedings of the scientific session St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2000. - P. 5-10.

2. Valiakhmetova G.N. The West - the Islamic world: the political context of the intensification of the dialogue of civilizations / G.N. Valiakhmetova // Bulletin of the Ural Federal University. Series 3, Social Sciences. - 2013. - No. 2 (115). - P. 126-134.

3. Vasiliev V.V. The difficult problem of consciousness. - M.: Progress-Tradition, 2009. - 272 p.

4. Globalization and the Muslim world: an assessment of modern Islamic legal thought. - M.: Publ. Marjani House, 2012. - 88 p.

5. The Islamic Factor in History and Modernity / Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences; ed. V. Ya. Be-lokrenitsky, I.V. Zaitsev, N. Yu. Ulchenko. - Moscow: Vost, lit., 2011. - 605 p.

6. Kiseleva O. V., Naumetova Yu.E. Formation of Public Opinion and Methods of Manipulating It for Various Purposes // International Journal of Experimental Education. - 2017. - No. 6. -P. 91-95.

7. Muhammad Abed al-Jabri. Arab-Islamic Philosophy: Contemporary Criticism (CMES Monograph Series on the Middle East). 1999. - 152 p.

8. Portrait of the Philosopher Mohammed Abed al-Jabri. Critique of Arab Reason. [Electronic resource]. - URL: https://qantara. de/en/article/portrait-philosopher-mohammed-abed-al-jabri-critique-arab-reason-0 (date of access: 23.08.2024).

9. Chernikova I.V., Loginovskaya Yu.V. Global-evolutionary approach to consciousness in cognitive science // Bulletin of Tom. state University. - 2021. - No. 466. - P. 71-78.

10. Cheshev V.V. Does consciousness have an ontological status? // Philosophy of Science and Technology. - 2023. -Vol. 28. - No. 1. - P. 133-147.

11. Lachkar Mohammed al-Ghazali's image in al-Jabri's works // Bulletin of RUDN University. Series: Philosophy. - 2021. -No. 2. - P. 233-249. [Electronic resource]. - URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/al-ghazalis-image-in-al-jabris-works (accessed: 23.08.2024).

12. Yesdaulet, Y., Zhamashev, A., & Rysbekova, S. (2020). Muhammad Abid al-Jabiri and his work "Critique of the Arab Mind". Bulletin of KazNU, Religious Studies Series. - No. 22(2). - P. 1926. [Electronic resource]. - URL: https://doi.org/10.26577/ ejrs.2020.v22.i2.r3 (accessed: 23.08.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.