Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦЕПЦИИ ПУТЕШЕСТВИЯ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦЕПЦИИ ПУТЕШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / исламская культура / номадное / номадизм / кочевничество / Islam / Islamic culture / nomadic / nomadism / nomadism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусенова Джамиля Адамкадиевна

Статья посвящена проблеме концептуальных оснований исламского вероучения, которая, с точки зрения автора статьи, исходит из элементов кочевнической культуры, характерной для степных, пустынных и полупустынных народов арабо-исламского мира. Автор в статье приводит три аргумента в пользу данной идеи. В частности, обращает на себя внимание присутствие в исламском вероучении религиозно мотивированных практик пространственной динамики верующих, а именно: одобряемой исламом торговли, выстроенной сети гостинных домов, имевших исторически самые разные функции, а также упоминаемой в самых разных контекстах в поэтических и философских произведениях идеи дороги, пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF NOMADISM ON THE FORMATION OF THE CONCEPT OF TRAVEL IN THE ARAB-ISLAMIC CULTURE

The article discusses the problem of the infl uence of nomadic culture on the Arab-Islamic culture and doctrine. The key idea is the author's idea of the existence in Islam of a cross-cutting idea of spatial dynamics, the journey of believers, which is updated in an unexpected way in various forms of activity and socio-cultural practice: in hajj, trade, a functionally integral spatial architectural solution, in Sufi poetry and practice. On this occasion, three arguments are given in support of this idea: poetic, architectural and economic arguments. The poetic argument is based on the imagery of roads expressed in Sufi poetry and literary work and the dominance of the road theme, as well as the Qur'anic call to believers to learn about the surrounding world. An extrapolation of this conceptual idea in the Qur'anic source is a fi gurative representation of belief as a kind of spiritual path that a Muslim must go through in his God-seeking. The second argument, architectural, is revealed through the thesis that spatial dynamics and a single semantic and architectural-compositional idea are embedded in the very dogma of Islam, since Islam, calling on believers to travel for religious, commercial or educational purposes, contributed to the construction of a whole complex of buildings and structures, which on huge expanses of the Arab-Islamic world are functionally interconnected into a single architectural ensemble, directed in its architectural dynamics towards the Kaaba. The third argument, economic, off ers a closer study of the relationship between trade and nomadism in the context of the formation of Arab-Islamic culture. In this argument, the author makes a reference to the Koran, which establishes trade as a charitable act, and that trade as a form of management, in general, also contributes to the spatial dynamics of believers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦЕПЦИИ ПУТЕШЕСТВИЯ»

17. Mamoru HARUNA, Yuko YABUTA, Mai TAMU-RA, Makoto TAKAGI, Kazunobu UEHARA. A Verification Study on Developing Plan of New Type Aged-welfare Facilities Considering Utilization of Unused Land at Suburb Area of Kusatsu-city // Journal of Construction Management JSCE. 2005. Volume 12. P. 359-368.

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 21.09.2023.

The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 11.09.2023; accepted for publication 21.09.2023.

Научная статья УДК 297.1

DOI 10.18522/2072-0181-2023-115-29-36

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦЕПЦИИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Д.А. Гусенова

TO THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF NOMADISM ON THE FORMATION OF THE CONCEPT OF TRAVEL IN THE ARAB-ISLAMIC CULTURE

D.A. Gusenova

Как известно, культура кочевников уже давно признаётся в качестве аутентичной, коренным образом отличающейся от так называемой оседлой культуры, а номадизм - исторической формой освоения обширных пространств через сохранение в определенных экологических условиях племенной системы и выстраивании кочевого типа хозяйствования. В политогенезе номадизм также рассматривается в качестве воплощения «альтернативных государственному "проектов "социально-политической эволюции» [1, с. 10]. Здесь можно привести несколько исторических примеров. Это и полукочевой народ Сахары - туареги, и казачьи поселения до XVII в., и т.д., когда номады могли в буквальном смысле перевезти весь свой хозяйственный уклад в более безопасное место «где бы то ни было» [2, с. 138], поэтому процесс формирования организованной силы в лице госаппарата протекал несколько иначе, чем у оседлых народов.

Гусенова Джамиля Адамкадиевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук факультета психологии и философии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», 367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, д. 16, каб. 406а, e-mail: gusenowa03111978@yandex.ru.

Применительно к арабским племенам, в современном исламоведении существует расхожее мнение о том, что не столько политико-бюрократическая целесообразность, сколько монотеистическая религия - ислам явился тем «аргументом», который позволил Мухаммеду объединить, идеологически «скрепить» разрозненные арабские племена. О несоответствии процесса становления государственности на Аравийском полуострове «стандартной концепции исторического развития» пишет и А.С. Матвеев, отмечая, что «степные» или «кочевые империи» строились не на фундаменте стратификационной дихотомии «богатый-бедный», а по вектору «кочевник, скотовод-земледелец», воспроизводя политическую власть не через легитимацию насилия и политическое господство, а посредством перманентных военных походов, с последующим перераспределением доходов от дани, и набегов на соседние страны, как, например, Золотая Орда [3, с. 450]. О вооружении и военном искусстве кочевников, в частно-

Gusenova Dzhamilya Adamkadievna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Sciences of the Faculty of Psychology and Philosophy, Dagestan State University, 367026, Makhachkala, I. Shamil Ave., 16, room. 406a, e-mail: gusenowa03111978@yandex.ru.

сти, подробно пишут А. Хазанов [4] и А. Жума-дид [5]. Сохранившиеся маркерные культурологические константы номадного (кочевнического) можно обнаружить не только в политогенезе или социально-экономическом укладе, но и, к примеру, в архитектуре, традиционном хозяйственном укладе, национальной литературе и поэзии, в частности, в ономастике и проприальной лексике, которые отражают этническое мировоззрение и образное мышление писателей и т.д. Это касается и религиозного мировоззрения, поскольку в качестве неких «скрепов» константы номадизма оказываются встроены в структуру сознания.

В этой связи отдельный исследовательский интерес представляет влияние культуры кочевничества на исламское вероучение и структуру религиозного сознания мусульман. Эта идея в отдельных исследованиях [см. подробно: 6; 7], что называется «по крупицам» «проскальзывает», но не в качестве сквозной идеи, а подаётся в качестве одного из важных факторов, и в контексте влияния языческих верований на становление исламского вероучения. Об этом, в частности, пишет Д.В. Николаенко, исследовавший этапы социокультурного освоения территорий, в том числе мусульманами. Останавливаясь на особенностях мусульманской социокультурной системы в качестве фактора определяющего эту особенность, он выделяет тот факт, что она зародилась на территориях с самыми древними и разнородными очаговыми цивилизациями и в крайне тяжёлых природно-климатических условиях. При этом мусульманская социокультурная система характеризуется им как обладающая «удивительной адаптивностью», что позволило ей «интегрироваться с варварско-кочевой СКС (социокультурной системой. - ГД), переработать ее и начать распространяться в сторону черной африканской и индусской СКС» [8].

Таким образом, представляется, что в условиях современных масштабных социокультурных трансформаций, вскрывающих огромный прозелитический потенциал ислама, призывающего мусульман к пространственной мобильности, это актуализирует соответствующий ракурс понимания мусульманской религии, её более глубокое осмысление. В нашем исследовании мы остановимся на трех наиболее дискуссионных концептуальных основаниях пространственной динамики в арабо-исламской культуре, заданных присутствием в ней элементов кочевничества (номадизма), - поэтическом, архитектурном и экономическом. В этой связи, опираясь на исторические и социокультурные практики,

догматические источники, а также современные исследования, выделим в указанных элементах наиболее рельефные формы отображения пространственной мобильности, динамики мусульман, как в арабо-мусульманской культуре, так и в исламской религии.

Аргумент первый: поэтический. Исторически формирование арабской литературы проистекало на фоне болезненного «соприкосновения» бедуинской кочевнической культуры с зарождающейся новой монотеистической арабо-исламской культурой, опирающейся на жителей, ведущих оседлый образ жизни немногочисленных аравийских городов. Об этом пишет, в частности, Е. Фролова , отметив, что «период расторжения этих культур занял более века» [6, с. 29] и сопровождался двуединым процессом слома предшествующей «культуры незнания» - джахи-лийи, и становления более мощной, исламской цивилизации на фоне зарождающейся исламской догматики и арабского языкознания: «язык позволил письменно закрепить текст Корана, а Коран узаконил появление письменного арабского языка, первоначально в том объеме, который предоставляло содержание Корана» [6, с. 31].

С повсеместным утверждением ислама отдельные проявления кочевнической культуры нашли отображение в духовной культуре мусульман. Несмотря на то, что исламское вероучение стало развиваться «уже в иной, не номадической культуре, культуре города, но какие-то фундаментальные элементы джахилий-ного сознания продолжали в ней существовать» [6, с. 40]. Среди таких «окаменелых» представлений Е. Фролова указывает на представления о долге перед родом, порицании индивидуализма: «произошел слом в сфере ценностей: пафос героизма воинов-кочевников сохранился как рудимент, литературное достояние; доблесть стала достоянием борцов за ислам, а основные интересы людей ушли в рутинный быт» [6, с. 41]. М.Я. Яхьяев так же акцентирует внимание на ценностном компоненте доисламского язычества, наиболее распространённого среди кочевнических бедуинских племён, как примера адаптации исламом языческой концепции мужества - «мурувва». " Мурувва " - это проявление самообладания из чувства собственного достоинства. Данный нравственный императив, как пишет автор, «...был адаптирован к исламу как требование к каждому мусульманину сохранять стойкость и самообладание в любых испытаниях, посылаемых Творцом <...> из боязни нака-

зания Всевышним и упования на его милость» [7, с. 113].

К этому можно добавить и поэтический фактор. Как известно, Коран, который ранее существовал в устной форме, был сохранён его собирателями в форме стихосложения. В арабской, в том числе и доисламской, культуре роль поэзии и поэтов имела подчёркнуто статусный характер. Поэты, в том числе бродячие, воспринимались соплеменниками в качестве хранителей знаний, которые должны были воспевать своё племя (или род), его славные победы над врагами. Корни этого уходят, во-первых, в более древние времена, «когда поэзия была элементом магии, средством заклинания, направленного на утверждение мощи племени <...> на " ублажение " природы, на ее благосклонность к нуждам племени» [6, с. 31]; во-вторых, творчество бедуинских поэтов отличали «точность и конкретность в воспроизведении ими наблюдаемых событий, вещей, животных, природы» [6, с. 31], что говорит, по мнению Е. Фроловой о «конкретности мышления бедуина, замечающего все подробности видимого предмета или явления» [6, с. 33]. Добавим к этому, что помимо присутствия здесь тонкой связи между сознанием аравийцев и языком, по меткому замечанию ал-Джа-бири, в этом скрывается исключительная значимость для арабов вообще владения риторикой, для которых она являлась не просто украшением речи, но и наряду с разумом «определяет его природу» [9, с. 85].

Динамика пространства, образность дороги, доминирование дорожной тематики, тра-велог - всё это является в целом характерной чертой литературного творчества кочевнических народов, для которых свойственна именно «антропоцентрическая ориентация в освоении пространства» [10, с. 140]. С.В. Шойбонова на основании исследования ономастики пространства в монгольских художественных произведениях показывает картину мира у кочевников-монголов, у которых «мир представляется действующим и вращающимся», и «кочевник в этом мире представлен в образе всадника, находящегося в абсолютной гармонии и единении с природой» [там же]. В литературе монгольских кочевников она также обнаружила топонимы, восходящие к названиям растений, животных, а также реализацию принципа «бинарной оппозиции переднее-заднее и правое-левое, характерный монгольским онимам» [10, с. 141]. Можно здесь утвердиться во мнении, что поверхностное описание зримых предметов и явлений, как спо-

соба познания окружающей действительности, являются общей характерной чертой кочевнической культуры, поскольку нечто подобное мы обнаруживаем и в арабо-исламской поэтике.

Ранее мы уже рассматривали концептос-феру феномена «дорога», «путь» в исламе и пришли к выводам о существовании в догматических источниках и исламской поэтике понятийного, образного и ценностного представлений об этом явлении в его духовном и физическом проявлениях [см.: 11]. Религиозно-философский анализ произведения Д. Руми «Поэмы о скрытом смысле» («Маснавийи ма'нави») показал активное использование автором в сюжетной линии элемента травелога - постоянного нахождения героев в пути, а религиозно-философская константа проявилась в понимании дороги как метафоры жизни, духовного пути, который может быть правильным (истинным) и неправильным (греховным). Здесь же присутствует эсхатологический контекст «дороги», связывающий «посюсторонний мир с потусторонним» [12, с. 88]. По сюжету, именно в дороге разворачиваются наиболее важные события, приводящие главных героев к духовным метаморфозам. Добавим к этому идею Ф. Роузенталя о существовании семантической связи «между кочевническим образом жизни арабских племён и значением такой единицы языка, как термин «знание» [13]. На основе семантических и морфологических исследований он пришёл к заключению, что иногда в употреблении арабского корня '-1-т' (илм ('йт) - с араб «знание») «за пределами арабского языка прослеживается его семантическая связь со значением «знак, метка, путевая веха» - 'а1ат (дорожная примета)» [13, с. 28], как более расширительное значение арабского термина «дорожная примета, веха»» [13, с. 2829]. Иначе говоря, знания у арабов первоначально развивались из обыденного повседневного опыта перемещения в пространстве, из простого запоминания придорожных предметов (камней, деревьев, расположений звёзд в разные периоды времени года), путевых данных в сложных для запоминания природно-климатических условиях бесконечной белой глади пустыни и полупустыни.

Концепт «дороги», «пути» обнаруживает себя и в религиозно-философских поисках арабо-исламских мыслителей. Так, в «Геммах мудрости», аль Араби ассоциирует мудрость со следованием верующего по некоему «прямому пути» - истинной вере, под которой подразумевается ислам, как некой дороге (тарика),

следование по которой и есть вера во Всевышнего, по которой ступать «...можно только ногами» [14, с. 52] для засвидетельствования Его через Творения. Эта идея, о том, что «Бог есть воплощенность дороги» [там же], подкрепляется гносеологическим статусом воображения путешествующего верующего, тесно увязанная в «Мекканских откровениях» с его онтологическим предназначением познания окружающего мира, когда человек приходит к осознанию того «что вселенная есть не что иное как Божественное "воображение ", проецируемое во время и пространство и облечённое в наглядные, чувственно постигаемые образы и формы» [15, с. 29].

В дальнейшем мы обнаруживаем некоторую экстраполяцию этой концептуальной идеи в кораническом источнике, также сводящим верование к некоему духовному пути, который должен пройти мусульманин в своём богоискательстве. Этот духовный путь сопряжён для верующего с совокупностью обязательств в виде пяти столпов в исламе: пятикратный намаз, шахада, закят, пост, хадж, следование которым должно благоприятствовать лучшей жизни в потустороннем мире. Адаптация суфийскими практиками под исламское вероисповедание катафа-тического метода обернулось формированием в лоне исламской культуры целой палитры методологических приёмов и наработок, в которых пространственная динамика и/или путешествие становится «парадигмой для различных этапов духовного перехода» [16, с. 125]. Практика путешествия (сафара) в прямом смысле и метафорическом не просто «упорядочивает процесс мистического пути» [там же], но и вкупе с функционировавшим тогда Великим шёлковым путём способствовала становлению сети строений с адаптированными архитектурными решениями, призванными обеспечить реализацию духовной потребности богоискательства.

Аргумент второй: архитектурный. Рассмотрение архитектурного «аргумента» в пользу присутствия элемента номадизма в арабо-ислам-ской культуре, основывается на рассмотрение монументальных строений (культовых зданиях, суфийских обителей, каравансараев, теке и др.), раскинутых на обширных территориях исламского мира, их восприятии в качестве единой сети, устремлённой «взором» к центру исламского мироздания, к Каабе. Речь идёт не просто об архитектурных решениях - зданиях, сооружениях, технологиях строительства, искусственном ландшафте и артефактах, но и об архитектурной интерпретации самой религии. Многие из таких

образцов архитектурных строений не сохранились до наших дней, и сведения о них дошли по упоминаниям в исторических источниках. Но сохранившаяся часть позволила сформировать некоторое представление об их отличиях между собой с точки зрения функциональности, при сохранении единой идеи запечатления движения человека в пространстве.

Пространственная динамика и единая семантическая и архитектурно-композиционная идея заложены в самой догматике ислама, требующей обращения в сторону Заповедной мечети (Аль-Харам) [См.: 17, 2:144] молящегося, надгробий, могил и киблы, которая по оценке И.А. Ибрагимова, как правило, является наружной стеной, за которой нет других помещений, «как будто они препятствовали бы отправлению молитвы», а «архитектура (при этом. - ГД) устремлена вслед» [18, с. 55] за молящимся. А на «преобладание ширины зала мечети над глубиной пространства» [19, с. 29] повлияла уже устоявшаяся традиция коллективного совершения намаза.

Догматическим предписанием, являющимся примером проникновения кочевнической культуры в новое вероучение, является обязательное совершение хаджа к Заповедной мечети каждым верующим мусульманином хотя бы один раз в жизни: «И завершайте хадж и посещение ради Аллаха» [17, 2:192(196)]. Как известно, Кааба ещё в доисламский период была местом поклонения идолам языческих религий. Конкретно-историческая ситуация складывалась таким образом, что пророк Мухаммад «не стал разрушать само сооружение», а «поклонение перед Каабой, объявленной "домом " Аллаха, возведенным Ибрахимом по велению Господа, было представлено как возрождение подлинной религии <...>» [7, с. 112].

Начало складывания оригинальной архитектуры исламского мира приходится на период правления Омейядов. Основной особенностью практики архитектурного строительства был сетевой характер локации монументальных сооружений. Это касалось как феодальных замков (шахристанов), караван-сараев, рабатов, так и суфийских обителей (теке). Все они, как правило, располагались вдоль более-менее значимых дорог и первоначально выполняли самые раз-

* Это касалось и дворцовых комплексов, которые разрушались из-за практикующегося на Востоке правила, при котором каждый новый правитель стремился построить для себя новый дворец, оставляя на произвол судьбы строения, возведённые его предшественниками.

ные функции, сведя в конечном итоге свою деятельность к преимущественно «гостиничным услугам».

Дворцовые комплексы (шахристан), принадлежавшие эмирам, представляли собой укрепления квадратной формы с жилыми, хозяйственными и культовыми постройками. Как подмечают Али Салем Хуссейн Альшурман и И.И. Орлов, эти комплексы строились для защиты торговых караванных путей, и поэтому при строительстве закладывались функциональные возможности выдерживания длительной осады, в том числе за счёт достижения их социально-хозяйственной автономности. Здесь же, на тор-гово-караванных путях, строились «на определенном расстоянии друг от друга» [19, с. 25] и караван-сараи: постоялые дворы, «фундуки». Они представляли собой гостинично-складские комплексы, где «путники могли найти воду, ночлег и корм для своих вьючных животных» [там же].

Ещё одним примером адаптации архитектурных строений для нужд путников являются приведённые М.Р. Шамсимухаметовой исследования религиозных братств ахи в Золотой Орде. Она отметила, что ханака, рибат, текке (завия), которые выполняли схожие функции, могли служить обителью для суфийского братства, здесь находили приют странствующие дервиши, паломники, путешественники и т. д.» [20, с. 44]. Планировочные решения зданий одновременно позволяли совершать коллективные молитвы и уединяться, длительно проживать постояльцам-ученикам и останавливаться путникам на ночлег, держать оборону и длительную осаду, а также вести собственное хозяйство.

Считается, что первые обители суфиев как подвижников (ханаки) появились в Египте во второй половине XII в. В.В. Бартольд предположил, что ислам в этом вопросе находился под влиянием других религий, в частности манихейства и христианства. Подвижничество в исламе напомнили ему средневековое христианское подвижничество: в обоих случаях их целью был «мистический экстаз и слияние с божеством» [21, с. 120]. В любом случае здесь культурная преемственность налицо. В качестве обоснования Бартольд В.В. упоминает персидского географа X в., который «ханакой» называл манихей-ский монастырь в Самарканде. Также о «ханаке» писал историк суфизма Джами (XV в.) якобы построенном в Палестине «христианским эмиром города Рамлы» [21, с. 117]. Однако не следует забывать, что упоминаемые религии, в свою оче-

редь, также зародились на Ближнем Востоке, где кочевничество было частью повседневной культуры, и в Иране, поддерживавшим с ним тесные социокультурные и экономические связи. Ха-наки строились представителями строго одного толка, создавая образец исламской монастырской жизни. В.В. Бартольд упоминает о появившихся к концу Х в. на огромных пространствах: от Иерусалима до восточных областей Бухарского ханства ханаки керрамийцев, требовавших буквального понимания текста Корана и строгого преследования еретических взглядов.

Близким по функциональному назначению были рабаты (термин, распространённый в Северной Африке). Так назывались специальные укрепления в местах активных боевых действий, подобно «казачьим станицам». Однако в последующем рабаты утратили свой военизированный статус и «обратились частью в странноприимные дома, частью в обители отшельников» [21, с. 119]. Об этом же пишет применительно к Средней Азии и С.Д. Мирзаахмедов [22, с. 45], локализовавший начало процесса «превращения» рабатов (сторожевых постов), тех, что находились на стратегически важных, с точки зрения торговли и военного дела, в караван-сараи к середине IX в., и увязавший этот процесс с окончательной исламизацией региона. Есть мнение, что рабаты, которые строили арабы в приграничных оазисах, изначально сочетали в себе не только военные, но и торговые функции. Об этом также пишет А.Ю. Якубовский, отметивший, что с самого начала их задачей было не только защита от возможных нападений врага, но и торговля с ним «в периоды, когда отношения носили мирный характер» [23, с. 147].

Таким образом, выстроенная сеть различных пристанищ, караван-сараев, теке, являлась результатом деятельности тех, кто обеспечивал относительно комфортное путешествие по Великому шёлковому пути: не только купцов и торговцев, но и верующих, исполнявших кораниче-ский «призыв» устремиться в сторону Каабы.

Аргумент третий: экономический. Экономический базис кочевнических обществ, ввиду выраженности природно-климатических условий (степная зона, пустыня, полупустыня) хозяйствования, в ключевых своих позициях остаётся неизменным, характеризуется автаркией, пространственной мобильностью и повсеместной вооружённостью населения, при достаточно динамично меняющейся «надстройке», способствуя, с точки зрения экономического

детерминизма, историческому парадоксу — появлению кочевых империй.

В экономическом плане кочевники выделялись хозяйственной спецификацией. Для кочевых народов Аравии торговля являлась оптимальным способом удовлетворения нужд и потребностей посредством обмена ввиду ограниченности собственных ресурсов. В Коране этот вид деятельности воспринимается ещё и как богоугодное дело, как одна из косвенных маркеров религиозности, исламской этики. Исламские догматические представления о принципах справедливости и честности наиболее рельефно иллюстрируются в Коране через множественные примеры, имеющие непосредственное отношение к торговле: «И будьте верны в мере вы тогда, Когда вам надлежит отмерить, И вес давайте на весах, которые не лгут» [17, 17:35], или «...наполняйте меру [полностью] и взвешивайте [товар] по справедливости...» [17, 6:152]. На это указывает и функционировавший в аравийском обществе институт хисб, который регламентировал «вопросы честности и справедливости в отношениях между людьми» [24, с. 66], но по сути имевший прямое отношение к торговле, урегулируя через введённые из торговли категории «справедливости» и «честности» в повседневную более широкую социальную практику, разрешая конфликтные ситуации в обществе. О том, что институт хизб имел непосредственное отношение к торговле, указывает тот факт, что его руководитель (мухтасибу), помимо прочего, осуществлял также «контроль и заверение специальными печатями качества товара, наблюдение за тем, чтобы продавцы не обвешивали покупателей и не продавали им некачественный товар» [25, с. 9].

О структуре предмета экономического обмена можно судить из исследований Бартольда, который отмечал, что в торговых отношениях с оседлыми народами Саманидов кочевники «сами пригоняли свои стада к границам соседних поселений, не дожидаясь прибытия караванов в степь» [21, с. 297], поставляли «в большом количестве убойный и вьючный скот, кожа, меха и рабов» [там же], т.е. сырьё, получая взамен «предметы одежды и хлеб» [там же], предполагающие добавочную стоимость. Автор отмечает так же, что племена Аравийского полуострова первоначально находились «в стороне от торговых путей между древними культурными центрами - Египтом, Сирией и Вавилонией; но торговцы издавна посещали полуостров ради добывавшегося в Южной Аравии ладана и других благовоний.

Позже началась морская торговля по Красному морю и Индийскому океану... ещё позже установились морские торговые сношения с Индией по Персидскому заливу от устья Тигра и Ефрата» [21, с. 84-85]. Мекка так же «обязана своим значением исключительно своему выгодному торговому положению на главном караванном пути из Йемена в Сирию, у ключа Земзем, в узкой долине которой караваны не могли миновать» [21, с. 89]. Расцвет торговли в мусульманских регионах мира всячески подкреплялся самой исламской религией, рассматривая этот вид хозяйствования в качестве Богом одобрительного деяния, поскольку принадлежность пророка Мухаммеда к купеческому роду бену-хашим не могла не сыграть своей определяющей роли.

Заключение. Таким образом, анализ исламских догматических и поэтических источников, оригинальной архитектуры исламского мира и современных теоретических исследований позволили выделить основные элементы кочевнической культуры, которые в исторической и социокультурной практике в арабо-исламской культуре и религии актуализировались в целостную систему пространственной динамики верующих мусульман, подкрепив прозелитиче-ский потенциал самой религии. Наиболее рельефно элементы кочевнической культуры обнаружены нами в поэтическом, архитектурном и экономическом компонентах арабо-исламской культуры. Так, торговля, как основной и богоугодный вид хозяйственной деятельности для мусульман, связана с постоянным движением товаров и услуг на обширных территориях. По этой же причине была выстроена система архитектурных сооружений, призванных всячески содействовать путникам в их путешествии. К этому можно добавить и выстроенную систему представлений вокруг идеи «дороги», «пути», присутствующей в поэтических и философских произведениях мусульманских поэтов и философов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Д.М., Коротаев А.В., Крадин Н.Н. Введение: социальная эволюция, альтернативы и номадизм // Кочевая альтернатива социальной эволюции. М.: Изд-во Институт Африки РАН, 2002. Серия "Цивилизационное измерение" Т. 6. 260 с. С. 6-25.

2. Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования. Хрестоматия / под ред. И. А. Жеребкиной, С.В. Жеребкина. 2-е изд., СПб.: Алетейя, 2019. 994 с. С. 136-164.

3. Матвеев А.С. Трансаравийская торговля и миссия Мухаммада: о причинах возникновения исла-

ма и государства в Аравии // Арабские маршруты в азиатском контексте. Arabian Routes in the Asian Context. СПб.: МАЭ РАН, 2016. 616 с. С. 445-516.

4. Хазанов А.М. Кочевники евразийских степей в мировой военной истории // Parabellum Novum: военно-исторический журнал. 2020. № 13. С. 14-42.

5. Военное дело кочевников Евразии: историографический анализ: монография / А.К. Жумадил. Алматы: Казак; университет^ 2014. 272 с.

6. Фролова Е.А. «Арабский разум». Его начала в бедуинской поэзии // Ислам в современном мире, 2018. Т. 14. № 4. С. 25-44.

7. Яхьяев М.Я. Поливариативность исламской культуры: истоки и причины // Исламоведение. 2020. Т. 11. № 2. С. 109-121.

8. Николаенко Д. В. Социокультурные миры. Т. 1: Пространственно-временная динамика социокультурных систем [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://www.socintegrum. ru/Nikolaenko_scw1.pdf (дата обращения: 30 июня 2023 г.).

9. Abed Al-Jabri M. The Formation of Arab Reason: Text, Tradition and the Construction of Modernity in the Arab World. London and New York: I.B. Tauris, in association with The Centre for Arab Unity Studies, 2011. 462 p.

10. Шойбонова С.В. Проприальная лексика как средство отражения картины мира номадов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. Вып. 8 (64). Ч. 4. С. 139-142.

11. См.: Гусенова Д.А. Концепт «дорога» в исламе // Исламоведение. 2022. Т. 13. № 1. С. 81-92.

12. Гусенова Д. А. Концептуальные и догматические основания феномена «рихла» в исламе // Научная мысль Кавказа. 2022. № 3 . С. 59-66.

13. См.: Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе/ Пер. с англ. С.А. Хомутова; предисл и примеч. А.В. Сагадее-ва. М.: Наука, 1978. 372 с.

14. См.: Смирнов А.В. Великий шейх суфизма: опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби / А. В. Смирнов; Рос. АН, Ин-т философии. М.: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. 326 с.

15. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-футу-хат ал-маккийя) / пер. араб; введ., прим. и библи-огр. А. Д. Кныша. СПб.: Центр " Петербургское Востоковедение», 1995. 288 с.

16. Rahmani M., Gharamaleki A.F., & Arif H. Journey in Sufism // Journal of Sufi Studies. 2018, Vol. 7. № 1-2, pp. 125-139.

17. Коран [Текст] / пер. И. Ю. Крачковского. 15-е изд. Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. 537 с.

18. Ибрагимов И.А. Архитектура современных российских мечетей // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2011. № 2. С. 53-58.

19. Альшурман Али Салем Хуссейн, Орлов И.И. Исторический фон сложения архитектуры исламского мира периода правления династии Омейядов

661-750 гг. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2018. № 4-2. С. 22-32.

20. Шамсимухаметова М.Р. Религиозные братства ахи в Золотой Орде // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 3. С. 40-52.

21. Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Наука, 1966. 784 c.

22. Мирзаахемедов С.Д. Ранние рабаты-каравансараи Бухары на границах кочевой степи (по материалам городища Пайкенд) // Археология Евразийских степей. 2022. № 3. С. 44-56.

23. Якубовский А.Ю. Археологическая экспедиция в Зарафшанскую долину 1934 г. // Труды отдела истории культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. T. II / Ред. А.Ю. Якубовский. Л.: Государственный Эрмитаж, 1940а. С. 113-164.

24. Абдулин О.М. О принципах исламского предпринимательства // Минбар. Исламские исследования. 2015. Т. 8. № 1. С. 65-74.

25. Возьный К.З. Ислам и современная экономика: сопоставление и взаимосвязи // Экономическая теория. 2010. Т.7. № 4. С. 5-15.

REFERENCES

1. Bondarenko D.M., Korotaev A.V., Kradin N.N. Ko-chevaya al 'ternativa sotsial'noy evolyutsii [Nomadic alternative to social evolution]. Moscow, Izdatel'stvo: Institut Afriki RAN, 2002. Seriya "Tsivilizatsionnoe izmerenie" Vol. 6. 260 p. Pp. 6-25.

2. Braydotti R. Vvedenie v gendernye issledovaniya. Khrestomatiya [Introduction to gender studies. Reader] / pod red. I.A. Zherebkinoy, S.V. Zherebkina. 2-e izd., St.Petersburg. Aleteyya, 2019. 994 p. Pp. 136164.

3. Matveev A.S. Arabskie marshruty v aziatskom kon-tekste. Arabian Routes in the Asian Context. [Arab routes in the Asian context. Arabian Routes in the Asian Context]. St.Petersburg. MAE RAN, 2016. 616 p. P. 445-516.

4. Khazanov A.M. Parabellum Novum: voenno-is-toricheskiy zhurnal. [Parabellum Novum: military history magazine]. 2020, no. 13 (46). P. 14-42.

5. Voennoe delo kochevnikov Evrazii: istoriografiches-kiy analiz: monografiya [Military affairs of Eurasian nomads: historiographical analysis: monograph]. Almaty. Kaza« universiteti, 2014. 272 p.

6. Frolova E. A. Islam v sovremennom mire [Islam in the Modern World]. 2018. Vol. 14, no. P. 25-44.

7. Yakhyaev M.Ya. Islamovedenie. [Islam Studies.] 2020. Vol. 11, no. 2. P. 109-121.

8. Nikolaenko D.V. Konstanty: Al'manakh sotsialnykh issledovaniy. [Constants: Almanac of social research]. 1998. Spetsial'nyy vypusk I. 250 p. Available at: http://www.socintegrum.ru/Nikolaenko_ scw1.pdf (accessed 30 June 2023).

9. Abed Al-Jabri M. The Formation of Arab Reason: Text, Tradition and the Con-struction of Modernity in

the Arab World. London and New York: I.B. Tauris, in association with The Centre for Arab Unity Studies, 2011. 462 p.

10. Shoybonova S.V Proprial'naya leksika kaksredstvo otrazheniya kartiny mira nomadov. [Proprietary vocabulary as a means of reflecting the picture of the world of nomads]. In: «Aktual'nye nauchnye issle-dovaniya v sovremennom mire». [«Actual scientific research in the modern world.»] 2020. Iss. 8(64), party. 4. P. 139-142.

11. Gusenova D.A. Islamovedenie [Islamic studies.]. 2022. Vol. 13, no. 1. P. 81-92.

12. Gusenova D.A. Nauchnaya mysl' Kavkaza. [Scientific Thought of the Caucasus.] 2022, no. 3 (111). P. 59-66.

13. Rouzental F. Torzhestvo znaniya. Kontseptsiya znaniya v srednevekovom islame. [The Triumph of Knowledge. The concept of knowledge in medieval Islam.]. Translit. S.A. Khomutova. Predisl i primech. A.V. Sagadeeva. Moscow. Glavnaya redaktsiya vos-tochnoy literatury izdatel'stva «Nauka», 1978. 372 p.

14. Smirnov A. V Velikiy sheykh sufizma: Opytparadig-mal. analiza filosofii Ibn Arabi [The Great Sheikh of Sufism: An Experience of Paradigms. analysis of the philosophy of Ibn Arabi] Moscow, Nauka. Izd. firma «Vost. lit.», 1993. 326,[2] p.

15. Ibn al-Arabi. Mekkanskie otkroveniya (al-futukhat al-makkiyya) [Meccan revelations (al-futuhat al-maqkiyya)]. Translit. • arab., vved., prim. i bibliogr. A. d. Knysha. St.Petersburg. Tsentr " Peterburg-skoe Vostokovedenie», 1995. 288 p.

16. Rahmani M., Gharamaleki A.F., & Arif H. Journey in Sufism // Journal of Sufi Studies. 2018, Vol. 7. № 1-2, pp. 125-139.

17. Koran [Quran] / [transl. I. Yu. Krachkovskogo]. 15-e iss. Rostov-na-Donu, Feniks, 2013. 537 p.

18. Ibragimov I.A. Akademicheskiy vestnik URALNI-IPROEKTRAASN. [Academic Bulletin of URALNI-IPROEKT RAASN.]. 2011, no. 2. P. 53-58.

19. Al'shurman Ali Salem Khusseyn, Orlov I.I. Dekora-tivnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA. [Decorative art and object-spatial environment. Vestnik MGHPA.]. 2018, no. 4-2. P. 22-32.

20. Shamsimukhametova M.R. Islamovedenie [Islamic Studies.]. 2018. Vol. 9. no. 3. P. 40-52.

21. Bartol'd V.V. Sochineniya v 9 t. [Works in 9 volumes.] In: Vol. 6. Raboty po istorii islama i Arabsk-ogo khalifata. Moscow. Nauka, 1966. 784 p.

22. Mirzaakhemedov S.D. Arkheologiya Evraziyskikh stepey. [Archeology of the Eurasian steppes.]. 2022, no. 3. P. 44-56.

23. Yakubovskiy A.Yu. Trudy otdela istorii kul'tury i iskusstva Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha. [Proceedings of the Department of the History of Culture and Art of the East of the State Hermitage]. Vol. II / Red. A.Yu. Yakubovskiy. Leningrad. Gosu-darstvennyy Ermitazh, 1940a. P. 113-164.

24. Abdulin O.M. Minbar. Islamskie issledovaniya [Minbar. Islamic Studies.]. 2015. vol. 8. no 1. P. 65-74.

25. Voz'nyy K.Z. Ekonomicheskaya teoriya. [Economic Theory]. 2010. Vol. 7. no. 4. P. 5-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.05.2023;

одобрена после рецензирования 21.08.2023; принята к публикации 21.09.2023.

The article was submitted 20.05.2023;

approved after reviewing 21.08.2023; accepted for

publication 21.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.