Научная статья на тему 'Онтология сознания и социокультурные взаимоотношения: философский анализ форм арабского общественного сознания в контексте арабо-западных отношений'

Онтология сознания и социокультурные взаимоотношения: философский анализ форм арабского общественного сознания в контексте арабо-западных отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / исламский мир / сознание / онтология / Запад / interaction / Islamic world / consciousness / ontology / West

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хуссейн Карим Хоссам Абдельрауф

В статье рассматриваются проблемы, связанные с онтологическим статусом сознания. Содержится информация о факторах, оказывающих влияние на сознание человека и общества. Уделено место влиянию общественного сознания на социокультурные контакты между Западным и исламским миром. В исследовании анализируются множество сторон жизни, характерных как для европейского общества, так и для социума стран Ближнего Востока и Северной Африки. На основании этого мы можем рассуждать о том, чем эти две социокультурные реальности схожи друг с другом и чем они различаются. Естественно, в статье читающему можно найти ответ на вопрос о причинах различий между двумя сообществами и о том, почему имеются смежные или похожие стороны жизни. При написании работы нельзя было обойти стороной историю и процессы, которые она описывает, поэтому анализ некоторых событий тоже присутствует, поскольку он повлиял на эволюцию развития отношений между рассматриваемыми цивилизациями. Философский анализ является важной частью исследования, рассмотрена связь между причинами, которые влияют на наше сознание и взаимоотношениями между Западным миром и Востоком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY OF CONSCIOUSNESS AND SOCIOCULTURAL RELATIONSHIPS: PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE FORMS OF ARAB SOCIAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF ARAB-WESTERN RELATIONS

The article discusses problems associated with the ontological status of consciousness. Contains information about factors influencing the consciousness of man and society. Place is given to the influence of public consciousness on sociocultural contacts between the Western and Islamic worlds. The study analyzes many aspects of life characteristic of both European society and the society of the countries of the Middle East and North Africa. Based on this, we can talk about how these two sociocultural realities are similar to each other and how they differ. Naturally, in the article the reader can find the answer to the question of the reasons for the differences between the two communities and why there are adjacent or similar aspects of life. When writing the work, it was impossible to ignore history and the processes that it describes, so the analysis of some events is also present, since it influenced the evolution of the development of relations between the civilizations in question. Philosophical analysis is an important part of the study, examining the connection between the reasons that influence our consciousness and the relationship between the Western world and the East.

Текст научной работы на тему «Онтология сознания и социокультурные взаимоотношения: философский анализ форм арабского общественного сознания в контексте арабо-западных отношений»

Онтология сознания и социокультурные взаимоотношения: философский анализ форм арабского общественного сознания в контексте арабо-западных отношений

Хуссейн Карим Хоссам Абдельрауф,

аспирант, Томский государственный университет E-mail: karimmax625@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы, связанные с онтологическим статусом сознания. Содержится информация о факторах, оказывающих влияние на сознание человека и общества. Уделено место влиянию общественного сознания на социокультурные контакты между Западным и исламским миром. В исследовании анализируются множество сторон жизни, характерных как для европейского общества, так и для социума стран Ближнего Востока и Северной Африки. На основании этого мы можем рассуждать о том, чем эти две социокультурные реальности схожи друг с другом и чем они различаются. Естественно, в статье читающему можно найти ответ на вопрос о причинах различий между двумя сообществами и о том, почему имеются смежные или похожие стороны жизни. При написании работы нельзя было обойти стороной историю и процессы, которые она описывает, поэтому анализ некоторых событий тоже присутствует, поскольку он повлиял на эволюцию развития отношений между рассматриваемыми цивилизациями. Философский анализ является важной частью исследования, рассмотрена связь между причинами, которые влияют на наше сознание и взаимоотношениями между Западным миром и Востоком.

Ключевые слова: взаимодействие, исламский мир, сознание, онтология, Запад.

Постановка проблемы

На протяжении истории человечества можно усмотреть множество примеров столкновения тех или иных цивилизаций между собой. В наши дни взаимоотношения между западной и арабской цивилизациями как никогда актуальны (под Западом понимаем страны Европы, англоязычный мир) [2]. Безусловно, любое взаимоотношение между столь обширными группами людей оставляет след в истории, социологии и культуре. Часто тема сосуществования исламского и христианского мира становится предметом для исследований и рассуждений ученых и мыслителей [7]. Вероятно, сформировалось много устоявшихся представлений об этом культурном контакте [1]. Рассматривая данную тему с философской точки зрения невозможно обойти некоторые вопросы общественного сознания и его формирования. Также нельзя обойти стороной проблему онтологического статуса сознания и его роли в становлении и развитии отношений между цивилизациями.

Были сформированы следующие цели исследования: определить, насколько сознание является онтологичным, воплощается ли оно в действительности через наши действия, поведение, в какой степени оно оказывает влияние на наличие контакта между Европой и исламским миром, проследить динамику, историю социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком. Второй вопрос касается рассуждений о том, на самом ли деле сознание является главной детерминантой, оказывающей влияние на взаимодействие между исламским миром и Европой? Получив ответы на эти вопросы, станет возможным сделать вывод о влиянии онтологии сознания на культурный контакт между цивилизациями. Важно получить ответ

37

ещё на один вопрос: по каким причинам общественное сознание трансформируется и как с этим связана онтология сознания.

Тема сознания и его роль в жизни человека является дискуссионной темой, её исследования начались ещё в Античности, начиная с Парменида, жившего в Древней Греции, который утверждал, что бытие есть конструкт сознания, а не чувств. В Новое время проблемами сознания и его влиянием на нашу жизнь занимались философы-просветители (Дж. Пристли, И. Кант, Г. Гегель), пришедшие к выводу о том, что сознание антропологично [12]. Позже вопросом сознания занимался К. Маркс и его многочисленные последователи в советской философской школе, к которым можно отнести В.П. Тугаринова -известного русского мыслителя XX века, Э.В. Ильенкова и Д.И. Дубровского, рассуждавшие о материальном выражении сознания. Современные исследования за рубежом представляют интерес, поскольку исследователи, рассуждают о вопросах сознания через меж-дисциплинарность, во многом опираясь на психологию и смежные с ней науки [12]. Используя исторические знания, посвященные проблеме отношений Запада и исламского мира, а также философские установки, касающиеся проблемы сознания, его роли и функции в нашей жизни,будет проанализировано формирование общественного мнения в Арабских странах [3] в течение хода времени и под влиянием трансформации индивидуального и массового сознания в арабском мире.

Методологические основы и методика исследования

Проблема сознания традиционно рассматривалась в различных дисциплинах, в основном, по отдельности, то есть, одни исследователи занимались изучением вопросов, связанных с онтологическим статусом сознания, уделяли внимание функционированию мозга человека, принципам его работы и влиянию сознания на поведение. К этим исследователям можно отнести К. Лонгуета-

Хиггингса, Ч. Лафлина [14], Ф. Вареллу [14], которые изучали влияние сознания на тело. В результате чего была создана теория нейрофеменологии, область которой касается когнитивной стороны взаимодействия между мозгом и сознанием. Анализировалась связь между сознанием и телом посредством сигналов, которые сознание через различные каналы передает телу [11]. Джон Сёрл в своем труде «Сознание, язык и общество», с позиций психофизического дуализма, характеризует влияние мозга на сознательные процессы, возникающие у человека [4, С. 60-65].

Немало философов и ученых занимались проблемой взаимоотношений между Западом и Востоком, уделяя внимание контакту этих цивилизаций между собой [7]. Однако, не достаточно исследованы психосоциальные основы взаимодействий между Европой и Востоком. Русский историк В.С. Соловьев посвятил внимание этой проблеме и месте России, находящейся на рубеже между Западом и Востоком [2]. Наиболее ценным исследованием является работа известного психолога М. Вебера, посвященная изучению контакту между исламским миром и Востоком. В труде «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира» М. Вебер рассматривал взаимоотношения между Востоком и Западом через религиозную призму религиозного мировоззрения [8].

Данное исследование имеет целью рассмотреть взаимодействие между западной и восточной цивилизациями, опираясь в равной степени на историю этого многовекового контакта и философию сознания.

Данная тема является смежной со многими гуманитарными и даже некоторыми естественными науками, соответственно будет применяться междисциплинарный подход, при котором рассмотрение проблемы производится через анализ знаний, информации, связанной с историей изучения международных отношений, имиджелогии, культурологии, религиоведения и востоковедения, в целом. Большинство перечисленных наук рассматриваются в истори-

38

ческом контексте. В данной работе будут освещены исторические процессы и события, культура и некоторые особенности устройства Западного и Исламского мира. Также важно будет рассмотреть политику, которая являлась отражением контакта между двумя цивилизациями [7].

Результаты исследования

Онтология сознания является одной из наиболее дискуссионных тем во всей философской науке. Это связано, прежде всего, с тем, что сознание является структурообразующим элементом всей философской мысли, является ее основой. Онтология - это учение обо всем существующем, о том, что человек может почувствовать, воспринимать визуально, осязать тактильно, или с помощью других органов чувств. Из этого следует, что онтология сознания обращена к проблеме способа бытия сознания, которое явлено как субъективный опыт, а не объективная реальность, данная нам в ощущениях. Существуют различные трактовки онтологического статуса сознания: идеализм, при котором сознание является предпосылкой для существования всего материального; дуализм, при котором сознание и материя автономны друг от друга, но тесно переплетаются между собой [13]. В свою очередь, сознание и реальность, то есть, бытие - есть основополагающие явления, оказывающие влияние на общество, его культурную жизнь, а влияют на формирование массового сознания [12].

Арабский мир, возникший в VII—VI -II вв. [6] практически сразу начал завоевательные войны, проводя очень активное распространение своей религии и культуры на захваченных территориях. Что побуждало столь обширную экспансию арабского мира в Средние века? Причин много, и многие кроются в материальной составляющей. Но, что, если окружающая среда, массовое сознание, лингвистическая организация и организ-мическая регуляция оказались реальными причинами, по которым эти завоевания состоялись? На это в своем исследовании указывают Ф. Варелла и Э. Томп-

сон [13]. Процессы, которые описывают исследователи относятся к нематериальным. Лингвистическую организацию и организмическую регуляцию человек способен осуществить через сознание, психику, которая неразрывно связана с телом и оказывает определяющее влияние на его функционирование [12]. Общественное и индивидуальное сознание являются взаимозависимыми понятиями, поскольку общественное мнение состоит из того, как каждый отдельный индивид воспринимает мир вокруг. В то же время, формы общественного сознания оказывают определяющее воздействие на каждого человека. Каждая цивилизация имеет свою культуру, состоящую из множества отраслей и направлений, естественно, между ними могут возникать контакты, которые будут оказывать влияние на общественное сознание друг друга. Примером того является активная торговля Запада с Арабским миром, несмотря на различия и конфликты между ними, более того, обеспечивалось взаимопроникновение форм Западной культуры в Арабскую и наоборот.

Можно обнаружить много общего между Арабским и Западным миром на заре Нового времени. Прежде всего, у обеих цивилизаций очень большую и важную роль играла религия, проникавшая во все сферы общества, да и технологическое оснащение было примерно на одном уровне. Что позволяло распространять влияние, в том числе и культурное с экспансии, которая достигала в отдельные моменты и центра Европы (XVII век). Однако мусульманский мир является в силу некоторых причин более консервативным, традиции и обычаи играют в нем более важную роль, чем на Западе [3]. В XVNI—XIX вв. арабский мир начинает заметно отставать от Запада практически во всех отношениях. Геополитическая обстановка менялась стремительно, не менее динамической структурой является сознание человека. Можно проследить по культуре, по художественной деятельности людей ход этого процесса, который называется эволюцией сознания. Позже философы, такие как Кант и Гегель делают выводы

39

социальной природе сознания, указывая, что сознание человека формируется в ходе социальных взаимодействий, возникает при нахождении человека в обществе и коммуникации с другими членами общества. В XIX в. материалисты, например, К. Маркс идет дальше и делает вывод о том, что сознание является процессом, который выступает как онтологическая структура, т.е. на него оказывает влияние не только окружающая среда, но и трудовая деятельность, способ бытия. Таким образом, не только психофизические процессы оказывают влияние на формирование общественного сознания [8], но и общественные явления играют не последнюю роль, что вполне очевидно, поскольку наши представления о мире формируются также через общество, на которое, в свою очередь, оказывается под влиянием коммуникативных процессов, информации и ее восприятия.

Исследования мозга, проведенные уже в наше время, позволяют делать выводы о том, что сознание является выражением высших психических функций, являющихся явным выражением осознанного. Но не только нейрофизиология головного мозга оказывает влияние на формирование процессов сознания [12]. Гораздо большее число факторов влияет на восприятие этого мира, на наше сознание. Можно проследить эволюцию изменений контактов между Западом и Востоком, которые прослеживались на всех уровнях, прежде всего, научно-технический прогресс Западного мира вынуждает последних значимых правителей исламского мира - турецкого султана и персидского шаха перенимать, заимствовать Европейские технологии, а также устройство основных государственных институтов. Что начинает оказывать существенное влияние на общественное сознание Арабского мира. Многие страны Ближнего Востока были вынуждены перестраиваться на европейский лад, потому что риск остаться на задворках истории был крайне велик. Не последнюю роль в данном процессе играла глобализация [5]. Большую роль в формировании общественного созна-

ния выполняют СМИ, которые транслируют информацию по множеству каналов связи, тем самым, оказывая ещё более сильное влияние на сознание. Это вызывало негативную реакцию со стороны наиболее консервативных слоев Арабского общества. Европейское сознание и образ жизни, которые начали активно проникать в арабский мир способствовали развитию плюралистических отношений к нему местного населения. Где-то Западный опыт перенимался и действует до сих пор, в каких-то странах это выражено в меньшей степени. В течение XX века количество мусульманских стран возросло, и в основном тенденция перенимать западный образ жизни сохраняется. В тоже время, традиционалистские тенденции в исламском мире приводят к сохранению традиционных ценностей и стереотипов мышления и деятельности.

В СМИ активизируются процессы формирования образов, которые негативно представляют Европейскую обыденность и жизнь. Религиозные лидеры начинают обвинять Запад в «забвении» [3]. Политические лидеры зачастую обвиняли Запад в проблемах, которые сопровождают Ближний Восток и Северную Африку. Между тем, некоторое обычное население арабского мира, Востока, начинает, в поисках лучших условий для существования, уходить на Запад. Это тоже говорит об изменении сознания, и, позволяет сделать выводы о том, что на его природу оказывают влияние не только психофизические процессы в головном мозге человека, но и социальные процессы, а также продукты деятельности, предметы, воспринимая которые, человек делает определенные выводы. Приходя с Востока на Запад, мигранты стараются создать свои порядки, навязать свои условия Западу, которые заключаются в протестах, терактах и более многочисленных прочих мелких инцидентах [3].

Если в Новое время, Запад и Восток обладали схожими элементами в своих обществах и своих культурных особенностях, то сейчас нет. Прежде всего, различие видится в том, что обычаи Востока

40

статичны, в то время как на Западе нравы динамичны и постоянно претерпевают изменения. В то же время, столкновение Западной и Восточной цивилизаций является «двигателем» всей истории, вокруг которой происходят основные события. Можно сказать, что на формирование этих отношений влияют процессы, которые оказывают влияние на все общество, к ним можно отнести СМИ, формирующие общественное мнение, а также транслирующие процессы, происходящие в изменениях международных отношений. Таким образом, на сознание влияет множество факторов, определяющих субъективный опыт, внутреннее бытие человека, так и социальных, возникающих в его общественном бытии. Традиционное и консервативное общество Востока не готово к столь радикальным трансформациям и нововведениям, на которые нацелена Западная цивилизация. Такой контраст в ценностных установках Востока и Запада приводит к разной реакции, прежде всего, проявляющейся в усилении роли религии и порицании Западных идеалов и норм на Востоке.

Заключение

Сознание, будучи зависимым от множества процессов, выступает динамической, меняющейся структурой. Как общество оказывает влияние на трансформацию сознания, так и сознание индивидуальное оказывает влияние на формирование общества, его принципов и установок. По этой причине, ошибочно утверждать, что лишь сознание оказывает влияние на формирование отношений между Западом и Востоком. На них оказывают влияние множество факторов: географических, экономических, социальных, культурных, нравственных, которые формируются через мыслительные процессы в разуме человека, транслируемые в виде определенных поступков и действий. Сознание и общество взаимозависимы друг от друга,являясь тесно связанными между собой.

Литература

1. Астафьев А.К. Онтология сознания и объективный разум // Серия

«Мыслители», Тугариновские чтения, Выпуск 1 / Материалы научной сессии Санкт-Петербрг: Санкт-Петербургское философское обществе, 2000. С. 5—10.

2. Баранец Н.Г. «Западничество» в культурном мире В.С. Соловьева / Н.Г. Баранец // Соловьевские исследования: Периодический сб. науч. трудов / Редкол.: М.В. Максимов, А.П. Козырев, М. И, Ненашев, и др.. — Вып.6.:. / Министерство образования РФ; Сост. М.В. Максимов. — Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т им. В.И. Ленина, 2003. — С. 106—115.

3. Валиахметова Г.Н. Запад — исламский мир: политический контекст активизации диалога цивилизаций / Г.Н. Валиахметова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2013. — № 2 (115). — С. 126— 134.

4. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с.

5. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. — Избранные произведения. — Москва: Прогресс, 1990. — 808 с.

6. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. — М.: Изд. дом Марджани, 2012. — 88 с.

7. Исламский фактор в истории и современности / ин-т востоковедения РАН; отв. ред. В.Я. Белокреницкий, И.В. Зайцев, Н.Ю. Ульченко. — М.: Вост, лит., 2011. — 605 с.

8. Карякин В.В. Современная геополитическая динамика Ближнего и Среднего Востока / В.В. Ка-рякин. — Москва: Граница, 2010. — 349 с.

9. Киселева О.В., Науметова Ю.Э. Формирование общественного мнения и способы манипулирования им в различных целях // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 91—95.

10. Колесников П.М. Ещё раз о феномене «Арабской весны» и эскала-

41

ции конфликта на Ближнем Востоке / П.М. Колесников. - URL: https:// kpfu.ru/portal/docs/F670071093/C__ Users_2lkhasan_Desktop_22.12_ Fenomen.Arabskaya.vesna.pdf

11. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. -М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2013. - 512 с.

12. Черникова И.В., Логиновская Ю.В. Глобально-эволюционный подход к сознанию в когнитивной науке// Вестн. Том. гос. ун-та. 2021. № 466. С. 71-78.

13. Чешев В.В. Есть ли у сознания онтологический статус? Философия науки и техники 2023. Т. 28. № 1. С.133-147.

14. Шуталева А.В. Концепция воплощенного сознания в нейрофено-менологии Ф. Варелы // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Том 12. № 7А.

ONTOLOGY OF CONSCIOUSNESS AND SOCIOCULTURAL RELATIONSHIPS: PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE FORMS OF ARAB SOCIAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF ARAB-WESTERN RELATIONS

Karim Hossam Abdelraouf Hussein

Tomsk State University

The article discusses problems associated with the ontological status of consciousness. Contains information about factors influencing the consciousness of man and society. Place is given to the influence of public consciousness on sociocultural contacts between the Western and Islamic worlds. The study analyzes many aspects of life characteristic of both European society and the society of the countries of the Middle East and North Africa. Based on this, we can talk about how these two sociocultural realities are similar to each other and how they differ. Naturally, in the article the reader can find the answer to the question of the reasons for the differences between the two communities and why there are adjacent or similar aspects of life. When writing the work, it was impossible to ignore history and the processes that it describes, so the analysis of some events is also present, since it influenced the evolution of the devel-

opment of relations between the civilizations in question. Philosophical analysis is an important part of the study, examining the connection between the reasons that influence our consciousness and the relationship between the Western world and the East.

Keywords: interaction, Islamic world, consciousness, ontology, West.

References

1. Astafiev A.K. Ontology of consciousness and objective mind // Series "Thinkers", Tu-garinov Readings, Issue 1 / Materials of the scientific session St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2000. pp. 5-10.

2. Baranets N.G. "Westernism" in the cultural world of V.S. Solovyova / N.G. Baranets // Solovyov studies: Periodical collection. scientific Proceedings / Editorial Board: M.V. Maksimov, A.P. Kozyrev, M.I., Nena-shev, etc. - Issue 6.:. / Ministry of Education of the Russian Federation; Comp. M.V. Maksimov. - Ivanovo: Ivanovo State. Energy University named after. IN AND. Lenin, 2003. - pp. 106-115.

3. Valiakhmetova G.N. The West - the Islamic world: the political context of intensifying the dialogue of civilizations / G.N. Valiakhmetova // News of the Ural Federal University. Ser. 3, Social Sciences. - 2013. - No. 2 (115). - pp. 126-134.

4. Vasiliev V.V. The difficult problem of consciousness. - M.: Progress-Tradition, 2009. - 272 p.

5. Weber M. Theory of stages and directions of religious rejection of the world. - Selected works. - Moscow: Progress, 1990. - 808 p.

6. Globalization and the Muslim world: an assessment of modern Islamic legal thought. -M.: Publishing house. Marjani House, 2012. - 88 p.

7. Islamic factor in history and modernity / Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences; resp. ed. V. Ya. Be-lokrenitsky, I.V. Zaitsev, N. Yu. Ulchenko. -M.: Vost, lit., 2011. - 605 p.

8. Karyakin V.V. Modern geopolitical dynamics of the Near and Middle East / V.V. Kar-jakin. - Moscow: Granitsa, 2010. - 349 p.

9. Kiseleva O.V., Naumetova Yu.E. Formation of public opinion and ways of manipulating it for various purposes // International Journal of Experimental Education. 2017. No. 6. pp. 91-95.

10. Kolesnikov P.M. Once again about the phenomenon of the "Arab Spring" and the es-

42

GonruomiuF № 2 2024

calation of the conflict in the Middle East / P.M. Kolesnikov. - URL: https://kpfu.ru/por-

tal/docs/F670071093/C_Users_2lkhasan_

Desktop_22.12_Fenomen.Arabskaya. vesna.pdf

11. Chalmers D. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. - M.: URSS: Book House "LIBROKOM", 2013. - 512 p.

12. Chernikova I.V., Loginovskaya Yu.V. Global-evolutionary approach to consciousness in

cognitive science // Vestn. Volume. state unta. 2021. No. 466. pp. 71-78.

13. Cheshev V.V. Does consciousness have an ontological status? Philosophy of Science and Technology 2023. Vol. 28. No. 1. pp. 133-147.

14. Shutaleva A.V. The concept of embodied consciousness in the neurophenomenology of F. Varela // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2023. Volume 12. No. 7A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.