Научная статья на тему 'Трансформация логистических потоков как результат санкций'

Трансформация логистических потоков как результат санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудкина В. В., Макаров И. Н.

Статье рассматривается влияние санкций на логистическую систему России. Исследуются тенденции развития рынка грузоперевозок в РФ. Приводятся меры, принятые Правительством РФ для подъема и развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дудкина В. В., Макаров И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF LOGISTIC FLOWS AS A RESULT OF SANCTIONS

The article considers the impact of sanctions on the logistics system of Russia. The development trends of the cargo market in Russia are considered. Measures, taken by the Government of the Russian Federation for raising and developing the economy, are shown.

Текст научной работы на тему «Трансформация логистических потоков как результат санкций»

Список литературы

1. Моисеев А. Безопасность Арктики: Международно-правовые позиции. [Электронный ресурс] / А. Моисеев // М.: Международная жизнь, 2016.- № 2. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1435.

2. Куприков Н. М. Интеллектуально-инфраструктурное обеспечение Технического комитета по стандартизации «Проведение исследований в полярных регионах» [Электронный ресурс] / Н. М. Куприков// Сборник научных трудов. - Тамбов: ТГУ, 2017. - 332с. - Режим доступа: http://tambov.rosmu. ru/activity/attach/events/1337/7_1.pdf

3. Путин предложил новый способ использования Северного морского пути. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-arctic. ru/15/05/2017/news/26606

4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В. Путиным 20.02.2013 г. - М.: Правительство РФ, 2013 -18 с.

Дудкина В. В.

студентка 3 курса направления «Менеджмент» Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецк, Россия Макаров И. Н. к. э. н., доцент,

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецк, Россия

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ САНКЦИЙ

Аннотация: В статье рассматривается влияние санкций на логистическую систему России. Исследуются тенденции развития рынка грузоперевозок в РФ. Приводятся меры, принятые Правительством РФ для подъема и развития экономики.

Ключевые слова: логистическая система, рынок грузоперевозок, импортозамещение, развитие экономики.

Dudkina V. V.

3-year student of the direction «Management» Lipetsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk, Russia Makarov I. N.

Ph. D. in Economy, Associate Professor Lipetsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk, Russia

TRANSFORMATION OF LOGISTIC FLOWS AS A RESULT OF SANCTIONS

Abstract: The article considers the impact of sanctions on the logistics system of Russia. The development trends of the cargo market in Russia are considered. Measures, taken by the Government of the Russian Federation for raising and developing the economy, are shown.

Key words: logistic system, cargo transportation market, import substitution, economic development.

Санкции против России, введенные странами Запада и ответные меры нашей страны оказывают значительное влияние на ряд отраслей. Существенные видоизменения можно увидеть в сфере логистики. Данная сфера обеспечивает взаимодействие между производителями и потребителями. Так европейские транспортные компании осуществляли крупные поставки в РФ, они занимали большую долю рынка. Введение санкцию изменили ситуацию: отечественные логистические компании завоевывают новые доли рынка. Вместе с логистическими операторами российские производители также увеличивают занимаемую нишу. Сложившаяся ситуация дает шанс отечественным поставщикам и производителям наладить продуктивное взаимодействие с логистическими компаниями, и как результат, помочь России «оздоровить» экономику [3].

Кроме того, введение санкций также оказало существенное влияние на рынки логистических услуг стран-соседей. В такой ситуации, основными тенденциями развития рынка грузоперевозок в РФ являются:

1. Сокращение объемов экспорта товаров из России в страны ЕС и импорта товаров из ЕС в Россию. Так, объем импорта сократился в среднем 20-40 %. В 2014 году объем международных автоперевозок между Россией и ЕС снизился на 2,7 млн. тонн (8 %), автомобильный

грузооборот из Скандинавских стран снизился на 28 %. Из-за продуктового эмбарго произошло снижение перевозок продуктов питания из Эстонии, Литвы, Польши [4].

2. Рост объемов внутрироссийских перевозок особенно в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

3. Изменение географии международных грузоперевозок. Произошло повышения объема товарного потока в страны Таможенного Союза и Азии, несмотря на сокращения объема импорта из стран ЕС, как упоминалось ранее. Казахстан и Беларусь стали наиболее востребованными направлениями грузоперевозок. Кроме этого, большой толчок в развитии получили перевозки в/из Китая. У китайских производителей и поставщиков начали закупать аналоги западных товаров.

4. Мероприятия, направленные на сокращение транспортных расходов и оптимизацию логистических услуг. Произошла переориентация на сборные грузы, т. к. их перевозки менее затратные. Более того, структура транспортно-логистических потоков также изменилась: на одних направлениях стало выгоднее использовать морской транспорт вместо авиа транспорта, на других -автомобильный транспорт вместо железнодорожного.

5. Рост цен на железнодорожные, автомобильные, морские перевозки в среднем на 2-7 %.

Динамику объема импортных поставок в РФ в разрезе по странам, которые подверглись и не подверглись эмбарго за 2012-2017 гг. в млн. т. можно увидеть на рисунках 1, 2.

Рис. 1. Последствия для стран, подвергшихся эмбарго

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 2. Последствия для стран, не подвергшихся эмбарго

Импортозамещение является главным экономическим приоритетом Российской Федерации в ближайшие годы для подъема и развития экономики. Основные преимущества импортозамещения: рост занятости населения, поддержка отечественных производителей, развитие экономики, обеспечение продовольственной безопасности.

Программа импортозамещения в отечественной экономике была принята сразу после ввода цепочки обоюдных санкций между Россией

и западными государствами. Появилась крайняя необходимостью выработать собственную политику импортозамещения на 5 лет, до 2020 года. Как результат, государственные программы уже приняты в сельском хозяйстве, в машиностроении, промышленности, медицине, в сфере 1Т, составлены и утверждены региональные планы [5].

Более того, Правительство предприняло и другие меры, которые призванные поддерживать проекты в рамках импортозамещения:

1) крупные целевые займы из федерального бюджета;

2) специальные меры для стимулирования импортозамещения посредством муниципальных/государственных закупок.

3) финансирование предприятий на предпроизводственном этапе.

И сокращение внешнеторговых грузопотоков, и неустойчивость

финансово-экономической ситуации, и изменение географии поставок, падение объема инвестиций - это основные условия, в которых рынку транспортно-логистических услуг предстоит работать в 2019 году и в последующее время.

Список литературы

1. Логистика: тренинг и практикум / Б. А. Аникин [и др.]; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - М.: Проспект, 2015. - 390 с.

2. Чурилина В. В. Анализ процессов планирования логистики снабжения / В. В. Чурилина // Международное научное периодическое издание «Новая наука: от идеи к результату» по итогам международной научно-практической конференции. В 3 ч. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - Ч. 1. - С. 227-229.

3. Крутелева Ю. С. Изменение цепей поставок в условиях международных санкций. / Ю. С Крутелева, А. В. Растригина // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конференции: сб. науч. практич. конф. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - Ч.1 - С. 116-119.

4. Аненкова А. А. Влияние продовольственного эмбарго на логистику РФ / А. А. Аненкова, Ю. Д. Ерхова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. науч.-практич. конф. - Пенза: - МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. - Ч. 1. - С. 35-38.

5. Ветошкин А. А. Отражение последствий санкций Европейских стран на международные перевозки РФ / А. А. Ветошкин, А. С. Витоженц // Молодой ученый. - 2016. - № 9(113). - С. 506-512.

Колесников В. В.

к. э. н., доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.