УДК 656
ОЦЕНКА СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ПО РФ И Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Голощапова Л.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый контроль, анализ и аудит», ФГБОУ ВО «Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова», e-mail: cool.lvg2012@yandex.ru, Иванова Л.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика», ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», e-mail: ivaviser@yandex.ru
В статье рассмотрены итоги развития отрасли грузоперевозок в РФ за январь-ноябрь 2016 г., а именно: 1. Индексы перевозки грузов автомобильным транспортом организаций. 2. Индексы производства (выпуска) важнейших видов продукции (сектор: транспорт). 3. Рост цен производителей по группе транспорт. 4. Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) РФ: а) за счет изменения объема ВДС по видам деятельности в регионах, б) за счет изменения доли i-го вида деятельности в общей в структуре ВДС региона, в) за счет изменения доли региона в общем объеме ВДС РФ. 5. Индексы цен (тарифов) на грузовые перевозки, коэффициенты (частные индексы динамики). 6. Соответствие емкости рынка услуг грузовых перевозок потребностям реального сектора экономики (индикаторы развития производственной инфраструктуры). В результате анализа определено соответствие емкости рынка услуг грузовых перевозок потребностям реального сектора экономики (индикаторы развития производственной инфраструктуры).
Ключевые слова: грузовые перевозки, прогноз, транспорт, регионы, индекс, валовая добавленная стоимость, индикаторы развития производственной инфраструктуры.
ASSESSMENT OF STRUCTURAL CHANGES IN THE FREIGHT MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MOSCOW AND THE MOSCOW REGION: MONITORING AND FORECAST DEVELOPMENT
Goloschyapova L., Ph.D., assistant professor, Financial control, analysis and audit, FSEIHE «Plekhanov Russian University of Economics»,
e-mail: cool.lvg2012@yandex.ru, Ivanova L., Ph.D., assistant professor, Economics chair, FSEI HE «Kursk State University», e-mail: ivaviser@yandex.ru
The article considers the results of the development of the freight transportation industry in Russia in January-November 2016, namely: 1. Indices of cargo transportation by road transport organizations. 2. Indices of production (output) of the most important types of products (sector: transport). 3. Growth in producer prices for the transport group. 4. Change in gross value added (GVA) of the Russian Federation: a) by changing the volume of GVA by types of activity in the regions, b) by changing the share of the i-th activity in the overall structure of the GVA region, c) by changing the share of the region in Total volume of the GVFRF. 5. Indices of prices (tariffs) for freight transportation, coefficients (private indices of dynamics). 6. Correspondence of the capacity of the freight services market to the needs of the real sector of the economy (indicators of the development of the industrial infrastructure). As a result of the analysis, the capacity of the freight services market was determined to meet the needs of the real sector of the economy (indicators of the development of the production infrastructure).
Keywords: cargo transportation, forecast, transport, regions, index, gross value added, indicators of development of industrial infrastructure.
Актуальность темы грузоперевозок состоит в том, что логистика играет важную роль в экономике страны, в ее производственной и торговой сфере. Экономика и логистика непосредственно влияют друг на друга. Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и уровень логистических услуг благотворно влияют на уровень инвестиций экономики.
Автомобильные перевозки являются самым востребованным видом грузоперевозок - 80% от общего обмена грузов, перевозимого всеми видами транспорта. Рост на автомобильные грузоперевозки определяется динамикой изменения объемов производства в стране, а также ликвидностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Индексы перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности без субъектов малого предпринимательства (по кругу предприятий отчитавшихся в отчетном периоде) в % к соответствующему периоду предыдущего года по г. Москве в январе-октябре 2016 г. по сравнению с январем-октябрем 2015 г. составил 101,95%, в III квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом 2015 г. - 100,7%, по сравнению с I полугодием 2015 г. - 102,86%, что говорит о явном увеличении в течение года грузоперевозок.
Индексы перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности без субъектов малого предпринимательства (по кругу предприятий отчитавшихся в отчетном периоде) в % к соответствующему периоду предыдущего года по Московской области в январе-октябре 2016 г. по сравнению с январем-октябрем 2015 г. составил 97,15%, в III квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом 2015 г. - 96,52% по сравнению с I полугодием 2015 г. - 97,58%.
Индексы перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности без субъектов малого предпринимательства (по кругу предприятий отчитавшихся в отчетном периоде) в % к соответствующему периоду предыдущего года по России в январе-октябре 2016 г. по сравнению с январем-октябрем 2015 г. составил 103,79%, в III квартале 2016 г. по сравне-
нию с III кварталом 2015 г. - 103,56% по сравнению с I полугодием 2015 г. - 104,32%.
Для наглядного примера построим график:
Рисунок 1. Индексы перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности без субъектов малого предпринимательства (по кругу предприятий отчитавшихся в отчетном периоде) в % в 2016 году к соответствующему периоду предыдущего года по г. Москве, Московской области и России.
Как видно из графика, несмотря на уменьшение в III квартале по сравнению с I полугодием, индекс по г. Москве значительно выше по всем временным промежуткам, чем индекс по Московской области, который в III квартале значительно снизился. Это связано по большей части с тем, что грузовому транспорту запрещен въезд внутри пределов третьего транспортного кольца в Москве, поэтому большинство складов расположены в Московской области. Следует заметить,
однако, что показатели по России в целом превышают показатели индексов по г. Москве, как в I полугодии, как в III квартале, так и в периоде январь-октябрь, что характеризует большие возможности для увеличения показателей перевозок грузов в целом по России.
Изменение показателей грузооборота по разным транспортным направлениям / (январь-октябрь 2016 г. к январю-октябрю 2015 г.) по России характеризуется следующими показателями:
Таблица 1. Грузооборот по различным транспортным направлениям (за январь-октябрь 2016 года по России).
Транспортные направления Показатели грузооборота
2015 год, т/км 2016 год, т/км Изменение, %
Железнодорожный 1,515 трлн. 1,538 трлн. +1,5
Автомобильный 146,96 млрд. 147,4 млрд. +0,3
Трубопроводный 1,574 трлн. 1,591 трлн. +1,1
Морской 23,51 млрд. 29,2 млрд. +24,2
Внутренний водный 42,66 млрд. 45,3 млрд. +6,2
Воздушный 3,56 млрд. 4,1 млрд. +15,2
Всего 3,304 трлн. 3,354 трлн. +1,5
По таблице видно распределение грузооборота внутри России по различным видам транспорта по весу и дистанции груза, и их изменение от 2015 к 2016 году. Большую долю распределения занимают трубопроводное и железнодорожное направления - трубопроводный используется для транспортировки нефте- и газопродуктов, железнодорожный же метод доминирует перевозку твердого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции производства. Автомобильная перевозка используется для транспортировки товаров на сравнительно небольшие расстояния - как правило, внутри города.
Эти три "основных" вида транспорта выросли незначительно за 2016 год - от 0,3% до 1,5%. Более значительные относительные изменения произошли с направлениями морских, внутренних водных и воздушных перевозок, что может означать увеличение доступности альтернативных способов транспортировки.
Индекс производства (выпуска) важнейших видов продукции (сектор: транспорт) (январь-октябрь 2016 г. к январю-октябрю 2015 г.) характеризуется увеличением объема новых грузовых автомобилей на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015г. По данным на октябрь 2016 г. выпуск легковых автомобилей, по сравнению с 2015 г. уменьшился на 11%.[1]
Изменение цен на производство грузовых автомобилей в 2016 году характеризуется активным ростом цен в феврале в связи с удорожанием импортных комплектующих, но в последующих месяцах замечено колебание цен в пределах 2 млн. р., и к концу периода январь-октябрь процент увеличения составил 12,4%. [2]
Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) РФ за счет изменения объема ВДС по видам деятельности в регионах / (Транспорт и связь: 2013-2016) по г. Москве, Московской области и России характеризуется следующими показателями:
Таблица 2. Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) РФ за счет изменения объема ВДС по видам деятельности в регионах (Транспорт и связь: 2013-2016) по г. Москве, и Московской области и России
Регион в текущих ценах, млн. руб. % к общему приросту ВДС по РФ
г. Москва 14145317,12 0,87
Московская область 12515881,96 0,77
Данные из таблицы характеризуют положительные показатели в обоих регионах. Похожая положительная ситуация наблюдается во всех регионах РФ, кроме Республики Северная Осетия - Алания, Республика Бурятия, Иркутская область и Магаданская область.
Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) за счет изменения доли ¡-го вида деятельности в общей в структуре ВДС региона / (Транспорт и связь: 2013-2016) по г. Москве, Московской области и России характеризуется следующими показателями:
Таблица 3. Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) за счет изменения доли ¡-го вида деятельности в общей в структуре ВДС региона (Транспорт и связь: 2013-2016) по г. Москве, Московской области и России
Регион в текущих ценах, млн. руб. % к общему приросту ВДС по РФ
г. Москва 508167,50 0,03
Московская область 2256343,83 0,14
Данные из таблицы характеризуют положительные показатели в обоих регионах, но изменения незначительные. Наиболее высокие показатели наблюдаются в Астраханской области, наихудшие в Республике Калмыкия.
Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) за счет изменения доли региона в общем объеме ВДС РФ / (Транспорт и связь : 2013-2010) по г. Москве, Московской области и России характеризуется следующими показателями:
Таблица 4. Изменение валовой добавленной стоимости (ВДС) за счет изменения доли региона в общем объеме ВДС РФ (Транспорт и связь : 2013-2016) по г. Москве, Московской области и России
Регион в текущих ценах, млн. руб. % к общему приросту ВДС по РФ
г. Москва -1349811,64 -0,08
Московская область 1553605,21 0,10
Данные из таблицы характеризуют показатели г. Москвы как отрицательные, Московской области как положительные. Здесь стоит отметить, что в большинстве регионов РФ показатели отрицательные, наиболее худшие показатели в Республике Ингушетия.
Индикаторы развития производственной инфраструктуры. Индекс цен это показатель в статистике, который применяется для расчетов динамики цен в определенном временном промежутке. Рассмотрим для нашего случая, индекс цен на грузовые перевозки в %. Рассмотрим индексы цен на грузовые перевозки за январь-октябрь 2016 года по г. Москве и Московской области.
Таблица 5. Индекс цен на грузовые перевозки в % (за январь-
октябрь 2016 года по г. Москве, Московской области и России).
Период Индекс цен Индекс цен Индекс цен
на грузовые на грузовые на грузовые
перевозки по перевозки по перевозки по
г. Москве* Московской области* России*
январь 101,42 99,78 102,21
февраль 100 98,57 100,31
март 99,84 99,28 99,04
апрель 99,51 99,28 99,64
май 99,79 100,14 99,9
июнь 99,93 99,42 100,16
июль 99,74 100,08 99,77
август 100,11 100,07 100,35
сентябрь 100 100,26 99,96
октябрь 99,68 99,77 99,72
ноябрь (оценка) 99,99 100,16 100,11
* индексы рассчитаны к предыдущему месяцу
Для наглядного примера построим график:
(оценка)
по Мотиве по МО — по России
Рисунок 2. Индекс цен на грузовые перевозки в % (за январь-октябрь 2016 года по г. Москве, Московской области и России).
Как показывает график, индекс цен на грузовые перевозки по г. Москве выше, чем показатели по Московской области, в начале года, но индекс сравнивается к середине и колеблется в близости друг от друга. Индекс цен по России в начале года выше, чем в отдельных регионах, а к концу года показатель по России выше, чем по г. Москве, но чуть ниже, чем по Московской области.
Повышению эффективности работы грузового автотранспорта и его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг будет способствовать:
• пополнение автопарка грузовыми автомобилями, пользующихся спросом на рынке транспортных услуг (самосвалы, фургоны, рефрижераторы и т.д.).
•стабилизация стоимости моторного топлива и расходных материалов;
•развитие транспортно-экспедиторских фирм и транспортных бирж, облегчающих поиск клиентуры, предоставление дополнительных услуг, связанных с терминальной обработкой грузов;
•введение, в целях обеспечения добросовестной конкуренции, унифицированных форм первичного учета перевозок для всех субъектов рынка транспортных услуг, а также действенной системы контроля их применения со стороны заинтересованных органов государственного управления и регулирования;
•создание условий, стимулирующих перевозчика к обеспечению безопасного функционирования грузового автотранспорта с точки зрения безопасности дорожного движения, безопасности договорных отношений со всеми участниками транспортного процесса, экологии и т. п.
Говоря о прогнозах в секторе грузоперевозок, следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации планомерно вводится плата за проезд по магистралям: все дороги федерального назначения для грузовых машин будут платными, при этом все дорожные сборы с перевозчиков будут сохраняться. Соответственно увеличится стоимость ГСМ (топливо и масла), рост составит от 15 до 30%. Нововведением станет применение на грузовых автомобилях различных систем подсчета оплаты за использование дорожного полотна, например система взимания платы «Платон» и т.д. . Увеличится стоимость услуги транспортировки в весенний период и осенний: •из-за более сложных погодных условий; •обязательным для грузовиков является применение зимней резины (введено с 01.11.2015г)
Можно сделать однозначный вывод, что вырастет стоимость аренды земли, станут увеличиваться налоги на имущество, техническое обслуживание машин увеличится в несколько раз. Появятся штрафы за нарушение трудовой дисциплины, штрафы за неустановленную резину по сезону. Для грузового транспорта будет ограничен въезд в город, на определенный период времени суток. Не будем исключать, что власти вернутся к платному лицензированию транспортной и экспедиционной деятельности. Возможно, будет давление на бизнес и со стороны правоохранительных и фискальных органов. Дефицит бюджета государства приводит к тому, что проявляется тенденция постепенного увеличения объема взыскания налогов с юридических лиц.
Темпы роста рынка грузоперевозок прогнозируются существенно ниже уровня инфляции на фоне сокращения грузовой базы и отрицательной динамики грузооборота. Слабоположительная динамика стоимостного объема рынка в 2015 г. связана исключительно с ожидаемым роста тарифов на грузоперевозки ж/д транспортом (до 10%) и сохранением относительно высоких темпов роста в сегменте складских услуг. Объем сегмента автомобильных перевозок сократится на 10-15%. Это связано с уходом с рынка слабых игроков, прежде всего компаний малого бизнеса, в условиях падения спроса и перенасыщения транспортно-логистического рынка предложениями услуг. Повышение эффективности управления и администрирования процессами - залог качества построения конкурентной компании, особенно в условиях экономической рецессии, изменения структуры и географии грузоперевозок. Основные требования - это высочайшее качество сервиса, максимальное покрытие рисков при снижении стоимости услуг.
Последствия нынешнего политико-экономического кризиса продолжают оказывать влияние на грузоперевозки как внутри России, так и за её пределы. Первое, что отмечают аналитики: рынок перенасыщен товарами длительного пользования. Вторая негативная тенденция - уменьшение объёмов промышленного производства во всех важнейших секторах. Оба этих фактора указывают на то, что в 2016 году транспортные компании испытывают трудности. Большой риск связан с невыполнением обязательств по оплате со стороны заказчиков перевозок. Грузоотправители могут оказаться в сложной финансовой ситуации из-за ограничения доступа к денежным средствам, падению спроса на их товары (услуги) и т.п. Вместе с этим замечено ужесточение банковской политики. Как результат, мелкие перевозчики могут уйти с рынка или полностью обанкротиться. На
первый план выйдет профессионализм транспортных компаний и способность адаптироваться к внешним условиям.
Говоря о данном секторе в Москве и Московской области, стоит отметить, что данные регионы дают наибольшие показатели по Российской Федерации, поэтому они зависят от показателей по стране.
Делая выводы и давая краткосрочный прогноз ситуации, следует подчеркнуть, что для сектора грузоперевозок в Российской Федерации в ближайшем будущем будет характерно:
- снижение объемов международных и внутренних перевозок. Это связано со следующими факторами:
1. Увеличение цен на топливо (Правительством РФ было принято решение повысить акциз на бензин на 2 рубля, дизельное топливо на 1 рубль с 1 апреля 2016 года);
2. Ухудшение экономического положения в стране в связи с экономическим кризисом;
3. Негативные последствия от введения системы «Платон» (взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн);
4. Снижение спроса на транспортные услуги.
- Снижение возможностей для финансовой поддержки инфраструктурных проектов из госбюджета. Это происходит из-за ухудшения экономического положения в стране в связи с экономическим кризисом (сворачивание и «замораживание» проектов строительства и реконструкций автомобильных дорог, финансируемых из госбюджета)
- Упрощение рынка, снижение доли услуг добавленной стоимости;
- Обострение проблемы обеспечения безопасности грузоперевозок;
- Сокращение импортного грузопотока из ЕС, включая технологическое оборудование и продовольствие;
- Сокращение объемов международных автомобильных перевозок на европейском направлении вызвано санкциями Евросоюза, такими как:
1. запрет въезда на территорию Евросоюза;
2. заморозка принадлежащих им активов, обнаруженных в любой из стран ЕС;
3. нестабильная политическая ситуация на Украине, проезд по данной территории запрещен.
- Повышение значения портов Северо-Запада и Юга России в перевалке
продовольствия и сырья для его производства из развивающихся стран;
- Увеличение грузоперевозок из Китая наземным транспортом. Поскольку европейским путем ограничен проезд, товары везут из Китая, с Китаем морского сообщения у нас нет, увеличилось железнодорожное и автомобильное сообщение.
- Наращивание грузопотока между странами Евразийского союза;
- Увеличение объема внутренних перевозок ж/д и автомобильным транспортом (в среднесрочной перспективе, по мере реализации программы импортозамещения).
Экономический кризис сильнее всего ударил по малым компаниям на рынке грузоперевозок. Этот сектор можно усилить, установив дополнительный стимул малому бизнесу в транспортном секторе. Как последствия наложенных санкций, на российском рынке стало меньше товаров зарубежного производства, что сказалось на общем объеме рынка, и, как следствие, объема перевозок. Итоговый уровень количества товаров может быть возмещен с помощью политики импортозамещения, проводимой правительством. Однако из-за особенных логистических факторов отечественного производства (а именно того, что товары не требуется перевозить на сравнимо дальние расстояния), уровень производства должен быть выше предыдущего уровня импорта, чтобы иметь сравнимый результат в транспортном секторе.
В качестве альтернативы исключительно внутреннему производству предлагается увеличение импорта из стран, не затронутых санкциями - в частности, стран Евразийского союза и азиатских партнеров.
Также в климате сниженного объема импорта и связанных перевозок имеет смысл развить усилия в направлении эффективности грузовых перевозок - вложения в дорожную инфраструктуру, создание и развитие систем контроля за качеством перевозок, стимуляция более эффективных методов транспортировки.
Литература:
1. ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова» Ситуационный центр социально-экономического развития регионов РФ «Оперативный мониторинг социально-экономического развития России и субъектов РФ» [Электронный ресурс] URL: http://reu-monitoring.ru/ (дата обращения 25.12.2016)
2. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.12.2016)
3. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»
[Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/ (дата обращения 25.12.2016)
4. Сайт ЕМИСС государственная статистика [Электронный ресурс] URL http://www.fedstat.ru/ :
5. Аналитическое агентство «Автостат» : [Электронный ресурс] URL http://www.autostat.ru/
6. Толстых Т.О., Романченко О.В. Подходы к оценке уровня предпринимательского инновационного потенциала в регионе// Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 1 (32). С. 72-75.
Приложение 1. Прогноз роста экономики и рынка грузоперевозок до 2018 г. Индексы роста показателей социально-экономического
развития РФ и рынка ТЛУ РФ в 2009-2018 гг., %.
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
оценка прогноз прогноз
ВВП 92,2 104,5 104,3 103,4 101,3 100,5 95,3 98 100,8 103,5
Промышленное производство 89,3 107,3 105 102,6 100,4 101,3 90,6 99,7 101,1 107,7
Инвестиции в основной капитал 86,5 106,3 110,8 106,8 99,8 97 89 94,6 101,9 108,1
Оборот розничной торговли 94,9 106,5 107,1 106,3 103,9 101,9 98 101,9 102 104,6
Реальные доходы населения 103,1 105,9 100,5 104,6 103,2 99,5 97,4 100,6 101,3 103,7
Экспорт товаров (стоимостной) 63,7 132,7 131,3 102,3 99,2 96,7 86,8 101,2 101,9 102,6
Импорт товаров (стоимостной) 63,7 133,6 129,7 105,4 102,1 91,3 76,7 100,8 101,8 102,8
Коммерческие грузоперевозки 81,8 100 104,8 102,7 98,2 96,4 85 100,5 101,3 102,1
Коммерческий грузооборот 89 107,9 105 104,4 98,6 102,8 92,6 101 101,6 102,4
Площадь качественных коммерче- 125,7 109,2 106,5 114,3 111,2 111,7 108 106,3 104,6 102,9
ских складов