Научная статья на тему 'Оценка уровня развития предпринимательской деятельности в транспортной области российской Федерации'

Оценка уровня развития предпринимательской деятельности в транспортной области российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ВИДЫ ТРАНСПОРТА / ЭКОНОМИКА / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT SERVICES MARKET / MODES OF TRANSPORT / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимов А.Р.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса об оценки уровня развития предпринимательской деятельности в области транспорта Российской Федерации. Проведён анализ статистических данных по функционированию системы транспортных услуг в России. Указаны основные подотрасли грузового транспорта, на которых приходится основная доля транспортных услуг. Исследован рынок пассажирских перевозок России. Анализировано и приведены данные удельного веса занятых в отрасли транспортных услуг грузов и пассажиров. Определена важность грузового и пассажирского транспорта для развития экономики страны. Указано на низкое платёжеспособность населения, негативно влияющая развитие предпринимательства в транспортной области. Приведены данные и динамика по грузообороту за 2016 2017 года. Указана на негативное влияние увеличения налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность в транспортной области. Приведены темпы роста доходности отдельных видов автомобильных грузоперевозок. Указано на принципиальные задачи для государства, при развитии, как предпринимательской деятельности в области транспорта, так и всей транспортной системы. Транспортная система страны, определена, как одной из основных секторов экономики, оказывающей огромное влияние на развитие экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE TRANSPORT FIELD OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the author conducts a scientific review of the issue of assessing the level of development of entrepreneurial activity in the field of transport of the Russian Federation. The analysis of statistical data on the functioning of the transport services system in Russia. The main sub-sectors of freight transport are indicated, which account for the bulk of transport services. The market of passenger transportation in Russia is investigated. The data on the specific gravity of freight and passengers employed in the transport services industry are analyzed and presented. The importance of freight and passenger transport for the development of the country's economy is determined. It indicates the low solvency of the population, negatively affecting the development of entrepreneurship in the transport field. The data and dynamics of freight turnover for 2016 2017 are presented. The negative impact of increasing the tax burden on entrepreneurial activity in the transport field is indicated. The growth rates of profitability of certain types of road freight transportation are given. It points out the fundamental tasks for the state, with the development of both entrepreneurial activity in the field of transport and the entire transport system. The country's transport system is defined as one of the main sectors of the economy, which has a huge impact on the development of the country's economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня развития предпринимательской деятельности в транспортной области российской Федерации»

«шушетим-^шгмаь^ш«,!!» / economic sciences

УДК 33

Рахимов А.Р.

Генеральный директор группы компаний «Ак Буре Групп» (Казань)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10660 ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Rakhimov A. R.

Groups of the Ak Bure Group Company (Kazan)

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE TRANSPORT FIELD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract:

In the article, the author conducts a scientific review of the issue of assessing the level of development of entrepreneurial activity in the field of transport of the Russian Federation. The analysis of statistical data on the functioning of the transport services system in Russia. The main sub-sectors of freight transport are indicated, which account for the bulk of transport services. The market ofpassenger transportation in Russia is investigated. The data on the specific gravity offreight and passengers employed in the transport services industry are analyzed and presented. The importance offreight and passenger transport for the development of the country's economy is determined. It indicates the low solvency of the population, negatively affecting the development of entrepre-neurship in the transport field. The data and dynamics of freight turnover for 2016 - 2017 are presented. The negative impact of increasing the tax burden on entrepreneurial activity in the transport field is indicated. The growth rates ofprofitability of certain types of road freight transportation are given. It points out the fundamental tasks for the state, with the development of both entrepreneurial activity in the field of transport and the entire transport system. The country's transport system is defined as one of the main sectors of the economy, which has a huge impact on the development of the country's economy as a whole.

Аннотация.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса об оценки уровня развития предпринимательской деятельности в области транспорта Российской Федерации. Проведён анализ статистических данных по функционированию системы транспортных услуг в России. Указаны основные подотрасли грузового транспорта, на которых приходится основная доля транспортных услуг. Исследован рынок пассажирских перевозок России. Анализировано и приведены данные удельного веса занятых в отрасли транспортных услуг грузов и пассажиров. Определена важность грузового и пассажирского транспорта для развития экономики страны. Указано на низкое платёжеспособность населения, негативно влияющая развитие предпринимательства в транспортной области. Приведены данные и динамика по грузообороту за 2016 - 2017 года. Указана на негативное влияние увеличения налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность в транспортной области. Приведены темпы роста доходности отдельных видов автомобильных грузоперевозок. Указано на принципиальные задачи для государства, при развитии, как предпринимательской деятельности в области транспорта, так и всей транспортной системы. Транспортная система страны, определена, как одной из основных секторов экономики, оказывающей огромное влияние на развитие экономики страны в целом.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, транспортная система, рынок транспортных услуг, виды транспорта, экономика.

Key words: entrepreneurial activity, transport system, transport services market, modes of transport, economy.

Основой развития предпринимательской деятельности в области транспорта каждого субъекта Российской Федерации становится уровень развития всей транспортной системы, располагающей всеми современными видами транспорта, и осуществляющая перевозки грузов и пассажиров.

Проведём анализ статистических данных по функционированию системы транспортных услуг в России.

Отчетные данные Росстата России за последние 5 лет позволяют дать оценку распределения производственных услуг пассажирского транспорта. Наибольший спрос на них предъявляют управление (41 - 42%), торговля (21 - 22%), другие рыночные услуги (10 - 11%), сам транспорт (4 - 5%).

Среди отраслей промышленности наиболее значима роль нефтегазовой (5%) и машиностроения (2%)[1]. При этом значительная часть услуг пассажирского транспорта (16 - 17%) направлена на удовлетворение производственных нужд.

Несмотря высокую значимость пассажирского транспорта для экономики России, однако, с позиций самой транспортной отрасли, больший приоритет имеет грузовой транспорт. Выручка от услуг грузового транспорта (в том числе и трубопроводный) почти в 5 раз превышает выручку от услуг пассажирского. Транспортная наценка для многих наименований товаров является очень значимой частью рыночной цены и важнейшей причиной для образования итоговой цена товара в той или иной

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / <<Ш^ШМУМ~^©УГМа1>#2Щ44)),2(0]9

территории. Работа грузового транспорта и экономика в целом имеют намного более тесную связь, чем связь пассажирского транспорта и остальной части народного хозяйства, потому что, образование и повышение тарифов пассажирских перевозок слабо сказываются на общей динамике ВВП.

В отличие от пассажирского транспорта, конечный спрос населения оказывает очень небольшое влияния на динамику роста спроса на услуги грузового транспорта - на него приходится менее 4% валовой выручки от осуществления грузовых перевозок.

Основная доля предпринимательских услуг грузового транспорта приходится на три его подотрасли - это железнодорожный, трубопроводный, и автомобильный (в итоге 89% всей выручки от перевозок). Удельный вес в совокупности стоимости грузовых перевозок распределены в следующем порядке: природный газ (около 27%), строительные материалы (16%), другие топливные грузы - нефть (8%), нефтепродукты (6%), уголь (5%). Среди других отраслей наиболее значимы продукция пищевой промышленности (5%), машиностроения (4%), химической и нефтехимической промышленности (4%), продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (4%), черной металлургии (4%). На сельскохозяйственную продукцию приходится менее 3% стоимости грузо-перевозок[2]. Таким образом, внутренний спрос на услуги грузового транспорта во многом определяется спросом на них промышленного производства, их отраслевых структур, и спросом на данные услуги, потребителей промышленной продукции. Экспорт услуг грузового транспорта составляет около 15 % от суммарного их объема в стоимостном выражении.

Для отдельных видов грузового транспорта, разные отрасли промышленности оказывают большое влияние для их развития. Например, трубопроводный транспорт на 100% загружен перекачкой топлива (из которых около 70% приходится на природный газ). В выручке железнодорожного транспорта наиболее велик удельный вес нефтепродуктов и угля (по 14%), строительных материалов (13%), продукции черной металлургии (11%), машиностроения (10%), химической и пищевой промышленности (по 7%), лесных грузов (6%). На автомобильном транспорте доминируют строительные материалы (38%), существенна роль продукции пищевой промышленности (8%), лесных грузов (7%), продукции легкой промышленности (6%). Кроме того, на автомобильный транспорт приходится почти весь конечный спрос населения на грузовые перевозки. Речной транспорт более чем наполовину загружен перевозкой строительных грузов (56%), 17% стоимости его услуг дают перевозки топлива (нефти, нефтепродуктов и угля). Загрузку морского транспорта определяют перевозки топлива (32%), черных металлов и металлургического сырья (7%), сельскохозяйственных грузов и продуктов пищевой промышленности (10%). В грузовых перевозках авиационным транспортом доминируют изделия легкой промышленности (44%),

продукты питания (25%) и продукция машиностроения (6%) [3].

Высокая доля при распределении, услуг пассажирского транспорта приходится на Центральный федеральный округ. Это достигается за счёт большой концентрации населения, туристического потока, и транзитных функций российской столицы.

Предпринимательская деятельность в сфере транспорта отличается относительной стабильностью удельного веса занятых в отрасли в общей численности занятых в экономике - в последние годы этот показатель составляет 6,4 - 6,5 %. Общая численность занятых на транспорте достигла в настоящее время около 4300 тыс. человек и, увеличивалась в последние годы ежегодно на 70 - 80 тыс. чел. Однако практически весь прирост обеспечивал автомобильный транспорт, где достаточно быстро возрастает число работающих на частных предприятиях. Только за 2015 - 2017 гг. доля этих категорий занятых в общей численности занятых на транспорте возросла с 24,6 до 32,3%. Одной из главных причин столь бурного развития частного сектора и численности занятых в нем стали сравнительно невысокие требования к величине стартового капитала, позволяющего осуществлять этот вид деятельности. Напротив, в таких отраслях, как городской электрический, водный и воздушный транспорт численность занятых сокращается не только относительно, но и в абсолютном выражении. Это прямое следствие сохраняющегося кризисного положения этих видов транспорта, сокращения и ветшания трамвайно-троллейбусного парка, речных и морских судов, ликвидации части авиалиний и закрытия многих мелких аэропортов. Одним из негативных результатов таких перемен стало падение производительности труда на городском транспорте (в натуральном выражении - количестве перевезенных пассажиров на одного заня-того)[4].

Пассажирский и грузовой транспорт России не оказывают какое-либо негативное воздействие для развития экономики страны, а наоборот, путём выплат в виде налогов, пошлин, сборов и штрафов, серьёзно пополняют бюджет страны на разных уровнях. Автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный транспорт, без особых нагрузок на транспортную систему страны, в состоянии, удовлетворять растущие потребности экономики. Транспортная система страны развивается довольно - таки высокими темпами. На рынке представлены многие виды лучших транспортных средств, производившиеся за рубежом, что возбуждает большую конкуренция в машиностроительном секторе экономики. Из пережитых рыночных реформ в транспортном секторе, одним из наиболее негативным следствием, можно отметить ухудшение транспортного обслуживания населения окраинных и относительно удаленных от крупных городов и районов (ликвидация и сокращение части автобусных маршрутов; ликвидация авиационного сообщения, путём консервирования многих небольших аэродромов и т.д.).

Возможности, удовлетворения возрастающего спроса экономики на транспортные услуги в среднесрочной и более отдаленной перспективе останутся удовлетворительными, так как, на сегодняшний день, предложение транспортных услуг, превышает спрос на транспортные услуги. И соответственно, развитие предпринимательской деятельности в транспортной области будет на прямую зависеть как от темпов роста экономики в целом, так и от потребностей народного хозяйства. Наиболее важная, сложная и ответственная задача государственного регулирования развития предпринимательской деятельности на транспорте, заключается в реконструкции существующих магистралей и в строительстве новых, в разработке новых программ по поддержке и развитию предпринимательской деятельности на транспорте.

К сожалению, в настоящее время, какие-либо достоверные прогнозы развития производительного сектора страны, отсутствуют не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу. Поэтому, проведен самостоятельный анализ при прогнозировании положительных изменений в структуре производства, оказывающую основное влияние для развития транспортных грузоперевозок, соответственно, и влияющее на развитие предпринимательства в области транспорта.

В январе-октябре 2017г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 3965,6 млрд.тонно-кило-метров, в том числе железнодорожного - 1602,3 млрд., автомобильного - 167,2 млрд., морского -47,4 млрд., внутреннего водного - 65,7 млрд., воздушного - 2,4 млрд., трубопроводного - 2080,6 млрд.тонно-километров[5].

Таблица-1.

Грузооборот транспорта за 2016-2017 гг. [6]_

Октябрь 2017г., млрд. т-км В %к Январь- октябрь 2017г. в % к январю- октябрю 2016г. Справочно

октябрю 2016г. сентябрю 2017г. октябрь 2016г. в % к январь- октябрь 2016г. в % к январю- октябрю 2004г.

октябрю 2004г. сентябрю 2016г.

Грузооборот транспорта 414,4 101,9 104,8 102,5 102,8 105,4 102,5

в том числе: железнодорожного 168,3 102,3 104,7 104,5 104,9 105,1 102,9

автомобильного 18,1 104,9 98,2 102,3 100,5 93,7 107,7

морского 4,5 81,8 83,3 95,4 80,8 112,6 95,6

внутреннего водного 6,7 85,5 64,3 83,1 85,4 67,6 92,7

воздушного (транспортная авиация) 0,3 95,6 100,2 103,6 91,4 121,8 95,5

трубопроводного 216,5 102,4 108,2 101,9 102,9 108,8 102,5

Динамика грузооборота транспорта за 2016-2017 гг. отражена в таблице.

ECONOMIC SCIENCES / <<Ш1ШМУМ~^©иГМа1>#2Щ44)),2(0]9

Таблица 2

Динамика грузооборота транспорта за 2016-2017 гг._

Млрд.т-км В %к

соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду

2016г.

Январь 386,0 104,1 97,5

Февраль 357,7 101,1 92,7

Март 397,1 102,7 111,0

I квартал 1140,8 102,7 96,8

Апрель 383,1 101,9 96,5

Май 397,1 104,2 103,6

Июнь 380,3 103,0 95,8

II квартал 1160,5 103,0 101,7

I полугодие 2301,3 102,9

Июль 383,5 101,5 100,9

Август 392,0 101,7 102,2

Сентябрь 386,0 102,0 98,5

III квартал 1161,5 101,7 100,1

Январь-сентябрь 3462,8 102,5

Октябрь 406,9 102,8 105,4

Январь-октябрь 3869,7 102,5

Ноябрь 395,3 102,0 97,1

Декабрь 409,4 103,5 103,6

IV квартал 1211,5 102,8 104,3

Год 4674,4 102,5

2017г.

Январь 382,6 99,1 93,5

Февраль 368,0 102,9 96,2

Март 409,8 103,2 111,4

I квартал 1160,4 101,7 95,8

Апрель 390,8 102,0 95,4

Май 407,7 102,7 104,3

Июнь 389,8 102,5 95,6

II квартал 1188,4 102,4 102,4

полугодие 2348,8 102,1

Июль 401,8 104,8 103,1

Август 405,1 103,3 100,8

Сентябрь 395,5 102,5 97,6

III квартал 1202,4 103,5 101,2

Январь-сентябрь 3551,2 102,6

Октябрь 414,4 101,9 104,8

Январь-октябрь 3965,6 102,5

Возрастает системообразующая роль транспортной системы, которая является неотъемлемой частью при развитии социально-экономических преобразований.

Транспорт в целом, удовлетворял, и удовлетворяет на сегодняшний день, растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. Темпы роста спроса, значительно меньше предложения, что в свою очередь приводит к слабому росту, либо вообще застою росту цен, пропорционально инфляции (отображаемый в транспортном секторе ростом цен на топливо, запасные части, обслуживания транспорта, уровень зарплат водителей, и т.д.), как результат которого, возникает низкая рентабельность предпринимательской деятельности на транспорте. С другой стороны, государство создаёт

дополнительную нагрузку, на и так на грани рентабельности находившемуся бизнесу, путём увеличения налоговой базы, например: увеличился НДС с 18% до 20%, ведён новый сбор «ПЛАТОН». С 2009 года по 2019 год, на рынке транспортных услуг по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, также в междугородных перевозках автомобильным транспортом, индексация цен на услуги составила примерно 10 % (что равно 1 % роста цен в год), что указывает на падение рентабельности предпринимательской деятельности транспортном секторе[7].

По этому, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя

считать удовлетворительным, а уровень ее развития достаточным для комфортного видения бизнеса в данном секторе экономики.

Подвижность населения России примерно в 2,0 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Низкий спрос, связанный с низкой платёжеспособностью населения (из-за медленного роста экономики страны), препятствует развитию единого экономического пространства и росту личной мобильности населения.

Спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью, из-за недостаточного технического уровня транспортной системы, не достаточности развития инфраструктуры и дорожной сети, накопленного отставания в области транспортных технологий, излишней бюрократизи-рованности государственных органов, с которыми, в силу закона, приходится согласовывать и получать лицензии при оказании некоторых видов транспортных предпринимательских услуг.

Потенциал увеличения ВВП за счёт экспорта транспортных услуг реализовывается не полностью, потому что не развит транзитный потенциал Российской Федерации, слабо развиваются проекты международных коридоров, а именно международный транспортный коридор «Европа - Западный Китай». А возможности отечественных перевозчиков на мировом рынке отстают от иностранных партнёров.

Внешняя торговля сильно зависит от иностранных перевозчиков и коммуникаций, например, значительная часть флота, принадлежащий российским судовладельцам, регистрируется в зарубежных судовых реестрах, а возможности портовых инфраструктурных объектов способны обслуживать лишь около 80% российских внешнеторговых грузов, также система магистральных трубопроводов нуждаются в своём инфраструктурном развитии для ведения внешней торговли нефтью, нефтепродуктами и газом.

Транспортный комплекс России подвергся за последнее десятилетие основательному реформированию. Большая часть деятельности предприятий транспортного комплекса осуществляется организациями негосударственной формы собственности. Их доля составляет от 73% до 95,8% (кроме пассажирских автотранспортных предприятий, где большую часть работы предприятия государственной и муниципальной формы собственности, которая составляет около 90%).В пассажирских перевозках

доля организаций негосударственной формы собственности составляла: на автомобильном транспорте - 14%, воздушном - 74%, внутреннем водном - 93%, морском - 91% [8].

Процесс развития предпринимательской деятельности в транспортном секторе экономики, ставит принципиальные задачи перед государством внимательно и ответственно отнестись к транспортной системе страны. В стране должны быть ещё более развиты и непосредственно внедрены: программы поддержки и развития предпринимательства в области транспорта; должно без остановки развиваться дорожная сеть и придорожная инфраструктура, новые территории страны должны охватываться качественным автомобильными дорогами и железнодорожными сетями; развитие малой авиации; строительство новых портов, развитие речного транспорта пассажиров и грузов; более широко использовать свой потенциал международных торговых отношений и экспорта транспортных услуг, широко распространять участие в международных коридорах; развивать машиностроения. Эти шаги необходимы, как для развития предпринимательства в транспортной области, так и для развития всей транспортной системы страны в целом.

Список литература

1. Россия в цифрах. 2017. Росстат. М., 2018. С. 612.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иконникова И.А., Адамов H.A. Особенности логистизации хозяйственной деятельности отечественных бизнес-структур в условиях риска // РИСК. 2014. № 3. С.27.

3. Адамов H.A., Элларян A.C. Концептуальные аспекты развития национальной транспортно-логистической системы//РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 40-41.

4. Прокофьева Т.А., Адамов НА. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. М.: Экономическая газета, 2018. С.58.

5. Россия в цифрах.2017. Росстат. М., 2018. С.

331.

6. http://tatstat.gks.ru

7. www.akbure@list.ru

8. Статистический сборник / Ред. колл.: А.Е.Суринов, И.А.Збарская и др. М. : Росстат, 2018. С.31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.