Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития работы грузового автотранспорта в России'

Современное состояние и перспективы развития работы грузового автотранспорта в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРА / ПАРК / ГРУЗООБОРОТ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Л.И., Иванова О.Е.

В статье показано, что падение объемов перевозок грузов, увеличение тарифов отрицательно сказываются не только на развитии самого транспортного комплекса, но и экономики России в целом. Авторами проведена оценка экономического состояния работы грузового автотранспорта в России и выявлено, что ситуация в системе работы грузового автотранспорта осложнена наличием ряда негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-законодательной базы и усиления государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития работы грузового автотранспорта в России»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1 (142) - 2012

УДК 385/388

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В РОССИИ

Л. И. СОЛДАТОВА, кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: lyubovsoldatova@yandex. ru О. Е. ИВАНОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: oksivanova44@mail. ru ФГБОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»

В статье показано, что падение объемов перевозок грузов, увеличение тарифов отрицательно сказываются не только на развитии самого транспортного комплекса, но и экономики России в целом. Авторами проведена оценка экономического состояния работы грузового автотранспорта в России и выявлено, что ситуация в системе работы грузового автотранспорта осложнена наличием ряда негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-законодательной базы и усиления государственной поддержки.

Ключевые слова: грузовой автотранспорт, автомобильная промышленность, структура, парк, грузооборот, грузоперевозки.

Грузовой автомобильный транспорт играет важную роль в экономике и социальной сфере. Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику. Современный

этап социально-экономических преобразований в России — это этап проведения институциональных реформ, нацеленных на создание эффективных рыночных механизмов. Транспортная система становится базисом для эффективного вхождения России в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства. Динамично развивающаяся экономика России выдвигает перед транспортной системой страны дополнительные требования не только к повышению пропускной способности инфраструктуры, но и к внедрению новых технологий, инновационных решений, повышению качества обслуживания, снижению административных барьеров и качества планирования [1].

Посткризисный 2010 г. стал для рынка автопро-ма, как и для многих других отраслевых рынков, годом восстановления. Так, с российских предприятий было отгружено в 1,57 раз больше грузовых автомобилей, чем годом ранее. В I квартале 2011 г. рост объемов отгрузки продолжился — результаты трех месяцев текущего года оказались больше результатов января—марта 2010 г. на 75 %. Производство грузовых автомобилей в России продолжает расти — по

150

отношению к первому полугодию 350 2009 г. оно увеличилось в 1,5 раза.

т/- „ 300

Крупнеишими российскими предприятиями автомобильной промыш- 250 ленности являются: ОАО «КамАЗ» (находится на 11 -м месте в мире среди 200 производителей тяжелых грузовиков), «Группа ГАЗ» (ООО «Павловский автобусный завод» — ПАЗ, ОАО «Голи-цынский автобусный завод» — ГолАЗ, ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинс-кий автобусный завод» — ЛиАЗ, ООО «Курганский автобусный завод» — КАвЗ, ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод»), ОАО «Соллерс», «Завод имени И. А. Лихачева» — АМО ЗИЛ, ЗАО «Брянский автомобильный завод» (БАЗ) — ведущий производитель большегрузных колесных шасси, в том числе для нефтегазового комплекса, автокранов большой грузоподъемности, трубоплетевозы, автоцистерны, топливозаправщики, цементировочные агрегаты, шасси для различных комплексов военного назначения [8].

В период с 2000 по 2010 г. в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые др. Мощности заводов рассчитаны на производство начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) — сборку с высокой степенью локализации производства со сваркой и окраской кузовов и сборку агрегатов. В автопромышленности РФ существуют также амбициозные проекты российского суперкара Marussia и гибридного автомобиля Михаила Прохорова.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в 2010 г. в РФ было произведено 150,38 тыс. грузовых автомобилей (рис. 1). По сравнению с уровнем 2000 г. данный показатель ниже на 37,92 тыс. грузовых автомобилей, или на 20,1 % [13].

297,5

20001. 20011. 2002 г. 2003 г. 2004г. 2005 г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009 г. 2010г.

Рис. 1. Производство грузовых автомобилей в России в 2000—2010 гг, тыс. ед.

В структуре производства транспортных средств на 1 января 2011 г. преобладают отечественные марки (рис. 2). На их долю приходится 90,3 % всех произведенных в России грузовых автомобилей. Доля иностранных марок в структуре производства грузовиков с каждым годом увеличивалась — с 7,3 % в 2008 г. до 9,7 % в 2010 г. Во многом этому способствовало оживление производства на заводах группы «Соллерс» и открытие в 2009 г. завода по выпуску грузовой техники Volvo и Renault в Калуге. С апреля 2010 г. запущено производство грузовых автомобилей Scania [3].

В течение 2010 г. рынок грузовых автомобилей восстанавливался постепенно. В январе 2010 г. производственные показатели предприятий были самыми низкими с начала 2008 г. Основной рост выпуска грузовой техники пришелся на середину

4(7%)

3(11%)

7(1%) 6(1%) 5(2%)

8(10%)

2(21%)

Рис. 2. Структура производства грузовых автомобилей в России (на 1 января 2011 г.):

1 — «Группа ГАЗ»; 2 — ОАО «КамАЗ»; 3 — группа «Сол-лерс»; 4 — ОАО «Автомобильный завод «Урал»; 5 — ООО «ПСА ВИС-Авто»; 6 — завод Volvo в Калуге; 7 — Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ); 8 — прочие

Рис. 3. Производство грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 т, ед.

2010 г. Сокращение объемов производства в мае 2010 г. было обусловлено большим числом праздничных дней. Августовское падение в основном связано с остановкой конвейера на заводе «КамАЗ» по причине ухода персонала в коллективный отпуск. Причины, приведшие к снижению потребительской активности в стране и значительному осложнению ситуации в российской автомобильной отрасли, общеизвестны — это глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля [14].

В структуре производства грузовиков за 2009 г существенных изменений не наблюдалось (рис. 3). По-прежнему основную долю выпускаемой техники составляют автомобили полной массой от 2 800 до 3 500 кг. При этом в 2010 г. по сравнению с 2009 г в структуре выпуска такая техника упрочила свои позиции в основном за счет программы утилизации, которая охватила именно этот сегмент. Основная часть грузовиков массой от 2 800 до 3 500 кг, производимая в России, выпускается на автомобильном заводе ГАЗ [7].

В 2010 г. наблюдалась тенденция к увеличению доли всех сегментов в структуре производства, за

исключением грузовых автомобилей полной массой свыше 11 000 кг. Основным производителем крупнотоннажной техники является Камский автомобильный завод (ОАО «КамАЗ»). В 2009 г. производство продукции на данном предприятии было простимулировано государственным заказом со стороны силовых структур и органов государственной власти. В результате доля техники полной массой свыше 11 000 кг в структуре производства в 2009 г. увеличилась относительно показателя 2008 г. По этой причине в 2010 г. рост в данном сегменте был не столь резким.

В 2010 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) — The Association of European Businesses (AEB), в России было продано 22,5 тыс. ед. иностранной грузовой техники. Наибольшим спросом пользовалась крупнотоннажная техника, которая активно применяется в коммерческих перевозках. В последнее время российские автотранспортные компании и частные перевозчики закупают технику иностранного производства, поскольку она более удобна и комфортабельна при длительной транспортировке грузов. По итогам 2010 г. рынок грузовых автомобилей в РФ значительно вырос, чему способствовал рост объемов производства и импорта [4].

Среди предприятий лидирующие позиции по объемам производства грузовой техники удерживает «Группа ГАЗ» — автомобильные заводы ГАЗ и «Урал». По сравнению с 2009 г. доля выпуска предприятия в общем объеме производства выросла на 2,8 %. В 2010 г. «Группа ГАЗ» отказалась от выпуска модели «Газель-Эконом». На данную продукцию, производимую только в 2009 г., наблюдался низкий спрос, было реализовано только 800 автомобилей. Компания сосредоточилась на производстве модернизированной модели «Газель-Бизнес», которая включила в себя более 20 конструктивных и 130 производственно-технологических изменений. Ресурс автомобиля составляет 300 тыс. км. Минимальная цена на отечественном рынке начинается с отметки 425 000 руб.

Импорт грузовых автомобилей (за исключением седельных тягачей) в период январь—март 2011 г. в денежном выражении вырос в 3 раза. А ввоз на

180000 ООО

160000 000

ж

140ООО ООО

120000 ООО

шаоооооо

80000ООО

60000 000

40000ООО

20000000

\

Z

Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль Март

И^ЕЭ Октябрь 2009-лларт 2010 Октябрь 2010-март 2011

Рис. 4. Импорт новых седельных тягачей экологического класса 4 и выше, долл.

территорию России седельных тягачей увеличился в 8,8 раза (рис. 4). Одной из наиболее значимых позиций, обеспечивших подобный рост, стал импорт новых седельных тягачей экологического класса 4 и выше. Лидером среди стран-партнеров в IV квартале 2010 г. стала Германия, на которую приходится 37 % всего импорта. А участие в торговле с российской стороны приняли 262 компании. Нельзя не отметить и тот факт, что рост на рынке данного товара продолжается уже более полугода.

Активизировался и импорт автокомпонентов. Ввоз отдельных видов запасных частей вырос в несколько раз. Так, например, прирост объемов импорта систем подвесок и их частей к январю—марту 2010 г. составил 331 %. Рекордное значение прироста — в 53 раза — принадлежит позиции «Тормоза и тормоза с сервоусилителем для дисковых тормозов и их части». В I квартале 2010 г. показали стабильный рост такие товары, как тормоза и тормоза с сервоусилителем, коробки передач и их части, ведущие и неведущие мосты и пр. В очередной раз здесь же импорт новых седельных тягачей экологического

класса 4 и выше. Данная позиция проявляет признаки роста уже на протяжении 8 мес. Апрель—июнь 2010 г. для товара ознаменовался многократным увеличением объемов импорта по отношению ко II кварталу 2009 г. как в денежном, так и в натуральном выражении.

По данным компании «Авто -стат», на 1 января 2010 г. российский парк грузовых автомобилей составил 3 426,8 тыс. ед. Самосвалы и бортовые грузовики с большим отрывом являются лидерами потребительского предпочтения, занимая почти половину российского парка грузовых автомобилей (рис. 5). Если структурировать российский рынок грузовиков по типам кузова, то увидим, что на нем преобладают самосвалы (24,1 %), бортовые грузовики (22,6 %) и седельные тягачи (13,1 %) [2].

В свою очередь среди производителей самосвалов лидируют заводы «КамАЗ» (33,5 %), ЗИЛ (21 %) и ГАЗ (18,2 %). Предприятия, выпускающие бортовые грузовики, расположились в иной последовательности. Здесь лидер — ГАЗ (38,5 %), на втором месте — ЗИЛ (23,2 %), на третьем — «КамАЗ» (19,1 %). Что касается седельных тягачей, то в этом сегменте первое место принадлежит также заводу «КамАЗ» (28,1 %), второе — у продукции ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) (21,5 %), третье — шведский Volvo (9,3 %). Более 80 % российского парка отечественных грузовиков на 1 января 2011 г. приходится на тройку лидеров — ГАЗ, КАМАЗ и ЗИЛ (рис. 6).

В пятерку лидеров входят МАЗ и «Урал». Доли КрАЗ и САЗ не превышают двадцатой части парка.

7 (2%)

6 (5%)^

5 (7%)

8 (14%)

1 (24%)

4 (12%)

(23%)

3 (13%)

Рис. 5. Структура парка автотранспорта России по типам кузовов (на 1 января 2011 г.):

4(10%)

7 (2%)

5(6%) 6 (3%М 8 (1%)

1(30%)

3(24%)

2(24%)

Рис. 6. Структура парка грузовых автомобилей в России по

1 — самосвалы; 2 — бортовые автомобили; 3 — седельные маркам к^зовов (на 1 января 2011 г):

тягачи; 4 — автофургоны; 5 — спецтехника; 6 — автоцистерны; 7 — автокраны; 8 — прочие

1 — ГАЗ; 2 — КАМАЗ; 3 — ЗИЛ; 4 — МАЗ; 5 — Урал; 6 — КрАЗ; 7 — САЗ; 8 — прочие

- 25

11(25%)

1(12%)

10 (5%)

9 (5%) 8 (5%)

4(10%)

7(5%)

6(6%)

5(6%)

Рис. 7. Структура парка грузовых автомобилей по брендам (иномарки) (на 1 января 2011 г):

1 — Volvo; 2 — MAN; 3 — Mercedes-Benz; 4 — Scania; 5 — Isuzu; 6 — Mitsubishi; 7 — Nissan; 8 — Freiqhiliner; 9 — Tatra; 10 — Hino; 11 — прочие

Лидерство в сегменте грузовиков иностранного происхождения принадлежит бренду Volvo — 12 %. Порог в 10 % перешагнули автомобили MAN, Mercedes-Benz и Scania (рис. 7) [16].

Российский парк грузовых автомобилей почти на 90 % состоит из отечественной техники, остальная часть — иностранные грузовики, из них 62,8 % — европейские марки. На втором месте — грузовики японских брендов (16,1 %), на третьем — корейские (9,2 %). Далее идут грузовики американских (7,2 %) и китайских (4,7 %) брендов. Наибольшую долю в парке занимают тяжелые грузовики массой более 16 т. Почти на 1,5 % меньше средних грузовиков массой 18... 16 т. Чуть превышает четверть парка доля грузовиков массой от 3,5 до 8 т. В остальном «кузовной рейтинг» выглядит следующим образом: на автофургоны приходится 11,9 % рынка, на спецтехнику — 7,2 %, на автоцистерны — 4,7 %, на автокраны — 2,4 % и 13,9 % — прочие машины.

На начало 2011 г. во всех субъектах Российской Федерации на учете числилось 3,4 млн грузовых автомобилей. На величину парка грузовиков оказывают влияние два основных фактора, между которыми нет взаимосвязи. Первый фактор — это рынок, т. е. объем продаж российских и импортных грузовиков, как новых, так и бывших в употреблении за рубежом. Второй фактор — темпы списания устаревшей техники, не эксплуатируемой, но числящейся на учете в ГИБДД. Именно поэтому, когда рынок растет на несколько сот тысяч автомобилей, автомобильный парк прирастает лишь на десятки тысяч.

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1000

Впервые за последние десять лет парк грузовых машин в 2009 г. в России сократился. При этом начиная с конца 1990-х гг. наблюдался его неуклон-1 ный рост: с 4 390тыс. ед. в 1999г. до 5 348,7тыс. ед. в 2008 г. (рис. 8). Ежегодная прибавка составляла от 1 до 4 процентных пунктов. В 2009 г. парк грузовиков в России сократился на 0,5 %, или до 5 322,6 тыс. машин в числовом выражении. На этом фоне продолжается тенденция к снижению объема импорта грузовиков и соответственно увеличению количества машин российской сборки. Это связано с государственными мерами по поддержке отечественного автопрома и высокими заградительными пошлинами на импортную технику [9].

Однако зарубежные автогиганты свои позиции сдавать не намерены и вплотную занимаются проектами по организации сборки своих грузовиков на территории России, что означает перевод этих брендов в ранг отечественных производителей. В частности, компании Volvo Trucks и Renault уже имеют действующее предприятие в Калуге, Scania много лет выпускает автобусы в Санкт-Петербурге, Hyundai наладил производство своих моделей в Таганроге. Другие «иноземцы» тоже готовятся дать серьезный бой российским брендам: о строительстве собственных сборочных предприятий в России серьезно задумались MAN и Iveco. И это еще далеко не полный список желающих «обрусеть» грандов автомобилестроения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди российских производителей и производителей стран Содружества Независимых Государств (СНГ) лидирует Горьковский автозавод (ГАЗ), продукция которого занимает 29,9 % рынка отечественных грузовиков. Что интересно, по большей части такое преимущество достигнуто за счет среднетон-нажных, а не легких коммерческих автомобилей, как принято считать. Далее в списке следуют КАМАЗ (24,5 %) и ЗИЛ (24 %) (рис. 9) [17].

4 390

-4440 "4482,3-4625,4

4 668,7 4 770,2

4 850,2

4 966,8 5 167,8

5 348,7

5 322,6

-5 414 -

I I I

19951. 20001. 20011. 2002 I 2003г. 2004г. 2005 г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009 г. 2010г.

Рис. 8. Динамика парка грузовых автомобилей в России за 1999— 2010 гг., тыс. ед.

6(2,2%) 7(5,8%) 8(0,6%) 5(5,4%) ' ' '

1(29,9%)

4(7,6%)

1 (25,6%)

3(24%)

2(24,5%)

1 (11%)

2 (10°%)

3 (79%)

Рис. 10. Возрастная структура российского грузового автопарка (на 1 января 2011 г.) (весь парк): 1 — до 5 лет; 2 — от 5 до 10 лет; 3 — старше 10 лет

3 (37,9%)

Рис. 9. Структура российского парка грузовиков отечественного производства (на 1 января 2011 г.),%: 1 — ГАЗ; 2 — КАМАЗ; 3 — ЗИЛ; 4 — МАЗ; 5 — Урал; 6 — КрАЗ; 7 — САЗ; 8 — прочие

Ежегодно в России списывается около 300 тыс. грузовиков. Таким образом, объем выбраковки составляет не более 6 %. В то же время возраст автопарка остается одним из самых больных вопросов. Около 80 % грузовиков в России старше 10 лет, что составляет в количественном выражении 2 742 000 ед. (рис. 10). При этом из всех находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей отечественного производства в эту возрастную группу попадают 82,8 % машин, у автомобилей иностранных марок этот показатель меньше и составляет 49,1 %.

Если структурировать российский грузовой автопарк по массе, то картина будет следующая. Большая часть (37,9 %) грузовых машин на территории России имеет массу свыше 16 т, чуть меньше (36,5 %) приходится на автомобили массой от 8 до 16 т, доля же грузовиков массой от 3,5 до 8 т составляет 25,6 % (рис. 11) [15].

По разным данным, в стране примерно из 1 млн грузовых автомобилей более половины имеют

2 (36,5%)

Рис. 11. Структура парка грузовых автомобилей по массе (на 1 января 2011 г.):

1 — от 3,5 до 8 т; 2 — от 8 до 16 т; 3 — более 16 т

возраст более 15 лет, тогда как у основного парка возраст около 25 лет. Вдохновившись эффективностью утилизационной программы легковых автомобилей Минпромторг России собирается обновить в том числе и парк грузового транспорта и автобусов. Государственная программа утилизации грузового автотранспорта стартует в 2012 г., и действие программы продлится до 2014 г. Минпромторг России одобрил основные положения программы, которые были разработаны крупнейшим автопроизводителем грузового автотранспорта «КамАЗом». По некоторым данным, программа утилизации распространится на грузовики массой от 6 т возрастом старше 15 лет, которые находятся у последнего владельца не менее полугода. Скидка согласно государственной программе утилизации составит около 15 % средней стоимости грузовика, или 115 тыс. руб. за среднетоннажный и 270 тыс. руб. за тяжелый грузовик. В рамках программы автовладельцы могут обменять машину на сертификат для покупки нового автотранспорта отечественного производства либо собранного в режиме промсборок [6].

Как показало исследование в сфере автомобильного транспорта, необходимо осуществить обновление и модернизацию парка грузовых автотранспортных средств в целях улучшения их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок грузов. Планируется развитие терминальных систем перевозок грузов на междугородных и международных маршрутах, развитие интермодальных контейнерных и контрейлерных перевозок, создание сети региональных и межрегиональных транспортно-логистических центров в субъектах Российской Федерации. Совершенствование перевозочных технологий на

основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем (ГЛОНАСС/GPS), в первую очередь на междугородных и международных маршрутах, способствует повышению эффективности функционирования автотранспортной отрасли за счет улучшения эксплуатационных показателей работы автомобилей.

Предусматривается оснащение навигационными (бортовыми) системами не менее 15 % парка грузовых автомобилей, занятого на междугородных и международных перевозках грузов, увеличение доли грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами, к 2015 г. до 35 % и к 2030 г. до 100 %. Планируется внедрение систем контроля за режимом движения устанавливаемых на рабочем месте водителя цифровых тахографов или их электронных спутниковых аналогов, ограничителей скорости движения транспортных средств, систем контроля за бодрствованием водителя и др. [11].

В России, как и в других развитых странах, транспортные перевозки играют важнейшую роль в развитии производства, бизнеса и социальной сферы. В общем грузопотоке страны задействованы все виды транспортных средств. Грузовой транспорт, относящийся к классу автомобильного грузового транспорта, имеет довольно много преимуществ по сравнению с другими видами грузового транспорта. Естественно, что выполнять грузовые перевозки транспортом мобильным, недорогим и экономичным намного предпочтительнее, нежели выполнять те же самые грузоперевозки другим транспортом, не отвечающим в полной мере данным условиям. Однако бывают случаи, когда автомобильный транспорт просто невозможно использовать по назначению в силу определенных обстоятельств. В данных случаях грузовые перевозки, как правило, выполняются иными транспортными средствами,

такими как железнодорожный грузовой транспорт, авиационный грузовой транспорт, морской грузовой транспорт.

Работа автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями: объемом перевозок грузов и грузооборотом. По данным Федеральной службы государственной статистики, основные показатели работы по всем видам транспорта по перевозке грузов за период с 2000 по 2010 г. выглядят следующим образом (табл. 1) [5].

Большая часть грузоперевозок в России осуществляется автомобильным транспортом (68,5 % в 2010 г.), на железнодорожный транспорт приходится 15,8 %. Трубопроводный имеет тоже довольно существенную долю — почти 14 %. В период с 2000 по 2008 г. наблюдается рост объема перевозок груза автомобильным транспортом на 1 015 млн т, или на 17,3 %. Объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта в 2010 г. составил 7 643 млн т, или 102,3 % к уровню 2009 г. В 2010 г. наблюдается незначительное падение уровня перевозимых грузов автомобильным транспортом по сравнению с 2009 г. — на 0,1 %.

Итоги 2010 г. свидетельствуют о том, что популярность железнодорожного транспорта все-таки была повышена. В некоторой степени сыграло свою роль сдерживание тарифов. В частности, в IV квартале 2010 г. тарифы на перевозки железнодорожным транспортом практически не увеличивались в отличие от автомобильного [10].

История объемов грузооборота в России не лишена драматических событий (рис. 12). Из анализа рис. 12 видно, что резкое падение грузопотока наблюдается после 1990 г., при том, что до 1990 г. не учитывался объем газопроводного транспорта.

Падение грузооборота в значительной степени связано с сокращением объема межотраслевых перевозок грузов при повышении потребительского

Таблица 1

Перевозка грузов в РФ по видам транспорта в 2000-2010 гг., млн т

Вид транспорта 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Всеми видами транспорта, всего 7 907 9 167 9 300 9 450 9 451 7 469 7 643

В том числе:

автомобильным 5 878 6 685 6 753 6 861 6 893 5 240 5 235

железнодорожным 1 047 1 273 1 312 1 345 1 304 1 109 1 206

магистральным трубопроводным 829 1 048 1 070 1 062 1 067 985 1 062

внутренним водным 117 134 139 153 151 97 102

морским 35 26 25 28 35 37 37

воздушным 0,8 0,8 0,9 1 1 0,9 1,1

' ' Перевозня грузов, млн т —•— Прирост, %

Рис. 12. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, млн т

рыночного сегмента в процессе перехода российской экономики от плановой к рыночной. После 2000 г. объем перевозки грузов медленно растет на 2—3 % в год. Причем динамика роста с течением времени убывающая — в предкризисном 2007 г. прирост составил всего 1,6 %. В 2008 г. активность грузоперевозок приостановилась (прирост 0 %), а в 2009 г. произошло резкое снижение — на 21 %. Восстановление грузоперевозок после кризисных потрясений происходит медленно. В частности, показатели грузоперевозок после падения на 54 % в первой половине 1990-х гг. на положительные приросты вышли только в 2000 г. После снижения 2009 г. в 2010 г. прирост был положительным, но небольшим — всего 2,4 %.

Однако показатели грузооборота у различных видов транспорта различны (табл. 2).

В частности, на автомобильный транспорт в общем объеме грузооборота приходится только 4,2 %, а на железнодорожный — 42,3 %. Лидером по скорости доставки грузов является трубопроводный транспорт, в общем объеме грузооборота он занимает практически 50 %. В плане темпов восстановления грузооборота в 2010 г. лидировала транспортная авиация, прирост грузооборота которой составил 30,6 % к обороту 2009 г. Грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 10,7 % в общем грузообороте, железнодорожного — на 7,8 %. По данным Росстата, в феврале 2011 г. объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта (без

Таблица 2

Грузооборот в РФ по видам транспорта в 2000—2010 гг., млрд т • км

Вид транспорта 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Всех видов транспорта, всего 3 638 4 676 4 801 4 915 4 948 4 446 4 751,8

В том числе:

магистрального трубопроводного 1 916 2 474 2 499 2 465 2 464 2 246 2 382

железнодорожного 1 373 1 858 1 951 2 090 2 116 1 865 2 010,6

автомобильного 153 194 199 206 216 180 199,2

морского 122 60 62 65 84 98 101

внутреннего водного 71 87 87 86 64 53 54,3

воздушного 2,5 2,8 2,9 3,4 3,7 3,6 4,7

750

Рис. 13. Динамика перевозки грузов транспортом по месяцам в 2009—2011 гг., млн т: 1 — 2009 г.; 2 — 2010 г.; 3 — 2011 г

трубопроводного и железнодорожного транспорта не общего пользования) составил около 571,3 млн т (109 % к уровню соответствующего периода 2009 г.), грузооборот — 384,1 млрд т • км (105,5 %). В целом начало года можно охарактеризовать как достаточно активное (рис. 13) [12].

Анализ рынка транспортных услуг России показывает, что две трети всего объема грузоперевозок по стране осуществляется с помощью автомобильного грузового транспорта. Грузоперевозки являются настолько востребованной транспортной услугой во всем мире, что не могут стоять на одном месте и вынуждены динамично развиваться. Чтобы соответствовать требованиям заказчика, уже недостаточно ответственно относиться к своей работе и иметь многолетний опыт. На смену устаревшим моделям грузоперевозок приходят новые, учитывающие все многогранные аспекты транспортировки товаров в любую точку мира.

По мнению авторов, в настоящее время сектор автомобильных грузоперевозок восстанавливается от прошедшего кризиса и испытывает еще множество нерешенных проблем. Так, высокая стоимость ГСМ, запасных частей и агрегатов, а также уровень налогообложения не позволяют отрасли уверенно развиваться. Кроме того, значительного обновления требует грузовой автопарк страны. Многие единицы транспорта выработали свой ресурс и требуют срочного вывода их из эксплуатации. На состояние автопарка в свою очередь оказывает влияние еще одна проблема, требующая срочного решения,

30-

— состояние дорожной сети. Помимо совершенствования качества дорожного покрытия необходимо развивать придорожную инфраструктуру, в том числе расширять вдоль всех типов дорог сеть ремонтных мастерских, а также мест отдыха для водителей. Еще одна проблема кроется в самой отрасли, несмотря на то, что рынок коммерческих грузоперевозок существует уже более 20 лет, в большинстве регионов отмечается несогласованность в формировании тарифов на услуги транспортных компаний, в результате чего рынок автомобильных грузоперевозок испытывает перекос в ценах не только между регионами, но и внутри одного субъекта Федерации, что не может положительно влиять на состояние отрасли. Таким образом, перспективы рынка автомобильных перевозок весьма очевидны. Однако для успешного развития этого сектора экономики определенные усилия должны приложить и государственные органы, и сами транспортные организации.

Список литературы

1. Автомобильный и тракторный парки. [Электронный ресурс]. URL: http://promportal. su/ articles_1789.htm.

2. Грузовики в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. autoexpert. in. ua/ru/summary-fore-cast/rynok-shin-v-rosii-15-04-11.html.

3. Изменение структуры автопарка в России в последние годы. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. abiz. ru/ en/170/268/484/527/?nid=183&a=entry. show.

4. Импорт грузовых автомобилей в период октября—декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. prom13.ru/ markets. php?rid=1&p=1.

5. Итоги работы транспорта в 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://tr-index. ru/analytics /results_2010.php.

6. Максимальный рост парка грузовых автомобилей возрастом более 10 лет. [Электронный ресурс]. URL: http://www. subcontract. ru/Conf2004/ Disk/section1/section1_25.htm.

7. Максимальный рост парка грузовых автомобилей общей массой до 3,5 т. [Электронный ресурс]. URL: http://autoconsultant. com. ua/news/ view/2080/.

8. Максимальный рост парка грузовых автомобилей общей массой более 16 т. [Электронный ресурс]. URL: http://autoconsultant. com. ua/market-ing/view/2085/.

9. Максимальный рост парка грузовых автомобилей от 3,5 до 16 т. [Электронный ресурс]. URL: http://news. drom. ru/11952.html .

10. Объем грузоперевозок грузовым автотранспортом в России в 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. napinfo. ru/ru/ 2/19/23/314/?nid=1 709&a=entry. show.

11. Развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения. [Электронный ресурс]. URL: http://www. evrogruz. ru/7-razvitie-transportnoi-tekhniki-tekhnologii-i-informatsionnogo-obespecheniya .

12. Структурные перемены на рынке грузоперевозок. [Электронный ресурс]. URL: http://www. stroyka. ru/Rynok/ detail. php?ID=1470420.

13. Структура производства грузовых автомобилей в России в 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://autostat. tlthost. ru/news/view/802.

14. Структура российского рынка грузовых автомобилей за 2009—2010 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www. citylines. ru/gruz_avto_perevoz/ gruz_avto_perevoz_1_109.html.

15. Структура парка грузовых автомобилей по массе. [Электронный ресурс]. URL: http://www. etractor. ru/library/40-trucks-trailers-articles/trucks-articles/trucks-heavy-equipment-market/.

16. Структура российского рынка грузовых автомобилей по происхождению машин. [Электронный ресурс]. URL: http://перевозчик63.рф/index. php?option=com_content&view=article&id=54:2011-05-27-12-56-51&catid=34:cargo&Itemid=83.

17. Структура парка грузовых автомобилей по типам кузовов. [Электронный ресурс]. URL: http:// road. perm. ru/index. php?id=21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.