Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Любовь Николаевна

Переход практически всех сфер социальной жизни мирового сообщества на цифровые платформы обусловил цель исследования: проанализировать основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе и их изменение в связи с усиливающейся цифровизацией образовательного пространства. Для этого в статье рассматривается сравнительный состав компетенций преподавателя в диахроническом аспекте: расширение информационной грамотности преподавателя вуза, быстрое реагирование на обновление информационных услуг, профессиональный подход к отбору и систематизации предлагаемого сервиса на отдельных цифровых платформах, а также креативный подход при внедрении цифровых технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE COMPETENCES OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN THE PERIOD OF DIGITALIZATION

The transition of almost all spheres of the social life of the world community to digital platforms determined the purpose of the study: to analyze the main competencies of a foreign language teacher at a university and their change due to the increasing digitalization of the educational space. The article considers the comparative composition of the teacher's competencies in a diachronic aspect. The expansion of the information literacy of a university teacher, a quick response to updating information services, a professional approach to the selection and systematization of the proposed service on special digital platforms are analyzed, as well as a creative approach when introducing digital technologies into the educational process.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Тем самым в колледже Гжельского государственного университета проводится комплексная работа. направленная на воспитание студентов, в том числе. на патриотическое воспитание.

Каждый педагог должен понимать, какая огромная ответственность ложится на него. Педагоги должны готовить будущих защитников Отечества. К сожалению, в рамках современного мира сделать это достаточно сложно и энергоёмко. Лишь человек высокой квалификации способен не только понять цели нравственно-духовного и патриотического воспитания, но и правильно представить их подрастающему поколению [2].

Поэтому педагогам рекомендуется периодически посещать специализированные треннинги и вести коммуникацию в рамках обмена опытом с более опытными коллегами [12; 13]. В процессе воспитания патриотов большая доля внимания достаётся организации в учебных заведениях музеев, выставок, клубов и других аналогичных проектов, которые помогут студентам колледжей и учреждениям среднего профессионального образования более четко понять свое предназначение и цели патриотического воспитания [11].

Выводы. В большинстве образовательных учреждений сегодня патриотическое воспитание позволяет понять, насколько определенные специальные меры имеют ориентацию на важные для нации, государственные цели. Патриотическое воспитание как интеграция современных подростков в демократические ценности общества подразумевает формирование его фундаментальных основ гражданской культуры. Гражданская культура - это глубокое понимание своей присущности к одному или другому государству, чувство гражданского достоинства, гражданского долга и ответственности, умение решительно отстаивать социальные и национальные цели в сложных и критических ситуациях [4].

В своих идеях В.А. Сухомлинский, подчеркнул, что благородная любовь к своей Родине - это процесс подготовки подростков к простому, обычному, повседневному труду и отношение к этому труду как к патриотическому занятию, как к труду на благо и во имя страны. не смотря на то, что с момента произнесения этих слов прошло уже очень много времени, тем не менее, актуальность этой идеи до сих пор не утратила своего значения.

Патриотическое воспитание - процесс прямого, систематического, структурированного и системного воздействия на сознание и поведение подростков на чувство любви к Родине путём воспитания высоких гражданских, моральных, нравственных, психологических, и физических качеств, нужных для воплощения интеллектуального и творческого потенциала направленного на разностороннее, комплексное развитие общества, обеспечивающий абсолютную готовность защищать Родину во всех пластах её существования.

Литература:

1. Бачевский, В.И. Военно-патриотические сборы для молодежи / В.И. Бачевский. - Юный краевед - № 3-4. - М., 2019. - С. 40-45

2. Ерина, И.А., Позднякова И.Р., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации / И.А. Ерина, И.Р. Позднякова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315.

3. Кадди, Э. Присутствие духа. Как направить силы своей личности на достижение успеха / Э. Кадди. - М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2016. - 320 с.

4. Козырев, Г.И. Патриотизм: понятие, структура, механизмы формирования / Г.И. Козырев. - Сотис. - 2018. - №3. -С. 85-95

5. Лукьянова, З.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности студента института культуры методом усвоения психологического знания / З.Н. Лукьянова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 5-7

6. Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России. - М.: ГБУ «МДН», 2019. - 400 с.

7. Саидов, З.А. Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности педагога / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, И.А. Локтионова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 240-243.

8. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

9. Сорокопуд, Ю.В. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи / Ю.В. Сорокопуд, С.Н. Соловьева, В.Н. Коценко // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 41-43.

10. Шевцов, Л. Как нам переобустроить Россию / Л. Шевцов // ВПК. - 22-28 декабря. - 2020. - С. 3

11. Шумакова, А.В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель - студент» / А.В. Шумакова, В.А. Яшуткин, Е.И. Дворникова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 319-321

12. Шумилова, Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумилова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. - С. 31-36.

13. Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность будущих педагогов профессионального обучения: теоретико-методологические аспекты: монография / Е.А. Шумилова. - Москва, 2010.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Черкасова Любовь Николаевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Переход практически всех сфер социальной жизни мирового сообщества на цифровые платформы обусловил цель исследования: проанализировать основные компетенции преподавателя иностранного языка в вузе и их изменение в связи с усиливающейся цифровизацией образовательного пространства. Для этого в статье рассматривается сравнительный состав компетенций преподавателя в диахроническом аспекте: расширение информационной грамотности преподавателя вуза, быстрое реагирование на обновление информационных услуг, профессиональный подход к отбору и систематизации предлагаемого сервиса на отдельных цифровых платформах, а также креативный подход при внедрении цифровых технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: компетенции преподавателя; компетентностный подход; дистанционное образование; информационные услуги; цифровое образование; цифровое поколение.

Annotation. The transition of almost all spheres of the social life of the world community to digital platforms determined the purpose of the study: to analyze the main competencies of a foreign language teacher at a university and their change due to the increasing digitalization of the educational space. The article considers the comparative composition of the teacher's competencies in a diachronic aspect. The expansion of the information literacy of a university teacher, a quick response to updating information services, a professional approach to the selection and systematization of the proposed service on special digital platforms are analyzed, as well as a creative approach when introducing digital technologies into the educational process.

Key words: teacher competencies; competence approach; distance education; information Services; digital education; digital generation.

Введение. Изменения в социально-коммуникативной сфере, вызванные глобализацией международного пространства и осложненные пандемией, выдвинули на передний план проблему перехода на дистанционно-цифровой формат всей системы образования, и в частности, высшей школы. Это стало причиной для появления множества вариантов осуществления учебно-образовательной деятельности, зачастую излишне сложных или недостаточно отработанных, что повлияло на единообразие и унифицированность системы образования. Однако именно эти проблемы стали ключевыми моментами для ускоренного преобразования форм и методов работы как в сфере средней, профессиональной, так и в высшей школы [1, 21.

На основе уже существовавших в сфере коммуникаций интернет технологий стал быстро обогащаться и видоизменяться цифровой сервис-контент, предлагающий образовательные услуги, ориентированные на разные социальные слои и учитывающие территориально-локальные особенности, требования и нужды населения. Интенсивность таких изменений неизбежно происходила на фоне противоречий между необходимостью сохранения самого учебного процесса, с его существующими принципами, и необходимостью изменения форм его реализации. Особенно тех, которые определяют подбор и наиболее целесообразный выбор интерактивных способов обучения [31.

Изложение основного материала статьи. Особенности преподавания иностранного языка, являющегося одним из главных условий эффективной межкультурной коммуникации, обязательно в большей или меньшей степени всегда были связаны с использованием всех возможностей, которые могут ускорить или упростить контакты с людьми разных национальностей. Однако вынужденный дистанционный формат выявил множество пробоем и трудностей, с которыми столкнулись в течение последних двух лет преподаватели, и не только иностранных языков. Это высокий уровень информационной грамотности, необходимый каждому преподавателю средних, специальных и высших образовательных учреждений.

Появление большого числа дистанционных вариантов и возможностей для реализации учебного процесса требует от преподавателя новых, определяемых потребностями времени компетенций, свободное владение которыми является основой для результативности образовательной деятельности. И это не только умение работать в цифровом пространстве, но и критический подход к отбору учебного материала, с учетом изменения ценностных ориентиров и ментальной модели, не совпадающей с ментально-коммуникативной моделью при off-line коммуникации [41.

Тем не менее, новый формат образовательного процесса, происходивший либо онлайн, либо в комбинированной форме, выявил необходимость решения следующих задач, которые должен решать преподаватель, независимо от того, свободно или нет он владеет компьютерными технологиями, умеет ли пользоваться гаджетами, ориентируется ли в цифровых учебных материалах и легко ли может определить и выбрать наиболее оптимальные варианты [51. Конечно, профессиональная коммуникативная компетенция преподавателя остается необходимой, т.к. умение инициировать, выстраивать и пролонгировать речевые ситуации, а также вовлекать в них учащихся создает комфортную коммуникативную среду, в которой коммуниканты могут эффективно обмениваться информацией, закрепляя ее интервальным повторением на уровне ментальности. Если раньше от преподавателя иностранного языка требовалось единство знаний лингвистики и социолингвистики, умений выстраивать стратегию занятий, основываясь на дискурсивном контенте и навыках быстрого реагирования в различных коммуникативных ситуациях, то в современном социуме определились новые векторы в педагогической деятельности:

1) Ориентирование в цифровом пространстве;

2) Прагматическая эффективность создания коммуникативных ситуаций;

3) Комбинирование активных и интерактивных методов и форм обучения;

4) Оперирование цифровыми инструментами, представленными на используемых для образовательного процесса платформ;

5) Интегрирование разных учебных программ и платформ;

6) Индивидуальное брендирование мобильных приложений;

7) Использование мобильных навигационных систем;

8) Разработка комплексного решения при выборе учебно-методического материала и цифровой платформы.

Однако если среднеобразовательный портал включает уже готовые курсы на платформах ЯКласс, Яндекс.Учебник,

Учи.ру, MATRIX, что, с одной стороны, упрощает обучение, а с другой - делает его формальным, то платформы, предназначенные или разработанные для высшей школы, отличаются ннтерфейсом, что создает множество проблем для осваивания разного инструментария цифровых платформ. В основном вузы для дистанционного формата предлагают работать на базе платформ Moodle, предназначенной для управления процессом обучения, способной интегрироваться с другими программами, открывающейся на современных мобильных устройствах, поддерживающей существующие форматы и дающей возможность использовать любой информационный контент. Кроме этой платформы, для проведения массовых мероприятий рекомендована платформа Teams, разработанная компанией Microsoft и способная обеспечить решение коммуникативных задач для большого числа коммуникантов, что необходимо при проведении научных форумов, конференций или совещаний. В случае выбора платформы Teams, конечно, доминирующим фактором является знакомый всем работникам сферы образования бренд и программы Microsoft Word или Excel.

Для использования уже разработанных учебных программ существуют такие платформы, как Desmos, InternetUrok, LECTA, Фоксфорд, InfoUrok, LearningApps. Кроме того, следует выделить специализированные платформы для изучения не только отдельных предметов, но ориентированных на изучение именно иностранного языка. Например, Coursera предлагает на английском языке более 2000 профессиональных курсов на английском языке: Психолингвистика (Psycholinguistics), Психология сознания (Psychology of consciousness) - Saint Petersburg State University; BSc Computer Science - University of London; Maestría en Dirección de Empresas (MBA) - Universidad de Palermo и др. в проекте Coursera участвуют самые передовые мировые образовательные центры и университеты.

Существующие образовательные платформы Edx, Udemy, Yale, Alison и Khanacademy отличаются разнообразием тематики: она варьируется от курсов по изучению информационных технологий до естественно-научных, гуманитарных и бизнес-курсов. Однако для изучения английского языка, особенно для русскоговорящих, можно использовать платформу Genius English, разработанную для ускоренного изучения английского с использованием метода Нейроконнект, в котором обычное представление слов на карточках, сопровождается звуковым и видеоизображением. Кроме того, к приложениям, которые используются для изучения английского языка и привлекают интересы широких масс, благодаря своим нестандартным методикам, необычной презентации материала и практической направленности учебного процесса, относятся следующие:

1. LinguaLeo, в котором с использованием элементов геймификации можно изучить английский, испанский, португальский, турецкий и даже русский языки.

2. ED Words, разработанный по принципу интервальных повторений, в котором запоминание новых слов происходит благодаря периодическому возврату к теме и повторению слов в предложениях разного уровня и вида, а также в предлагаемых диалогах и ситуациях.

3. Puzzle English, представляющий собой уроки по изучению иностранного языка в виде пазлов, которые можно собрать, объединяя их соответственно по грамматическому, лексическому, культурологическому или страноведческому принципу.

4. Easy ten, предназначенное для систематического постепенного увеличения словарного запаса с одновременным повторением ранее изученных слов.

5. FluentU - приложение, в котором с учетом интересов молодежной аудитории, используется аудио и видеоматериал, музыкальные клипы и отрывки из сериалов. Причем субтитры на иностранном языке помогают задействовать как слуховые, так и зрительные рецепторы.

6. Urban Dictionary включает большое число разговорных фраз, устойчивых выражений, а также сленг, который в большинстве случаев не отражается в учебном материале, и без знания которого практическое свободное владение иностранным языком невозможно.

7. Duolingo - приложение, в котором акцент сделан на игровую форму реализации учебного процесса, а логически выстроенная концептуальная стратегия от простого к сложному способствует легкому восприятию как теоретического, так и речевого материала.

Представленный перечень цифровых образовательных платформ - это лишь база для осуществления учебного процесса не только off-лайн, но и дистанционно, что, с одной стороны расширяет коммуникативные возможности, обогащая их не только технически, но и методически, с другой - преобразовывает взаимодействие преподавателя и студента в многообразные формы коммуникации. В этом случае преподаватель сам не только должен хорошо ориентироваться в информационном пространстве, уметь быстро находить нужную информацию в сети Интернет, знать особенности, а также плюсы и минусы разных цифровых платформ, но и быть готовым постоянно совершенствовать собственные возможности и знания разных операционных систем. Кроме личностно-психологических особенностей преподавателя при работе в цифровом пространстве, от него требуется умение оперировать учебным материалом, создавать онлайн-курсы для изучения иностранного языка, отличающиеся актуальностью, целеполаганием, задачами, прагматически ориентированным знаниевым контентом и возможностью для коммуникантов работать как синхронно, так и пролонгированно во времени.

Таким образом, к академическим знаниям и традиционным компетенциям преподавателя иностранного языка добавляются компетенции, обеспечивающие информационную грамотность и информационную культуру коммуникации, регулирующие коммуникационную деятельность и дающие возможность эффективно решать коммуникативные задачи [61. Это включает умение сформулировать запрос в поисковой системе, опираясь на ключевые слова или понятия, а также профессиональный отбор учебного материала с учетом использования его как во время дистанционного обучения, так и при обучении онлайн на базе разных платформ. Кроме того, применение технических средств обязательно связано с необходимым высоким уровнем оперирования этими средствами, тем более, что они постоянно обновляются, расширяя свой диапазон.

В связи с интеграцией цифровых технологий в образовательный процесс, следует учитывать, что информационный контент воспринимается и переосмысливается людьми разных поколений по-разному, с разной скоростью, с несовпадающими информационными центрами. Преподаватель же должен при выборе и подготовке учебного материала не только ориентироваться на собственный методический опыт, но также учитывать то, как этот материал будет воспринят учащимися, насколько он сможет привлечь их внимание и, что еще более важно, сможет ли преподаватель этим материалом вызвать пролонгированный интерес и сформировать мотивационную базу для изучения иностранного языка [71.

Изменение парадигмы образовательного процесса в связи с цифровизацией, с одной стороны, расширяет образовательное пространство и делает образование более доступным для широких слоев населения. Однако, с другой, уменьшает коммуникативное влияние преподавателя на учащегося или студента, что превращает учебный процесс в формальную реализацию передачи знаний. Происходящие изменения профессиограммы преподавателя ведут к соответствующим изменениям профессиограммы учащегося. Изменение векторного направления образовательной парадигмы от обучаемого к обучающемуся происходит, потому что современные технологии, предоставляющие огромные возможности для получения знаний, в то же время обусловливают постоянный поиск и выбор, к которым не каждый учащийся готов как психологически, так и практически, не всегда достаточно владея всем инструментарием цифрового процесса [61.

Практически все прогнозы ученых о будущем образовании указывают на доминирование роботизации искусственного интеллекта, междисциплинарные знания, познавательную активность учащихся и развитие самостоятельности индивидуума. При таком подходе даже личность преподавателя определяется лишь как «один из инструментов обучения студентов наряду с другими» [81, что представляется поспешным утверждением: логичнее определить роль преподавателя как ментально-мониторинговый или координационный центр, который направляет познавательную деятельность учащихся, моделируя ситуации и активизируя мотивационную составляющую. Преуменьшение роли преподавателя в учебном процессе уже сейчас негативно сказывается на качестве образования, особенно в высшей школе. Отсутствие интернета или современных гаджетов у многих учащихся представляет собой серьезное препятствие для получения знаний.

Одновременно с этим академический опыт преподавателя отходит на второй план, теряет свою ценность, становится все менее востребованным: происходит формализация образования, результатом которой становятся отчеты, формально отражающие положительные результаты, которые не подтверждаются результатами остаточных знаний, практически усвоенными навыками и сформированными компетенциями. В связи с нестабильностью образовательного процесса из-за разнообразия вариантов программ и методов обучения, традиционные формы, отличающие логикой, строгостью подачи материала, единообразием учебных программ и основывающиеся на личном контакте преподавателя с обучающимися, становятся востребованными обеими сторонами учебно-образовательного процесса, т.е. и учащимися, и преподавателями.

Процесс перехода образования в цифровой формат осложняется не только проникновением цифровой культуры в личности преподавателей и обучающихся, но и многократно увеличенной нагрузкой на преподавателей, ранее занятых в основном собственно учебным процессом, а в настоящее время занимающихся также научными и методическими разработками, которые требуют значительно большего времени для реализации научных исследований и разработки разнообразных онлайн-проектов, кейсов, тестов и курсов. Недостаточно разработанный и абсолютно необоснованный подход к определению обязанностей преподавателя, включающих научные публикации международного уровня, никак не связаны с повышением качества и эффективности образовательного процесса.

И чем более развивается эта тенденция, тем менее эффективным становится учебный процесс, приобретая все более формализованный характер. На первый план выходят отчеты, соответствия, бюрократические требования. Из процесса образования практически исчезла гуманистическая составляющая, которая формирует человеческую личность, определяет для нее социальные и поведенческие нормы. Формализация образовательного процесса исключает также личностные характеристики преподавателя: его психологические способности, талант, педагогическое мастерство, креативность и свободу выбора при осуществлении образовательной деятельности.

Конечно, отрицать необходимость внедрения и использования цифровых форм обучения бессмысленно, потому что прогресс технический, и тем более интеллектуальный, не остановить. Однако подменять его формальной привязкой «цифры» к учебному процессу также представляется ошибочным. Подобная тенденция лишь усиливает бюрократизацию учебного процесса, ограничивает свободу преподавателей в выборе методов обучения, мешает формированию комфортной коммуникативной ситуации, что при обучении иностранному языку является особенно важным, а также тормозит формирование самостоятельной мотивации учащихся к обучению.

Парадоксальность ситуации при обучении иностранным языкам заключается в том, что, с одной стороны, цифровой информационно-учебный контент представляет собой логично выстроенный концентрированный учебный материал, с другой - он уступает по степени аттрактивности хорошему преподавателю, умеющему регулировать учебный процесс, способному направлять эмоции учащихся на решение познавательных задач.

Выводы. Обусловленное требованием времени единство предметной и цифровой компетенции преподавателя все еще находится на стадии формирования, поэтому слабые стороны, связанные с отсутствием единообразия программ, чрезмерной нагрузкой на преподавателя, который должен уделять значительную часть времени на формально-бюрократические процедуры, постоянно заполняя всевозможные отчеты, ежегодно меняя и корректируя программы, влияют на стабильность учебного процесса и, как результат, на качественную подготовку учащихся и студентов, являющихся будущими специалистами.

Функциональная роль преподавателя в цифровом пространстве, конечно требует от самого преподавателя соответственной функциональной адаптации ко всем условиям работы на базе цифровых платформ и квалифицированного использования цифрового инструментария. Это несомненно. Однако. если для отдельных учителей средней школы переход на цифровой формат и представляет собой трудность при восприятии и передаче учебного материала, то для преподавателей высшей школы это не является чем-то новым или необычным: преподаватели же иностранного языка в вузе всегда активно использовали возможности коммуникации с представителями разных культур, чтобы полученные студентами знания имели практическое применение.

Литература:

1. Исаева Т.Е. Проектирование методического обеспечения процесса формирования компетенций обучающихся технических вузов в сфере международного сотрудничества на занятиях по иностранным языкам ОБЩЕСТВО: социология, психология, педагогика / Т.Е. Исаева, Ю.В. Бжиская // Научный журнал. - № 5 (73). - 2020. - С. 141-148

2. Черкасова Л.Н. Особенности преподавания иностранного языка в сфере изменения компетентностного подхода В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики и формирования языковой компетенции юристов в современных условиях / Л.Н. Черкасова, А.С. Гампарцумов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. -С. 258-261.

3. Бурдынская, С.П. Формирование цифровой компетентности преподавателя иностранного (английского) языка вуза / С.П. Бурдынская // Образование и право. - 2021. - №7. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/formirovanie-tsifrovoy-kompetentaosti-prepodavatelya-inostrannogo-angHyskogo-yazyka-vuza (дата обращения: 28.01.2022). D0I:10.24412/2076-1503-2021-7-205-210 NIION: 2018-0076-7/21-033 MOSURED: 77/27-023-2021-07-232

4. Батракова И.С. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования / И.С. Батракова, Е.Н. Глубокова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Высшее образование в России. - 2021. -№8-9. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/izmenemya-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19 (дата обращения: 31.01.2022).

5. Маликов, А.В. Адаптация профессорско-преподавательского состава вузов к вызовам цифровой экономики / А.В. Маликов, И.И. Потапова, Е.С. Гаврилюк // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 6. - С. 1011-1020. - doi: 10.18334/ce.14.6.110504

6. Дерябина, С.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства / С.А. Дерябина // Высшее образование в России. - № 4, 2019. - С. 142-149

7. Митюн, М.А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации / М.А. Митюн. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 340-342. - URL: https://moluch.ru/archive/366/82218/ (дата обращения: 28.01.2022).

8. Нуртдинова, Л.Р. Универсальный портфель компетенций современного преподавателя в рамках цифровизации высшего образования / Л.Р. Нуртдинова // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2020. - №2 (46). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnyy-portfel-kompetentsiy-sovremennogo-prepodavatelya-v-ramkah-tsifrovizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 31.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.